Австралийские аборигены

Политическая власть.

С медленным ростом численности аборигенов начало развиваться движение за их гражданские права (Aboriginal Advancement movement). Его целями было предоставление коренным народам, включая островитян пролива Торреса, полного объема прав и привилегий гражданства. Вплоть до конца 1950-х и начала 1960-х годов различные штаты им в этих правах отказывали, и государственные органы социального обеспечения взяли ориентир на ассимиляцию как на цель для устранения расового и культурного своеобразия аборигенов. В 1967 страна проголосовала за изменение конституции, чтобы обеспечить юрисдикцию федерального правительства в вопросах политики по отношению к коренному народу, и в 1973 правительство создало Управление по делам аборигенов. Этот орган спонсировал и поддерживал программы по жилищному строительству, образованию, здравоохранению, земельной собственности, бизнесу, а также по юридической и административной реформе. В 1991 на смену этому Управлению пришла Комиссия по делам аборигенов и жителей островов пролива Торреса, тратившая 900 млн. долларов ежегодно на поддержку принципа самоопределения аборигенов.


Поиски лучших мест работы, образования и условий здравоохранения вместе с механизацией тех работ фермеров и пастухов, в которых ранее требовался труд аборигенов, побудили многих аборигенов мигрировать в большие города. Крах промышленности по добыче жемчуга, в которой в прошлом было занято большое число жителей пролива Торреса, заставил многих из них перебраться на материк.

Наибольшие концентрации коренного населения в начале 21 века отмечались в крупных городах, часто в пригородах с низким социоэкономическим статусом, таких, как пригороды Сиднея Редферн и Маунт-Друитт. Штатом с самой большой численностью коренного населения является Новый Южный Уэльс (68 941 аборигенов-австралийцев и жителей пролива Торреса, или 1,2% от всего населения). Следующие штаты по численности коренного населения – Квинсленд (67 012, или 2,25%); Западная Австралия (40 002, или 2,52%); Северная Территория (38 337, или 21,88%); Виктория (16 570, или 0,39%); Южная Австралия (16 020, или 1,14%); Тасмания (8683, или 1,92%); и Территория Столицы Австралии (1768, или 0,63%).

По мере того как политическое движение аборигенов набирало силу, центр его внимания сосредотачивался на определенных ключевых вопросах. Первым из них было движение за земельные права, целью которого является возвращение конкретным общинам земель, некогда принадлежавших их предкам. К 1991 седьмая часть всей суши Австралии оказалась принадлежащей аборигенам. В 1992 Верховный Суд Австралии принял решение в пользу группы, требовавшей признания ее права традиционного владения землей на острове Муррей в проливе Торреса. Принятое в т.н. деле Мабо (названном так по имени истца – Эдди Мабо) решение опровергло ту юридическую посылку, что до своего освоения европейцами земля Австралии никому не принадлежала. Другой гражданский процесс был связан со смертью коренных жителей в полицейских участках и тюрьме. В результате целого ряда таких смертей в 1987-1991 специальная комиссия рассмотрела 91 дело и нашла, что они возникли на фоне действия исторических предубеждений и случаев лишения аборигенов прав владения. На Национальный совет по примирению с аборигенами, созданному по мотивам этих решений, была возложена задача разработки плана установления к 2001 гармонических отношений между коренными и другими народами Австралии. Однако сепаратистские настроения среди аборигенов и островитян пролива Торреса дали начало движению за суверенитет обоих народов, и за последние несколько лет каждая из групп ввела свой собственный флаг.

