Мамонтов, аркадий викторович

Тяжеловес российской журналистики, телеведущий, автор резонансных документальных фильмов Аркадий Мамонотов провел мастер-класс в Краснодарском институте культуры

Первый же вопрос, который задал корреспондент гостю: зачем журналист-расследователь приехал в кубанскую столицу? Планирует снять фильм? Так и есть.

– В следующем году будет праздноваться 450 лет служения казачества России. Я хотел бы сделать большой документальный фильм и показать казачьи вольницы, – говорит Аркадий Мамонтов. – Особенно земли Кубанского и Донского казачьих войск. Это будет рассказ об истории и современной жизни этих территорий.

– Значит, съемки будут проходить на Кубани?

– Очень надеюсь, что мы придем к такому соглашению, эти съемки будут всем интересны.

– То есть вы сейчас просто присматриваетесь?

– Именно.

– Аркадий, многим вы запомнились по эмоциональным репортажам с места гибели атомной подлодки «Курск». Вы стали единственным корреспондентом, работавшим на борту крейсера «Петр Великий». Вы в самой лодке были?

– Когда ее подняли, я не пошел… Есть места, куда входить нельзя. Есть заповедные эпицентры трагедии. В следующем году исполнится 20 лет с момента той страшной аварии. Буду, наверное, еще один фильм делать.

17.04.2019 09:23 Владимир Машков: «Артист – чемодан неприятностей»

– Когда журналист становится настоящим?

– Когда поступает на факультет журналистики, тогда и становится. Поверьте, и в США, и в КНДР с этим одинаково – если выбрали эту профессию, будете в ней до конца. Новости становятся вашей второй натурой.

– Какие главные черты журналиста?

– Разгильдяйство и любопытство. Должно быть интересно жить, надо уметь рисковать!

– А какими качествами должен обладать режиссер?

– Он должен быть интересным в первую очередь. И уметь видеть жизнь с разных сторон. Например, я долгое время не пил и не курил. Был такой воспитанный мальчик из интеллигентной семьи. А вернулся из армии, стал говорить басом и ругаться матом… Школа жизни!

– Есть ли журналисты, с творчеством которых обязательно надо ознакомиться?

– Был такой Уолтер Конкрайт, американский тележурналист и телеведущий. В свое время он посетил Вьетнам и снял в 1968 году антивоенный документальный фильм. Благодаря этому политика продолжения войны потеряла поддержку среди американцев. Он был одним из тех, кто раскрутил Уотергейтский скандал… Как-то я был слушателем лекций Конкрайта.

Знаете, многие журналистские находки только потом выглядят, как удачи. А поначалу – это задание редакции или госзаказ. Так, у меня было с фильмом про «шпионский камень». В 2006 году вышел сюжет «Шпионы» телепередачи «Специальный корреспондент», в котором я рассказывал об особом приборе, замаскированном под обычный камень в одном из скверов Москвы. С его помощью сотрудники английской разведслужбы обменивались сведениями с агентами.


18.12.2018 13:34 Карен Шахназаров: «Не вижу большой разницы между гамбургером и кино»

– К чему должен быть готов журналист?

– К разочарованию. Через это чувство пришлось пройти и мне. В 1989 году я снял сюжет о задержаниях экологов на московском митинге. Но руководство мне сказало: «Все классно, но это никуда не пойдет, не надо нагнетать, пойди лучше пивка попей». У меня, кстати, до сих пор пять фильмов лежит «на полке». Может быть, и правда не стоит их сейчас показывать… Уж слишком жесткие.

– Что посоветуете начинающим журналистам? Может, что-то почитать?

– Антон Чехов – самый кинематографичный писатель, я считаю. Просто находка для операторов его короткий рассказ «На станции». Попробуйте его раскадрировать, когда прочтете, и тогда поймете, о чем я говорю.

Еще я бы советовал почитать бытописателя Москвы Владимира Гиляровского. У него редкое чувство языка, и творчество идет через колоритные образы старины.

Обязательно рекомендую смотреть советское документальное кино. Это наш золой фонд. Например, фильм 1986 года Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?».

– А как вам современная документалка?

– Сейчас другое время. У нас каждый блогер считает себя и журналистом, и режиссером. Да, можно, конечно, снять фильм даже сотовым телефоном. Но для этого ты должен быть профессионалом и снимать каждый сюжет так, будто он последний в твоей жизни.

