Амет-хан султан

4 подвига Амет-Хана Султана.


1. Амет-Хан Султан – один из прославленных летчиков-ассов 2-й Мировой войны, совершивший 603 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, в которых лично сбил 30 и в составе группы 19 самолетов противника. Кроме того

— 70 боевых вылетов совершил в начале войны, как летчик-штурмовик, летая на устаревших истребителях И-153;

— в мае 1942 г., израсходовав боекомплект, совершил таран немецкого бомбардировщика в небе над Ярославлем, в результате которого чуть не погиб:  Харрикейн Ахмет-Хана застрял в хвосте падающего от тарана «Юнкерс-88», лишь в последний момент летчик успел выпрыгнуть с парашютом (за подвиг награжден орденом Ленина);

— прошел путь от рядового летчика-младшего лейтенанта до гвардии майора – заместителя командира истребительного полка все 4 года войны с первого до последнего дня на передовой, которому за личное мужество командующий 8-й воздушной армии генерал Т. Т. Хрюкин разрешил Амет-Хану Султану нарисовать на фюзеляже своего самолета орла, что разрешалось лишь лучшим летчикам-асам.

Как итог в 25 лет: 2 звезды Героя, 3 ордена Ленина, 3 ордена Красного Знамени, по одному ордену Александра Невского, Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды на 29 июня 1945 г. 

2. Амет-Хан Султан спас свою семью от департации 18-20 мая 1944 года. В годы сталинского беззакония это был подвиг, в результате которого НКВД могло расстрелять и самого Амет-Хана Султана. События того времени показаны в художественном фильме Хайтарма, вышедшего на экраны в 2013 г.

В реальности сюжет фильма чуть расходится с историей: в мае 1944 года во время поездки к родителям в Алупку он попадает на спецоперацию НКВД по принудительной депортации крымских татар. НКВД хотело депортировать мать летчика. В дело вмешался генерал Хрюкин, который сумел договориться с НКВД о не выселении матери Султана в Узбекистан, учитывая его боевые заслуги. Когда это удалось сделать, генерал отправил родителей аса в Краснодарский край к своим родителям, где они прожили до окончания войны, после чего вернулись в Алупку. 

3. После войны Амет-Хан Султан стал заслуженным летчиком-испытателем СССР. Ему не удалась учеба в Военно-воздушной академии в Монино (ныне им. Ю. Гагарина) из-за нехватки образования, составившего перед войной 7 классов и железнодорожное училище. Амет-Хан Султан был уволен в запас в 1946 г., но благодаря поддержке боевых друзей был принят летчиком-испытателем в Летно-исследовательского института в Жуковском, где испытывал всевозможные новинки новейшей авиационной техники:

— бомбардировщик Ту-2;

— самолет-снаряд КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме, которую летчик отцеплял от бомбардировщика Ту-4КС и вел на цель;

— систему катапультирования на истребителе-бомбардировщике Су-7 и истребителе — перехватчике Су-9;

— Амет-Хан Султан погиб в небе 1 февраля 1971 года при испытании нового реактивного двигателя на бомбардировщике Ту-16.

За время работы летчиком-испытателем Амет-Хан освоил около 100 типов самолетов, налетав 4237 часов. 

4. После войны Амет-Хан Султан боролся многократно добивался реабилитации своего крымскотатарского народа.

Амет-Хан неоднократно обращался к руководству СССР с просьбой вернуть крымских татар на их родину. После 20-го съезда КПСС, он вместе со своими товарищами и работниками Крымской АССР подписал письмо к ЦК КПУ с просьбой о реабилитации крымских татар. В ответ его не пустили в командировку во Францию, куда он был приглашен на празднование полка «Нормандия-Неман», бок о бок с которым воевал в годы 2-й Мировой войны. Формально запрет на его выезд был выдан в связи с участием Султана в испытаниях секретного истребителя Су-9. Тем не менее все прекрасно понимали, что отказ произошел в результате нарушения табу на крымскотатарские народы.

Общественная деятельность

Султан всегда переживал за народ своей матери. В 1956 году он в числе бывших советских и партийных сотрудников Крымской АССР подписал обращение, в котором шла речь о реабилитации крымских татар. Оно было направлено в ЦК КПУ. Но тогда ни к каким результатам это не привело.

