Андрей юрьевич боголюбский

Внешняя и внутренняя политика

Главным достижением князя Андрея во внутренней политике по праву считается увеличение благополучие и состоятельность Ростово-Суздальских земель. В начале его правления в это княжество приезжало множество людей из соседних городов, киевских беженцев, мечтавших осесть в тихом и безопасном месте. Большой приток народа повлиял на быстрый экономический рост региона. Княжество, а позже и город Владимир непривычно быстрыми темпами увеличивали свое влияние на политическое арене и благосостояние в целом, благодаря чему к последним годам жизни Андрея Боголюбского именно они, в обход Киева, стали центром Руси.


При Андрее Боголюбском огромное внимание уделялось развитию сфере духовной и культурной, он не единожды предпринимал попытки сделать Русь независимой от Византии в религиозном плане, учредил новые православные праздники. Частыми гостями стали зодчие, приглашенные для строительства храмов и соборов, за счет чего в зодчестве появилась особенная русская традиция и были возведены знаменитые Золотые ворота, город-замок Боголюбово и несколько храмов, например, Покрова-на-Нерли, Рождества Богородицы в Боголюбове

Внешняя политика князем велась также тщательно. Более всего его волновала защита земель от кочевников, регулярно совершавших свои набеги. Он дважды провел походы в Волжскую Булгарию. В результате первого. состоявшегося в 1164, был взят город Ибрагимов сожжены три других города, второй поход в 1171 году состоялся при участии сыновей князей Мурома и Рязани и принес богатую добычу.

Возрождение монашеской жизни

В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года по решению священноначалия сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спасо-Преображенского монастыря; возникли два монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.

Святой источник

Мирская купель на святом источнике

Собор Боголюбской иконы Божией Матери был полностью оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила: центральное весом около 2 т и девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Отреставрированы росписи, в 2002 году изготовлен новый трёхъярусный резной позолоченный иконостас. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели (монашеская и мирская).

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII века, в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из города Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

Желания и реалии

Одним из спорных аспектов правления стала внешняя политика Андрея Боголюбского. Великий князь отличался обширностью военных замыслов, причем широта их не объяснялась потребностями страны. Более того, бояре также не поддерживали дальнейшего расширения княжеских земель. Подобное несогласие обязательно должно было стать поводом для конфликта, и отношения внутри управляемых Андреем земель обострялись. Предполагают, что проблемы в отношениях с боярами во многом были обусловлены еще и внутренними политическими решениями – князь пытался подчинить себе это свободолюбивое сословие. Кстати говоря, это заметно из книг писателя Заточника: в текстах он не раз говорил о том, что боярину, живущему на северо-востоке русских земель, свой терем лучше ставить вдали от резиденции князя, иначе разорения не избежать.

В 1173 г. было решено пойти в поход. Направлением выбрали Волжскую Булгарию. Для увеличения основного войска пригласили рязанских воевод и людей из Мурома. К месту сбора дружины подтягивались крайне медленно, вовсю демонстрируя нежелание идти на войну. В летописях про этот период и поведение подчиненных князя говорилось: «идучи не идут». Казалось бы, неповиновения не было, но от похода военные очевидно уклонялись.

В 1174 г. князь казнил Кучковича, и его брат и княжеский зять устроили заговор. Вскоре в нем приняли участие осетин Анбал, некий пришлый Ефрем. Как известно из летописей, суммарно в заговоре участвовали два десятка человек. Все они руководствовались страхом за свою жизнь.

А что дальше?

Как известно из любой краткой биографии Андрея Боголюбского, вскоре после смерти князя началась активная борьба за все то, что создал великий правитель. Удивительным для многих кажется тот факт, что сыновья не были реальными претендентами на княжение – они полностью согласились с законом лествичного права. В записанной под контролем Владимирского полихрона четырнадцатого столетия Ипатьевской летописи впервые назвали убиенного князя великим. Во многом титул объяснили именно нюансами его смерти.

Из заключений Ключевского известно, что Андрея можно описать как человека, забывавшегося в битве, заносившегося в самые опасные места, не обращавшего внимание на риски. Усобицы и опасности были для него как вода для рыбы – и это качество в целом характеризовало многих южных жителей

В отличие от своих современников, Андрей мог не только быть активным в битве, но и быстро приходить в себя, едва только следовало о чем-то здраво рассудить. Воинственное опьянение, еще минуту назад заставлявшее сиять его глаза, проходило практически мгновенно, и посреди боя князь мог стать осторожным и разумным, наблюдательным, аккуратным – настоящим правителем, распоряжающимся обстановкой.

