Экономика авиационной промышленности

Самолетостроение периода СССР (до начала войны 1941 года)

Эпоха СССР коренным образом изменила ситуацию. Среди основных достижений – система производства авиационных двигателей, новые разработки в области материаловедения. Таким образом, к 1930 году авиационная промышленность перестала зависеть от поставок комплектации из других государств. Были решены и другие проблемы, связанные с флаттером и штопором. Применение более прочных материалов, модернизация форм крыла и так далее сыграли в этом важную роль.

Авиационная промышленность периода войны 1941-1945 годов

Во время Великой Отечественной Войны история авиационной промышленности России и СССР складывалась в соответствии с нуждами армии. Многие заводы были эвакуированы, однако даже в таких условиях авиапром СССР было выпущено большое количество самолетов для ВВС Красной Армии:


  • 33930 штурмовиков;
  • 11903 бомбардировщика;
  • 50687 истребителей.

Для достижения такого результата государству пришлось пройти через множество проблем. Особенно тяжело было в первые годы войны. Например, вследствие снижения качества авиатехники в начале 1943 года пришлось сократить количество выпускаемой продукции. Не хватало и рабочей силы. Для улучшения ситуации была запрещена мобилизация на сельскохозяйственные работы лиц, задействованных в работе авиапрома.

Период 1980-1990 годов

Во второй половине 1980-х годов советский авиапром начал отставать от своего американского конкурента. В предыдущую декаду было налажено серийное массовое производство как гражданских самолетов, так и военных. Впрочем, военной авиации уделялось больше внимания. Ближе к распаду СССР наступил экономический кризис, который привел к сокращению объемов производства.

Был и положительный опыт. Так, к середине 1990-х годов Россия стала поставлять авиатехнику за рубеж. Один из наиболее значительных примеров – заключение в 1996 году контракта с Индией.

В целом же, в этот период наблюдался спад производства. Максимальные значения объема производства самолетов и вертолетов пришлись на 1992 год. К 1994 году темпы пошли на спад.

Современное положение дел

В начале нового тысячелетия Россия столкнулась с проблемой устаревания авиапарка. Кроме того, заводы и другие предприятия находились в состоянии упадка и не были способны производить достаточное количество современных самолетов надлежащего качества. В этом положении более или менее приемлемым выходом стала закупка техники за рубежом. К началу 2010 года самолеты иностранного производства стали занимать большую часть авиапарка отечественных компаний.

Таким образом, авиационная промышленность в истории России играет значительную роль. Особенно это заметно было во время Великой Отечественной Войны. Российский и советский авиапром известен серийным производством реактивных самолетов. Также на его счету немалое количество самолетов гражданской авиации.


Сейчас Россия находится в процессе восстановления после кризиса 90-х. Еще тогда началось создание совместных предприятий. С 2000-х годов начался рост экономики и, следовательно, авиационной промышленность. Были созданы отраслевые корпорации на основе разрозненных предприятий. Все это остановило деградацию отрасли и открыло ряд перспектив развития.

Общая характеристика

Самолётостроение является одной из наиболее прибыльных и в то же время наиболее капиталоёмких отраслей машиностроения. Немногие страны мира, из числа наиболее развитых государств, обладают полным циклом (макротехнологии) создания авиационной техники — такую промышленность имеют 5—6 государств, обладающие высокими технологиями.

Производство крупных пассажирских самолётов освоено всего несколькими государствами — самые крупные из них — аэробусы — выпускают компании «Airbus» (ЕС) и «Boeing» (США); самолёты, рассчитанные на меньшее количество пассажиров, производятся в странах ЕС (компании «ATR» и «Saab AB»), в Канаде («Bombardier»), в Бразилии («Embraer»), в Иране (HESA), РФ и на Украине — на Харьковском авиазаводе и «Антонове».

Предприятия авиационной промышленности размещены, как правило, в крупных промышленных центрах, где готовые изделия собираются на головных предприятиях из деталей и узлов, поставляемых сотнями (а иногда и тысячами) смежников. Главные факторы размещения производственных предприятий — удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы.

Какие задачи ставит перед собой Правительство Российской Федерации, чтобы занять лидирующие позиции на мировом рынке авиастроения?