В 1961 году Амет-Хан получил звание заслуженного летчика-испытателя. Всего за время работы в институте он освоил более сотни различных летательных аппаратов, провел в воздухе более четырех тысяч часов. Все это время жил в Жуковском.

В 1971 году погиб при выполнении очередного испытательного полета на «Ту-16», который использовался для испытания новейшего реактивного двигателя. Ему было 50 лет.

Депортация крымских татар и судьба семьи Амет-хана


Султан Амет-Хан был среди тех, кто подписал в пятьдесят шестом году письмо, в котором содержалась просьба реабилитировать крымских татар. Это письмо было направлено в Центральный Комитет Компартии Украины. Еще в сорок четвертом году, проводя отпуск в Алупке, на своей Родине, Амет-хан видел, как депортировали крымско-татарский народ. Арестован был даже Имран, его младший брат, который позже был обвинен в помощи и сотрудничестве с вспомогательной охранной полицией Schutzmannschaft и осужден Военным трибуналом. Именно эта охранная полиция была вовлечена в те военные преступления, которые совершались в концлагере «Красном».

Командир партизан Николай Дементьев также свидетельствовал, что и за семьей Амет-хана был послан его отряд, но семья летчика покинуть Крым отказалась. Кстати сказать, на обратном пути партизанский отряд попал в засаду той же охранной полиции. По личным воспоминаниям летчика о тех временах было написано литературное произведение, автор которого Бута Бутаев встречался с Амет-ханом лично и беседовал о тех событиях. В литературной версии сказано, что своих родителей от депортации сумел защитить именно летчик Амет-хан, но какими-нибудь документами этот факт не подтвержден.

Когда происходила депортация крымских татар, те семьи, где жена – крымская татарка, а муж – представитель другой национальности, не считались крымскотатарскими. Поскольку отец летчика был лакцем и происходил из Дагестана, семью Амет-хана не депортировали.

Командир эскадрильи

В октябре 1942 года Амет-Хан получает должность командира третьей эскадрильи в девятом истребительном гвардейском авиационном полку. В его составе он сражается до самого конца войны. У Султана была особая тактика атаки противника с высоты. Командование настолько это ценило, что герою нашей статьи даже разрешили изобразить на самолете фигуру орла.

Переучившись летать на «Аэрокобре», Султан принял участие в освобождении Ростова-на-Дону, вел смертельно опасные воздушные сражения на Кубани, освобождал Мелитополь, Таганрог, Крым. В самом начале 1944 года в дуэте с Иваном Борисовым он вынудил сесть фашистский связной самолет марки «Шторх». Султану хватило всего несколько минут на знакомство с машиной, которую он видел впервые, чтобы отправиться в свой первый самостоятельный полет на «Шторхе».

Кто больше нагрешил

Постыдная политическая возня вокруг имени дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана в связи с переименованием аэропорта в Симферополе заставляет еще раз вернуться к размышлениям о том, отвечает ли в нашей стране «сын за отца» и насколько живучей осталась в наших умах традиция ставить клеймо «неблагонадежных» на целые народы.

Все чаще мне становится стыдно перед внуками, сидящими у экрана телевизора, на котором «государственные мужи» и политики разного калибра «на полном серьезе» рассуждают о том, насколько оправданной была депортация целых народов 75 лет назад. С патриотическими лицами непогрешимые слуги народа говорят о том, что миллионы советских граждан были весьма заслуженно обречены в 1944 году по приказу И.В. Сталина на смерть от голода и холода из-за своего «сотрудничества» с врагом во время оккупации. С ученым видом герои телепередач соревнуются в том, кто больше найдет «преступлений», совершенных представителями народов Кавказа, Крыма и Калмыкии… А теперь уже Украины, Прибалтики и далее по списку…

И редко кто из трезвомыслящих участников разговора напомнит: даже если были реальные предатели и военные преступники той или иной национальности, подавляющее большинство мужчин депортированных народов верой и правдой защищали советскую страну в рядах ее армии. Почему репрессиям подвергнуты и их семьи?