Отмечается, что Андрей был предусмотрительным, у него в любой момент все было готово к тому, как развернутся события. Этого человека никакие обстоятельства не заставали врасплох, и как бы ни был велик хаос вокруг, Андрей сохранял ясность ума. Каждую минуту он ожидал опасности, стремился упорядочивать все окружающее, во многом был сходен с Владимиром Мономахом. Удалый в бою, Андрей признавался, что воевать не любил. Пока отец еще был жив, после каждого успешного боя сын обращался к нему, прося примирения с побежденными.

С юга на север: как семья предопределяет судьбу

Человек, которого в будущем в исторических летописях окрестят первым великим князем Руси, в некотором смысле уже по своему роду обязан был стать правителем. Отцом Андрея был Юрий Долгорукий, определивший путь развития княжества. Он и его отец, Мономах, приложили немало сил к тому, чтобы объединить княжества, и чтобы Андрей продолжал это великое дело. В летописях позднего времени про него говорили, что именно Андрей был первым русским хозяином, действительно энергичным и жестким, как того требовало время. Властолюбивый от природы, талантливый по натуре, добродетельный по складу характера, этот человек просто не мог избежать судьбы известного правителя.

Как политик он впервые проявил себя в южных русских регионах, где пришлось поучаствовать в военном деле на стороне отца. Задачей рода было отстоять свое старшинство в родных землях, и им это удалось. Когда Юрий Долгорукий в 1149 г. получил Киев, он решил выделить престол этого древнего города именно Андрею – это не могло не попасть в летописи. Такое решение князь принял не случайно: уже к этому году сын проявил свою доблесть, верность, рассудительность и способность принимать адекватные решения, соответствующие ситуации. Он стал тем человеком, которому прозорливый Долгорукий мог доверить старинный город.

Правление

Правление Андрея Боголюбского началось в Ростово-Суздальском княжестве. Очень быстро он переименовал его во Владимиро-Суздальское княжество. Это был типичный князь эпохи феодальной раздробленности. Он стремился возвысить свое княжество, и подчинить своему влиянию остальные княжества.

Подъем Владимира

Я не случайно говорил, что изначально княжество называлось Ростово-Суздальским. В нем было 2 главных города Ростов и Суздаль. В каждом городе были сильные боярские группировки. Поэтому молодой князь Андрей решил править не в этих городах, а в сравнительно молодом Владимире.  Именно поэтому и произошло переименование княжество, и именно отсюда берет начало возвышение города Владимира.

С 1157 году Андрей был полноправным и самостоятельным правителем Владимиро-Суздальского княжества.

Религия

Религиозная составляющая является важной для понимания личности князя и тех задач, которые он решал. Главная черта правления Андрея Боголюбского – стремление к независимости и к самостоятельному правлению

 Именно этого он хотел для себя, для своего княжества, и для религии своего княжества. Фактически он пытался создать новое ответвление в христианской религии – культ Богородицы.  Сегодня это может показаться диким, поскольку Богородица важна во всей религии. Поэтому нужно привести описание того какие храмы строились в крупных городах:

  • Киев и Новгород – храм в честь святой Софьи.
  • Владимир – храм Успения Богородицы.

С точки зрения религии это разные мировоззрения и в какой-то мере даже противоречия. Стремясь это подчеркнуть князь Андрей Боголюбский обратился в Константинополь, стремясь разделить Киевскую и Ростовскую епархии, перенеся последнюю во Владимир. Византия эту идею отклонила и разрешила только в рамках княжества перенести епархию из Ростова во Владимир.

В 1155 году Андрей вывез из Вышгорода икону, которая сегодня считается одной из главных православных святынь – Владимирская икона Божьей Матери. Именно во время его правления были впервые установлены такие церковные праздники как Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

Военные успехи

В летописях отмечают, что Андрей Боголюбский был отличным воином. На его счету были у победы и поражения, но во всех битвах он проявлял себя храбро. Стремясь создать единственное могущественное княжество, ему нужно было ликвидировать отставание Владимира от Киева и Новгорода. Для этого был избран путь войны.


