Андреевский флаг должен быть поднят

Легенда о переплете

Существует расхожая красивая легенда о том, что рисунок русского военно-морского флага буквально привиделся царю-реформатору Петру I: мол, задремавший за рабочим столом государь внезапно проснулся и увидел косой синий крест прошедшего через витраж света, упавший на бумаги. Но известные сегодня наброски полотнищ флагов ясно показывают, что поисками удовлетворяющего его рисунка Петр Алексеевич занимался долго и тщательно, явно не доверяя дело случаю. А косой Андреевский крест – символ апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя России – появился на наброске в октябре 1699 года, расположенный поверх традиционного российского триколора. Он в таком виде был утвержден два месяца спустя. Потребовалось еще два десятка лет, чтобы полотнище окончательно стало чисто белым, а сам флаг приобрел обычный для глаза рисунок: именно таким описывал кормовой флаг русского флота «Морской устав» Петра Великого 1720 года. К этому времени Андреевский крест на флаге получил дополнительный смысл: четыре его конца символизировали четыре моря, на которых утвердилась Российская империя — Балтийское, Белое, Каспийское и Азовское.


Сохранившийся в архивах набросок внешнего вида русских военно-морских флагов, сделанный Петром I в 1699 году. Из монографии Николая Устрялова «Карты, планы и снимки к четвертому тому истории царствования Петра Великого», 1863 год

Описание

Памятник Апостолу Андрею, расположенный на территории Херсонеса Таврического в Севастополе.

Андреевский флаг представляет собой белое полотнище с двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест, называемый Андреевским; отношение ширины флага к его длине — один к полутора; ширина синей полосы равна 1/10 длины флага

Этот крест и дал имя флагу. Символика Андреевского креста уходит корнями в историю раннего христианства. Апостол Андрей был братом Апостола Петра. Оба брата ловили рыбу в Галилейском море, что обусловило их покровительство над морской торговлей. Андрей был первым, кого призвал к себе в ученики Христос, поэтому был назван Первозванным. Согласно средневековому преданию, Апостол Андрей также посещал Русь, в связи с чем считается святым покровителем России. В Киеве он оставил наперсный крест, после этого он посетил Новгород и расположенный рядом Волхов. Апостол Андрей стал известным после неустанного проповедования христианства в своём путешествии и принятия мученической смерти на косом кресте в греческом городе Патры.

Примечания

  1. Как единый кормовой флаг военного флота Андреевский флаг установлен указом от 12 июля 1865 года (ПСЗ, Собрание II, Т. 40, закон № ; впервые же флаг появился около 1710—1712 годов и утверждён Морским уставом 1720 года
  2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1992 года № 798
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2000 года № 162-ФЗ «О знамени Вооружённых сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооружённых сил Российской Федерации и знамёнах других войск» (Приложение № 2)
  4. Описание и рисунки военно-морских флагов и вымпелов Российской Федерации, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1992 г. № 798
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. № 162-ФЗ «О знамени Вооружённых Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооружённых Сил Российской Федерации и знамёнах других войск»
  6. Bartram G. // = Proceedings of The XIX The XIX International Congress of Vexillology. — York, United Kingdom: Fédération internationale des associations vexillologiques, 2001. — P. 167–172.
  7. Соколов В. А. Флаги Российской Империи и СССР в документах. — М.: МГИУ, 2001—634 с. — С. 29 — ISBN 5-276-00173-1
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 18 марта 2010.

Миссия в очереди

О волонтерах стоит сказать отдельно.

Думаю, не лишне будет поблагодарить тех, кто разливал чай замерзающим богомольцам, а также тех, кто выхватывал из очереди инвалидов и паломников с детьми. Никакого героизма они при этом не изображали — юноша немного мечтательного вида поведал, что он в основном и на службы ходит сюда, в храм Христа Спасителя, поэтому для него помощь стоящим в очереди — это практически помощь родному приходу.

Несколько молодых женщин и мужчин, прихожане храмов Северо-Западного викариатства города Москвы — стоят возле Преображенской церкви и раздают Евангелие от Марка с беседами протоиерея Алексия Уминского. Первый опыт раздачи Писания прошел в Великую Субботу 2011 года — книги раздавались в нескольких московских храмах всем пришедшим освящать пасхальные яства. Инициатива оказалась успешной уже потому, что ни одной выкинутой книги в окрестностях храмов не нашли. В 2012 году издательство «Никея» выпустило новый тираж Евангелия от Марка, уже дополненного комментариями отца Алексия. Этот и последующий тиражи предназначены только для бесплатного распространения.

