Airbus a350 xwb

Введение

Жёсткая конкуренция между крупнейшими производителями авиалайнеров заставляет их не столько улучшать дизайн интерьера самолётов, сколько использовать новейшие материалы и технологии, заботиться об экономии топлива. Удачным ответом на заявку и появление Boeing 787 Dreamliner считается Аirbus А350. Новый самолёт французской компании (Аirbus) начал летать около 3-х лет назад.


Следующие особенности лайнера привлекли внимание потенциальных покупателей:

  • наличие двух двигателей;
  • новое стреловидное крыло;
  • способность летать на дальние расстояния и находиться в воздухе до 19 часов;
  • применение углепластика и других современных материалов;
  • расширенный фюзеляж и удобство салона для пассажиров;
  • увеличенное багажное отделение.

Сегодня около 40 стран являются заказчиками нового воздушного судна. Среди них — бижневосточные авиакомпании Qatar Airways, Emirates, Etihad—Airbus, европейские — Lufthansa (25 самолётов), Аэрофлот (22), Finnair, TAP Portugal, Iberia, азиатская Vietnam Airlines и многие другие.

Характеристики, схема, история самолета Аэробус А350 подробно рассматриваются далее.

Заказы и поставки

Etihad Airways

По состоянию на январь 2020 года Airbus получил заказы на поставку 913 самолётов A350 XWB от 50 авиакомпаний:

Заказы и поставки по модификациям

A350-900 A350-1000 Всего
Заказы 759 176 935
Поставки 311 35 346

Заказы и поставки по годам

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Всего
Заказы 2 292 163 51 78 -31 27 230 -32 -3 41 36 40 19 9 935
Поставки 1 14 49 78 93 106 5 346

В начале 2020 г. авиакомпания «Аэрофлот» получила первый (и пока единственный в Восточной Европе и СНГ) широкофюзеляжный самолет Airbus A350 (A350-900); всего у компании есть контракт на поставку 22 таких самолетов (к концу года «Аэрофлот» должен получить 11 машин). 6 марта он вышел на линию Москва (Шереметьево) — Санкт-Петербург (Пулково).

Краткий обзор и характеристики самолёта

Аэродинамически Airbus A350 представляет собой низкоплан с однокилевым оперением. Крыло – стреловидное (стреловидность 31,9 градуса). Благодаря тому, что фюзеляж самолёт на 52 процента состоит из композитных материалов, его масса определённо ниже, чем у лайнеров такого же класса. Также композитные материалы обеспечивают дополнительную прочность конструкции A350, что делает его более надёжным и безопасным лайнером. В свою же очередь, меньшая масса самолёта делает его эксплуатацию существенно экономичнее.

Силовая установка лайнера представлена двумя двигателями фирмы Trent, мощность которых зависит от модели самолёта. Дополнительно концерн Airbus анонсировал разработку моделей аэробуса A350, специально предназначенных для авиакомпаний Ближнего Востока. В соответствии со здешним климатом (жарким и засушливым) двигатели этих моделей, получивших название «Hot and High» («жаркий и высокогорный»), будут способны обеспечивать большую тягу в условиях нехватки воздуха и сильного нагревания. Учитывая большой интерес к самолёту со стороны авиакомпаний Emirates Airlines и Qatar Airways – у такого проекта большое будущее.

Также A350 оборудуются аварийной авиационной турбиной Hamilton Sundstrand, которая в критических ситуациях способна обеспечить электроэнергией системы бортовой электроники лайнера.

Технические характеристики самолёта Airbus A350:

A350-800 A350-900 A350-1000
Длина, м 60,6 66,9 73,9
Размах крыльев, м 64 64 64
Высота, м 16,9 16,9 16,9
Площадь крыла, кв.м 443 443 443
Масса
Макс. взлетная масса, кг 245 000 265 000 295 000
Макс. посадочная масса, кг 182 500 202 500 225 500
Емкость топливных баков, л 150 000 150 000 150 000
Лётные данные
Дальность полета с макс. загрузкой, км 15 400 15 000 14 800
Макс. крейсерская скорость, км/ч 905 905 905
Максимальная скорость, км/ч 945 945 945
Потолок (макс. высота полета), м 13 100 13 100 13 100
Двигатели Trent XWB, Trent XWB, Trent XWB,
2 x 34050 кгс 2 x 39450 кгс 2 x 43130 кгс
Пассажирский салон
Кол-во кресел (1 класс) 375 420 475
Кол-во кресел (2 класса) 312 366 412
Кол-во кресел (3 класса) 270 314 350
Ширина салона, м 5,6 5,6 5,6

Схема салона и лучшие места в Аэробусе А350 900 Сингапурских авиалиний

Аэробус А350-900 Singapore Airlines предоставляет три уровня комфортности. Самолет рассчитан на 253 пассажира, из них 42 места класса Бизнес, 24 места класса Премиум Эконом и 187 мест класса Эконом. Каждый из них имеет существенные отличия на уровне сервиса и предоставляемого комфорта. Пассажиры, соответственно своему материальному положению, потребностям, выбирают любой предлагаемый класс комфортности.

