Ассирия

Культура

Вклад в мировую культуру ассирийцев начался еще с давних времен. Каждому, кто желал называться грамотным, необходимо было знать вавилонский, шумерский и ассирийский языки, а также владеть различными диалектами (например, деловым вавилонским). Рабочих в канцелярии обязывали учить аккадский язык, требовался и арамейский. Техника написания была особая и зависела от материала: папируса, кожи, глины. Это стало причиной появления уникальной письменности и литературы, которая практически не дошла до наших дней. Наиболее известным литературным произведением, написанным в 5 веке до нашей эры, является повесть об Ахикаре, рассказывающая о царях Синнахерибе и Асархаддоне. Известно, однако, что повесть претерпела много изменений, поэтому ее точный вариант остается загадкой. В то же время она служит хорошим материалом для понимания бытности царских особ того времени.Науку ассирийцы особо не развивали. Однако они составили рецепты, полезные справочники, простейшие химические формулы, астрологические наблюдения и медицинские трактаты. Ассирийцы упражнялись в юриспруденции, вели сочинения на вавилонском. Проблема изучения научных трудов заключается в смешивании их с колдовскими учениями, которые писали жрецы. Есть и действительно интересные моменты: описания военной техники, создание инженерных сооружений, строительство крепостей. Ассирийцы достигли больших высот в архитектурном деле. Основным материалом оставался сырцовый кирпич, а для облицовки использовали камень. Именно ассирийцы использовали зиккураты — башни ступенчатообразного типа. Украшались здания рельефом и росписью, которые высекали на плитах. Художники часто изображали охотников и животных. Изображения восхваляли царей, войско, срамили врагов. Современные ассирийцы бережно хранят и почитают культуру предков и создают на ее основе собственную. Из известных ассирийских современных трудов можно отметить «Истребителя колючек» — сборник сказаний, рассказов и легенд.


Фольклор

Фольклор ассирийцев интересен эпосом «Катыне Габбара». Он полностью переведен на русский язык и частично издается на английском. Первый том эпоса рассказывает о царе Тума, который сталкивается с дьяволицей Шиддой (также Лилит), нападавшей на население. Она порабощает женщин и мужчин, а детей съедает. Царю приходится созывать воинов, чтобы воззвать их к смелости и сразиться с чудовищем. Но мало кто из пришедших на зов царя мужей желает вступить в схватку. Только храбрый Катыне отважился дать бой Лилит. Во втором томе идет повествование о подвигах Катыне, что служит своеобразной предысторией воина. Ему предстоит столкнуться с загадочной и невероятно сильной женщиной. Чтобы победить ее, нужно поднять локоны, с чем храбрый Катыне справляется с легкостью. Вторым испытанием становится сражение с 2 быками, нападающими на жителей маленькой деревни. И с ними Катыне справляется легко. Далее он отправляется в царство Шидды (Лилит). Внезапно ему является проводник, рассказывающий об опасностях — это очередное испытание, которое проверяет стойкость разума юноши. Как только он вторгается в пещеру, закрытую мраморной дверью, злые духи жалобно начинают просить прогнать проводника, называя его злым колдуном. Катыне оказывается стойким и игнорирует их голоса, а после сдвигает камень-«корону», принадлежавшую Шидде. На этом второй том заканчивается, и читатель возвращается к великой битве. Герою удается победить Шидду, но в конце произведения авторы оставляют загадочное послание, которое намекает, что все прочитанное является аллегорией на борьбу добра и зла, которая никогда не заканчивается.

Религия Ассирии

Религия древнего ассирийского государства во многом была заимствована из Вавилона и многие ассирийцы покланялись тем же самым языческим богам, что и вавилоняне, но с одним существенным отличием – в качестве верховного бога почитался истинно ассирийский бог Ашшур, считавшийся начальником даже над богом Мардуком – верховным богом вавилонского пантеона. В целом боги Ассирии, как впрочем и Вавилона, чем то похожи на богов античной Греции, они могущественны, бессмертны, но в то же время обладают слабостями недостатками простых смертных: могут быть завистливыми или прелюбодейничать с земными красавицами (как это любил делать Зевс).

У разных групп людей, в зависимости от рода занятий, мог быть разный бог-покровитель, которому те отдавали больше всего почестей. Была сильна вера в различные магические церемонии, равно как и магические амулеты, суеверия. Часть ассирийцев сохраняла пережитки еще более древних языческих верований тех времен, когда их предки еще были кочевыми пастухами.

