47 ронинов

Литература

  • Успенский М.В. Самураи восточной столицы / История преданных вассалов, И. Куниёси и японская гравюра 1840-х годов. — Калининград: Янтарный сказ, 1997. — 128 с. — ISBN 5-7406-0241-6.
  • Джоан Виндж. 47 ронинов / Роман, написанный по самой знаменитой японской легенде!. — Эксмо, 2013. — 400 с. — ISBN 978-5-699-69315-3.
  • Хорхе Луис Борхес. Неучтивый церемониймейстер Котсуке-Но-Суке / Всеобщая история бесчестья : . — Москва: АСТ, 2014. — 222, с. — ISBN 978-5-17-083751-9
  • А. Зинов. Храм Сэнгакудзи и история сорока семи вассалов // Токио Моногатари — Токио глазами токийцев. История и современность. — Токио: Ассоциация переводчиков-русистов, 2010. — С. 154—157. — ISBN 978-4-89981-215-9.

История 47 ронинов

История повествует о том, как сорок семь ронинов подготовили и претворили в жизнь план отмщения Кире Кодзукэ-но-Сукэ, придворному сёгуна Токугавы Цунаёси, за смерть своего господина, даймё Асано Такуми-но-Ками Наганори из Ако. В 1701 году Асано был приговорён к сэппуку за нападение на придворного в ответ на оскорбления и издевательства со стороны последнего.

Потеряв своего господина, сорок семь ронинов во главе с главным советником Оиси Кураносукэ (яп. 大石 良雄 о:иси ёсио, титул 内蔵助, кураносукэ), дали клятву отомстить смертью за смерть, несмотря на то, что их за это ждал смертный приговор.

Чтобы не возбуждать подозрений, заговорщики растворились в толпе, став купцами и монахами, Оиси же переехал в Киото и начал вести разгульный образ жизни, развёлся с женой и взял себе молодую наложницу. Со временем, узнав о том, что ронины разбрелись кто куда, а Оиси пьянствует, Кира ослабил свою охрану и стал более беспечным.

Между тем, ронины тайно собирали и переправляли в Эдо оружие, входя в доверие к домочадцам Киры (один из бывших слуг Асано даже женился на дочери строителя поместья чиновника, чтобы раздобыть планы постройки).

Когда всё было готово к исполнению задуманного, Оиси тайно перебрался в Эдо, где все заговорщики встретились и заново принесли клятву отмщения.

47 ронинов атакуют усадьбу Киры, гравюра Кацусика Хокусая

В 15 год эпохи Гэнроку в 14 день 12 месяца (30 января 1703 года) ронины двумя отрядами по сигналу барабана напали на поместье Киры в Эдо, перебив 16 и ранив более 20 человек. Кира успел спрятаться в доме вместе с женщинами и детьми в большом чулане, и его долго не могли найти. Однако Оиси, проверив постель Киры, убедился, что она ещё тёплая. Вскоре за настенным свитком был обнаружен тайный ход, ведший в скрытый внутренний дворик с небольшим складским строением для хранения угля, которое защищали двое вооружённых охранников. Там был обнаружен Кира. Оиси почтительно поведал ему, что они, бывшие слуги Асано, пришли отомстить за своего господина. Как самураю Кире было почтительно предложено совершить ритуальное самоубийство, но тот отказался или же просто не смог этого сделать. Тогда Оиси сам убил Киру, отрубив ему голову.

Голову поверженного врага ронины отнесли в монастырь Сэнгаку-дзи на могилу своего господина, исполнив тем самым клятву.

Власти оказались в затруднительном положении. С одной стороны, ронины поступили согласно букве и духу бусидо, отомстив за своего сюзерена; с другой стороны, они ослушались приказа сёгуна, проникли в Эдо с оружием и напали на придворного. Из-за растущей в народе популярности сорока семи ронинов сёгун получал множество прошений за них, но, как и ожидалось, в соответствии с законом приговорил всех заговорщиков к смерти. Однако им было позволено провести благородный обряд ритуального самоубийства, как надлежало настоящим самураям, вместо того, чтобы быть казнёнными как обычные преступники.

