Японский дом

Технология строительства

Проекты японских домов – это уникальная разработка с точки зрения зодчества. Ведь классический вариант жилища начинается со строительства основы, фундамента. Из-за сейсмической нестабильности материка жители страны не позволяют себе столь статичные постройки, ведь они не переживут даже небольших землетрясений. Поэтому основание минка располагается на столбах, которые образуют несущую конструкцию. Они ставятся на крупные камни, врытые в землю. Из-за легкости крыши прямоугольное строение не нуждается в дополнительном укреплении и легко восстанавливается после разрушения.


В японском доме нет стен, а их роль выполняют подвижные деревянные перегородки. В результате этого статическая планировка комнат отсутствует, а при необходимости можно создать единое пространство. Однородное одноуровневое покрытие пола тоже способствует этому.

Конструкция

Традиционный японский стиль предполагает прямоугольную конструкцию дома. По центру и углам располагаются самые устойчивые балки. На них настилается облегченная крыша с небольшим отверстием в самой верхней точке для вентиляции. Материалы выбираются из соображений доступности и низкой цены. Основными из них становятся дерево, бамбук, глина и высушенные травы.

Проекты домов в японском стиле достаточно устойчивы, поэтому количество окон не ограничивается, можно даже использовать панорамное остекление. Однако в более устаревших домах роль стекол выполняет практически прозрачная рисовая бумага. Она пропускает дневной свет, задерживает потоки ветра, но более практична при разрушении, так как не образует осколков.

Система отопления

Устройство японского дома не предполагает централизованной системы отопления. В течение полугода в Японии стоит влажный жаркий климат. Это требует постоянного проветривания, которое организовывается благодаря системе подвижных ширм и перегородок. Дополнительное удобство обеспечивает одноуровневый земляной пол, покрытый татами из соломы. Площадь одного составляет полтора квадратных метра. Для удобства общая площадь дома исчисляется их количеством.

В холодное время года влажный климат также доставляет дополнительное неудобство, так как даже небольшие минусовые температуры ощущаются острее. Однако уже упомянутые подвижные ширмы позволяют образовать множество небольших помещений, обогрев которых можно частично обеспечить небольшими горелками.

Дома сейчас

Изменения

Современные реалии диктуют свои условия, технологии не стоят на месте, появляются все новые материалы взамен старым, и это, конечно же, отражается на архитектуре.

Можно проследить несколько тенденций, изменивших облик традиционных домов:

  • На смену одноэтажным зданиям приходят дома в 2-3 этажа.
  • На размер жилья влияет размер семьи – родители стараются, чтобы у каждого ребенка был отдельный уголок.
  • Из-за жаркого и влажного климата дома делают более открытыми, «дышащими».
  • В некоторых регионах, подверженных землетрясениям и цунами, жилища возводят на сваях.
  • Разрешается только каркасное строительство из дерева, железобетона.
  • Фантазия архитекторов развивается вместе с технологиями, поэтому появляется все больше зданий в стиле футуризма с нестандартной геометрией и планировкой.
  • Популярность набирают купольные дома – выполненные из технологичного пенопласта в форме полушара, они по свойствам ничем не уступают привычным сооружениям.
  • В современном интерьере традиционные татами начинают соседствовать с классическими западными диванами, софами, кушетками.

Купольные дома в Японии

Современные нока

В сельской местности изменения во внешней и внутренней отделке домов не такие явные, как в городе. Здесь жилища остаются довольно традиционными, еще встречаются соломенные крыши и бамбуковые внешние стены.

Средняя площадь деревенского дома – 110-130 кв.м. Здесь помещается гостиная и 4-5 спален. Кухня и столовая с очагом камадо для приготовления пищи по обыкновению расположены отдельно, на террасе.

Городские дома

На сегодняшний день в городах чаще всего для зданий используют кирпичные, железные, бетонные, битумные материалы. В черте города или в непосредственной близости к нему не так много свободных земель, как в деревнях, поэтому дворы узкие и вытянутые.