Падение Ассирии

Ассирия росла стремительно, новые и новые захваченные земли приносили в страну постоянный поток золота, рабов, ассирийские цари строили роскошные города, так была построена новая столица ассирийского царства – город Ниневия. Но с другой стороны захватническая политика ассирийцев плодила ненависть захваченных, покоренных народов. То там, то тут вспыхивали мятежи и восстания, много их было потоплено в крови, например сын Саргона Синехериб после подавления восстания в Вавилоне жестоко расправился с восставшими, оставшееся население приказал депортировать, а сам Вавилон сровнять с землей, залив водами Евфрата. И только при сыне Синехериба царе Ассархаддоне этот великий город был отстроен заново.

Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам нашла свое отражение и в Библии, в Ветхом завете не раз упоминается об Ассирии, например в истории пророка Ионы, Бог велит ему идти проповедовать в Ниневию, что тот делать очень не хотел, в итоге оказался во чреве большой рыбы и после чудесного спасения, таки отправился в Ниневию проповедовать покаяние. Но не уняли ассирийцы проповедям библейских пророков и уже около 713 года до н. е. пророк Наум пророчествовал о гибели греховного ассирийского царства.

Что ж, его пророчество сбылось. Против Ассирии объединились все окрестные страны: Вавилон, Мидия, арабские бедуины, и даже скифы. Объединенные войска разбили ассирийцев в 614 году до н. е., осадили и разрушили сердце Ассирии – город Ашур, а через два года подобная участь постигла и столицу Ниневию. В это же время вновь вернул свое былое могущество легендарный Вавилон. В 605 году до н. е. вавилонский царь Навуходоносор в битве при Каркемише окончательно разбил ассирийцев.

Одежда

Зажиточные ассирийцы носили платья и туникообразные рубашки. Рубашка украшалась бахромой, иногда использовали шерстяную ткань пурпурного цвета. Распространенными украшениями служили серьги, браслеты, ожерелья. Знать не скупилась на дорогие аксессуары, приобретая как можно более крупные браслеты, выполненные из драгоценных металлов. В то же время в почете была бронза. Платья подпоясывались широким поясом.

  1. Одежда ремесленников, воинов и земледельцев была на порядок скромнее. Проявлялось это прежде всего в тунике, которая доходила только до колен.
  2. О женских нарядах известно немного — большинство сведений оказалось уничтожено в ходе войн и депортации. До наших дней дошли данные о том, что рабыням запрещалось носить покрывала, скрывавшие лица.
  3. Некоторые из воинов надевали особые одежды. Представители легких отрядов надевали латы с металлическими пластинами, защищавшими грудь. Под ними носили тунику. Головным убором являлся шлем, похожий на каску, с покрывалом, обрамляющим подбородок. Практически все мужчины носили бороды и завивали волосы. Отсутствие бороды указывало на принадлежность к евнухам.
  4. Особой роскошью отличалась одежда ассирийского царя. Верхнее платье было расшито красными нитями, исполнено преимущественно в темно-синем цвете. Рукава короткие, а талия стягивалась широким поясом, обшитым бахромой. Каждая кисть представляла собой стеклянные бусы. Сверху царь носил епанчу, отдаленно похожую на жилет, но очень длинный. Ее тоже расшивали узорами и богато украшали. На голове он носил тиару с широкой лентой, расшитой золотыми нитями.

Культ украшений был развит у ассирийцев необычайно сильно. Серьги, браслеты, перстни изображали символику богов. Часто браслеты закрепляли выше локтей, иногда на предплечьях. Вместе с украшениями носили амулеты, которые тоже отображали божественные эмблемы.

Историческое значение Ассирии и основные достижения

Ассирия – древняя цивилизация, сумевшая организовать первую в мире дисциплинированную регулярную армию. Ее солдаты впервые использовали вооружение, изготовленное из железа.

Это государство достигло успехов в искусстве осады и конструировании дальнобойных орудий. Ассирийские военачальники создали первые прототипы онагров и баллист, применявшихся в римских армиях. Военные реформы позволили государству захватить Переднюю Азию и покорить Египет.

