Ацтекская империя

Краткое описание

В 60 км к северо-востоку от Мехико находятся руины заброшенного города Теотиуакан. В древности он был одним из важнейших центров доколумбовых цивилизаций Месоамерики. Имя городу дали ацтеки, пришедшие сюда во II в. до н. э.


Вид на дорогу Мертвых

С древнего языка науатль, на котором они говорили, «Теотиуакан» переводится как «Место, где люди становятся богами» или «Обитель тех, кто знает дорогу к богам». Подлинное название цивилизации, основавшей Теотиуакан, и имена её правителей канули в вечность. Историки полагают, что город заложили древние индейцы между 100 и 500 годами н. э. В эпоху расцвета Теотиуакан населяло 200 тыс. человек — это больше, чем в Риме времён Гая Юлия Цезаря.

Некоторые учёные отстаивают версию о том, что Теотиуакан — это и есть мифический город Толлан — столица племени тольтеков, живших в Мексике до прихода ацтеков. Ацтеки, восхищённые монументальными пирамидами, объявили это место священным и придумали легенду о том, что Теотиуакан построили великаны — кинаме. Во времена ацтеков «город богов» служил религиозным центром государства, его населяли преимущественно жрецы и охранявшие их воины. В середине VII в. н.э. нашествие иноземных племён с севера стало причиной гибели Теотиуакана.

На территории города

Монтесума Старший

Правитель ацтеков Монтесума I Старший приходит к власти в 1440 г. Его правление задает новый виток развитию империи. Есть несколько моментов, которые стали основными за время его власти.

Во-первых, становятся популярными жертвоприношения, осуществляемые в виде поединков между пленными. Бой заканчивался смертью одного из них, второго же убивали специально предназначенные для этого люди. Однако тому ацтеку, который пленил наиболее сильного врага, давались разные дары.

Во-вторых, почти все жертвоприношения обретают политический контекст. Соседние вожди приглашаются, чтобы насладиться кровавым зрелищем. Также это делается для того, чтобы вселить в соседей страх.

И в-третьих, обретают популярность массовые казни. Но они являются, скорее, психологическим устрашением для ацтекского народа, чтобы люди видели, какие наказания будут их ожидать, если они вздумают ослушаться верховного жреца или правителя (позже эти звания сольются воедино).

Примечания

Литература

Николай Сычёв. Книга династий. — АСТ, Восток-Запад. — Т. 2005. — 960 с. — 2500 экз. — ISBN 5170324960.

  • Бородулина Наталья Владимировна — Энциклопедия великих цивилизаций прошлого. Тайные города, древние предсказания, утраченные знания. — Ростов н/Д: Владис, 2011. — 512 с. :ил.—(Историческая библиотека) — ISBN 978-5-9567-1260-3
  • Diaz del Castillo, Bernal, The Discovery and Conquest of Mexico (1576), Cambridge, MA, Da Capo Press, 2003. — ISBN 0-306-81319-X.
  • Durán, Diego, History of the Indies of New Spain (c. 1581), University of Oklahoma Press, 1992.
  • Alvarado Tezozomoc, Hernando, Crónica Mexicana (c. 1598), Mexico City: Universidad Nacional Autónoma de Mexico, 1978.

Достижения науки и искусства.

Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца («кролик», «дождь» и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с наименованием дня своего рождения (вроде «Два Олень» или «Десять Орел») получал также предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной.

Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений, драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской доблести и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущности жизни и предназначении человека. Поэтические упражнения и диспуты постоянно практиковались в среде знати.

Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

Становление империи

История племени началась с восхождения на трон девятого инка – Пачакутека. До этого момента инки ничем не отличались от других перуанских племен. Пачакутек был талантливым полководцем. Он начал расширять территорию страны. Объединив 500 племен, Пачакутек начал новую эру в истории инков. Он был прекрасным правителем. А в его империи семьи жили общинами, земля в каждой из них была общей. Каждый регион должен был поставлять общине ту пищу, которая в нем лучше всего произрастала.


Инки создали административную систему с устойчивой структурой, во главе которой стояла группа чиновников. Для того чтобы обеспечить экономический обмен между разными регионами, нужна была система путей сообщения. Но дороги требовалось строить в Андах – самой высокой в мире горной цепи после Гималаев. Инки в совершенстве овладели искусством строительства мостов через реки. Многие из них действуют поныне. Для того чтобы строить мосты и дороги в Андах, нужна была четкая организация труда. Каждый работник должен был внести свой вклад в общее дело. Коллективный труд являлся одним из фундаментальных принципов империи инков.