Задачи, которые ставит перед собой Правительство, вполне ясны и понятны. Разберем их основные положения:

  1. Создание производственных организаций на уровне мира, а не одного государства. Российская Федерация стремится выйти на производство авиатехники, которая будет нужна для мира в целом, которая будет соответствовать всем важным критериям воздушных судов на данный момент.
  2. Усиленные инвестиции в научные и инновационные разработки, которые позволили бы вывести авиационную промышленность на потенциально новый уровень развития. Предполагается, что разработки дадут возможность снизить затраты на производство и сделать конечные товары более качественными и максимально удобными в использовании.
  1. Внесение поправок в правовые документы и нормативно-правовые акты, касающиеся авиации. Правовая база касается самых разных отраслей производства воздушных судов, среди которых наиболее важные: безопасность пассажирского состава и соблюдение экологических норм. Естественно, правовые нормы в этом направлении будут становиться все более и более высокими, чтобы на рынок поступала только качественная и безопасная по всем критериям продукция.
  2. Обеспечить стабильный приток граждан в кадровые структуры. Этого момента мы уже касались выше, он затрагивает совершенствование программ обучения и подготовки будущих авиастроителей или управляющих, выведение на высокий уровень заработной платы.
  3. Использование в авиастроении передовых технологий – это еще одно следствие укрепления научной базы авиастроения.

Итак, мы рассмотрели основные положения экономики авиации в нашей стране и на мировом рынке. Авиационная промышленность – одно из наиболее перспективных направлений промышленности в мире, ее развитие требует хорошей научной базы, качественного кадрового состава. При наличии этих основополагающих элементов, авиационная промышленность может стать источником достойного дохода в бюджете государства.

*При написании статьи использовались материалы с сайта consultanat.ru

И я задался вопросом, а как вообще обстоят дела у гражданского авиастроения в России. . .

Погрузившись в тему для меня открылась ужасная картина, я даже подумать не мог, что у страны, которая имеет истребители 5 поколения, которая постоянно удивляет мир своими ракетами и достижениями в оборонном комплексе совершенно не способна производить конкурентоспособную авиацию гражданского типа. Да да, вы не ослышались, на сегодня это направление практически мертво, но так ли всё плохо, давайте разбираться вместе. . .

Начиная с 90-х определённые финансовые группы и федеральные чиновники приложили не мало усилий, что бы убить отечественный авиапром. Что тут сказать, до последнего времени в России действовало антипромышленное лобби государственных чиновников и топ-менеджеров, что тесно связанные с западными компаниями, проталкивают закупку иностранной техники и блокируют финансирование нашей продукции. К чему это привело и как обстоят дела я сейчас покажу:

Первые шаги в самолетостроении (до 1917 года)

Датой начала становления российской авиапромышленности можно считать 1908 год. В это время был построен первый дирижабль. Развитие же шло с переменным успехом. Так, к 1913 году на всю страну приходилось всего 4 завода. Зато к 1914 году министерством было заказано почти 300 самолетов. В целом же ощущалась нехватка отечественной замены привозимым из-за рубежа компонентам. Например, практически не производились моторы для самолетов. Главная причина этого – низкий уровень развития машиностроения в целом.


Так продолжалось до октября 1917. В этот начальный период развития было построено приблизительно 5600 самолетов.

Производство

Первый серийный самолёт советского производства — самолёт модели Р-1.

Предприятия

Куйбышевский авиационный завод № 18 (Самара)

Воронежский авиационный завод № 64

Заводы
  • завод «Мотор», впоследствии НПЦ газотурбостроения «Салют» (Москва)
  • Московский авиационный завод № 39 (Москва)
  • Казанский авиазавод № 22, впоследствии КАПО им. Горбунова (Казань)
  • Новосибирский авиационный завод (Новосибирск)
  • Московский вертолётный завод (имени М. Л. Миля)
  • ОКБ «Камов» (ранее Ухтомский вертолётный завод, Люберцы), с 1948 г.
Производственные объединения
  • Киевский авиационный завод / Киевское авиационное производственное объединение КиАПО (Киев)
  • Ташкентское авиационное производственное объединение (ТАПОиЧ) (Ташкент, с 1941 г.)
КБ
  • Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), с 1918 г.
  • Московский авиационный институт (МАИ), с 1929 г.
  • Харьковский авиационный институт (ХАИ), с 1930 г.
  • Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), с 1930 г.
  • Лётно-исследовательский институт — (ЛИИ), с 1941 г.
  • Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ), с 1941 г.
  • Национальный институт авиационных технологий (НИАТ), с 1941 г.
  • НИИ-2 (впоследствии Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), с 1946 г.
  • Государственный союзный сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА), с 1946 г.
  • Всероссийский институт лёгких сплавов (ВИЛС), с 1961 г.
  • Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (НИИАО), с 1946 г.
  • Опытное КБ по вертолётостроению, создано на базе завода № 383 МАП (М. Миль).

