Анатолий папанов

Память

  • Имя актёра присвоено небесному телу — малой планете (астероиду) № 2480.
  • В «Волжском пароходстве» в порядке предоставления компаниям-туроператорам эксплуатируется речной круизный трёхпалубный теплоход «Анатолий Папанов» (бывший «Константин Циолковский»), построенный по советскому проекту 588 «Родина» в ГДР в 1950-х годах.
  • В 1991 году на доме, где в 1967—1987 годах жил актёр (современный адрес: Москва, ул. Спиридоновка, д. 8), установлена мемориальная доска (архитектор С. П. Хаджибаронов).
  • 30 октября 2012 года на родине актёра в Вязьме установлен памятник (скульптор И. Чумаков).
  • В городе Михайловск Ставропольского края есть улица, названная в честь артиста.
  • Папанов в кадре из фильма «Живые и мёртвые» изображён на почтовой марке СССР 1966 года.

Война

В первый же день Великой Отечественной войны девятнадцатилетний Анатолий отправляется на фронт защищать свою Родину. Папанову удалось сполна изучить тяжелую солдатскую профессию. За отважную службу Анатолий Дмитриевич удостоился звания старшего сержанта и был назначен командиром зенитной батареи. В 1942 году будущего артиста отправляют на Юго-Западный фронт. Тогда, в одном из боев, вблизи Папанова упал немецкий снаряд. После его разрыва большая часть осколков прошла мимо Анатолия Дмитриевича, кроме одного, который угодил актеру прямо в ногу. Ранение было настолько тяжелым, что Папанову пришлось ампутировать два пальца. После того как Анатолий Дмитриевич около полугода пролежал в госпитале, несмотря на все его уговоры, он был комиссован и отправлен домой.


Глядя на жизнерадостные фото с Анатолием Папановым и не скажешь, что этому человеку пришлось столько всего пройти.

Театр

В ГИТИС Анатолий пришел уже тогда, когда закончились вступительные экзамены. Но поскольку в учреждении был недобор студентов, ректор института Михаил Тарханов предложил будущему актеру попробовать поступить прямо сейчас, прочитав что-нибудь из стихотворений. Послушав, Михаил Михайлович был удивлен профессионализмом абитуриента. В результате короткого разговора Папанов был принят в вуз и зачислен сразу на 2-й курс.

На сцене Роман Ткачук, Анатолий Папанов и Михаил Державин

Изначально актер ничем не выделялся среди студентов, но как только начались репетиции, стало понятно, что этот юноша – человек выдающегося таланта. Когда в 1946 году молодой актер вышел из стен учебного заведения, он был уже известен в театральных кругах Москвы. Папанова приглашали во МХАТ и Малый театр, получал юноша и другие престижные предложения. Однако Анатолий отказался и вместе с остальным курсом и молодой женой уехал в Литву, впрочем, надолго актер там не задержался.

В 1948 году режиссер Андрей Гончаров предложил Папанову и его жене место в Театре сатиры, и пара переехала обратно в Москву. Это предложение повлияло на всю дальнейшую жизнь супружеской четы. В молодости актер играл только эпизодические и второстепенные роли. Лишь в 1954 году ему доверили существенную роль – срочно понадобилось заменить заболевшего коллегу.

Анатолий Папанов в театре

После премьеры режиссеры, наконец, разглядели в мужчине потенциал. Через 3 года артист получил первую центральную роль. Успех спектакля с его участием был настолько громким, что в театральных кругах появилось выражение «ходить на Папанова». Даже из знаменитого Кисы Воробьянинова Папанов сумел сделать глубокую, трагическую фигуру, изменив для рядового театрала восприятие этого образа.

В 1962 году артист поучаствовал в постановке пьесы «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу. Это произведение исключительной сложности мало кто решался ставить.

Анатолий Папанов в спектакле «Дом, где разбиваются сердца»

Актеры Театра сатиры сделали больше, создав телеверсию спектакля. Папанов сыграл роль Мангана. За время творческой биографии Папанов поучаствовал во множестве спектаклей, в том числе и в постановках «Доходное место» по Александру Островскому, «Ревизор» по Николаю Гоголю, «Горе от ума» по Александру Грибоедову и других. В 1987 году дебютировал в родном театре как режиссер со спектаклем «Последние» по Максиму Горькому.

