Партия анархистов в россии: год создания, особенности программы и исторические факты

Медиа

Анархисты уделяют много внимания развитию медиа-ресурсов, которые привлекали бы простых людей, и доносили бы до них анархистские идеи и анархистскую позицию по различным вопросам. Такая деятельность требует от занимающихся ей множество времени и сил. Чтобы поддерживать крупные анархистские медиа в полноценном состоянии, чтобы обновления были не просто регулярны, но интересны для подписчиков, редакторы ежедневно тратят на работу над ресурсами несколько часов. Это – довольно тяжкий труд, отнимающий много времени, но дающий, в результате, анархистским идеям и действиям надежную платформу и распространение среди тысяч людей.


Идеи анархизма

Анархистский идеал – это:

  • отсутствие власти;

  • свобода от принуждения;

  • свобода ассоциаций;

  • взаимопомощь;

  • разнообразие;

  • равенство;

  • братство.

Говоря об отсутствии власти, анархисты имеют в виду, что один человек или группа не могут навязывать другим свое мнение или волю. В этой идеологии нет места иерархии, представительной (непрямой) демократии и авторитарному правлению.

Каждая отдельная личность должна максимально развиваться, полагают анархисты. Согласно их философии, проблемы и потребности любого человека решаются индивидуально. Полноценной жизни можно достичь только за счет разнообразия рабочего процесса.

Любые общественные структуры должны создавать люди, которые объединились по личной инициативе и имеют равные права на определение будущего общества.

По мнению анархистов, чтобы деятельность была максимально эффективной, в ее основе должна лежать взаимопомощь. То есть в подобном обществе одиночная работа считается непродуктивной.

Под братством анархисты подразумевают, что интересы и потребности всех людей одинаково важны и ценны.

Виды анархизма

Под термином «социальный анархизм» обычно подразумевается сотрудничество. Последователи этой философии отрицают частную собственность на средства производства и капиталистические отношения.

Базовый принцип анархо-индивидуализма заключается в праве свободно распоряжаться собой. Это право любой человек получает при рождении вне зависимости от его пола. Согласно этой философии, новое общество должно быть бесконфликтным.

Представители индивидуалистического анархизма утверждают, что люди должны быть независимы от общества. Все теории о том, что индивиды могут работать вместе, должны подтвердиться на практике. Последователи такой идеологии должны стремиться не к утопии, а к реальной справедливости.

Христианский анархизм – это традиция в религиозной, философской и общественно-политической мысли. Она развивает заложенные в учении Иисуса Христа философские, этические идеи о стремлении к духовному, политическому и социально-экономическому освобождению человека от общественных отношений, базирующихся на насилии и угнетении.

Христианские анархисты выступают за немедленное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы. С их точки зрения, личность – первичный и единственный полноценный субъект общественной жизни. Главный фактор перемен в христианском анархизме – этическое развитие личности. Преодоление социальной несправедливости и угнетения возможно в результате не захвата власти, а только изменения общественных отношений.

Анархо-коммунизм нацелен на установление безвластного общества без иерархии и принуждения, основанного на взаимопомощи и солидарности всех людей. Анархо-коммунисты стремятся к децентрализации, свободе, равенству и взаимопомощи.

Анархия

Что такое анархия простыми словами? Под анархией сегодня понимают несколько значений.

  1. Разговорное. Беспорядок, беззаконие, насилие – утверждение, неверное в корне.
  2. Общественное. Хаос, неразбериха, произвол, который возникает в организованной структуре в период отсутствия централизованного управления или бездействия власть имущих.
  3. На государственном уровне. Отсутствие политического лидера, дисфункция государственной власти.
  4. Ситуационное. Гипотетическое стечение обстоятельств, при котором народ упразднил власть, а общество не подчиняется никаким законам.

Все вышеперечисленные утверждения не верны.

Теория анархии включает ряд основополагающих принципов.