Нашумевшие работы киножурналиста

Мамонтов – профессиональный и одаренный теледокументалист. Его труды отмечены наградами. Сюжеты в его работах разноплановы, у них множество почитателей и врагов.

В 2003 году вышла кинокартина «Белые одежды». В ней поднималась проблема об изъятии донорских органов в одном из столичных госпиталей. Кинолента обрела широкий отклик. В результате долго ждать не пришлось. В том же году посмертная пересадка была воспрещена законами РФ.

Спустя три года — еще событие. Аркадий отснял и вынес в массы кинорепортаж с названием «Шпионы». Фильм сообщил о засекреченном устройстве британской разведки, скрывающемся под обыкновенным камнем. В то время его работу осуждали и отечественные, и зарубежные корреспонденты, публично нарекали ее ложной.

В апреле 2012 года на телеканале «Россия-1» вышел кинодокументальный проект «Провокаторы». В нем журналист выяснял все о деятельности группы Pussy Riot и попробовал продемонстрировать телезрителям, что все акции были тщательнейшим образом спланированы. Их установка – унизить и оскорбить религию и верующих, спровоцировать бунт в мире. И вновь на корреспондента посыпались обвинения в пристрастности и в предвзятом отношении к происходящим событиям. Безразличных к отснятым материалам не оставалось.

Все его труды касаются острых тем, поэтому провоцируют такое количество страстей моментально после выхода репортажей в эфир.

Аркадий Мамонтов и Pussy Riot

24 апреля 2012 года по каналу Россия-1 был показан фильм «Провокаторы», посвящённый группе «Pussy Riot». В этом фильме Мамонтов выражает мнение, что акции «Pussy Riot» были тщательно спланированными и их целью было оскорбление чувств верующих и дестабилизация общества. Приводятся параллели акции «Pussy Riot» в Храме Христа Спасителя с письмом Бориса Березовского Патриарху Кириллу. В фильм вошли также фрагменты интервью с главой российского отделения Amnesty International Сергеем Никитиным, который объяснил, почему девушки были признаны узниками совести. Однако Мамонтов обвинил его во лжи. Поддержку «Pussy Riot» со стороны ряда общественных деятелей, в частности, оппозиционера Алексея Навального, автор фильма объяснил тем, что он действует под влиянием и с финансовой помощью Бориса Березовского и Станислава Белковского.

По мнению Елизаветы Сургановой из Ленты.ру, фильм был снят крайне необъективно, и вообще объективное освещение данных событий Мамонтова практически не интересует, вместо этого девушки сравниваются с дьяволом, одни факты осторожно убираются из поля зрения, зато на других делается особенный акцент. Так, акция «Pussy Riot» авторами фильма не считается политической, а трактуется как направленная исключительно на оскорбление чувств верующих

При этом тезис о заговоре, в который якобы вовлечена группа, развивает известный своими конспирологическими теориями публицист Николай Стариков. В развернувшейся после фильма дискуссии не нашлось никого, кто бы смотрел на ситуацию спокойно и объективно. Впрочем, делает вывод журналист «Ленты», репутация идеологически ангажированного автора у Мамонтова уже давно. А главная цель его фильма: государство по-прежнему готово мириться со многим, включая коррупцию на государственном уровне, низкий социальный уровень жизни граждан и попрание законов, но не готово терпеть критику в свой адрес, если она ломает идеологические конструкции, которые государство, в том числе с помощью церкви, возвело для защиты «стабильности». А значит, на снисхождение со стороны государства девушки, арестованные за акцию в храме Христа Спасителя, могут не рассчитывать.

Жизнь сейчас

В настоящее время количество картин, в съемках которых принимает участие выдающийся теледокументалист, продолжает расти.

Только в 2016 году Аркадий вошел в команду съемочной группы восьми кинофильмов, один из которых — «Афон. Восхождение» о легендарном месте паломничества — Святой горе Афон.

Последующие работы Аркадия Мамонтова — документальные кинофильмы и телепередачи — рассказывают о военной и авиатехнической мощи Российской Федерации.

Некоторое количество кинофильмов посвящено экологической обстановке, общественным вопросам, проблемам с состоянием здоровья и прочим близким телезрителям темам.

Кинофильм «Пальмовые берега» поведал о вреде, который причиняют суррогаты и заменители натуральных ингредиентов, так часто включенных сегодня в состав продуктов питания.

