Англосаксы

Распространение христианства

См. также: Григорианская миссия

Папой Григорием I в Британию был послан святой Августин — первый архиепископ Кентерберийский, который в конце VI века проповедовал христианство у Этельберта, кентского короля и мужа Берты, уже крещённой прежде дочери франкского короля. В 664 году на синоде в Уитби, собранном королём Освайном, было провозглашено единство британской церкви с Римской. В 668 году Феодор Кентерберийский ввёл везде богослужение по римскому чину и первым был возведён в достоинство примаса Англии. Ему подчинялись йоркский архиепископ и 15 других епископов, которые на соборах в присутствии короля и вельмож до VIII века заложили основы управления англосаксонской церковью без прямых указаний римского папы. Несмотря на попытки пап при каждом благоприятном обстоятельстве подчинить англосаксонскую церковь своей власти, только в X веке святому Дунстанe удалось расширить влияние пап в Англии. Англосаксонское духовенство не менее ирландского отличалось образованностью и любовью к наукам. Больше всех прославился в этом отношении Беда Достопочтенный. Св. Бонифаций и многие другие англосаксонские и ирландские, называвшиеся тогда шотландскими, священники внесли большой вклад в распространение христианства в Германии.

Церкви в Британии строились в основном из дерева, но иногда и из камня. Часть из них сохранилась до наших дней.

Вооружение англосаксонской армии

Копье

Самым распространенным оружием было копье. Среди язычников англосаксов оно играло роль знака геральдического отличия. Судя по даваемым им названиям, одни копья были метательными, другие предназначались для горизонтального бокового удара. Некоторые достаточно длинные экземпляры, возможно, использовались в качестве пик. Найдено огромное количество разнообразных наконечников от копий. Они указывают на различия между основными культурными зонами от внутренней части Восточной Англии до верхнего течения Темзы и юго-востока. В долине Темзы и на территории королевства Вессекс явно прослеживается кельтское влияние. Очевидно, большинство копий было изготовлено по образцам, ранее существовавшим на континенте.


Интересно, что четырехгранные наконечники, пробивавшие доспехи, в VII веке исчезли. Это может свидетельствовать как об изменении тактики ведения боя, так и о более редком использовании доспехов. Вероятно, кольчуги позднеримского изготовления со временем износились. Тонкие длинные копья к тому времени также исчезли. Это могло свидетельствовать, например, о том, что оборонительная тактика, при которой близкостоящие друг к другу воины формировали стену из щитов, взяла верх над беспорядочным индивидуальным боем. Веревки, привязанные к дротикам, предназначались, конечно, не для возвращения назад. С их помощью дротику сообщалось вращение или дополнительная сила удара.

Меч

Большой кинжал под названием сакс был широко распространенным оружием в первые годы англо- саксонского завоевания, некоторое время спустя преобразовавшимся в широкий короткий нож. Боевые топоры были редки, хотя найденный в захоронении Суттон Хо топор-молот на железной рукоятке ныне относится к разряду боевого оружия. Мечи саксонцев были значительно крупнее кельтских. Изготавливались они с большой тщательностью. Их почти магическая роль позднее перешла к мечам христианских рыцарей. К ножнам подвешивались так называемые «камни жизни», являвшиеся, по-видимому, одной из форм религиозного тотема.

Как и в случае с кольчугами, мечи хорошего качества больше были распространены в Северной Германии и Скандинавии, чем на юге. Судя по тому, как часто находили такие мечи в захоронениях язычников англосаксов, они также являлись широко распространенным оружием среди британских воинов. Мечи были слишком дорогим оружием, чтобы хоронить их вместе с умершим воином. Чаще их передавали по наследству или возвращали первоначальному владельцу. Юноша, становившийся мужчиной, мог получить меч от старшего в своем роду воина, который не мог больше держать оружие; мог захватить меч врага в бою или получить его в подарок от правителя своей страны. Считалось, что вместе с мечом преемник получает удачу его бывшего владельца. Принявший священное оружие обязывался защищать честь своего рода, быть преданным вождю и отважным в бою.

Лук

Луку не приписывалось такого мистического значения, как мечу, хотя он играл в бою гораздо более важную роль, чем принято было думать ранее, особенно на юго-западе страны, находившейся под влиянием франков. Почти все луки были простыми. Этот вид лука завезли в Британию англосаксы. На одном из островов был найден лук немногим менее двух метров в длину. Возможно, именно этот вид лука предназначался для охоты, так длина больших луков, широко распространенных на континенте в период перед массовой миграцией, превышала человеческий рост.