В следующей таблице представлена структура среднестатистического войска Ассирии:

Виды вооружения Технические приспособления Рода войск
Железные мечи Осадные башни Пехота
Боевые топоры Тараны Копьеметатели
Дротики Штурмовые лестницы Конница
Копья Боевые колесницы
Щиты Пращники
Панцири
Праща

Ассирия достигла успехов в таких областях науки, как инженерия, астрономия и медицина. Ассирийские специалисты построили первые водопроводы, каналы и акведуки длиной 3 км. Научные труды хранились в библиотеке города Ниневия.

В них указывались результаты наблюдения ассирийских ученых. После разгрома государства библиотека была частично уничтожена. Рукописи и книги были перемещены в другие города. В середине XIX столетия археологи обнаружили останки библиотеки Ниневии и собрали оставшиеся научные труды.

Ассирия древняя цивилизация. Достижения

Ассирийские творцы смогли воссоздать огромное число предметов изобразительного искусства, литературы и поэзии. В произведениях описывались традиции Месопотамии и Междуречья. Ассирия оказала влияние на развитие культуры, искусства и архитектуры Ирана, Парфии и Персии.

«Ассирия (XIV-VII вв. до н.э.)»

Ассирия — государство северомесопотамских племен, создавших в XIV-VII вв. до н. э. мощное государство. Новая Ассирийская империя (750-620 г. до н. э.) считается первой империей в  истории человечества. Название происходит от имени верховного бога Ашшура и названия столицы государства.

Правитель носил титул «ишаккум». В древности государство носило остаточные черты военно-общинного строя. Его название звучало как «община Ашшура». Власть ишаккума возросла только в связи с началом ассирийских завоеваний.

Опираясь на многочисленное войско, ассирийский царь Салманассар I начал в ХШ в. до н. э, походы, продолжавшиеся и при его сыне Тикульти-Нинурте I. Царство Митанни, ослабленное хеттами, было окончательно разгромлено, границы ассирийских владений были расширены, был завоеван Вавилон. Это первое возвышение Ассирии оказалось недолговечным.

История Ассирия — это чередование циклов упадка и укрепления, основанное на соотношении сил этнических образований в регионе. Приход сильных завоевателей из других частей Передней Азии и государствообразование у соседей грозило Ассирии гибелью, но ей удавалось сохраниться и дожить до периода следующего подъема.


Новый подъем могущества начался при Тиглатпаласаре I (конец XII — начало XI вв. до н. э.). Он вел войны в Вавилонии, Северной Сирии и Финикии и совершал набеги на Армянское нагорье. Усиление арамейских племен привело к ослаблению Ассирии. В X в. до н. э. арамейский натиск стад ослабевать, и ассирийские цари смогли уже сами перейти в наступление против урартийцев и арамеев. Это наступление было завершено в начале IX века до н. э. победами царя Ашшурнасирпала II (883—859 гг. до н. э,), который заложил основу будущей Ассирийской военной державы.

В конце IX в. до н. э. Ассирия была ослаблена внутренними смутами и наступлением урартийцев. Только с середины VIII в. до н. э. ассирийцы вновь начинают экспансию. Ассирийские цари Тиглатпаласар III (745-727 гг. до н. э.) и Саргон II (722-705 гг. до н. э.) завоевали Сирию с Дамаском, Вавилонию, нанесли тяжелое поражение Урарту. Асархаддом в 671 г. подчинил Египет своей власти, но через двадцать лет Египет освободился.

Это завоевание было последним военным успехом Ассирии. Вскоре она гибнет, ослабленная внутренним кризисом и восстаниями покоренных народов.

Многовековая битва за выживание определила особенности ассирийской культуры и ментальности, которая характеризуется брутальностью и культом силы. Ассирийское право отличалось исключительной жестокостью наказаний, беззащитностью должников и бесправием женщины. В искусстве деспотизм отразился в каноне обезличенного изображения человека. Реализм проявился лишь в изображении животных, в частности, их страданий и силы.

Ассирийцы были страстными охотниками, сохранилось много барельефов с изображениями сцен охоты.