Экспорт

Значительная часть производимой в России авиатехники идёт на экспорт. Основу экспорта военных самолётов составляют истребители (Су-30, МиГ-29) и учебно-боевой самолёт Як-130. В экспорте гражданских самолётов в последние годы доминирует ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100. Экспортируемые вертолёты: Ми-8, Ми-35, Ка-32, Ка-226 и т. д.

Портфель заказов «Рособоронэкспорта» (основного российского экспортёра вооружений) по авиационной технике по состоянию на начало 2016 года превышает $22 млрд.

Крупнейшие соглашения на экспорт российской авиатехники:

  • Поставка 24 истребителей Су-35 в Китай. Контракт заключён в ноябре 2015 года, стоимость контракта — около $2,5 млрд. По состоянию на декабрь 2017 года заказчику поставлены 14 самолётов.
  • Поставка 11 истребителей Су-35 в Индонезию. Контракт заключён в феврале 2018 года, стоимость контракта — $1,1 млрд.
  • Поставка свыше 50 истребителей МиГ-29М/М2 в Египет. Контракт заключён в апреле 2015 года. Поставки самолётов продолжаются.
  • Поставка 30 пассажирских самолётов SSJ 100 для мексиканской авиакомпании Interjet. По состоянию на февраль 2018 года заказчику поставлено 22 самолёта.
  • Поставка 15 пассажирских самолётов SSJ 100 для ирландской авиакомпании CityJet. По состоянию на февраль 2018 года заказчику поставлено 6 самолётов.
  • Поставка 25 пассажирских самолётов МС-21 для малайзийской авиакомпании Crecom Burj Berhad.
  • Поставка 50 боевых вертолётов Ка-52 в Египет. Контракт заключён в 2015 году. Поставки вертолётов начались в сентябре 2017 года.
  • Организация сборки не менее 200 лёгких многоцелевых вертолётов Ка-226Т в Индии. Соглашение заключено в 2015 году.
  • Поставка 48 новых вертолётов Ми-17-В5 для ВВС Индии. Контракт одобрен Советом по оборонным закупкам Индии в 2015 году, оценивается в сумму около 1,1 млрд долларов.