Капитан ВВС РККА Амет-Хан Султан в 1943 году. Фото warheroes.ru

Хотелось напомнить нынешним продолжателям национальной политики Сталина, что первым практиковал и пропагандировал коллективную ответственность того или иного народа за «преступления» отдельных своих представителей не кто иной, как отец нацизма Адольф Гитлер. Это он внушал миллионам своих сограждан, что назначенные лично им народы либо должны быть ограничены в своих правах, либо вообще не имели права жить. На каком основании? Мешали культурному развитию арийской нации

И фюрер не принимал во внимание тот факт, что тысячи представителей обреченных им народов были гордостью Германии в культуре и науке, защищали ее интересы в рядах ее армии

Военные подвиги

Воевал Султан с первых дней и до последних. Уже 22 июня 1941 года на поршневом истребительном самолёте И-153 «Чайка» совершил несколько разведочных вылетов, а также штурмовал наступающих немцев. К середине осени 1941 года имел на своём счету 130 боевых штурмовых и разведочных вылетов, за что получил назначение командиром 147-ой истребительной авиационной дивизии Юго-Западного фронта и первую награду – орден Красной Звезды.

Амет-Хану едва исполнился 21 год, а он уже был мастер воздушной разведки. Командование отмечало у молодого лётчика настойчивость, упорство, отвагу и отменное владение самолётом, машину он чувствовал, словно самого себя. В начале 1942 года лётчик переквалифицировался на британский одноместный истребитель «Хоукер Харрикейн».

Весна 1942 года ознаменовалась его первой яркой победой в воздушном сражении. Их полк на тот период базировался в составе ярославской противовоздушной обороны. 31 мая на своём непрерывно атакующем «Харрикейне», когда закончились боевые припасы, он стал таранить многоцелевой немецкий самолёт «Юнкерс-88». Враг был готов скинуть тонны взрывчатки на ярославских жителей, когда Амет-Хан ударил его снизу левым крылом. Но при этом сам застрял в загоревшемся корпусе прочного «Юнкерса». Султан проявил колоссальную силу духа и выдержку, не дёрнул кольцо на парашюте раньше времени, а выпрыгнул уже из догорающего самолёта. Это была его единственная возможность спастись, и лётчик её не упустил.

Вскоре Амет-Хан получил приглашение в Ярославль. На главной площади в присутствии огромного количества людей городской комитет обороны вручил ему именные часы и почётную грамоту. Позднее за этот подвиг Султана наградили орденом Ленина. В Ярославле в 2010 году в память о событии военных лет установили монумент великому лётчику.

Памятник лётчику в Ярославле

В июне-июле 1942 года воевал под Воронежем на советском одномоторном истребителе «Як-1». Стал одним из первых в полку лётчиков, кто провёл сражение с вражеским бомбардировщиком в сумерках.

С конца лета 1942 года на летательном аппарате «Як-7» принимал участие в Сталинградской битве. Второй раз спас свою жизнь, выпрыгивая на парашюте из самой гущи ожесточённого воздушного сражения. Был включён в состав специальной группы лучших лётчиков СССР, которую создали для воздушных боёв с хвалёными асами немецкой авиации.

В середине осени 1942 года принял в командование 3-ю авиационную эскадрилью 9-ого истребительного полка. На фюзеляже своего летательного аппарата Султан изобразил орла. На это он получил разрешение от командующего воздушной армией за разработанную тактику атаки вражеских самолётов с высоты.

В 1943 году, переучившись на американский истребитель «Белл Р-39 Аэрокобра», участвовал в ожесточённых боях за освобождение Ростова-на-Дону, Кубани, Таганрога, Мелитополя и Крыма. Молодые лётчики, приходившие после учебки в эскадрилью, называли Амет-Хана соколом, у которого учились летать. Однополчане отзывались о нём, как о самом лучшем друге, на которого можно было положиться в любую минуту. А немцы за его демонические танцы в воздухе дали Султану прозвище «Чёрный дьявол».

Лётчик-француз из полка добровольцев «Нормандия-Неман» Франсуа де Жоффр так говорил про Амет-Хана: «Он весь необычайный, живописный и выразительный, начиная от голоса, лица и жестов и заканчивая кавалерийскими галифе, сверху широкими, а на икрах обтянутыми и вправленными в чёрные мягкие кожаные сапоги. Он чрезвычайно популярен в СССР, рассказы о его подвигах можно слушать бесконечно».