Это конспект по теме «Ассирия (XIV-VII вв. до н.э.)». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Нововавилонское царство
  • Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

История Ассирии

Величие Ассирии, впрочем, как и всех великих держав, в истории проявилось не сразу, ему предшествовал долгий период формирования и зарождения ассирийской государственности. Сформировалась эта держава из кочевых пастухов-бедуинов, некогда обитающих в аравийской пустыни. Хотя пустыня там сейчас, а раньше там была очень даже приятная степь, но климат изменился, пришли засухи и многие пастухи-бедуины вследствие этой причины предпочли переселиться на плодородные земли в долине реки Тигр, где основали город Ашшур, он то и стал началом создания могучего Ассирийского государства. Местоположение Ашшура было выбрано очень удачно – он находился на пересечении торговых путей, по соседству располагались другие развитые государства древнего мира: Шумер, Вавилон, Аккад, интенсивно торговавшие (но не только, порой и воевавшие) друг с другом. Одним словом, очень скоро Ашшур превратился в развитый торговый и культурный центр, где главенствующую роль играли купцы.

На первых порах Ашшур – сердце ассирийской державы, как и сами ассирийцы, не имел даже политической самостоятельности: сперва он находился под контролем Аккада, затем перешел во власть вавилонского царя Хаммурапи, знаменитого своим кодексом законов, затем под властью Митании. Под властью Митании Ашшур пробыл целых 100 лет, хотя, разумеется, он имел и свою автономность, во главе Ашшура стоял правитель-ном, бывший своего рода вассалом митанского царя. Но вот в XIV в. до н. э. Митания пришла в упадок и Ашшур (а вместе с ним и ассирийский народ) обрел подлинную политическую независимость. С этого момент начинается славный период истории ассирийского царства.

При царе Тиглапаласаре III, который правил с 745 по 727 год до н. е. Ашшур, или же Ассирия превращается в настоящую сверхдержаву древности, в качестве внешней политике выбрано активное воинственное расширение, ведутся постоянные победоносные войны с соседями, приносящие в страну приток золота, рабов, новых земель и связанных с ними выгод. И вот уже воины воинственного ассирийского царя маршируют по улицам древнего Вавилона: вавилонское царство, некогда само правившее ассирийцами и высокомерно считающее себя их «старшими братьями» (ничего не напоминает?) повержено своими бывшими поданными.

Своим блистательным победам ассирийцы обязаны очень важной военной реформе, которую провел царь Тиглапаласар, – именно он создал первую в истории профессиональную армию. Ведь раньше как было, армии составлялась в основном из землепашцев, на период войны сменявших соху на меч

Теперь же она была укомплектована из профессиональных воинов, не имеющих своих земельных участков, все расходы по их содержанию оплачивало государство. И вместо того чтобы пахать землю в мирное время они все свое время совершенствовали военное мастерство. Также большую роль в победе ассирийских войск сыграло применение металлического оружия, активно вошедшего в то время в обиход.

Ассирийский царь Саргон II правивший с 721 по 705 год до н. е. укрепил завоевания своего предшественника, окончательно покорив Урартское царство, бывшее последним сильным противником, стремительно набирающей силы Ассирии. Правда Саргону сами того не ведая помогли скифы, напавшие на северные границы Урарту. Саргон же, будучи умным и расчетливым стратегом, просто не мог не воспользоваться такой прекрасной возможностью, чтобы окончательно добить своего уже ослабленного противника.

Оружие и доспехи

Вавилонское и ассирийское вооружение и предметы быта воинов:1. Чешуйчатый панцирь с удлинением сзади; 2, 3, 4, 8. Стоячие щиты и плетеный ручной щит; 5. Плоский круглый щит; 6, 7, 9 — 11. Выпуклые щиты с выступом; 12, 13, 15, 16. Топоры; 14. Двойной топор; 17 20. Кинжалы; 21. Серповидный нож; 22 — 28, 30. Мечи и оклад ножен; 29. Рукояти кинжалов; 31, 33, 34. Метательные копья; 32. Ударное копье; 35. Наконечник пики; 36 — 38, 40 — 42. Стрелы, колчаны и луки; 39. Щиток лучника для защиты руки; 43 — 47, 55. Жезлы и скипетр; 48. Колокольчики (без языков); 49. Сосуд для черпания; 50. Миска; 51, 56, 57. Лампы; 52, 53. Воронки; 54. Орнамент; 58 — 60. Крышки для котлов.

