Фото ан-12

Характеристики и особенности силовой установки Ан-12

Мощность самолета обеспечивают четыре двигателя модификации АИ-20м(к). Они оснащены четырехлопастными металлическими воздушными винтами марки АВ-68И.


Также двигатель оборудован следующими функциональными элементами:

  • десятиступенчатым компрессором;
  • трехступенчатой турбиной;
  • кольцевой камерой сгорания;
  • планетарным редуктором;
  • нерегулируемым реактивным соплом.

Интересный факт! Ротор двигателя вращается с одинаковым количеством оборотов независимо от рабочего режима воздушного судна.

Мощность силовой установки при взлете достигает 4250 л.с. Она расположена перед крылом в мотогондоле. Ее запуск обеспечивают стартеры-генераторы марки СТГ-12ТМО.

Хроника авиакатастрофы

Самолёт Ан-12 выполнял грузовой рейс между авиационными заводами в Новосибирске и Иркутске. Воздушное судно вылетело с аэродрома «Ельцовка» НАПО имени Чкалова.

Расчётное время прибытия самолёта на схему захода на посадку составляло 20:55 мест. вр. При установлении связи диспетчером аэропорта Иркутск-2 передана на борт фактическая погода за 11.00 UTC (20:00 мест. вр.): видимость 4700 м, высота нижней границы облаков 100 м, температура воздуха −25°.

Самолёт выполнял заход на посадку на ВПП-14 по радиомаячной системе (РМС) с контролем по радиолокатору системы посадки (РСП). Минимум ВПП-14 аэродрома Иркутск-2 для данной системы захода на посадку составляет 100 м по высоте принятия решения и 1700 м по видимости на ВПП. Фактическая погода за 12.00 UTC (21:00 мест. вр.) составила: видимость 3000 м, высота нижней границы облаков 90 м.

В 21:02 мест. вр. радиосвязь с самолётом потеряна (последняя отметка на экране РСП зафиксирована на удалении 1000 м от торца ВПП). В 21:06 местного времени к месту катастрофы выехали расчёты спасателей службы СПАСОП аэродрома Иркутск-2.

В 21:38 мест. вр. 26 декабря в Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Иркутской области поступило сообщение о падении грузового самолёта Ан-12 Иркутского авиазавода, перевозящего груз по маршруту Новосибирск — Иркутск. По предварительным данным, погибли 6 членов экипажа и три человека, сопровождавшие груз.

Разлива топлива не произошло. Открытое горение на месте пожара ликвидировано в 22:06 мест. вр. В тушении возгорания задействованы 175 человек и 36 единицы техники.

Самолёт упал на складские помещения Центра материального технического обеспечения и повредил крыши двух хранилищ, в которых хранились инструменты и принадлежности к автомобильной технике. По другим данным, самолёт упал на территорию 109-го арсенала ГРАУ. Никто из военнослужащих и гражданских лиц на земле не пострадал.

Коротко о некоторых модификациях

В общей сложности было разработано 30 модификаций самолета. В том числе Ан-12А. Отличительные особенности этого варианта – увеличенная (до 20 тонн) грузоподъемность. Самолет имел дополнительные топливные баки, что существенно увеличило дальность его полета.

Модификация Ан-12Б имела дополнительные кессон-баки и турбогенератор, обеспечивающий автономный запуск двигателей.

Ан-12ТП-2 предназначался для работы в полярных условиях. На нем устанавливались средства, обеспечивающие астронавигацию и дальнюю связь. В нижней части фюзеляжа имелись дополнительные баки.

Модификация Ан-12БК-ИС оборудовалась аппаратурой, обеспечивающей самого самолета от ПВО возможного противника.

На приведенной схеме самолета Ан-12 видно расположение полезного груза в отсеке фюзеляжа (боевая машина и пушка). Ближе к носу за перегородкой небольшой отсек, где находится группа бойцов, которых должны обслуживать доставляемую технику. Следующий через перегородку ближе к носу отсек – кабина пилотов.

