Чем отличаются крылатые и баллистические ракеты и какие они ещё бывают?

Секущие ранения

Секущие ранения наблюдаются при попадании пули в тело под острым углом с нарушением только кожного покрова и внешних частей мышц. В большинстве своем ранения неопасные. Характеризуются разрывом кожи; края раны неровные, рваные, часто сильно расходятся. Иногда наблюдается достаточно сильное кровотечение, особенно при разрыве крупных подкожных сосудов.

Баллистика. Огневая подготовка в охранном предприятии

Баллистика. Огневая подготовка в охранном предприятии Стрельба из служебных пистолетов и револьверов Е.Б. Ефимов, Ю.Н.Буряк Общие сведения о баллистикеБАЛЛИСТИКА — наука о движении снарядов. В свою очередь, баллистику разделяют на две части: внутреннюю и…

История баллистики

После окончания Франко-Прусской войны в Германии концерн «Friedrich Krupp AG» под руководством Альфреда Круппа стал систематизировать и обрабатывать данные о влиянии воздуха на движение и смещение движущегося снаряда, надо заметить что в этот период данное…

Особенности баллистической экспертизы

Баллистическая экспертиза представляет собой разновидность экспертизы, которая необходима для исследования огнестрельного оружия, боеприпасов, а также следов их использования. Такая экспертиза используется, чтобы установить фактические сведения, которые могут…

Энциклопедия техники – значение слова Баллистическая Траектория


— траектория движения летательного аппарата, авиационной бомбы, баллистической ракеты или другие объекта при отсутствии тяги, управляющих сил и моментов и аэродинамической подъёмной силы. Например, траектория полёта самолёта с выключенными двигателями в верхних слоях атмосферы, когда подъёмная сила пренебрежимо мала по сравнению с его весом, практически является баллистической.

Смотреть значение Баллистическая Траектория в других словарях

Траектория — траектории, ж. (от латин. trajectus – переброска). 1. Путь движения какого-н. тела или точки (мат., физ.). Вычислить траекторию. 2. Кривая линия полета артиллерийского снаряда или пули (воен.). Толковый словарь Ушакова

Траектория Ж. — 1. Линия, которую описывает движущаяся частица или центр тяжести тела в пространстве. 2. Линия полета снаряда, пули, мины и т.п. Толковый словарь Ефремовой

Траектория — -и; ж. Спец. Линия движения, полёта какого-л. тела или точки. Т. электрона. Т. космического аппарата. Т. полёта метеорита. Т. пули,…….. Толковый словарь Кузнецова

Баллистическая Экспертиза — – вид криминалистической экспертизы, устанавливающей факты, связанные с применением огнестрельного оружия. Юридический словарь

Баллистическая Ракета — после выключения двигателей совершает полет побаллистической траектории. Большой энциклопедический словарь

Баллистическая Траектория — траектория движения свободно брошенного телапод действием только силы тяжести. Траекторию движения такого тела ватмосфере при равном или близком к нулю отношении…….. Большой энциклопедический словарь

Траектория — , путь летящего тела. Если бы на Земле отсутствовало сопротивление воздуха, все траектории представляли бы собой отрезки ЭЛЛИПСА, один из фокусов которого находится…….. Научно-технический энциклопедический словарь

Межконтинентальная Баллистическая Ракета — стратегическая управляемаябаллистическая ракета. Дальность полета св. 10 тыс. км. Используются такжев космонавтике как ракеты-носители. Большой энциклопедический словарь

Траектория — во внешней баллистике – линия движения центра массы снаряда(ракеты, пули) от точки вылета из канала ствола огнестрельного оружия(направляющей или ствола пусковой установки)…….. Большой энциклопедический словарь

Изогональная Траектория — – плоская линия, пересекающая кривые заданного на плоскости однопараметрич. семейства под одним и тем же углом. Если- дифференциальное уравнение заданного семейства…….. Математическая энциклопедия

Оптимальная Траектория — кривая x(t).в (n+1)-мерном пространстве переменных t, х 1,…,х n, по к-рой точка x(t)=( х 1(t),…,xn(t)), движение к-рой описывается векторным дифференциальным уравнением (1) переводится…….. Математическая энциклопедия

Ортогональная Траектория — см. Изогональная траектория. Математическая энциклопедия