Ассирийское войско отличалось большим разнообразием и для своего времени высокими качествами. Применялись лук со стрелами, имевшими металлические наконечники, праща, короткое копье с бронзовым наконечником, меч, кинжал, палица, окованная железом. Усовершенствовано было и защитное вооружение: шлем имел подвеску, прикрывавшую затылок и боковые части головы; воины, которые вели осадные работы под стенами осажденного города, были одеты в сплошные длинные панцири, сделанные из волокна, обшитого продолговатыми бронзовыми пластинками: щиты ассирийских воинов были разнообразны как по форме и материалу, так и по назначению — от легких круглых и четырехугольных до высоких прямоугольных с навесом, защищавшим воина сверху. Воин имел при себе бронзовую кирку на длинной деревянной рукоятке, которая применялась при прокладке дорог, устройстве оборонительных сооружений, разрушении завоеванных крепостей, обычно уничтожавшихся до основания, а также железный топор. Запасы оружия и снаряжения хранились в царских арсеналах.

Падение бога Халди

В 714 году до н.э. он решил покончить с врагом и двинулся вглубь страны, но переходы по горам давались нелегко. К тому же, Руса, думая, что враг направляется к Тушпе (столица Урарту) стал собирать новое войско. И Саргон решил не рисковать. Вместо столицы он атаковал религиозный центр Урарту – город Мусасир. Такого Руса не ожидал, поскольку был уверен в том, что ассирийцы не посмеют осквернить святилище бога Халди. Ведь его чтили в северной части Ассирии. Руса был так уверен в этом, что даже спрятал в Мусасире государственную казну.

Итог печален. Саргон захватил город и его сокровища, а статую Халди велел отправить в свою столицу. Такого удара Руса не смог пережить и покончил с собой. Культ Халди в стране сильно пошатнулся, а само государство оказалось на краю гибели и больше не представляло для Ассирии угрозы.

2.

Психологический террор Ассирийцы создавали таблички, на которых рисовали и описывали процесс пыток своих врагов, чтобы следующий город знал, что случится с его защитниками. На этих табличках был показан процесс снятия кожи с живых людей, выкалывание им глаз и сажание на колья. После одного из ассирийских царей Ашшурнацирапала II остался целый ряд подобных табличек, на которых были описаны его зверства при захватах городов: «я содрал кожу из всех защитников города и развесил ее на стенах… я сжег всех детей… из голов жителей перед городом была сложена башня». К тому времени, как ассирийская армия подходила к стенам очередного города, его жители уже знали, что их ждет.

Еда

Современные ассирийцы сохранили древние обычаи приготовления пищи. Мясо птицы и животных было в изобилии благодаря развитому скотоводству, среди кисломолочных продуктов распространение получили сыры. Ассирийские блюда считаются одними из самых сложных в приготовлении, особенно в плане раскатки кяды — многослойное тесто. Ассирийские супы обычно имеют яичную основу. Мясо подают в мелко нарезанном виде и смешивают с другими ингредиентами. При этом не утратили популярность кебабы и блюда из курицы, подаваемые в арабских странах. Ассирийцы употребляют в пищу лаваш, зерновые, бобовые. Блюда готовятся в очаге и глиняной посуде, что в значительной мере влияет на их вкус. Овощи и фрукты употребляют в сыром виде, иногда маринуют, сушат и квасят. Их обязательно добавляют в супы, вторые блюда. В древние времена ассирийцы заметили, что овощи способствуют лучшему усваиванию мяса. Как правило, овощи сдабривают специями: базиликом, мятой, кинзой, черным перцем. Из топленого масла и муки делают мертоху — смесь, которую намазывают на лаваш. К ней добавляют корицу, ваниль и кардамон, получая кондитерское изделие. Самым популярным супом в ассирийской кухне является ширва. В него добавляют лук, зелень, яйцо, красный перец, причем часть ингредиентов предварительно обжаривают. Из сладостей большую любовь приобрели хасыда, молочный пудинг рызза, джаджик. Однозначно можно сказать, что ассирийская кухня очень многообразна, но освоить ее довольно трудно из-за многообразия нюансов рецептуры, которую обязательно нужно соблюдать. Древние ассирийцы из бедных слоев ели хлеб, лук, чеснок и овощи. Наиболее сытными блюдами для них являлись мучные, рыбные. Мясо могли позволить себе только на праздники. Рабы могли есть рыбу исключительно в сушеном виде, хлеб ели ячменный, заедая луком или чесноком. Знать не отказывала себе в роскошной пище, наслаждалась мясом, запивала каждое блюдо вином. Из экзотики предпочитали саранчу, на столе также всегда было много сладких фиников из Вавилона.Ассирийцы пускай и не являются в наши дни целостным этносом, все же сумели стать народом, сохранившим древнюю культуру. Это помогает им не ассимилировать, но интегрироваться в другие народы, создавая браки на равных правах аналогично взаимоотношениям с государствами разных стран.

