Атаман

Наш ответ амазонкам

Обычно атаманшей называли жену главаря казаков или разбойников, были, однако, в истории те дамы, которые по праву носили такое звание, являясь настоящими воительницами. Одной из самых отчаянных была Мария Никифорова, более известная, как Маруся.


Девушка была дочерью военного, возможно, это наложило сильный отпечаток на ее жизненные взгляды и ценности. Будучи совсем юной, она приобщилась к анархистам, поначалу участвовала в агитационной деятельности, затем собрала вокруг себя целую команду единомышленников.

Еще до своего совершеннолетия (21 год) она занималась террористической деятельностью, была причастна к грабежам, убийствам и разбоям, за что официальными властями была приговорена к смертной казни, которую, однако, не привели в действие, заменив бессрочной ссылкой на каторгу.

Ей удалось оттуда сбежать, и вновь заняться своим темным делом. Отряд Маруси действовал на разных территориях и всегда находился в гуще событий Гражданской войны. Девушка отчасти подчинялась махновцам, содействовала и большевикам, но в итоге так и не смогла заняться какой-либо конструктивной деятельностью. По одной из версий, Марусю таки расстреляли, когда началась массовая зачистка неблагонадежных и опасных элементов в новом, коммунистическом обществе.

Сословие атаманов

Но с течением времени дело изменилось: возникло на Дону целое сословие атаманов, резко отделявшееся от народа и рядовых казаков. Впрочем, наряду с этим, слово «атаман» и в смысле начальника и должностного лица, и в смысле просто знатного казака начинает заменяться словом «старшина». Впервые название старшины упоминается в 1649 г. в донесении дворянина Андрея Лазарева в Посольский приказ, где слово это употреблено вместо «атаман». Далее в показании, данном в Посольском приказе станичным атаманам Козьмой Дмитриевым, приехавшим с Дону в Москву в 1655 г., между прочим говорится, что начальником казаков в морском походе был старшина Павел Нескочихин. После этого весьма часто встречается в актах название старшины, которое означало то же, что и атаман. С 1680 г. название «атаман» весьма редко встречается в актах, кроме одних только грамот, в коих обыкновенно писали: «на Дон в нижние и верхние юрты атаманам и казакам, войсковому атаману (такому-то) и всему войску Донскому»; в донесениях же в Посольский приказ разных чиновников, бывших на Дону, атаманов всегда называли старшинами.

При Петре I название старшины сделалось столь общим, что и само Войско Донское в донесениях своих к государю именовало знатных людей старшинами: «и мы, выбрав в кругу, — доносили государю казаки в 1705 г., — старшин Максима Фролова, Василья большого Познеева, Ефрема Петрова и прочих…». Из современных актов не видно, в какое именно время название старшин обратилось в звание сословное и чин. Надо полагать, что это последовало в середине XVII столетия, когда число казаков значительно умножилось, возникли постоянные и обширные селения, появились богатые и бедные, проникли в среду казаков роскошь и честолюбие.

Разбойничья душа

На деле так оно и есть, атаман – это главенствующий над группировкой людей, которые сбежали от общепринятой правовой системы. В свое время, когда лишь зарождалось само понятие казачества, а также в пору расцвета данной страницы в истории нашего государства, люди из этого социального сословия не были воинским подразделением, подчиняющимся главнокомандующему (царю или губернатору). Они принадлежали сами себе, слушались лишь своего старшего, который руководствовался в действиях по принципу «кто больше платит, тому и служим».

Казаки были в большей мере бандитами, собранными в разобщенные группы, которые долгое время не сотрудничали друг с другом, напротив, делили сферы влияния. Атаман (определение звучит, как руководитель разбойничьей группировки или нерегулярного воинского формирования) собирал своих подчиненных по мере необходимости. Он отвечал за обеспечение банды едой и оружием, занимался тактическим планированием и в целом был ее «мозгом».