Сэппуку состоялось в 16 год эпохи Гэнроку в 4 день 2 месяца (20 марта 1703 года). Самого низкого по рангу из участников мести Оиси сразу же после её свершения отправил на родину в Ако гонцом. Сорок шесть оставшихся в Эдо ронинов были похоронены в том же монастыре, что и их господин. Их могилы с тех пор стали объектом поклонения, а одежду и оружие их по легенде до сих пор хранят монахи Сэнгаку-дзи. Доброе имя рода Асано было восстановлено, его семье даже вернули часть бывших владений. Последний из этой группы ронин вернулся в Эдо, был помилован сёгуном, прожил 78 лет и похоронен рядом со своими товарищами.

Месть

Клятва, данная ронинами друг другу, требовала немедленного действия. В короткие сроки воины Асано собрались в Эдо (современный Токио) и напали на поместье Киры. Быстро справившись с охраной Есихисы, они нашли его в грязном сарае, где он прятался, пытаясь спасти свою жалкую жизнь. Его не стали убивать на месте, а предложили избавить себя от позорной смерти и сохранить честь в последние мгновения жизни. Но трус предпочел отказаться от сеппуку, надеясь на снисхождение ронинов. Снисхождения не последовало. Голова Киры была отсечена одним ударом и доставлена на могилу своего господина. В количестве всех 47 ронинов отряд направился прямиком к сегуну, чтобы добровольно сдаться. Их миссия была выполнена, они не видели больше смысла в своем существовании. Сегун скрипя сердцем отдал приказ об аресте бунтарей. Его уважение к воинам не знало предела. Он не стал их казнить или бросать в камеру, а разрешил умереть, как подобает славному самураю. Смерть через сеппуку.


В наши дни могилы 47 ронинов в Японии являются местом паломничества не только коренных жителей островов. Туристы, имеющие представление о славном подвиге героев былых лет, прямиком отправляются в монастырь Сэнгаку-дзи, где находятся могилы великих воинов, нашедших покой рядом со своим господином.

Эта история свершилась в самом начале XVIII века.

Ронины берутся за дело

Ронины чем то похожи на безземельных рыцарей в Европе, но со своими особенностями. Это были самураи, лишившиеся покровительства своего господина, а значит и постоянного дохода. Они могли стать торговцами (но это считалось позорным делом для воинов), а могли уйти в вольные поэты или музыканты. Последнее, впрочем, требовало таланта, и далеко не у всех он был. Однако чаще всего бедный и неприкаянный воин становился разбойником или наемным убийцей, поэтому ронинов в Японии того времени не особо жаловали.

После казни Асано осталось около двухсот самураев, неожиданно для себя ставших ронинами. И если большинство приняли эту судьбу, то сорок семь во главе с советником Оиси Кураносукэ решили, что честь господина требует отмщения. При этом они прекрасно понимали, что после мести их ждет неминуемая казнь, но пошли на это, руководствуясь кодексом Бусидо, правилами поведения самурая.

Взявшись за дело, опозоренные воины, прежде всего, затаились, ведь Кира прекрасно понимал, что они могут отомстить и был постоянно под охраной. Для маскировки ронины разъехались по Японии, ведя разгульный образ жизни. Сам же Оиси вообще развелся с женой, взял себе наложницу и постоянно проводил время в пьянках, валяясь в грязи, а проходившие мимо люди осыпали его презрительными насмешками.

Один человек из княжества Сацума и вовсе обозвал бывшего советника дураком и мерзавцем, недостойным звания самурая, пнув спящего ногой и плюнув ему прямо в лицо. Естественно, слухи о таком поведении возможных мстителей дошли до Киры, и со временем он расслабился, перестав так много сил уделять охране своей персоны. А зря.

47 самураев Ако

Чтобы не углубляться в суть конфликта Асано Наганори из города Ако с одним влиятельным чиновником Кирой Есихисой, упомянем лишь, что первый из вышеназванных был назван обидчиком «бестолковой деревенщиной». За что Асано наградил своего врага двумя ударами мечом, от которых Кира увернулся, но, избежав смерти, не избежал ранения. Конфликт произошел во дворце сегуна, и оба провинившихся должны были совершить сеппуку за свой проступок. Асано исполнил волю своего сегуна, чего не скажешь о Кире, который откупился от наказания.