Кинолента «Ядовитый бизнес» — о том, как загрязняется территория России и какую роль в этом играют мировые изготовители.

«Черные риелторы» — смысл становится понятным из названия. До мельчайших деталей Аркадий проанализировал вопрос черных риелторов, изобразил ужасные результаты их работы и обрисовал методы защиты от подобных ситуаций.

Помимо прочего, Аркадий отснял кинокартину «Четвертая власть», которую посвятил корреспондентам, борющимся за справедливость и ведущим собственные расследования, рискуя своей жизнью.


В 2018 году вышел фильм Аркадия Мамонтова «Пирамида», где идет речь о финансовых структурах, вымогающих у людей деньги в сфере потребительского кредитования. Почему добросовестные граждане так легко отдают свои кровные мошенникам? В «Пирамиде» Аркадий Мамонтов проводит свое журналистское расследование.

Центральные газеты, точка роста и развал СССР

В «Комсомолке» Владимир Мамонтов проявляет настоящий профессионализм — за восемь лет карьерный рост от замредактора отдела пропаганды до шеф-редактора центрального российского издания. Острые темы, критические публикации — от молодежной прессы веяло духом свободы. А когда он придумал пятничный номер — «Толстушку», она моментально стала самой читаемой, до 3,5 млн человек выписывали.

Дух революции витал в построссийских СМИ. Кипели страсти и в коллективе «Комсомольской правды». Так в молодежке остались только приверженцы старой школы, а часть корреспондентов реализовала проект «Новая газета». Мамонтов остался. В 1997 году многотиражка получила инвестора в лице «ОНЕКСИМ-банка», выкупившего ее акции. С мая 1998 года он возглавлял коллектив проверенных перестройкой опытных публицистов, обозревателей, корреспондентов, успешно конкурировал с новоявленными изданиями, зачастую «желтыми», с дешевыми сенсациями.

В этот период произошли самые революционные события в стране. Великий и могучий Советский Союз перестал существовать на карте. Случились ГКЧП и путч. Рушились устои, менялось мировоззрение. Журналист Владимир Мамонтов принял это не так радостно, перестроечный кошмар и появление «дикого капитализма» оптимизма поубавили. Не такой свободы слова он ждал. Он менялся с этим временем, но взял и то лучшее, что было в советском периоде — профессионализм, отношение к делу и слову. И очень часто, выступая в СМИ перед живой аудиторией, приводил положительные примеры из прошлого.

Долгие лета!

В этом году Мамонтову исполнится 67 лет. Он продолжает писать в разных изданиях свои тщательно продуманные, наполненные смыслом статьи и колонки, оформляя их красивым слогом и стилем. Он — настоящий интеллигент на всевозможных телевизионных шоу-спорах, знающий, вежливый, интересный. Мысли его всегда не ординарны, разговаривает на настоящем русском языке, без шелухи и сленга. Он не стремится любыми силами вылезти на экран, но его выступления в проектах «Время покажет», «Место встречи» всегда становятся приятными и полезными эпизодами программ.

А еще публицист и чиновник Владимир Мамонтов пишет песни. Это — его хобби. Причем играть на инструментах он, по большому счету, не умеет, музыку помогает создавать компьютер. Для него — это отдых и развлечение. А для остальных — приятное удивление, потому что друзья слушают его песни в машинах, айфонах — они не есть пустышки, они имеют смысл.

Телевидение и журналистика

Выпустившись из института, Аркадий Мамонтов трудился обозревателем телевизионного агентства.

В 1991 году он в первый раз отправился в горячую точку. Последующие 36 месяцев был свободным журналистом, который освещал события в Таджикистане, Молдавии, Армении и остальных районах военных конфликтов. Плодами его службы стали животрепещущие и драматические видеорепортажи с мест инцидентов.

В 1994 году Аркадий приступил к работе на телеканале НТВ. Тогда же он трудится над развитием телепередачи «Специальный корреспондент», которая выходила на НТВ.

Промежуток времени с 1994 по 2000 год был плодотворным на вооруженные конфликты. Аркадий Мамонтов находился в самом центре военных операций.

В 2000 году журналист-обозреватель перевелся на телевизионный канал «Россия», где продолжает свою деятельность и в настоящее время.