Бизнес-класс

В самолёте размещено два салона бизнес-класса. Они занимают практически половину всего борта. Комфорт здесь на высшем уровне. Удобное расположение кресел 1-2-1, обеспечивает большое расстояние, а также прямой доступ к проходу с любого места. Шикарные сиденья с роскошной обивкой, одни из самых больших, которые могут быть в этом классе. По желанию оно может превратиться в удобное рабочее место или полноценную ровную кровать длиной около 198 см. Нужно всего лишь опустить спинку вниз, в комплекте должны быть льняное одеяло и подушка. В спинке впереди стоящего кресла встроен 15.4 дюймовый LCD-монитор с шумоподавляющими наушниками, шкафчики, розетки с USB входом и компактное зеркало. Помимо большого выбора развлечений, фильмов, телевизионных программ и игр, есть возможность воспользоваться интернетом, но он платный.

Внимание! Вы можете сделать предварительный заказ на основное блюдо от шеф-повара не позднее, чем за 24 часа до вылета. Также можете пообедать в ресторане организованном на борту

Здесь посетители будут обслужены за столиками.

Премиум эконом класс


Это новый класс обслуживания в России. Он создан для пассажиров предпочитающих повышенный комфорт и удобства, но за меньшую стоимость, чем в бизнес-классе. Премиум эконом оборудован креслами (шириной 49,53см) с компоновкой 2-4-2 места в ряду. Здесь вы сможете удобно расположиться, расстояние между креслами почти метровое. Спинка сиденья откидывается на 125 градусов. В кресло встроена опора для ног. Место оборудовано персональным освещением в виде лампы для чтения и 2-мя USB портами. Электросети доступны для подзарядки или электронных устройств в любое время. Есть специально отведенное место для хранения личных вещей. Каждое кресло оснащено мультимедийной системой с экраном в 13.3 дюйма. Ко всем удобствам можно добавить ряд привилегий, таких как, норма размера багажа до 35 кг, приоритетная регистрация, отдельная посадка на борт и возможность воспользоваться услугой меню Book the Cook. Учитывая все преимущества, вы получите прекрасный сервис и приятный отдых, что создает условия повышенного комфорта.

Эконом класс

Сингапурские авиалинии сделали его усовершенствованным. Так как расстояние между креслами немного увеличено. Здесь довольно просторно и свободно находится. Каждое кресло оборудовано экраном, меньшим по размеру, чем в предыдущих классах, за то с широким спектром развлекательной программы.

Выбор лучшего места в аэробусе A350 900 Сингапурских авиалиний

Места бизнес-класса имеют всевозможные удобства, но стоить отметить места, обозначенные на схеме 11, 17, 18 рядами. Недостаток этих мест заключается в близком расположении к техническим помещениям. Из этого следует, что круглосуточное освещение и шум, могут предоставить неудобства.

В 19 ряду расположены места для пассажиров с малышами, так как здесь отведено специальное место для детской люльки. По этой причине, непредвиденные звуки могут потревожить, если вы будете сидеть по соседству.

Остальные места этого класса не имеют недостатков и их можно считать лучшими.

В премиум эконом классе самыми лучшими будут места 31 ряда. Несмотря на то, что с пространством здесь все в порядке на любом месте, в этом ряду оно существует дополнительно. Это позволит вам полностью вытянуть ноги и почувствовать себя свободней.

В классе эконом места 47 ряда отличаются свободным пространством и отсутствием впереди соседей, которые могут откинуть спинку. Но близкое расположение санузлов, может создавать неудобства в виде шума, движения людей или неприятного запаха.

Лучшими в эконом классе, будут места А, К 48 ряда. Они расположены возле иллюминаторов, что позволит наслаждаться картиной за окошком, в дневное время суток. При этом, из-за отсутствия передних мест вы получите свободное пространство для ног и сможете легко встать и выйти не тревожа соседей, в отличии мест А,К других рядов.