По японским канонам и обычаям самураи, принадлежавшие какому-то одному господину, не могут просто так взять и сменить его на другого. Теперь их судьба скитаться в поисках смерти. Покоя не давал лишь тот факт, что вся семья Асано теперь обречена быть в опале. Позор, нанесенный одному члену семьи, падает на все древо. И чтобы снять пелену позора, нужно отомстить обидчику. Из 200 самураев, ставших ронинами, только 47 человек решили, что честь их господина и своя собственная гораздо дороже жизни. Теперь их идея фикс — месть Кире Есихисе.

Кира догадывался, что рано или поздно за ним придут, поэтому значительно усилил свою охрану. Этот факт не остался незамеченным заговорщиками, и они решили взять своего врага хитростью. Захаживая в питейные заведения и публичные дома, ронины всем видом показывали, что решили провести жизнь напропалую. Пьяные выходки, аморальное поведение и абсолютное равнодушие относительно Киры успокоили встревоженного чиновника, и спустя ровно год он снял дополнительную охрану со своего поместья.

Время и место действия — Япония времен сегуната Токугавы

В начале XVIII века Япония представляла собой феодальное общество с довольно необычным для нас укладом. Дело в том, что страной, при живом императоре, управлял сегун — нечто вроде главнокомандующего войсками. Формально он признавал над собой власть монарха, который считался сыном богини Аматерасу. Однако все важные решения сегун принимал сам, без оглядки на мнение божественного потомка.

Во время описываемых событий страной правил Токугава Цунаеси, эксцентричный сегун, сочетавший в своем мировоззрении конфуцианство и буддизм, правда, в диковинном виде. От конфуцианства он взял любовь к ритуализации обыденной жизни, поэтому придворные обязаны были досконально знать все церемонии и ни в коем случае не ошибиться в мелких деталях одежды или поведения.

«Собачий сегун» Токугава Цунаеси.

От буддизма же Токугава взял сострадание к живым существам, правда понимал он его довольно странно. Свое прозвище «Собачий сегун» Цунаеси получил не зря. Он под страхом смерти запретил подданным бить и уж тем более убивать бродячих собак. Если пес забирался на участок крестьянина, тот даже не имел права кричать на пса, а должен был вежливо попросить его уйти. За малейшее причинение вреда собакам крестьянина могли лишить жизни. А однажды из за такого случая вообще казнили целую деревню.

Естественно, бродячие псы расплодились с ужасной скоростью и дикие стаи начали нападать на людей, за что народ не особо любил своего правителя. О том, чем кончилась история с Цунаеси, кстати, можно прочитать в другой нашей статье.

Марш с отрубленной головой

47 ронинов двумя группами атаковали усадьбу своего врага. Предварительно Оиси уведомил соседей князя Киры, что его сподвижники — не бандиты, а благородные мстители: в результате никто из соседей властям не донес.


Ронинам было приказано не трогать в доме никого, кроме вооруженных врагов. В коротких схватках люди Оиси зарубили 16 самураев Киры, 22 из них были тяжело ранены. Никто из соратников Оиси не пострадал, но их обидчик бесследно исчез.

Мстители были сбиты с толку и сначала подумали, что Киры нет дома. Но Оиси, как утверждает легенда, потрогал рукой постель врага и убедился, что она еще теплая. Вскоре был обнаружен тайный ход, который вел в секретный дворик с потайными помещениями. Там и нашли скрывавшегося князя. Оиси встал перед ним на колени, как перед самураем крайне высокого ранга, и с изысканной вежливостью попросил того совершить сэппуку. Однако Кира очень испугался, дрожал, не мог говорить, и в результате Оиси сам отрубил ему голову.

47 ронинов после этого и совершили свой марш, который теперь ежегодно повторяют токийские реконструкторы тех событий. Они прошли 10 километров от усадьбы Киры до могилы своего князя в одном из храмов и положили на нее отрубленную голову обидчика. Новость о мести мгновенно разлетелась по городу. Ронинов по дороге приветствовали горожане и даже пытались их угощать. Сами они в храме спокойно дождались стражи, сдали оружие и ушли под арест.

Сюжет

Перед нами вольный пересказ одной старой японской были о самураях, но с западным акцентом. Когда-то очень давно, в веке 18 в стране правил Сегун. Он своей железной рукой заставлял подчиняться все земли, которыми правила на местах какая-нибудь известная и не менее властная семья.