Примечания

  1. Промежуточное положение между гезитами и керлами занимала в Уэссексе небольшая группа потомков бриттской знати, чей вергельд составлял 600 шиллингов.
  2. Наличие городского суда в англосаксонский период ещё не стало одним из основных признаков городского поселения.
  3. Количество монетных дворов даёт примерное представление о численности населения и экономической роли каждого из городов. Так, в Лондоне было более 20 монетных дворов, в Йорке — 12, в Линкольне и Винчестере — 8-9, в Честере — 8, в Оксфорде и Кембридже — 7, в Тетфорде, Глостере и Вустере — 6 и т. д.
  4. Tait, J. The Medieval English Borough.
  5. При передаче в бокленд за королём сохранялось право набора солдат в фирд и право требования от крестьян ремонта мостов и королевских замков в данной местности.
  6. Основная тяжесть уплаты «датских денег» легла на земли бокленда, освобождённые от уплаты продуктовой ренты королю.
  7. Практика удержания судебных штрафов в пользу представителей знати известна со времён короля Оффы.
  8. В реальности количество гайд в сотне в Южной Англии варьировалось от 20 до 150. В Средней Англии размеры сотни были более одинаковыми и действительно соответствовали 100 гайдам, что объясняется тем, что сотня в Средней Англии была введена сверху в рамках политики унификации в X веке после присоединения Мерсии к Уэссексу.
  9. В отличие от Уэссекса, в Мерсии границы графств не соответствовали историческим племенным областям.
  10. Stenton, F. Anglo-Saxon England. Oxford, 1973.

Альфред Великий

Постепенно этнические и языковые границы между германскими племенами окончательно стерлись. Этому способствовали многие факторы: долгая жизнь бок о бок, торговля, династические браки между правившими династиями и т. д. Англосаксами называют народ, появившийся в IX столетии на территории семи королевств

Важной частью сплочения населения стала его христианизация. До переселения на остров англы и саксы, как и все германцы, были язычниками и поклонялись своему собственному пантеону божеств

Первым в 597 году крестился король Кента Этельберт. Церемонию провел святой Католической церкви Августин. Со временем новое учение распространилось среди всего германского населения Британии. Христиане – вот кто такие англосаксы, начиная с VII – VIII вв. Правителю Уэссекса Эгберту, правившему в 802 – 839 гг., удалось объединить под своей властью все семь королевств. Сегодня историки считают его первым монархом Англии, хотя сам он такой титул не носил. Его внук Альфред Великий в конце IX века возглавил национально-освободительную борьбу против викингов, посягавших на Британию. Очистив остров от интервентов, он принял заслуженный титул короля Англии. В истории развития нации начался новый период. Сегодня историки исследуют именно IX век, чтобы подробнее выяснить, кто такие англосаксы. В современном мире знания о них основываются на текстах средневековых хроник и археологических находках.

[править] Ареал расселения


Первичное место их жительства было в Нордальбингии — примерно на территории современного Гольштейна к северу от реки Эльба.

Начиная со II века, саксы приблизительно населяли восточные Нидерланды, современные немецкие земли Вестфалия, Нижняя Саксония, исключая территории, населенные племенами фризов, Гольштейн, Мекленбург и север Саксонии-Анхальт.

В римских источниках, относящихся к III веку, были жалобы на морской грабеж и пиратство саксов.

Между III и V веком часть саксов вместе с англами и ютами перебралась в южную часть острова Британия. В результате силового захвата земель и слияния с англами они стали англосаксонской общиной, которая стала доминирующей на Британских островах.

В начале VI века континентальные саксы поселились на берегах Рейна. В 531 году саксы вместе с франками завоевали королевство Тюрингия. Земли саксов расширились на восток до реки Унструт.

В 718 году мажордом франков Карл Мартелл напал на саксов за их поддержку Нейстрии. В 743 году Карломан начал вторую войну с саксами за их помощь герцогу Баварии Одилону. Впоследствии Карл Великий победил континентальных саксов, обратив их в христианство, включил их земли в свою империю после длительных войн (772—804).