Схема самолета Ан-12

История создания авиасудна Ан-12

Генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев в середины 1950-х годов прибыл в конструкторское бюро, главным конструктором которого был О. Антонов. Он проводил для руководителя страны экскурсию. На тот момент Н.С. Хрущев интересовался разработками самолета Ан-8.

Интересно! В это время иностранные конструкторы провели разработку военно-технического летательного аппарата.

Такая информация послужила сигналом для развития военного воздушного оборудования Советского Союза. Генеральный секретарь предложил О. Антонову начать разработку своего военного самолета с большими функциональными возможностями.

Стоит учитывать, что на тот момент в ОКБ уже был сконструирован Ан-8. Его модернизировали, и создали Ан-12 по стандартной летной схеме.

Полезно! Проектирование нового летательного аппарата происходило на протяжении 11 месяцев.

В 1957 году самолет Ан-12 совершил первый полет. Полноценная эксплуатация авиасудна началась в 1959 году. Оно принимало участие во всех «горячих точках». Значимыми считаются годы эксплуатации в Афганистане и Африке.

Вооружение Ан-12


Имеет бомбардировочное и артиллерийское вооружение.

К артиллерийскому относится система пушечного вооружения, которая состоит из кормовой башни с двумя пушками (23 мм), прицельно-вычислительного блока и электросистем дистанционного управления. Боекомплект рассчитан на 700 снарядов, скорострельность – 1250 выстрелов в минуту.

Бомбардировочное вооружение

  • Две фотографические бомбы и две ночные ориентирно-сигнальные авиабомбы или два дневные ориентирно-сигнальные авиабомбы для сбрасывания с балочных держателей

  • Семьдесят авиабомб калибра 100 кг (ЗАБ, ОФАБ), или 29-32 авиабомб по 250 кг (ЗАБ, ОФАБ, РБК, ПТАБ), или 18 авиабомб по 500 кг (ФЗАБ, ЗАБ, ФАБ), или 18 авиамин для сбрасывания с транспортера

В кабине штурмана для прицельного бомбометания и сброса грузов установлен прицел НКПБ-7. В передней части обтекателя шасси находится два наружных балочных бомбодержателя и два внутри задней части. Ящик держателя для вертикальной подвески шести бомб располагается в хвостовой части фюзеляжа.  

Ан-12 видео

https://youtube.com/watch?v=JBtLhLuRH3w

В случае необходимости на заднюю створку грузового люка монтируется один ночной фотоаппарат НА-МК/25 или один дневной АФА-42.

Ан-12 характеристики:

Модификация   Ан-12
Размах крыла, м   38.00
Длина самолета,м   33.10
Высота самолета,м   10.53
Площадь крыла,м2   121.7
Масса, кг  
  пустого самолета   28000
  нормальная взлетная   55100
  максимальная взлетная   61000
Внутреннее топливо, л   18100
Тип двигателя   4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20К
Мощность, л.с.   4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч   777
Крейсерская скорость, км/ч   670
Практическая дальность, км   5700
Дальность действия, км   3200
Практический потолок, м   10200
Экипаж, чел   5 + 1
Полезная нагрузка:   90 солдат или 60 парашютистов или 20000 кг груза
Вооружение:   две 23-мм пушки НР-23

Антонов Ан-12. Галерея. 

История появления самолета

В ноябре 1955 года было издано Постановление СМ СССР, которое предписывало ГСОКБ-473 О.К.Антонова разработать сразу два самолета: транспортный «Т» и пассажирский «У». Транспортный самолет было поручено разрабатывать В.Гельприну, именно он стал ведущим конструктором по нему. В конструкции самолета по замыслу Антонова должно быть использовано максимальное количество агрегатов от пассажирского Ан-10.

В 1958 году приступили к государственным испытаниям самолета, которые завершились в июне 1959. В том же году самолет Ан-12 приняли на вооружение. Самолет демонстрировал высокую грузоподъемность. По своим возможностям транспортный Ан-12 на порядок превосходил самолет Ан-8. Конструкторы заложили в него огромные резервы для модернизации. Именно поэтому Ан-12 долгие годы оставался в военно-транспортной авиации основным транспортным самолетом.