8 марта 1169 года войска Андрея Боголюбского штурмом взяли Киев.  Князь не хотел здесь править, а  рассматривал победу исключительно как удельный правитель – разграбить противника и ослабить его. В результате Киев был разграблен, а на княжение в городе Андрей утвердил своего брата: Глеба. В дальнейшем в 1771 году, после смерти Глеба,  киевский трон был передан князю Роману  Смоленскому. Примечательно, что когда князь Андрей потребовал ль Романа Ростиславича Смоленского выдать бояр, которых подозревали в убийстве Глеба – великий князь получил отказ. В итоге была новая война.  В этой войне армия Андрея Боголюбского была разбита армией Мстислава Храброго.

Решив проблему Киева князь Андрей устремил взор своей армии на Новгород, но 25 февраля 1770 года Боголюбский проиграл сражение новгородскому войску. После поражения он решил действовать хитростью и перекрыл доставку в Новгород зерна. Опасаясь голода, новгородцы признали главенствующее положение Владимиро-Суздальского княжества.

Князь Боголюбский во Владимире

Он отправился во Владимир, оставив прежнюю столицу в управлении своего брата Глеба. После этого Андрей провозгласил себя Великим князем Владимирским, по словам многих историков, это событие открыло новую эру в жизни Владимирской Руси, а также поставила последнюю точку в жизни Киевского государства.

Князь Андрей Боголюбский взялся за мирное развитие своей новой столицы. Он занялся строительством каменных зданий, среди которых наибольшую известность получили соборы. Они стали отличительной чертой этого прекрасного северного города. Тем не менее, князь Владимирский не остановился на этом, религия имели высокий приоритет, поэтому в храм Успения Богородицы во Владимире была перемещена икона Богородицы. По преданию она была написано рукой евангелиста Луки, а значит, играла важную роль. Со временем она стала известной иконой Владимирской Божьей Матери и предстала перед людьми в качестве символа Суздальской земли. Сейчас она не потеряна, а хранится в Третьяковской галерее.

На берегу небольшой реки Нерль раскинулась резиденция Андрея. Неподалеку от нее была построена простенькая белокаменная церковь Покрова. До сих пор они считается важным культурным наследием всей нашей страны, а также одним из немногих мировых шедевров мирового зодчества. Не удивительно, что все люди, которые видели ее хоть раз в своей жизни, запоминают ее навсегда.

Прозвище князя Боголюбский

Место, где раскинулась резиденция первого Владимирского князя, называлось Боголюбово, из-за чего Андрей Юрьевич и получил свое прозвище. Его политика в государстве в первую очередь отличалась тем, что он хотел полностью прекратить междоусобные войны. Русь разрывалась от постоянного противостояние многочисленных наследников, что определялось удельной системой правления. Принцип состоял в том, что не сын наследовал место князя, а брат, поэтому всегда появлялось множество наследников от официальных браков и незаконнорожденных, а также двоюродные и троюродные братья, которые имели полное право на престол. К тому же, владение один или несколькими городами основывалось на получении из рук князя, хотя часто захватывалось военными силами. Не было единства и целостности страны, что должно было стать основой защиты от внешних завоевателей.

Андрей Юрьевич видел основную причину слабости Руси именно в разобщенности. Боголюбский выбрал совершенно иной путь правления, который ни разу еще не существовал в русском государстве. Он отказался от раздачи городов своим родственникам. Он был единственным правителем, надеясь на то, что и в дальнейшем положение власти останется именно таким. Правда, после его смерти удельное правление вернулось, что привело к противоборству его братьев, племянников и других родственников, которые имели право на княжеский престол.

Убийство князя Боголюбского

Кончина князя была трагическим событием. Произошла она в 1174 году прямо на княжеском дворе в Боголюбово, русский князь Андрей Боголюбский был убит боярами. Историки объясняют это тем, что правление было жестким, что нравилось далеко не всем. Недовольство было столь велико, что в результате прервало его жизненный путь. Во время жизни Андрей Боголюский был женат два раза. Первой его женой была волжская булгарка, а второй дочь боярина Степана Ивановича Кучки – Улита. Они родили ему дочь – Ростиславу, а также нескольких сыновей – Изяслава, Мстислава, Романа, Глеба, Юрия и Владимира.