Интересные факты

Несколько любопытных фактов об аборигенах Австралии и их быте:

  1. За пару часов австралийский абориген может обеспечить себя пропитанием, находясь в пустынной местности, — в пищу идут гигантские черви и личинки насекомых.
  2. Общеизвестный анекдот о встрече Джеймса Кука и аборигенов на материке Австралии гласит, что открыватель спросил у местных жителей, как называется большое сумчатое животное, на что те ответили — кенгуру, что значило я не понимаю. С тех пор животное так и называется. Однако лингвисты считают, что слово кенгуру происходит от гангару, что в языке малочисленного племени означает большой прыгун.
  3. Туристы могут увидеть обряды и окунуться в быт аборигенов на Восточном побережье, где отдельная группа бушменов демонстрирует гостям свои национальные танцы, есть музеи прикладного искусства. Также любой желающий может научиться искусству владения настоящим бумерангом.
  4. Культура самой древней народности лишь кажется отсталой. На самом же деле на территории Австралии найдено мегалитическое сооружение Вурди Йоуанг, сопоставимое со Стоунхеджом в Англии. Только Австралийский аналог гораздо старше. Он представляет собой круг из камней, показывающий время солнцестояния и равновесия. Оказывается, что племя, построившее это сооружение, занималось разведением скота и земледелием, что полностью не совпадает с мнением ученых и историков, утверждающих, что аборигены занимались лишь охотой.
  5. Из-за генетической мутации каждый десятый житель Соломоновых островов имеет светлые волосы.

Искусство, музыка, танцы.

Искусство, музыка и танцы тесно переплетались с социальной и религиозной жизнью. Широко известное сегодня как корробори ночное исполнение песен и танцев имело место каждый раз, когда несколько групп устраивались на стоянку вместе. Мужчины с раскрашенными телами танцевали в ярко выраженном энергичном темпе. Женщины часто образовывали хор с одной стороны, но у них были и свои собственные танцы. Пели обычно в унисон, но на полуострове Арнемленд в Северной Территории, где имелись специалисты-песенники, были развиты и канонический тип пения и даже фуговая структура.

Ритм отбивался ударами специальных резонирующих палочек или постукиванием бумерангов друг о друга, либо похлопыванием сложенными в лодочку ладонями о бедра или ягодицы. У аборигенов существовал только один традиционный духовой инструмент – диджериду, представляющий собой пустотелый кусок дерева или бамбука длиной ок. 1,2 или 1,5 м с внутренним диаметром 3,8-5,0 см. Нотный диапазон этого инструмента ограничен, но с его помощью можно создавать сложные узоры тона и ритма. В последние годы этот инструмент применяется в западной музыке для создания специальных эффектов и используется рок-группами современных аборигенов.

Значительная часть традиционной музыки – светская, но в случае церемониальных событий исполнялись священные песни. Большие песенные и танцевальные циклы, часто исполнявшиеся в связи с такими особыми событиями, как инициации и погребальные обряды, служили объектом обмена между группами и, в конечном счете, часто бытовали далеко от мест своего возникновения. Эти циклы все еще сохраняются, особенно в северных регионах, и последние годы отмечены их возрождением.


Широк диапазон визуального искусства. Резьба по камню и дереву, наскальная роспись, грунтовая скульптура, раскраска тела, изысканные головные уборы и сложные резные и деревянные фигуры связаны с тотемическими, инициационными и погребальными ритуалами. Оружие, утварь и украшения покрывают резьбой и красят, причем соответствующие узоры часто связаны с тематикой Времени Сновидений.

