Национальность аварцы: описание, особенности и история

Этноним, численность и расселение

Аварцы – один из древнейших народов Северного Кавказа.


В научной среде существует много различных теорий о происхождении названия коренного народа, одна из самых популярных гипотез основывается на теории лезгинов –  Кавказских народов, проживающих в Республике Дагестан, другая версия основывается на происхождении этнонима от тюркского слова авар – дерзкий, по другой точке зрения  аварцы – народ, проживающий на территории горных районов Дагестана.

Во всем мире проживает около одного миллиона аварцев, восемьдесят процентов из которых проживает в России, соответственно, около двадцати процентов населения являются гражданами  Турецкой и Азербайджанской Республики.

Аварцы проживают в горной части регионов Северокавказского Федерального округа, Тбилиси и Кварельском районе Грузии, значительная часть  населения в современной эпохе проживает в приграничных районах Азербайджана и Турции, а также малочисленные этнические группы зафиксированы на территории  Ближнего Востока.

Этнические группы

Состав аварского населения включает в себя этнические группы: андийцы, дидойцы, арчинцы, ахвахцы, каратинцы, тиндинцы, багулалы, чамалинцы, годоберинцы, ботлихцы, хваршины, бежтинцы, гунзибцы.

Каждая этническая группа хранит традиции и обычаи своего народа, при этом адаптируясь к культуре и жизни в различных странах мира.

Язык

Аварский язык относится к тюркской группе северокавказской семьи, при этом имеет два  диалекта: северный и южный.

Жители Республики Дагестан владеют аварским, русским, а жители приграничных районов Черноморско-Каспийского региона, соответственно, владеют языками тюркской группы, азербайджанским и турецким, потому что имеют общие корни в словосочетаниях, схожие с аварским языком.

Религия

Основной религией аварцев является ислам суннитского толка. Согласно историческим данным, начиная от XII века, ислам распространяется от Дербента до других районов республики.

Религиозным памятником архитектуры является Кородинская мечеть, а главным святым местом для мусульман – является мечеть Масджид Аль-Харам в Мекке (Саудовская Аравия).

Национальность аварец: характеристика генотипа

Обособленность места проживания, распространение воинственных племен по всей Восточно-Европейской равнине, вплоть до Скандинавии, привело к образованию внешних признаков аварцев, значительно отличающихся от основного населения Кавказа. Для типичных представителей этого горного народа нередка чисто европейская внешность с рыжими волосами, светлой кожей и голубыми глазами. Типичный представитель этого народа отличается высокой стройной фигурой, широким, среднепрофилированным лицом, высоким, но узким носом.

Строгие природные условия выживания, потребность отвоевывать у природы и у других племен пахотные земли и пастбища сформировали на протяжении веков стойкий и воинственный характер аварцев. Вместе с тем они очень терпеливы и трудолюбивы, отличные землепашцы и ремесленники.

Происхождение и история

В научной литературе существует много гипотез о происхождении аварского населения, рассмотрим основные из них:

  1. Аварцы – кочевой народ восточно-иранского происхождения, вторгшийся на территорию Средней Азии и завоевавший данную территорию, создавший макросемью сино-кавказцев.
  2. Авары – предки  протомонголов.
  3. Авары являются предками евразийских аваров вархонитов – кочевой народ, переселившийся из Средней Азии в Центральную Европу, создавший государство Аварский Каганат в 6 веке.

Однако достоверной информации о генетическом происхождении аваров на сегодняшний день нет, ученые определили, что по генетическому коду аварцы были схожи с поляками, иранцами, осетинами, чеченцами, курдами, абазинцами.

Расцвет Аварского государства

Государство аварцев называлось Сарир, оно распологалось между территорией аланов и хазар, эти данные зафиксированы в источниках арабского путешественника ал-Масуди.

Согласно историческим данным, арабского исследователя Ибн Русте, государство Сарир, располагалось на территории, простирающейся от южной Черкессии до северной части Азербайджана, расцвет государства был при правлении царя Авара, который вступил в политический союз с аланами, заключив династический брак между народами, против борьбы с приграничными государствами.