Современный японский дом

На размерах зданий подобная стесненность в пространстве тоже сказывается – они редко превышают 80 кв.м. Здесь помещаются спальни, гостиная, кухня и даже помещение для торговли или мастерская, если хозяевам они нужны. Под крышей надстраивают чердак, чтобы оборудовать место для хранения.

Квартиры

Японцы в стремлении к хорошей жизни, престижной профессии, стабильно высокого заработка повально устремляются в крупные города, в частности в Токио. Высокая плотность населения и относительно небольшая площадь заставляют строить высотные жилые дома с малогабаритными квартирами.

Площадь обычной такой квартиры в среднем составляет 10 кв.м., что само по себе заставляет проявлять смекалку и чудеса логистики.

В одной комнате помещаются:

  • прихожая;
  • огороженный совмещенный санузел;
  • спальня;
  • кухонная зона;
  • встраиваемые решения для хранения;
  • балкончик для сушки одежды.

Люди побогаче могут позволить себе просторную по японским меркам квартиру в 70 кв.м. или дом в частном секторе в черте города.

Устройство крыш

Гассё-дзукури имеют самые высокие и узнаваемые японские домики. И эту особенность придают им их удивительные крыши. Их высота позволяла жильцам обходиться без устройства дымохода. Кроме того, конструкция кровли предполагала обустройство на чердаке обширных складских помещений.

Высокая крыша японского домика надежно защищала минка от осадков. Дождь и снег, не залеживаясь, сразу же скатывались вниз. Такая особенность конструкции не позволяла попадать влаге в помещение и гнить соломе, из которой была устроена кровля.


Крыши минка классифицируют по различным типам. В матия, например, они, как правило, остроконечные, двускатные, покрытые плиткой или дранкой. Отличались от них крыши большинства деревенских домов нока. Они, как правило, покрывались соломой и имели скат на четыре стороны. На коньке крыши, а также в тех местах, где стыковались различные секции, устанавливались специальные колпаки.

Жилищная статистика

Данные за 2003 г. исследования жилья и земель, которое проводило Министерство внутренних дел и коммуникаций Японии, показывают, что на тот момент в стране существовало 53891000 единиц жилья. Из них 46863000 (87%) были заселены, а 7028000 (13%), соответственно, свободны. Из тех жилищ, которые были заняты, 28666000 (61,2%) находились в собственности семей и домашних хозяйств японских граждан, 45258000 (96,6%) использовались исключительно для проживания и 1605000 (3,4%) использовались как для проживания, так и в коммерческих целях.

Среднее количество комнат в расчёте на единицу жилья составляет 4,77 комнаты, а в среднем общая площадь составляет 94,85 м2. В среднем, на одну комнату приходится 0,56 человека. Из тех помещений, что используются исключительно для проживания, 10893000 (24,1%) были оснащены автоматическим детектором дыма.

По состоянию на 2003 г. 17180000 единиц жилья (36,7%) классифицируются Министерством внутренних дел и коммуникаций Японии, как расположенные в городских районах, а 27553000 единиц жилья (58,8%) расположены, соответственно, в сельской местности.

Цветовые решения

Что касается цветовой гаммы, присущей японскому стилю, то главную роль играют природные оттенки, к примеру, цвет рисовой бумаги, бежевого бамбука, водяной линии, тёмного ореха и сакуры. Для контраста японцы применяют вишнёвые, чёрные и коричневые тона. Оттенок потолка должен иметь приятные пастельные тона. Стены обычно выдержаны в нежных, светлых матовых тонах. Такая цветовая гамма должна сочетаться с современной мебелью и декоративными элементами.

Декорирование также должно иметь естественное происхождение. Предметом декора могут стать красивые ветки сакуры или бамбук. Основа японского дизайна это сдержанность, а значит, аксессуары должны быть в расположении этого стиля. Стены можно украсить традиционными цветными веерами. Акцентом в японском декорировании является «токономе». Это ниши, где располагаются различные предметы. Необходимый восточный колорит могут придать японские куклы.

