Адмирал нахимов (атомный крейсер)

История создания крейсера

К разработке проекта атомных крейсеров приступили в начале 1970-х под руководством Б. И. Купенского. В 1973 заложен первый корабль серии — «Киров», с 1992 по 2004 год известный как «Адмирал Ушаков».


В 1984 флоту передан второй крейсер данного типа — «Фрунзе», с 1992 переименованный в «Адмирал Лазарев». В 1988 на вооружение поступил «Калинин», который в 1992 получил название «Адмирал Нахимов». В 1996 был завершен последний корабль проекта «Куйбышев», позже переименованный в «Петр Великий». В 1998 после всех испытаний он поступил на вооружение, став одним из самых мощных кораблей в мире.

Адмирал Нахимов атомный крейсер в данной линейке — третий корабль серии. Его краткая история выглядит следующим образом:

  • заложен 17 мая 1983;
  • спущен на воду 25 апреля 1986;
  • 30 декабря 1988 принят на вооружение;
  • 22 апреля 1992 сменил название с «Калинин» на «Адмирал Нахимов»;
  • июль 1997 — переведен на модернизацию, возврат корабля в строй рассчитан на 2022.

Помимо улучшения радиоэлектронного оборудования, ожидается и модернизация вооружений. Имеются сведения о ракетных установках под некоторые версии снарядов «Калибр», «Оникс» и «Циркон». Появятся комплексы противовоздушной обороны «Форт-М» и «Панцирь-М», а также противолодочные системы «Пакет-НК» и «Ответ».

Описание конструкции

Конструктивно тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» придерживается основных параметров серии. С учетом данного фактора базовые характеристики берутся из стандартов проекта 1144, однако незначительные отклонения имеются. О том, какими они будут после модернизации корабля пока неизвестно.

Компоновка

Конструкция корпуса корабля и надстройки разделена на 1600 помещений. Из них 140 рассчитаны на одно-, двух- и четырехместные каюты для офицеров и мичманов. Также имеется 32 кубрика на 8-34 человек для матросов и старшин, 30 душевых, две бани, сауна, медицинский блок с лазаретами, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, стоматология и операционная. Коридоры, трапы и тамбуры имеют общую протяженность почти в 20 км.

Водоизмещение и габариты

Водоизмещение атомного крейсера «Адмирал Нахимов» составляет 24300 т. Полное — 26190 т, что несколько больше стандартов проекта 1144. Размеры судна имеют следующие показатели:

  • длина — 251 м, по ватерлинии — 230 м;
  • ширина — 28,5 м;
  • осадка — 9,1 м.

Носовая и кормовая часть

Носовая и кормовая часть конструктивно выполнена по стандарту современного боевого корабля с острым форштевнем и транцевой кормой. Обтекаемость и низкая осадка корабля обеспечивают хорошие ходовые качества. Ожидается, что они будут сохранены после модернизации, а в конструкции будут задействованы современные композитные материалы для снижения радиолокационной заметности.

Броня и противоторпедная защита

Броня крейсера «Адмирал Нахимов» не рассчитана на противодействие прямым попаданиям тяжелых снарядов. Основной акцент делается на маневренности и защите от радиолокационного обнаружения. В условиях современного боя ставка делается не на выдерживании ракетного обстрела, а на уничтожении снарядов противника еще на подлете.

https://youtube.com/watch?v=TVJM_b9WNEA

Для обнаружения подводных лодок в бульбовом обтекателе имеется гидролокатор со встроенной антенной. Он позволяет обнаруживать цели на низких и средних частотах. Также имеется буксируемая гидроакустическая система с антенной переменного погружения на 150-200 м, способная обнаруживать лодки на средних частотах.

Для борьбы с подводными лодками помимо собственной защиты имеется три вертолета Ка-27. Их система позволяет взлетать в любую погоду, обнаруживать и следовать за подводной лодкой на расстоянии до 200 км от крейсера, а также сбрасывать противолодочные бомбы с гидроакустической системой наведения.