От монголов до войн с персами

В 1222 г монгольскими ханами во главе с Джебе и Субудаем совершались две попытки завоевания горного района Дагестана – Аварского государства, однако аварское население мужественно выстояло все битвы, таким образом, между ордынцами и аварцами был заключен политический союз, основанный на династических браках наследников ханов.

Экспансия XVI-XVII века

Аварские ханы начали активное расширение своих территорий до Северного Азербайджана, подчинив племена: багвалинцев, чамалинцев, тиндинцев.

Омар-Хан Аварский – великий человек в истории кавказского народа, который достиг вершины своего могущества, посредством захвата новых территорий.  Таким образом, успешная внешняя и внутренняя политика хана Омара Аварского способствовала созданию крепкого и могущественного государства.

Кавказская война и Имамат Шамиля

В результате присоединения Кавказа к России в 1803 года, часть Грузии и Аварского ханства вошли в состав Российской Империи. Аварцы – свободолюбивый, воинственный и сильный народ, который не хотел терпеть чужую власть и тяжелые денежные поборы.

Конец священной войны

Шамилю приходилось воевать на двух фронтах: против Российской Империи и во внутренней междоусобной войне, тратя силы на решение внутренних и внешних проблем,  авторитет лидера стал постепенно падать, народ уставал от постоянных военных действий и человеческих жертв, что способствовало изменению баланса военно-политических сил, часть аварской армии стала поддерживать  Российскую Империю.

В результате ликвидации Аварского ханства, был организован аварский круг – административная единица Республики Дагестан, часть народа эмигрировала в Османскую Империю. Для сохранения мирных отношений и союза, аварский народ получил привилегии и почести, возможность служить в подразделения царского конвоя.

В составе СССР

После образования СССР, была создана Дагестанская АССР.

В 1930 годах  аварский язык был переведен на латынь и кириллицу, в школах и вузах стали активно преподавать родной язык, население региона становилось более образованным и интеллигентным.


Жилище, одежда, культура аварцев

Равнинные поселки построены по современному типу. Традиционные жилища аварцев представляют собой каменные строения в 1, 2, 3 этажа с плоской земляной крышей или 4-5-этажные башнеобразные здания с отдельным входом на каждом этаже. Часто дома строились по такому принципу, что крыша одно служила двором для другого. Характерной особенностью жилища являлся центральный опорный столб, украшенный резьбой. В настоящее время аварцы стоят дома из камня в один или два этажа с застекленной террасой, покрывают железом или шифером.

Традиционным костюмом аварцев является туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, папаха, башлык, овчинная шуба, бурка, кожаный ремень. Женщины носили штаны, платье-рубаху, длинное платье с двойными рукавами, головной убор «чохто», представлявший собой чепец или капюшон с мешочком для кос, цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Обувь у аварцев была кожаная, войлочная или вязаная.

Семейные отношения складывались на основе шариата, общественная жизнь регулировалась обычаями взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Сохранились пережитки домусульманских верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания дождя и солнца и другие).

До наших дней дошли многие эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки. Аварцы играли на различных музыкальных инструментах: чагчане, чагуре, тамур-пандуре, лалу (вид свирели), зурне, бубне, барабане. Разнообразны танцы: быстрые, медленные, мужские, женские, парные.

В высокогорных районах аварцы проживали небольшими поселениями по 30-50 домов, в горных районах – поселениями по 300-500 домов. Дома составляли сплошную стену вдоль узких улиц, которые часто перекрывались навесом и образовывали тоннели. Во многих селениях ставили боевые башни.

История народа

Земля, занимаемая аварцами в период с V по VI вв. до н. э., получила название Сарир. Это царство простиралось на севере и граничило с поселениями аланов и хазар. Несмотря на все обстоятельства, играющие в пользу Сарира, крупным политическим государством он стал лишь в X веке.

