Василий верещагин

Сюжет

Подобный восточный сюжет Василий Васильевич выбрал неслучайно. Картина продолжила так называемую Туркестанскую серию, созданную после участия Верещагина в среднеазиатской кампании 1860-х годов. Во время своей службы художник сделал ряд эскизов, которые и послужили основой для этих работ. Однако символизм созданной картины стал настолько пугающе универсальным, что художник лишил этот сюжет привязки к конкретным времени и персоне. Произведение приобрело новое имя, точно и метко аккумулирующее смысл всей работы — «Апофеоз войны».


Пустынный пейзаж и гора черепов

Даже в контексте других работ Верещагина, немногословных и не обременённых излишним количеством лишних деталей, картина «Апофеоз войны» выделяется своей лаконичностью. Зрителю нетрудно определить визуальную доминанту картины: это груда черепов, сложенная человеческой рукой в угрожающе возвышающуюся над всем ландшафтом пирамиду. Мы не знаем, кому принадлежат эти черепа, были ли это павшие в бою воины или мирные жители, враг ли это или союзник — смерть стирает условности любых отношений, социальных или политических. Лишь отметины от пуль и сабель, следы насильственной смерти, говорит об ужасном деянии, совершенном в этих местах. Помимо этого чудовищного творения, виден только бескрайний пустынный пейзаж, тысячи километров мёртвой потрескавшейся земли и почерневших обугленных деревьев.

Контекст

«Апофеоз войны» — единственная картина, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета — события XIV века, связанные с Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он обескровил Орду, жестоко подчинял каждое селение на своем пути. Например, придя в Иран и взяв крепость Себзевар, Тамерлан приказал возвести башню, замуровав в ее стены живьем 2 тыс. человек. А после разграбления Дели по приказу полководца были обезглавлены 100 тыс. мирных жителей. По воспоминаниям современников, сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты. Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант.

Двери хана Тамерлана, 1875. (Pinterest)

Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х годов. На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только писал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени. По созданным эскизам художник работал два года в Мюнхене. Вошедшие в Туркестанскую серию картины, а также этюды и эскизы были впервые показаны в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве.

Картина из Туркестанской серии «Торжествуют», 1872. (Pinterest)

В России военные, в том числе и Кауфман, называли Верещагина клеветником. Журналисты писали, что герои Туркестанской серии — туркмены, торжествующие над русской армией, а «Апофеоз войны» якобы воспевает их подвиги.

Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир, 1890. (Pinterest)

А между тем во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна. Есть среди его работ и те, что показывают красоту мира, экзотику мест: сутолока базар с его пестрыми товарами, резные минареты, местные жители и их быт. Показывая такие картины, Верещагин открывал зрителям новый дивный мир, на фоне которого война, смерть, жестокость выглядели как недоступная пониманию бессмыслица.

Скандальная слава

Не все современники Верещагина понимали и принимали его творчество. Почему так происходило, объяснить нетрудно. Одна из самых известных картин мастера была названа «Апофеозом войны». На ней изображена целая гора человеческих черепов, над которыми кружат стаи воронов. Вокруг — выжженная, опустошенная земля. Никаких тебе триумфальных шествий, маршей и бравых офицеров-победителей!

Верещагинская трактовка апофеоза войны пришлась тогда по душе не многим. Слишком уж откровенно, предельно трагически и без прикрас он писал. Особенно не понравились картины Василия Васильевича бравым офицерам, всей душой ратовавшим за славу русского оружия. Художника начали травить.

Самое большое возмущение вызывала его картина «Забытый». На ней изображено тело погибшего в бою русского солдата, о котором все забыли. Труп клюют ненасытные падальщики. Героя, отдавшего жизнь за Российскую империю, некому даже похоронить по-человечески.

Картина «Забытый» была настолько явным упреком имперским устремлениям России, что официальные власти заклеймили творчество Верещагина. Солдатам запрещали посещать выставки его работ, настолько те были провокационными и попахивали бунтом. Элита полностью игнорировала Верещагина. Галереи не хотели выставлять его полотна. Не было на них и покупателей.