В словаре Фасмера Макса

атама́ндиал. вата́ма́н, укр. ата́ман, ота́ман. Др.-русск. ватаманъ (часто с 1294 г.). Срезн. (I, 231 и сл.) возводит к атаманъ, однако не может привести столь же старые примеры последнего. Ср. также польск. wataman у Папроцкого (1584 г.), по указанию Брюкнера, KZ 48, 172 и сл. В то же время в XVII в. часто атаманъ: «Смерть Скопина-Шуйского», «Азовск. Вз.» и др., см. РФВ 56, 139. Согласно старому мнению (Mi. EW 5; Бернекер 1, 378; Преобр. 1, 9 и сл.; Брандт, РФВ 22, 124), эти слова, как и польск. hetman, восходят к нем. Hauptmann, раньше heubtmann. Это толкование сопряжено с фонетическими трудностями, поэтому Брюкнер (KZ 48, 172), Дашкевич (AfslPh 4, 545) и Смаль-Стоцкий («Slavia» 5, 44) отделяют (в)атаманъ «старейшина» от группы hetman (см. ниже ге́тман). Брюкнер (там же) делает попытку возвести первое слово к тюрк. odaman «старейшина пастухов или казачьего лагеря», тур., крым.-тат. oda «солдатская артель», «отряд» (Радлов 1, 1121) и ссылается на протетическое в- в вата́га. Ср. сомнения Ягича (AfslPh 4, 545). Совершенно неприемлемо объяснение Горяева, ЭС 438: атаман из тюрк. ata «отец» и tuman «10000»; против см. Преобр. 1,9.••(Ср. еще Дмитриев, Лексикогр. сб., З, 1958, стр. 17. – Т.)

Казачий отец

Как мы уже говорили, атаманы подразделяются на куренных и кошевых. Первые были менее значимыми с точки зрения своей сферы влияния, но это утверждение довольно спорное. На Сечи было 38 человек с таким званием, у каждого из них в подчинении был курень. Выбирали атамана, которого еще называли куренным, сами казаки, это был или бывший воевода, или рядовой служащий. Главное — чтобы его персона удовлетворяла большинство членов сообщества. Никто иной не мог влиять на процесс выборов, это всегда бы исключительно «свой» человек, которого почитали, уважали и слушали.

Атаман получал жалование. В ту пору, когда казачье войско подчинялось имперской власти, оно составляло 27 рублей, также воины (добровольно и по своему усмотрению) делились с ним частью добычи. Отношение к куренному было столь доверительным и «сыновним», что казаки могли пойти ради него даже против воли высшего по рангу воеводы и, наоборот, по просьбе своего непосредственного предводителя терпели временные трудности и невзгоды.

От севера до юга


Кто такой атаман, знали на многих территориях. Такая должность чаще всего отмечается у донских и запорожских казаков. Но не они первые называли так своего предводителя. Первые упоминания об атаманах есть в исторических документах тринадцатого столетия, более поздним официально утвержденным «атаманом» стал Карстен Роде, что удивительно, ведь он был мореходцем. Царь Иван Грозный в 1570 году выдал ему лицензию на каперство в водах Балтийского моря, в ней четко значилось, что Карстену присваивалось звание атамана корабля и его команды.

Однако все же больше этот термин применим именно к сухопутным военачальникам, которые имели отношение к казакам. Атаманы были в таких силовых структурах:

  • Запорожское казачье войско.
  • Черноморское казачье войско.
  • Донское казачье войско.
  • Новгородские начальники городской стражи.

Отметим, что на украинском языке это звание пишется и звучит немного иначе, а именно, как «отаман», что с точки зрения этимологии неверно, ведь тогда слово теряет корни своего происхождения.

Происхождение слова

Что такое «атаман», поможет прояснить разбор слова, и перевод его отдельных частей с языка-первоисточника. Самой распространенной версией происхождения считается трансфигурация от германского наречия слов atta и mann. Первое можно интерпретировать, как «отец», а второе – «муж», «витязь». Соединенные воедино, обе части рождают термин «атаман», который очень хорошо объясняет суть данного воинского звания, ведь переводится, как «отец воинов».

Есть и другое мнение, согласно которому прародителем данного слова есть одно из названий Османской империи, которую также именовали Оттоманской. Запорожские казаки не всегда стояли на защите границ своего государства. Первые их формирования не брезговали продавать свои услуги и крымским ханам, некоторые были приспешниками повелителя Золотой орды. Возможно, это и стало причиной считать, что слово «атаман» имеет восточное происхождение.

Корни слова «атаман»

Языком-первоисточником для него считается германский – слова atta (отец) и mann (муж, витязь). В переводе получается «отец воинов».

Жены атаманов носили именование «атаманша», но были и женщины-воительницы, носящие звание по личным заслугам.

