Содержание
- 1 Самолетостроение периода СССР (до начала войны 1941 года)
- 2 Общая характеристика
- 3 Какие задачи ставит перед собой Правительство Российской Федерации, чтобы занять лидирующие позиции на мировом рынке авиастроения?
- 4 И я задался вопросом, а как вообще обстоят дела у гражданского авиастроения в России. . .
- 5 Первые шаги в самолетостроении (до 1917 года)
- 6 Производство
- 7 Экспорт
- 8 Выпускаемая и проектируемая авиатехника
- 9 Реализация продукции
- 10 МС-21
- 11 Авиастроительные заводы серийного производства
- 12 Краткая история самолетостроения в России
- 13 Итог
Самолетостроение периода СССР (до начала войны 1941 года)
Эпоха СССР коренным образом изменила ситуацию. Среди основных достижений – система производства авиационных двигателей, новые разработки в области материаловедения. Таким образом, к 1930 году авиационная промышленность перестала зависеть от поставок комплектации из других государств. Были решены и другие проблемы, связанные с флаттером и штопором. Применение более прочных материалов, модернизация форм крыла и так далее сыграли в этом важную роль.
Авиационная промышленность периода войны 1941-1945 годов
Во время Великой Отечественной Войны история авиационной промышленности России и СССР складывалась в соответствии с нуждами армии. Многие заводы были эвакуированы, однако даже в таких условиях авиапром СССР было выпущено большое количество самолетов для ВВС Красной Армии:
- 33930 штурмовиков;
- 11903 бомбардировщика;
- 50687 истребителей.
Для достижения такого результата государству пришлось пройти через множество проблем. Особенно тяжело было в первые годы войны. Например, вследствие снижения качества авиатехники в начале 1943 года пришлось сократить количество выпускаемой продукции. Не хватало и рабочей силы. Для улучшения ситуации была запрещена мобилизация на сельскохозяйственные работы лиц, задействованных в работе авиапрома.
Период 1980-1990 годов
Во второй половине 1980-х годов советский авиапром начал отставать от своего американского конкурента. В предыдущую декаду было налажено серийное массовое производство как гражданских самолетов, так и военных. Впрочем, военной авиации уделялось больше внимания. Ближе к распаду СССР наступил экономический кризис, который привел к сокращению объемов производства.
Был и положительный опыт. Так, к середине 1990-х годов Россия стала поставлять авиатехнику за рубеж. Один из наиболее значительных примеров – заключение в 1996 году контракта с Индией.
В целом же, в этот период наблюдался спад производства. Максимальные значения объема производства самолетов и вертолетов пришлись на 1992 год. К 1994 году темпы пошли на спад.
Современное положение дел
В начале нового тысячелетия Россия столкнулась с проблемой устаревания авиапарка. Кроме того, заводы и другие предприятия находились в состоянии упадка и не были способны производить достаточное количество современных самолетов надлежащего качества. В этом положении более или менее приемлемым выходом стала закупка техники за рубежом. К началу 2010 года самолеты иностранного производства стали занимать большую часть авиапарка отечественных компаний.
Таким образом, авиационная промышленность в истории России играет значительную роль. Особенно это заметно было во время Великой Отечественной Войны. Российский и советский авиапром известен серийным производством реактивных самолетов. Также на его счету немалое количество самолетов гражданской авиации.
Армейские фото на Shutterstock: Army and military photos.Сейчас Россия находится в процессе восстановления после кризиса 90-х. Еще тогда началось создание совместных предприятий. С 2000-х годов начался рост экономики и, следовательно, авиационной промышленность. Были созданы отраслевые корпорации на основе разрозненных предприятий. Все это остановило деградацию отрасли и открыло ряд перспектив развития.
Общая характеристика
Самолётостроение является одной из наиболее прибыльных и в то же время наиболее капиталоёмких отраслей машиностроения. Немногие страны мира, из числа наиболее развитых государств, обладают полным циклом (макротехнологии) создания авиационной техники — такую промышленность имеют 5—6 государств, обладающие высокими технологиями.