Хоть это и был период раннего средневековья, общество и культура страны были на весьма высоком уровне, здесь процветали различные ремёсла и скотоводство. Столицей Сарира стал город Хумрадж. Особенно отличившегося успешным правлением царя звали Аваром

История аварцев упоминает его как крайне отважного владыку, а некоторые учёные даже полагают, что название народа произошло от его имени

Спустя два века на месте Сарира возникло Аварское ханство — одно из самых сильных поселений, а среди прочих земель выделились самостоятельные «вольные сообщества». Представители последних отличались свирепостью и крепким боевым духом.

Период существования ханства был неспокойным временем: постоянно гремели войны, последствиями которых были разруха и стагнация. Однако в беде народ Дагестана объединялся, и его сплочённость лишь крепла. Примером тому было Андалалское сражение, не прекращавшееся ни днём, ни ночью. Впрочем, горцы добивались успеха благодаря знанию местности и различным хитростям. Этот народ был столь сплочённым, что в военных действиях участвовали даже женщины, гонимые желанием сохранить свой дом. Таким образом, можно сказать, что данная национальность (аварец) действительно получила верное название, вполне заслуженное воинственностью жителей ханства.

В XVIII веке многие ханства Кавказа и Дагестана вошли в состав России. Те же, что не желали жить под гнетом царской власти, организовали восстание, переросшее в Кавказскую войну, длившуюся целых 30 лет. Несмотря на все разногласия, во второй половине следующего века Дагестан стал частью России.

Проведение торжества

У аваров, живущих в селе в горах, принято приглашать на свадьбу всех жителей селения. Это настоящее пиршество, которое продлится несколько дней.

В первый день жених празднует со своими друзьями, а невеста находится с подругами и старшими женщинами, которые ее наряжают, представляют родственникам. На первом этапе праздника отец невесты посещает дом родителей жениха, где его угощают, одаривают.

Потом наступает очередь жениха, который вместе с братьями и друзьями приносит подарки в дом невесты. Все принесенные дары выставляют на всеобщее обозрение, чтобы соседи могли убедиться в состоятельности жениха и оценить уровень его обеспеченности.

В это время проходит и религиозная церемония, на которой не требуется присутствие невесты.

Девушка в окружении сестер, подруг и старших женщин празднует отдельно от будущего супруга. На третий день происходит прощание с родителями.

Жених забирает невесту в свой дом на второй день свадьбы. Она появляется перед гостями, одетая в свадебный наряд, но укутанная покрывалом. На пороге девушку встречают женщины, свекровь подносит ей ложку меда (чтобы жизнь была сладкой), родственницы дают невесте ребенка (маленького мальчика), чтобы та взяла его на руки.

По древнему поверью, только после этого можно быть уверенным, что первенцем у молодоженов будет сын. Мужчинам запрещено входить в помещение, где находится невеста. Юноша приходит к своей невесте поздней ночью. Утром следующего дня новобрачную поздравляют все женщины, присутствующие в доме. Ей дарят дорогие подарки, ювелирные украшения.

Свадьба продолжается. Жених проводит дни с друзьями, празднуя рождение новой семьи, а невеста ждет его в доме, не покидая пределов отведенной ей комнаты.

История

Северо-Кавказский эмират

Флаг Северо-Кавказского эмирата (1919—1920 гг.)

Во времена Российской империи большая часть Чечни вместе с Грозным входили в состав Терской области и своей символики не имели.

В сентябре 1919 года в чеченском ауле Ведено имам Узун-Хаджи провозгласил независимость Северного Кавказа и создание Северо-Кавказского эмирата. В своё государство, не имевшее чётких границ, Узун-Хаджи включил горные районы Дагестана, горную Чечню и часть Ингушетии. Эмират был создан как шариатская монархия под протекторатом Османской империи.

Флаг Северо-Кавказского эмирата представлял собой зелёное полотнище с белыми полумесяцем и тремя звёздами над ним. Отношение длины полотнища флага к его ширине на изображениях близко к 2:1.