Анатолий Папанов: актер, который стеснялся своей славы

О театре Анатолий Папанов мечтал с самого детства. Семья жила скромно, поэтому еще подростком Анатолий пошел работать литейщиком на шарикоподшипниковый завод. Но тяга к искусству не оставляла его, и в свободное от работы время юноша участвовал в самодеятельности и снимался в массовках. После окончания ГИТИСа Папанов играл в Клайпедском русском драматическом театре, а в 1948 году стал артистом Театра Сатиры, где прослужил почти 40 лет. Его первой большой работой стала роль Боксера в постановке 1959 года «Дамоклов меч». Посмотреть на Папанова в этом спектакле приходила вся Москва.

Каждая роль актера расходилась на цитаты, а фильмы с его участием стали настоящей классикой советского кино: «Приходите завтра…», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Дети Дон Кихота», «Белорусский вокзал», «Двенадцать стульев». Публика Папанова просто обожала, для зрителя каждый его герой был родным и понятным, но в обычной жизни это был совершенно другой человек. Близких друзей у актера было немного, все свое время он посвящал семье и работе. И совершенно не стремился быть публичным. 5 августа 1987 года Папанов ушел из жизни, в нашей подборке – фильмы и программы телеканала «Россия 1», посвященные артисту.

За всю актерскую биографию у Анатолия Папанова было всего лишь несколько ролей, близких ему: Серпилин в «Живых и мертвых», Дубинский в «Белорусском вокзале», Копалыч в «Холодном лете пятьдесят третьего…». Но большинство зрителей помнят актера как Лелика из «Бриллиантовой руки». Мало кто знает, но Папанов очень не хотел играть этого персонажа. Уговорить актера на эту роль смог только его старый приятель Леонид Гайдай. Артист не любил роли, за которые его обожал народ. Он стеснялся своей популярности, что было странным для человека его профессии. Только в фильмах о войне бывший фронтовик Папанов был самим собой. Человеком, который, несмотря на все свои звания и почести, так и остался там, на войне.

Фильм «Неоконченная война Анатолия Папанова» рассказывает о настоящем Папанове, каким помнили его однокурсники и близкие люди. Не о лауреате Государственных премий и народном артисте, а о пареньке в линялой гимнастерке, который когда-то пришел на экзамен в ГИТИС. В институте он познакомился и со своей будущей женой, актрисой Надеждой Каратаевой. Папанов выделялся на фоне остальных студентов. Он был самым взрослым и ходил с палочкой, потому что во время бомбежки его ранило в ногу. В госпитале в Буйнакске операции делали под музыку: анестезии не хватало, вот и заводили «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой. С тех пор Папанов и полюбил эту песню. Ему казалось, что это она сохранила ему ногу: удалили только два пальца. Хромой и с палочкой, но на своих двоих Анатолий вернулся в Москву. Спустя много лет уже немолодой артист на съемках фильма «Одиножды один» исполнял сложные танцевальные номера. И никто даже не заподозрил, что у него практически отсутствует половина ступни.

Театр

В театр Папанов был принят, однако его постоянно обделяли главными ролями. Жаловаться на судьбу актер не любил и довольно стойко относился к происходящему. Годы шли. Ничего не менялось. Анатолию Дмитриевичу по-прежнему давали только эпизодические роли. Все это привело бывшего фронтовика к отчаянию. Папанов начал злоупотреблять алкоголем. Перелом в его судьбе случился только в середине 50-х. В этот период у него рождается дочь, а спустя еще несколько недель после этого радостного события он получает серьезную работу – роль в спектакле «Поцелуй феи». Эта постановка смогла все перевернуть в жизни актера. В него поверили. Почувствовав перемены, Анатолий Папанов сразу же отказался от алкоголя.

За всю свою карьеру артист очень много играл в Театре сатиры. Самыми запоминающимися спектаклями с участием Папанова были: «Двенадцать стульев», «Доходное место», «Последний парад».