— Евангелие от Марка — самое короткое и достаточно простое, — объясняет один из волонтеров, Алексей Волков. — Чтобы неподготовленный человек понял Евангелие от Иоанна с его сложнейшим богословским тезисом «Слово стало плотью» — надо очень долго и очень много всего объяснять. А Евангелия от Луки и Матфея с самого начала загружают читателя родословием Христа. Здесь тоже надо вводить в исторический контекст. Евангелие от Марка — просто запись воспоминаний апостола Петра его учеником, Марком.

По словам Алексея, люди разбирают книги с удовольствием.

— Некоторые отказываются, а потом видят, что читают соседи, и возвращаются. Вчера за три часа раздали шесть тысяч книг! Всего выделено двенадцать. Народ соскучился по нормальной, здоровой христианской литературе. А беседы отца Алексия написаны нормальным человеческим языком, о том, что нужно каждой душе. Еще и по нескольку экземпляров берут — для себя и для родных.

* * *

Мне, наверное, крупно повезло (в сети попадались жалобы на резкие слова работников храма) — я попала сюда именно в то время, когда обстановка, что в очереди, что в храме, была почти домашней. — Аккуратнее, пожалуйста, тут ступенька! — алтарник поддерживают отходящих от святыни под руки.

— Простите, пожалуйста, иконки даем по одной на человека — может не хватить, — виновато говорит другой, стоящий ближе к выходу с маленькими бумажными иконами.

Доброжелательное отношение к людям — тоже, между прочим, миссия.

Храм Христа Спасителя

Очередь стоит вдоль Пречистенской набережной

Сегодня она доходила до Крымского моста

Полиция вокруг храма ограничивает доступ

Родители с маленькими детьми стоят в отдельной очереди

Вдоль очереди дежурят скорые и полиция

Чай и булочки для людей в очереди

Очередь на подходе к храму

Последний отрезок очереди — уже на Волхонке


Бутылки с водой, которые полиция изымает на входе в храм

Священники служат молебен

Сход в центральную часть храма – там, где стоит для поклонения крест

Заполненные пачки записок за здравие и упокой

У креста ап. Андрея Первозванного

Люди прикладывают к кресту иконки

К кресту прикладываются дети

Мужчины

И женщины

Работница Храма собрала заполненные записки и несет их к месту молебна

Постоянно читается акафист. Несколько священников молятся за здравие и упокой, прочитывают все поданные записки: «Все прочитаем», — успокаивает стоящих в очереди людей один из священников

Те, кто уже подошли ко Кресту, но хотят еще помолиться, стоят в стороне. В руках у многих – книжечки с акафистом

Здесь же зажигаются свечи, пожертвованные людьми

Свечи, которые люди оставляют для возжжения у креста


Бумажные иконочки ап. Андрея, которые раздают верующим

Как молиться в давке?

Два главных вопроса к очереди были: «О чем молитесь?» и «Удается ли помолиться в толпе и давке?».

Те, кто соглашались отвечать на первый вопрос (некоторые отказывались: слишком личное), чаще всего говорили, что молятся о здоровье себя и ближних. Мамы приходили молиться за детей (иногда приходили с этими же детьми) — но в очереди им было молиться сложнее:

— Какая уж тут молитва! — смеется одна мамочка, пытаясь поймать двух своих веселящихся и не стоящих на месте чад. — Так, в голове: «Господи, помилуй!» Там, в храме, надеюсь, сможем постоять немного — все и помолимся.

— У меня болеет сын — я и привела его, чтобы помолиться, — признается другая. — Но пока стояли, я так волновалась, что мне было совсем не до молитвы. Вот только когда волонтеры нас провели к святыни, смогла расслабиться и обратиться к святому.

— А меня зовут Андрей, — улыбается молодой человек. Он пришел с друзьями — двумя девушками и однокурсником. — Как я мог такое событие пропустить и к своему святому не обратиться?!

Ребята выглядят совершенно светскими, девушки слегка накрашены, стильно одеты, но молодых людях футболки с веселыми надписями — но выясняется, что они регулярно посещают богослужения, а на поход к святыне специально выделили один день из отпуска — душа зовет. Внешность обманчива.