  1. Отсутствие принудительной власти. Все члены анархического общества уважают право на собственное мнение и не навязывают его другим. Особенно в части организации иерархического строя общества, демократии, авторитарного или тоталитарного правления. Каждый человек является личностью, любые проблемы и потребности людей решаются индивидуальным подходом.
  2. Свобода от принуждения. Участие в любых проектах, делах, решение задач возможно только при личной заинтересованности конкретного индивидуума. Никакого давления.
  3. Свобода ассоциаций. Любой член общества вправе вступить в любую группу и принимать равное участие в определении целей, методов и стратегии развития сообщества.
  4. Коллективное взаимодействие. Инициатива по решению вопросов любого уровня может исходить от любого члена общества. Эффективность в решении вопросов зависит от взаимодействия и готовности людей к сотрудничеству в достижении выбранной цели.
  5. Разнообразие. Любые общественные организации, направленные на достижение интересов всех ее членов, строятся на естественном взаимодействии, где каждый не ставит свои интересы выше других. Всем даются одинаковые возможности в любых сферах: одинаковый доступ к общественным благам, достижениям науки и техники, самореализации через искусство и творчество.

Интернациональный флаг анархистов, символизирующий лозунг «Анархия – мать порядка».

1921—1988

В феврале 1921 года умер П. Кропоткин. Был создан Комитет анархических организаций по устройству похорон. Проводить Кропоткина в последний путь в Москве пришли тысячи людей. Для участия в похоронах ВЧК согласилось освободить из тюрьмы семерых арестованных анархистов, которые после похорон добровольно вернулись в тюрьму. После смерти Кропоткина верхушка анархистского движения раскололась на несколько направлений.

Похороны Кропоткина

В частности, в 1921 году появилась концепция биокосмизма (лидер — А. Ф. Агиенко), основными принципами и целями которого были максимальная свобода личности и её творчества вплоть до свободы передвижения в космосе, распространения влияния деятельности человека на всю Вселенную, достижения физического бессмертия, способности создавать и пересоздавать Вселенную, управлять временем, воскрешать умерших людей и т. д.

Свыше 20-ти видных анархистов было арестовано только в Москве в ночь с 7 на 8 марта 1921 г. в связи с Кронштадтским восстанием. Во время конгресса Коминтерна 4 июля 1921 года заключенные-анархисты в Таганской тюрьме объявили голодовку, требуя освобождения. В результате было решено освободить и выслать из страны 10 анархистов, включая В. М. Волина.

29 сентября 1921 года 10 заключённых-анархистов, включая Фаню Барон и Льва Чёрного, были расстреляны.

Значительное число анархистов заявило о кризисе движения, его перерождении и вступило в РКП(б). По данным партийной переписи 1922 года, в рядах РКП(б) насчитывалось 633 бывших анархистов. До конца 1920-х годов существовало анархо-синдикалистское издательство «Голос Труда», выпустившее в свет большое количество литературы.

Последним очагом легального анархизма в СССР был музей Кропоткина и действовавший при нём Всероссийский общественный комитет по увековечению памяти П. А. Кропоткина (ВОК), существовавший до 1939 года. В 1925 году А. М. Атабекян и его сторонники вышли из Кропоткинского комитета. А. А. Боровой в течение 1927 неоднократно обращался к анархистам различных направлений, убеждая их вернуться в Комитет. Летом 1929 в Москве были арестованы сторонники Борового (А. Андреев, В. Бармаш, Н. Рогдаев, Ф. Гецци и др.), а также И. В. Хархардин и другие остававшиеся на свободе анархисты. Большинство из них было отправлено в Верхне-Уральский и Суздальский политизоляторы. Сам Боровой был сослан на 3 года в Вятку. Анархическая секция ВОК практически перестала существовать.

Анархизм в России


Самые известные анархисты, первые идеологи и основатели направления, родились в России. М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин еще в Царской России, в период с 1860 по 1970-е годы сформировали основные принципы движения и занимались активной пропагандой идей среди молодежи. И, если Бакунин призывал народ к немедленной революции, то Кропоткин пошел дальше и разработал анархо-коммунизм. Он считал, что революция на данном этапе бессмысленна, и сначала необходимо создать мощное народное движение. Его идеи нашли поддержку у русских эмигрантов за границей, и группы стали расти:

  • 1990 г. – кружок анархо-коммунистов в Женеве (лидеры — Мендель Дайнов, Георгий Гогелия, Лидия Иконникова).
  • 1904 г. – образование кружков в Америке, Берлине (Германия), Париже (Франция), Софии (Болгария). Российской Империи – 29.
  • 1905 – численность достигла 125 кружков.
  • 1906 – насчитывалось 221 отделение.
  • 1907 – 255 кружков.