Производство крупных пассажирских самолётов освоено всего несколькими государствами — самые крупные из них — аэробусы — выпускают компании «Airbus» (ЕС) и «Boeing» (США); самолёты, рассчитанные на меньшее количество пассажиров, производятся в странах ЕС (компании «ATR» и «Saab AB»), в Канаде («Bombardier»), в Бразилии («Embraer»), в Иране (HESA), РФ и на Украине — на Харьковском авиазаводе и «Антонове».
Предприятия авиационной промышленности размещены, как правило, в крупных промышленных центрах, где готовые изделия собираются на головных предприятиях из деталей и узлов, поставляемых сотнями (а иногда и тысячами) смежников. Главные факторы размещения производственных предприятий — удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы.
Какие задачи ставит перед собой Правительство Российской Федерации, чтобы занять лидирующие позиции на мировом рынке авиастроения?
Задачи, которые ставит перед собой Правительство, вполне ясны и понятны. Разберем их основные положения:
- Создание производственных организаций на уровне мира, а не одного государства. Российская Федерация стремится выйти на производство авиатехники, которая будет нужна для мира в целом, которая будет соответствовать всем важным критериям воздушных судов на данный момент.
- Усиленные инвестиции в научные и инновационные разработки, которые позволили бы вывести авиационную промышленность на потенциально новый уровень развития. Предполагается, что разработки дадут возможность снизить затраты на производство и сделать конечные товары более качественными и максимально удобными в использовании.
- Внесение поправок в правовые документы и нормативно-правовые акты, касающиеся авиации. Правовая база касается самых разных отраслей производства воздушных судов, среди которых наиболее важные: безопасность пассажирского состава и соблюдение экологических норм. Естественно, правовые нормы в этом направлении будут становиться все более и более высокими, чтобы на рынок поступала только качественная и безопасная по всем критериям продукция.
- Обеспечить стабильный приток граждан в кадровые структуры. Этого момента мы уже касались выше, он затрагивает совершенствование программ обучения и подготовки будущих авиастроителей или управляющих, выведение на высокий уровень заработной платы.
- Использование в авиастроении передовых технологий – это еще одно следствие укрепления научной базы авиастроения.
Итак, мы рассмотрели основные положения экономики авиации в нашей стране и на мировом рынке. Авиационная промышленность – одно из наиболее перспективных направлений промышленности в мире, ее развитие требует хорошей научной базы, качественного кадрового состава. При наличии этих основополагающих элементов, авиационная промышленность может стать источником достойного дохода в бюджете государства.
*При написании статьи использовались материалы с сайта consultanat.ru
И я задался вопросом, а как вообще обстоят дела у гражданского авиастроения в России. . .
Погрузившись в тему для меня открылась ужасная картина, я даже подумать не мог, что у страны, которая имеет истребители 5 поколения, которая постоянно удивляет мир своими ракетами и достижениями в оборонном комплексе совершенно не способна производить конкурентоспособную авиацию гражданского типа. Да да, вы не ослышались, на сегодня это направление практически мертво, но так ли всё плохо, давайте разбираться вместе. . .
Начиная с 90-х определённые финансовые группы и федеральные чиновники приложили не мало усилий, что бы убить отечественный авиапром. Что тут сказать, до последнего времени в России действовало антипромышленное лобби государственных чиновников и топ-менеджеров, что тесно связанные с западными компаниями, проталкивают закупку иностранной техники и блокируют финансирование нашей продукции. К чему это привело и как обстоят дела я сейчас покажу:
Первые шаги в самолетостроении (до 1917 года)
Датой начала становления российской авиапромышленности можно считать 1908 год. В это время был построен первый дирижабль. Развитие же шло с переменным успехом. Так, к 1913 году на всю страну приходилось всего 4 завода. Зато к 1914 году министерством было заказано почти 300 самолетов. В целом же ощущалась нехватка отечественной замены привозимым из-за рубежа компонентам. Например, практически не производились моторы для самолетов. Главная причина этого – низкий уровень развития машиностроения в целом.
Так продолжалось до октября 1917. В этот начальный период развития было построено приблизительно 5600 самолетов.
Производство
Первый серийный самолёт советского производства — самолёт модели Р-1.