Дочь военного Мария Никифорова (Маруся) слыла самой отчаянной среди них. Начав с агитационных действий, сумела организовать себе отряд для занятий террором – грабежи, убийства, разбойные нападения. Власти приговорили ее к смертной казни, замененной пожизненной каторгой, с которой атаманша сбежала и вернулась к своим делам, не сумев найти более подходящего занятия.

Казачий атаман


Запорожская Сечь имела 38 куренных атаманов, выбранных казаками из бывших военачальников или рядового состава. Руководствовались мнением большинства о его качествах. Человека рассматривали с точки зрения почитания, уважения к нему.

Атаману полагалось жалование, часть добычи. Казаки доверяли ему, почитали как родного отца.

Кошевой атаман возглавлял лагерь, ему подчинялись казаки, младшие атаманы и другие офицеры, писари. Выбранный на Раде кошевой в конце года отчитывался перед войском.

Кто такие атаманы?

Данный термин имеет несколько определений, каждое из которых вполне оправданно передает сущность рода дел, которыми приходится заниматься человеку, именуемому атаманом. Прежде всего, он – это предводитель казаков, заменяющий им отца не только в бытовых «домашних» делах, но и во время боевых подвигов. Причем в этой ипостаси атаман – это должность выборная, практически демократичная, лихие воины самостоятельно и на свое усмотрение выбирают своего предводителя, а в случае неудовлетворения собственным решением по прошествии определенного времени, могут лишить его права быть их представителем.

Но есть и другое значение касательно того, что такое «атаман». Определение, приведенное в толковых словарях, говорит, что этот человек – глава бандитов, наемников и разбойников. В этом русле слово принимает достаточно негативную окраску, а самого атамана не связывают ни с человеком храбрым, ни с отважным. Бандитский предводитель в подсознании большинства – это не справедливый Робин Гуд, а напротив – беспринципный Соловей-разбойник, который ради достижения своих целей и методов не гнушается использовать никакие средства, готов преступить всякие понятия о чести и благородстве.

История

История Всевеликого Войска Донского согласно А. С. Пушкину[неавторитетный источник?] начинается во времена борьбы за власть между Тамерланом и Тохтамышем и распада Великого Степного Войска-Орды и его Войсково-Ордынской Державы (Золотой Орды) на землях возле Волги и Дона. Именно тогда, в условиях царившей анархии и беззакония на этих землях начинается самоорганизация местного христианского населения в казачьи отряды, ядро которых составили бывшие русскоязычные войны-христиане, дезертиры из распадающегося Великого Степного Войска-Орды. Со временем, к казачьим отрядам начали также присоединяться тюркоязычные жители этого региона[источник не указан 2493 дня].

Поэтому нет ничего удивительного, что своих начальников донские казаки продолжали называть атаманами. Главный предводитель всего Войска Донского назывался войсковым атаманом. Он избирался войсковым кругом — народным собранием всего казачьего войска. На этих общественных сходах на открытой площади, казаки действительно составляли из себя круг, стоя без шапок в знак уважения к месту и случаю. Выборы происходили ежегодно и решались большинством голосов. Зачастую на выборах происходила борьба партий, которая среди этой необузданной вольницы нередко заканчивалась кровопролитной схваткой ожесточившихся сторон.

В помощь войсковому атаману избирались ещё войсковой писарь, два войсковых есаула, а для ведения письменной части — войсковой дьяк. Войсковой атаман был лишь исполнительным органом войскового круга, самостоятельной власти он не имел никакой. Блюститель порядка и исполнитель решений круга, он по собственному почину ничего не мог и не смел предпринимать, в противном случае ему грозило позорное лишение должности, а иногда и суровая казнь.

Войсковой атаман обыкновенно докладывал в кругу дела и возбуждал вопросы, требовавшие решения всего войска, для чего он вместе с своими есаулами выходил на середину круга, но это не было его исключительным правом: всякий казак мог выступить в середину и предлагать вопросы на суд народный. Голос атамана был равен голосу всякого другого казака: он имел вес лишь постольку, поскольку подкреплялся личной доблестью атамана и уважением, которое к нему питало войско. Сложив с себя звание по окончании выборного срока, атаман поступал в общее число войска и уж ничем не отличался от рядовых казаков. По образцу этого общего войскового управления начали в конце XVI столетия складываться и частные управления в городках. Всякая казачья община, жившая в городках или зимовищах, равно и посланная куда-либо (например, в Москву за царским жалованьем), именовалась станицей и имела своего станичного атамана.