Дорожная система помогла инкам создать одно из самых хорошо организованных государств в мире. Гонцы могли с невероятной скоростью доставлять известия из дворца вождя в отдаленные концы империи.

У инков не было письменности – только устное сообщение на индейских языках, но они разработали оригинальную систему передачи информации с помощью кипу – связок разноцветных ниток, где у каждого цвета и длины нитки было свое значение. Благодаря кипу инкам удавалось весьма успешно контролировать свою казну. Вожди управляли экономикой через посредников, в роли которых выступали правители отдельных регионов. Те должны были собирать с подданных дань и организовывать их работу. Это было лишь одно звено общей цепи. Инки создали целую административную систему.

В империи было немного крупных городов. Большинство инков жили в деревнях и занимались земледелием, которое лежало в основе экономики. Организация государства позволяла всем находиться в приемлемых условиях.

Во главе государства стоял вождь, который считался прямым потомком Бога Солнца. Он руководил политикой и экономикой империи, но его главной обязанностью было поддерживать собственный религиозный культ. Чудом сохранившийся город Мачу-Пикчу – величественный символ могущества вождя. Инки мечтали возглавить великую бессмертную империю.

Спустя 80 лет после того как закончилось правление Пачакутека, конкистадоры достигли Анд. Предводителем был Фрасиско Писарро. Этот неграмотный и небогатый человек был намерен захватить империю инков. Его единственным оружием являлись храбрость и страстное желание разбогатеть.

Последующие годы обернулись трагедией для инков – представителей древней цивилизации Америки. Многие из них пали от рук испанцев, оставшиеся в живых вынуждены были наблюдать, как рушился их империя. Индейцев убивали и подвергали пыткам. У них отобрали землю, с ними обращались как с низшими существами. Жизнь индейцев превратилась в цепь бесконечных несчастий и унижений. В конце концов, геноцид индейцев привел к практически полному истреблению этих племен.

Проблема исторического наследия

Проблема сохранения культурного наследия ацтеков непосредственно связана с особенностями испанского завоевания Теночтитлана, в ходе которого, архитектурные и др. памятники ацтекской культуры были практически полностью уничтожены испанскими завоевателями. Достоверными источниками изучения ацтеков являются кодексы (исторические документы), в которых содержатся пиктографические записи ацтеков с последующим испанским переводом.

К примеру, наиболее популярным источником является Кодекс Теллериано-Ременсис, весьма доступный для изучения интересующимся и профессиональным историкам.

История

Расширение территории ацтеков

Происхождение

Предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан. Согласно легенде, бог солнца и войны Уицилопочтли сказал ацтекам, чтобы они обосновались там, где увидят такую картину: орёл на кактусе будет держать в своих когтях змею. После долгих скитаний, они наконец увидели то, о чём говорил им бог солнца. В 1325 году они основали город на острове, посреди озера Тескоко, и назвали его Теночтитлан.

Вначале ацтеки платили дань Кулуакану, затем Аскапоцалько. Но в 1429 году они уничтожили Аскапоцалько, став независимыми. Затем Ацтекское государство образовало вместе с Тескоко и Тлакопаном Тройственный союз. Члены союза должны были согласовывать внешнюю политику, вместе вести войны и делить захваченную добычу. Но вскоре Тлакопан утратил своё значение и стал вассалом Ацтекской империи. Тескоко же, юридически оставаясь союзником ацтеков, завидовал их успехам, становясь всё более и более враждебным. Закончилось это тем, что тескокцы помогли испанцам во время их осады Теночтитлана в 1521 году.

Гибель ацтеков

Эрнан Кортес

Взятие Теночтитлана

Государство ацтеков находилось на пике могущества, когда в 1519 году на его территорию вторглись испанцы во главе с губернатором Кубы Эрнаном Кортесом. Кортес возглавил морской поход для покорения новой страны с высокоразвитой культурой, прилегавшей к юго-западному побережью Мексиканского залива. Про существование Ацтекской империи испанцы узнали только в предшествующем году (благодаря экспедиции Хуана Грихальвы), но слава о ее золоте успела докатиться до Испании. Эрнандо Кортес отплыл с Кубы 18 февраля с 11 кораблями, на борту которых было 508 солдат, 16 лошадей и несколько пушек. Сначала он приплыл с 10 кораблями к острову Косумель. Затем он обогнул полуостров Юкатан и пристал к мексиканскому побережью, где основал город Веракрус.