Картина В. Верещагина «Апофеоз войны»

В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). Холст, масло. 127 х 197 см.  Государственная Третьяковская галерея (Москва)Эта картина – одно из самых ярких произведений Верещагина и, пожалуй, самое известное. Она поражает своей лаконичностью и сильным психологическим воздействием на зрителя, несмотря на то, что современного зрителя уже сложно удивить сценами кровавых и жестоких событий – настолько «преуспело» в этом наше телевидение. И всё же: пирамида из человеческих черепов не может никого оставить равнодушным и не задаться вопросом: что это?Пирамида из человеческих черепов изображена на фоне разрушенного города, обугленных деревьев, среди раскалённой степи. Война стёрла с лица земли всё, что когда-то украшало её. Ни травинки, ни кустика, ни живой души – только вороны вьются вокруг. Вороны охотно питаются падалью, поэтому часто ассоциируются со смертью.Всё в картине символизирует смерть: жёлтый цвет, засохшие небольшие деревца, безлюдье… Одно только вечное небо над этой мертвенностью сияет чистым синим цветом.

Смысл названия картины


Что означает название картины, вернее, слово «апофеоз» в её названии?Апофеоз в переводе с древнегреческого означает «обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления». Но со временем термин приобрёл переносное значение и стал значить «прославление, хвалу чего-либо вообще». В театральных постановках для финальных, торжественных сцен произведений он приобрёл значение кульминации, венца событий. Именно в этом значении и употребил это слово художник В. Верещагин: кульминация войны, результат войны. Вот что остаётся от людей в результате войн. Тем самым он выразил свой протест против всех и всяческих войн, оставляющих после себя выжженную землю и гору безличных черепов… Это картина-аллегория, картина-протест.

Об истории создания картины

Картина Верещагина «Апофеоз войны» первоначально называлась «Торжество Тамерлана». На её раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим».Именно войска Тамерлана оставляли за собой такие пирамиды черепов, но картина не носит конкретно-исторического характера, это обобщённый образ итога любой войны.Картина была написана в 1871 г. В 1867 г. Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Россия тогда покоряла эти земли, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и протест против уничтожения людей друг другом. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 г., где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны».

Война как она есть

В перерывах между обстрелами Верещагин не переставал писать. У него была совершенно особая художественная манера, отличающаяся предельно ясным видением и искренней передачей окружающей действительности. Этим Василий Васильевич очень выбивался из рядов живописцев того времени.

Верещагин известен как художник-баталист. Его основная тема — война. Однако пока другие мастера этого жанра рисовали героические батальные сцены и пели славу русскому оружию, Василий Васильевич изображал войну в ее натуральном виде, не избегая тем смерти, ужаса и всей чудовищности происходящего.

Современники называли картины Верещагина «разящими». Они действительно были очень смелыми и предельно правдивыми для того времени. На полотнах художника можно увидеть отрезанные головы, умирающих солдат, пожарища. Мастер часто рисовал лезгин, афганцев и представителей других народов, с которыми Российская империя перманентно вела войну. Не избегал и темы работорговли.

История создания картины: две версии

«Апофеоз войны» — картина, приобретшая такое мощное вневременное звучание, что обе версии, якобы натолкнувшие художника на создание шедевра, кажутся смехотворными.


По первой, женщины двух городов — Дамаска и Багдада — обратились с жалобой к Тамерлану на своих мужей, грешников и развратников. И вот этот исключительной порядочности человек, склонный к моногамии, принял глубоко к сердцу бабью дурь и уничтожил 200 тысяч человек, из черепов которых сложили 7 пирамид. Уничтожали сластолюбцев зверски: черепа носят следы пуль и сабельных ударов. Надо полагать, что обманутые жены остались очень довольны увиденным и бесконечно благодарили Тимура. Может быть, легенда была своего рода пиар-ходом, оправдывающим в веках зверства одного из десяти самых жестоких завоевателей.

Второй вариант тоже свидетельствует о жестокости Тамерлана, приказавшего отрубленную голову путешественника положить на самый верх пирамиды из черепов казненных ранее людей. Очевидно, оба случая имели место, что свидетельствует о жестокости как мужчин, так и женщин, но они были частными.