Флаг Дагестанской АССР 1925 г.

1927

Флаг Дагестанской АССР 1954—1991 гг.

В Конституции ДАССР 1927 г. содержалось описание торгового и военного флага республики. Он состоял из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого у древка наверху были помещены золотые буквы: «Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика»

1937

По Конституции ДАССР 1937 г. Государственным флагом республики являлся Государственный флаг РСФСР, состоявший из красного полотнища со светло-синей полосой у древка во всю ширину фланга. В левом углу красного полотнища были изображены серп и молот и над ними пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой. Над серпом и молотом была помещена надпись золотыми буквами «ДАССР» на русском, аварском, кумыкском, лезгинском, азербайджанском, лакском, татском, табасаранском языках.

1978

VIII сессия Верховного Совета ДАССР IX созыва приняла 30 мая 1978 года новую Конституцию. В целом и флаг и герб остались без изменений, но были изменены языки написания надписей, их стало 11: русский, аварский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, табасаранский, татский и чеченский.

Жизнь

Традиционным занятием ахвахцев всегда было животноводство, преимущественно разведение овец. На склонах гор обустраивали пастбища для выпаса скота. Занимались пашенным, террасным и частично орошаемым земледелием. Выращивали пшеницу, ячмень, рожь, полбу, овес, бобовые, табак, лук и чеснок. С 19 века начали культивировать картофель и кукурузу. Из ремесленных занятий широко распространена обработка дерева, камня и овчины, выработка кож, кузнечное дело. Торговали сукном, шерстью, сушеным мясом, топленым маслом и сырами. Торговые отношения у ахвахцев существуют издавна с соседними народами, чеченцами и азербайджанцами.


Ахвахцы жили общинами «джамаатами» скотоводов и воинов-земледельцев, придерживались кровнородственных патриархальных объединений (тухум). Преобладала у народа малая семья, состоявшая из родителей и детей. Когда сын женился, его старались сразу оделить от семьи и дать тем самым возможность проявить самостоятельность. До начала 20 века встречались и неразделенные семьи, которые состояли из родителей, нескольких сыновей с семьями. Все они жили под одной крышей и вели общее хозяйство.

В семьях соблюдали обычаи запретов и избеганий. Младшие подчинялись старшим, женщины — мужчине, а члены семьи главному в доме. Женщина, которая выполняла больше всех работы по хозяйству, имела свое имущество в виде приданого и свадебных подарков родственников: скот, пашни, земельные участки, утварь, одежда и серебряные украшения, пользовалась в семье уважением, имела относительную свободу и самостоятельность, почиталась детьми.

В семье обычно было по 2-3 ребенка, редко 4 и более. Когда детям исполнялось 5-6 лет, их начинали обучать письму и чтению, они заучивали суры из Корана. Мальчиков обучали отдельно от девочек, в школах при мечетях. После они могли продолжить обучение поступив в медресе. После его окончания юноша мог стать на несколько лет учеником и последователем известного арабиста. Мальчиков дома учили ухаживать за скотом, заниматься земледелием, владеть топором, молотком, обрабатывать древесину и класть стены, ездить верхом. Девочек с малых лет учили работать в поле, вести домашнее хозяйство, шить, ткать, вязать, стирать, доить корову, перерабатывать молоко.

После Октябрьской революции в Ахвахе построили начальные школы, в которых обучались не только дети, но и взрослые, для ликвидации неграмотности среди населения. Постепенно начали появляться семилетние и средние школы. Сегодня ахвахцы учатся в школах-десятилетках, школах-интернатах, многие после их окончания продолжают обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.

Аварцы

Один из самых многочисленных и самых древних народов Кавказа – это аварцы. Живут они в Дагестане, а также в Чечне, Калмыкии, в восточной Грузии и в Азербайджане – всего около миллиона человек. Аварцы гордятся своей историей: ведь их предки обитали на территории Кавказа еще в период неолита, а язык современных аварцев, существовавший с незапамятных времен, не исчез, в отличие от многих языков дагестано-нахской группы.