Появление англичан

Придя к власти, новый король привел на остров свою нормандскую элиту. Французский язык ненадолго стал языком аристократии и вообще всех верхов. Однако старое англосакское наречие сохранилось в огромной крестьянской среде. Пропасть между социальными слоями сохранялась недолго.


Уже в XII веке два языка слились в английский (раннюю версию современного), а жители королевства стали называть себя англичанами. Кроме того, нормандцы принесли с собой классический феодальный строй и военно-ленную систему. Так зародилась новая нация, а термин «англосаксы» стал историческим понятием.

Монументальная скульптура

Крест из Бьюкасла, Камбрия, VII век

Наиболее примечательна англосаксонская монументальная скульптура в виде больших каменных крестов, характерных также для кельтской культуры. Большинство скульптур, вероятно, изначально окрашивались, чтобы выделить и подчеркнуть узор, однако в настоящее время под многовековым воздействием погодных условий неглубокий рельеф подвергся деформации и «сглаживанию». Датировка каменных скульптур, как правило, затруднена.

Деревянная скульптура была распространена наряду с каменной, однако до настоящего времени практически не сохранилась. Вероятно, и монументальные кресты изначально изготавливались из дерева, однако, в отличие от каменных, не уцелели. Из значимых деревянных скульптур сохранился саркофаг Святого Кутберта в Даремском соборе, вероятно, 698 года, с многочисленными резными линейными изображениями.

Фрагмент креста из монастыря святого Освальда в Глостере, IX век; справа — вариация того, как могла выглядеть роспись по орнаменту

Некоторые англосаксонские кресты пострадали во время Реформации, поэтому в Британии их сохранилось меньше, чем кельтских крестов в Ирландии. Частым орнаментом, характерным для англосаксонских крестов, является переплетение виноградных лоз; также наносились надписи на латыни или древнеанглийском языке. Например, на кресте из Рутвелла нанесен фрагмент стихотворения «Сон о кресте» (англ. Dream of the Rood).

В целом англосаксонские кресты более высокие и тонкие, чем кельтские, и больше внимания уделяется орнаменту, а не изображению фигур. Кроме того, изображения фигур на крестах в Британии уничтожались протестантами во время Реформации, в то время как орнаменты чаще сохранялись. От многих крестов уцелели лишь центральные столбы без перекладин. Известно не так уж много неповрежденных англосаксонских крестов — например, Госфортский крест (графство Камбрия, Англия, 930—950 гг). Этот крест, расположенный во дворе церкви Святой Марии в Госфорте, примечателен еще и тем, что сочетает в себе христианские (Распятие и, вероятно, Страшный суд) и языческие скандинавские мотивы (Рагнарёк). В целом это типично для раннесредневековых памятников Англии и Скандинавии. Влияние скандинавской культуры и мифологии наблюдается с эпохи нашествия викингов, с IX века.

Примечательны уникальные англо-скандинавские надгробия «горбач» (англ. hogback), имеющие форму вытянутого дома с двускатной крышей, иногда с медведями на обоих концах.

Манускрипты

Основная статья: Гиберно-саксонские рукописи

Портрет евангелиста Матфея и инципит из Стокгольмского Золотого кодекса демонстрирует нортумбрийские островной стиль в сочетании с подражанием античности, свойственным континентальному стилю.

Раннее англосаксонское искусство иллюминирования манускриптов является частью островного искусства и сочетает в себе средиземноморский, кельтский и германский стили. На его складывание оказало влияние столкновение англосаксов с ирландской миссионерской деятельностью в Нортубмбрии. Примером этого слияния может служить Евангелие из Линдисфарна, созданное в Нортумбрии в начале VIII века. В тот же период на Британские острова ввозятся иллюминированные рукописи, изготовленные мастерами с континента, в том числе итальянскими (например, «Евангелие Святого Августина»); соответственно, элементы их стиля проникают в англосаксонскую традицию.

Заимствование итальянских элементов можно увидеть, например, в Стокгольмском Золотом кодексе середины VIII века. Изображение евангелиста является последовательной адаптацией итальянского стиля, вероятно, с некоего утраченного образца, при этом трон, на котором сидит евангелист, украшен кельтским переплетающимся орнаментом, а верхняя строчка текста справа иллюминирована в типично островном стиле, с сочетанием кельтских и германских мотивов. Последующий текст выполнен в более спокойном стиле, характерном для каролингских рукописей того же периода. Однако обе страницы созданы одним автором, который, очевидно, одинаково уверенно чувствует себя в обоих стилях.