Экипаж

Экипаж корабля «Адмирал Нахимов» составляет 727 человек. Из них 97 — офицеры. В общее количество входят и экипажи вертолетов (по 3 человека), а также обслуживающий персонал.

Боевое и защитное вооружение

Боевое и защитное вооружение атомного крейсера «Адмирал Нахимов» представлено следующими установками:

  • АК-130 — универсальный спаренный артиллерийский комплекс, способен обстреливать надводные и наземные цели, использует осколочно-фугасные снаряды, дальность поражения — до 25 км;
  • Шесть ЗРАК «Кортик» с полной автоматизацией обнаружения и уничтожения целей, рассчитан на перехват высокоточного оружия и поражение малогабаритных надводных и наземных целей;
  • 12х8 ЗРК С-300Ф, способных выпустить до 96 ракет 48Н6, диапазон действия в высоту составляет от 25 м до 25 км, рассчитаны на перехват целей, включая баллистические ракеты малого радиуса действия;
  • Два ЗРК «Оса-М» обеспечивают противовоздушную оборону, радиус поражения — до 15 км, диапазон высоты — от 25 м до 5 км, боекомплект — 40 ракет 9М33;
  • Противоторпедный ракетный комплекс РБУ-12000 «Удав» с десятью трубами направляющих, дальность поражения — 100-3000 м, работает на конвейерной перезарядке;
  • Два морских бомбомета РБУ-1000 «Смерч-3» по 6 радиальных стволов, дальность поражения до километра;
  • Два пятитрубных торпедных аппарата ПТА-53;
  • Три палубных противолодочных вертолета Ка-27 ПЛ.

Вертолеты способны развивать скорость до 270 км/ч, дальность хода — 800 км. Оснащены противолодочными ракетами АПР-2Е и управляемыми глубинными бомбами.

Почему корабли называли героическими именами

Традиция давать кораблям имена зафиксирована еще в Древнем Египте. Подобный шаг делал судно узнаваемым. Завидев его и зная его репутацию, противник пускался в бегство еще до начала сражения.

Длительное время имена давали только боевым судам. Это позволяло различать их в бою, отдавать команды, маневрировать, учитывать потери и победы. Гражданские корабли начали получать имена лишь в середине XIX века.

В России давать имена кораблям начали с XVII века. Окончательно данная традиция закрепилась при Петре Первом. Наименование кораблей отражало величие российского государства, его историю, великие победы и события. Ожидалось, что это повысит патриотизм и боевой дух флота, а также сохранит память о подвигах и свершениях русского народа.


Петр Первый заложил и первые принципы, по которым суда получали названия. Самые сильные и мощные корабли назывались в честь значительных побед, городов, земель, святых. Средние суда назывались именами святых или символическими и аллегорическими наименованиями. Малые корабли получали названия зверей, птиц, рек.

Позднее корабли стали называть по представителям дома Романовых, древнерусским князьям. Появилась традиция преемственности — корабли могли заслужить в бою право передать свое название судам новых поколений. В итоге появились целые династии одноименных кораблей.

В современной России названия кораблей продолжают традиции, заложенные Петром Первым. Героические имена призваны подчеркнуть богатую историю и географию России, ее величие, успехи

Не обходятся вниманием и выдающиеся личности, одной из которых стал и адмирал П. С

Нахимов, проявивший себя в Крымской войне.

Прикрытие районов развертывания РПКСН

Очень часто приходится встречать точку зрения, что такое прикрытие совершенно не нужно: мол, наличие надводных или подводных кораблей или самолетов в охранении наших подводных стратегических ракетоносцев только демаскирует последние. С этой точкой зрения следует безоговорочно… согласиться.