История аварцев

История появления аварцев сложна и до настоящего времени до конца не выяснена. Одна из старинных грузинских летописей рассказывает библейскую версию рождения этого народа: она называет первопредком всех горцев Дагестана праправнука Ноя – Лекоса. Один из сыновей Лекоса –Хозоних – основал в горном ущелье город и назвал его своим именем, Хозанихети. Считается, что это искаженное слово Ханзах – древняя столица аварских ханов.

Если не вникать в сложные перипетии истории многочисленных кочевых народов, обитающих на территории Евразии тысячи лет назад и постоянно формирующие новые этносы, то коротко историю аварцев можно рассказать так. Тысячи лет до нашей эры предки аварцев были кочевниками, но примерно в третьем тысячелетии до н.э. они начали вести оседлый образ жизни, разводить скот и заниматься земледелием. Жизнь аварских племен (в античных источниках упоминаются племена «саваров», которые, вероятнее всего, и были предками современных аварцев) проходила в горах, в относительной изоляции от других племен и народов, что позволило сохранить не только язык и отличительные внешние особенности народа, но и многие традиции и обычаи.

В первом тысячелетии нашей эры в арабских летописях упоминается царство Сарир, на его месте чуть позже образовалось Аварское ханство. Это был союз независимых племен и обществ, которые объединялись под началом хана только в случае военной необходимости. Аварское ханство просуществовало до XVIII в., на протяжении нескольких последних веков находясь в зависимости от соседнего Ирана. К тому моменту, как ханство присоединилось к России в 1813 году, аварцы имели свою письменность, похожую на арабскую, и исповедовали ислам суннитского толка. В начале XIX века аварцы приняли участие в войне, в ней под предводительством Шамиля горцы пытались отстоять свою свободу. Однако активно консолидироваться как народ аварцы стали после образования Дагестанской АССР в 1921 году.

Религия аварцев

Сегодня аварцы в абсолютном большинстве – мусульмане-сунниты. Интересно, что уже упомянутое средневековое государство Сарир на Кавказе в качестве официальной религии выбрало православное христианство. Существует мнение, что до принятия ислама небольшая часть предков аварцев исповедовала иудаизм, однако достаточных доказательств этому нет. Как бы то ни было, ислам начал проникать на территорию современного Дагестана уже в VII в н.э., а окончательно обосновался здесь примерно в XV веке.

Современные аварцы

Численность аварского народа стремительно растет. Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что за несколько последних десятилетий XX века численность аварцев в России выросла в 2,5 раза. В аварских семьях принято иметь несколько детей, поэтому рождаемость постоянно растет. Все чаще аварцы уезжают из сел в города, но, что интересно, этот народ практически не ассимилируется с другими народами: очень редко встречаются браки аварцев с русскими или представителями других кавказских национальностей. Современные аварцы, как и их далекие предки, успешно занимаются сельским хозяйством, виноделием, разводят коз и овец. Они чтят свои национальные и культурные традиции, многие знают аварский язык – в общем, делают все для того, чтобы аварцы как народ существовали еще долгие столетия.

Традиции и обычаи аварцев

Аварцы – коренной народ Дагестана, большая часть которого проживает на территории республики, также многие представители этой народности называют своим домом восточную Грузию и Азербайджан. Жилые комплексы аварцев, в основном, расположены в горной части. Впервые народ был упомянут Ананием Ширакаци в его труде «Армянская география». Аварцы исповедуют ислам, чем и объясняются многие традиции в их поведении и жизненном укладе.

Свадебные обычаи

• 1 день. По приглашению весь аул собирался в доме друга жениха за праздничным столом, который накрывался за счет гостей. Здесь же сразу выбирали главу застолья и тамаду: они должны были возглавлять торжество и развлекать публику.