Примечания

  1. ↑ . Australian Bureau of Statistics. Дата обращения 2 мая 2012.
  2. . University of Wollongong (17 сентября 2004). Дата обращения 3 января 2009.
  3. ↑ . 1301.0 – Year Book Australia, 2008. Australian Bureau of Statistics (7 февраля 2008). Дата обращения 3 января 2009.
  4. (PDF). Дата обращения 2 мая 2012.
  5. . 1301.0 – Year Book Australia, 2008. Australian Bureau of Statistics (7 февраля 2008). Дата обращения 2 мая 2012.
  6. . 1301.0 – Year Book Australia, 2008. Australian Bureau of Statistics (7 февраля 2008). Дата обращения 3 января 2009.
  7. . Abs.gov.au (10 ноября 2009). Дата обращения 7 сентября 2010.
  8. ↑ (PDF). 2006 Census. Australian Bureau of Statistics (29 марта 2007). Дата обращения 6 июня 2011. (table 6.6)
  9. ↑ . Australian Bureau of Statistics (27 июня 2007). Дата обращения 30 декабря 2008.
  10. . Abs.gov.au. Дата обращения 7 сентября 2010.
  11. . 1301.0 — Year Book Australia, 2008. Australian Bureau of Statistics (7 февраля 2008). Дата обращения 15 февраля 2010.
  12. . Abs.gov.au (27 июня 2007). Дата обращения 7 сентября 2010.
  13. . 1301.0 – Year Book Australia, 2002. Australian Bureau of Statistics (20 августа 2007). Дата обращения 21 октября 2009.
  14. Briscoe, Gordon; Smith, Len. The Aboriginal Population Revisited: 70 000 years to the present (англ.). — Canberra, Australia: Aboriginal History Inc., 2002. — P. 12. — ISBN 978-0-9585637-6-5.

Магические обряды, знахари и хилеры.

В понимании аборигенов мир человеческих событий с его неизбежными несчастными случаями, ранениями, болезнями и преждевременной смертью формируется магическими обрядами. Подобные события не считались естественными или спонтанными, но приписывались действию колдовства, вследствие чего предпринимались попытки определить и наказать колдуна. В сумме тайных знаний каждой группы имелись напевы-заговоры с пожеланием причинить вред или убить, а также такие, например, обряды, как «указание с помощью кости», предназначавшиеся для нанесения вреда определенной жертве.

В некоторых случаях «знахарь», опытный эксперт магических обрядов, мог лечить путем извлечения кости или иного вредного предмета, вызывающего болезнь. Если страдалец умирал, он проводил поиск, чтобы определить виновную в этом группу или человека, и часто преуспевал в нахождении приемлемого для группы решения. Помимо практикующих магические обряды были и люди, лечившие заболевания с помощью традиционных для аборигенов лекарственных средств из природных веществ.

Колониальный период

Люди с острова Батерст, 1939

Колонизация Австралии, начавшаяся в XVIII веке, сопровождалась целенаправленным истреблением австралийцев, обезземеливанием и вытеснением в экологически неблагоприятные районы, эпидемиями, и привела к резкому снижению их численности — до 60 тыс. в 1921 году. Тем не менее, государственная политика протекционизма (с конца XIX века), в том числе создание охраняемых властями резерваций, а также материальная и медицинская помощь (особенно после Второй мировой войны) способствовали росту численности австралийцев.

Примерно с 1909 по 1969 годы, в некоторых регионах — и в 1970-е годы, дети австралийских аборигенов и полукровок изымались из своих семей. Детям запрещалось использовать для общения родной язык, давалось начальное образование, достаточное для работы по хозяйству и на фермах. Родителям запрещалось общение с отобранными детьми, в том числе даже переписка. Фактически проводилась политика «отбеливания» коренного населения, насильственного уничтожения их языков, традиций, обычаев и культуры.

До 1949 года понятия «австралийское гражданство» не существовало: большая часть жителей Австралии (в том числе австралийских аборигенов) считались британскими подданными. В 1949 году, в День Австралии, в силу вступил закон «О национальности и гражданстве», по которому все подданные Британии в Австралии становились австралийскими гражданами. При этом, вплоть до общенационального референдума 1967 г., в большинстве штатов действовали различные ограничения прав аборигенов, в том числе в Квинсленде, Западной Австралии и Северных Территориях у аборигенов было частично или полностью ограничено право на участие в голосовании.

К середине 1990-х годов численность аборигенов достигла примерно 257 тыс. человек, что составило 1,5 % всего населения Австралии.