Выпускаемая и проектируемая авиатехника

Название Фото Тип Статус Первый полёт Разработчики Производители Произведено Примечания
Самолёты
Су-30СМ Тяжёлый истребитель Серийное производство 21.09.2012 ОКБ Сухого ИАЗ >100 Эксплуатанты: Россия, Белоруссия, Казахстан.
Су-30М2 Тяжёлый истребитель Серийное производство КнААЗ >10
Су-30МК Тяжёлый истребитель Серийное производство ОКБ Сухого КнААЗ Основные эксплуатанты: Индия, Китай, Алжир, Вьетнам, Венесуэла, Малайзия.
Су-35 Тяжёлый истребитель Серийное производство 19.02.2008 ОКБ Сухого КнААЗ >70 Эксплуатанты: Россия, Китай.
Су-57 Тяжёлый истребитель Лётные испытания 29.01.2010 ОКБ Сухого КнААЗ
МиГ-29СМТ Лёгкий истребитель Производство РСК «МиГ» >10
МиГ-35 Лёгкий истребитель Лётные испытания Сокол
МиГ-41 Истребитель-перехватчик Разработка РСК «МиГ»
Су-34 Фронтовой бомбардировщик Серийное производство ОКБ Сухого НАЗ >100 Принят на вооружение ВВС России 20.03.2014.
Ту-160М2 Стратегический бомбардировщик Разработка Планируется в феврале 2018 года КАЗ
ПАК ДА Стратегический бомбардировщик Разработка Туполев
Як-130 Учебно-боевой самолёт Серийное производство 25.04.1996 ОКБ им. Яковлева ИАЗ >130 Эксплуатанты: Россия, Алжир, Бангладеш, Белоруссия, Мьянма.
Як-152 Учебно-тренировочный самолёт Лётные испытания 29.09.2016 «Иркут» ИАЗ
СР-10 Учебно-тренировочный самолёт Лётные испытания 25.12.2015
Ил-76МД-90А Военно-транспортный самолёт Серийное производство 04.10.2012 АК им. Ильюшина Авиастар-СП
Ил-276 Средний военно-транспортный самолёт Разработка Авиастар-СП
Ил-112В Лёгкий военно-транспортный самолёт Сборка первого образца Планируется во второй половине 2018 года АК им. Ильюшина ВАСО
ПАК ТА Транспортный самолёт Разработка
Ил-78М-90А Самолёт-заправщик Лётные испытания 25.01.2018 ОКБ Ильюшина Авиастар-СП
Ил-76ТД-90А Гражданский транспортный самолёт Разработка
А-100 Самолёт ДРЛО Лётные испытания 18.11.2017 1
Бе-200 Самолёт-амфибия Производство 24.09.1998 ТАНТК ТАНТК 12
Ла-8 Самолёт-амфибия Производство 20.11.2004 АэроВолга АэроВолга
Borey Самолёт-амфибия Серийное производство АэроВолга АэроВолга
Л-172 Самолёт-амфибия Разработка Авиатех
Ил-96-300 Широкофюзеляжный пассажирский самолёт Производство 28.09.1988 АК им. Ильюшина ВАСО
Ил-96-400М Широкофюзеляжный пассажирский самолёт Разработка ВАСО
CR929 Широкофюзеляжный пассажирский самолёт Разработка «ОАК», COMAC
Ту-204 Пассажирский самолёт Серийное производство Авиастар-СП
МС-21 Пассажирский самолёт Лётные испытания 28.05.2017 «Иркут», ОКБ им. Яковлева ИАЗ
Ан-148 Пассажирский самолёт Серийное производство АНТК им. Антонова ВАСО >10
SSJ 100 Пассажирский самолёт Серийное производство 19.05.2008 ГСС КнААЗ >150 Сертификат МАК получен 03.02.2011, сертификат EASA — 03.02.2012. Основные эксплуатанты: Россия, Мексика, Ирландия.
Ил-114-300 Региональный пассажирский самолёт Разработка Планируется в 2019 году АК им. Ильюшина РСК «МиГ»
Вертолёты
Ми-28Н Ударный вертолёт Серийное производство 14.11.1996 Завод им. Миля Роствертол Основные эксплуатанты: Россия, Ирак.
Ка-52 Ударный вертолёт Серийное производство 25.06.1997 ОКБ Камова Прогресс Эксплуатируется в России, осуществляется крупный заказ на поставку в Египет.
СБВ Ударный вертолёт Разработка «Вертолёты России»
Ми-35М Транспортно-боевой вертолёт Серийное производство ОКБ Миля Роствертол >120 Основные эксплуатанты: Россия, Азербайджан, Ирак, Бразилия, Венесуэла, Индонезия.
Ми-26 Тяжёлый транспортный вертолёт Серийное производство 14.12.1977 Завод им. Миля Роствертол
Ка-32 Средний вертолёт Производство КумАПП
Ми-38 Средний вертолёт Серийное производство 22.12.2003 ОКБ Миля КВЗ Сертифицирован в декабре 2015 года.
Ансат Лёгкий вертолёт Серийное производство 17.08.1999 КВЗ КВЗ
Ми-8 Многоцелевой вертолёт Серийное производство КВЗ, У-УАЗ
Ка-226 Многоцелевой вертолёт Серийное производство 04.09.1997 Камов КумАПП
Ка-62 Многоцелевой вертолёт Лётные испытания 25.05.2017
Беспилотные летательные аппараты
Орлан-10 БПЛА Производство СТЦ
Тахион БПЛА Производство
ZALA БПЛА Производство
Дозор-600 БПЛА Разработка Транзас
Альтаир БПЛА Лётные испытания
Орион БПЛА Лётные испытания

Реализация продукции

Внутренний рынок

Крупные соглашения на поставку авиатехники российским заказчикам:

  • Поставка 100 пассажирских самолётов SSJ 100 авиакомпании «Аэрофлот». Контракт заключён в сентябре 2018 года, стоимость контракта — 210 млрд рублей.
  • Поставка 50 пассажирских самолётов МС-21-300 авиакомпании «Аэрофлот». Контракт заключён в феврале 2018 года.
  • Поставка 10 стратегических бомбардировщиков Ту-160М2 Министерству обороны России. Контракт заключён 25 января 2018 года. Стоимость контракта — 160 млрд рублей.
  • Поставка 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34 Министерству обороны России. Контракт заключён в феврале 2012 года. По состоянию на декабрь 2018 года заказчику были переданы 84 самолёта.
  • Поставка 76 истребителей Су-57 Министерству обороны России. Контракт заключён в июне 2019 года.
  • Поставка 50 истребителей Су-35С Министерству обороны России. Контракт заключён в декабре 2015 года.
  • Поставка 39 военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А Министерству обороны России. Контракт заключён в октябре 2012 года. Первый самолёт по контракту был передан заказчику в начале 2016 года.
  • Поставка 98 ударных вертолётов Ми-28НМ Министерству обороны России. Контракт заключён в июне 2019 года.