В декабре 1961 года самолет ан 12, оснащенный лыжным шасси, совершил перелет по пути Москва-Антарктида-Москва. Самолет посетил и северный полюс. В июне 1965 года транспортный самолет ан 12 демонстрировали в Ле-Бурже на XXVI Международном авиакосмическом салоне. В феврале 1966 года на этом самолете начались регулярные грузовые перевозки по маршруту Москва — Рига – Париж по линии Аэрофлота. В июле 1969 года была открыта линия Владивосток-Амстердам. Самолеты Ан-12 неоднократно применялись для перевозки гуманитарной помощи в самые разные части планеты, когда случались катастрофы, стихийные бедствия и другие катаклизмы. Летчики НИИ ВВС в 1991-1992 годах установили 39 мировых рекордов по скорости и высоты.


Ан-12 скорость демонстрировал феноменальную для транспортного самолета. Летчики НИИ ВВС в 1991-1992 годах установили 39 мировых рекордов по скорости и высоты. Самолет за годы производства неоднократно модернизировался. Всего было выпущено 1242 самолета различных модификаций (258 в Воронеже, 155 в Иркутске, 830 в Ташкенте). В разные годы 183 самолетаАн-12 были поставлены в Польшу, Малайзию, Эфиопию, Югославию, Чехословакию, Китай, Кубу, Ирак, Йемен, Индию, Индонезию, Египет, Гану, Гвинею, Алжир, Болгарию и Афганистан. Некоторые из них до сих пор остаются в строю. Применяются они и в гражданской авиации некоторыми авиакомпаниями.

Особенности конструкции

  1. Самолет Ан-12 представляет свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла цельнометаллической конструкции. Предназначен для парашютного и посадочного десантирования личного состава войск, а также различных военных грузов, в том числе крупногабаритных народнохозяйственных грузов и перевозки раненых. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ десантно-транспортное оборудование включает кран-балку, грузоподъемность которой составляет 3000 кг, транспортер ТГ-12М, лебедку ГЛ-1500.
  2. Фюзеляж представляет полумонокок, он включает две гермокабины экипажа: кормовой и носовой. Кабина изготовлена с частичным бронированием, чтобы защитить экипаж. В кормовой части находится грузовой люк, имеющий три створки. Средняя часть фюзеляжа является не герметичной, в ней располагается грузовая кабина. Шасси трехопорное, оно убирается в фюзеляж. Экипаж получает обзор через остекление носка фюзеляжа. При наступлении внештатной ситуации и катастрофы экипаж может покинуть самолет через два аварийных люка: верхний, если совершается вынужденная посадка ан 12 на воду без шасси и нижний, чтобы покинуть самолёт в воздухе. Транспортно-десантный вариант имеет в кормовой части 2 пушки АМ-23. Грузоподъемность Ан-12 первоначально ограничивалась 14,2 т, чуть позднее она была увеличена до 17 т.
  3. Шасси включает три опоры: две основные и переднюю. База шасси составляет 9,58 м, а колея равняется 4,92 м. Передняя опора шасси убирается назад по полёту, основные опоры — к оси симметрии фюзеляжа. Опоры состоят из: сблокированных колес (передняя), четырёхколесной тележки (основная), телескопической амортизационной стойки, складывающегося подкоса, механизма управления створками, замков и цилиндра уборки-выпуска. В состав основной опоры шасси также входит подкосная ферма и стабилизирующий амортизатор. Все опоры оснащаются азотно-масляными амортизаторами. Передняя опора — управляемая, в нее также входит механизм поворота, рулевой цилиндр-демпфер со следящей системой. Колеса основных опор имеют размеры 1050×300 мм, они снабжены инерционными антиюзовыми датчиками и дисковыми тормозами.
  4. Конструкция крыла кессонного типа, двухлонжеронная. Технологически крыло поделено на пять частей: две средние (СЧК), центроплан, две консольные части. По размаху задней кромки крыла располагается двухсекционный элерон, который имеет внутреннюю весовую балансировку.