До появления европейцев

Основная статья: Доисторическая Австралия

Заселение Австралии происходило 50—40 тысяч лет назад. Предки австралийцев пришли из Юго-Восточной Азии (в основном, по плейстоценовому континентальному шельфу, но и преодолев не менее 90 км водных преград). Первые обитатели Австралии были людьми чрезвычайно массивными и очень крупными.

Современный антропологический облик австралийские аборигены приобрели ок. 4 тыс. лет назад.

С дополнительным притоком переселенцев, прибывших морем около 5 тыс. лет назад, вероятно, связано появление на континенте собаки динго и новой каменной индустрии. До начала европейской колонизации культура и расовый тип австралийцев претерпели существенную эволюцию.

По новейшим данным, считается, что коренные австралийцы являются потомками первых людей современного типа, которые мигрировали из Африки почти 75 000 лет назад.

Культура

См. также: Религия австралийских аборигенов

Ко времени появления людей европейского типа (XVIII век) численность аборигенов составляла, по разным оценкам, от 750 тысяч до 3 миллионов человек, объединённых в более чем 500 племён, имевших сложную социальную организацию, различные мифы и ритуалы и говоривших более чем на 250 языках.

Хотя австралийские аборигены не имели письменности, они использовали символические рисунки для передачи информации о древних легендах, а также счётные знаки в виде насечек на палочках.

Их традиционный рацион составляют дикие животные, в том числе насекомые, рыба и моллюски, а также фрукты и коренья. Из дикорастущих злаков ими изготавливались лепёшки, запечённые на углях.

Согласно воспоминаниям ссыльного англичанина Уильяма Бакли, свыше 30 лет прожившего среди аборигенов на территории современного штата Виктория в первой трети XIX века, каннибализм не был для них характерен. Однако, по утверждениям Сида Кайл-Литтла, жившего среди аборигенов Ливерпул Ривер (Северная территория) в первой пол. XX в., некоторые из них периодически практиковали ритуальный каннибализм, либо прибегали к нему в случае крайней необходимости.

Астрономические и космологические представления

Основная статья: Астрономия австралийских аборигенов

Австралийские аборигены считали, что существует не только наша физическая реальность, но и другая реальность, населённая духами предков. Наш мир и эта реальность пересекаются и взаимно влияют друг на друга.

Одним из мест, где встречаются мир «снов» и реальный мир, является небо: действия предков проявляются в появлении и движении Солнца, Луны, планет и звёзд, однако и действия людей могут повлиять на происходящее на небе.

В мифологии аборигенов большое внимание уделяется объектам звёздного неба. При этом остаётся неясным, изображались ли небесные объекты в наскальных росписях аборигенов

Предполагается, что некоторые стилизованные изображения эму относятся к известному по всей Австралии небесному объекту, образованному тёмными пылевыми облаками Млечного Пути. Примечательно, что тёмным облакам Млечного пути придавалось определяющее значение также и в астрономии инков.

Несмотря на наличие у аборигенов определённых сведений о небе и объектах на нём, а также на отдельные попытки использовать небесные объекты в календарных целях, нет сведений о том, что какое-либо из племён аборигенов использовало календарь, связанный с фазами Луны; не использовались небесные объекты и для навигации.