Мамонтов – один из небольшого числа журналистов, которым дали право присутствовать при спасении подлодки «Курск». Право находиться на военной операции он принял непосредственно от адмирала В. И. Куроедова, а его телерепортаж стал одним из самых незабываемых.

Биография

Мамонтов Аркадий Павлович родился 18 сентября 1934 года в семье служащих. В 1952 году успешно окончил учебу в томской средней школе № 43. В 1958 году окончил физико-технический факультет (ФТФ) Томского политехнического института. Продолжил учебу в аспирантуре Томского политехнического института (1961—1962). В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию.

По окончании учебы, с 1958 по 1964 год работал при Томском политехническом институте — в Научно-исследовательском институте ядерной физики, электроники и автоматики. В 1964—1989 годах работал в должности начальника лаборатории Научно-исследовательского института полупроводниковых приборов, в последующем работал на кафедре общей физики ТПУ.

В 1994 году защитил докторскую диссертацию, получил ученую степень доктора физико-математических наук. Своими наставниками и учителями считает профессора Томского университета В. А. Преснова, профессоров Б. А. Кононова и И. П. Чучалина, доцента М. Ф. Филиппова.

Область научных интересов: исследования взаимодействия ионизирующего излучения и заряженных частиц с металлами, полупроводниками, композиционными материалами и сплавами, физические основы разработки изделий опто- и микроэлектроники, способных работать при проникающей радиации и в открытом космосе. Им был открыт эффект воздействия малых доз ионизирующего излучения. На основе этого эффекта были разработаны радиационные технологические процессы.

Мамонтов Аркадий Павлович является автором около 200 научных работ. В Томском политехническом институте он читал курсы лекций: «Радиоактивные изотопы и их применение»; «Методы измерения параметров полупроводников и полупроводниковых приборов», «Общая физика».

Аркадий Павлович состоит в докторском диссертационном совете в ТПУ, является членом Областного совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов.

Детство и юность Аркадия Мамонтова

Родился Аркадий 26.05.1962 года в российском городе – Новосибирске. Отец его, Виктор Гаврилович, был оператором, мама, Алевтина Михайловна – режиссером и директором Западно-Сибирской киностудии хроники, также работала на Центральной студии научно-документальных фильмов.Аркадий Мамонтов — журналист по призваниюПосле окончания школы Аркадий очень хотел поступить во ВГИК (Всесоюзный государственный университет кинематографии), однако этого не случилось, так как он попросту провалил вступительные экзамены. Поэтому с 1980 по 1982 год будущий режиссер и журналист отбывал на срочной воинской службе в частях ракетных войск стратегического назначения, далеко в Забайкалье.

Не поступив после службы в армии в университет кинематографии, Аркадий Викторович решает заниматься расследовательской журналистской деятельностью – он без проблем с первого раза поступает на журналистский факультет в Московский государственный университет. В 1988 году Аркадий Мамонтов защищает диплом с отличием и становится выпускником кафедры телевидения и радиовещания этого университета.

Творческие приёмы журналиста Мамонтова

Журналистка Лена Ванина так отзывается о методах Мамонтова: «Если вам в фильме не хватает фактуры или материала, попробуйте записать интервью героев или подводки ведущего в темной комнате. Даже самому рядовому эпизоду это придаст таинственности и поможет увеличить художественное напряжение. Осветить в таком случае нужно только фигуру говорящего и стол с предметом. Излюбленный прием журналиста Аркадия Мамонтова, которым он наиболее удачно воспользовался в фильме „Шпионы“. Монтаж фильма-компромата должен быть максимально динамичным. В противном случае есть шанс, что зритель отвлечется на детали и поймет, что тезис А практически не связан с тезисом Б. Есть другой вариант: делать повествование ровным и очень неспешным — в духе разоблачительных шедевров советской пропаганды. Такого метода на российском телевидении придерживается в основном Аркадий Мамонтов. Если по каким-то причинам вы не може­те разглашать источники информации, на которой был построен ваш фильм, ссылайтесь на сотрудничество с федеральными властями и следствием, которые помогали вам в разработке фильма, или придумайте конспирологическую теорию о тайных ресурсах, раскрывать которые не просто запрещено, но еще и опасно. Аркадий Мамонтов: „Информацию для моего фильма о мафии мы нашли на специальном интернет-ресурсе. Есть такие интернет-ресурсы, я вам много не буду говорить об этом. Кроме того интернета, которым мы пользуемся, есть еще другой, параллельный интернет: поговорите с хакерами, они вам много интересного расскажут на этот счет“»

«Известия» — не дубина власти

В конце 2005 года в деятельности Мамонтова Владимира Константиновича снова наступают перемены. Он становится главным редактором «Известий» — периодического издания органа власти России. Он был ведущим российским журналистом, которого причисляли к единицам лучших. Одиозная задача стояла перед ним — превратить периодическое издание из бюллетеня о свежих законах и правилах в прессу для читателя. Он считал, чем больше аудитория, информационная осведомленность, тем серьезней ее влияние на власть.