Как было абсолютно справедливо отмечено рядом уважаемых «экспертов», РПКСН – не отара овец, а МАПЛ, или иные боевые корабли – не пастухи, и такое их использование действительно может демаскировать стратегические подводные ракетоносцы. Тем не менее, прикрывать районы развертывания РПКСН необходимо, только вот делается это другими способами.

Проще всего будет провести такую аналогию. Долгое время в годы второй мировой войны противолодочная оборона англичан сводилась к совершенствованию охраны конвоев транспортных судов – им придавалось большее количество кораблей ПЛО, позднее в состав конвоев стали включаться эскортные авианосцы и т.д. Но в то же время, по мере роста военного производства Англии и США, начиная с 1942 г. стали формироваться так называемые «группы поддержки». Они представляли собой отдельные отряды, состоявшие из сторожевиков, фрегатов и эсминцев, задачей которых была свободная охота на германские подводные лодки.

Иными словами, эти охотничьи группы не были обременены обязанностью защищать тот или иной тихоходный караван, но должны были самостоятельно, и во взаимодействии с палубной и базовой авиацией искать и уничтожать вражеские подводные лодки.

Так вот, примерно, и должно строится наше прикрытие РПКСН, которое заключается вовсе не в том, что мы к каждому ракетоносцу приставим по нескольку АПЛ и надводных кораблей, а в том, что мы должны иметь возможность очистить Баренцево и Охотское моря от противолодочной авиации и подводных лодок наших вероятных противников. Тем самым будет достигнуто и прикрытие РПКСН.

Для решение этой задачи, в зависимости от района и прочих условий, где-то будут нужнее фрегаты, где-то – АПЛ и ДЭПЛ, а в целом потребуются совместные усилия авиации, надводных и подводных кораблей. По мнению автора, для решения этой задачи наиболее эффективными будут фрегаты и МАПЛ «Ясень-М», а вот ТАРКР для такой работы все же избыточно велик и чрезмерно вооружен. Он просто неоптимален для подобных задач, хотя и может, конечно, принимать участие в ее решении.

Еще до своей модернизации ТАРКР обладал всеми достоинствами БПК проекта 1155 имевшего такой же гидроакустический комплекс «Полином» и 2 вертолета, но при этом располагал еще и дальнобойными ЗУР, способными изрядно досадить противолодочной авиации.

Описание конструкции

Конструктивно тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» придерживается основных параметров серии. С учетом данного фактора базовые характеристики берутся из стандартов проекта 1144, однако незначительные отклонения имеются. О том, какими они будут после модернизации корабля пока неизвестно.

Компоновка

Конструкция корпуса корабля и надстройки разделена на 1600 помещений. Из них 140 рассчитаны на одно-, двух- и четырехместные каюты для офицеров и мичманов. Также имеется 32 кубрика на 8-34 человек для матросов и старшин, 30 душевых, две бани, сауна, медицинский блок с лазаретами, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, стоматология и операционная. Коридоры, трапы и тамбуры имеют общую протяженность почти в 20 км.

Водоизмещение и габариты

Водоизмещение атомного крейсера «Адмирал Нахимов» составляет 24300 т. Полное — 26190 т, что несколько больше стандартов проекта 1144. Размеры судна имеют следующие показатели:

  • длина — 251 м, по ватерлинии — 230 м;
  • ширина — 28,5 м;
  • осадка — 9,1 м.

Носовая и кормовая часть

Носовая и кормовая часть конструктивно выполнена по стандарту современного боевого корабля с острым форштевнем и транцевой кормой. Обтекаемость и низкая осадка корабля обеспечивают хорошие ходовые качества. Ожидается, что они будут сохранены после модернизации, а в конструкции будут задействованы современные композитные материалы для снижения радиолокационной заметности.