Летом 1944 года Султан перешёл на новый моноплановый истребитель «Лавочкин Ла-7». На нём летал над Восточной Германией и принимал участие в штурме Берлина. Последний бой осуществил 29 апреля 1945 года, в воздушном сражении над берлинским аэродромом «Темпельхоф» сбил немецкого истребителя «Фокке-Вульф 190».

За весь военный период у лётчика накопилось:

  • 603 боевых вылета, в 70 из них штурмовал технику и живую силу немцев, оказываясь почти без защиты перед огненными обстрелами, несущимися с земли;
  • 150 сражений в воздухе;
  • сбил 30 вражеских самолётов лично и 19 в групповом составе.

За беззаветное служение Родине, бесстрашие в борьбе с фашизмом, за боевые заслуги и подвиги Султана удостоили следующих высших советских наград:

  • три ордена Ленина;
  • орден Александра Невского;
  • орден Красной Звезды;
  • орден Отечественной войны I степени;
  • три ордена Красного Знамени.

Два раза, в 1943 и в 1945 годах, Султану присваивали звание Героя Советского Союза.

Чуть не стал трижды Героем

Но заслуги Амета Султановича Аметхана перед родиной не ограничиваются только годами войны. Вплоть до 1 февраля 1971 года, дня своей гибели, он за 4237 часов полетов «научил летать» 96 типов самолетов и аппаратов, среди которых не только стратегические бомбардировщики, но и крылатые ракеты.

В начале 1950-х годов ему, чудом выжившему при испытаниях самолета-снаряда не было присвоено третье звание Героя Советского Союза только потому, что он был по национальности крымским татарином. Вождь, объявивший весь его народ «предательским», дал ему только премию своего имени.

Между тем стоило бы напомнить и самому отцу народов, и прочим последователям нацистской теории, что летчик-истребитель Ахмет-Хан по отцу был лакцем. И даже формально никак не мог отвечать за «вину» матери-татарки. Даже если ее второй сын вынужден был спасать свою семью сотрудничеством с оккупационными властями.

По нормальной человеческой логике, наоборот, заслуги легендарного героя должны были сторицей окупить все проступки или провинности его родственников. Тем более сегодня, при оценке всего его вклада в укрепление обороноспособности страны.

И нынешним формалистам, якобы пытающимся бороться с постановлением Верховной рады Украины, напомню, что имя дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана аэропорт города Симферополя должен носить с честью и далеко не случайно. Легендарный летчик родился в городе Алупке в Крыму. В Симферополе он окончил железнодорожную школу ФЗУ, работал слесарем по ремонту паровозов в местном депо. Именно в Симферопольском аэроклубе началась его летная жизнь. И воевал он здесь же, в крымском небе.

И все попытки вычеркнуть имя Амет-Хана Султана из нашей памяти не могут вызвать иных эмоций кроме стыда.

А что касается других сынов крымскотатарского народа, героев Великой Отечественной войны, каждый желающий может найти на сайте «Подвиг народа» копии наградных документов сотен офицеров Красной Армии, крымских татар, награжденных орденами СССР.

Несколько из них прилагаю.

Михаил Черепанов

Справка

Михаил Валерьевич Черепанов — заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля; председатель ассоциации «Клуб воинской славы»; член редколлегии Книги Памяти жертв политических репрессий РТ. Преподаватель дополнительного образования Казанского Дворца детского творчества им. А. Алиша. Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, лауреат Государственной премии РТ.

  • Родился в 1960 году.
  • Окончил Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности «Журналистика».
  • Руководитель рабочей группы (с 1999 по 2007 год) Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан.
  • С 2007 года работает в Национальном музее РТ.
  • Один из создателей 28-томной книги «Память» Республики Татарстан о погибших в годы Второй мировой войны, 19 томов Книги Памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан и др.
  • Создатель электронной Книги Памяти Республики Татарстан (списка уроженцев и жителей Татарстана, погибших в годы Второй мировой войны).
  • Автор тематических лекций из цикла «Татарстан в годы войны», тематических экскурсий «Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной».
  • Соавтор концепции виртуального музея «Татарстан — Отечеству».
  • Участник 60 поисковых экспедиций по захоронению останков солдат, павших в Великой Отечественной войне (с 1980 года), член правления Союза поисковых отрядов России.
  • Автор более 100 научных и научно-просветительских статей, книг, участник всероссийских, региональных, международных конференций. Колумнист «Реального времени».