Сюжет

Посреди раскаленной степи высится пирамида из обожженных солнцем человеческих черепов. Каждый из них выписан очень четко, можно даже определить, от чего умер человек — от пули, сабли, сильного удара. Часть черепов сохранила последние эмоции людей: ужас, страдание, непереносимую муку.

За грудой костей, на горизонте виднеется разрушенный город. Рядом же кружат вороны. Для них, безучастных к судьбе людей уничтоженного поселения, это пир во время чумы.

Василий Верещагин всегда внимательно относился к оформлению рамы — у каждой его картины она индивидуальная. Часто художник просил нанести поясняющие надписи, которые носят репортажный характер — они поясняют сюжет и передают эмоции автора. Для «Апофеоза войны» Верещагин попросил написать на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим»

Этой фразой художник передает идею полотна: важно помнить, какой ценой даются военные триумфы.

Описание[править]

«Апофеоз войны» представляет собой криворёберный тетраэдр, состоящий из почти шарообразных черепов. Согласно неподтверждённым источникам, неизвестный художник хотел изобразить ровнорёберный тетраэдр, но не смог ввиду сильного алкогольного опьянения. Однако согласно сверхновой хренологии, с учётом принадлежности почти шарообразных элементов трёхгранной пирамиды не только к геометрии, но и биологии, рёбра изображённой фигуры специально были нарисованы криволинейными в соответствии с таковыми в грудной клетке у людей.

Волнистость рёберправить

Тот факт, что боковые рёбра слева и справа являются криволинейными, обнаруживается с первого взгляда, чего не сказать об остальных рёбрах тетраэдра. Например, криволинейность бокового переднего ребра обнаруживается только на проекции на поверхности земли справа, представленной тенью.

С рёбрами основания тетраэдра дело обстоит ещё сложнее. Ребру слева криволинейность придают лишь небольшая выемка и нарост из около десятка черепов. У ребра справа имеется лишь малозаметная выемка в затемнённой области, которую можно заметить лишь при тщательном осмотре. Самым проблематичным ребром всегда было и остаётся невидимое отсюда заднее ребро основания тетраэдра, криволинейность которого до сих пор не доказана.

Количество череповправить

Многие учёные ломали голову над этим вопросом, несмотря на знания формул объёма тетраэдра и шара, так как ни сама трёхгранная пирамида, ни составляющие её черепа не являются правильными с точки зрения геометрии. Попытка привести каждое криволинейное ребро к какой-нибудь синусоиде также не увенчалась успехом. В итоге общее количество черепов на картине было признано иррациональным числом, бо́льшим, чем , но меньшим, чем 54 308 428 790 203 478 762 340 052 723 346 983 453 487 023 489 987 231 275 412 390 872 348 475.

Биологический вид живых существ, окружающих картинуправить

К счастью, ответ на этот вопрос не является тайной. Группа орнитологов, тщательно исследовав эту фауну, единогласно пришла к выводу, что это — птицы.

Критические замечания к картине[править]

  • Неправдоподобность. Как известно, череп — это не единственная составляющая человеческого скелета, за исключением такового у профессора Доуэля. Напрашивается вопрос: где остальные кости? Даже если они расположены внутри тетраэдра, то по теории вероятности хотя бы одна из них обязательно должна выглядывать из общей массы, поскольку их удельный объём довольно велик.
  • Оскорбление украинского народа. Если не считать тетраэдра, то у картины наблюдается большое сходство с украинским флагом, а если судить по горе черепов в центре «флага», то напрашивается мысль, что якобы «вже вмерла України і слава, і воля», и её территорию давно пора оккупировать.
  • Название. При чём тут апофеоз и война?

«Я бью с размаху и без пощады»

За свои 62 года жизни Василий Верещагин успел принять личное участие в трех крупных войнах и кампаниях, которые вела Россия, и побывать во множестве мест, где вели боевые действия иные государства. Китай, Индия, Филиппины, Куба — путешествуя по этим странам, живописец то и дело сталкивался с последствиями войн и восстаний, которые и стали лейтмотивом многих его полотен. Он не воспевал войну — он воевал с нею, стремясь отдать дань тем, о ком редко вспоминали его коллеги-баталисты, изображавшие торжественно развернутые знамена и войска, радостно приветствующие своих командиров. Не случайно одну из самых гениальных своих картин Василий Верещагин назвал «Апофеоз войны», а на раме сделал приписку: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Творческим кредо художника было почти документальное изображение того, что он видел лично, а его взгляд был взглядом рядового солдата и линейного офицера, взглядом из окопа, из первой линии, откуда война всегда выглядит совершенно непарадной и беспощадной. Таким же беспощадным по отношению к войне был и сам Верещагин, который однажды так сформулировал свою позицию: «Передо мной, как перед художником, война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады».