Японский стиль – это простота и комфорт.  Дома в японском стиле  – прекрасный выбор для того, кто мечтает жить в спокойствии и гармонии с самим собой.

Японские каркасные дома — основа для современных технологий

26.12.2019

Традиционные японские дома намного опередили свое время. Базовые идеи их строительства положены в основу современных каркасных технологий.

Каркасные дома строят по всему миру. И Япония отнюдь не является исключением. В этой стране с совершенно особенным менталитетом каркасное строительство имеет давнюю историю и свои особенности.

Знаете, что самое древнее каркасное строение находится вовсе не Европе? Да, в европейских странах, конечно, сохранилось множество домов в стиле фахверк. Но храм Исэ, построенный в 690 году нашей эры, намного превосходит их по возрасту! Представьте только, сколько землетрясений он пережил, ведь Япония находится в очень активной сейсмической зоне. Пагоды на основе каркаса строили в стране Восходящего Солнца веками, так что технология надёжно проверена временем.

Кстати, именно частые землетрясения заставили японцев задуматься о строительстве домов, которые, даже будучи разрушенными, представляли бы меньшую опасность для жильцов. Каркасный дом, благодаря гибкости древесины и прочности узлов соединения с большей долей вероятности «переживёт» землетрясение. И даже если разрушится, у жильцов будет больше шансов выжить под лёгкой каркасной стеной, чем под кирпичами или блоками.

Кроме того, напомним, что в Японии зимой достаточно холодно, теплоносители очень дорогие, а каркасные здания благодаря качественным утеплителям отличаются высокой энергоэффективностью. Да и стоимость строительства доступна. По этим причинам в Японии каркасное домостроение развито и популярно по сей день.

Сегодня в Японии строят три типа каркасных домов:

Исторические. На основе массивных брусьев, которые связываются деревянными соединениями. Сейчас такие здания, чьи стены облицовываются дощечками и даже просто рисовой бумагой, чаще всего служат только чайными, садовыми домиками и храмами. Жилые дома по такой технологии строят всё реже; Западные. Да, в Японии канадская технология тёплых каркасных домов вполне прижилась. Никаких отличий от традиционных технологий такие каркасники не имеют, подобные здания можно встретить и у нас, и в США, и в Европе; С местным менталитетом, особым подходом.

Итак, современные японские каркасные дома отличаются от западных технологий следующими особенностями:

— Меньше диагональных распорок и больше составных частей; — Внешний вид каркаса очень важен! Зачастую используются более тонкие балки и столбы, поверхность проходит ручную обработку; — Японский каркасный дом — целостная структура, проект подразумевает целую систему коридоров, ниш, раздвижных дверей; — Часто используется двойная кровельная система, позволяющая установить подвесные потолки и стройные стропила. Они, кстати, распределяют нагрузку на каркас; — Панорамное остекление, терраса, соединяющая дом с садом. В Японии сады — искусство. А единение с природой выносится на первый план.

Вообще, японская технология соединения деревянных деталей без гвоздей и других креплений, которая использовалась исторически в технике Daiku — отдельная тема, достойная целой статьи и тщательного изучения.

Домашний адрес

Большая часть улиц в Японии не имеет названий. Адрес дома в таких случаях указывается описательно (“третий дом от развилки после супермаркета”) или в соответствии с нумерацией внутри квартала. Нумеруются дома по порядку постройки, так что проблема ориентирования в городе и нахождения нужного здания стоит очень остро. В современные автомашины для этого ставят специальные спутниковые навигационные системы.

Можно утверждать, что японская строительная индустрия, особенно жилищное строительство, начинает постепенно дистанцироваться от старых, поистине дедовских методов, когда нанимаемая бригада плотников воздвигала традиционный дом в национальном стиле, ориентируясь на индивидуальные пожелания заказчика. Теперь чаще всего переговоры с заказчиком начинаются с просмотра стандартных моделей дома, различающихся между собой лишь деталями отделки и интерьера.