Религия

Ассирийцы являлись язычниками и верили преимущественно в вавилонских Богов.

Мардук


Особое место в ассирийской мифологии занимал Ашшур, являвшегося аналогом вавилонского Бога войны Мардука.

Божества считались бессмертными и могущественными.

Они обладали недостатками и достоинствами обычных людей и имели уникальное предназначение.

Жители Ассирии верили в Бога, близкого к роду их деятельности. Они отдавали почести и проводили религиозные церемонии.

Широкой популярностью среди ассирийцев пользовались божественные амулеты и обереги, защищавшие от воздействия отрицательной энергии.

Часть населения сохраняла древние верования и суеверия, возникшие до захвата Вавилонии.

Современные потомки ассирийцев являются приверженцами христианства. Они принадлежат к Халдейской католической церкви Востока.

Христианская вера позволила ассирийцам сохранить идентичность среди мусульманского и иудейского населения Ближнего Востока.

Могучая Ассирия является древней цивилизацией, определившей вектор развития истории человечества. Это государство создало основы фундаментальных наук и оказало влияние на искусство, религию и культуру стран Ближнего Востока и Эллады.

Ассирийские полководцы создали новые тактики ведения войны и сформировали структуру регулярной армии. Несмотря на развитие социальной и духовной сфер, Ассирия являлась милитаризованным государством, ведущим политику экспансии, что привело к частым бунтам и последующему распаду страны.

Оформление статьи: Мила Фридан

Традиции

Традиции складывались на протяжении долгих веков, поэтому почти все выглядят довольно необычными.

Свадьба

Свадебные обычаи специфичны: горные жители на сватовство предлагают девушке кольцо, которое она может надеть или отдать в знак отказа. У равнинных ассирийцев принято похищать невесту. За девушку обязательно нужно отдавать откуп, что указывает на собственническое отношение. Если до свадьбы женщина принадлежит отцу, то после она по праву считается собственностью новой семьи. Перед организацией свадебного торжества молодожены обращаются к астрологу, который подсказывает наиболее удачный день для узаконивания брака. Пир устраивают в доме жениха, после чего в одной комнате молодые должны провести трое суток. Затем наступает пора отправляться в дом жены, где молодожены будут жить вместе. Не так давно женщине было необходимо чтить родителей мужа и беспрекословно им подчиняться, иначе ее мог ждать развод, который приравнивался к позору. Сейчас нравы стали немного иными, поэтому ассирийцы уже не ищут пары только среди представителей своего народа.

Праздники

Новый год празднуется у ассирийцев 1 апреля и называется Хаб-Ниссан. Связан он был с разливом рек Тигр и Евфрат. Разлив означал повышение плодородности почв и начало урожайного сезона. Вместо новогодней ели ассирийцы использовали дерево, называемое священным. До наших дней сохранились рисунки, на которых видны плоды, схожие с яблоками. Ассирийцы празднуют Успение Богородицы, в ходе которого приглашаются все люди, которым приходится жить на улице. Каждого гостя угощают и поят, даже если это совершенно незнакомый никому человек.

Искусство Ассирии

Знаменитые ассирийские барельефы, бывшие некогда внутренними украшениями дворцов ассирийских царей и дожившие до нашего времени дают нам уникальную возможность прикоснуться к ассирийскому искусству.

В целом искусство древней Ассирии исполнено пафоса, силы, доблести, в нем прославляется отвага и победа завоевателей. На барельефах часто встречаются изображения крылатых быков с человеческими лицами, они символизируют ассирийских царей – высокомерных, жестоких, могущественных, грозных. Таковыми они и были в реальности.

Ассирийское искусство впоследствии имело большое влияние на формирование персидского искусства.

Религия и искусство


Главным ассирийским божеством являлся Ашшур – бог войны. Почтительно относились к богине-воительнице Иштар, духам неба и земли. Ассирийцы верили в существование после смерти, но оно представлялось как мрачное заточение, лишь избранные могли достичь блаженства.

На развитие ассирийской культуры сильно повлияли шумеры, митаннийцы и хетты, зависимым от которых в разное время было государство. Только став сильной рабовладельческой державой Ассирия достигла самостоятельных высот в искусстве (1 тысячелетие до н. э.).