«Апофеоз войны», 1871 год

Меняю карьеру военного на мольберт!

Василий Васильевич родился в середине XIX века. Он был блестяще образованным человеком, дворянином, потомственным военным. В юности окончил Морской военный корпус и пошел служить. Однако по мере взросления Верещагин понял, что военная стезя — не его призвание. В результате переоценки ценностей молодой мичман бросил службу и поступил в Академию художеств.

По ее окончании Верещагин отправился в Париж, чтобы продолжить обучение. Завершив свое художественное образование и приобретя некоторый вес в столичном обществе, Василий Васильевич получил приглашение генерала Туркестанского округа Константина фон Кауфмана. По условиям устной договоренности Верещагину нужно было переехать в Центральную Азию.


Он сделал это с легким сердцем, надеясь получить богатый материал для творчества. Однако на месте молодому художнику опять пришлось вспомнить военную службу. Туркестанский округ почти постоянно находился на перекрестке боевых действий. Василию Васильевичу даже пришлось участвовать в многодневной обороне Самарканда, за что он был приставлен к ордену.

Последние статьи

  •   Анонимные «письма счастья»: Кто и зачем их пишет, о чём они и где их можно обнаружить сегодня, 13:55
  •   Портрет Елизаветы II в самоизоляции, богиня-мать и волшебные миры: Магический реализм Мириам Эскофет сегодня, 11:47
  •   Почему звезда фильма «Экипаж» ушла из профессии: Встречи и расставания Ирины Акуловой сегодня, 11:02
  •   5 голливудских актеров, которые стали прообразами персонажей мультфильмов Диснея сегодня, 09:32
  •   9 оптимистичных фильмов о потере памяти, которые дарят надежду 18.08.2020, 21:57
  •   Чем запомнились 5 знаменитых советских стэндаперов времён, когда и слова такого не знали 18.08.2020, 21:32
  •   Как сегодня живёт знаменитая голландская деревня, в которой жители поголовно страдают деменцией 18.08.2020, 18:53
  •   Чем русские удивляли иностранцев в Лондоне и Париже 150 лет назад 18.08.2020, 17:22
  •   9 российских знаменитостей, которые оказались плохими бизнесменами: Михаил Галустян, Ольга Бузова и др 18.08.2020, 14:43
  •   Новые «Гардемарины» скоро выйдут на экраны: Чего ждать от продолжения любимого фильма 18.08.2020, 13:10

Все статьи

Георгиевский кавалер Верещагин

Резкий в оценках и суждениях, часто излишне строгий и к себе, и к окружающим, называющий себя «лейденской банкой», то есть аккумулятором, накапливающим энергию и внезапно разряжающимся ею в окружающих, Василий Верещагин ненавидел официальную систему званий — неважно, воинских или художнических. Он открыто отказывался от всех наград, которые ему присуждали академии живописи на родине и за ее пределами, и за свою жизнь принял лишь две

Первой была серебряная медаль, которой его удостоила в начале 1860-х годов петербургская Академия художеств: свидетельство о награждении понадобилось художнику, чтобы подтвердить свое обучение и завершить курс в Академии изящных искусств в Париже. Второй наградой стал орден Святого Георгия Победоносца IV степени, которым прапорщика Верещагина, живописца при Туркестанском генерал-губернаторе Константине фон Кауфмане, наградили после осады Самарканда восставшими бухарцами. Боевую награду художник получил за то, что в самый опасный момент увлек за собой солдат-туркестанцев к воротам, в которые уже вламывались осаждающие, и тем самым помог остановить натиск противника. Георгиевский офицерский крест Верещагин, как и требовал статут ордена, носил не снимая — и больше никаких наград за свою жизнь не принял.