Газета принадлежала «Газпрому», хозяин был богат, но скуп, инвестировал слабо, требовал прибыль. Цинично-денежные отношения портили качество, но только здесь можно было увидеть рядом мнение президента и его крайнего оппонента. На страницах многотиражки политической цензуры не было. Требование было одно — профессионализм, грамотность, понимание темы.

Главред старался вернуть бренд «пресса для думающих людей». Через год работы он обратился к сотрудникам с «Меморандумом». Предложив не оппозиционную власти редакционную политику, по сути, начал чистку рядов. Привыкшие к свободомыслию коллеги уходили, но он не сразу осознал последствия столь странного для себя шага. В 2009 году главный редактор становится президентом редакции.

Сделал раз, сделал два

— В результате сейчас методика работы в сфере журналистики заключается в следующем: мы берём какую-то одну тему (скажем, пальмовое масло) и годами над ней работаем. Годами! И вот когда ты каждый год делаешь какое-то расследование на одну определенную тему, рассказываешь об этом по максимуму, только тогда что-то получается, и в конце концов принимаются законы, постановления, и производители начинают писать:

  • «продукты без пальмового масла»,
  • «продукты без растительного жира» и так далее.

Раньше этого не писали. Сейчас пишут. Это благодаря тому, что мы упорно освещали эту тему на протяжении, наверное, 6 или 7 лет.

Поэтому в большинстве случаев не надо ждать, что если кто-то из журналистов сделал сногсшибательный материал, то тут же в мгновение ока власти обратили внимание на данное явление и решили изменить ситуацию. С другой стороны, бывает эффективная реакция, если вдруг президент (или губернатор, или начальник Следственного комитета) обратит внимание на то какое-то журналистское расследование и скажет: «А почему я увидел вот эту ситуацию? Ну-ка, давайте наводить порядок»

Например, недавний случай. На днях президент на селекторном совещании возмущался: почему два дня не было информации о том, что нефть разлилась в Норильске, и выяснилось это только из социальных сетей?

То есть руководители, по вине которых происходят те или иные отрицательные события и явления, перестали реагировать на журналистские расследования.

Сделал один сюжет, сделал второй, сделал 21-й, 23-й, 50-й, 77-й, 100-й и так далее, пока на тебя не обратят внимание и пока ситуация не изменится. По аналогии с этим хотел бы привести одну интересную историю, евангельскую притчу

Сюжет следующий: жил-был один неправедный судья, и к нему все время приставала некая женщина: «Помоги мне, помоги мне, помоги мне». Судья не хотел ей помогать, но в итоге сдался: дескать, я тебе помогу, лишь бы ты отстала от меня, потому что сколько можно надоедать

По аналогии с этим хотел бы привести одну интересную историю, евангельскую притчу. Сюжет следующий: жил-был один неправедный судья, и к нему все время приставала некая женщина: «Помоги мне, помоги мне, помоги мне». Судья не хотел ей помогать, но в итоге сдался: дескать, я тебе помогу, лишь бы ты отстала от меня, потому что сколько можно надоедать.

Беседовала Инна Новикова

К публикации подготовила Марина Севастьянова

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или

Также будем рады вам в наших сообществах во

Биография

Аркадий Мамонтов родился 26 мая 1962 года в семье телевизионщиков. Его отец работал оператором на телевидении, мать – режиссером, а затем директором студии документальных фильмов.

Журналист Аркадий Мамонтов


Детство и юность Мамонтова прошли в родном Новосибирске. В школе он знал, что его дальнейшая судьба будет связана с кинематографом. Аркадий хотел поступать во ВГИК, но провалился на вступительных экзаменах.