Личная жизнь Елены Папановой

Личная жизнь Елены Папановой сложилась счастливо. Еще в институте актриса познакомилась с будущим мужем – Юрием Титовым, молодые люди вместе учились и играли в спектакле «Как вам это понравится». Сценическая любовь быстро переросла в реальную.

Елена Папанова с мужем Юрием Титовым

После окончания ВУЗа Юрий устроился на работу в театр Ногинска, снял комнату в частном доме. Звал Елену к себе, однако она боялась гнева родителей. Тогда молодые люди решили тайно пожениться, подали заявление, но перед бракосочетанием поссорились. В ЗАГС обиженная невеста не пришла, а жених полдня ее там прождал.

Бракосочетание Елены Папановой

Когда помирились, решили, что нужно еще раз попытать счастья и на этот раз сообщить всем о своих планах. Родители сначала отговаривали Лену:

Однако позже они сменили гнев на милость и даже подарили будущим супругам однокомнатную квартиру. В 1979 году в семье появилась дочь Мария.

Елена Папанова с дочерьми

Новоиспеченная мама хотела полностью погрузиться в воспитание ребенка – перестала сниматься и полтора года пробыла в декрете. Спустя некоторое время Елена родила вторую дочь – Надежду. И на этот раз снова с головой ушла в дела семейные.

Елена Папанова с мужем, дочерьми, зятем и внуком

Теперь в интервью Елена Анатольевна Папанова сокрушается: «Наверное, нужно было быть более хваткой, постараться больше сосредоточиться на карьере. Из декрета я вышла уже совсем другим человеком».

Фильмы

Анатолий Дмитриевич был актером высочайшего уровня, но с киноиндустрией у него отношения наладились далеко не сразу. По словам коллег, Папанова просто гипнотизировала камера, и он долго не мог полноценно раскрыться на съемочной площадке, поэтому первое время появлялся в основном во второстепенных ролях.

Первый раз молодой Анатолий Папанов появился на экране еще до войны, в киноленте «Ленин в Октябре». Через 2 года фильмография начинающего артиста пополнилась эпизодом в комедии «Подкидыш». Комедийный талант артиста стал раскрываться в кино спустя десятилетия в лентах «Человек идет за солнцем», «Приходите завтра…», «Яблоко раздора».

Анатолий Папанов и Екатерина Савинова в картине «Приходите завтра»

В 1963 году Анатолию Дмитриевичу поступило предложение от режиссера Александра Столпера, который готовил к выпуску военную драму «Живые и мертвые». Папанову предстояло сыграть генерала, но сам артист не верил в свой драматический талант и несколько раз отказывал постановщику.

После премьеры фильма актер проснулся знаменитым. Киноленту посмотрел 41 млн зрителей. Фото Папанова-генерала попало на обложку выпуска журнала «Советский экран» и на почтовую марку СССР 1966 года. Эта роль была отмечена на 1-м ВКФ премией за лучшую мужскую роль.

Анатолий Папанов в фильме «Живые и мертвые»

Кинорежиссеры также обратили внимание на главное открытие года, и уже спустя время Анатолий Папанов блистал в разноплановых образах в фильмах «Родная кровь», «Стежки-дорожки», «Дайте жалобную книгу», «Дети Дон-Кихота». Главные роли артист исполнил в драме «Наш дом», в военном фильме «Возмездие»


Анатолий Папанов появился и в популярной комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где сыграл в актерском ансамбле с Иннокентием Смоктуновским, Олегом Ефремовым, Ольгой Аросевой, Андреем Мироновым. Среди громких работ актера числятся роли в кинолентах «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи», «12 стульев».

Анатолий Папанов и Андрей Миронов

У артиста есть 2 роли в кино, которые особенно запомнились и полюбились советским зрителям. Первый образ — контрабандист Лёлик из комедии «Бриллиантовая рука». Художественному совету СССР картина не понравилась, но народ социалистических республик в нее просто влюбился. Многие фразы обаятельного злодея стали крылатыми, а Папанова до конца жизни узнавали на улицах благодаря роли в «Бриллиантовой руке».

Анатолий Папанов в фильме «Бриллиантовая рука»

Второй образ помог Анатолию Дмитриевичу раскрыть на экране свой драматический талант. В фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…» актер сыграл политического ссыльного Копалыча, тогда мастерство артиста было высоко оценено критиками и коллегами. К сожалению, сам артист скончался до того, как успел пожать плоды заслуженной славы.