Мужчины, одинокие и пожилые женщины сосредоточенно молятся всю дорогу:

— А зачем бы я здесь стояла, если бы не молилась? — с недоумением переспросила молодая женщина почти у самого входа. — Все пять часов и молилась.

Другая богомолица ответила почти резко:

— Если молишься, никакой «толпы» нет. Есть твои братья и сестры.

Тем, кто пришли в компании, сосредоточиться было сложно, но и они старались не рассеиваться вниманием. — Пока идем — про себя, а в храме акафист почитаем, — несколько человек из одного подмосковного прихода специально приехали в столицу

— Пока идем — про себя, а в храме акафист почитаем, — несколько человек из одного подмосковного прихода специально приехали в столицу.

— Конечно, молились! Как встали — так и начали. Даже между собой не разговаривали, — две дамы респектабельного вида остановились возле выхода из храма — передохнуть и отдышаться.

— Устали сильно, — признается одна.

— Да ладно, ничего страшного. Мне у креста легче стало — Господь укрепил, дал силы! — не соглашается другая.

Андрей Первозванный

Апостол Андрей, известный как апостол Андрей Первозванный, – один из учеников Иисуса Христа, брат апостола Петра. О нём упоминается в книгах Нового Завета.

Как и Пётр, Андрей был простым рыбаком. Родился он в городе Вифсаиде, на берегу Галилейского озера.

Франсиско де Сурбаран «Святой апостол Андрей»

Сначала Андрей был учеником Иоанна Крестителя, но когда Христос призвал его, он первым пошел за Ним, поэтому и назван был Первозванным. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за Ним его Первозванный апостол, он же был свидетелем Воскресения и Вознесения Христова.

Причиной, по которой Андреевский крест присутствует на флагах многих стран, является то, что апостол Андрей посетил с проповедью о Христе многие страны. И те страны, где он побывал, считают его своим покровителем.  В день Пятидесятницы (через 50 дней после Воскресения Христа) Святой Дух сошёл на апостолов в виде огненных языков. Так они получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях. 12 апостолов разделили между собой страны, где они должны были обращать язычников в христианство. Святому Андрею выпали по жребию земли Вифинии (Малая Азия), Пропонтиды (область Турции), Фракии (современная область Греции, Болгарии и Турции), Македонии на Балканах,  Скифии, Фессалии (побережье Эгейского моря), Эллады (Греции), Ахайи (Южные Балканы), многие отдельные города. Но первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря.

Почти всюду власти встречали его жестокими гонениями. Особенно много мучений он перенёс в городе Синопе, где был подвергнут язычниками жестоким пыткам. Но святой Андрей снова оказался здоровым и целым от ран.

Согласно средневековому преданию, апостол Андрей посещал территорию Руси, поэтому является её святым покровителем. В Киеве он оставил наперсный крест, после этого посетил Новгород и расположенный рядом Волхов.

Он побывал также в современных Абхазии, Алании  и Адыгее, а затем прибыл в город Византий и первым проповедовал там учение Христа. Здесь же он основал христианскую Церковь.

Андрей Первозванный принял мученическую смерть на косом кресте в г. Патры (Греция), этот крест с тех пор называется Андреевским крестом. Произошло это в 70-х годах I в.

Мученическая смерть Андрея Первозванного

В городе Патры прошли последние годы жизни апостола. Здесь он проповедовал, собрал вокруг себя большую христианскую общину. В Патрах он совершил много чудес: исцеления наложением рук, воскрешение мёртвых. Правитель Эгеат приказал казнить Андрея Первозванного, распяв его на кресте. Но апостол считал себя недостойным умереть на таком же кресте, как Иисус Христос, поэтому для казни выбрали крест косой. Правитель Эгеат приказал не прибивать его к кресту, а привязать за руки и ноги, чтобы продлить мучения. Два дня апостол проповедовал с креста. Люди, слушавшие его, потребовали прекратить казнь, и правитель, опасаясь народных волнений, распорядился снять апостола с креста. Но Андрей Первозванный хотел принять смерть во имя Христа, поэтому воины не смогли развязать верёвки. Его житие сообщает, что когда святой апостол скончался, крест озарился ярким сиянием. По преданию, на месте распятия апостола Андрея Первозванного забил источник.

Собор Андрея Первозванного в Патрах (Греция)

На этом же месте в Патрах возведен величественный Собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции.

«Погибаю, но не сдаюсь!»