Его призвали в армию. Службу он проходил в 1980-1982 гг. в далеком Забайкалье в стратегических ракетных войсках. После демобилизации Аркадий Мамонтов решил, что будет заниматься журналистикой. На журфак МГУ он поступил с первого раза, в 1988 году отлично защитился и получил «красный диплом». Вся его дальнейшая жизнь связана с журналистикой.

Примечания

  1. . Символ веры (13 сентября 2012).
  2. . Евразия DOC (25 сентября 2017).
  3. . Lenta.ru.
  4. . Собеседник (10 февраля 2009).
  5. . Фома (15 декабря 2011).
  6. . Комсомольская правда (1 марта 2007).
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения 19 февраля 2018.
  8. ↑ . Антенна-Телесемь (1 июля 2001).
  9. . Московский комсомолец (30 сентября 1999).
  10. . Радио Свобода (9 октября 2013).
  11. . Yafor.
  12. . Независимая газета (17 марта 2001).
  13. . Коммерсантъ.
  14. . РИА Новости (10 октября 2013).
  15. . Настоящее время (16 марта 2018).
  16. . Труд (26 мая 2000).
  17. . Новая газета (2 июня 2003).
  18. . Московский комсомолец (13 июля 2001).
  19. . Литературная газета (6 июня 2001).
  20. .
  21. . Новые известия (2 июля 2004).
  22. . Сноб (15 июля 2013).
  23. . Комсомольская правда (13 марта 2003).
  24.  (недоступная ссылка). Афиша (15 мая 2012). Дата обращения 21 сентября 2014.
  25. . Расцвет российских СМИ.
  26. . Новая газета (29 апреля 2002).
  27. . Литературная газета (22 сентября 2004).
  28. . Коммерсантъ (15 сентября 2004).
  29. . Афиша (14 апреля 2011).
  30. .
  31. . Коммерсантъ (19 августа 2000).
  32. . Российская газета (12 августа 2003).
  33. . РИА Новости (16 октября 2013).
  34. . Известия (12 августа 2000).
  35. . Коммерсантъ (17 февраля 2004).
  36. . Комсомольская правда (6 декабря 2002).
  37. ↑ . Прочтение (16 января 2009).
  38. . Коммерсантъ (28 марта 2012).
  39. . Вести недели (5 октября 2014).
  40. . Радио Свобода (10 ноября 2017).
  41. . Собеседник (28 декабря 2018).
  42. . Комсомольская правда (9 сентября 2003).
  43. Владислав Куликов. . Российская газета (6 сентября 2003). Дата обращения 3 сентября 2010.
  44. . lenta.ru (23 января 2006).
  45. . Коммерсантъ (24 января 2006).
  46. Юрий Гладыш. . Каспаров.ру (2 октября 2007).
  47. . ТВ Парк (16 апреля 2001).
  48.  (недоступная ссылка). Комсомольская правда (1 сентября 2000). Дата обращения 16 февраля 2014.
  49. . Россия-1.
  50. . Комсомольская правда (22 февраля 2001).
  51. . Московский комсомолец (6 ноября 2011).
  52. . Труд (31 мая 2003).
  53. . Коммерсантъ (9 апреля 2008).
  54. . Радио Свобода (4 июля 2011).
  55. . Красная звезда (6 июля 2002).
  56. . Новая газета (16 декабря 2002).
  57. . Религия и мир (23 января 2004).
  58. . Коммерсантъ (30 марта 2004).
  59. . Мангазея (7 октября 2009).
  60.  (недоступная ссылка). Огонёк (27 сентября 2004). Дата обращения 16 ноября 2014.
  61. . Российская газета (14 сентября 2004).
  62. . Коммерсантъ (14 марта 2006).
  63. . Собеседник (20 марта 2006).
  64. . Независимая газета (13 октября 2006).
  65. . Известия (22 декабря 2006).
  66. . Независимая газета (15 декабря 2006).
  67. . Новая газета (4 октября 2007).
  68. . Независимая газета (30 ноября 2007).
  69. . Коммерсантъ (28 ноября 2007).
  70. . Коммерсантъ (13 февраля 2008).
  71. . Радио Свобода (8 сентября 2008).
  72. . Коммерсантъ (4 февраля 2009).
  73. . Lenta.ru (6 апреля 2009).
  74. . Коммерсантъ (17 февраля 2010).
  75. . Коммерсантъ (7 апреля 2010).
  76. . Коммерсантъ (27 октября 2010).
  77. . Московские новости (5 апреля 2013).
  78. . Собеседник (28 мая 2014).
  79. . Комсомольская правда (10 октября 2014).
  80. . Собеседник (31 марта 2015).
  81. . Вести недели (26 апреля 2015).
  82. . Российская газета (27 апреля 2015).
  83. . Дни.ру (3 ноября 2015).
  84. . Regnum (5 ноября 2015).
  85. . Российская газета (11 января 2016).
  86. . Амур.инфо (27 января 2016).
  87. . Новая газета (29 января 2016).
  88. . vesti.ru. Дата обращения 21 сентября 2016.
  89. . russia.tv. Дата обращения 21 сентября 2016.
  90.  (недоступная ссылка). Государственный интернет-канал «Россия» (www.russia.tv) (31 августа 2016). — Специальный корреспондент — Новости проекта. Дата обращения 8 октября 2016.
  91. . Дата обращения 24 октября 2016. (недоступная ссылка)
  92. . Дата обращения 7 января 2017.
  93. . Культура (31 марта 2015).
  94. . Эхо Москвы (16 февраля 2012).
  95. . Росбалт (28 августа 2014).
  96. . Красная звезда (4 ноября 1999).
  97. Мастер-класс Аркадия Мамонтова. — Высшая школа телевидения МГУ им. Ломоносова, 18.05.2011
  98. . Кафедра палеонтологии геологического факультета МГУ.
  99. . NEWSru.com (23 октября 2011).
  100. . Sputnik Беларусь (31 января 2018).