• 2 день. Все гости переходили в дом жениха и продолжали праздник. В вечернее время ко двору жениха направлялась процессия во главе с невестой, которую поверх свадебного наряда укутывали покрывалом. Несколько раз свите невесты преграждали путь и требовали выкуп. Свекровь встречала невестку первой, дарила ей ценные вещи, затем отводила девушку с подругами в отдельное помещение, куда никто из мужчин не смел входить. За женихом в это время пристально следили друзья, дабы его не «украли» подружки невесты, если же такое случалось, приходилось платить выкуп. Свадьба проходила весело под сопровождение танцев и музыки. Поздней ночью невеста встречала жениха у себя в комнате.

• 3 день. Последний день свадьбы – день подарков от родственников мужа невесте. После процедуры дарения гости ели традиционное блюдо – обрядовую кашу.

Таинство рождения

Наибольшим счастьем для аварской семьи считалось рождение ребенка. Желанием каждой аварской женщины было – родить здорового мальчика-первенца, ведь это событие автоматически повышало ее авторитет в глазах всей родни и аула, в котором она проживала.

Односельчане узнавали о рождении ребенка по звукам выстрелов из ружья: они доносились со двора родителей новорожденного. Выстрелы служили не только средством сообщения новости, они также должны были отпугнуть злых духов от колыбели младенца.

Имя ребенку выбирали все родственники, собравшиеся за праздничным столом.

Кровная месть

За такие преступления, как убийство, похищение человека, супружеская измена, осквернение фамильной святыни можно было впасть в немилость целого рода аварцев. Месть при этом не знала границ и порой превращалась в бесконечное кровопролитие и вражду между родами.

С 19 века ритуал кровной мести был «подогнан» под нормы шариата. Данные правила предусматривают мирное урегулирование вопроса посредством выплаты пострадавшей семье компенсации за причиненный вред.

Некоторые обычаи гостеприимства

• Гость – всегда желанный человек в доме аварца. Во многих домах есть специальное помещение для приезжих друзей и родственников мужского пола. В любое время суток гость мог приехать и поселиться там, даже не уведомляя хозяина о своем прибытии.

• Безопасность – прежде всего. Все гости при входе в дом сдавали хозяину свое оружие, разрешалось оставить при себе только кинжал. Этот ритуал ни в коем случае не унижал приезжих, наоборот, хозяин тем самым указывал на то, что берет на себя всю ответственность за здоровье и жизнь своих гостей.

• Застолье. За один стол нельзя было усаживать младшего и старшего брата, отца и сына, тестя и зятя. Как правило, гости делились на две группы согласно возрасту. Родственники по материнской линии имели больше привилегий за столом, нежели родственники по отцовской линии. Во время застолья велись вежливые разговоры «ни о чем». Правилами аварского этикета хозяину запрещалось спрашивать у приезжего о цели визита, необходимо было подождать, пока гость сам не затронет эту тему.

• Табу для гостя. За столом гость не должен был выражать свои пожелания по поводу блюд. Приезжим не разрешалось посещать женские комнаты и кухню, а также оказывать влияние на семейные дела хозяина. Гость не имел права уехать без разрешения главы дома. Если гостю понравилась в доме какая-либо вещь, хозяин должен был отдать ее ему, поэтому было весьма нетактично со стороны гостя расхваливать понравившиеся предметы.

Примечания

  1. Постановление Верховного Совета Республики Дагестан от 26.02.1994
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 5 мая 2012.
  3. . ГБУ РД РГВК «Дагестан» (4 ноября 2014). Дата обращения 14 ноября 2014.
  4. Решение Собрания депутатов городского округа «Город Махачкала» от 15.12.2006 № 27-2 «Об утверждении Положения о гербе и флаге городского округа „Город Махачкала“»
  5. Решение Собрания депутатов городского округа «город Хасавюрт» от 24.04.2017 № 49/3 «О гербе и флаге городского округа «город Хасавюрт»
  6. Решение Собрания депутатов Гунибского района от 29.01.2013 № 3а
  7. Решение Собрания депутатов муниципального образования «Дахадаевский район» от 30.03.2009 № 01-06-1V-СД3 Положение о флаге муниципального образования Дахадаевский район Республики Дагестана
  8. Решение районного Собрания Кулинского муниципального района от 16.06.2011 № 44 «О флаге муниципального образования Кулинский муниципальный район Республики Дагестан»
  9. Решение Собрания депутатов Лакского района от 25.12.2012 № 27 «Об официальных символах — гербе и флаге Лакского района»
  10. Решение Собрания депутатов муниципального образования СП «Сельсовет Арадирихский» от 02.06.2016 года, протокол № 4