Рукопись середины VIII века, известная как Санкт-Петербургский Беда, наиболее ранняя версия исторического труда Беды Достопочтенного Церковная история народа англов, содержит, вероятно, первое употребление растительного орнамента в виде виноградной лозы и первую в Европе буквицу со вписанным сюжетным рисунком.

Крещение Христа в Молитвеннике святого Этельвольда, 970-е

От IX века, особенно второй его половины, в самой Британии уцелело мало рукописей в связи с нашествиями викингов, однако на этот период приходится расцвет каролингских иллюминированных рукописей и в них хорошо прослеживается влияние англосаксонской школы.

Англосаксонское искусство иллюминирования возрождается после 930-х годов в Винчестере, вероятно, благодаря усилиям архиепископа Кентерберийского Дунстана, который сам являлся практикующим иллюминатором. Новый стиль иллюминирования можно видеть на примере рукописи Жития Святого Катберта, которую король Этельстан подарил монастырю в Честер-ле-Стрит около 937 года. В рукописи есть портрет-посвящение, который изображает короля, вручающего рукопись святому, где оба стоят у большой церкви. Это первый реальный портрет английского короля; он создан под сильным влиянием каролингского стиля с элегантным разрисованным кантом. Буквицы в тексте оригинально объединяют каролингские элементы и звериные формы.

Молитвенник святого Этельвольда является шедевром позднего винчестерского стиля, сочетающего островную, каролингскую и византийскую традиции. Англосаксонский рисунок имел большое влияние в Северной Франции в течение XI века, в так называемый «школе Ла-Манша», а островные декоративные элементы, такие как сплетение, остались популярными в XII веке в франко-саксонском стиле.

Литература

  • Англосаксонская раса: Государства народов англосаксонской расы в настоящем и будущем / Аэм А. — М.: Т-во Тип. А. И. Мамонтова, 1906. — 390 с. — Репринтная копия.
  • Вильсон Дэвид М. Англосаксы. Покорители кельтской Британии / Пер. с англ. П. В. Тимофеева. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2004. — 190 с.: ил. — Серия «Загадки древних цивилизаций». — ISBN 5-9524-1276-9.
  • Англосаксонская раса // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Англосаксы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.:
    • об англосаксонской церкви Соамеса, «The Anglo-Saxon church» (Лондон, )
    • «The Latin church during Anglo-Saxon times» (Лонд., );
    • Лингард, «The antiquities of the Anglo-Saxon church» (Ньюкэстль, ; немецкий перевод в Бреславле, ).
    • Лучше всего история англосаксов и их общественное устройство представлено у Тернера, «History of the Anglo-Saxons» (6 изд., 3 т., Лондон, ); Пэльгрэва, «The rise and progress of the English Commonwealth» (2 т., Лонд., ) и его же «History of the Anglo-Saxons» (Лонд., ); Лаппенберга, «Geschichte von England» (Гамбург, ); Кембля, «The Anglo-Saxons» (2 т., Лондон, ; немецкий перевод Брандеса, 2 т., Лейпциг, 1 852-54) и у Стебба, «The constitutional history of England» (3 изд., Лондон, ).
  • Шор Т. У. Происхождение англо-саксонской расы = Origin of the Anglo-Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People. — Лондон, 1906.
  • Ben Dupre. Oxfard Большая энциклопедия школьника. ЗАО «Росмэн-Пресс» 2006. 656с.

Общественное устройство

Первая страница поэмы Беовульф

После Альфред Великий восстановил королевство на основаниях, сходных с германскими племенами, жившими на континенте. Во главе государства утверждался король (Cyning, Cyng), вместо германского герцога (Heretoga), и исключительно сыновья и ближайшие родственники которого образовали родовую знать (этелинги). Королевы (Cwen) также пользовались значительными привилегиями. Король был окружён своими приближёнными, дружиной (Geferescipe), из которой мало-помалу образовалось служилое и ленное дворянство. Дружина состояла из двух классов: альдерманов (Ealdormann, потом Earl под датским влиянием), которым король раздавал придворные должности и ставил их во главе провинций, и остальных слуг (Gesith), которые вместе с высшим классом носили общее имя тенов, или танов и, обладая землями, были обязаны являться на войну. Обыкновенные свободные люди, между которыми последнее место занимали оставшиеся свободными бритты, назывались керлы и в основном оставались в зависимости от знатного человека, который назывался Hlaford (то есть «хлебный господин», откуда произошло слово лорд). Число несвободных (Theow) было невелико. Все эти классы различались по своим правам и в особенности размером пени за их убийство. Последняя соизмерялась с принадлежностью лица к высшему или низшему классам.

