Стратегическое оружие будущего: запуск баллистических ракет с самолётов

На пути к стратегическому паритету

Как отмечается в материалах Минобороны РФ, создание РВСН было обусловлено обострением военно-политической обстановки и интенсивным развитием наступательных вооружений в Соединённых Штатах и других странах — членах НАТО. По состоянию на конец 1950-х годов ядерный арсенал США обладал качественным и количественным превосходством над советским.


Руководство СССР поставило перед отечественной промышленностью и Минобороны страны задачу по обеспечению стратегического паритета с Соединёнными Штатами. Рывок в гонке вооружений потребовал привлечения талантливых учёных, а также значительной доли научно-технического и производственного потенциала СССР.

Первые советские межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), появившиеся в 1950-е годы, страдали от недостаточной функциональности. Транспортировка, сборка и подготовка к пуску были весьма трудоёмким процессом, который к тому же не оставался незамеченным для разведки потенциального противника.

Например, на развёртывание детища Сергея Королёва МБР Р-7 дальностью около 8 тыс. км требовалось около суток. Чтобы запустить ракету в космос, её нужно было собрать из разных элементов, заправить топливом, тщательно проверить исправность всех систем, узлов и агрегатов.

Однако большинство вышеперечисленных недостатков было устранено к концу 1960-х годов. В первую очередь советские инженеры отработали технологию строительства шахтных пусковых установок (ШПУ). Данный тип стартового комплекса обеспечивал (и продолжает обеспечивать) возможность применения МБР даже после непрямого ядерного попадания. 


В 1970-е годы в арсенале РВСН появились комплексы мобильного (грунтового) базирования. Они представляли собой МБР, размещённые на шасси крупного тягача. Как правило, использовалась колёсные формулы 6 х 6 и 8 х 8 (реже — гусеничная платформа). Новый вид стратегического вооружения уступал шахтному образцу по мощности. Его основное достоинство заключалось в способности оперативно наносить удары из разных географических районов.

Также по теме «Не составляем списки противников»: почему генсек НАТО отказался называть Россию врагом Россия не является для НАТО врагом. Об этом заявил генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг. В то же время он отметил, что в…

Чаще всего грунтовыми комплексами вооружались полки, дислоцированные в равнинных регионах с лесистой местностью. Таким образом, средства наблюдения западных стран не могли с помощью спутников и авиации отслеживать передвижение машин. Разработке этого оружия страна обязана специалистам Московского института теплотехники (МИТ).

Также значимую роль в появлении и совершенствовании возможностей мобильных комплексов сыграл Алтайский НИИ химической технологии (НИИ-9), создавший твёрдое ракетное топливо. Этот вид горючего является более простым и безопасным в эксплуатации, чем жидкий аналог.

В 1975 году на вооружение РВСН был принят грунтовый комплекс «Темп-2С», в 1976-м — «Пионер», в 1988-м — «Тополь». В 1990-е годы специалисты МИТ разработали универсальную МБР «Тополь-М», которая может устанавливаться как на шасси Минского завода колёсных тягачей (МЗКТ), так и в ШПУ, где также размещаются жидкостные ракеты УР-100Н («Стилет») и Р-36М/М2 «Воевода» (по классификации НАТО — «Сатана»).


«Стратегический паритет с США был достигнут к середине 1970-х годов. Это потребовало привлечения огромных человеческих и материальных ресурсов. СССР оказался втянут в изматывающую гонку вооружений. Однако вложения в РВСН были оправданны. Бурное развитие этого рода ВС позволило обеспечить национальную безопасность страны и предотвратить крупные вооружённые конфликты в Европе со странами НАТО», — отметил в беседе с RT профессор Академии военных наук, старший научный сотрудник Центра политических исследований России Вадим Козюлин.

Историческая справка

Первые серийные ракеты Vergeltungswaffe-2 (V2)

Первые теоретические работы, связанные с описываемым классом ракет, относятся к исследованиям К. Э. Циолковского, с 1896 года систематически занимавшегося теорией движения реактивных аппаратов. 10 мая 1897 года в рукописи «Ракета» К. Э. Циолковский вывел формулу (получившую название «формула Циолковского»), которая установила зависимость между:

  • скоростью ракеты в любой момент, развиваемой под воздействием тяги ракетного двигателя
  • удельным импульсом ракетного двигателя
  • массой ракеты в начальный и конечный момент времени

В 1917 году Роберт Годдард из Смитсоновского института в США запатентовал изобретение, значительно повышавшее эффективность работы силовой установки за счёт применения на жидкостном ракетном двигателе сопла Лаваля. Это решение вдвое повышало эффективность ракетного двигателя и имело огромное влияние на последующие работы Германа Оберта и команды Вернера фон Брауна.