Анатолий Папанов в фильме «Холодное лето 53-го»

Запомнился Анатолий Папанов и своими работами на студии озвучивания. Голосом народного артиста говорят герои советских мультфильмов «Рикки-Тикки-Тави», «Паровозик из Ромашкова», «Золотой мальчик».

Самым популярным героем в исполнении Папанова стал Волк из анимационного альманаха «Ну, погоди!». Творческий тандем Анатолия Дмитриевича с партнершей по цеху озвучивания Кларой Румяновой стал одним из самых знаменитых дуэтов советской анимации.

Анатолий Папанов и Клара Румянова

После выхода мультфильма на экраны Анатолий Папанов получал мешки писем от маленьких зрителей. В интервью актер пояснял, что вовсе не считает своего героя страшным и коварным, а со временем Волк и вовсе приобретает черты благородства.

[править] Озвучивание мультфильмов

— Машенька и медведь — медведь

1960 — Про козла — волк-вожак

— Ключ — голова Змея Горыныча

1961 — Мультипликационный Крокодил, 5-я серия 1961 — Муравьишка-хвастунишка — старый муравей

1961 — Фунтик и огурцы — огородный сторож

— Зелёный змий — Зелёный змий

— Только не сейчас — Иван

— Бабушкин козлик — волк

1963 — Хочу быть отважным — тигр-сосед

1963 — Как котёнку построили дом — бульдозер (в титрах не указан)

— Жизнь и страдания Ивана Семёнова — врач

1964 — Кот-рыболов — медведь

1964 — Кто виноват? — электрическая пробка

1964 — Кто поедет на выставку? — игрушечное пугало

1964 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 27 «Вдвое больше») — волк

1964 — Лягушонок ищет папу — крокодил

— Ваше здоровье — парень / Здоровье

1965 — Пастушка и трубочист — козлоног

1965 — Приключения запятой и точки — Клякса-атаман

1965 — Рикки-Тикки-Тави — Наг

1965 — Портрет — Осёл

1965 — Чьи в лесу шишки? — Волк

— Происхождение вида — Первый человек

1966 — Про злую мачеху — ведущий Петрушка

1966 — Хвосты — Волк

1966 — Зайдите, пожалуйста!

— Кузнец-колдун — Гасту Одноглазый

1967 — Машинка времени — Хулиган

1967 — Ну и рыжик!

1967 — Межа — Змей Горыныч

1967 — Легенда о злом великане — Великан

1967 — Паровозик из Ромашкова — Репродуктор

1967 — Раз, два — дружно! — хромоногий волк

1967 — Слонёнок — Крокодил


1967 — Честное крокодильское — Вулкан

1967 — Франтишек — Мороз

— Козлёнок, который считал до десяти — капитан Гусь

1967 — Маугли — тигр Шер-Хан

1968 — Комедиант

1968 — Кот в сапогах — людоед

1968 — Осторожно, щука! — рак

1968 — Русалочка — экскурсовод

1968 — Самый большой друг — крокодил

1968 — Чуня — пёс

— В стране невыученных уроков — землекопы / белый медведь

1969 — Капризная принцесса — король / толстый жених

1969 — Золотой мальчик — разбойник / медведь

1969 — Лиса, медведь и мотоцикл с коляской — медведь

1969 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 177 «Счастливый конец») — мотоциклист

1969 — Мы ищем кляксу — дворник дядя Федя

1969— — Ну, погоди! (выпуски 1-18) — Волк

1969 — Солнечное зёрнышко — осьминог

1969 — Украденный месяц — диктор

— Ананси (Сказка джунглей) — царь-тигр Усатый-Полосатый Тринадцатый

1970 — Бобры идут по следу — рак / олень

1970 — Лесная хроника — волк

1970 — Мой друг Мартын — парень с букетом

1970 — Обезьяна с острова Саругасима — дракон

1970 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 97 «По собственному желанию») — начальник

1970 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 100 «Безответственный ответственный») — начальник