Худшими будут места A, B, C и H, J, K 61 ряда, а также места D, E, G 62 ряда. Их расположение в самом конце не позволяет откидывать спинку сиденья, что лишает возможности изменить положение. Технические помещения находящиеся прямо за ними, будут источником шума.

Скидки и полезные ссылки для путешественников

Travelata и Level.Travel – ищите горящие туры со скидками

Конструкция

9-местный ряд в салоне эконом-класса

В конструкции A350 широко использованы новейшие материалы: 52 % от веса самолёта составляют композиционные материалы, 20 % — алюминий, 14 % — титан, 7 % — сталь, 7 % — остальные (для сравнения, его конкурент Boeing 787 состоит на 50 % из композитов, на 20 % из алюминия, на 15 % из титана, на 10 % из стали и на 5 % из других материалов). Эйрбус ожидает, что самолёт будет иметь на 10 % меньшую стоимость эксплуатации и на 14 % меньший вес в расчёте на одного пассажира, чем у конкурента.

A350 XWB способен вмещать до 9 пассажирских сидений в одном ряду. Airbus A330 и ранние концепции Airbus A350 могли иметь только 8 пассажирских мест в каждом ряду. Boeing 787 может вместить 8 или 9 пассажирских мест в ряду, а Boeing 777 — 9 (редко 10) мест. На уровне глаз сидящего пассажира салон Airbus A350 на 33 см шире, чем салон Airbus A330, и на 13 см шире, чем салон Boeing 787; но на 27 см уже, чем салон Boeing 777.

Все пассажирские модификации A350 XWB имеют дальность полёта не менее 15 000 км.

Крыло

A350 XWB имеет крыло из композиционных материалов, одинаковое для всех трёх модификаций. Площадь крыла составит 443 м² — это самое большое крыло из когда либо созданных для однопалубного самолёта (до появления Boeing 777Х с площадью крыла в 516.7 m2)[источник не указан 432 дня]. Размах крыла составит 64,8 метра, что на 4,5 метра больше чем у A330 и начальной версии A350. Это эквивалентно размаху Boeing 777-200LR/777-300ER, у которого слегка меньшая площадь. Законцовки крыла не традиционны для Airbus: они загибаются вверх на последних 4,4 метрах в саблевидной форме. Стреловидность крыла 31,9°, что поможет увеличить крейсерскую скорость до 0,85 М, а максимальную скорость — до 0,89 М.

Новая шарнирно-отклоняющаяся механизация закрылка (схожая с A380) позволяет перекрыть спойлером зазор между задней кромкой и закрылком. Производитель активно применял вычислительную гидродинамику и провел более 4000 часов тестов в низко- и высокоскоростной аэродинамической трубе, улучшая аэродинамическую конфигурацию как самих крыльев, так и их законцовок.

Крылья производятся на новой площадке площадью 46000 м² на Airbus Broughton, где задействовано 650 рабочих, объект был построен при поддержке правительства Уэльса.

В декабре 2011 года начались комплексные испытания A350 XWB по программе Air System Integration Bench на объекте Honeywell Aerospace в Мехико, Мексика.

Силовая установка

Двигатель Airbus A350 XWB Rolls-Royce Trent XWB<span title=»Статья «Rolls-Royce Trent XWB» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en

Семейство Trent XWB включает два базовых двигателя Rolls-Royce Trent XWB<span title=»Статья «Rolls-Royce Trent XWB» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en для A350 XWB. Двигатели Rolls-Royce Trent XWB оснащаются вентилятором диаметром 3000 мм. На модификацию A350-1000 устанавливается форсированный вариант тягой 432 кН. Форсированный вариант имеет бо́льшую скорость вращения вентилятора. Кроме того, вентилятор самой мощной версии имеет другую форму лопастей и работает при большей температуре благодаря применению новых материалов. Для заказчиков на Ближнем Востоке — Qatar Airways и Etihad — Airbus также предлагает модификацию для высокогорных аэродромов в жарких странах (т. н. «hot and high»). Эта модификация обеспечивает повышенную тягу 350кН в условиях жаркого климата и недостатка кислорода.

A350 XWB оснащён вспомогательной силовой установкой (ВСУ) Honeywell HGT1700 мощностью 1750 лошадиных сил, которая имеет на 10 % более высокую удельную мощность, чем предыдущее поколение ВСУ семейства Honeywell 331.