Когда испанцы продвигались по побережью к столице империи ацтеков, возникли политические затруднения, еще более усложнившие положение ацтеков. Города-государства, расположенные между долиной Мехико и побережьем, представляли независимые государства, и если они платили дань правителям долины, то делали это очень неохотно. Поэтому многие из этих племен, например тотонаки, приветствовали испанских захватчиков как силу, дающие возможность поднять открытое восстание. Другие, вроде совершенно независимых и воинственных тлашкальцев, подвергли могуществу Кортеса испытанию в открытом сражении, и когда испанцы вышли из него победителями, тлашкальцы сделались самыми верными их союзниками.

Когда испанский конкистадор Эрнан Кортес и его товарищи прибили в Теночтитлан, их поразило уведенное, что им казалось, будто они грезят наяву. Все здания были каменными, улицы — чистыми и опрятными, город идеально спланирован. Ничего подобного они никогда не видели. Великолепие столицы ацтеков совершенно не сочеталось с жестокими человеческими жертвоприношениями, уведенными испанцами в храмах: людей выволакивали на ступени и вырезали сердца. Захватив Теночтитлан, конкистадоры взяли в заложники императора Монтесуму II. Но в 1520 году против оккупантов началось восстание, в ходе которого испанцы были изгнаны, а Монтесума погиб. В 1521 году Кортес вновь захватил Теночтитлан. Империя ацтеков перестала существовать. Средняя продолжительность жизни ацтеков составляла 41,2 года у мужчин и 42,1 у женщин. В XVI веке в результате эпидемии «европейской» болезни — кишечного тифа — умерло около 15 млн ацтеков, то есть более 80 % населения.

Годы правления Монтесумы II

На период властвования Монтесумы II приходится несколько примечательных исторических событий. К ним относятся не только те кровопролитные войны, которые вел новый правитель ацтеков, но и другие, не затрагивающие сражения происшествия.

К примеру, в 1509 г. племя наблюдает за кометой. Это было ужасным зрелищем для ацтеков, поскольку они не могли объяснить причину появления светящегося объекта в небе. Жрецы также не могли расшифровать послание, хотя все были уверены, что это – слова Богов.

В период 1512-1514 гг. в империи происходит несколько природных катаклизмов, которые начинаются с сильнейших землетрясений и заканчиваются глобальной засухой. Гибнут множество людей и урожай, наступает время голода. На несколько лет войны приостанавливаются, так как нет сил и желания собирать солдат для новых военных походов.

В 1515 г. по государству впервые разносится слух о том, что на материке появились бородатые белые люди. Жрецы трактуют это как человеческое проявление Богов. Поэтому Монтесума не планирует защищаться от захватчиков, он собирается встретить их с распростертыми объятиями.

Экономика.


Основу питания ацтеков составляли кукуруза, бобы, тыква, многочисленные разновидности стручкового перца чили, помидоры и прочие овощи, а также семена чиа и амаранта, разнообразные фрукты из тропической зоны и колючий грушевидный кактус нопаль, растущий в полупустынях. Растительную пищу дополняли мясо одомашненных индюков и собак, дичь, рыба. Из всех этих компонентов ацтеки умели готовить очень питательные и полезные тушеные блюда, каши, соусы. Из зерен какао они готовили душистый пенистый напиток, предназначенный для знати. Из сока агавы приготовлялся алкогольный напиток пульке.

Агава давала также древесное волокно для выделки грубой одежды, веревок, сетей, сумок и сандалий. Более тонкое волокно получалось из хлопка, который культивировался за пределами долины Мехико и ввозился в столицу ацтеков. Носить одежды из хлопчатых тканей имели право только знатные люди. Мужские головные уборы и набедренные повязки, женские юбки и блузки нередко покрывались замысловатыми узорами.

Расположенный на острове Теночтитлан расширялся за счет «плавучих садов» чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из связанных корзин с илом и водорослями и укрепляли, обсаживая по краям ивами. Между искусственными островами образовалась сеть связанных между собой каналов, которые служили для орошения и транспортировки грузов и поддерживали среду обитания рыб и водоплавающих. Земледелие на чинампа было возможно только в окрестностях Теночтитлана и в южных озерах, возле городов Шочимилько и Чалько, поскольку источники здесь сохраняли воду пресной, тогда как в центральной части озера Тескоко она была более соленой и потому непригодной для земледелия. В середине 15 в. ацтеки построили через озеро мощную дамбу, чтобы сохранить пресную воду для Теночтитлана и защитить город от наводнений. Инженерные и архитектурные достижения ацтеков, не знавших вьючных животных, колеса и металлических инструментов, были основаны исключительно на эффективной организации труда.