Основатель и идейный вдохновитель движения анархистов, князь Кропоткин.

Всего идеями анархо-коммунизма было охвачено 218 населенных пунктов страны, а в его членах состояло около 7 тысяч населения. За период с 1904 по 1921 годы появилось множество ответвлений анархизма, причем некоторые из них действовали не с благими намерениями: они проповедовали грабежи, насилие, не гнушались убийствами с целью личной наживы и достижения собственных интересов.

Год Название ответвления Лидер Основные идеи и методы достижения
1905 Синдикалисты Я. И. Кирилловский Борьба с капиталистами любыми способами

Нападения, бойкотирование, стачки, экспроприация и уничтожение имущества, саботаж, насилие

1907 Индивидуализм А. Боровой, О. Виконт Полная личная свобода
1907 Мистический анархизм С. Городецкий, В. Иванов Принципы коллективизации, поддержание свобод личности, систематический террор капиталистов
1907 Анархисты-махаевцы Я. Махайский Уничтожение интеллигенции как класса
1910 Безначальцы Группа С. М. Романова и Н. В. Дивногорского Агрессивная политика, террор, саботаж, насилие, экспроприация ценностей, отказ от нравственных устоев общества
1910 Чернознаменцы И. С. Гроссман Партизанская борьба, экспроприация припасов и ценностей, террор, насилие над капиталистами
1905-1910 Эксы Батька Махно частные экспроприации буржуазной собственности и припасов

Флаг анархо-синдикалистов.

Теракты и нападения привели к массовым арестам и казням, а Первая мировая война стала причиной раскола анархистского движения. К 1917 году, моменту Февральской революции, анархистов насчитывалось всего несколько сотен.

1917-1921 годы анархистские группировки попеременно то выступали за Советскую власть и оказывали всяческую поддержку РКП(б), то боролись против нее. Со смертью основателя П. Кропоткина анархисты в России практически перестали существовать. Многие были арестованы, расстреляны, высланы, отправлены на принудительные работы. Последним оплотом анархистов, просуществовавшим до 1939 года, был музей памяти Кропоткина. С 1939 года, после ареста и казни последних лидеров, движение заглохло.

В 1988 году в СССР стали появляться новые сторонники анархии. С января 1988 по август 1991 года действовала Конфедерация анархо-синдикалистов под управлением А. Исаева, И. Подшивалова, А. Шубина. Идея объединения – децентрализация механизмов власти, народное управление.

Флаг анархо-коммунистов.

С 1991 года анархисты разделились на «правых» и «левых». Правый анархизм выступал за возврат к капитализму и буржуазной демократии. Левый анархизм – за децентрализацию власти КПСС, многопартийность, самоуправление.

Флаг анархо-капиталистов.

В 1995 году появилась Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (КРАС-МАТ), в 2002 она стала Автономным объединением либертарных коммунистов, а к 2016 – отошла от политики, трансформировавшись в медиа проект.

Сегодня Анархия – это философское течение, нежели модель государственного устройства. Однако в мире есть примеры удачно выстроенного на изначальных принципах анархизма.

Кто такие анархисты?

Из уроков истории мы знаем различные виды власти. Например, демократия, капитализм или абсолютная монархия.

Но, как показывает практика, идеальной системы не существует. Рано или поздно правительство начинает давить на народ, тот в свою очередь протестует.

Этот процесс происходит по кругу, независимо от того, какая форма правления используется. А что будет, если отменить власть совсем?

Понятие анархизма

Анархизм — это форма общественного строя, при котором отсутствует любая система управления, то есть власть. Кроме того, это идеалистические взгляды, направленные на отсутствие любого принудительного влияния на общество.

Другими словами, анархисты отрицают абсолютно все формы правления.

Ошибочным является мнение, что анархисты чествуют хаос и беспредел. Напротив, сторонники анархизма имеют четкие представления о том, как должно выглядеть общество, кто какие роли будет занимать.

Вообще, все анархистское движение делиться на две основные группы: активное и пассивное.

Пассивная деятельность заключается в точном соблюдении всех принципов и порядков анархического строя, изучении соответствующей литературы, обсуждение политических вопросов с единомышленниками.

Активные анархисты проводят акции и митинги, агитационные работы для привлечения в свои сообщества новых людей.