ОбществоИстория

Мирное время

После победы Верховный Главнокомандующий издал указ – всех лётчиков-асов направить в академию на обучение. Но Амет-Хану учёба давалась слишком тяжело, сказывалось недостаточное образование в детстве и юности. В начале 1946 года он написал прямой и честный рапорт, что ввиду недостаточных знаний, возможностей для своей дальнейшей учёбы не видит. Руководство удовлетворило его рапорт, и Султана уволили в запас.

Но без профессии жить он не мог. Однако в мирное время вернуться в небо оказалось совсем непросто. У лётчика даже началась депрессия, он стал злоупотреблять алкоголем. Помогли фронтовые товарищи, и в феврале 1947 года Амет-Хана приняли в Лётно-исследовательский институт в Жуковском как лётчика-испытателя. Он взялся за освоение опасного, тяжелейшего, нового для себя дела. Справиться ему помогли бесценный опыт, воля и лётные качества, полученные и отшлифованные на фронте.

Вскоре Амет-Хан вошёл в число лучших испытателей в стране. В 1949 году получил разряд лётчика-испытателя 3-го класса, в 1950 году – 2-го класса, в 1952 году – 1-го класса. Больше двух десятилетий трудился он на аэродроме в Жуковском, провёл в полётах 4237 часов, освоил порядка 100 летательных аппаратов.

Начинал с полётов на планерах, потом испытывал новые системы катапультирования у истребителей и реактивных самолётов, затем перешёл на стратегические бомбардировщики (тяжёлая авиация).

Летом 1949 года совместно с другим лётчиком-испытателем Алексеем Якимовым осуществил первую в СССР полную топливную дозаправку в воздухе на высокоскоростном бомбардировщике «Ту-2» способом «с крыла на крыло».

За период испытательской деятельности Амет-Хан пополнил свой послужной список следующими наградами и званиями:

  • 1953 – четвёртым орденом Красного Знамени;
  • 1953 – государственной премией СССР;
  • 1961 – орденом «Знак Почёта»;
  • 1961 – званием Заслуженного лётчика-испытателя СССР.

Карьера после войны

После войны Султан, как и все летчики-асы, отправился на учебу в академию в Монино. Занятия давались ему трудно, свою роль сыграло отсутствие образования. В итоге он обратился к командованию с просьбой отчислить его из академии, так как он все равно не успевает за учебной программой. Рапорт был удовлетворен, в апреле Султана уволили в запас.


Но жизнь без неба он уже не представлял, всеми силами пытался вернуться к этой профессии. Это ему никак не удавалось, поэтому герой нашей статьи впал в депрессию, начал злоупотреблять алкоголем. Только помощь и поддержка боевых друзей помогли ему выкарабкаться, в начале 1947 года его приняли в Летно-исследовательский институт в Жуковском на должность летчика-испытателя.

За короткое время Султан стал одним из лучших испытателей. Уже в 1952 году получил специальность первого класса. В 1949 году именно Султан вместе с Игорем Шелестом осуществил первую в Союзе автоматическую дозаправку самолета в воздухе. С 1951 года он начал испытывать авиационные противокорабельные ракеты «Комета». Во время испытаний самолет-снаряд не смог сразу запуститься, однако Амет-Хан не стал катапультироваться. Он успешно запустил двигатель, находясь уже у самой земли, и спас опытную машину. За успешное проведение этих испытаний ему присвоили Сталинскую премию 2 степени.

Рождение и семья

Амет-Хан появился на свет в Крыму в маленьком городе Алупка 20 октября 1920 года. В жилах его протекала кровь двух народностей – дагестанская и татарская.

Папа, Султан Аметхан, родом был из дагестанского аула Цовкра, лакец по национальности (лакцы – это одна из коренных горных народностей на Северном Кавказе). В молодости он подался на заработки в Крым, а потом остался на постоянное жительство в Алупке. Уж очень живописным было место у подножия самой знаменитой горы Крыма – Ай-Петри. Познакомился здесь со своей будущей супругой Насибе – крымской татаркой.