К 1929 году К. Э. Циолковский разработал теорию движения многоступенчатых ракет в условиях действия земной гравитации, выдвинул ряд идей, нашедших применение в ракетостроении: графитовых газовых рулей для управления полётом ракеты; использования компонентов топлива для охлаждения стенок камеры сгорания и сопла; насосной системы подачи компонентов топлива; использование в системах стабилизации гироскопа, применение многокомпонентных ракетных топлив (в том числе, рекомендовал топливные пары: жидкий кислород с водородом, кислород с углеводородами) и др.

В 1920-х годах научные исследования и экспериментальные работы по разработке ракетных технологий вели несколько стран. Однако, благодаря экспериментам в области жидкостных ракетных двигателей и систем управления, в лидеры по разработке технологий баллистических ракет вышла Германия.

Работа команды Вернера фон Брауна, позволила немцам разработать и освоить полный цикл технологий, необходимых для производства баллистической ракеты Фау-2 (V2), ставшей не только первой в мире серийно изготавливаемой боевой баллистической ракетой (БР), но и первой получившей боевое применение (8 сентября 1944 года). В дальнейшем, Фау-2 стала отправной точкой и основой для развития технологий ракет-носителей народнохозяйственного назначения и боевых баллистических ракет, как в СССР, так и в США, которые вскоре стали лидерами в этой области.

Показатели

Точность стрельбы МБР (круговое вероятное отклонение, КВО) является очень важной характеристикой, так как повышение точности в 2 раза позволяет использовать в 5 раз менее мощный боезаряд. Точность ограничивается точностью навигационной системы и имеющейся геофизической информацией

Многие правительственные программы, такие как GPS, ГЛОНАСС, спутники дистанционного зондирования Земли, используются в том числе для повышения точности навигационной информации. Самые точные баллистические ракеты имеют КВО менее 100 метров, даже при межконтинентальной дальности.

Максимальная дальность полёта МБР 16 тыс. км, обеспечивая практически глобальную досягаемость для ракетного удара вне зависимости от расположения пусковой установки. Стартовая масса — 16—200 т, полезная нагрузка — до 10 тонн, апогей траектории — до 1000 км.

Спуск к цели происходит на скорости более 6 км/сек. Полетное время МБР наземного базирования от России до США лежит в диапазоне 25-30 мин. Для ракет подводного базирования полетное время может быть значительно меньше: до 12 мин.

Орбитальные ракеты (Р-36орб) имеют неограниченную дальность, но они сняты с вооружения по договору ОСВ-2.

Запуск ракеты «Днепр»

Принцип действия

Баллистические ракеты, как правило, запускают по траектории, близкой к оптимальной, учитывая меняющиеся с высотой плотность воздуха и силу земного притяжения. Обычно ракеты стартуют вертикально для более быстрого выхода из плотных слоёв атмосферы, так как на преодоление сопротивления воздуха расходуется до 17—20 % тяги двигателя. Получив после прохода тропосферы некоторую поступательную скорость в вертикальном направлении, ракета с помощью специального программного механизма, аппаратуры и органов управления постепенно из вертикального начинает переходить в наклонное положение в сторону цели.

К концу работы двигателя продольная ось ракеты приобретает угол наклона (тангажа), отвечающий наибольшей дальности её полёта, приблизительно 45°, который уменьшается с увеличением скорости ракеты, например при скорости в 7 км/с и дальности полёта несколько более 9000 км угол наклона составляет 26°, а скорость становится равной строго установленному значению, обеспечивающему эту дальность.

При полёте по оптимальной траектории при межконтинентальной дальности ракета поднимается на высоту до тысячи и более километров и при этом видна на радиолокаторах на очень большом расстоянии. Поэтому в реальных боевых условиях могут применяться более энергозатратные настильные траектории, высота апогея которых понижена до десятков километров.