16 октября 1914 года минный заградитель «Прут» был настигнут в районе Севастополя германским линейным крейсером «Гёбен».

Уйти тихоходный «Прут» не мог. Драться — тоже. В бортовом залпе «Гёбена» — десять 280-мм и шесть 150-мм снарядов, весом соответственно по 300 и 46 килограммов. А на «Пруте» — восемь 47мм пушек с полуторакилограммовым снарядом. Годных лишь для салютов…

Как шлюпочная «эскадра» лейтенанта Макарова наводила ужас на врага

Поэтому командир заградителя капитан 2 ранга Г.А. Быков 1-й приказал затопить корабль.


А когда с «Гёбена» предложили сдаться, — приказал поднять стеньговые флаги.

По напоминанию мичмана В.А. Алексеева (восьми утра еще не было) подняли и кормовой.

С поднятыми флагами, расстреливаемый «Гёбеном», «Прут» и ушел под воду.

(А сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!» Владимир Алексеев приказал поднять 18 июня 1918 года, в Новороссийске, перед тем, как затопить свой эсминец «Гаджибей», чтобы не сдать его немцам. Вслед за «Гаджибеем» этот сигнал подняли и остальные корабли, чьи команды решили не возвращаться в занятый немцами Севастополь, — подробнее об этом на странице 46)

Поскольку в бою Андреевский флаг должен быть ПОДНЯТ, к нему приставлялся часовой из строевых унтер-офицеров. Чтобы не дать никому спустить флаг! А если флаг сбит — поднять снова.

Стоя на верхней палубе, часовой был беззащитен от разрывов снарядов.

«Это сурово, но это красиво, — писал об этом известный прозаик, поручик русской армии С.Н. Сергеев-Ценский. — Тут если и теряется жизнь, зато на высшей своей точке, в экстазе борьбы за самое дорогое в жизни, за то, что ее освещает, за то, что ее подымает, за то, чем она широка…»12

Адмирал Старк ушел в последнее плавание под Андреевским флагом

В бою 27 января 1904 года с японским флотом у Порт-Артура часовой у флага на крейсере «Баян», квартирмейстер (по-нынешнему — старшина 2-й статьи) Никифор Печерица, был ранен в обе ноги. Но узнали об этом уже после боя, по неестественной позе продолжавшего стоять часового…

Едва стих бой у Порт-Артура, как в 288 милях юго-восточнее начался бой при Чемульпо. Пошли на прорыв блокированные в этом порту крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».

Осколки снарядов изорвали на часовом у флага на «Варяге», боцманмате (по-нынешнему — главный старшина) Петре Оленине одежду. Порвали, слегка поранив ногу, сапог. Изуродовали приклад винтовки.

Но Оленин стоял на посту. Поднял, при помощи сигнальщиков Ивана Медведева и Ильи Казарцева, вместо сбитого новый кормовой флаг — и покинул тонущий крейсер в числе последних13.

«Помню часового у флага на грот-мачте, раненого, в крови, не хотевшего уйти по моему приказанию и ушедшего лишь по приказу старшего офицера», — писал о бое 1 августа 1904 года в Корейском проливе дравшийся на крейсере «Россия» мичман Г.М. Колоколов14.

«Золотая легенда» о св. Андрее

«Золотая легенда» также сообщает об одном из чудес апостола, о котором нет упоминания в «Четьи-Минеях», но которым можно объяснить почитание св. Андрея как покровителя мореходов: однажды он воскресил сорок мужей, направлявшихся к нему, чтобы получить учение о вере, но утонувших из-за шторма, вызванного дьяволом. Поэтому в гимне Апостолу поётся: «Quaternos iuvenes submersos maris fluctibus vitae reddidit usibus». В другом случае, записанном в «Золотой легенде», апостолу удалось молитвой успокоить бушующее море.

Ещё одним любопытным эпизодом легенды является христианский ответ святого апостола на придуманный дьяволом основной вопрос о том, что выше — земное или небесное: «На имперских небесах, где находится Иисус Христос, Который является формой нашей плоти, Он превыше всех небес!»

Гадание на Андрея Первозванного

Волшебная ночь на Андрея Первозванного 13 декабря идеально подходит для гадания на судьбу. Издавна девушки перед днем памяти Апостола Иисуса Христа Андрея соблюдали пост, молились чтобы встретить достойного жениха, а в саму ночь гадали на суженого.