У молодых супругов родился первенец-мальчик, они решили назвать его Амет-Хан, как и отца. Со временем семейство пополнилось ещё двумя детьми, у Амет-Хана был брат Имран и сестрёнка Фатма (девочка в четырёхлетнем возрасте умерла). Во взрослом возрасте дороги братьев кардинально разошлись. Амет-Хан считался одним из самых лучших лётчиков в стране. А Имран в военные годы, когда Крым был оккупирован фашистами, пособничал гитлеровцам, поступив на службу в полицию. В послевоенное время он был арестован органами.

Папа и мама лётчика

В Дагестане и на Крымском полуострове не поделят Султана, для каждого он их национальный герой. Но сам лётчик всегда заявлял: «Я не дагестанский герой, и не татарский. Я – герой огромной советской страны».

Детство и юность

Дважды Герой Советского Союза родился 20 октября 1920 года в городе Алупке. Отец летчика, Султан, являющийся по национальности дагестанцем, был обычным среднестатистическим работником, а мать, крымская татарка Насибе, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Их дом, расположенный у подножья гор, напоминал гнездо ласточек.

Амет-Хан Султан

В то время идеология интернационализма призывала уважать соседей, поэтому, когда после Гражданской войны на полуострове утвердился мир, его жители (русские, евреи, татары, немцы, греки) рука об руку выстраивали новую жизнь.

Амет-Хан, как и все приморские мальчишки, с детства мечтал о путешествиях в дальние страны. В мае 1935-го в Алупке проводился национальный праздник Хедерлез, на котором будущий летчик победил в борьбе куреш. Присутствующий на мероприятии директор Артека наградил талантливого парня путевкой в лагерь, в котором Султан впервые увидел самолет.

С того момента он жил мечтой подняться в небо. Это желание привело его в Симферопольский аэроклуб, а позже — в Качинское авиационное училище, в котором курсанты проходили ускоренный курс обучения.

Амет-Хан Султан в молодости

Качинская школа была главной по подготовке пилотов России. Амет-Хан быстро освоил теорию полета, тактику и навыки воздушной стрельбы. Кроме летной, были еще общевойсковая, строевая и физическая подготовки, а так же уставы и несение дежурства.

С марта по декабрь 1939 года юноша совершил 270 полетов, после которых в служебной характеристике летчика появилась запись, в которой говорилось, что в воздух курсант поднимался «с большим желанием». Выпускные экзамены Амет-Хан сдал успешно. Приказом наркома обороны от 5 марта 1940 года ему было присвоено звание младшего лейтенанта.

Султан прошел всю войну, от первого до последнего дня. Менялись самолеты от устаревшей «Чайки» до знаменитого «Ла-7», рос список сбитых им вражеских машин, добавлялись награды. Ас налетал многие тысячи километров, но в бесконечном пространстве войны существовало только одно место, в которое всегда стремилась душа летчика – родные края.

Памятник Амет-Хану Султану

Когда Крым оккупировали фашисты, чтобы поднять дух жителей, над деревнями разбросали листовки с описанием подвигов Амет-Хана, которые в итоге попали в Гестапо. Тогда от расстрела родителей Султана спасло только то, что их младший сын служил в немецкой комендатуре.

В тот период крымские татары оказались на перепутье – уйти в горы и сражаться с захватчиками или прогнуться и пойти на службу к немцам. Каждый поступал по совести, но большинство просто пыталось выжить. Стоит отметить и то, что немецкая пропагандистская машина работала изощренно, разжигая националистические чувства и играя на застарелых обидах, обещая отдать татарам Крым в вечное владение.

На самом деле гитлеровская верхушка планировала превратить Крым в подобие Готланда и заселить его немецкими колонистами, избавившись перед этим от местных жителей.

10 мая 1944 года русские войска освободили Севастополь. Впервые за время войны летчики 9 гвардейского полка были выведены на отдых. Тогда Амет-Хан узнал, что его родители пережили оккупацию и с ними все в порядке. Капитану дали краткосрочный отпуск, чтобы он навестил отца и мать. В Алупку ас приехал на двух машинах в сопровождении друзей, с которыми он каждый день поднимался в небо.