Однако чинампа и земли долины Мехико не могли прокормить растущее городское население. К 1519 в Теночтитлане проживало от 150 до 200 тыс. человек, население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс., а в других городах проживало от 10 до 25 тыс. человек. Возрастала доля аристократии, да и среди прочих городских слоев значительную долю составляли те, кто потреблял, но не производил продукты питания: ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жрецы и военачальники.

Продукты доставлялись в города в качестве дани, взимаемой с покоренных народов, или привозились торговцами и окрестными земледельцами для продажи на рынке. В крупных городах рынки функционировали ежедневно, а в небольших открывались раз в пять или двадцать дней. Самый большой рынок в государстве ацтеков был организован в городе-спутнике Теночтитлана – Тлателолько: по оценкам испанского конкистадора, здесь ежедневно собиралось от 20 до 25 тыс. человек. Купить здесь можно было все что угодно – от маисовых лепешек и перьев до драгоценных камней и рабов. К услугам посетителей всегда были цирюльники, носильщики и судьи, следившие за порядком и честностью совершения сделок.

Покоренные народы регулярно, раз в три месяца или в полгода, платили дань ацтекам. Они доставляли в города тройственного союза продукты питания, одежды, воинские облачения, полированные бусы из жадеита и яркие перья тропических птиц, а также оказывали различного рода услуги, в том числе конвоировали пленников, назначенных к принесению в жертву.

Торговцы предпринимали долгие и опасные путешествия, чтобы привезти в ацтекские города ценные товары, и многие наживали изрядные богатства. Зачастую купцы служили осведомителями и послами в землях, лежавших за пределами империи.

Цивилизация воинов

Термин «ацтеки» стал широко применяться в исторической науке в XIX веке. Сами ацтеки называли себя «мешика». Они прибыли в центральную часть современной Мексики с севера — из страны Ацтлан. Её точное месторасположение не установлено. Различные историки «размещают» её то на северо-западе Мексики, то в южной части США. 

Долгое время ацтекам приходилось довольствоваться ролью наёмных воинов. Местные народы считали пришельцев с севера варварами и относились к ним с пренебрежением. В 1325 году мешика основали на необитаемом острове на озере Тескоко город Теночтитлан. Остров якобы не интересовал местные племена из-за обилия змей. Однако мешика употребляли пресмыкающихся в пищу и не видели в таком соседстве проблемы. По легенде, они заметили на месте будущего поселения орла, сидящего на кактусе и пожирающего змею. Потомки переселенцев из Ацтлана сочли это добрым знаком. Сегодня изображение этого мифического сюжета можно увидеть на государственном флаге Мексики.

Также по теме Мужество и способность учиться военному искусству: почему испанцы несколько веков не могли покорить индейцев мапуче 465 лет назад индейцы мапуче разгромили конкистадоров в битве у форта Тукапель. Это было одно из первых крупных сражений в Латинской…

Более ста лет обитатели Теночтитлана платили дань другим могущественным государствам и только в 1429 году завоевали независимость. Затем они образовали военный союз с обитателями двух окрестных городов — Тескоко и Тлакопана. Объединённых сил хватило, чтобы покорить практически всю Центральную Мексику.

Должность правителя у мешика называлась уэй-тлатоани («великий оратор»). Ацтекская империя возникла в середине XV века при уэй-тлатоани Монтесуме I. Он существенно расширил подконтрольные Теночтитлану территории, ввёл жёсткую систему налогов и практику человеческих жертвоприношений. Согласно верованиям ацтеков, каждые 52 года мир находился на грани гибели и, чтобы спасти его, нужно было поить богов человеческой кровью.

Эти верования послужили идеологической основой для постоянных войн. Правители ацтеков даже принуждали вассальные и соседние государства устраивать ритуальные «цветочные войны», по итогам которых представителей проигравших отрядов приносили в жертву. 

  • Ацтеки готовят напиток
  • globallookpress.com

Под властью Теночтитлана началось строительство дорог, мостов и дамб. Они использовались для передвижения войск и в торговых целях. На подконтрольных ацтекам территориях произошёл экономический подъём, который отразился на численности населения. По оценкам современных историков, в государстве проживали порядка 10—15 млн человек.