Откуда взялся коронавирус

— Сегодня никак нельзя обойти вниманием тему коронавируса, COVID, от которого мы все страдаем, Инна. Только что из английского Кембриджа пришла новость о том, что в геноме коронавируса нашли белок человека

— Объясни мне, это что значит? Ты же сказал, что тема одного из твоих расследований — COVID?

— Микробиологи (они себя называют биоинформатиками) из Кембриджа с помощью искусственного интеллекта разыскали в генетической последовательности гена (это такие маленькие составляющие) вставку из восьми аминокислот, идентичных фрагментам белка человека. То есть некий белок человека очень похож на белок коронавируса.

Это очень серьёзно. Один из профессоров Букингемского университета в Англии сказал, что эта вставка может быть случайной мутацией типа естественного отбора. Вторая версия: этот вирус давно существовал в нашей популяции и сейчас вдруг проявился почему-то. И наконец, самое главное, что его пассировали, вырастили в лабораторных условиях. То есть эту вставку могли искусственно туда внедрить.

— Да, на эту тему была публикация в журнале Science.

— Дальше начинается очень интересная история. Американские власти вдруг запретили американским биологам и инженерам работу с такого рода вирусами.

Когда американские власти прекратили финансирование исследований и конструирования новых вирусов, часть американских ученых перелетели в Китай, в суперсовременную Уханьскую лабораторию, которую построили французы в 2003 году. Объясню, почему гигантская биолаборатория находится именно там. Земля делится на несколько зон. Например, Китай, город Ухань и вся та географическая зона — это естественный ареал всякого рода вирусов, потому что там очень много летучих мышей. Скажем, наша Средняя Азия (Казахстан и другие ареалы) — это естественное место обитания чумы. В Советском Союзе были биолаборатории в Грузии и Казахстане, потому что там зарождались чума и холера. Это всё изучалось нашими учеными и держалось под контролем.

Поэтому думаю, что без человеческого участия создание абсолютно агрессивного, контагиозного, заразного коронавируса COVID-19 не обошлось. Может быть, мы не правы. Я ни на чём не настаиваю. Может быть, это тупиковая линия расследования. Но, по крайней мере, на данном этапе мы думаем, что вмешательство человека в эту историю было — в геном, в разработку вируса.

Но насколько вина человека в том, что мы имеем такой страшный вирус, который спровоцировал пандемию на Земле, — мы пока не знаем.

Известные фильмы Аркадия Мамонтова

21 января 2006 года вышел сюжет «Шпионы» телепередачи «Специальный корреспондент», в котором Аркадий Мамонтов рассказывал о специальном приборе, замаскированном под обычный камень в одном из скверов Москвы, с помощью которого сотрудники английской секретной разведывательной службы выполняли обмен информацией со своими агентами. А также об операции российских спецслужб, в ходе проведения которой и был выявлен данный объект.