Литература

  • Артёмова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине (по австралийским этнографическим данным) / Отв. ред. В. Р. Кабо В., А. М. Першиц. — М.: Наука, 1987. — 198 с.
  • Артёмова О. Ю. Прошлое и настоящее коренных австралийцев // Расы и народы. — Вып. 10. — М., 1980.
  • Берндт Р. М., Берндт К. Х. Мир первых австралийцев / Пер. с англ. В. А. Жернова, В. М. Кудинова; Под ред. О. Ю. Артемовой; Отв. ред. и авт. предисл. В. Р. Кабо. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1981. — 448 с. — 5000 экз.
  • Воляновский Л. Материк, переставший быть легендой. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. — 302 с.: ил. — Серия «Рассказы о странах Востока».
  • Кабо В. Р. Происхождение и ранняя история Австралии. — М.: Наука, 1969. — 408 с.
  • Кудинов В. М., Кудинова М. В. Сумка кенгуру. Мифы и легенды Австралии. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1987. — 202 с. — ISBN 5-94849-533-7
  • Локвуд Д. Я — абориген / Пер. с англ. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1971. — 224 с.: ил. — Серия «Путешествия по странам Востока».
  • Макконел У. Мифы мункан / Пер. с англ. О. Ю. Чудиновой (Артёмовой). — М.: Наука, 1981. — 156 с.
  • Роуз Ф. Аборигены Австралии. Их прошлое и настоящее / Пер. с нем. Ю. О. Бема. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1981. — 160 с.: ил. — Серия «Рассказы о странах Востока».
  • Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество / Пер. с англ. Е. В. Говор. — М.: Прогресс, 1989. — 320 с.: ил.
  • Чатвин Б. Тропы Песен / Пер. с англ. Т. А. Азаркович. — М.: Логос; Европейские издания, 2007. — 352 с. — Серия «Travel series». — ISBN 5-98797-003-2
  • Элькин А. Коренное население Австралии / Пер. с англ. Л. Я. Бровика, В. П. Михайлова. — М.: Иностранная литература, 1952. — 248 с.
  • The Cambridge Encyclopeadia of Hunters and Gatherers. Cambridge, 1999 (I.VII, Australia, p.317-371)
  • The Encyclopaedia of Aboriginal Australia. Vol.I-II. Canberra, 1994

Последствия колонизации

Освоение европейцами австралийских земель, как и в большинстве случаев, сопровождалось насильственной ассимиляцией или даже уничтожением коренного населения. Аборигены Австралии, вытесняемые со своих земель в специально созданные резервации, страдали от голода и эпидемий. До начала 70-х годов ХХ века считалось законным насильственное изъятие детей коренного населения из их семей для того, чтобы делать из них прислугу и работников на фермах. В результате такой политики численность аборигенов в начале 90-х годов ХХ века составляла лишь 250 с небольшим тысяч человек (всего 1,5 % от общего количества населения).

Равных прав с другими жителями страны аборигены добились только в 1967 году. Их положение постепенно стало улучшаться, для чего были разработаны специальные программы, направленные на сохранение культурного наследия и повышение рождаемости. Отдельные племена стали перебираться в крупные города и расселяться в них.

Однако последствия колонизации дают о себе знать до сих пор. Так, среди заключенных в австралийских тюрьмах представители коренного населения, при их небольшой общей численности, составляют около 30 %. Средняя продолжительность жизни аборигенов — около 70-75, а белого населения — около 80-85 лет. Они в шесть раз чаще совершают самоубийства.

Дети аборигенов по-прежнему подвергаются дискриминации в школах на расовой почве. Об этом заявили около четверти опрошенных в ходе национального исследования, посвященного жизни коренного населения. При этом уровень образованности среди аборигенов Австралии — ниже среднего. Так, не менее трети взрослого населения не умеют читать и писать, выполнять арифметические действия. А в отдаленных общинах, расположенных в местах компактного проживания коренных жителей материка, около 60% детей не имеют доступа к школе.

Современное положение


Даже в 21 веке коренные жители продолжают жить по законам каменного века. Все дело в их консервативности и нежелании жить по-другому. В большинстве своем коренное население живет на северо-западе страны, где очень засушливая местность. Они не стремятся дать своим детям образование, не знают благ цивилизации, календарей, дней недели, не используют металлические и пластиковые предметы. Они продолжают охотиться и занимаются собирательством, как и более 2000 поколений до них. Племена живут обособленно. Члены группы владеют своим родным языком и придерживаются четких правил, по которым строится их жизненный уклад. Они сохраняют традиции, уходящие корнями в глубь веков.