Язык народа

Аварцы – национальность со своим отдельным языком, который относится к аваро-андо-цезской подгруппе кавказской группы. Южным и северным областям территории проживания свойственны два своих наречия, отличающиеся по некоторым фонетическим, морфологическим и лексическим признакам. Оба наречия имеют целый ряд диалектов, свойственных отдельным регионам республики. Литературный аварский язык сформировался в слиянии двух основных наречий, хотя значительным стало все же влияние северного. Ранее аварцы пользовались алфавитом из латинской графики, с 1938 года аварский алфавит – это буквы на основе русской графики. Основная масса народности свободно владеет русским языком.

Аварцы, прославившие свой народ

Хабиб Нурмагомедов (национальность – аварец) — боксер, чемпион России, призер чемпионата мира по боксу, обладатель пояса WBA, чемпион Международной боксерской организации.


Амир Амаев – дагестанский ученый-атомщик, основоположник нового научного направления в разработке атомных реакторов.

Джамал Ажигирей – мастер спорта международного класса по у-шу, десятикратный чемпион Росии, двенадцатикратный чемпион Европы.

Фазу Алиева – дагестанская народная поэтесса, была редактором журнала «Женщины Дагестана».

Расул Гамзатов – аварский поэт, член Союза писателей, автор многих знаменитых и популярных и на сегодня песен.

Список дагестанских знаменитостей с известными на весь мир именами занимает не один лист. Они – истинная слава своего немногочисленного, но упорного народа.

Современное состояние аварцев

По переписи населения 2002 года, на территории Российской Федерации проживало более 814 тысяч аварцев. Большинство из них проживает в Республике Дагестан. За последние 35 лет численность аварцев в России увеличилась в 2,5 раза.

Рождаемость и уровень естественного прироста аварцев остаются очень высокими, несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к их стабилизации. Доля городского населения растет быстрыми темпами. Численность горожан среди аварцев за последние 35 лет выросла в 7 раз, в значительной степени за счет миграций из села. Однако в городах рождаемость падает достаточно медленно.

Несмотря на быстрый процесс миграции в города, сельскохозяйственные занятия преобладают. Доля лиц с высшим образованием относительно невелика, однако численность студентов выше среднего для России уровня. Ввиду слабого развития промышленности, сфера высшего образования и интеллектуальных занятий в течение длительного времени была своеобразной «отдушиной», поглощавшей избыток трудовых ресурсов в слабоиндустриализированной республике. В настоящее время возможности развития сферы образования сокращаются и повышается угроза безработицы.

Ассимиляция аварскому этносу не угрожает. Об этом говорят и высокие показатели выбора языка своей национальности в качестве родного, и достаточно высокий уровень эндогамии (внутриэтнических браков), по всей видимости повысившийся в последнее время. Специальные исследования показали, что в Дагестане не происходит ни ассимиляция коренных народов Дагестана русским населением, ни формирование единого «общедагестанского» этноса, а скорее складываются нескольких относительно крупных этнических общностей в результате ассимиляции ими малочисленных групп.

Язык аварцев относится к группе иберо-кавказских языков нахско-дагестанской языковой семьи. Имеет два наречия: северное и южное, каждое из которых включает ряд диалектов.

[править] История

Герб Аварии/Лекети.

В древности аварцы входили в многоплеменной союз именуемый как Кавказская Албания, куда входили все дагестанские народы. Аварцы были тогда известны как албаны и играли ведущую роль в государстве, они и дали название этому союзу.