Новая жизнь и новые правила

Святыня, которую получил в свои руки Андрей, позволила ему сделать северо-восточные области значимее, важнее, сильнее. Икона, которую украсят драгоценными камнями, будет самым важным объектом не только Успенского собора, но и города, а затем – всей земли. По прошествии некоторого времени этот образ примут как самый важный для всей Руси.

В мае 1157 г. скончался Юрий Долгорукий, и Андрей принял власть. Он не пожелал ориентироваться на старое боярство, поэтому не поехал в Суздаль, вместо этого приблизил доверенных младших дружинников. Кроме того, фундаментом власти Андрея было южное население, независимое от бояр Суздаля и во многом существовавшее за счет администрации молодого князя.

Андрей прикладывал усилия для предотвращения междоусобиц. Одной из основных задач, определенных им для себя, было исключение борьбы с братьями, племянниками. В те же времена было решено поставить новый город, названный Владимиром-на-Клязьме, и приложить усилия, дабы тот превратился в истинную столицу, более прекрасную, нежели Киев. Здесь выстроили церкви, мощные укрепления и ворота из серебра и золота – такие же, как киевские. Успенский храм строился как кафедральный собор. Ожидалось, что здесь будет создана самостоятельная митрополия, но патриарх запретил такое самовольство.

Внутренняя и внешняя политика

Когда правитель пришел к власти, он столкнулся с рядом серьезных проблем, поскольку княжество практически находилось в запустении. Но монарх не опустил рук и сумел провести политику, которая положительно повлияла на экономическое состояние. Усилиями удалось сделать город Владимир привлекательным для жителей других княжеств. Со временем многие выразили желание поселиться в этом тихом, но экономически развитом городе.

Князь делал все необходимое для того, чтобы прославить княжество. И его усилия быстро дали первые плоды. Ведь вскоре после реализации данной политики произошло то, чего все так ждали. Владимир был полностью отстроен: появилось множество новых сооружений, все, которые находились в плачевном состоянии, полностью были отремонтированы. Будучи человеком глубоко религиозным, он постоянно трудился над тем, чтобы возвести на территории княжества как можно больше соборов.

Постройка Андрея Боголюбского

Но князь прославился не только тем, что занимался возведением новых архитектурных строений. Андрей Боголюбский ввел несколько новых праздников, которые отмечались с размахом. Все они были религиозными. Христиане, проживающие на основной территории княжества, выразили крайнюю степень радости от того, что монарх уделяет много внимания развитию духовности. Разумеется, подобное положительно сказывалось на его авторитете. Он довольно часто приглашал зодчих из других стран.

И хотя князь уделял должное внимание внутренней политике в княжестве, внешняя его мало интересовала. Единственное, что его волновало – это защита русских земель от кочевников

В те времена они регулярно совершали набеги, и это неизменно становилось причиной экономического кризиса. В стремлении получить независимость для Руси, он продолжил вести переговоры с киевской митрополией и параллельно совершил несколько довольно удачных походов на Волжскую Булгарию.

Итак, чем характеризовалась основная деятельность князя Андрея Боголюбского:

  • придание Владимиру благопристойного вида;
  • строительство соборов, храмов;
  • введение нескольких религиозных праздников;
  • защита княжества от кочевников;
  • расширение границ княжества;
  • укрепление авторитета княжества;
  • немногочисленные внешние походы.

История жизни: таблица

Реконструкция облика


В межвоенные годы останками князя Андрея Боголюбского заинтересовался антрополог М. М. Герасимов, и череп был отправлен в Москву, где академик восстановил облик князя своим методом — подлинник (1939) хранится в ГИМ; в 1963 году Герасимов выполнил повторную работу для Владимирского краевед­ческого музея. Герасимов считал, что череп «европеоиден с определённым тяготением к северо-славянским или даже нордическим формам, но лицевой скелет, особенно в верхней части (орбиты, нос, скуловые кости), имеет несомненные элементы монголоидности» (наследственность по женской линии — «от половцев»).

В 2007 году по инициативе Московского Фонда международного сотрудничества имени Юрия Долгорукого, созданного Распоряжением Правительства Москвы № 211-РМ от 16 марта 1999 года, ФГУ Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития России произвёл новое медико-криминологическое исследование черепа князя. Исследование было проведено профессором В. Н. Звягиным с использованием программы СranioMetr. Оно подтверждает краниологическую экспертизу черепа князя, выполненную коллегой Герасимова В. В. Гинзбургом, добавляя к ней такие детали как горизонтальная профилировка лица, седловидная деформация темени и поворот плоскости лица на 3-5° вправо, однако относит облик князя к среднеевропейскому варианту большой европеоидной расы и отмечает, что признаки североевропейской или южноевропейской локальных рас отсутствуют в нём с вероятностью Pl > 0,984, в то время как монголоидные особенности полностью исключаются (вероятность Pl ≥ 9 х 10-25).