Права коренных племен уравнялись с правами белого населения лишь в 1967 году, и им было разрешено переезжать из мест, специально отведенных для них. Однако многие племена остались жить в резервациях, несмотря на засушливость и непригодность климата для полноценной жизни.

Власти страны до сих пор осуществляют множество программ, связанных с сохранением самобытной культуры аборигенов. Среди коренного населения в настоящее время наблюдается всплеск рождаемости.

Сегодня количество аборигенов Австралии невелико — чуть больше десяти тысяч человек. Они часто встречают туристов и демонстрируют им свои национальные танцы, в которых обычно изображают охотников и их жертв.

Культура аборигенов в кино

  • 1971 — «Обход» — фильм британского режиссёра Николаса Роуга по роману Джеймса Маршалла (1959), посвящённый неудачной попытке белых детей подружиться с подростком-аборигеном, проходящим обряд инициации.
  • 1977 — «Последняя волна», фильм известного австралийского режиссёра Питера Уира.
  • 1984 — «Там, где мечтают зелёные муравьи» — экологическая притча Вернера Херцога о безуспешных попытках аборигенов отстоять дикую природу и вековую культуру своих предков от неуклонно надвигающейся западной цивилизации.
  • 1986 — «Данди по прозвищу «Крокодил»» — приключенческая комедия.
  • 1988 — «Крокодил Данди 2».
  • 1990 — «Куигли в Австралии» — фильм режиссёра Саймона Уислера об американском стрелке с Дикого Запада, нанятом белыми поселенцами для истребления аборигенов, но вставшим вместо этого на их сторону.
  • 2001 — «Крокодил Данди в Лос-Анджелесе».
  • 2002 — «Клетка для кроликов», рассказывает о попытках «перевоспитания» детей австралийских аборигенов.
  • 2005 — «Предложение». На фоне борьбы колониальных властей с бандой ирландских мигрантов разворачиваются эпизоды геноцида аборигенов и насилия над ними.
  • 2006 — «Десять лодок», из жизни австралийских аборигенов, пользовавшийся успехом в мировом кинопрокате и даже отмеченный специальной премией Каннского фестиваля. Всё актёры фильма были аборигенами и говорили на своём родном языке йолнгу-матха.
  • 2006 — «Джиндабайн», сюжет фильма построен на «заговоре молчания» вокруг убийства аборигенной девушки.
  • 2009 — «Самсон и Далила», художественный фильм австралийского режиссёра Уорвика Торнтона, рассказывающий о современной нелёгкой жизни австралийских аборигенов в изолированных сообществах.
  • 2013 — «Тропы» — фильм режиссёра Джон Кёррана по одноимённой книге австралийской писательницы Робин Дэвидсон, основанной на её девятимесячном путешествии через австралийские пустыни.
  • 2013 — «Страна Чарли» (англ. Charlie’s Country) — драма австралийского режиссёра нидерландского происхождения Рольфа де Хира (англ.)русск., посвященная судьбе пожилого аборигена Чарли (актер Дэвид Галпилил (англ.)русск.), отвергающего цивилизацию и безуспешно пытающегося жить по заветам предков.
  • 2015 — «Тайная река» — телесериал австралийского режиссёра Даины Рейд по мотивам одноимённого романа (англ.)русск. Кейт Гренвилль (англ.)русск., в основе сюжета которого — столкновения ссыльных поселенцев-англичан с аборигенами в начале XIX века.
  • 2017 — «Сладостный край» — детективная драма австралийского режиссёра Уорвика Торнтона, в основе сюжета которой — преследование фермеров-аборигенов в 1920-е годы.

Тотемизм.