- Предприятия
Куйбышевский авиационный завод № 18 (Самара)
Воронежский авиационный завод № 64
- Заводы
- завод «Мотор», впоследствии НПЦ газотурбостроения «Салют» (Москва)
- Московский авиационный завод № 39 (Москва)
- Казанский авиазавод № 22, впоследствии КАПО им. Горбунова (Казань)
- Новосибирский авиационный завод (Новосибирск)
- Московский вертолётный завод (имени М. Л. Миля)
- ОКБ «Камов» (ранее Ухтомский вертолётный завод, Люберцы), с 1948 г.
- Производственные объединения
- Киевский авиационный завод / Киевское авиационное производственное объединение КиАПО (Киев)
- Ташкентское авиационное производственное объединение (ТАПОиЧ) (Ташкент, с 1941 г.)
- КБ
- Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), с 1918 г.
- Московский авиационный институт (МАИ), с 1929 г.
- Харьковский авиационный институт (ХАИ), с 1930 г.
- Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), с 1930 г.
- Лётно-исследовательский институт — (ЛИИ), с 1941 г.
- Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ), с 1941 г.
- Национальный институт авиационных технологий (НИАТ), с 1941 г.
- НИИ-2 (впоследствии Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), с 1946 г.
- Государственный союзный сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА), с 1946 г.
- Всероссийский институт лёгких сплавов (ВИЛС), с 1961 г.
- Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (НИИАО), с 1946 г.
- Опытное КБ по вертолётостроению, создано на базе завода № 383 МАП (М. Миль).
Экспорт
Значительная часть производимой в России авиатехники идёт на экспорт. Основу экспорта военных самолётов составляют истребители (Су-30, МиГ-29) и учебно-боевой самолёт Як-130. В экспорте гражданских самолётов в последние годы доминирует ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100. Экспортируемые вертолёты: Ми-8, Ми-35, Ка-32, Ка-226 и т. д.
Портфель заказов «Рособоронэкспорта» (основного российского экспортёра вооружений) по авиационной технике по состоянию на начало 2016 года превышает $22 млрд.
Крупнейшие соглашения на экспорт российской авиатехники:
- Поставка 24 истребителей Су-35 в Китай. Контракт заключён в ноябре 2015 года, стоимость контракта — около $2,5 млрд. По состоянию на декабрь 2017 года заказчику поставлены 14 самолётов.
- Поставка 11 истребителей Су-35 в Индонезию. Контракт заключён в феврале 2018 года, стоимость контракта — $1,1 млрд.
- Поставка свыше 50 истребителей МиГ-29М/М2 в Египет. Контракт заключён в апреле 2015 года. Поставки самолётов продолжаются.
- Поставка 30 пассажирских самолётов SSJ 100 для мексиканской авиакомпании Interjet. По состоянию на февраль 2018 года заказчику поставлено 22 самолёта.
- Поставка 15 пассажирских самолётов SSJ 100 для ирландской авиакомпании CityJet. По состоянию на февраль 2018 года заказчику поставлено 6 самолётов.
- Поставка 25 пассажирских самолётов МС-21 для малайзийской авиакомпании Crecom Burj Berhad.
- Поставка 50 боевых вертолётов Ка-52 в Египет. Контракт заключён в 2015 году. Поставки вертолётов начались в сентябре 2017 года.
- Организация сборки не менее 200 лёгких многоцелевых вертолётов Ка-226Т в Индии. Соглашение заключено в 2015 году.
- Поставка 48 новых вертолётов Ми-17-В5 для ВВС Индии. Контракт одобрен Советом по оборонным закупкам Индии в 2015 году, оценивается в сумму около 1,1 млрд долларов.