Нередко активисты совершают попытки попасть в политические ряды, а также решают различные административные и общественные вопросы на городском уровне.

Фундаментальные принципы анархизма

Как мы уже говорили, анархисты не призывают к хаосу. Сейчас, в век многообразия течений и субкультур, анархия ассоциируется с образом панк-рокера, желающего ввергнуть мир в пучину дикости и первобытного строя.

Такой себе бунтарь с портвейном, который идет против системы, чинит вокруг себя разруху и отрицает любые правила.

Основополагающими принципами анархизма являются равенство и братство. Первый подразумевает абсолютное отсутствие иерархической системы, одинаковые права, обязанности и возможности для удовлетворения своих потребностей.


Принцип братства говорит о том, что все граждане государства являются равными, и никто не имеет права ставить себя выше других.

Но вся анархия призывает к одному — отсутствие принуждения во всех его проявлениях. Никто никому не навязывает свое мнение и не принуждает к действиям.

Каждый человек сам отвечает за свои поступки и принимает решение, которое считает правильным и необходимым.

Из этой аксиомы вытекают еще два важнейших принципа анархизма: разнообразие и взаимопомощь.

Под разнообразием понимается стремление человека к собственной индивидуальности.

Принцип взаимопомощи объясняет систему, предлагаемую анархистами. Никто не стремится к хаосу, поэтому правительство необходимо заменить другой системой.

В этом случае анархистское учение призывает создавать ассоциации людей, которые добровольно объединяются ради одного дела.

Таким образом, не будет абсолютно никакого принуждения к чему-либо, и каждый будет выражать себя как личность. А взаимовыручка и поддержка сплотит население и поможет добиться гораздо более высоких результатов.

Анархисты в истории

Как и любой другой общественный строй, анархия имеет своих основателей и великих деятелей.

Одним из самых известных анархистов считается Нестор Махно. По сути бандит, он презирал как нынешнее правительство, так и грядущее, и пытался доказать, что во главе всего стоят просто люди, без званий и чинов.

В России анархизм развивали Петр Кропоткин и Михаил Бакунин. Эти люди сделали весомые вклады в развитие теории анархизма.

Кропоткин стал основоположником анархо-коммунизма, при котором народ объединяется в независимые коммуны.

А Михаил Бакунин, который был ярым противником марксистской теории, разработал концепцию анархо-коллективизма, который также называют революционным социализмом.

Уличная агитация

Помимо агитации в интернете, анархисты не забывают об агитации на улицах. Регулярно в десятках городах страны проводятся агитрейды, в ходе которых через граффити, листовки и трафареты анархисты обозначают своё присутствие на улицах города, доносят до людей анархистские идеи и свои позиции по тем или иным вопросам. Кроме того, такая деятельность является отличной “начальной школой” для молодых групп и начинающих активистов, в ходе которых они получают опыт коллективного действия и организации.

Почему мы не ходим на митинги и санкционированные мероприятия?

До поры анархисты не брезговали публичными мероприятиями, на проведение которых необходимо получение санкции властей – митинги, шествия, пикеты.

Однако со временем от этой практики было решено отказаться по следующим причинам:

  1. Неэффективность митингов и пикетов. Они служат лишь способом “выпустить пар” – люди, удовлетворившись выражением протеста, покидают подобные мероприятия с чувством что они “что-то делают”. В действительности, митинги и пикеты в большинстве случаев не будут иметь никакого значения. Власти игнорируют все просьбы и требования, озвученные на таких мероприятиях. Власть может пойти на уступки обществу только под напором широкой народной волны, выходящей за пределы митингов и шествий. Митинги служат своеобразным способом слива протеста. К тому же, как анархисты, мы считаем неправильным что-то просить у власти, и спрашивать у неё разрешения на осуществление каких-либо действий. Вместо этого мы предлагаем методы прямого действия, которые могут действительно решить те или иные проблемы, радикализировать методы протеста и настроения протестующих, и способствовать созданию низовых структур самоорганизованного протеста. Как анархисты, мы отрицаем какие-либо соглашения с властью.
  2. Анархистская деятельность должна способствовать развитию низовой инициативы, опыта и организаторских навыков как можно большего числа участников. Митинги, на которых большая часть присутствующих являются серой массовкой, не соответствуют этим задачам. Нам нужна не массовка, но инициативные люди, организаторы и активисты. А потому более правильно призывать к проведению самостоятельных небольших акций, из которых вырастут активистские группы и инфраструктура.
  3. В условиях массовых репрессий против анархистов анонимность и конспирация являются лучшей защитой для активистов от государственного террора. На публичных мероприятиях же ведется видеофиксация всех участников мероприятий, что приводит к засветке активистов, внесению их в базы экстремистов, и установлению социальных связей между анархистами, что в дальнейшем облегчает проведение репрессий и делает активистов беззащитными. Потому публичные мероприятия мы рассматриваем не как способ выражения протеста, но как мышеловку – государство объявляет, что каждый может выйти и заявить протест на определенной площадке, и на этой площадке фиксирует недовольных для составления экстремистских списков и проведения репрессий. Выйти на митинг – значит не просто выразить протест государству, а значит заявить себя государственным органам, несравненно более сильным и настроенным на подваление несогласных. Гораздо более правильной тактикой является всяческое скрытие личности активистов и людей, участвующих в анархистских группах, для затруднения проведения репрессий государством.