Австралийцы-аборигены жили в непрерывном контакте с природой и хорошо ее знали. Природа наполняла собой весь их мысленный мир и художественное творчество, составляя неотъемлемую часть их социальной системы. Группы, в которые были организованы аборигены, и особенно кланы назывались по видам животных – эму, кенгуру, орел, игуана и т.д. Конкретный вид животного служил тотемом группы, связывая ее с тем Временем Сновидений, когда все еще только создавалось; само животное считалось родственником одной «плоти» с группой. Брак между двумя лицами одной тотемной группы был невозможен, поскольку, будучи одной «плоти», они были бы слишком близкими; не допускалось также причинять боль, убивать или поедать свой собственный тотем или плоть. Тотем не только выступал в качестве основополагающего духовного и социального ориентира, но и считалось, что он мог активно вмешиваться в жизнь человека, предупреждая, например, об опасностях, придавая силу во времена испытаний или принося известия о нуждах любимых.

У всех аборигенных племен были тайные и священные тотемические ритуалы, центральной темой которых было представление тотемных животных и воспроизведение их мифических деяний. В мифах зафиксированы действия тех существ-творцов и предков, которые, часто в виде тотемных животных, впервые пришли на территорию племени, придали ей форму, завещали ей ее популяцию людей, животных и растений и установили соответствующие ритуалы, законы и священные места. Членство в тотемических группах было, как правило, патрилинейным. Членам таких групп полагалось сохранять мифы, заботиться о священных местах и символике, а также представлять созидательные деяния героев-предков. Считалось, что подобное действо обеспечивает приумножение источников пищи в соответствующее время года и гарантирует безопасное и надежное будущее группы.

Инициация.

Знания о мифах и ритуалах считались столь жизненно важными, что их охраняли как тайну, открываемую только для посвященных. Всем мужчинам надлежало проходить, обычно в юности, через длительный период соблюдения строгой дисциплины, различных табу и целого ряда обрядов. Их сила духа и стойкость испытывались, подвергаясь как воздействию психологического страха перед тем, что может произойти с ними в случае нарушения ими законов племени, так и таким болезненным процедурам, как обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов и депиляция. Центральной темой многих из этих действий служила ритуальная смерть и возрождение к жизни. За долгим периодом инициации следовал постепенный допуск к тайному и священному знанию группы.

Одним из важных для молодого человека следствий инициации было его полное принятие старшими членами группы – хранителями мифов и ритуалов. Их знания сохраняли преемственность со Временем Сновидений, а принятие этих знаний инициированным обеспечивало их передачу будущим поколениям. Лишь постепенно с достижением ими среднего возраста мужчины приближались к полному постижению значения Времени Сновидений и становились достойными занимать положение большой религиозной значимости. Более того, таким авторитетом освящался авторитет и общественный, и моральный. Таким образом, основой геронтократического управления аборигенным обществом служила религиозная вера.

Образ жизни


Безусловно, большинство из аборигенов материка приобщилось к достижениям цивилизации. Однако многие, тем не менее, не изменили древним привычкам. Так, в центральной части материка, где в настоящее время проживает не меньше 17 % всего коренного населения страны, нет больших городов и поселков. Самое крупное поселение здесь насчитывает 2,5 тысячи человек. Отсутствуют школы (дети обучаются по радио) и медицинские учреждения. Стоит отметить, что в общей сложности медицинская помощь коренному населению Австралии оказывается менее ста лет — только начиная с 1928 года.

Основу рациона аборигенов, ведущих примитивный образ жизни, как и тысячи лет назад, составляют плоды охоты и собирательства — коренья, редкие растения, дикие животные, ящерицы, а в прибрежных районах — рыба и прочие дары моря. Они обрабатывают найденные злаки и жарят из них на углях лепешки. По-прежнему, много веков спустя, большая часть дня в отдаленных общинах уходит на добычу пропитания. В случае необходимости в ход идут и личинки насекомых.

Бумеранг, известнейшее оружие австралийских аборигенов, до сих пор используется ими на охоте. По древним поверьем, освоить владение бумерангом мог только истинный воин, храбрый сердцем. Это действительно нелегко, учитывая, что скорость запущенного оружия может достигать 80 километров в час.