Броня и противоторпедная защита

Броня крейсера «Адмирал Нахимов» не рассчитана на противодействие прямым попаданиям тяжелых снарядов. Основной акцент делается на маневренности и защите от радиолокационного обнаружения. В условиях современного боя ставка делается не на выдерживании ракетного обстрела, а на уничтожении снарядов противника еще на подлете.

https://youtube.com/watch?v=TVJM_b9WNEA

Для обнаружения подводных лодок в бульбовом обтекателе имеется гидролокатор со встроенной антенной. Он позволяет обнаруживать цели на низких и средних частотах. Также имеется буксируемая гидроакустическая система с антенной переменного погружения на 150-200 м, способная обнаруживать лодки на средних частотах.

Экипаж

Экипаж корабля «Адмирал Нахимов» составляет 727 человек. Из них 97 — офицеры. В общее количество входят и экипажи вертолетов (по 3 человека), а также обслуживающий персонал.

Служба

Большую часть службы крейсер провел в дальних плаваниях. 29 сентября 1888 года он ушел из Кронштадта на Дальний Восток и вернулся назад только три года спустя. После ремонта новый дальний поход — сначала в США, затем на Средиземное море, а оттуда — опять на Дальний Восток.


В 1893 году «Адмирал Нахимов» под командой капитана 1-го ранга В. М. Лаврова посетил с официальным визитом Атлантической эскадры вице-адмирала Н. И. Казнакова Северо-Американские Соединённые Штаты (САСШ), где участвовал в праздненствах, посвященных 400-летию открытия Америки; в том же году в составе эскадры Средиземного моря контр-адмирала Ф. К. Авелана крейсер совершил официальный визит во Францию.

В САСШ моряки Атлантической эскадры были удостоены почестей и осыпаны подарками, причиной которых было желание американцев иметь российскую военно-морскую базу в гавани Нью-Йорка: газета Нью-Йорк Таймс писала:

«Если Российский флот будет постоянно находиться в Нью-Йорке и прилегающих водах, то имеющиеся у британской эскадры, базирующейся в Северной Америке, возможности для внезапного нападения (британского флота) на незащищенные порты атлантического побережья САСШ будут серьезно ослаблены».

В летние кампании 1894 и 1896 годов на Дальнем Востоке крейсер проводил учения, участвовал в маневрах у китайского порта Чифу, посетил Владивосток, а также с дипломатическими миссиями китайские, японские и корейские порты. Зимы крейсер проводил в японском порту Нагасаки. Летом и осенью 1895 года крейсер ремонтировался во Владивостоке. В мае 1898 года вернулся на Балтику.

После модернизации крейсер, в 1900 году причисленный к Гвардейскому экипажу, отправился в третье плавание на Тихий океан. В течение двух лет участвовал в маневрах Порт-Артурской эскадры, посетил Японию и Корею, выполнял дипломатические миссии. В мае 1903 года вернулся в Кронштадт. В ходе последнего ремонта крейсера намеченная замена его устаревших орудий была перенесена на следующую модернизацию. Как следствие — в Русско-японскую войну мощный ещё крейсер вследствие малой дальности и низкой скорострельности артиллерии был почти безоружен перед своими противниками. В канун Русско-японской войны для проведения планового ремонта и модернизации артиллерии крейсер был возвращен на Балтику, тем самым ослабив своим отсутствием 1-ю Тихоокеанскую эскадру. Низкая скорость, слабое бронирование и чрезвычайно низкие для своего времени дальнобойность и скорострельность артиллерии делали крейсер мало приспособленным кораблем линейного боя, для которого и была создана 1-я Тихоокеанская эскадра. Однако несмотря на то, что старые орудия были плохо приспособлены к эскадренному бою, а тихоходность не позволяла выполнять рейдерские операции, благодаря наличию нескольких 8″ орудий ГК, он являлся идеальным кораблём для защиты от миноносцев.[источник не указан 3963 дня].

В 1902—1903 годы старшим офицером крейсера служил великий князь Кирилл Владимирович Романов.