Бывали случаи в истории Японии, когда одна такая семья восставала и завоевывала трон правления и тогда на долгое время именно она становилась главой страны. Другие же вельможи были горды служить своему Сегуну. А уж принять его у себя дома вообще была великая честь.

Сами же вельможи часто враждовали между собой и даже воевали. Сегун на это смотрел сквозь пальцы, пока не видел угрозы для своего правления.

Так и в этом фильме, один вельможа позарился на территорию другого и желает как можно быстрее заполучить ее. Но чтобы избежать прямого военного столкновения, тот прибегает к услугам ведьмы. Или ведьма уже была у него в доме… в общем, к завязке претензий в фильме нет.

А тут у вельможи как раз выдается случай подставить своего конкурента из соседней провинции. Именно к нему приезжает сегун, правда, зачем так толком и не сказали. Ведьма отравляет разум бедного старика и тот практически на глазах правителя пытается убить ночью своего гостя. По всем законам чести это очень подлый поступок. Теперь хозяину предстоит умереть. И только горстка верных самураев знает всю правду, но они всё же дают умереть своему господину.

После этого у злодея развязаны руки и он уже практически готов взять в жену единственную наследницу. А все те же самураи, которые теперь ронины, так как их господин мертв, клянутся отомстить злодею и его ведьме. Правда, для этого им понадобится помощь Киану Ривза.

Впечатления от просмотра

Начнем с того, что для меня «47 Ронинов» был фильмом из разряда темной лошадки. С одной стороны, я не возлагал на него надежд, а то вдруг разочарует. С другой стороны, если бы он оказался на высоте, то я бы удивился и получил еще больше приятных впечатлений.

На выходе же мы получили весьма крепкий середнячок, особенно если учитывать, что режиссер является новичком в своем деле. В целом, все красиво и добротно, однако, есть существенные плюсы и минусы.

Пожалуй, самым главным плюсом, для меня, оказалась пара японских актеров. Первый, Хироюки Санада, играющий предводителя самураев Оиси. Из него действительно получился достоверный воин, глядя на которого веришь, что он побывал во множестве передряг. Он очень достоверно передает дух верности своему господину до последней капли крови.


И второй персонаж, это ведьма. Ее играет Ринко Кикути. Она получилась не менее атмосферным злодеем. Причем настолько, что с ее появлением зрительный зал тут же желал ей смерти. А это удается далеко не каждому. Да и в целом к японской бригаде актеров нет претензий.

И вторая сильная сторона — это визуализация происходящего. Изображение и анимация монстров просто восхитительна. Создается ощущение, что это ожившие рисунки художников Средневековой Японии перед нами. Плюс очень сочные краски, это касается и пейзажей, и костюмов.

С визуальной точки зрения фильм точно перебивает того же Тора 2, хотя конечно же не Властелина Колец. Правда, немного портит впечатление ненужное 3D.

Из минусов выделю саму сюжетную составляющую. Фильм протекает в течение 2 часов экранного времени. И за это время вы успеете заскучать из-за того, что будет около 30 минут, во время которых ничего не происходит существенного. Другими словами, сюжет вначале и середине фильма провисает. Это уже после минут 40 ты можешь ожидать увидеть действительно содержание.

Не последнее слово в скуке сыграл неумелый монтаж. Чаще всего монтаж зрителю вообще не заметен, тут же прям видишь, как были вырезаны куски сюжета. Возможно, в них объяснялись некоторые нелогичности.

И второй минус — это Киану Ривз. Если вы являетесь поклонником его творчества, то данный фильм вряд ли вас обрадует. Здесь он чрезвычайно уставший и скорее блеклая тень самого себя. Его герой получился весьма унылым и однообразным.

Если вы проследите за развитием его персонажа, то поймете, что он практически остался таким же. На мой взгляд, можно было спокойно на его роль брать какого-нибудь молодого актера и мы получили бы ничуть не хуже. А лучше даже японца, чем вымученную историю о полукровке.

Резюмирую: как я уже говорил, мы получили вполне себе крепкий средний фильм, но не более. На фоне остальных он выигрывает тем, что это фэнтези о Японии, но не более. Тем не менее, обидно, что «47 ронинов» провалились в прокате. Моя оценка 7 баллов из 10.