Но не одних начальников своих и должностных лиц казаки называли атаманами; всякого доблестного казака, выдававшегося своей удалью и отвагой, честили атаманом. Атаман — это цвет казачества, высшее сословие войска, но это не было сословие замкнутое: право называться атаманом давалось не рождением, а приобреталось личной доблестью и славой. Этим значением слова «атаман» объясняются формулы царских грамот, отправляемых на Дон. Так, например, в царствование Иоанна Васильевича и Феодора Иоанновича в грамотах (после титула) писали: «на Дон Донским атаманам и казакам» или даже «на Дон Донским атаманам (следуют имена их) и всем атаманам и казакам». Это же значение слова «атаман» отразилось в поговорках «из рядовичей в атаманы выходят», «терпи казак, атаманом станешь» в традиционном обращении к казакам «Атаманы — молодцы!», в сохранившемся обычае всякого казака честить «атаманом».

Кубок Снайперского Клуба «Атаман»

Кубок Снайперского Клуба «АТАМАН» (Кубок «АТАМАН») – соревнования по стрельбе из пневматического оружия в любительских семейных дисциплинах спорта среди непрофессиональных спортсменов.

Участники соревнований Кубка «АТАМАН» автоматически становятся членами Снайперского Клуба «Атаман».

Кубок «АТАМАН» включает в себя следующие дисциплины:

  • Филд Таргет
  • Хантинг Филд Таргет
  • Варминтинг
  • Стрельба по силуэтам
  • Ф-пневматик
  • БР- 25,50,91

Первые соревнования по Силуэтной стрельбе Кубка «АТАМАН» успешно прошли 5 ноября 2017 года на спортивно-тренировочной площадке СК «Атаман» в ЗСОК «Бисерово-спортинг».


К участию в Кубке «АТАМАН» допускаются стрелки в возрасте от 15 лет. Также по упрощенным правилам, отдельным классом проводятся детские соревнования для участников от 7 до 14 лет в присутствии родителей.

Соревнования по каждой стрелковой дисциплине Кубка проходят в несколько этапов. В зачет идут результаты стрелка по трем лучшим этапам сезона в одной дисциплине. По каждой дисциплине составляется график их проведения на текущий сезон и год. Стрелок самостоятельно регистрируется на каждый этап каждой дисциплины на сайте СК «Атаман».

По результатам соревнований Кубка «АТАМАН» каждый год составляется рейтинг стрелков, на основе которого формируются спортивные квалификации – разрядность. По некоторым дисциплинам, например, по Силуэтной стрельбе, такая квалификация соответствует международным стандартам.

Призеры Кубка «АТАМАН» наряду с памятными медалями, традиционно получают подарки от спонсоров, а также путевки на Общероссийские, Европейские и Мировые Чемпионаты по своим дисциплинам.

Стреляйте с нами, стреляйте как мы, стреляйте лучше нас! Встретимся на Кубке «АТАМАН»

Воинское звание

Атаман отряда казаков – это предводитель воинского подразделения. Его численность могла быть разной, так атаманы делились не только на общеизвестных куренных и кошевых (об этих званиях мы расскажем немного подробнее), но и на походных, отрядных, наказных. Были также деления на руководителей ответственных за конкретные сферы деятельности, например, лисицкий атаман – это человек, который заведовал вопросами охоты, крамной – отвечал за торговлю, школьный – обучал казаков азам науки и грамоте.

Очень емкое значение слова «атаман» приобретается наряду с приставками «зимовий», «станичный», «поселковый». Такие предводители отвечали за вверенную им административно-территориальную единицу, а также ее жителей. Помимо непосредственного рекрутинга, такие атаманы занимались вопросами разрешения конфликтных ситуаций, сбора денег, в том числе и с торговых точек, расположенных на вверенной им территории.

Этот человек обладал не только судебной властью и мог рассудить повздоривших казаков, но и исполнительной, так он мог наказать физически своего подчиненного, которого, скорее, можно назвать подопечным, ведь воины могли по своему усмотрению как выбирать своего предводителя, так и «уволить» его. В боевой обстановке подчинение атаману было беспрекословным, казаки шли за своим «батькой» и готовы были положить на поле боя за него голову.


С этим читают