Выпускаемая и проектируемая авиатехника
Название | Фото | Тип | Статус | Первый полёт | Разработчики | Производители | Произведено | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Самолёты | ||||||||
Су-30СМ | Тяжёлый истребитель | Серийное производство | 21.09.2012 | ОКБ Сухого | ИАЗ | >100 | Эксплуатанты: Россия, Белоруссия, Казахстан. | |
Су-30М2 | Тяжёлый истребитель | Серийное производство | КнААЗ | >10 | — | |||
Су-30МК | Тяжёлый истребитель | Серийное производство | ОКБ Сухого | КнААЗ | — | Основные эксплуатанты: Индия, Китай, Алжир, Вьетнам, Венесуэла, Малайзия. | ||
Су-35 | Тяжёлый истребитель | Серийное производство | 19.02.2008 | ОКБ Сухого | КнААЗ | >70 | Эксплуатанты: Россия, Китай. | |
Су-57 | Тяжёлый истребитель | Лётные испытания | 29.01.2010 | ОКБ Сухого | КнААЗ | — | — | |
МиГ-29СМТ | Лёгкий истребитель | Производство | РСК «МиГ» | >10 | — | |||
МиГ-35 | Лёгкий истребитель | Лётные испытания | Сокол | — | — | |||
МиГ-41 | Истребитель-перехватчик | Разработка | РСК «МиГ» | — | — | |||
Су-34 | Фронтовой бомбардировщик | Серийное производство | ОКБ Сухого | НАЗ | >100 | Принят на вооружение ВВС России 20.03.2014. | ||
Ту-160М2 | Стратегический бомбардировщик | Разработка | Планируется в феврале 2018 года | КАЗ | — | — | ||
ПАК ДА | Стратегический бомбардировщик | Разработка | Туполев | — | — | |||
Як-130 | Учебно-боевой самолёт | Серийное производство | 25.04.1996 | ОКБ им. Яковлева | ИАЗ | >130 | Эксплуатанты: Россия, Алжир, Бангладеш, Белоруссия, Мьянма. | |
Як-152 | Учебно-тренировочный самолёт | Лётные испытания | 29.09.2016 | «Иркут» | ИАЗ | — | — | |
СР-10 | Учебно-тренировочный самолёт | Лётные испытания | 25.12.2015 | — | — | |||
Ил-76МД-90А | Военно-транспортный самолёт | Серийное производство | 04.10.2012 | АК им. Ильюшина | Авиастар-СП | — | — | |
Ил-276 | Средний военно-транспортный самолёт | Разработка | Авиастар-СП | — | — | |||
Ил-112В | Лёгкий военно-транспортный самолёт | Сборка первого образца | Планируется во второй половине 2018 года | АК им. Ильюшина | ВАСО | — | — | |
ПАК ТА | Транспортный самолёт | Разработка | — | — | ||||
Ил-78М-90А | Самолёт-заправщик | Лётные испытания | 25.01.2018 | ОКБ Ильюшина | Авиастар-СП | — | — | |
Ил-76ТД-90А | Гражданский транспортный самолёт | Разработка | — | — | ||||
А-100 | Самолёт ДРЛО | Лётные испытания | 18.11.2017 | 1 | — | |||
Бе-200 | Самолёт-амфибия | Производство | 24.09.1998 | ТАНТК | ТАНТК | 12 | — | |
Ла-8 | Самолёт-амфибия | Производство | 20.11.2004 | АэроВолга | АэроВолга | — | — | |
Borey | Самолёт-амфибия | Серийное производство | АэроВолга | АэроВолга | — | — | ||
Л-172 | Самолёт-амфибия | Разработка | Авиатех | — | — | |||
Ил-96-300 | Широкофюзеляжный пассажирский самолёт | Производство | 28.09.1988 | АК им. Ильюшина | ВАСО | — | — | |
Ил-96-400М | Широкофюзеляжный пассажирский самолёт | Разработка | ВАСО | — | — | |||
CR929 | Широкофюзеляжный пассажирский самолёт | Разработка | «ОАК», COMAC | — | — | |||
Ту-204 | Пассажирский самолёт | Серийное производство | Авиастар-СП | — | — | |||
МС-21 | Пассажирский самолёт | Лётные испытания | 28.05.2017 | «Иркут», ОКБ им. Яковлева | ИАЗ | — | — | |
Ан-148 | Пассажирский самолёт | Серийное производство | АНТК им. Антонова | ВАСО | >10 | — | ||
SSJ 100 | Пассажирский самолёт | Серийное производство | 19.05.2008 | ГСС | КнААЗ | >150 | Сертификат МАК получен 03.02.2011, сертификат EASA — 03.02.2012. Основные эксплуатанты: Россия, Мексика, Ирландия. | |
Ил-114-300 | Региональный пассажирский самолёт | Разработка | Планируется в 2019 году | АК им. Ильюшина | РСК «МиГ» | — | — | |
Вертолёты | ||||||||