Большие округа, Shires (Sciras) или графства распадались на меньшие десятки (Teothung), состоявшие из соединения десяти свободных глав семейства с круговой порукой перед судом в каждой; десять десятков образовывали сотню, над судом которой имел власть только суд графства, а во главе последнего суда стоял альдерман. В важнейших случаях последний решал дело только с участием собрания (Gemôte) «мудрейших», то есть танов или представителей местных общин в соответствующем графстве. Это собрание созывалось каждые полгода вместо прежде созывавшихся общенародных собраний. Также и король созывал на подобное Witenagemôte или Micelgemôte (то есть большое собрание) епископов и знатных светских людей.

Язык

Альфред Великий.

Язык саксов стал основой англосаксонского языка, из которого развился современный английский язык. Отсюда в ирландском и других кельтских языках наименование племени саксов употребляется для обозначения современных англичан: в ирландском — «Sasana» (Англия) и «Sasanach» (англичане), в гэльском — «Sasunn» (Англия) и «Sasunnach» (английский); хотя в других языках эти названия ведутся от племени англов.

Нынешнее обобщённое название страны — Англия — происходит от наименования племени англов, а название таких территорий, как Уэссекс («West-Saxons»), Эссекс («East-Saxons»), Суссекс («South-Saxons») и Мидлсекс указывает на их происхождение от саксонских поселенцев.

В эстонском и финском языках название саксов послужило основой для обозначения современных немцев и Германии: в эстонском «Saksamaa» (Германия) и «sakslased» (немцы); в финском «Saksa» (Германия) и «saksalaiset» (немцы).

«Англосаксонское» население

Археологи смогли продемонстрировать, что жители Северо-Западной Германии в первом тысячелетии состояли из автономных групп, которые, почти без исключения, от римского железного века до Высокого Средневековья были прочно заселены и сильно отличались друг от друга во многих отношениях.

Именно с конфронтацией с франкским Королевством и особенно с надрегиональным сопротивлением Карлу Великому эти люди постепенно выработали общую, объединяющую «Саксонскую» идентичность, которая выходила за пределы отдельных регионов и групп. Эта саксонская идентичность впервые проявилась в различимой общей территории на землях, принадлежащих герцогству Саксонии, которое было официально установлено франками в IX веке.

Вклад, внесенный этим племенем в германизацию Британии, уже можно наблюдать в текстах, написанных не только британскими, но также и континентальными историками того времени: начиная с VIII века, они говорят о жителях Англии как об «англосаксонах» или «Англисаксонах» и, таким образом, очевидно, ссылаются на их историческую связь – независимо от ее природы – с саксами на континенте.


Это зафиксированное таким образом участие саксов (и англов, вероятно, выходцев из Северогермано-датской области) в этногенезе того, что до сих пор известно как «англосаксонское» население Британских островов, рассматривается сегодня как чрезвычайно сложный процесс, который уже начался в первой половине V века и который на протяжении многих поколений основывался на постоянном – по тем или иным причинам-обмене товарами, товарами и услугами. люди и идеи между жителями прибрежных районов Северного моря Нидерландов, Северо-Западной Германии и Дании и тогдашними жителями Англии, т. е. многофакторный миграционный процесс, который не может быть адекватно определен как «вторжение» или «эмиграция» и в настоящее время является предметом жарких научных дискуссий.

Тем не менее суть существования племени саксов довольно интересна и занимательна, несмотря на то, что последние саксы растворились в истории после норманского вторжения в 1066 году. Постепенно все главные должности заняли французы, а саксам ничего не оставалось, как уйти в тень.

Агрегатор новостей 24СМИ

Крестьянство

В массе своей население Британии того периода занималось сельским хозяйством. Кто такие англосаксы с социальной точки зрения? Это были свободные крестьяне (их звали керлами). Эти малые землевладельцы были совершенно самостоятельными, не зависели от аристократии и подчинялись только королевской власти. Они платили государству продуктовую ренту, а также участвовали в фирде – национальном ополчении.