Более 15 процентов новых домов возводится ныне из стандартных блоков и деталей, изготовляемых поточным способом на стройкомбинатах. Объем производства на таких комбинатах растёт год от года, не исключая возможностей индивидуального строительства, японские строители все настойчивее переходят к более дешевым поточным методам стандартизованного возведения домов. kanzendo.ru

> Галерея фотографий – Японские интерьеры / Интерьеры в японском стиле

Татами и обувь

Пол в японском доме, даже в обычной токийской квартире, часто устлан традиционными плетеными соломенными матрасами татами.

Татами так плотно подогнаны друг к другу, что задаешь вопросом: а что в Японии делают, если размер комнаты не позволяет целиком покрыть ее татами — остаются небольшие зазоры, в которые татами не помещается. Ответ простой: таких комнат не бывает.

Потому что татами — базовая единица измерения площади комнат. Например, стандартная комната в 8 татами. Понятное дело, что мало кому придет в голову делать, например, комнату в 7,37 татами.

В японском доме важное место отводится разделению на «внутри» («дома») и «снаружи» («не дома»). Устланные комнаты татами — это однозначно «внутри», поэтому по татами нельзя ходить в обуви

Либо без обуви, либо в тапочках.

Уличную обувь надо оставлять в специальной прихожей (гэнкан). Это небольшая зона при входе, обычно всего пара квадратных метров, специально для того чтобы разуваться и оставлять обувь. Гэнкан обычно делают на уровень ниже, чем пол в остальной части дома — это подчеркивает, что гэнкан — отдельно, практически часть улицы, а внутренняя часть дома — отдельно.

Вот, например, оставленные в гэнкане традиционные уличные сандалии (дзори). Понятное дело, в таких не пойдешь в комнаты крушить татами. Есть еще один тип традиционных сандалий — гэта, единственное их отличие в том, что у гэта есть «зубы» — две дощечки поперек подошвы.

Переобуваясь в тапочки, нужно не наступать в уличной обуви на домашний пол — и одновременно не наступать в тапочках на гэнкан.

Кстати, в туалете обычно бывают отдельные тапочки — в обычных нельзя заходить в туалет, в туалетных нельзя ходить по дому.

Средневековье

Для средневековой архитектуры Японии характерны следующие особенности:

  • Стиль дзэн в храмовых постройках (многозальные культовые сооружения и позолоченные крыши). Образец – храм Кинкаку-дзи, или Золотой павильон (XIV в.).
  • Развитие замковой архитектуры в стиле ямадзиро. Деревянные и каменные постройки находились на равнинной территории. Ансамбль включал центральное сооружение (башня-тэнсю) и многочисленные башенки, которые связывались переходами. Сооружение окружалось оградой, рвами. Пример – замок Имэдзи (XIV–XVII вв.). Он включал более 80 сооружений.
  • Строительство каменных дворцов в стиле хирадзиро. 1–2 – этажные здания находились на возвышенности посреди садово-паркового ансамбля. Во внутренней отделке таких построек использовалось натуральное дерево. Пример – дворец Кацура в Киото (XVII в.).
  • Появление чайных домиков в стиле сукия. Сооружение напоминает легкую хижину. Чаще всего это одноэтажное здание с низким узким проходом и большим количеством высоко расположенных окон. Внутри – комната для проведения чайной церемонии.

Замок Имэдзи

Бумажные стены

Не имея нужды в крепких стенах, японские строители их и не делали. Вместо этого ставили деревянные рамы, оклеенные плотной бумагой. Наружные стены могли еще сделать из глины, но часто и они были бумажными. Эти бумажные перегородки делали двух типов.

Более плотные назывались фусума, их использовали обычно как перегородки между комнатами. Фусума делают скользящими, так что их можно раздвигать и задвигать — открывая и закрывая, как дверь.

Традиционные дома строит сейчас мало кто, но в интерьерах даже в квартирах часто до сих пор используют фусума. И, конечно, такие интерьеры с фусума используют в традиционных гостиницах — рёканах.