В своей деятельности анархисты применяют разные методы – от уличной агитации и медиа-активизма до уличного акционизма и борьбы с рейдерами. Помимо указанных выше направлений деятельности, которая носит систематический регулярный характер, анархисты также участвуют в различных социальных конфликтах, поддерживают забастовки работников, проводят различные разовые акции акционистского или социального характера. В зависимости от опыта и навыков, каждый найдет, чем заняться в анархистском движении. Даже если у вас совсем отсутствует какой-либо опыт – вы можете наработать его, приступив к уличной агитации и акционизму – деятельности, в ходе которой вы выростите как организатор и сможете сформировать группу активистов. Если у вас нет такой возможности, если вы живёте в маленьком городке и у вас совершенно нет товарищей – вы можете проявить себя в медиа-активизме, вложившись в развитие анархистской инфраструктуры и распространении анархистских идей. Если вы уже являетесь опытным организатором, и участвуете в устоявшейся группе активистов, борьба с рейдерами, мошенниками и недобросовестными работодателями, участие в социальных конфликтах – то, что может вывести вас на новый уровень.

Участвуйте в анархистском сопротивлении, действуйте, и координируйтесь с другими группами. Контакты для связи: ns-contact@riseup.net.

Виды анархизма

Анархо-индивидуализм

Последователи индивидуалистического анархизма начиная с середины 19-го века выступали за движения: антиавторитарное, прорабочее и антиколлективистское.

Традиционно индивидуалистический анархизм считал себя частью левого анархизма (хотя и не социального анархизма), более широкого движения, которое противостоит как капитализму, так и государству, и он видит их как двойные силы угнетения.

Сторонники индивидуалистического анархизма, однако, всегда придерживались гораздо более позитивных взглядов на частную собственность, чем любые другие представители левых. Они принимали рыночную экономику и отвергали полномасштабный капитализм.

Анархо-коммунизм


Анархистский коммунизм, также известный как анархо-коммунизм, коммунистический анархизм или иногда либертарианский коммунизм. Он выступает за отмену правительства, которое он называет государством, частной собственности, особенно средств и активов массового производства, и самого капитализма.

Вместо этих учреждений и систем он призывает, как и его идеологический конкурент марксизм, к общей собственности или, по крайней мере, к контролю над средствами производства.

Анархо-коммунизм утверждает, что только посредством такого коллективного контроля люди смогут стать свободными от государственного господства и экономической, то есть капиталистической, эксплуатации.

При анархистском коммунизме реальные задачи правления и производства будут осуществляться непосредственно через горизонтальную сеть добровольных объединений, рабочих советов и экономики даров.

Экономика дара (экономика дарения) — это система, в которой ценные товары и услуги не обмениваются, нет «услуги за услугу», они дарятся безвозмездно.

При анархо-коммунизме каждый участвовавший будет что-то делать исключительно для удовлетворения своих реальных потребностей. Однако, в отличие от марксизма, который защищает диктатуру пролетариата, анархистский коммунизм выступает против всех руководителей, иерархии и господства.

Анархо-капитализм (анкап)

Политическая система, в которой государство заменяется частными компаниями, они конкурируют за предоставление социальных услуг и инфраструктуры, которые обычно предоставляются правительством.