17 числа этого же месяца в дом к Султану вломились военные, которым было поручено задержать маму прославленного летчика и в связи с постановлением о высылке татар из Крыма отправить ее в сборный пункт. Только помощь боевых друзей сына помогла Насибе остаться в послевоенном Крыму.

Музей Амет-Хана Султана

После этого случая вера Амет-Хана в светлое будущее пошатнулась. Тогда же летчик узнал, что его младшего брата арестовали как пособника оккупантов. Султану разрешили увидеться с родственником. Ас хотел о многом спросить Имрана, но вопросы комом застряли в горле, когда он увидел осунувшееся лицо брата.

Выступая на заседании военного трибунала, Амет-Хан напомнил присутствующим, что тогда именно советская пропаганда листовками, в которых говорилось о его подвигах, поставила семью в безвыходное положение. Для Гестапо найти его родителей не представляло труда, и брат просто пытался уберечь мать и отца от расстрела. В дальнейшем Султан всячески помогал и поддерживал Имрана.

Список побед

Наиболее известная версия списка побед летчика была составлена историками авиации Андреем Симоновым и Михаилом Быковым, по которой всего Амет-Ханом было сбито 30 самолётов самостоятельно и 19 в группе за 603 боевых вылетов в 150 воздушных боях.

Д а т а Противник Место падения самолёта или проведения воздушного боя Свой самолёт
31.05.1942 1 Ю-88 (сбит тараном) Ярославль «Харрикейн»
06.07.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/10) Большая Слепуха
1 Ме-109 (в гр. 1/11) Ивановка
08.07.1942 4 Ме-109 (в гр. 4/12) Калабино — Долгуша — Архангельское
09.07.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/6) Ольховка
10.07.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/8) Замятино
21.07.1942 1 Ме-109 Большая Верейка
2 Ме-109 (в гр. 2/6)
1 «Хе-113» (в гр. 1/6)
23.07.1942 1 Ю-87 (в гр. 1/6) севернее Привалы
23.08.1942 1 Ме-109 южнее Заплавное Як-7
02.09.1942 1 Ме-109 Красноармейск
03.09.1942 1 Ме-109 Демидово
07.09.1942 1 Ме-109 Акатовка
08.09.1942 1 Ме-109 (в паре) Грачи
09.09.1942 1 Ю-88 (в гр. 1/6) Садовая
11.09.1942 1 Ю-88 (в гр. 1/7) Сталинград
14.09.1942 1 ФВ-189 (в паре) Акатовка
1 Ю-88 (в гр. 1/9) северная окраина Сталинград
1 Ме-109 (в гр. 1/9) южная окраина Сталинград
15.09.1942 1 Ме-109 (в гр. 1/6) Рыбзавод (Сталинград)
1 Ме-109 Рынок (Сталинград)
13.12.1942 1 Хе-111 Бузиновка — Петровский Як-1
21.03.1943 1 Ме-109 Батайск
25.03.1943 1 Ю-87 южнее Койсуг
1 Ме-109 южнее аэродром Батайск
22.07.1943 1 Хе-111 севернее Мариновка
24.07.1943 1 Хе-111 Куйбышево — Дмитриевка
20.08.1943 2 Ю-87 Калиновка «Аэрокобра»
21.08.1943 1 Ю-88 Успенская
1 Хе-111 северо-восточнее Успенская
02.10.1943 1 Ю-88 Ворошиловка
06.10.1943 1 Ме-109 Большой Токмак
10.10.1943 1 Ю-87 Пришиб
08.02.1944 1 Ю-88 западнее Берислав
13.03.1944 1 Ме-109 северо-восточнее Очаков
22.03.1944 1 Ю-52 восточнее Александровка
24.04.1944 1 ФВ-190 южнее мыс Херсонес
14.01.1945 1 ФВ-190 восточнее Гумбиннен Ла-7
16.01.1945 2 ФВ-190 Гумбиннен
18.01.1945 1 ФВ-190
13.04.1945 1 Ме-109 Гросс-Хюбникен
29.04.1945 1 ФВ-190 аэродром Темпельхоф (Берлин)
Всего сбитых самолётов — 30 + 19; боевых вылетов — 603; воздушных боёв — 150.

С этим читают