Миф о затонувшем золоте

Крейсер «Адмирал Нахимов»

Крейсер «Адмирал Нахимов» пребывал в относительной безвестности, пока в 1933 году американец Гарри Ризберг в книге «600 миллиардов под водой» заявил о том, что на борту четырёх русских кораблей из 2-й Тихоокеанской эскадры, потопленных при Цусиме, находились сокровища на общую сумму в 5 млн долларов. По чистой случайности американец указал, что больше всего золота (2 млн долларов) пошло на дно вместе с «Адмиралом Нахимовым».

В ноябре 1980 года японский миллионер Такео Сасагава заявил, что выделил огромную сумму на спасение русского золота, поскольку затонувший «Адмирал Нахимов» был найден. Миллионер рассказывал о найденных на борту ящиках с золотыми монетами, слитками платины и золота. Позднее Сасагава позировал перед фотографами, держа в руках платиновые слитки, якобы поднятые с крейсера, однако новых находок не демонстрировал, ссылаясь на непредвиденные трудности.

Первыми в успехе Сасагавы усомнились профессиональные охотники за морскими сокровищами. Стоило им обратиться к документам русско-японской войны — в частности, к донесениям участников Цусимского сражения, — как стало ясно, что в рассказах Сасагавы нет ни слова правды. Со временем выяснилась и другая любопытная деталь. Слитки металла, якобы поднятые с затонувшего русского крейсера, имели удельный вес 11,34 г/см³. Это плотность свинца, а не платины.

Оценка корабля

Ударная мощь крейсера «Адмирал Нахимов» позволяет наносить ракетные удары по группам кораблей противника. Однако успешность таких операций обеспечивается только внезапным и согласованным нападением вместе с поддержкой других судов, включая подводные. Это обусловлено значительными габаритами и заметностью корабля для противника.

Габариты крейсера делают его уязвимым для низколетящих дозвуковых противокорабельных ракет. Противовоздушная система обороны корабля представлена лишь зенитно-ракетными комплексами «Оса-М», не способными поражать цели ниже 25 м.

С учетом современных требований к боевому кораблю часть вооружений планируется заменить на более современные аналоги. Также ожидается повышение радиолокационной защиты и оснащение судна современным цифровым оборудованием по управлению кораблем и вооружением.

«Нахимов» идет первым

Идея с переоснащением крейсеров проекта 1144 обсуждается уже давно, но деньги на нее выделили только по Госпрограмме вооружений 2011–2020 годов. Первым кораблем стал «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин»), который еще в 1999-м поставили к стенке северодвинского «Севмаша» с формулировкой «на ремонт и модернизацию» .

Только в 2013 году Минобороны оплатило «Севмашу» длинный проект по дефектации, ремонту и модернизации крейсера. Осенью следующего года корабль перегнали в наливной бассейн в Северодвинске и начали обследовать. Первоначально крейсер хотели вернуть флоту в 2018-м, но потом работы растянули до конца 2021-го.

Проект, помимо собственно восстановления готовности, включает полное изменение состава ударного вооружения: «Гранит» демонтируется. В сентябре 2013-го адмирал Виктор Чирков, занимавший тогда пост главкома ВМФ, сообщил, что крейсер получит до 80 ракет различных типов, что позволяет сделать вывод об установке на «Нахимова» 10 модулей универсального корабельного стрельбового комплекса 3С14 (УКСК, по 8 ячеек).

Крейсер_2

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». 1996 год

Фото: ТАСС/Семен Майстерман

В боекомплект 3С14 входят крылатые ракеты большой дальности 3М14, противокорабельные ракеты 3М55 «Оникс» и 3М54, противолодочные ракеты. Также, судя по сообщениям прессы, на корабль поставят и новые гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», проходящие сейчас испытания. В части зенитного вооружения корабль получит модернизированный комплекс С-300ФМ «Форт-М» (аналогичный установлен на «Петре Великом»). Также вместо «Кортиков», возможно, будут установлены новые комплексы ПВО «Панцирь-М». Появится на крейсере и ЗРК «Полимент-Редут», хотя его отработка на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков» до сих пор не завершена.