Ацтеки практически не знали животноводства. Они разводили только индеек и «мясные» породы собак. Кроме того, они охотились, ловили рыбу и употребляли в пищу насекомых. Зато ацтеки преуспели в земледелии: искусственные плавучие островки на озере Тескоко давали по несколько урожаев в год. Одним из основных продуктов на столе у ацтеков была кукуруза. 

Исторический фон.

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14–3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.

Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане – огромном городе площадью в 26–28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.


В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9–12 вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй. Доминирующее положение отдельных культурных центров не мешало существованию других городов и поселений. Такая сложная система социальных взаимосвязей уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко времени появления здесь ацтеков.

История ацтеков

В 13-м веке с Мексиканского залива пришло северное племя ацтеков. Их воображение поразили монументальные пирамиды Теотиуакана, который уже много веков стоял заброшенным. Ацтеки решили, что этот город воздвигли сами боги. По сей день неизвестно, какое племя построило его.

С одной стороны, индейцы ацтеки хотели создать такую же развитую цивилизацию, с другой — им было трудно отойти от своих жестоких обычаев и кочевого образа жизни. Племя ацтеков обладало двоякими взглядами. Они ценили своих предков и переняли культурные ценности тех цивилизаций, которые предшествовали им. Но среди предков ацтеков было также храброе племя охотников, и они гордились ими не меньше.

Мехико был построен на развалинах Теночтитлана – ацтекской столицы, разрушенной испанцами. В современных каменных джунглях нелегко найти следы ацтеков. В 1978 году было совершено потрясающее открытие. Городские власти Мехико планировали начать строительство метрополитена. Рабочие, которые начали рыть котлован, обнаружили под землей странные объекты. Позже выяснилось, что это были следы ацтеков. Археолог Хосе Альвара Барерра Ривера помнит этот удивительный момент. Прекрасно сохранилась северная стена храма, посвященная богу Солнца ацтеков. Оказалось, что испанцы построили кафедральный собор на развалинах священного сердца столицы ацтеков. Здесь стояла дюжина храмов. Археологам удалось воссоздать самый главный из всех храмов. Он, как и пирамиды майя в Мексике, был построен в несколько этапов. Благодаря руинам специалисты смогли возродить прошлое ацтекского народа.

Города ацтеков

Их города-государства возникли на плодородной долине Мехико и подчинили себе огромную территорию, получив доступ к неограниченным природным ресурсам.

Цивилизация ацтеков (XIV—XVI века) обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков, был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco), там, где сейчас располагается город Мехико.

Ацтеки обосновались на двух тогда небольших островах на озере Тескоко и построили город Теночтитлан в 1325 году. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место — центр Мехико.

Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка. Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли в долину Анауак, вокруг озера Тескоко, с севера. Место расположения этих долины и озера известны наверняка — это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков. Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков ( «говорящие на науатле», от слова «tlaca», означающего «человек»).

Ацтеки пришли что называется не на пустое место. Постепенно они переняли знания и часть культуры ранее осевших на этих замлях племен. Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, — большей частью от древних тольтеков.

Представления ацтеков о мироустройстве

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными. Среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой.

Наша эра — Науи Оллин, пятая эпоха (Блаватская тоже писала о пяти), пятое солнце или пятое сотворение, — избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах». По-русски обычно переводится «весь в бубонах». Это самый малый и смиренный бог, страдавший от болей, вызванных тяжкой болезнью; он превратился в Солнце.

Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (буквально — «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф, описывает Землю, как создание двух богов-близнецов — Тескатлипоки и Кетцалькоатля. Тескатлипока потерял стопу при создании мира, поэтому изображается без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа, Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Империя ацтеков

Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически. Это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Единственный народ, одержавший победу над ацтеками, — пурепеча — был главным производителем медных топоров. Основным управленческим вкладом ацтеков, стала система коммуникаций между завоёванными городами.

В Месоамерике, не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно строительство дорог было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10—15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов — население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек и к моменту Конкисты, государство ацтеков занимало территорию от Мексиканского залива до Тихого океана, от устьев рек Бальсас и Панукодо до земель майя. Отдельные колонии существовали на землях Гватемалы. С другой стороны, город-государство Тласкала на севере долины Пуэбло, не подчинилось ацтекам.


С этим читают