Эта точка зрения также называется анархизм свободного рынка, ещё либертарианский анархизм, рыночный анархизм или анархизм частной собственности.

Она основана на идее, что свободный рынок может предоставлять услуги и поддерживать порядок лучше, чем «навязанное» правительство, финансируемое за счёт налогообложения.

Минархизм

Минархизм — это либертарианская капиталистическая политическая философия, которая утверждает, что государство необходимо, но что его единственной законной функцией является защита людей от агрессии, нарушений контрактов и соглашений, мошенничества и т. д.

Единственными законными правительственными учреждениями являются военные, полиция и суды (также включаются пожарные управления, тюрьмы, исполнительная власть и законодательные органы, как законные правительственные функции).

Анархо-пацифизм

Анархо-пацифизм — это слияние между анархизмом и пацифизмом

Анархо-пацифисты могут подчёркивать либо потенциал для бесконфликтного будущего мира без правительства, либо (чаще) важность принятия анархических и неиерархических структур внутри пацифистских движений для достижения мира во всём мире

Эта форма пацифистского выражения имеет тенденцию появления из работ творческих или экспериментальных пацифистов, таких как Лев Толстой, Бертран Рассел, Джон Леннон, Йоко Оно, Аллен Гинзберг и других.

Зелёный анархизм (экоанархизм)

Экоанархизм — это политическая доктрина, которая берёт некоторые из своих ключевых компонентов у анархической мысли и применяет их к взаимодействиям людей с нечеловеческим миром (животные и растения).

Зелёный анархизм предлагает разрушить все иерархии, которые являются следствием человеческой деятельности, независимо от того, содержатся ли они в нашем собственном обществе или нет, т. е. освободить все формы жизни от иерархического господства.

Главными темами зелёного анархистского мышления считаются права животных и социальная экология (идеология, которая призвана реконструировать и трансформировать нынешние взгляды как на социальные проблемы, так и на факторы окружающей среды).

Другие виды анархизма более специфичны, они направлены на разрушение иерархических человеческих отношений. В то время как зелёный анархизм является более общим, потому что он стремится удалить всю иерархию в целом (в мире людей и нелюдей).

Почему анархисты скрывают лица под масками

— Во время акции 15 марта отдельные граждане грубо нарушили закон о массовых мероприятиях, который запрещает скрывать лица под масками… С целью установления личности, а также возможной причастности к иным правонарушениям было принято решение о задержании, — объяснил официальный представитель МВД Георгий Евчар.

Николай Дедок считает, что, если бы не маски, то задержали бы за что-нибудь другое. Вадим согласен:

— После 2010−2011 года мы поняли, что милиции и спецслужбы воспринимают нас как врагов на улице.

В МВД, однако, отрицают, что анархистов «закрывают на сутки» лишь потому, что они анархисты.

— Есть четко прописанный закон о массовых мероприятиях. Они его не соблюдали, за что и были наказаны. Если они начнут соблюдать, значит, их наказывать не будут. Никто анархистов за то, что они анархисты, не привлекает к ответственности. Только за нарушения, — сказал TUT.BY начальник управления информации и общественных связей МВД Константин Шалькевич.

Анархисты на «Марше нетунеядцев» в Бресте. Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

На вопрос, зачем вообще скрывать лица под масками, анархисты отвечают, что не хотят «упрощать милиции работу».

— Чтобы не дать нас идентифицировать, — объясняет Иван. — Анархиста могут выгнать с учебы, с работы, «трясти» при пересечении границы, перед акциями оппозиции превентивно «закрывать на сутки». Поскольку анархистское движение ввиду своих целей действует полуподпольно, маски — это наша защита. Мы стремимся, чтобы как можно большее количество наших активистов оставались неизвестны милиции и КГБ.

Позже замначальника ГУВД Мингорисполкома — начальник милиции общественной безопасности Иван Кубраков в эфире ОНТ заявил, что анархистов пришлось экстренно задерживать в троллейбусе, потому что у них с собой были не только маски, но также ножи и кастеты, и они могли причинить вред окружающим.

— Какой дурак понесет кастет или нож на акцию, зная, что его могут там задержать? Да и зачем было нести туда холодное оружие? Анархисты что, часто нападают на кого-то на акциях? — уверен Иван.


С этим читают