Сдвигая одни фусума и задвигая другие, можно было при необходимости менять размеры комнат. В одном стиле с фусума оформлены стенки шкафов и шкафчиков по всей комнате.

В богатых домах, дворцах и монастырях на фусума еще делали росписи. Вот например, в монастыре Рёан-дзи.

жилой дом настоятеля в монастыре Рёан-дзи в Киото

Второй тип бумажных стен называется сёдзи, их делают из более тонкой, прозрачной бумаги — и чтобы эта бумага не рвалась, укрепляют решеткой из тонких пластинок. Прозрачную бумагу используют, чтобы сёдзи пропускали свет, так что ставят их в основном по периметру дома.

Сёдзи часто тоже раздвигающиеся, особенно те, что со стороны сада. Если раздвинуть их летом, можно было из комнаты сделать веранду.

В рёканах сёдзи чаще используют, чтобы отделить пространство у окна от основной части комнаты, создав маленькую лоджию.

Японский стиль

Конечно, время и технический прогресс изменили жизненный уклад и устройство жилища в Японии. Классические в полном понимании этого слова японские дома сейчас остались лишь в сельской местности. Но каждый японец старается сохранить в своем жилище дух национальных традиций. Практически в любой японской квартире, даже в самом современном и «европейском» многоквартирном доме, есть хотя бы одна комната в традиционном стиле. И это не дань моде, а нечто естественное и логичное, без чего японец не может представить свой дом.

Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье – он как нельзя лучше соответствует условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженной стрессами жизни мегаполисов. Отношение к своему пространству, к жилой территории в перенаселенной Японии трепетное, ведь из семи тысяч островов под японским флагом лишь 25% земли пригодно для проживания.


Японский дизайн интерьеров за многие века не утратил актуальности, и это подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировки квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства ширмами, этажерками, рисунком пола или рельефом потолка.

После эры ДСП, пластика и ядовитых красителей мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплу натуральных мате риалов и естественным цветам – к тому, от чего никогда не уходили японские традиции обустройства дома. Главное в японском интерьере(как классическом, так и в современном) – это компактность, удобство и экологическая чистота. Передвижные стены, строгий декор, загадочные икебаны – во всем этом есть непостижимое для современного потребительского сознания стремление сделать простое многофункциональным и при этом еще более простым. Эдакий минимализм материального мира, оставляющий пространство для созерцания, размышления, любования духовным.

По большому счету, для японца не существует деления его существования на внутренний и внешний мир. Есть единое целое, неделимое ни стенами, ни понятиями. Дом для японца – часть природы, ее продолжение, поэтому он должен иметь схожую с природой энергетику и ауру. И это обеспечит естественную гармонию жизни его обитателей.

Хозяйственные вопросы

Отопление

Местное, а не централизованное отопление, является нормой для японских домов. Жильё, как правило, сдаётся в аренду и продаётся без отопительного или охлаждающего оборудования – семьи, когда переезжают, привозят их с собой сами.

Самый простой керосиновый обогреватель имеет цистерну для топлива, защитный кожух и панель управления. Электрическое зажигание от батареек в последнее время приобретает всё большую популярность. На следующем уровне стоит электрический вентилятор, гоняющий по комнате горячий воздух. Многие такие вентиляторы снабжены функцией самостоятельного контроля за температурой в комнате, а также могут отключаться или включаться по заданному режиму.

Газовые нагреватели также популярны и многие дома обогреваются именно газом посредством индивидуальных переносных обогревателей. Окна во многих домах имеют воздушный клапан для защиты жильцов от чрезмерного количества выхлопных газов.

Керосиновые или газовые обогреватели при встряхивании отключают подачу топлива и прекращают работу, что очень полезно при несчастных случаях или землетрясениях. Эти приборы также автоматически выключаются после двух или трёх часов работы, чтобы предотвратить чрезмерное насыщение воздуха в комнате оксидом углерода, пока, к примеру, владелец квартиры спит.