Смерть и канонизация

Поражение 1173 года и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. был убит. Легенда гласит, что заговорщики (бояре Кучковичи) сначала спустились в винные погреба, там употребили спиртного, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» — спросил Андрей. «Прокопий!» — отвечал стучавший (это был один из его любимых слуг). «Нет, это не Прокопий!» — сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли — опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу. Увидев убийц, Андрей произнёс: «Если, Боже, в этом мне суждён конец — принимаю его я». Убийцы довершили своё дело. Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный киевлянин Кузьмище Киянин.

Историк В. О. Ключевский характеризует Андрея следующими словами:

«Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».

Похоронен Андрей Боголюбский в Успенском соборе во Владимире. Антрополог М. М. Герасимов создал по черепу Андрея скульптурный портрет.

Канонизирован Русской Православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 4 (17 июля).

Источники и исследования

  1. таково мнение составителей указателя к Софийской первой летописи. М., 2000. С.563
  2. ПСРЛ, т. I, стб.365 (под 6682 годом); т. II, стб.566 (под 6681 годом); т. III, стр.34, 222 (под 6680 годом), т. VI, вып.1, стб.237 (под 6682 годом), т. VII, стр.88 (под 6682 годом); т. IX, стр.248 (под 6682 годом); Троицкая летопись. СПб, 2002. С.251
  3. ПСРЛ, т. IV, ч.1, стр.165 (под 6682 годом), т. VI, вып.1, стб.238 (под 6682 годом)
  4. ПСРЛ, т. II, стб.595; см. также: т. I, стб.371 (возраст не упомянут)
  5. ПСРЛ, т. III, стр.34, 162, 223, 471, т. IV, ч.1, стр.165, т. VI, вып.1, стб.240, т. IX, стр.248, т. XV, стр.256, т. XVI, стр.314
  6. Татищев В. Н. История Российская. М., 2003. В 3 т. Т.2. С.368-369
  7. Карамзин Н. М. История Государства Российского. Т. II—III. М., 1991. С.530
  8. ПСРЛ, т. II, стб.600
  9. История и восхваление венценосцев, глава 17; Еремян 1946, с.395
  10. разные комментаторы считают его грузином, армянином либо евреем
  11. ↑ История и восхваление венценосцев, глава 17.
  12. Жизнь царицы цариц Тамар, стр. 30
  13. Еремян 1946, с.407-410
  14. Еремян 1946, с.396
  15. История и восхваление венценосцев, главы 18-20
  16. Жизнь царицы цариц Тамар, стр.31
  17. История и восхваление венценосцев, глава 21; Жизнь царицы цариц Тамар, стр.31
  18. История и восхваление венценосцев, глава 24
  19. История и восхваление венценосцев, глава 30
  20. Еремян 1946, с.415-418
  • Полное собрание русских летописей (ссылки в примечаниях).

Исследования:

  • Георгий Андреевич (супруг царицы Тамары) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. С.345-346.
  • Еремян С. Т. Юрий Боголюбский по армянским и грузинским источникам. / Труды Ереванского гос.ун-та. 1946. Т.23. С.389-421.
  • Карамзин Н. М. История государства Российского. Т.II-III. М., 1991. С.363, 366, 367, 430—431 (о Грузии); комм. к тому III № 18, 39, 40, 44, 146.
  • Папаскири З. В. У истоков грузино-русских политических взаимоотношений. Изд. ТГУ. Тб., 1982.
  • Папаскири З. В. Эпизод из истории русско-грузинских взаимоотношений. // История СССР, № 1, Изд. Наука. М.,1977. С. 135—143.
  • Челидзе В. В. Исторические хроники Грузии. Кн.2. XI—XII вв. / Пер. с груз. Тб., 1988. С.225-241.

Кому платить за ошибки?