Аварийная авиационная турбина Hamilton Sundstrand в случае необходимости сможет обеспечить электропитанием мощностью 100 кВА (это сравнимо с мощностью 150 кВА в случае A380).

Design

Designed to be an impressive 7 m longer than the A350-900, this plane has some modifications that make it ideal in the skies. Composite materials in the advanced airframe add strength without too much weight, modified wing trailing edges, and improved main landing gears all work together to improve the aircraft. 

There are a number of environmentally friendly materials used in the construction of the A350-1000. Additionally, there are 41 exterior lights and advanced flight control systems. 

This aircraft was redesigned in 2011 with a more powerful engine and higher weights. The A350-1000 features an automatic emergency descent function that drops the plane to around 3,000 m and will also alert air traffic control. 

История создания

Анонсировав проект Boeing 787 Dreamliner, корпорация Боинг заявила, что более низкая стоимость эксплуатации этого самолёта нанесёт серьёзный удар по позициям Airbus A330. Поначалу Airbus с сомнением отнеслась к заявлению, указав, что 787 является лишь реакцией на A330, и со своей стороны не видит необходимости предпринимать какие-либо ответные шаги.

Авиакомпании всё же договорились с Эйрбас о создании конкурента, поскольку, по заявлениям Боинг, модель 787 должна потреблять на 20 % меньше топлива, чем существующие аналоги. Изначально Эйрбас планировала создать модель на основе A330, которая неофициально именовалась «A330-200Lite», и имела бы улучшенную аэродинамику и двигатели, аналогичные Boeing 787.

Начальная версия была задумана в 2004 году с фюзеляжем на основе A330 и одинаковой с ним компоновкой, но со значительно обновлённым дизайном. Авиакомпании не удовлетворил такой вариант, и в дальнейшем по просьбе потенциальных клиентов от этой идеи отказались. Эйрбас выделила 4 млрд евро на разработку новой модели, названной A350. Новые двигатели, крыло и хвостовые стабилизаторы в сочетании с новыми композиционными материалами и методами производства фюзеляжа сделали A350 практически полностью новым самолётом.

В 2006 году Эйрбас переработала проект и переименовала его в A350 XWB. Компания заявила, что самолёт будет более экономичным, а его эксплуатационные расходы будут на 8 % ниже, чем у Boeing 787 Dreamliner.

Затраты на разработку и доводку, по прогнозам 2011 года, должны были составить 12 млрд евро (15 млрд долларов).

A350 XWB

Airbus A350 Qatar Airways

Идя навстречу пожеланиям авиакомпаний, в середине 2006 года компания Эйрбас значительно пересмотрела концепцию Airbus A350. Изменённый и существенно переработанный проект получил аббревиатуру XWB — eXtra Wide Body (дополнительно расширенный фюзеляж). Новый вариант самолёта конкурирует на рынке авиаперевозок с самолётом Boeing 777, а также некоторыми моделями самолёта Boeing 787.

4 декабря 2012 года первый экземпляр Airbus A350 XWB «MSN1» выкатили из ангаров сборочного цеха. Прототип A350 XWB совершил первый полет 14 июня года в Тулуз-Бланьяке, Франция; первым поднявшимся в воздух стал самолёт модификации A350 XWB-900 с регистрационным номером F-WXWB. Взлётный вес самолёта новой модели составил 221 тонну. Началась программа лётных испытаний; второй экземпляр поднялся в воздух 14 октября 2013 года под регистрационным номером F-WZGG.

Первый сертификат типа был выдан 30 сентября 2014 года Европейским агентством по авиационной безопасности на вариант A350-900 с двигателями Rolls-Royce Trent XWB<span title=»Статья «Rolls-Royce Trent XWB» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en.

Flight Deck

The flight deck of the A350-900 was designed to be easy for pilots to learn how to control. It has seats for up to four occupants and includes multiple instrument panels. These panels include the glareshield, overhead panel, pedestal, and main instrument panel.

Additionally, both the pilot and co-pilot have lateral consoles. There is an onboard maintenance terminal for staff.

The main instrument panel on the A350-900 features a six liquid crystal display, as well as one or two integrated standby instrument systems. The instrument panel is laid out in a way that both the pilot and co-pilot can easily see and control everything. 