Ми-28Н | Ударный вертолёт | Серийное производство | 14.11.1996 | Завод им. Миля | Роствертол | — | Основные эксплуатанты: Россия, Ирак. | |
Ка-52 | Ударный вертолёт | Серийное производство | 25.06.1997 | ОКБ Камова | Прогресс | — | Эксплуатируется в России, осуществляется крупный заказ на поставку в Египет. | |
СБВ | Ударный вертолёт | Разработка | «Вертолёты России» | — | — | |||
Ми-35М | Транспортно-боевой вертолёт | Серийное производство | ОКБ Миля | Роствертол | >120 | Основные эксплуатанты: Россия, Азербайджан, Ирак, Бразилия, Венесуэла, Индонезия. | ||
Ми-26 | Тяжёлый транспортный вертолёт | Серийное производство | 14.12.1977 | Завод им. Миля | Роствертол | — | — | |
Ка-32 | Средний вертолёт | Производство | КумАПП | — | — | |||
Ми-38 | Средний вертолёт | Серийное производство | 22.12.2003 | ОКБ Миля | КВЗ | — | Сертифицирован в декабре 2015 года. | |
Ансат | Лёгкий вертолёт | Серийное производство | 17.08.1999 | КВЗ | КВЗ | — | — | |
Ми-8 | Многоцелевой вертолёт | Серийное производство | КВЗ, У-УАЗ | — | — | |||
Ка-226 | Многоцелевой вертолёт | Серийное производство | 04.09.1997 | Камов | КумАПП | — | — | |
Ка-62 | Многоцелевой вертолёт | Лётные испытания | 25.05.2017 | — | — | |||
Беспилотные летательные аппараты | ||||||||
Орлан-10 | БПЛА | Производство | СТЦ | — | — | |||
Тахион | БПЛА | Производство | — | — | ||||
ZALA | БПЛА | Производство | — | — | ||||
Дозор-600 | БПЛА | Разработка | Транзас | — | — | |||
Альтаир | БПЛА | Лётные испытания | — | — | ||||
Орион | БПЛА | Лётные испытания | — | — |
Реализация продукции
Внутренний рынок
Крупные соглашения на поставку авиатехники российским заказчикам:
- Поставка 100 пассажирских самолётов SSJ 100 авиакомпании «Аэрофлот». Контракт заключён в сентябре 2018 года, стоимость контракта — 210 млрд рублей.
- Поставка 50 пассажирских самолётов МС-21-300 авиакомпании «Аэрофлот». Контракт заключён в феврале 2018 года.
- Поставка 10 стратегических бомбардировщиков Ту-160М2 Министерству обороны России. Контракт заключён 25 января 2018 года. Стоимость контракта — 160 млрд рублей.
- Поставка 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34 Министерству обороны России. Контракт заключён в феврале 2012 года. По состоянию на декабрь 2018 года заказчику были переданы 84 самолёта.
- Поставка 76 истребителей Су-57 Министерству обороны России. Контракт заключён в июне 2019 года.
- Поставка 50 истребителей Су-35С Министерству обороны России. Контракт заключён в декабре 2015 года.
- Поставка 39 военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А Министерству обороны России. Контракт заключён в октябре 2012 года. Первый самолёт по контракту был передан заказчику в начале 2016 года.
- Поставка 98 ударных вертолётов Ми-28НМ Министерству обороны России. Контракт заключён в июне 2019 года.
Экспорт
Значительная часть производимой в России авиатехники идёт на экспорт. Основу экспорта военных самолётов составляют истребители (Су-30, Су-35, МиГ-29) и учебно-боевой самолёт Як-130. В экспорте гражданских самолётов в последние годы доминирует ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100. Экспортируемые вертолёты: Ми-8, Ми-35, Ка-32, Ка-226 и другие.
Портфель заказов «Рособоронэкспорта» (основного российского экспортёра вооружений) по авиационной технике по состоянию на начало 2016 года превышает $22 млрд.
Крупнейшие соглашения на экспорт российской авиатехники:
- Поставка свыше 20 истребителей Су-35 в Египет. Соглашение вступило в силу в конце 2018 года, стоимость соглашения — около $2 млрд.
- Поставка 11 истребителей Су-35 в Индонезию. Контракт заключён в феврале 2018 года, стоимость контракта — $1,1 млрд.