Правивший во Владимире Андрей Боголюбский стал жертвой заговора. Великий князь был убит в 1974 г. Сердцем заговорщицкой группировки были близкие к правителю представители Кучковичей. Кстати говоря, значительно позднее смерти Андрея появилась легенда о том, будто бы жена князя происходила именно из этой семьи. Историки считают, что она не стоит внимания и не имеет ничего общего с действительностью. Зато точно сохранилась информация о том, что великого правителя убили в ночное время в Боголюбовском дворце.

Про смерть великого князя рассказывали очевидцы. В настоящее время неизвестно точно, писали ли очевидцы летописи сами или же ответственный человек записывал все это напрямую со слов того, кто присутствовал в центре событий. В любом случае, в Киевской летописи можно видеть длинное и пространное описание событий той ночи. В краткой форме все изложено во Владимирской летописи. В 1934 г. организовали лабораторное обследование княжеских останков, по итогам чего подтвердили верность описанного в книгах. Из сохранившихся до наших дней источников видно, насколько острым было социальное недовольство, как сильно не любили князя к периоду окончания его правления. Некогда личность Андрея вызывала у простого и знатного люда уважение, он был настоящим героем, но к моменту смерти стал фокусом ненависти общества.

Реконструкция облика князя Андрея

В 1963 г. ученый предпринял вторую попытку выполнить полную реконструкцию облика монарха. Причиной этому было обращение руководства краеведческого музея, расположенного во Владимире.

В 2007 году была проведена повторная реконструкция. Но в этот раз она проводилась известным профессором В. Н. Звягиным. Профессор использовал недавно разработанную инновационную программу. Необходимо отдать должное стараниям Герасимова, поскольку в конечном итоге его выводы относительно возможного облика князя Андрея были полностью подтверждены.

Они так же были дополнены некоторыми новыми уточнениями. В частности, ученый утверждал, что у него была горизонтальная профилировка лица. При этом Звягин утверждал, что в его внешности полностью отсутствовали любые намеки на монголоидные особенности строения лица.

Краткая биография и годы жизни

правитель

Примечательно, что эти упоминания появляются в период, когда началось противостояние между двумя важными фигурами: Ю. Долгоруким, который и являлся отцом Андрея, и И. Мстиславовичем.


Однако не существует никаких доказательств того, что дата является точной. Именно поэтому утверждать, что именно указанная выше дата является абсолютно верной, будет неправильно. До сих пор ученые пытаются найти явные доказательства, чтобы подтвердить или опровергнуть правдивость предположений относительно даты рождения монарха.

О ранних годах будущего князя практически ничего неизвестно. Предположительно родитель уделял достаточно внимания процессу воспитания отпрыска. Отец позаботился о том, чтобы он вырос просвещенным человеком. Поэтому он настаивал на получении должного образования. Примечательно, что много внимания отец уделял духовному воспитанию, желая видеть сына примерным христианином. Более детальная информация о том, как проходила жизнь князя Андрея, относится к периоду, когда он отметил совершеннолетие и получил от отца право возглавить несколько городов.

Как указано в Википедии, в 1149 году он отправляется в Вышгород. Делает это он, чтобы примерить на себя роль правителя. Долго Андрей не пробыл в этом городке. Уже на следующий год пришлось сменить место правления. Отец отдал распоряжение, чтобы отпрыск отправился на Запад. Но и там он княжил всего один год. После этого Юрий Долгорукий отдает распоряжение вернуться в родные земли.

В суздальских землях Андрей Боголюбский пробыл 5 лет и после отправился снова в Вышгород. Новая поездка была обусловлена желанием Юрия Долгорукого поручить сыну руководство Вышгородом. И снова юноша не сумел задержаться на новом месте. Спустя какое-то время он вновь вернулся во Владимир. На тот момент город находился практически в упадке. Любой другой соседний городишко мог соперничать с ним по экономическому развитию. Согласно легендам, именно в тот момент, когда мужчина вернулся во Владимир, он привез с собой икону.

В 1157 году погибает его отец. И Андрей Боголюбский становится титулованным князем Владимирского княжества. Он отклоняет предложение бояр отправиться в Киев, чтобы занять место предыдущего правителя. Мужчина принимает решение остаться в родном краю. Большинство историков связывают данный поступок с тайным желанием. Поговаривали, что он мечтал перенести столицу во Владимир. Официально это произошло. Но намного позже. И поэтому правдивость утверждения подвергается сомнениям. Но при этом многие соглашаются с тем, что смещение столицы произошло благодаря стараниям этого правителя.