Модификации самолета им. Антонова

На базе Ан-12 стандартной комплектации были разработаны и сконструированы следующие самолеты:

  1. Ан-12А. Это воздушное судно с увеличенной грузоподъемностью до 20 т. Особенность оснащения — наличие дополнительного бака для горючего. Его емкость — 16 600 л. Таких моделей было выпущено 155 шт.
  2. Ан-12Б. Авиасудно снабжено дополнительными баками для хранения жидкого топлива. Они расположены в консолях крыльев. Автоматический запуск двигателей аппарата обеспечивался турбогенератором ТГ16. Авиасудна этой модификации выпускали на заводе в г. Воронеж.
  3. Ан-12БК-ИС. Это первый самолет, который оборудовали приборами и системами индивидуальной защиты «ПВО». Также в приборах встроена станция активных шумовых помех. В 1970 г. было выпущено 45 экземпляров таких самолетов.
  4. Ан-12БКЦ. Другое название модели «Циклон». Это мобильная исследовательская лаборатория. Она предназначена для изучения метеорологических процессов.
  5. Ан-12М ЛЛ. Самолет используют для тестирования систем катапультирования. Он оснащен экспериментальной кабиной. Из нее можно катапультироваться в любом положении.
  6. Ан-12ПП. Воздушное судно предназначено для создания помех. В нем встроено специализированное оборудование, способное оказать противодействие противнику в воздухе. Его используют для защиты авиации.
  7. Ан-12ТП-2. Летательный аппарат предназначен для эксплуатации полярной авиации. Он оснащен системой спутниковой навигации и связи. В его конструкции предусмотрены подпольные топливные баки.

Эти модели эффективно используют в военной авиации. С их помощью выполняют сложные боевые задания.

Конструкция Ан-12

Аэродинамическая схема машины представляет собой 4-моторный турбовинтовой высокоплан с хвостовым грузовым люком и однокилевым оперением.

Фюзеляж с большим грузовым люком и приподнятой хвостовой частью обеспечивает удобную погрузку/выгрузку габаритных грузов и их парашютное десантирование. Кран-балка (бортовое погрузочное устройство) грузоподъемностью 2,8 т и транспортер ускоряют и облегчают процессы швартовки, погрузки и выгрузки. Конструкция фюзеляжа Ан-12 практически такая же, как и конструкция Ан-10. Основное отличие – кормовая часть самолета, имеющая хвостовую стрелковую установку и грузовой люк с кабиной воздушного стрелка. В средине фюзеляжа вместо салона пассажиров находится грузовая кабина. Причем передняя часть машины с кабиной экипажа практически полностью совпадает с Ан-10, а именно ее передней частью. Кабина экипажа герметична и имеет отделение от грузовой с помощью гермошпангоута с дверью.

Высокой проходимостью обладает шасси самолета, что позволяет ему с легкостью взлетать с заснеженных, грунтовых и ледовых аэродромов. Погрузка крупногабаритных грузов и техники осуществляется в задней части фюзеляжа через грузовой люк. Уровень грузового пола машины находится близко к земле благодаря схеме «высокоплан», что существенно облегчает и упрощает загрузку. Разгрузка и погрузка осуществляются с применением бортовых лебедок, грузовых трапов, кран-балки и транспортера. Для парашютного десантирования на платформах в машине устанавливается транспортер. На полу есть гнезда для разработки Ан-12 и Ан-10. Для самолета выбрали двигатели АИ-20.

16 декабря 1957 г. взлетел первый Ан-12 в Иркутске. С 1959 года он начал поставляться в ВВС. Во время его эксплуатации взлетная масса была увеличена и составляла уже 61 тонну.

Особенности конструкции

Из-за унификации производства Ан-12 и Ан-10 средняя часть фюзеляжа самолета с грузовой кабиной совпадала конструктивно со средней частью фюзеляжа модели Ан-10 и была конструктивно герметичной. Однако задняя часть фюзеляжа, которая имела грузовой люк, рампу и соединялась со средней, была негерметичной изначально. После производства около ста самолетов среднюю часть все-таки сделали герметичной.