Экспорт

Значительная часть производимой в России авиатехники идёт на экспорт. Основу экспорта военных самолётов составляют истребители (Су-30, Су-35, МиГ-29) и учебно-боевой самолёт Як-130. В экспорте гражданских самолётов в последние годы доминирует ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi Superjet 100. Экспортируемые вертолёты: Ми-8, Ми-35, Ка-32, Ка-226 и другие.

Портфель заказов «Рособоронэкспорта» (основного российского экспортёра вооружений) по авиационной технике по состоянию на начало 2016 года превышает $22 млрд.

Крупнейшие соглашения на экспорт российской авиатехники:

  • Поставка свыше 20 истребителей Су-35 в Египет. Соглашение вступило в силу в конце 2018 года, стоимость соглашения — около $2 млрд.
  • Поставка 11 истребителей Су-35 в Индонезию. Контракт заключён в феврале 2018 года, стоимость контракта — $1,1 млрд.
  • Поставка свыше 50 истребителей МиГ-29М/М2 в Египет. Контракт заключён в апреле 2015 года, стоимость контракта — около $2 млрд. Поставки самолётов продолжаются.
  • Поставка 30 пассажирских самолётов SSJ 100 для мексиканской авиакомпании Interjet. По состоянию на февраль 2018 года заказчику поставлено 22 самолёта.
  • Поставка 50 боевых вертолётов Ка-52 в Египет. Контракт заключён в 2015 году, стоимость контракта — свыше $1 млрд. Поставки вертолётов начались в сентябре 2017 года.
  • Организация сборки не менее 200 лёгких многоцелевых вертолётов Ка-226Т в Индии. Соглашение заключено в 2015 году.
  • Поставка 48 новых вертолётов Ми-17-В5 для ВВС Индии. Контракт одобрен Советом по оборонным закупкам Индии в 2015 году, оценивается в сумму около 1,1 млрд долларов.

МС-21

МС-21 — это конфетка возрождающегося авиастроения. За моделями данной марки уже выстроилась очередь, так как по характеристикам он обходит Boeing и Airbus.

МС-21 полностью спроектирован с применением безбумажных технологий на основе 3D-моделирования всех его компонентов. Это позволило анализировать и прогнозировать многие аспекты поведения самолёта с использованием современного программного обеспечения. В производстве самолёта используются все последние мировые наработки в области авиа-и двигателестроения, современные технологии сборки и изготовления элементов конструкции. В планере МС-21 сбалансировано сочетаются усовершенствованные алюминиевые сплавы и композиционные материалы, доля углепластиков в МС-21 составляет более 30%, — это позволяет уменьшить взлётную массу, сохраняя при этом высокую надёжность и относительно низкую стоимость лайнера.

Новейшие технологии, применённые при изготовлении МС-21, позволили снизить вес самолёта при увеличенной по сравнению с конкурентами пассажировместимостью. Кроме этого, крейсерская скорость МС-21 — 870 км/час, что на 25-70 км/час выше, чем у самолётов аналогичного класса Boeing и Airbus. Это даёт возможность авиакомпаниям совершать рейсы с более высокой частотностью.

Но и тут не обошлось без задержек, серийный выпуск планировался на 2017 год, но срок перенесён на 2021 год и скорее всего будет продлён до 2025 года. В данном случае причиной задержек послужило внешнее вмешательство, а именно отказ в поставках композиционных материалов на крыло, что и делало его исключительным самолётом. С точки зрения экономики, технология, применяемая при изготовлении крыльев МС-21, по мнению японского издания Japan Business Press, является самой передовой в мире. На данный момент в срочном порядке разрабатывается отечественный аналог, а к моменту выпуска процент отечественных компонентов должен составить не менее 80%. Планируется выпускать от 70 моделей в год.