  1. Для гадания нужно приготовить 12 листочков: 11 с именами знакомых парней, один листочек оставить пустым.
  2. Сложить их с именами в мешочек и хорошо перемешать.
  3. Перед сном положить мешочек под подушку и попросить святого Андрея Первозванного сказать имя суженого.
  4. Утром достать мешочек и вытащить первый попавшийся листок.
  5. Имя, которое будет написано, и есть имя будущего мужа. Пустой листок обозначает, что замуж в будущем году девушка не выйдет.

Чем закончится сериал «Андреевский флаг»

16-я серия Валентина догадывается, что за всеми злодеяниями стоит бывший друг семьи Шибаев. Сотрудники ФСБ следят за Шибаевым и становятся свидетелями сделки между Шибаевым и Али. Адмирала отпускают из тюрьмы и он едет к Шибаеву поговорить по душам и понять, как друг мог предать его. Но в момент этого разговора к Шибаеву является Марк. Марк давно задумал «кинуть» Шибаева, с помощью жены Шибаева Инги, своей любовницы. Марк не тот, за кого себя выдаёт, он убил несколько человек, чтобы скрыть свою личность – он и есть офицер, утилизировавший оружие в 90-х.

Марк под дулом пистолета забирает деньги, полученные Шибаевым от Али, и собирается бежать за границу. Но прежде, чем скрыться навсегда, Марк похищает Оксану. Валера возвращается из похода как раз вовремя, чтобы спасти Оксану из бандитских рук. Сергей в сотрудничестве с работниками ФСБ выводит преступников на чистую воду. Мошенники оказываются за решёткой. А Чернобаевские — гуляют на свадьбе Кати и Фролова, и ждут пополнения их большой, дружной, крепкой семье.

Зачем это нужно?

Кстати, вопреки общепринятому (тут сходятся противоположности: крайне религиозные и неверующие и даже антиклерикалы) мнению, что «искренне верующие не должны уставать», люди не только уставали, но и принимали это как должное.

— Не без этого, — смеется мужчина предпенсионного возраста. — Ничего страшного. Можно хоть иногда потрудиться для Бога.

— Чтобы что-то получить, надо совершить какое-нибудь усилие, — вторит ему его соседка.

— Какой смысл идти к святыне, если не трудишься? — ответила мне уже выходившая из храма молодая женщина (даже на каблуках — вот уж где жертва так жертва!).

Это и ответ на часто задаваемый вопрос: почему бы не помолиться перед святыней, возле которой нет никакой очереди и которая может находиться в соседнем храме? Можно и там помолиться. Просто это разные религиозные потребности: помолиться в тишине и относительном комфорте или принести Богу какую-никакую, а жертву — выделить для этого свое свободное время, почувствовать напряжение в ногах и потереть слипающиеся глаза…

Можно сколько угодно критиковать людей за нерациональное расходование сил. В сети мне уже попадались попытки сравнить очереди в России к кресту Андрея Первозванного с очередью в Испании на станцию переливания крови после трагедии в Сантьяго-де-Компостела. Так вот, перед нами — спекуляция и подмена понятий. Очереди к святыне — явление нормальное: когда открывают доступ к Туринской плащанице, в Турине тоже не сотня людей стоит. Массовое желание помочь ближним тоже естественно: в отдел Церковной благотворительности и социального служения Русской Православной Церкви регулярно привозят массу вещей для нуждающихся, а когда по России полыхали пожары, количество волонтеров вряд ли было меньше, чем доноров в Испании.

Праздник Андрея Первозванного

Каждый год 13 декабря православная церковь отмечает день памяти святого Андрея Первозванного. Еще Петром I был утвержден орден в его честь, который по сей день считается самой большой наградой в нашей стране, а святой Андрей почитается как защитник Руси. В день Андрея Первозванного женщинам разрешалось заниматься рукоделием, считалось, что это может уберечь от нападения диких животных. Сохранить дом от зверей должны были початки вареной кукурузы, разбросанные по огороду в этот день. Известны и поверья, связанные с праздником 13 декабря:

  1. Если сделать прорубь и послушать шум воды, можно предсказать, какая будет зима. В проруби тихо – зима ожидается теплой, вода шумит – стоит ждать сильных морозов.
  2. Огонь в печи в Андреев день горит алым пламенем – жди холодов, белым – к оттепели.
  3. День 13 декабря солнечный и морозный – будет хороший урожай.
  4. На Андреев день пошел снег – до конца апреля будут лежать сугробы.
  5. Кошка тщательно умывается – день ожидается очень холодным.