Другой тип керосинового обогревателя функционирует подобно радиатору и состоит из двух частей. Цистерна с керосином находится вне дома и топливо сжигается также вне дома, подогревая жидкость, которая распространяется по второй части обогревателя, уже непосредственно нагревая помещение. Этот тип отопления весьма популярен, поскольку он значительно снижает загазованность и задымленность помещения и фактически устраняет возможность ранения детей или животных, случайно повредивших прибор.

Электрические обогреватели в Японии, как правило, крепятся на уровне выше двери на веранде или балконе и часто выполняют смежную с кондиционером работу. Большинство из них оборудованы таймером и функцией контроля температуры.

В северной части Японии распространены излучающие нагреватели юкаданбо (yukadanbō, 床暖房; «нагреватель пола»), которые располагаются ниже уровня пола и теперь устанавливаются в некоторых квартирах и комнатах более новых построек, где в качестве отопления используется нагретая жидкость. Стоимость такого прибора довольно высока и часто он устанавливается только в маленькой комнатке, где переодеваются. В последние годы стали популярными электрические ковры и покрытия.

И наконец не стоит забывать про традиционный способ обогрева – котацу, – который широко используется и сегодня. Именно таким образом, как правило, обогреваются комнаты в традиционном японском стиле, которые сейчас обустраиваются в современных домах.

Электричество

Японские дома подключены к национальной электросети, напряжение в которой составляет 100 В. Частота переменного тока в восточной Японии составляет 50 Гц, в западной – 60 Гц. Типичная сила тока составляет 30 или 50 А. Многие приборы работают должным образом при любой частоте.

Розетки по большей части напоминают те, что используются в США, – с двумя вертикальными щелями, но в отличие от современных американских розеток, щели в японских розетках, как правило, делаются одинаковой ширины и в них отсутствует третий слот для заземления. Устройства, которые контактируют с водой, типа туалетов с подогревом, часто имеют свой отдельный заземляющий провод.

Осветительное оборудование, как и нагреватели, обычно лежит на плечах непосредственных жильцов. Во многих домах нет светильников в спальне, гостиной или столовой. Вместо этого в них есть только патрон, куда и нужно подключить требуемое устройство. Кухни, ванные, коридоры и гэнкан, как правило, имеют встроенные в потолок светильники.

Безопасность

Интерфон или интерком являются стандартным оборудованием в японских домах. Модели с видеокамерами встречаются, но как правило для большинства домов и квартир достаточно глазка. В Японии существует обычай, согласно которому гость ждёт хозяина у ворот дома, так что интеркомы обычно устанавливают именно там, а не непосредственно перед дверью. В настоящее время очень часто используется электрический замок на воротах, которым можно управлять, не выходя из дома, а интерфоны с камерами распространяются всё шире.

Чайный домик

Для проведения церемонии чаепития японцы использовали отдельные сооружения. Почетных гостей принимали в чайном домике. Основным принципом данной постройки являлись простота и естественность. Это позволяло проводить церемонию распития ароматного напитка, отдалившись от всех земных соблазнов.

Какие конструктивные особенности имеют японские чайные домики? Они состоят из одной-единственной комнаты, попасть в которую можно только через низкий и узкий проход. Чтобы зайти в домик, посетителям приходится сильно поклониться. В этом заложен определенный смысл. Ведь низко поклониться перед началом церемонии приходилось всем людям, даже тем, кто имел высокое общественное положение. Кроме того, низкий вход не давал в прежние времена пройти в чайный домик с оружием. Самураям приходилось оставлять его перед дверью. Это также заставляло человека максимально сосредоточиться на церемонии.

Архитектура чайного домика предусматривала наличие большого количества окон (от шести до восьми), которые имели различную форму и размер. Высокое расположение проемов указывало на их основное предназначение – пропускать солнечный свет. Любоваться окружающей природой гости могли лишь в том случае, если хозяева раздвигали рамы. Однако, как правило, во время ритуала чаепития окна были закрыты.


С этим читают