1970 — Сказка сказывается — королевич

1970 — Отважный Робин Гуд — шериф Ноттингемский

— Алло, Вас слышу! — все персонажи

1971 — Как ослик счастье искал — гусь

1971 — Чужие следы — волк

1971 — Лабиринт. Подвиги Тесея — Прокруст

— Заветная мечта — дедушка Осёл

1972 — Коля, Оля и Архимед — римский центурион

1972 — Куда летишь, Витар? — птицелов Бенкан

1972 — Фока — на все руки дока — царь Балдей

— Весёлая карусель

Небылицы в лицах — Никодим


1973 — Часы с кукушкой — лев

1973 — Про Петрушку — отец Петрушки (в титрах не указан) 1973 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 140 «Шапка-невидимка») — начальник

— Мешок яблок — волк

1974 — Молодильные яблоки — Серый волк

— Уступите мне дорогу — крыса Кры

1977 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 182 «Руками не трогать») — Волк

— Как грибы с горохом воевали — царь Боровик / купец Дубовик

— Дед Мороз и серый волк — волк

1978 — Чудеса среди бела дня — водитель автобуса

1978 — Подарок для самого слабого — лев

1979 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 182 «Запрещённый приём») — Волк

— Летучий корабль — Водяной

— Мореплавание Солнышкина — штурман

— Так сойдёт! — Бобёр

1981 — До свидания, овраг — пёс Джонатан (в титрах не указан)

— Травяная западёнка — приказчик Яков

1983 — Фитиль (киножурнал) (эпизод № 183 «Удивительные башмачки») — Волк

— Волчище — серый хвостище — волчище

— Медведь — липовая нога — волк

1984 — Фитиль (киножурнал) (эпизод «Звонарь») — Семён Кузьмич, начальник

— Козёл да баран — третий волк

— Трое на острове — одноглазый пират (в титрах не указан)

Краткая биография Папанова

Анатолий Дмитриевич Папанов родился 31 октября 1922 г. в Вязьме Смоленской области. Популярность к актёру пришла лишь в сорокалетнем возрасте, до этого была Великая Отечественная, ранение и инвалидность, которую ради любимой работы он так долго скрывал.

Детство, юность, учеба

Рисунок 2. 1941 год

Семья будущего народного актёра СССР переехала в столицу, когда Толе было 8 лет. Здесь он пошёл в школу, а в 17 лет стал посещать занятия драматического кружка при Доме Культуры . Первые пробы в художественном кино пришлись на 1937 г. – исполнил малозаметного матроса в фильме «Ленин в Октябре» и открыл для себя дорогу в кинематограф. Как позже он вспоминал довоенные годы, снимался «много и удачно».

С начала Великой Отечественной войны вступил в ряды добровольцев. Получив звание старшего сержанта, стал командовать взводом зенитчиков. 22 марта 1942 г. неподалёку от Харькова тяжело ранен – сильное повреждение правой ноги и ампутация двух пальцев. Так, в 21 год Папанов стал инвалидом третьей группы и был комиссован.

Вернувшись с фронта, несмотря на то, что первые несколько лет вынужден ходить с тростью, поступает на второй курс ГИТИСа. В 1946 г. успешно завершает обучение, получая приглашение присоединиться к нескольким ведущим театрам столицы. Однако, не желая расставаться с женой, знакомство и свадьба с которой произошли во время обучения, уезжает вместе с ней в литовский город Клайпеду, основывать новый театр.

Популярность

Рисунок 3. «У вас ус… Отклеился» (Бриллиантовая рука)

На театральной сцене артист Анатолий Папанов блистал в постановках любой сложности. Ему удалось сыграть даже сложнейшую роль Менгена в пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца», что до этого удавалось немногим. С киноиндустрией наладить отношения не удавалось длительное время. Как вспоминали современники, Анатолий долго не мог полностью раскрепоститься под объективов камеры.

Актёр несколько раз принимал участие в съёмках, но ни одна из ролей не становилась известной. Лишь в 1963 г., после работы в «Живые и мёртвые» Папанов обрёл популярность.

Чуть позже появилось ещё несколько работ, закрепивших за Папановым славу гениального исполнителя комедийный ролей. Его Лёлик, Киса Воробьянинов, тесть Семицветова из «Берегись автомобиля» навсегда останутся в истории кинематографе.