Пост N1

Квартирмейстер Василий Прокопович с броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» без смены простоял часовым у флага все Цусимское сражение.

В первый его день, 14 мая 1905 года, осколки срезали гафель грот-мачты — на котором поднимался на ходу кормовой флаг. Но Прокопович тут же поднял флаг на правом ноке (оконечности) грота-рея.

15 мая, в бою с броненосными крейсерами «Ивате» и «Якумо», он снова стоял на часах у флага — и был убит одним из последних японских снарядов.

На крейсере «Аврора» в бою 14 мая кормовой флаг сбивало семь раз. Но и после седьмого лейтенант Г.К. Старк 3-й (о нем — в «Родине» N6, 2017 год) «скомандовал своим резким металлическим голосом, спокойно как всегда: «На флаг! Флаг поднять!»»15.

Часовой у флага, квартирмейстер Николай Борисов был уже тяжело ранен в руки и ноги. А все фалы (снасти, на которых поднимают флаги) — перебиты.

Тогда боцман (по-нынешнему — главный корабельный старшина) Василий Козлов полез на нок гафеля.

И поднял флаг в восьмой раз. Закрепив его на других снастях — эринс-талях.

Военные моряки подняли Андреевский флаг на острове Врангеля

Расстреливаемая 6 августа 1915 года в Рижском заливе германскими линейными кораблями «Позен» и «Нассау» и крейсером «Аугсбург» канонерская лодка «Сивуч» превратилась в плавучий костер.

Но и в этом аду кто-то дважды поднимал сбитый кормовой флаг16!

А капитан 2 ранга Г.Ф. Керн — командир погибавшего 15 мая 1905 года в Цусимском сражении миноносца «Громкий» — приказал прибить стеньговый флаг к топу фок-мачты (благо та была сосновой) гвоздями. И сигнальщик Скородумов влез на мачту без скоб-трапа и без веревочной лестницы…

В 1946 году советские зрители увидели киношедевр сценариста (штурмана дальнего плавания!) Георгия Гребнера, режиссера Виктора Эйсымонта и оператора Бориса Монастырского — фильм «Крейсер «Варяг»». И сегодня, глядя на экран, испытываешь сильнейшее волнение и от церемонии поднятия Андреевского флага, и от взвившихся перед боем стеньговых, и от флага, поднятого взамен сбитого в бою…

Не скажут ни камень, ни крест, где легливо славу мы русского флага… Кухня Родины: Морскую чарку не закусывают!

1. Смирнов А.А. «Знамя есть священная хоругвь…» // Родина. 1994. N 8. С. 90-91.2. Свод морских постановлений. Кн. Х. Морской устав. Издание 1901 года. СПб., 1902. С. 331.3. См., напр.: Павлов Л. «Тебе — Андреевский флаг!» // Военная быль. (Париж). 1961. Ноябрь. N 51. С. 2; Граф Г.К. На «Новике». Балтийский флот в войну и революцию. СПб., 1997. С. 453.4. Павлов Л. Указ. соч. С. 2.5. Монастырев Н.А. Гибель царского флота. СПб., 1995. С. 8, 26.6. Горденев М.Ю. Морские обычаи, традиции и торжественные церемонии Русского императорского флота. М., 1992. С. 44.7. Там же. С. 39; Павлов Л. Указ. соч. С. 2.8. Павлов Л. Указ. соч. С. 2.9. Там же.10. Троицкий М.В. «Стерегущий» // Троицкий М.В. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1962. С. 177.11. Свод морских постановлений. Кн. Х. С. 331.12. Сергеев-Ценский С.Н. Бурная весна // Сергеев-Ценский С.Н. Преображение России. Эпопея. Бурная весна. Горячее лето. М., 1989. С. 164.13. Мельников Р.М. Крейсер «Варяг». Л., 1975. С. 197; Бой «Варяга» у Чемульпо 27 января 1904 года // Морские сражения русского флота. Воспоминания, дневники, письма. М., 1994. С. 504.14. Колоколов Г. На крейсере «Россия». СПб., 1997. С. 47.15. Кравченко В. Через три океана. Воспоминания врача о морском походе в Русско-Японскую войну 1904 — ]. С. 144.


С этим читают