Авиастроительные заводы серийного производства

Город Предприятие № завода в советский период Самолёты, производимые в настоящее время () Вертолёты, производимые в настоящее время ()
Арсеньев Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина 116 Ка-52, Ка-62
Воронеж ПАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество» сокр. ВАСО 18, 64 Ил-96-300, Ан-148, Ил-96-400, Ил-112В, Ил-114 300
Екатеринбург Уральский Завод Гражданской Авиации 404 Л-410, Diamond DA-42T Bell 407
Иркутск Иркутский авиационный завод 125, с декабря 1941 — 39 Су-30, Як-130, МС-21, Як-152
Казань  ОАО «Казанское авиационное производственное объединение» 124, с декабря 1941 — 22 Ту-214, Ту-160М
Казань ПАО «Казанский вертолётный завод» 387 Ансат, Ми-17, Ми-38
Комсомольск-на-Амуре Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина 126 Сухой Суперджет-100, Су-27 (ранее), Су-30 (ранее), Су-33 (ранее), Су-35, Су-57
Кумертау ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» М-5981 Ка-226, Ка-27, Ка-31, Ка-32
Луховицы Луховицкий авиастроительный завод им. П.А. Воронина филиал Корпорации МиГ ЛМЗ Ил-103, Ил-114
Нижний Новгород ОАО «Нижегородский авиационный завод „Сокол“» филиал Корпорации МиГ 21 МиГ-29, МиГ-31, МиГ-35
Новосибирск Новосибирское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова 153 Су-34
Омск Производственное объединение «Полёт» 166 Перепрофилировано для производства космических ракет. С 2009 г. самолёты не выпускаются.
Оренбург ФГУП ПО «Стрела» 47 Перепрофилирован для производства ракет и авиационных агрегатов. С 1959 г. самолёты серийно не выпускаются. С 1959 г. вертолёты серийно не выпускаются.
Ростов-на-Дону ПАО «Роствертол» 168 Ми-26, Ми-28, Ми-35
Самара ОАО «Авиакор» 18 Техническое обслуживание самолетов: Ту-154, Ан-140, Ан-74
Самара СК «Чайка» маломестные Л-42, Л-44, Л-72, С-44
Саратов Саратовский авиазавод 292 Завод ликвидирован в 2012 г.
Смоленск Смоленский авиазавод 475 Як-18Т, СМ-92Т
Таганрог Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева 31, с 1946 — 86 Бе-200
Улан-Удэ ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» 99 Су-25УБ, Су-25УБМ Ми-8АМТ, Ми-171, Ми-171А2, Ми-8АМТШ
Ульяновск АО «Авиастар-СП» Ту-204, Ил-76

Примечания.

  • Саратовский завод функционировал до 2011 года, в 2012 году ликвидирован и исключён из реестра юридических лиц РФ.
  • С 1919 по 1958 годы существовал Государственный авиационный завод № 1 (с 1919 по 1941 годы располагался в Москве, в 1941 году эвакуирован в г. Куйбышев). В 1958 году перепрофилирован на выпуск ракетно-космической техники.

Краткая история самолетостроения в России

Решающая роль в развитии истории самолетостроения в России принадлежит конструкторскому бюро С. В. Ильюшина. Штурмовик ИЛ-2 и бомбардировщик ИЛ-4 стали активными участниками Второй Мировой. В 1943 году Сергей Владимирович начинает работу над своим первым пассажирским самолетом. ИЛ-12 был запущен в небо в 1946.


Вслед за ним, в 1950 году, был создан ТУ-104. В 1957 появился АН-12. Детище Антонова О. К. предназначалось для транспортировки крупных грузов. Самолет стал незаменимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и зарекомендовал себя как неприхотливый аппарат, способный работать в сложных условиях.

Конечно, на этом история самолетостроения в России не заканчивается. Нынешние авиаконструкторы продолжают начатое много лет назад — проектируют машины, которые, будем надеяться, совсем скоро покорят мир.

Итог

Какой мы можем сделать вывод? Стоит ли тратить 15 млрд. На Sukhoi Superjet New и 150 млрд. На закупку Sukhoi Superjet?

Лично меня очень радует, что наконец-то наверху одумались и дали свет сразу стольким проектам. Страна долгое время не реализовывала свой потенциал в гражданской отрасли, а тут такой хороший старт, что возможно в скором времени на наших самолётах будет летать весь мир.

Что же касается 15 млрд., то я думаю, что это стоящее вложение, даже если это вложение Sukhoi Superjet, производство деталей не только даёт новые рабочие места, но и открывает материально-техническую базу, развивая машиностроение в стране.

А что вы думаете по этому поводу? И стоит ли на ваш взгляд тратить эти 15 млрд. И 140 илрд.?

Всем спасибо за внимание! Хотелось бы услышать, что вы думаете по этому поводу? Буду благодарен за лайк и подписку, от вас не убудет, а мне мотивация и развитие канала!

Всем добра!


С этим читают