«У крепостной стены. «Пусть войдут». Картина Василия Верещагина, 1871 год

Батальный жанр в живописи

Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». Таким образом, батальный жанр посвящён военной тематике. Не обязательно при этом на картине должны быть изображены сцены сражений. Это могут быть изображения военных походов, героических подвигов современных или прошлых лет и веков.Часто в картинах сочетаются батальный и исторический жанр, если художник раскрывает смысл происходящего. Возможно также сочетание батального и бытового жанров, когда автор картины изображает бытовую жизнь военных или моряков.Батальный жанр в искусстве очень древний: человечество постоянно воевало и, к сожалению, продолжает воевать до сих пор.Картины батального жанра создавали Леонардо да Винчи, Тинторетто, Д. Веласкес, М. Ломоносов, Ф. Рубо́, Б. Виллевальде, М.Ю. Лермонтов, Н. Дмитриев-Оренбургский, М. Греков, многие современные художники.

Адольф Менцель: «Верещагин может всё!»

В мире искусства имя Василия Васильевича Верещагина связывают с изображением батальных сцен. Однако батальный жанр был не единственным в широком диапазоне его работ. Он работал над бытовой, исторической, портретной и пейзажной живописью. О нем немецкий художник Адольф Менцель говорил, что Верещагин может все.Детство в семье помещика, где все семейство жило за счет крестьянских оброков, наложило отпечаток на его творчество. Он рос добрым и впечатлительным мальчиком, его гуманное отношение к людям еще больше укрепилось во время учебы в кадетском корпусе.Рисованием Верещагин увлекался с детства, в кадетском корпусе его стремление непременно стать художником только укрепилось. Несмотря на сопротивление родителей, молодой офицер оставил службу, чтобы начать учиться живописи. Однако, его бунтарский характер восставал против классических традиций в живописи. Верещагин считал, что обучение оторвано от жизненных реалий общества. Он решил отойти от классицизма. Основу его творчества составило желание рисовать настоящую жизнь, давать ей оценку. Художник уходит из Академии и начинает работать на натуре, изображая сцены народной жизни.В начале своего самостоятельного творчества Верещагин много путешествовал по Кавказу, наблюдая и зарисовывая жизнь местных жителей. В то время художник много работает над психологическими портретами. Он использует карандаш и акварель, для масляных красок не хватало опыта и знаний технологии.Полученное наследство позволило художнику поехать в Париж, чтобы обучаться мастерству масляной живописи. Отсюда он снова отправляется на Кавказ, где продолжил работать над картинами из народной жизни. Художник наблюдает за религиозными обрядами и старается отобразить на картинах то ощущение, которое оставляло у него невежество, темнота, фанатизм людей. Интерес к жизни разных народов вылился в зарисовках, эскизах и картинах, которые отличались психологической точностью. Художник старался передать свои чувства через многочисленные персонажи, наполняющие сюжетную линию картины. Он стал приверженцем критического реализма.Не меньше, чем бытовые темы, художника интересовали военные баталии, среди которых живут и трудятся простые люди. Своими картинами он протестует против низких чувств фанатиков веры, их невежества и жесткости, против ужасов войны. На вопросы знакомых о том, что толкает его в гущу военных событий, Верещагин отвечал, что необходимо самому прочувствовать то же, что чувствуют люди в сражениях, иначе картины будут ненастоящими. Его картины баталий отражают победы и поражения армий, тяжелый труд и мучения солдат и народа.Верещагин до конца жизни оставался неутомимым тружеником, человеком, чья любознательность не угасла с годами. Он пишет быт, мифологию и пейзажи Востока, Ближнего и Дальнего, а также те военные события, в которых ему довелось участвовать, когда началась Русско-японская война. На этот раз судьба не была к нему благосклонной, смерть застала его на боевом посту — на корабле «Петропавловск», когда он вновь изучал войну изнутри, стремясь поведать о ней правду людям.

  • Интерактивная галерея Верещагина
  • Знаменитые картины Верещагина
  • Направления творчества Верещагина
  • Жизненный путь художника В. Верещагина

С этим читают