Правление Андрея Боголюбского в княжеской Руси было мудрым. Постепенно ему удалось значительно расширить территорию родного княжества. Этому способствовали частые походы на окрестные земли, которые неизменно оказывались крайне удачными. Поэтому вскоре Владимирское княжество существенно расширилось. В 1169 году он отправился с верным войском в Киев. Сражение было изнуряющим. И стало причиной практически полного разорения Киева.

Умер Боголюбский в 1174 году. Он погиб от руки наемного убийцы в ночь с 29 на 30 июня. Теми, кто нанял убийцу, оказались бояре. Как выяснилось позже, многие из них были весьма недовольны тем, какую именно политику ведет монарх. К тому же их не устраивал тот факт, что ему удалось обрести практически безграничную власть. Это и заставило их решиться на переворот, убив законного правителя.

Убийство Андрея Боголюбского

Краткая биография Андрея Боголюбского

Первые упоминания об Андрее Боголюбском в летописях относятся к периоду вражды его отца, Юрия Долгорукого, со своим племянником, Изяславом Мстиславовичем.

Точная дата рождения неизвестна. Предположительно, будущий князь родился в 1111 г. в Суздале (ныне Владимирская область). О жизни Андрея в детстве и юности известно мало. Ученые предполагают, что он, как и все сыновья князей, получил хорошее воспитание и образование, немаловажную роль в котором играли духовность и христианство.

После совершеннолетия, в 1149 г., Юрий отправил сына княжить в Вышгород, однако спустя всего год Андрей был переведен на запад Руси, где управлял Туровом, Пинском и Пересопницей. В 1151 г. Долгорукий возвращает сына обратно в Суздальскую землю, а в 1155 г. снова отправляет княжить в Вышгород. Вопреки воле отца спустя некоторое время Андрей возвращается во Владимир и, согласно летописи, привозит с собой икону Богородицы (позднее — Владимирская Богоматерь). Боголюбский продолжает править во Владимире, который на тот момент был достаточно небольшим городом, уступающим в своем политическом и экономическом влиянии Ростову, Мурому и другим городам.

В 1157 г. умирает Юрий Долгорукий, и Андрей наследует титул князя киевского, однако переезжать в Киев отказывается, несмотря на заведенный обычай. В этом же году Андрея Боголюбского избирают князем ростовским, суздальским и владимирским. В 1162 г., опираясь на помощь своих слуг, Боголюбский изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, дружину своего покойного отца и становится единоличным представителем власти в княжестве.

Отказ Андрея Боголюбского княжить в Киеве был воспринят как перенос столицы Руси во Владимир, однако историки до сих пор оспаривают правомерность подобного утверждения. Тем не менее в литературе очень часто можно встретить утверждение о том, что Андрей Боголюбский сделал Владимир новой столицей государства в период своего правления, подобная версия считается общепринятой.

За время своего правления во Владимире Андрей Боголюбский смог подчинить себе многие земли и завоевать огромное политическое влияние на северо-востоке Руси.

В 1164 г. князь Андрей и его войско совершают удачный поход на волжских булгар, а в 1169 г. — поход на Киев, в результате которого город был разорен его дружинниками.

Андрей Боголюбский погибает в ночь с 29 на 30 июня 1174 г. в Боголюбове в результате заговора бояр из числа его ближайших соратников. В 1702 г. был канонизирован.

Итоги правления

  1. Главным достоинством политики великого князя стало то, что город Владимир обрел огромное влияние. Княжество, которое долгое время пребывало в убытке, смогло стать одним из самых могущественных. Никто из историков не отрицает того, что решающую роль в этом сыграл именно князь Андрей.
  2. Вторым достижением монарха можно с уверенностью назвать то, что он первым задумался о сосредоточении власти не только в самом Киеве.
  3. Правитель одним из первых задумался о том, чтобы создать единичную власть. Подобное в те годы расценивалось как стремление к невозможному. Однако в процесс создания единоличной власти именно князь Андрей внес первую лепту.

В 1702 году состоялось знаменательное событие. Русская православная церковь приняла решение прославить Андрея Боголюбского. Мощи князя были обретены и помещены в раку из серебра. Данное сооружение было построено благодаря вкладу, который внес патриарх Иосиф. Рака была помещена в Успенский собор. Примечательно, что почитание мощей проходит в день, когда чтут память Андрея Критского (4 июля).


С этим читают