По этому же проекту, с небольшими изменениями, связанными с отличиями в составе оружия и радиоэлектронного вооружения, будут модернизировать и «Петра». Судьба «Адмирала Лазарева» («Фрунзе»), с конца 1990-х находящегося в отстое Тихоокеанского флота, пока в подвешенном состоянии. Корабль несколько раз порывались утилизировать, но в последний момент откладывали решение. В 2014 году корабль прошел доковый ремонт «с целью обеспечения непотопляемости у причальной стенки». Можно аккуратно заключить, что по итогам завершения работ на «Нахимове» и первичного анализа состояния «Лазарева» будет понятно, стоит ли связываться с третьим корпусом. Скорее всего, ответ будет «нет», но официально он до сих пор не дан.

Зато всё уже понятно с четвертым кораблем, он же головной «Киров». Крейсер с 1991 года не был в море (не считая буксировки в Северодвинск в 1999-м) и находится в очень плохом состоянии. В 2015 году был проведен тендер на проект по утилизации, после чего на корабле должны были начать выгрузку отработанного ядерного топлива.

Реальная итоговая стоимость модернизации «Нахимова» неизвестна, но весьма солидна. Так, в 2012 году Анатолий Шлемов, тогда руководивший департаментом гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации, оценил восстановление готовности крейсера в 30 млрд рублей, а с учетом установки нового вооружения — до 50 млрд рублей. На тот момент плановая стоимость корвета проекта 20380 составляла 10 млрд рублей, фрегата проекта 11356 — 13 млрд, а фрегата проекта 22350 — 18 млрд.

Крейсер_3

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков»

Фото: ТАСС/Андрей Бабушкин

Заметим, что это оценочные цифры, названные еще до заключения контракта и до проведения дефектации, определившей реальное состояние корпуса, общекорабельных систем и кабельных трасс. Кроме того, после 2014–2015 годов в кораблестроении начался сильный рост цен, в результате чего по ряду реализуемых проектов они поднялись на 60–70%. Таким образом, грубая оценка стоимости переоснащения «Нахимова» в 80–90 млрд рублей уже не выглядит завышенной.

Это довольно дорогое удовольствие, поэтому вся затея часто вызывает критику экспертов. На деньги, которые потратят на «Нахимова» и «Петра», по нынешним ценам можно построить 5–6 новых фрегатов или десяток корветов. Кроме того, в сходной весовой категории у флота есть и более новый проект, к которому пока никак не могут подступиться.

Проектирование и постройка

Согласно заданию, данному Морскому техническому комитету на проектирование нового броненосного крейсера в рамках программы 1881 года, новый корабль должен был иметь броню по ватерлинии не менее 254 мм, артиллерию главного калибра 11 дюймов, большой запас угля, скорость хода не менее 15 узлов, осадку не более 7,92 м и полное парусное вооружение. В качестве прототипа был выбран английский броненосный крейсер Imperieuse, отличавшийся «ромбовидным» расположением орудий главного калибра (на носовой и кормовой оконечности и по обоим бортам).

Схема расположения орудий (фото из статьи «Адмирал Нахимов»)

19 ноября 1882 года проект был утверждён. По сравнению с английским прототипом: диаметр барбетов был увеличен на 1,5 м, чтобы вместить 229-мм орудия Обуховского завода; изменено расположение машинно-котельной установки, проект которой разрабатывался в Управлении главного инженер-механика флота генерал-майора А. И. Соколова. Более компактное размещение котельных отделений в средней части корпуса позволило обойтись одной дымовой трубой. Запас угля возрос в полтора раза, при этом, суммарная дополнительная нагрузка в 390 т увеличила проектное водоизмещение до 7782 т. Длина корпуса возросла на 1,83 м, осадка на 0,1 м.