До VIII века в хрониках не упоминается о существовании прослойки зависимых крестьян. Серьезной угрозой для их свободы стали разорительные набеги викингов. Разбойники из Скандинавии прибывали на остров неожиданно. Они сжигали мирные селения, а жителей убивали или уводили в плен. Даже если крестьянину удавалось спастись от викингов, он оставался ни с чем. В бедственном положении ему приходилось искать опеки у дворян, обладавших крупными земельными наделами. Кроме того, в период войн государство каждый раз значительно повышало налоги. Поборы сильно били даже по тем хозяйствам, которые находились в относительно мирных регионах. Так история англосаксов естественным образом постепенно пришла к появлению крепостных.

Декоративно-прикладное искусство

Застежка для плаща из Саттон-Ху, ранний VII век, Британский музей

Драгоценность Альфреда, конец IX века, золото, эмаль, горный хрусталь, Музей Эшмола

Великолепная брошь из Кингстона, датированная VII веком, воплощает все черты, наиболее характерные для англосаксонского ювелирного искусства раннего периода — геометрический узор, расходящийся от центра, перегородчатая эмаль, вставки из полудрагоценных камней, золотой узор из переплетающихся линий. Англосаксонский переплетающийся орнамент похож на кельтский, но более экспрессивный, нерегулярный и содержит открытые концы, в то время как классическое кельтское переплетение состоит из нескольких замкнутых линий.

VIII и IX века были периодом расцвета англосаксонского декоративно-прикладного искусства, о чем свидетельствуют такие артефакты, как: броши Стрикленда (зооморфный орнамент) и Фуллера (вероятно, первое в истории изображение персонифицированных органов чувств), обе датированные IX веком; «яблоко» меча из Феттер-Лейн (Лондон), украшенное звериным и лиственным орнаментом; брошь из Доугейт-Хилл (изображена фигура с короной или нимбом на голове), а также знаменитая Драгоценность Альфреда — вероятно, навершие специальной закладки-указки, датированное IX веком.

Изобразительное искусство

Примеров англосаксонской живописи практически не сохранилось. Из письменных источников известно, что украшение стен церквей фресками не было редкостью, однако роспись считалась менее престижным видом декора, чем рельеф. В одном из писем Алкуина (вторая половина VIII века) содержится метафора: «звезды, как расписной потолок в доме знатного человека», что позволяет предположить существование росписи не только в культовых сооружениях, но и в жилых домах. Сохранились фрагменты шкатулки, украшенной росписью, и изображение лица на камне, датированное 903 годом, однако ни одной целой фрески или расписной панели не дошло до нашего времени.

Одежда и доспехи

Появление армии англосаксов было грозным признаком. Судя по находкам, обнаруженным в захоронении Суттон Хо в Восточной Англии, некоторые члены правящих династий пытались копировать знаки отличия владык Римской империи. С другой стороны, элита королевства Нортумбрия, описание которой можно найти в кельтском эпосе Гододин, предстает перед нами в том виде, который варвары считали соответствующим людям высокого социального статуса: в позолоченных доспехах (по-видимому, чешуйчатой конструкции), с белыми футлярами для ножей (вместо мечей), в шлемах из четырех частей и накидках из звериных шкур. Туловище воина англосаксонской армии обычно защищала кольчуга. Железные поручи и поножи, заимствованные у восточных народов, вероятно, были известны и англосаксам. Стоит вспомнить, что Северная Германия, родина завоевателей, была гораздо богаче оружейниками, изготавливавшими доспехи, чем Южная, особенно в период, предшествовавший миграции. Могли использоваться также кожаные доспехи, но об их конструкции нам ничего неизвестно. В составе одной из кольчуг с короткими рукавами, найденной в Дании и датируемой периодом перед массовой миграцией ее населения, можно видеть позолоченные кольца. Подобная кольчуга, только с капюшоном, относящаяся к эпохе средневековья, была найдена в Германии. В то время большая часть кольчуг из стран Северной Европы, многие из которых привозились с Востока, состояла из чередующихся колец с пробитыми отверстиями и заклепанных колец. Кольца с пробитыми отверстиями были более мелкими и плоскими, чем клепанные. В Швеции, на участке, некогда населенном людьми так называемой вендерельской культуры, были найдены поручи с кольчужной рукавицей для правой руки, державшей меч; и поножи с кольчужными сабатонами, защищавшими ступни ног.


С этим читают