Большинство произведений носило гражданский, а не религиозный характер, прославляя правителей и военные силы Ассирии. Строились роскошные дворцы, украшенные росписью и рельефами, хорошо укрепленные крепости и довольно небольшое количество храмов.

Рис. 3. Ассирийский дворец.

Что мы узнали?

Из статьи по истории (5 класс) мы познакомились с тремя этапами развития Ассирийского государства, выявив их временные рамки и отличительные черты; охарактеризовали ассирийскую религию и искусство.

4.

Осадные орудия В то время практически не существовало осадных орудий. В лучшем случае армия могла надеяться прорваться через ворота города, пытаясь выбить их бревном, часто в то время как по ним со стен стреляли лучники. Ассирийцы, однако, изобрели некоторые из первых осадных орудий в мире. К примеру, они изобрели таран — устройство, которое казалось невозможно остановить в то время. Это была сложная конструкция на колесах, внутри которой было огромное бревно с железным наконечником в виде головы барана, которое раскачивалось на цепях, позволяя пробивать вражеские стены. Люди внутри конструкции, которые раскачивали бревно, были защищены деревянными досками, обтянутыми сырыми шкурами животных, в которых вязли и тухли зажженые стрелы защитников города.

Жилище

Наиболее интересным жилищем являются старинные дома ассирийцев. Знать могла позволить себе дома с несколькими комнатами. Убранство помещений было богатым, причем богатство заключалось в большом количестве циновок, цветных тканей и ковров. Мебель украшали металлическими пластинами, инкрустировали слоновой костью и драгоценными камнями. Окна в домах располагались под крышей и были квадратными. В них использовались глиняные или деревянные рамы. Стены оштукатуривались известью. В жаркое время года их поливали водой и в процессе испарения таким образом охлаждали помещение. Обычные горожане не могли позволить себе много мебели, тем более инкрустированной дорогими изделиями из слоновой кости. Максимум каждый мог иметь несколько табуретов или стульев, а в качестве спального места использовалась циновка. Муж и жена спали на кроватях, а гости и дети — как раз на подстилках. Печь строили во дворе, там же держали кувшины с вином и отдельно с водой. Воду использовали для умывания и питья. Рядом с печью держали котел, в котором кипятили воду. Пищу принимали за столом: у богатых столы были большими, простые же люди могли позволить себе маленькие столики на коротких ножках. Женщины и мужчины держались в домах раздельно и только во время трапезы садились за общий стол. Для защиты от сглаза или злых духов использовались амулеты в виде страшных существ. На каждом амулете вырезали заговор, который отгонял духов. Некоторые амулеты вешали над дверями, другие зарывали под порогом. Древние ассирийцы имели свой культ богов, покровительствующий хозяевам дома. Их фигурки тоже ставили в разные места комнат. Каждой из них периодически давали яства в знак жертвоприношения.

Этапы становления

Считается, что Ассирийская держава возникла в 24 веке до н. э. Период ее существования можно разделить на три основных этапа:

Староассирийский (2600-1392 года до н.э.): скорее является подготовительным периодом. Построен первый город Ашшур, ставший центром будущего государства. Вначале вокруг него образовались небольшие торговые поселения. Территории долгое время пополнялись переселенцами, находились под властью Акадда, Шумера. Самостоятельным Ашшур стал в 20 веке до н. э. Близость крупных торговых путей позволила ему активно развиваться, образовывая колонии. С 19 века до н. э. снова был зависимым (управляли аморейцы, вавилоняне, касситы).

В 15 веке до н. э. подчинялся государству Митанни. В конце этого столетия Ашшур с прилегающими землями избавляется от зависимости.

Рис. 1. Древний город Ашшур.

Среднеассирийский (1392-935 года до н. э.): началось становление будущей империи. В 14-13 веках до н. э. велись войны с Вавилоном и Хеттским царством. В 10 веке до н. э. государство пришло в упадок после вторжения арамейцев. В 9 веке до н. э. Ассирия начала активные завоевательные военные действия.

Правители Ассирии склонялись к единоличному управлению страной, одновременно являясь верховным жрецом, военнокомандующим, а иногда – казначеем.

Новоассирийский (935-605 года до н. э.): государству удалось преодолеть кризис. Велась война с Урарту. Было завоевано Израильское царство, часть Египта. В 8 веке до н. э. столицей Ассирийской державы стал город Ниневия. В 7 веке до н. э. Ассирия была захвачена объединенными силами мидийцев и вавилонян.