В январе 1885 года, в ходе стапельных работ, было решено использовать в качестве главного калибра 203-мм орудия образца 1884 года на станках Вавассера. Перевооружение обеспечило повышение веса бортового залпа и скорострельность артиллерии главного калибра, возможность уменьшить диаметр барбетов на 62 см, что давало надежду на улучшение мореходных качеств корабля. Кроме того, барбетные установки получили тонкое круговое бронирование. В отличие от английского предшественника, проект крейсера «Нахимов» был признан удачным и в свою очередь, явился прототипом для вполне удачного американского проекта крейсера «Бруклин»[источник не указан 1206 дней]. По основным параметрам «Адмирал Нахимов», даже спустя двадцать лет, к началу русско-японской войны, имел значительные резервы для технической модернизации, и при условии замены устаревших орудийных установок главного калибра, вполне соответствовал новейшим броненосным крейсерам. Он по сути стал прообразом появившихся почти через треть века многобашенных крейсеров.

Радикальная модернизация

«Адмирал Нахимов» предназначен для выполнения широкого круга задач в дальней морской зоне и является одной из самых крупных платформ в составе ВМФ. Подобно другим крейсерам проекта 1144.2, корабль способен поражать все типы морских целей, вести огонь по наземным объектам и прикрывать соединения от средств воздушно-космического нападения.

Полное водоизмещение «Адмирала Нахимова» составляет 26,19 тыс. тонн, длина — 252 м, ширина — 28,5 м, осадка — 9,1 м, экипаж — более 700 человек. Движение крейсера обеспечивается двумя котельными установками и атомным реактором мощностью 140 тыс. л. с.

До начала модернизации в боекомплект «Адмирала Нахимова» входили ракеты П-700 «Гранит» дальностью действия до 700—800 км, способные уничтожать крупные надводные объекты, в том числе авианосцы. Также арсенал крейсера включал несколько видов торпедно-минного вооружения.


За противовоздушную оборону корабля отвечали зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300Ф «Форт», система 4К33 «Оса-М» и артиллерийская установка 3М87 «Кортик».

По мнению экспертов, по состоянию на конец 1990-х годов и начало XXI века корабль с таким вооружением мог «уверенно чувствовать себя» на просторах мирового океана. Однако на современном этапе средства поражения, зенитные ракетные комплексы, радиоэлектронное оборудование и механизмы крейсера устарели. В связи с этим было принято решение о радикальном обновлении «Адмирала Нахимова».

По информации Минобороны РФ, на крейсере будут заменены различные узлы, агрегаты, системы жизнеобеспечения корабля, радиотехнического вооружения, корабельной энергетики. Как сообщил ранее «Интерфаксу» Рахманов, в рамках модернизации были открыты 18 опытно-конструкторских работ.

Также по теме «Универсальные корабли»: как Россия развивает проект по созданию многоцелевых корветов Корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» доставлен во Владивосток для проведения испытаний, сообщила пресс-служба…

По имеющимся в СМИ данным, на «Адмирале Нахимове» существенно обновятся средства ПВО.

Согласно данным «Интерфакса», задачу по обороне дальних рубежей будет выполнять ЗРК вертикального пуска 3К96-2 «Полимент-Редут». Система будет способна перехватывать цели на дальности до 400 км с появлением сверхдальней ракеты. Сейчас в боекомплект комплекса входят ракеты 9М100, 9М96 и 9М96Д дальностью в пределах 15 км, 120 км и 150 км соответственно.

При этом РИА Новости сообщает, что на «Адмирале Нахимове», скорее всего, будет установлена флотская модификация ЗРК дальнего радиуса С-400 «Триумф» с арсеналом в 96 ракет и модернизированная версия «Форта».

Как говорят эксперты, если наличие «Полимент-Редута» подтвердится, то «Адмирал Нахимов» должен быть оснащён пусковыми установками универсального корабельного комплекса 3С14 (УКСК), которые используются в ВМФ для применения крылатых ракет «Калибр», противокорабельных ракет «Оникс», а в доработанном виде — «Цирконов».