Удобство сидений в бизнес-классе А350-900

Не знаю как другие, но я покупаю билеты в бизнес не для понтов или статуса, а по назначению врачей. Мои статьи о моем тромбозе вен от перелетов и долгих поездок на авто Поэтому для меня важно:

  • удобство сидения
  • личное пространство
  • пространство для разминки в полете

Я не буду тратить свое время на описание сидений, пространства, личного пространства. Просто адресую тех кто интересуется к своему отчету о Боинг 787 Дримлайнер Один в один. Нет…, ну я думал, что будут какие-то фишки — всё же это новый самолет и другого производителя. Нет. Все один в один: компоновка, столики, ящички, монитор, пульт, набор фильмов, кнопки управления сидением. То же самое как в Боинг 787 Дримлайнер


Поэтому делаю выводы: — авиакомпания Qatar Airways заказала одинаковые салоны для 787 и 350 в одной конторе (типа дизайнерского ателье по самолетным салонам). Потому что не верю, что Эйрбас Индастриаз украл дизайн салона у Боинга. Наверное салон самолета делают отдельные ребята.

Мне как пассажиру не важно сколько композитного материала в крыле или сколько керосина самолет жрет и сколько углерода изрыгает. Мне важно иметь удобное, комфортное место. Достойный (не навязчивый) сервис. И так чтобы после 8-ми часового полета я чувствовал себя удовлетворительно, а не так что меня мутузили и потом переехали паровым катком. Вот поэтому пишу отзыв не о экономичности нового А350, а его удобстве для пассажиров. Сколько он денег сэкономит Катарам — мне наплевать

Модификации Airbus A350

На сегодняшний день существуют 3 основные модификации аэробуса A350.

  • Airbus A350-800 – является первой моделью самолёта, способной перевозить от 270 пассажиров при трёхклассовой компоновке пассажирского салона до 375 (при одноклассовой). Введение аэробуса в эксплуатацию планировалось в 2014 году, однако в сентябре того же года проект был официально закрыт. Основанием для его закрытия явился отказ концерна Airbus от разработки и производства A350-800 в пользу Airbus A320neo.
  • Airbus A350-900 – модификация аэробуса, коммерческая эксплуатация которой началась в 2014 году. Способен перевозить от 314 (при трёхклассовой компоновке) до 440 человек (при одноклассовой компоновке пассажирского салона). Самолёт обладает высокой экономичностью, что делает его главным конкурентом для Boeing 777. В настоящее время ведутся работы по разработке грузовой модификации самолёта, получившей наименование A350-900F и варианта с увеличенной дальностью полёта A350-900R. Также на базе версии была создана модификация Airbus A350-941, обладающая повышенной пассажировместимостью и дальностью полёта.
  • Airbus A350-1000 – модификация самолёта, обладающая наибольшей пассажировместимостью среди семейства A350. Так, аэробус способен разместить на борту от 366 (при трёхклассовой компоновке) до 440 пассажиров (при одноклассовой компоновке пассажирского салона). Помимо этого, среди видимых особенностей лайнера будет и увеличенная площадь крыла по сравнению с предыдущими модификациями лайнера. Данная модель была представлена широкой публике на выставке во Франции летом 2020 года.

Early Development

A350 900 uses highly advanced and newly designed GENX Jet Engines by General Electric, these new ranges of engines promises to be quieter and more fuel efficient than the competition. Also available as an option will be the newest Rolls Royce Trent 1711 engines.

Airbus A350 900 XWB will operate with two engines giving it a max non-stop travel range of 7,500 Nautical Miles, which is very close to the current Super Jumbos, thus qualifying the A350 900 to ferry between almost every long distance popular airports internationally.

Also on operational front, the pilots used to A330 or the A380 will be readily able to fly the A350 without any additional training as it follows the same fly by wire mechanism to fly.

On the economy and construction front, the A350 promises to be 30% more efficient on fuel than the existing competition and 6% more efficient than the 787 Dreamliner – though only time will prove that.

A350 XWB will be built with the most modern methods within the facilities that currently produce the A330 and the A340. Airbus A350 uses 52% composites (carbon fiber reinforced materials), 20% Aluminum, 14% Titanium and 14% Steel and other materials for its entire construction which is kind of similar to the composition of the 787 Dreamliner.

Airbus forecasts a market for aircraft like the A350 XWB 900 to be 3300 in total for the next 20 years, amongst which Airbus expects the A350 to capture 50%.

Though they may sound over optimistic but the terrific passenger capacity and range combination on the Airbus A350 900 may well eventually turn out to be the winner, so the Dreamliner better watch out. First flight for the A350 is scheduled for 2012 and deliveries will start from 2013.