В VI веке часть аварских кочевых племен, проходивших через Северный Кавказ, осели в Нагорном Дагестане и смешались в местным населением, дав им свое название.

После распада Албании, аварцы объединись в царство Сарир. В X—XI веках, в особенности при правлении Сураката I аварское государство достигло наивысшего расцвета. Суракату удалось подчинить все народы, начиная от Черкесии и до города Шемахи. Так, согласно запискам императорского географического общества,

Согласно средневековому историку Мухаммаду Рафи, Суракат правил в городе «Танус», расположенном в «области Авар», «а он сильнейший из городов Дагестана своей мощью…». В казну Сарира, согласно этому же историку, поступали налоги «от всех обитателей Дагестана, начиная от Черкесии и до города Шемахи», который располагается в Ширване, в пределах современного Азербайджана.

С XVI века аварцы начали спускаться на южный склон Кавказских гор и вытеснили оттуда грузинское население. Оттуда они производили частые набеги на грузинские и ширванские земли. Грузинский царь, оказавшийся бессильным перед набегами аварцев, обязался платить им ежегодную дань в размере 100 туманов. В 1722 году аварцы приступом взяли и разорили Тифлис, и взяли с жителей контрибуцию в 60 тысяч туманов.

В то же время во главе Персии стал Надир-шах, который выразил свои интересы на кавказские народы. Персы начали предпринимать карательные экспедиции против джарских аварцев, однако они не принесли Надир-шаху ни единого успеха. В одной из таких экспедиций, осенью 1738 года, аварцами был разбит 32-тысячный отряд брата Надир-шаха Ибрагим-хана, сам он был убит. Жаждая мести за брата, Надир-шах двинулся вместе со 150-тысячной армией в Дагестан. К сентябрю 1741 года весь Дагестан уже находился в руках персов, «единственной непокоренной цитаделью Дагестана осталась Авария». Среди всех дагестанских народов лишь аварцы не покорились ему, из за чего он начал готовить вторжение в их земли. Как правильно заметил английский историк Л. Локкарт:

В конце сентьября персы вторглись в пределы аварских земель, однако на территории общества Андалал они потерпели сокрушительное поражение и преследуемые аварцами были вынуждены бежать из Дагестана.

Во второй половине XVIII века Аварское ханство возглавил Умма-хан IV, который начал проводить активную внешнюю политику. Генерал русской армии Я. Н. Костенецкий так описывает его период правления:

Умма-хану заставил платить дань грузинского царя Ираклий II, дербентского, кубинского, карабахского, бакинского, ширванского, шекинского ханов и ахалцихского пашу, с тем лишь условием, чтобы он не грабил их владения. Кроме того, он обложил данью Тушетию и чеченские общества, ему подчинялись также Джаро-Белоканские общества.

В XIX веке аварцы активно участвуют в Кавказской войне, из их числа вышли все три имама Кавказа, в том числе и Шамиль. Аварцами были также лучшие предводители горцев — Хаджи-Мурат, Ахбердил Мухаммед, Кибит-Магома и другие. По этому поводу делает интересное замечание герой Кавказской войны и генерал царской армии Д. В. Пассек, по утверждению которого:

В 1834 году на территории всей Аварии, а позже и Чечни, было создано военно-теократическое государство — Имамат. Авария стала ядром государства Шамиля.

Войско Имамата, по сообщению чеченского наиба Юсуфа-Хаджи Сафарова, состояло из аварских и чеченских мюридов, среди которых первых насчитывалось 10480 человек или 71,10% всего войска Имамата.

После войны аварцы часто поднимали восстания против царской власти. В 1860 — 1862 годах подняла восстание Западная Авария, в 1863 году восстание вспыхнуло в Закатальском округе, в 1871 бунтовали некоторые аварские общества, а во время русско-турецкой войны, в 1877 году весь Дагестан.

После вхождения в состав Российской империи было ликвидировано Аварское ханство. Аварские земли были поделены на три округа: Аварский, Андийский и Гунибский.


С этим читают