Добывание пищи и орудия труда.

Каждая группа аборигенов обладала собственным запасом знаний относительно источников, способов добывания и приготовления пищи. Помимо соблюдавшихся некоторыми группами табу на определенные виды пищи большинство пользовалось смешанной и относительно богатой пищей из растительных и животных продуктов, состав которой изменялся в зависимости от времени года и условий местной среды. Питательные и целебные свойства природных ресурсов были хорошо известны, и существовали определенные способы их использования. Глубокое знание своих региональных ресурсов позволяло аборигенам выживать в таких условиях среды, которые европейские поселенцы считали чрезвычайно суровыми или непригодными для жизни.

Все изделия аборигенов имели природное происхождение, и разные группы вели обмен друг с другом для получения сырья из отдаленных местностей. Технология изготовления каменных орудий была сложной. Набор каменных орудий включал топоры, ножи, зубила, буравы и скребки. Из дерева аборигены изготовляли копья, копьеметалки, бумеранги, метательные палки, палицы, щиты, палки-копалки, блюда, палочки для разжигания огня, каноэ, музыкальные инструменты и различные церемониальные предметы. Скрученная из растительного волокна, шерсти животных и человеческих волос нить использовалась для изготовления веревок, сетей и нитяных мешков. Из волокон коры, тростника, пальмовых листьев и травы изготавливались корзины и ловушки для рыбы. В районах более прохладного климата обработанные шкуры животных сшивались вместе с помощью костяных игл для изготовления плащей и ковриков. Из раковин делались рыболовные крючки и различные украшения. Личные украшения состояли из наручных и головных повязок; подвесок, шейных ожерельев и браслетов, изготовлявшихся из раковин, кости, зубов и когтей животных, плетенных и витых волокон, а также из пучков перьев и меха.

Как и положено полукочевому народу, его инструмент и орудия труда считались лучшими, если они были легкими. Так, например, каменные орудия эволюционировали в сторону малых форм, а более крупные были многоцелевыми. Другими функциями бумеранга были палка-копалка, палица и музыкальный инструмент; копьеметалка могла использоваться в качестве зубила, если к ручке прикреплялся кремень, или как лезвие, если ее край был заострен.

Происхождение.

Заселение Австралии человеком началось, вероятно, 50 или 60 тыс. лет тому назад, хотя по некоторым гипотезам этот срок удлиняется и до 100 тыс. лет. Судя по имеющимся свидетельствам, народ, ставший аборигенным, прибыл в Австралию из юго-восточной Азии на плотах или каноэ. Однако вопрос о том, был ли процесс переселения относительно кратким по времени или растянутым на тысячелетия, и был ли он случайным или целенаправленным, остается все еще без определенного ответа.

Первоначальные насельники были собирателями, охотниками и рыболовами, нуждавшимися в территориях вблизи постоянных источников пресной воды. Когда численность какой-либо группы увеличивалась настолько, что пищевые запасы в пределах ее территории оказывались под угрозой исчерпания, от нее отделялась новая подгруппа для обживания новых земель; в итоге вся территория Австралии оказалась освоенной. По мере того как группы аборигенов сталкивались с новыми для них условиями окружающей среды и климата, стиль их жизни в различных частях континента адаптировался к местным условиям. Условия варьировались, начиная от саванны, тропических лесов и мангровых болот севера, от коралловых атоллов северо-восточного побережья, от районов лесов, лугов и пастбищ, а также приречных, озерных и дельтовых систем умеренного пояса юго-востока и юго-запада, до центральных и западных пустынь и до холодных субальпийских зон крайнего юго-востока. С течением времени произошла также и диверсификация культуры, приведшая к тому социальному, культурному и языковому разнообразию, которое было характерно для жизни австралийцев-аборигенов в 1788, когда на континенте начали появляться первые постоянные поселения европейцев.


С этим читают