Расследование

По итогам расследования дела Восточно-Сибирская транспортная прокуратура заявила, что в причастности к трагедии подозреваются руководители полётов Иркутского авиационного завода — филиала ОАО «Научно-производственная корпорация „Иркут“». Как сообщает Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте, в ходе следственных мероприятий подозреваемые не признали свою вину в предъявленном им обвинении, заявляя о своей непричастности к нему. «Однако собранные следствием доказательства опровергли все доводы обвиняемых и их защиты», — говорится в сообщении ведомства. В ходе расследования допрошено более 50 свидетелей, изучено более 50 объектов и документов, проведено 14 экспертиз, в том числе две лётно-технические. Уголовное дело уместилось в 18 томов. В адрес Иркутского авиазавода направлено представление устранить причины и условия, способствовавшие совершению данного преступления. Также подсчитан ущерб, нанесённый в результате крушения судна НПК «Иркут» и Министерству обороны РФ, он превысил 78 млн руб.

Уголовное дело в отношении руководителей полётов авиазавода будет рассматриваться в Ленинском райсуде Иркутска. В НПК «Иркут» отказались комментировать результаты расследования авиакатастрофы.

По состоянию на февраль 2016 года в качестве причины катастрофы самолёта помимо человеческого фактора рассматривается также версия об отказе крайнего левого двигателя самолёта, в связи с чем судом назначена дополнительная лётно-техническая экспертиза.

Применение Ан-12

Самолет активно использовался в чрезвычайных ситуациях, в военных целях, для переброски личного состава и военной техники, также для грузовых и пассажирских перевозок, спасания и поиска космических объектов, экипажей пилотируемых воздушных судов и космических кораблей, терпящих бедствие. Он стал толчком для развития влияния ВВС.


Самое большое значение Ан-12 имел в становлении ВДВ СССР. Ан-12 был первым массовым самолетом в ВТА (военно-транспортной авиации), который позволял выполнять массовое десантирование как боевой техники ВДВ, так и парашютистов.

Ан-12 способен брать на борт 2 боевые машины, сделанные на базе БТР-Д, 2С9 «Нона», или 2 боевые машины десанта, а именно БМД-1 или 60 парашютистов. В грузовой кабине парашютисты размещаются в 4 ряда. Десантирование выполняется в 2 потока: первый – бойцы в средних рядах, второй – бойцы, располагающиеся вдоль бортов.

Самолет Ан-12 использовали в качестве летающих лабораторий для таких работ:

  • отработка систем приземления аппаратов космических кораблей;

  • испытание мотора АИ-24 с винтами АВ-72 самолета Ан-24;

  • отработка систем самолетовождения и сборка грузов «Купол» для Ил-76 и Ан-22 (в 1961 году);

  • испытание тепловизора для формирования карт пожаров и тепловых карт местности;

  • испытания новейших катапультируемых кресел;

  • исследования средств обнаружения лазерного облучения, ракет и оперативной радиотехнической разведки;

  • испытание новых средств обнаружения подводных лодок;

  • создание искусственного обследования.

Ан-12 зарекомендовал себя в качестве надежного аппарата, который может работать даже в очень сложных климатических условиях

Не менее важно и то, что он неприхотлив в обслуживании

Заключение

Самолету Ан-12 за долгие годы пришлось пройти через множество испытаний. Довольно долго он выполнял главную роль в военно-транспортной авиации страны. Численность машин в вооруженных силах доходило до 700. Именно этот самолет стал главным условием становления и развития военно-десантных войск.

Зарекомендовавший себя как надежная машина лайнер приобрел популярность и за рубежом. Этот самолет поставлялся в десятки стран мира. Счет таких поставок – несколько сотен машин. Только первоначальные поставки – это около 200 самолетов. Лайнеру пришлось летать не только в привычных климатических условиях, но и в жаркой Африке. Но и там Ан-12 с честью выдержал все невзгоды.

Ан-12 заслуженно называют легендой авиации. До сих пор несколько десятков этих машин продолжают летать. Последний такой самолет был построен в 1973 году. Но в Китае его продолжают выпускать. Там он имеет обозначение Y-8F и Y-9.

Расчет стоимости такси в аэропорт

Полезные ссылки для туристов


С этим читают