Далее автор рассказывает о том, что один из сотрудников английской разведслужбы Марк Доу, работавший под дипломатическим прикрытием, выполнял также роль координатора фонда глобальных возможностей при Министерстве иностранных дел Великобритании, через который финансировалась деятельность некоторых неправительственных российских организаций. За что Мамонтов подвергся резкой критике со стороны некоторых российских СМИ. Сам Мамонтов по этому поводу сказал:

«Могу поручиться за каждое слово в этой передаче, потому что там всё подтверждено фактами. И «хитрый камень», и кадры оперативной съемки, и платёжки, доказывающие финансирование англичанами некоторых наших неправительственных организаций. Что ж обижаться, если им платил деньги иностранный разведчик… А что еще глубоко мною уважаемая госпожа Алексеева может сказать при таких обстоятельствах? Она защищает свою организацию, свою репутацию. Я же эти платежки видел лично».

Критике Мамонтова подвергались также организаторы Маршей несогласных, члены российской оппозиции. В своих фильмах Мамонтов отмечал, что организаторы «маршей несогласных» используют «лживые лозунги» и «цинично предлагают гражданам участвовать в так называемой революции — для того, чтобы самим добраться до власти». Журналистка «Новой газеты» пишет, что орден «За заслуги перед Отечеством» журналист получил в Кремле после серии этих фильмов. Она также интерпретирует содержание фильма следующим образом: «Для тех, кто недопонял. Господин Каспаров «в некоторых кругах известен как командировочный». Россия — в кольце врагов, которые спят и видят, как на деньги ЦРУ натренировать молодых людей. Чтобы те устроили переворот. Чтобы те, кто хочет использовать тех, кто устроит переворот, смогли контролировать наши российские богатства. Так вот, дорогие вы наши, если вы этого еще не поняли, то специально для вас канал «Россия» повторяет: Аркадий Мамонтов — специальный корреспондент. Как Россия — родина слонов, так и журналистика российская — мамонтовых. И нечего тут шакалить. Владимир Владимирович указы зря не подписывает. Орденами почета не всех награждает. Фильмы эти настолько хороши, что не грех посмотреть их дважды».

Журналистка Юлия Латынина писала: «…подчиненные г-на Патрушева не в состоянии не то, что террористов ловить — они не в состоянии это сымитировать так, чтобы поверил кто-то, кроме Аркадия Мамонтова с его бессмертной телеэпопеей об Английском Камне».

Один из оппонентов Мамонтова отмечает профессионализм телевизионных работ журналиста:

«Скажем прямо: Аркадий Мамонтов тоже не очень-то разборчив в средствах и точно так же постоянно признается в своих симпатиях к действующей власти. Что, кстати, является его неотъемлемым правом и за что, по большому счету, его можно было бы только уважать. Однако Мамонтов довольно давно работает на телевидении, и его фильмы, при всех их достоинствах и недостатках, отличает определенный уровень профессионализма.». Спустя 3 месяца после показа фильма о шпионском камне, посол Великобритании в России Энтони Брэнтон заявил что: «Никаких официальных обвинений не было высказано в отношении сотрудников моего посольства, они все продолжают работать в моем посольстве». Кроме того, по сообщению некоторых СМИ, ссылающихся на слова руководителя ЦОС ФСБ РФ Сергея Игнатченко, в фильме продемонстрирован другой камень, который «был изъят совсем в другом районе и неизвестно когда».

В январе 2012 года вышел документальный фильм «Путин, Россия и Запад», в котором бывший глава канцелярии премьер-министра Великобритании Тони Блэра Джонатан Пауэлл признал, что история со шпионским камнем была реальной. Пауэлл сказал, что ситуация со шпионским камнем поставила британские спецслужбы в неловкое положение. «Очевидно, они знали об этом уже некоторое время и просто держали это до политически выгодного момента», заявил Пауэлл. Публицист Максим Кононенко в своём блоге собрал мнения некоторых деятелей об истории со шпионским камнем, которые высмеивали и критиковали фильм Мамонтова о британских шпионах. Среди них: Юлия Латынина, Сергей Пархоменко, Виктор Шендерович, Олег Козырев. Вскоре после признания Пауэлла один из тех, кто ранее критиковал фильм о «шпионском камне», Марат Гельман, принёс извинения Мамонтову.


С этим читают