Ассирия, развившаяся в Новоассирийскую державу, признана первой в мире империей. Это стало возможным благодаря множеству успешных военных кампаний.

Рис. 2. Карта Ассирии.

Где находилась Древняя Ассирия, столица

В период своего расцвета Ассирия занимала территорию от Восточного побережья Средиземного моря до Каспия. В ее состав входили крупнейшие реки Междуречья: Тигр и Евфрат.

В XXI столетии на месте Древней Ассирии размещены следующие государства:

  • Иран (частично);
  • Турция (частично);
  • Ливан;
  • Ирак;
  • Сирия;
  • Израиль;
  • Саудовская Аравия (частично);
  • Иордания (частично).

Рельеф Ассирии представлен равнинами, пустынями и гористыми местностями. На севере древней страны находились горы Тавра, откуда брала начало река Тигр. Большая часть территории государства располагалась на плато Джезире и Месопотамской низменности, где проходили важные торговые пути.

Условно Ассирия была поделена рекой Большой Заб на 2 земледельческих района, орошаемые при помощи притоков.

Древнейшим городом Ассирии является Ниневия, возникшая в результате слияния множества культур эпохи Неолита. Она стала столицей государства в новоассирийском периоде. Первым столичным городом державы стал Ашшур, разрушенный в VII столетии до н. э.

Статус столицы также имели следующие города:

  • Шубат-Энлиль и Экаллатум (столица с 1807 по 1720 гг. до н. э.);
  • Кар-Тукульти-Нинурта (столица с 1210 по 1207 гг. до н. э.);
  • Кальху (столица с 870 по 707 гг. до н. э.);
  • Дур-Шаррукин (столица с 707 по 690 гг. до н. э);
  • Харран (столица с 612 по 610 гг. до н. э.);
  • Каркемиш (столица с 610 по 605 гг. до н. э.).

Население северной Ассирии состояли преимущественно из амореев-кочевников и аккадцев. На юге страны проживали вавилоняне и древние ассирийцы. В нынешнее время большая часть территории бывшей Ассирии заселена иракскими арабами, туркменами, сирийцами, курдами и турками.

Организация

Основным войском считался кисир. Кисир делился на пятидесятки, которые подразделялись на десятки. Несколько кисир составляли эмуку (силу).

Ассирийская пехота делилась на тяжелую и легкую. Тяжелая пехота была вооружена копьями, мечами и имела защитное вооружение — панцири, шлемы и большие щиты. Легкая пехота состояла из лучников и пращников. Боевую единицу обычно составляли два воина: лучник и щитоносец.

Наряду с этим имелись и боевые единицы, состоявшие только из тяжеловооружённых воинов. Ассирийская пехота действовала в сомкнутом строю лучников, ведущих бой под прикрытием тяжелых пехотинцев со щитами. Пехотинцы метали в неприятеля стрелы, дротики и камни.

Важную часть ассирийского войска составляли боевые колесницы, которые начали использовать около 1100 года до н.э. В них были запряжены две-четыре лошади, а к кузову прикреплялся колчан со стрелами. Экипаж её состоял из двух воинов — лучника и возницы, вооружённого копьем и щитом. Иногда экипаж усиливался двумя щитоносцами, которые прикрывали лучника и возницу. Боевые колесницы применялись на ровной местности и были надежным средством для действий против нерегулярных войск.

Кроме того, в ассирийском войске появились зачатки совершенно новых родов войск — конницы и «инженерных» войск. Всадники в большом количестве впервые появились в ассирийском войске в IX веке до н.э. Вначале всадник сидел на неоседланной лошади, а затем было изобретено высокое седло без стремян. Всадники вели бой парами: один был вооружен луком, другой копьем и щитом. На вооружении всадников иногда имелись мечи и булавы. Однако конница ассирийцев была ещё нерегулярной и не вытесняла боевые колесницы.

Для выполнения различного рода землекопных, дорожных, мостовых и других работ ассирийское войско имело особые отряды, положившие начало развитию инженерных войск. На вооружении войска были тараны и катапульты для разрушения крепостных стен, осадные башни и штурмовые лестницы, а также переправочные средства — бурдюки (на них переправлялись через реки отдельные воины, из них же устраивали плоты и плавучие мосты).


С этим читают