Если же вы хотите посмотреть нечто такое, что может пощекотать нервы, тогда настоятельно рекомендую вам фильм «От заката до рассвета». Данный фильм можно посмотреть онлайн и совершенно бесплатно на сайте vampiretv.ru. Приятного просмотра!

<Японские фильмы и сериалы                       Небесный почтальон>

Подлость князя Киры

Владыки феодальной Японии, военные правители-сёгуны, не без оснований опасались мятежей региональных князей и на всякий случай заставляли их большую часть года проводить при своем пышном дворе в Эдо, нынешнем Токио. В начале XVIII века это был один из крупнейших городов мира с прекрасно налаженным хозяйством, где была, кстати, очень неплохая канализация и водоснабжение. В Эдо располагались многочисленные резиденции феодалов, соперничавших в роскоши и богатстве.

Среди принудительных гостей двора был и молодой владыка небольшого и не слишком обеспеченного княжества Ако на западе главного японского острова Хонсю по имени Наганори Асано. Он плохо ориентировался в запутанных придворных нравах, отличался прямотой характера. Молодому князю, на его беду, было поручено вместе с другими принять участие в подготовке важных церемоний, посвященных приезду в Эдо посланцев японского императора. Наганори реальной власти не имел и жил затворником в городе Киото.

Асано поступил в распоряжение высокопоставленного придворного чина, коварного интригана князя Ёсинаки Киры. Тот с самого начала был раздражен незначительностью, как ему казалось, подарков от небогатого феодала, намекал на крупные взятки, но простодушный провинциал явно не понимал, чего от него хотят. В итоге князь Кира стал непрерывно унижать молодого человека. Терпение князя из Ако лопнуло, когда Кира обозвал его тупой деревенщиной. Асано был вне себя, выхватил короткий меч и полоснул обидчика по щеке.

Конец сорока семи ронинов

Сегун оказался в щекотливом положении. С одной стороны, его власть попрали: в его собственной столице был убит один из самых высокопоставленных чиновников. С другой — ронины поступили в духе кодекса Бусидо, и стали невероятно популярны в народе. Токугава поступил мудро: он велел казнить всех ронинов, но не на виселице, как воров и убийц, а посредством почетного ритуального самоубийства.

Клан Асано возвратил себе доброе имя, ему даже вернули часть владений. Род же Киры, наоборот, лишился наследственной должности кокэ (мастера церемоний), его владения были урезаны, а внук и наследник рода, Кира Еситака, был приговорен к смерти за то, что, будучи самураем, не смог защитить свою семью.


Сорок шесть ронинов вспороли себе животы и были похоронены рядом с господином, молодого же гонца, когда он вернулся из Ако и тоже сдался властям, простили, и он прожил до 78 лет, после смерти заняв место рядом с соратниками.

Казнь 47 ронинов.

Любопытно, что рядом с сорока семи ронинами покоится еще один человек. После похорон жители Эдо приходили в храм воздать дань богам. Прибыл сюда и уроженец провинции Сацума, тот самый, что когда-то плюнул в лежащего на земле Оиси Кураносукэ. Узнав всю правду о поступке ронинов, и особенно Оиси, он воскликнул:

Произнеся этот монолог, он вынул короткий меч и пронзил себе живот. Настоятель храма решил похоронить этого человека рядом с сорока семью воинами.

Могила 47 ронинов.

Самое же удивительное, что поступок ронинов осудил авторитетный знаток кодекса самураев того времени. Он посчитал, что они должны были тут же бросится мстить, и погибнуть, не достигнув цели, ведь по его мнению, для самурая важен порыв, а никак не разумное планирование мести.

Как бы то ни было, эта история приносит нам из глубины веков дух средневековой Японии — загадочной, непостижимой и кровавой.

«Сорок семь ронинов» в японском искусстве

Популярность этого предания породила множество пьес (для кабуки и бунраку), литературных и художественных произведений, написанных на тему Мести клана из Ако (первая такая пьеса появилась уже через две недели после гибели ронинов). Такие произведения носят название .