- Поставка свыше 50 истребителей МиГ-29М/М2 в Египет. Контракт заключён в апреле 2015 года, стоимость контракта — около $2 млрд. Поставки самолётов продолжаются.
- Поставка 30 пассажирских самолётов SSJ 100 для мексиканской авиакомпании Interjet. По состоянию на февраль 2018 года заказчику поставлено 22 самолёта.
- Поставка 50 боевых вертолётов Ка-52 в Египет. Контракт заключён в 2015 году, стоимость контракта — свыше $1 млрд. Поставки вертолётов начались в сентябре 2017 года.
- Организация сборки не менее 200 лёгких многоцелевых вертолётов Ка-226Т в Индии. Соглашение заключено в 2015 году.
- Поставка 48 новых вертолётов Ми-17-В5 для ВВС Индии. Контракт одобрен Советом по оборонным закупкам Индии в 2015 году, оценивается в сумму около 1,1 млрд долларов.
МС-21
МС-21 — это конфетка возрождающегося авиастроения. За моделями данной марки уже выстроилась очередь, так как по характеристикам он обходит Boeing и Airbus.
МС-21 полностью спроектирован с применением безбумажных технологий на основе 3D-моделирования всех его компонентов. Это позволило анализировать и прогнозировать многие аспекты поведения самолёта с использованием современного программного обеспечения. В производстве самолёта используются все последние мировые наработки в области авиа-и двигателестроения, современные технологии сборки и изготовления элементов конструкции. В планере МС-21 сбалансировано сочетаются усовершенствованные алюминиевые сплавы и композиционные материалы, доля углепластиков в МС-21 составляет более 30%, — это позволяет уменьшить взлётную массу, сохраняя при этом высокую надёжность и относительно низкую стоимость лайнера.
Новейшие технологии, применённые при изготовлении МС-21, позволили снизить вес самолёта при увеличенной по сравнению с конкурентами пассажировместимостью. Кроме этого, крейсерская скорость МС-21 — 870 км/час, что на 25-70 км/час выше, чем у самолётов аналогичного класса Boeing и Airbus. Это даёт возможность авиакомпаниям совершать рейсы с более высокой частотностью.
Но и тут не обошлось без задержек, серийный выпуск планировался на 2017 год, но срок перенесён на 2021 год и скорее всего будет продлён до 2025 года. В данном случае причиной задержек послужило внешнее вмешательство, а именно отказ в поставках композиционных материалов на крыло, что и делало его исключительным самолётом. С точки зрения экономики, технология, применяемая при изготовлении крыльев МС-21, по мнению японского издания Japan Business Press, является самой передовой в мире. На данный момент в срочном порядке разрабатывается отечественный аналог, а к моменту выпуска процент отечественных компонентов должен составить не менее 80%. Планируется выпускать от 70 моделей в год.
Авиастроительные заводы серийного производства
Город | Предприятие | № завода в советский период | Самолёты, производимые в настоящее время () | Вертолёты, производимые в настоящее время () |
Арсеньев | Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина | 116 | Ка-52, Ка-62 | |
Воронеж | ПАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество» сокр. ВАСО | 18, 64 | Ил-96-300, Ан-148, Ил-96-400, Ил-112В, Ил-114 300 | |
Екатеринбург | Уральский Завод Гражданской Авиации | 404 | Л-410, Diamond DA-42T | Bell 407 |
Иркутск | Иркутский авиационный завод | 125, с декабря 1941 — 39 | Су-30, Як-130, МС-21, Як-152 | |
Казань | ОАО «Казанское авиационное производственное объединение» | 124, с декабря 1941 — 22 | Ту-214, Ту-160М | |
Казань | ПАО «Казанский вертолётный завод» | 387 | Ансат, Ми-17, Ми-38 | |
Комсомольск-на-Амуре | Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина | 126 | Сухой Суперджет-100, Су-27 (ранее), Су-30 (ранее), Су-33 (ранее), Су-35, Су-57 | |
Кумертау | ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» | М-5981 | Ка-226, Ка-27, Ка-31, Ка-32 | |