Солидный баритон позволил построить замечательную карьеру в озвучивании героев советских мультиков. Анатолий Папанов занимался озвучиванием Волка из «Ну погоди!». В то время как голосом Георгия Вицина часто говорили зайчики, голосом Папанова говорили медведи, волки, львы и всевозможные отрицательные персонажи.

Друзья, знакомые

Рисунок 4. «Я торгую кулубникой, выращенной у себя на даче». («Берегись автомобиля»)

Нельзя сказать, что Папанов и А. Миронов, были лучшими друзьями, но они часто общались. Артисты сыграли вместе в нескольких знаменитых фильмах, каждая из их ролей стала по-своему уникальной. Открытие дуэта – заслуга Эльдара Рязанова. Он рассмотрел в них что-то уникальное: один – молодой актёр с аристократическими формами лица, второй – видавший виды фронтовик, прямой и суровый.

Именно такими друзья впервые предстали на экране в фильме «Берегись автомобиля». Позже в комедии Гайдая они гонялись за контрабандными бриллиантами, спрятанными в гипсе, а в «12 стульях» охотились за стульями, в которых спрятаны богатства тещи Ипполита Матвеевича Воробьянинова.

Кроме Миронова, артист был в хороших отношениях с М. Державиным, А. Ширвиндтом, Г. Вициным, Ю. Никулиным и многими другими выдающимися личностями золотой эпохи советского кинематографа.

Происшествие на заводе

В 1941 году в жизни Папанова произошло событие, едва не сломавшее ему судьбу. Когда Анатолий Дмитриевич работал литейщиком, кто-то из его напарников выкрал из шарикоподшипникового предприятия несколько деталей. В те годы за такое преступление можно было серьезно поплатиться. После обнаружения кражи прибыл наряд милиции. Арестована была вся рабочая бригада, в том числе и будущий артист. На время допроса все подозреваемые были закрыты в Бутырке. Только спустя девять суток следователи смогли убедиться в том, что наш герой не имеет к этому делу никакого отношения. Папанов был отпущен домой.

Биография

Анатолий Папанов, 1941 год.

Анатолий Папанов — студент Государственного института театрального искусства

Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме Смоленской губернии. Отец — военнослужащий Дмитрий Филиппович Папанов (—), русский; мать — полька Елена Болеславовна Росковская (—), модистка, католичка, тайно принявшая православную веру.

Отец будущего актёра участвовал в театральной самодеятельности: играл в труппе, организатором которой был Н. С. Плотников, а руководителем — бывшая актриса императорских театров Лучезарская (жена командира вяземского гарнизона). К этому времени и относятся первые появления юного актёра на сцене, его (как и сестру), вводили в спектакль, если по сюжету там были нужны дети.

В 1930 году вместе с родителями переехал в Москву, где семья поселилась на улице Малые Кочки (ныне улица Доватора), работал в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода литейщиком, одновременно занимался в популярной театральной студии при заводе «Каучук». Этим полупрофессиональным театральным коллективом руководили в то время актёры Театра им. Е. Вахтангова во главе с В. В. Кузой, — его А. Папанов и считал своим первым учителем.

В 1937 году впервые снялся в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме «Ленин в Октябре».

С первых дней войны находился на фронте. Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. В июне 1942 года получил тяжёлое ранение под Харьковом; взрывом ему сильно изуродовало правую ногу и оторвало на ней два пальца. Шесть месяцев провёл в госпитале и в 21 год стал инвалидом третьей группы, а первые несколько лет вынужден был ходить с тростью. Вернувшись в Москву, поступил на актёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую артистов МХАТа М. Н. Орловой и В. А. Орлова. Успешно сдал государственные экзамены 11 ноября 1946 года, сыграв молодого Константина в «Детях Ванюшина» С. А. Найдёнова и глубокого старика в комедии Т. де Молины «Дон Хиль — Зелёные Штаны».

После окончания ГИТИСа получил приглашения и во МХАТ, и в Малый театр, но вместе со всем курсом уехал в Клайпеду, создавать новый театр.

С 1946 года — актёр Клайпедского русского драматического театра, где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману А. А. Фадеева.