Конец службы

В июне 1961 г. корабль, назначен плавучей мишенью, был отбуксирован из Севастопольской бухты на 45 — 50 миль в сторону Одессы и поставлен на якорь. с дистанции 72 км ракетный корабль «Прозорливый» выпустил по нему ракету КСШ. Ракета попала в среднюю часть корабля и проделала сквозное отверстие в виде восьмерки площадью 15 кв.м. Боевая часть ракеты пробила «Адмирала Нахимова» насквозь и на противоположном борте было отверстие диаметром 8 кв.м. Двигатель ракеты взорвался в корпусе крейсера, в результате чего на корабле возник пожар. Было задействовано множество ресурсов. Пожар был потушен лишь через 12 часов.

Почему корабли называли героическими именами

Традиция давать кораблям имена зафиксирована еще в Древнем Египте. Подобный шаг делал судно узнаваемым. Завидев его и зная его репутацию, противник пускался в бегство еще до начала сражения.

Длительное время имена давали только боевым судам. Это позволяло различать их в бою, отдавать команды, маневрировать, учитывать потери и победы. Гражданские корабли начали получать имена лишь в середине XIX века.

В России давать имена кораблям начали с XVII века. Окончательно данная традиция закрепилась при Петре Первом. Наименование кораблей отражало величие российского государства, его историю, великие победы и события. Ожидалось, что это повысит патриотизм и боевой дух флота, а также сохранит память о подвигах и свершениях русского народа.

Петр Первый заложил и первые принципы, по которым суда получали названия. Самые сильные и мощные корабли назывались в честь значительных побед, городов, земель, святых. Средние суда назывались именами святых или символическими и аллегорическими наименованиями. Малые корабли получали названия зверей, птиц, рек.

Позднее корабли стали называть по представителям дома Романовых, древнерусским князьям. Появилась традиция преемственности — корабли могли заслужить в бою право передать свое название судам новых поколений. В итоге появились целые династии одноименных кораблей.

В современной России названия кораблей продолжают традиции, заложенные Петром Первым. Героические имена призваны подчеркнуть богатую историю и географию России, ее величие, успехи

Не обходятся вниманием и выдающиеся личности, одной из которых стал и адмирал П. С

Нахимов, проявивший себя в Крымской войне.

Проекция силы

Здесь речь идет об оказании политического давления военными средствами, и для этого все три типа кораблей пригодны одинаково. Отметим только, что ТАРКР, будучи крупным океанским кораблем с намного большей, чем фрегат, автономностью, лучше подходит для выполнения этой задачи в дальней морской и океанской зонах.

В то же время МАПЛ, наподобие «Ясень-М» в решении этой задачи ограничена в эффективности, по той простой причине, что реальную опасность для ВМС потенциального неприятеля представляет необнаруженная АПЛ. Но если АПЛ не обнаружена, то и угроза от нее не ощущается, а если она сообщила о себе, то превращается из охотника в дичь.

ТАРКР «Пётр Великий»

Оценка корабля

Ударная мощь крейсера «Адмирал Нахимов» позволяет наносить ракетные удары по группам кораблей противника. Однако успешность таких операций обеспечивается только внезапным и согласованным нападением вместе с поддержкой других судов, включая подводные. Это обусловлено значительными габаритами и заметностью корабля для противника.

Габариты крейсера делают его уязвимым для низколетящих дозвуковых противокорабельных ракет. Противовоздушная система обороны корабля представлена лишь зенитно-ракетными комплексами «Оса-М», не способными поражать цели ниже 25 м.

С учетом современных требований к боевому кораблю часть вооружений планируется заменить на более современные аналоги. Также ожидается повышение радиолокационной защиты и оснащение судна современным цифровым оборудованием по управлению кораблем и вооружением.


С этим читают