Луховицы | Луховицкий авиастроительный завод им. П.А. Воронина филиал Корпорации МиГ | ЛМЗ | Ил-103, Ил-114 | |
Нижний Новгород | ОАО «Нижегородский авиационный завод „Сокол“» филиал Корпорации МиГ | 21 | МиГ-29, МиГ-31, МиГ-35 | |
Новосибирск | Новосибирское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова | 153 | Су-34 | |
Омск | Производственное объединение «Полёт» | 166 | Перепрофилировано для производства космических ракет. С 2009 г. самолёты не выпускаются. | |
Оренбург | ФГУП ПО «Стрела» | 47 | Перепрофилирован для производства ракет и авиационных агрегатов. С 1959 г. самолёты серийно не выпускаются. | С 1959 г. вертолёты серийно не выпускаются. |
Ростов-на-Дону | ПАО «Роствертол» | 168 | Ми-26, Ми-28, Ми-35 | |
Самара | ОАО «Авиакор» | 18 | Техническое обслуживание самолетов: Ту-154, Ан-140, Ан-74 | |
Самара | СК «Чайка» | маломестные Л-42, Л-44, Л-72, С-44 | ||
Саратов | Саратовский авиазавод | 292 | Завод ликвидирован в 2012 г. | |
Смоленск | Смоленский авиазавод | 475 | Як-18Т, СМ-92Т | |
Таганрог | Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева | 31, с 1946 — 86 | Бе-200 | |
Улан-Удэ | ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» | 99 | Су-25УБ, Су-25УБМ | Ми-8АМТ, Ми-171, Ми-171А2, Ми-8АМТШ |
Ульяновск | АО «Авиастар-СП» | Ту-204, Ил-76 |
Примечания.
- Саратовский завод функционировал до 2011 года, в 2012 году ликвидирован и исключён из реестра юридических лиц РФ.
- С 1919 по 1958 годы существовал Государственный авиационный завод № 1 (с 1919 по 1941 годы располагался в Москве, в 1941 году эвакуирован в г. Куйбышев). В 1958 году перепрофилирован на выпуск ракетно-космической техники.
Краткая история самолетостроения в России
Решающая роль в развитии истории самолетостроения в России принадлежит конструкторскому бюро С. В. Ильюшина. Штурмовик ИЛ-2 и бомбардировщик ИЛ-4 стали активными участниками Второй Мировой. В 1943 году Сергей Владимирович начинает работу над своим первым пассажирским самолетом. ИЛ-12 был запущен в небо в 1946.
Вслед за ним, в 1950 году, был создан ТУ-104. В 1957 появился АН-12. Детище Антонова О. К. предназначалось для транспортировки крупных грузов. Самолет стал незаменимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и зарекомендовал себя как неприхотливый аппарат, способный работать в сложных условиях.
Конечно, на этом история самолетостроения в России не заканчивается. Нынешние авиаконструкторы продолжают начатое много лет назад — проектируют машины, которые, будем надеяться, совсем скоро покорят мир.
Итог
Какой мы можем сделать вывод? Стоит ли тратить 15 млрд. На Sukhoi Superjet New и 150 млрд. На закупку Sukhoi Superjet?
Лично меня очень радует, что наконец-то наверху одумались и дали свет сразу стольким проектам. Страна долгое время не реализовывала свой потенциал в гражданской отрасли, а тут такой хороший старт, что возможно в скором времени на наших самолётах будет летать весь мир.
Что же касается 15 млрд., то я думаю, что это стоящее вложение, даже если это вложение Sukhoi Superjet, производство деталей не только даёт новые рабочие места, но и открывает материально-техническую базу, развивая машиностроение в стране.
А что вы думаете по этому поводу? И стоит ли на ваш взгляд тратить эти 15 млрд. И 140 илрд.?
Всем спасибо за внимание! Хотелось бы услышать, что вы думаете по этому поводу? Буду благодарен за лайк и подписку, от вас не убудет, а мне мотивация и развитие канала!
Всем добра!
С этим читают
- «точка опоры»: почему миг-29 уже 40 лет остаётся шедевром конструкторской мысли
- Истребитель миг-23
- Миг-25
- Самолёт миг 21
- Характеристики самолета миг-31
- Кукурузник ан-2: технические характеристики
- Коэффициент качества lockheed c-130 hercules. военно-транспортный самолёт сша lockheed c-130 hercules
- Оборонно-промышленный комплекс россии
- Ил-114
- Военно-воздушные силы ввс россии 2020: история и состав