The first of the A350 models, the A350-900 has a high takeoff weight and an impressive range. Designed specifically to compete with the Boeing 787 and 777, this airplane was created to replace both the Airbus A340-500 and the A340-300. This twin-engine aircraft was designed specifically for the transport of both cargo and passengers. Out of the three members of the A350 XWB family, the A350-900 is the middle size plane. 

Технические данные

Схематичное изображение A330

A330-200 A330-200F A330-300
Экипаж Двое
Пассажировместимость, типовая 253 (3-класса)293 (2-класса)375: (по выбору) 406 295 (3-класса) 335 (2-класса) 375: (по выбору) 440
Длина 58,82 м 63,69 м
Размах крыла 60,3 м
Площадь крыла 361,6 м²
Удлинение крыла 10.06
Угол стреловидности 30°
Высота киля 17,39 м 16,90 м 16,83 м
Ширина салона 5,28 м
Ширина кресел 18 ″ (457 мм) при 8 рядном стандартном экономе

или 16,5 ″ (419 мм) при 9 рядном экономе высокой плотности

Ширина фюзеляжа 5,64 м
Грузовой объём 136 м² 475 м² 70 т / до 12 сопровождающих 162,8 м²
Максимальная взлётная масса (МВМ) 242 000 кг (530 000 фунтов) 233 000 кг (510 000 фунтов) 242 000 кг (530 000 фунтов)
Максимальная посадочная масса 182 000 кг (400 000 фунтов) 187 000 кг (410 000 фунтов)
Функциональная собственная масса (typical) 119 600 кг (264 000 фунтов) 109 000 кг (240 000 фунтов) 124 500 кг (274 000 фунтов)
Крейсерская скорость 0.82 М (871 км/ч на 11 000 метров (36 000 футов) высоты полёта)
Максимальная крейсерская скорость 0.86 М (913 км/ч на 11 000 метров (36 000 футов) высоты полёта)
Максимальная дальность при полной загрузке 13 400 километров (8300 миль) 7400 километров (4600 миль) 65т5950 километров (3700 миль) 70т 11 300 километров (7000 миль)
Разбег при МВМ (уровень моря, МСА, Rolls Royce Trent 772B engines) 2770 м (9090 футов) 2580 м (8460 футов) 2770 м (9090 футов)
Максимальная топливная заправка 139090 л 97530 л 97530 л
Высота полёта 12,527 m (41,100 ft)
Максимальная высота 13,000 m (42,651 ft)
Двигатели (×2)(см. ниже) General Electric CF6-80E1 Pratt & Whitney PW4000 Rolls-Royce Trent 700 Pratt & Whitney PW4000 Rolls-Royce Trent 700 General Electric CF6-80E1 Pratt & Whitney PW4000 Rolls-Royce Trent 700
Тяга (×2) PW: 70,000 lbf (311 kN) RR: 71,100 lbf (316 kN)GE: 72,000 lbf (320 kN) PW: 70,000 lbf (311 kN) RR: 71,100 lbf (316 kN) PW: 70,000 lbf (311 kN) RR: 71,100 lbf (316 kN) GE: 72,000 lbf (320 kN)

Обозначение вариантов самолёта

Вариант Дата сертификации Двигатель
A330-201 31 октября 2002 General Electric CF6-80E1A2
A330-202 31 марта 1998 General Electric CF6-80E1A4
A330-203 20 ноября 2001 General Electric CF6-80E1A3
A330-223 13 июля 1998 Pratt & Whitney PW4168A/4170
A330-223F 9 апреля 2010 Pratt & Whitney PW4170 (Freighter)
A330-243 11 января 1999 Rolls-Royce Trent 772B-60/772C-60
A330-243F 9 апреля 2010 Rolls-Royce Trent 772B-60 (Freighter)
A330-301 21 октября 1993 General Electric CF6-80E1A2
A330-302 17 мая 2004 General Electric CF6-80E1A4
A330-303 17 мая 2004 General Electric CF6-80E1A3
A330-321 2 июня 1994 Pratt & Whitney PW4164
A330-322 2 июня 1994 Pratt & Whitney PW4168
A330-323 22 апреля 1999 Pratt & Whitney PW4168A/4170
A330-341 22 декабря 1994 Rolls-Royce Trent 768-60
A330-342 22 декабря 1994 Rolls-Royce Trent 772-60
A330-343 13 сентября 1999 Rolls-Royce Trent 772B-60/772C-60

С этим читают