В 1948 году по предложению режиссёра А. А. Гончарова перешёл в Театр Сатиры в Москве. Всего в этом театре актёр за 40 лет создал 50 образов. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в том числе «Ревизор», «Гнездо глухаря», «Маленькие комедии большого дома» с музыкой Д. Ф. Тухманова.

Первым большим успехом в кино была роль генерала Серпилина в кинофильме А. Б. Столпера «Живые и мёртвые», после чего его часто стали приглашать сниматься в кино, причём он был одинаково убедителен и в комических, и в драматических ролях. Всего участвовал в создании более 70 кинолент, включая озвучивание мультфильмов, как, например, Волк из мультсериала «Ну, погоди!».

Преподавал в ГИТИСе.

Выпустил диск как исполнитель песен.

За год до смерти как режиссёр поставил спектакль «Последние» по одноимённой пьесе М. Горького. Будучи верующим человеком, очень хотел завершить постановку молитвой. Чтобы избежать возможных запретов, нашёл радиозапись молитвы в исполнении Ф. И. Шаляпина и вставил её в финал.

Последняя роль в театре — Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» И. Друцэ . Последняя кинороль — в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…».

Мемориальная доска А. Д. Папанову, расположенная на доме № 8 по улице Спиридоновка в Москве

Анатолий Папанов скончался 5 августа 1987 года на 65-м году жизни, вернувшись домой со съёмок картины. В это время проходило плановое отключение горячей воды. Страдая от сердечно-сосудистой недостаточности, он, тем не менее, решил принять холодный душ и умер прямо в ванной от сердечного приступа. Тело актёра обнаружили не сразу. Дату смерти установли судмедэксперты, поэтому о его смерти объявили намного позже. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10). В 1992 году на могиле установлен памятник (скульптор Д. И. Народицкий, архитектор Ю. Н. Воскресенский).

Годы любви и безвременья

Надежда Каратаева (1924 ‒ 2019) в телеверсии спектакля Театра сатиры «У времени в плену». Режиссеры Валентин Плучек, Алина Казьмина, Ваграм Кеворков. 1980 г.

На курсе было немало красивых девушек, но Анатолий выделил одну: Надю Каратаеву. Она единственная из представительниц слабого пола ходила на занятия в гимнастерке. Надежда полтора года служила в санитарном поезде. Двух бывших фронтовиков сразу потянуло друг к другу, но Папанов и думать не смел, чтобы статная девушка с длинной косой захотела связать свою жизнь с инвалидом. Даже познакомил ее с другом, красавцем из номенклатурной семьи. Пришлось Наде в лоб сказать Толе, как же он слеп. Правда, мама Нади долго вздыхала: как же некрасив и худ ее будущий зять! Однако Надя упрямо доказывала: когда Толя на сцене, равных ему нет.

Действительно, после окончания института Папанова позвали в несколько московских театров, а Надю распределили в Клайпеду. Прибалтика только начинала жить «советской» жизнью, там было необходимо организовать русскоязычный театр. И Анатолий уехал вслед за женой. Причем Надя сразу стала примой, а ему давали роли типа «кушать подано». В Театр сатиры они попали только через пару лет, в 1948 году. Но признание пришло намного позже, и в годы безвременья Папанов, как и многие, «спасался» алкоголем. Пил так, что жена даже подумывала о разводе. С пагубной привычкой Папанов навсегда покончил в 1973 году, сразу после смерти матери.

В 1961 году Эльдар Рязанов снял его в фильме «Человек ниоткуда» сразу в четырех ролях, но фильм разозлил главного идеолога страны Михаила Суслова и картину засунули на «полку». Когда через два года Папанову позвонили от режиссера Столпера и предложили роль генерала Серпилина в фильме по роману Константина Симонова «Живые и мертвые», Папанов не поверил, отговаривался тем, что как бывший старший сержант не сумеет сыграть генерала. Потом наконец решил прочесть роман и заявил жене: «Они меня зовут, потому что у Симонова сказано: у Серпилина лошадиное лицо!». Тем не менее и фильм, и появление Папанова на экране стали событием для критики и для зрителей.

В роли Серпилина в фильме Александра Столпера «Живые и мертвые», 1963 г.


С этим читают