После прекращения работы двигателя весь дальнейший свой полёт ракета совершает по инерции, описывая в общем случае почти строго эллиптическую траекторию. На вершине траектории скорость полёта ракеты принимает наименьшее своё значение. Апогей траектории баллистических ракет обычно находится на высоте нескольких сотен километров от поверхности земли, где из-за малой плотности атмосферы практически полностью отсутствует сопротивление воздуха.

На нисходящем участке траектории скорость полёта ракеты за счёт потери высоты постепенно увеличивается. При дальнейшем снижении в плотные слои атмосферы ракета проходит с огромными скоростями. При этом происходит сильный разогрев обшивки баллистической ракеты, и если не будут приняты необходимые предохранительные меры, то может произойти её разрушение.

53Т6 «Амур» | Скорость 7 км/с

53Т6 «Амур» — самая быстрая противоракета в мире, предназначенная для поражения высокоманевренных целей и высотных гиперзвуковых ракет. Испытания серии 53Т6 комплекса «Амур» были начаты в 1989 году. Её скорость составляет 5 км в секунду. Ракета представляет собой 12-метровый остроконечный конус без выступающих частей. Ее корпус изготовлен из высокопрочных сталей с использованием намотки из композиционных материалов. Конструкция ракеты позволяет выдерживать большие перегрузки. Перехватчик стартует со 100-кратным ускорением и способен перехватывать цели, летящие со скоростью до 7 км в секунду.

Воздушный вариант «Циркона»

Также по теме Небесный ядерный щит: на что способна стратегическая авиация России 23 декабря в России отмечают День дальней авиации, которая является одним из компонентов ядерной триады. В состав российских ВКС…

По версии Jane’s Missiles & Rockets, одним из самых секретных проектов российской оборонной промышленности является гиперзвуковая управляемая ракета (ГЗУР) воздушного базирования. Журнал, как и остальные СМИ, не указывает шифр этого боеприпаса, но при этом приводит данные: вес ракеты составляет 1,5 тыс. кг, а длина — 6 м. Скорость ГЗУР будет соответствовать 6 Махам (около 7 тыс. км/ч), что позволит нивелировать возможности любой существующей системы ПРО. Основным назначением ГЗУР является борьба с крупными надводными силами.

Предположительно, российская ракета будет оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем «изделие 70» разработки ПАО «Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз» (Московская область). На ГЗУР, по некоторым данным, будет установлена головка самонаведения «Грань-75», которую изготовило АО «Уральское проектно-конструкторское бюро «Деталь» (Каменск-Уральский, Свердловская область).


Аналитики считают, что сейчас ГЗУР находится на стадии испытаний, а по завершении будет ежегодно выпускаться в количестве 50 единиц. С большой вероятностью эти ракеты поступят на вооружение ВКС и морской авиации. Вес, габариты и функционал боеприпаса позволяют предположить, что в первую очередь он дополнит арсенал Ту-22М3 и Су-34.

О реализации проекта гиперзвуковой авиационной ракеты в апреле 2013 года говорил в своей лекции генерал-полковник, бывший главнокомандующий ВВС Александр Зелин. По его словам, к 2020 году Россия должна получить компактную оперативно-тактическую авиационную ракету с дальностью 1,5 тыс. км и скоростью 6 Махов.

Из общеизвестных данных следует, что «Циркон» может развивать скорость до 8 Махов (около 9 тыс. км/ч). По неподтверждённой информации, в 2012—2013 годах прототип этой гиперзвуковой ракеты проходил бросковые испытания с авиационного носителя Ту-22М3 на полигоне в Ахтубинске.