Изобразительное искусство

Сюжет «Сорока семи ронинов» стал популярным среди японских художников, работавших в технике гравюры на дереве. Среди них были и такие известные мастера как Утамаро, Тоёкуни, Хокусай, Кунисада и Хиросигэ. Самой популярной признана серия работ Куниёси.

Театральные постановки

Среди множества театральных постановок на тему мести «сорока семи» наиболее известной является Канадэхон Тюсингура (в переводе «Зерцало преданных вассалов») или просто Тюсингура, которая, правда, потеряв часть исторической достоверности, приобрела больший драматизм и зрелищность.

Написанная сначала для кукольного театра бунраку, пьеса была позже адаптирована для театра кабуки. Она и поныне остаётся одной из самых популярных театральных постановок в Японии.

В кинематографе

  • «Chûshingura» — Япония, 1916 год.
  • «Тюсингура: Правдивая история» (Chushingura: The Truth) — Япония, 1928 год, режиссёр Сёдзо Макино
  • «Chûshingura: Kôhen» — Япония, 1939 год, режиссёр Кадзиро Ямамото
  • «Верность в эпоху Гэнроку» / «47 ронинов» (Genroku Chushingura) — Япония, 1941 г., режиссёр Кэндзи Мидзогути
  • «Dai Chûshingura» — Япония, 1957 г., режиссёр Тацуясу Осоне
  • «47 верных ронинов» (Chûshingura) — Япония, 1958 г., режиссёр Кунио Ватанабэ.
  • «47 ронинов / Сорок семь верных вассалов эпохи Гэнроку» (Chushingura — Hana no maki yuki no maki) — Япония, 1962 г., режиссёр Хироси Инагаки
  • «Падение замка Ако» (Ako-Jo danzetsu) — Япония, 1978 г., режиссёр Киндзи Фукасаку
  • «47 ронинов» (Shijûshichinin no shikaku) — Япония, 1994 г., режиссёр Кон Итикава
  • «Ронин» (Ronin) — 1998 г., упоминаются.
  • «Сорок семь ронинов» (Chushingura 1/47) — Япония, 2001 г., режиссёр Сюнсаку Каваке
  • «47 ронинов» (47 Ronin) — США, 2013 г., режиссёр Карл Эрик Ринш
  • «Последние рыцари» (Last Knights) — США/Чехия, 2015 г., режиссёр Кирия Кадзуаки

Завязка конфликта

Асано Наганори. Ключевой персонаж истории.

Именно ко двору этого помешанного на церемониале сегуна и были приглашены основные действующие лица — дайме Асано Наганори, феодал из Ако, а также дайме по имени Камеи Сама. Они были довольно неопытны в планем церемоний, поэтому их сразу определили к местному высокопоставленному чиновнику по имени Кира Есинака, который славился не только скверным нравом, но и корыстолюбием.

Подарки, которые получил Кира от двух своих учеников, не удовлетворили его, и он начал изводить их придирками и даже прямыми оскорблениями. Чиновник открыто пользовался своим положением и тем, что за обнажение оружия в покоях сегуна провинившимся светила не только смертная казнь, но и позор, падавший на весь его род.

Нападками Кира пытался выманить еще большие подарки. Дайме лишь терпели, но в какой-то момент один из страдальцев, Камеи Сама, не выдержал, и сказал своим людям, что готов убить зарвавшегося чиновника. Его люди посовещались и решили скинуться и принести церемониймейстеру подарки. Кира тут же показал свою продажность, немедленно поменяв свое отношение к Камеи: он начал вежливо с ним разговаривать и даже извинился за прошлую грубость — типичный вымогатель.

Но другой дайме, Асано Наганори, не догадался еще раз подкупить чиновника, что в итоге стоило им обоим жизни. Однажды Асано не выдержал и, после того, как его в очередной раз назвали «неотесанной деревенщиной», то ли выхватил меч и рассек лицо Кире, то ли ткнул в глаз принесенным ножом. Детали истории разнятся.

Асано Наганори нападает на Есинаку.

Нападение не удалось, Кира отделался лишь легкими ранами, но для Асано и его рода наступили темные времена. Сам дайме был приговорен взбешенным сегуном к ритуальному самоубийству, а его самураи, лишившись хозяина, стали ронинами — бродячими воинами. Семья же Асано была лишена имени клана и имущества, как опозоренная поступком главы рода.


С этим читают