  • Изображение гиперзвуковой ракеты «Циркон»

Подводные лодки с баллистическими ракетами

Основная статья: ПЛАРБ

Страна-разработчик Тип ПЛ Год Количество Водоизмещение н/п, т Длина/ширина/осадка, м Тип энергетической установки, л.с. Скорость надводная/подводная, узлов Комплекс / БРПЛ
 СССР 1955 6 1830/2600 90,5/7,5/5 4000ЭД 5400 17/15 2 ПУ Р-11ФМ
 СССР проект 629(629А) 1959(1963) 23(14) 2820/3553 98,9/8,2/7,5 ДЭУ 6000ЭД 5600 15,5/12,5 комплекс Д2 — 3 ПУ Р-13комплекс Д4 — 3 ПУ Р-21
 СССР проект 658(658М) 1960(1963) 8(6) 4030/5300 114,0/9,2/7,5 АЭУ 35000 15/26 комплекс Д4 — 3 ПУ Р-21комплекс Д5 — 3 ПУ Р-27
 СССР/ Россия проект 667А — тип «Навага» 1967 34 7766/11500 128,0/11,7/7,9 АЭУ 40000 15/27 комплекс Д5 — 16 ПУ Р-27пр.667У — комплекс Д5У — 16 ПУ Р-27Упр.667АМ — комплекс Д11 — 16 ПУ Р-31
 СССР/ Россия проект 667Б — тип «Мурена» 1972 18 8900/13700 139,0/11,7/8,4 АЭУ 40000 16/26 комплекс Д9 — 12 ПУ Р-29
 СССР/ Россия проект 667БД — тип «Мурена-М» 1975 4 10500/15750 155,0/11,7/8,6 АЭУ 40000 15/25 комплекс Д9Д — 16 ПУ Р-29Д
 СССР/ Россия проект 667БДР — тип «Кальмар» 1976 14 10600/16000 155,0/11,7/8,7 АЭУ 40000 14/24 комплекс Д9Р — 16 ПУ Р-29Р
 СССР/ Россия проект 667БДРМ — тип «Дельфин» 1984 7 11740/18200 167,0/11,7/8,8 АЭУ 40000 14/24 комплекс Д9РМ — 16 ПУ Р-29РМ
 СССР/ Россия проект 941 — тип «Акула» 1981 6 23200/48000 172,0/23,3/11,0 АЭУ 100000 12/25 комплекс Д19 — 20 ПУ Р-39 или
 Россия проект 955(955А) — тип «Борей» 2013 3(5) 14720?/24000 170,0?/13,5/10 АЭУ 50000? 15?/29? комплекс Д30 — 16 ПУ Р-30 «Булава»
 США  класс «Джордж Вашингтон» 1959 5 5959/6709 116,3/9,9/6,7 АЭУ 15000 20/25 16 ПУ Поларис А1
 США  класс «Этэн Аллен» 1961 5 ?/7900 125,1/9,9/6,7 АЭУ 15000 20/25 16 ПУ Поларис А2
 США класс «Лафайет» 1963 9 7250/8250 129,6/10,0/9,6 АЭУ 15000 20/25 16 ПУ Поларис А2
 США класс «Джеймс Мэдисон» 1964 10 7250/8250 129,6/10,06/9,6 АЭУ 15000 20/25 16 ПУ Поларис А3
 США класс «Бенджамин Франклин» 1965 12 7250/8250 129,6/10,06/9,6 АЭУ 15000 20/25 16 ПУ Поларис А3
 США  класс «Огайо» 1976 18 16746/18750 170,7/12,8/11,1 АЭУ 70000 17/25 24 ПУ Трайдент I С-4 (первые 8 лодок)24 ПУ Трайдент II D-5
 Великобритания  класс «Резолюшн» 1967 4 7500/8400 130/10/9,2 АЭУ 25000 20/25 16 ПУ Поларис A3
 Великобритания  класс «Вэнгард» 1993 4 ?/15900 149,9/12,8/12 АЭУ 41500 20/25 16 ПУ Трайдент II D-5
 Франция класс «Редутабль» 1971 6 8087/8913 128,7/10,6/10 АЭУ 16000 ?/25 16 ПУ М1, M2, M20 или M4
 Франция класс «Триумфан» 1997 4 12640/14335 138/12,5/10,6 АЭУ 150002 турбины 27500 ?/25 16 ПУ М51
 Китай тип 092 «Ся» 1981 1 6500/8000 120/10/8 АЭУ 780002 турбины 24000 12/22 12 ПУ Цзюйлан-1
 Китай 094 «Цзинь» 2004 6 9000/11500 140/13/? АЭУ 120000 ?/26 12 ПУ Цзюйлан-2
 Индия «Арихант» 2015 1(6) 6000/? 112/11/10 АЭУ 111000 15/24 12 ПУ K-15 Sagarika

С этим читают