Периодическая Траектория — автономной системы обыкновенных дифференциальных уравнений – траектория периодического решения этой системы; обычно подразумевается, что это решение не сводится…….. Математическая энциклопедия

Траектория — в первоначальном значении термина – линия, .описываемая движущейся точкой (Т. этой точки). При движении системы материальных точек каждая точка движется по своей Т. В…….. Математическая энциклопедия

Фазовая Траектория — – траектория точки в фазовом пространстве, изображающая, как изменяется со временем tсостояние динамической системы. Если последняя описывается автономной системой…….. Математическая энциклопедия

Траектория Движения — Предсказуемый путь движения объекта, испытывающего действие приложенной к нему силы, после того как это действие прекратится. Психологическая энциклопедия


Реальная Траектория Жизни — линия жизненной судьбы, измеряемая количеством приобретенных статусов и их рангом. Социологический словарь

Социальная Траектория Реформируемой России — Исследования Новосибирской экономико-социологической школы” / Ред. кол.; отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. Новосибирск: Наука.  Сиб. предприятие  РАН, 1999. 736 с……… Социологический словарь

ТРАЕКТОРИЯ — ТРАЕКТОРИЯ, -и, ж. (спец.). 1. Линия движения какого-н. тела или точки. 2. Линия полета пули, снаряда, ракеты, || прил. траекгбрный, -ая, -ое. Толковый словарь Ожегова

Траектории твердого тела.

Во многих случаях теория движения материальной точки неадекватно описывает траекторию снаряда, и тогда приходится рассматривать его как твердое тело, т.е

учитывать, что он будет не только двигаться поступательно, но и вращаться, и принимать во внимание все аэродинамические силы, а не только лобовое сопротивление. Такого подхода требует, например, расчет движения ракеты с работающим двигателем (на активном участке траектории) и снарядов любого типа, выпущенных перпендикулярно траектории полета высокоскоростного самолета

В некоторых случаях вообще невозможно обойтись без представления о твердом теле. Так, например, для попадания в цель необходимо, чтобы снаряд был устойчив (двигался головной частью вперед) на траектории. И в случае ракет, и в случае обычных артиллерийских снарядов этого достигают двумя путями – при помощи хвостовых стабилизаторов или за счет быстрого вращения снаряда вокруг продольной оси. Далее, говоря о стабилизации полета, отметим некоторые соображения, не учитываемые теорией материальной точки.

Стабилизация посредством хвостового оперения – это очень простая и очевидная идея; недаром один из самых древних снарядов – стрела – стабилизировался в полете именно таким способом. Когда оперенный снаряд движется с углом атаки или рыскания (углом между касательной к траектории и продольной осью снаряда), отличным от нуля, площадь позади центра масс, на которую действует сопротивление воздуха, больше площади впереди центра масс. Разность неуравновешенных сил заставляет снаряд повернуться вокруг центра масс так, чтобы этот угол стал равен нулю

Здесь можно отметить одно важное обстоятельство, не учитываемое теорией материальной точки. Если снаряд движется с отличным от нуля углом атаки, то на него действуют подъемные силы, обусловленные возникновением разности давлений по обе стороны снаряда

(На этом основана способность самолета летать.)

Идея стабилизации вращением не столь очевидна, но ее можно пояснить сравнением. Хорошо известно, что если колесо быстро вращается, то оно оказывает сопротивление попыткам повернуть ось его вращения. (Примером может служить обычный волчок, и это явление используется в приборах систем управления, навигации и наведения – гироскопах.) Самый обычный способ привести снаряд во вращение – нарезать в канале ствола спиральные канавки, в которые врезался бы металлический поясок снаряда при разгоне снаряда по стволу, что и заставляло бы его вращаться. В ракетах, стабилизируемых вращением, это достигается при помощи нескольких наклонных сопел. Здесь тоже можно отметить некоторые особенности, не учитываемые теорией материальной точки. Если выстрелить вертикально вверх, то стабилизирующее действие вращения заставит снаряд и после достижения верхней точки полета опускаться донной частью вниз. Это, конечно, нежелательно, а потому из орудий не стреляют под углом более 65–70° к горизонту. Второе интересное явление связано с тем, что, как можно показать на основании уравнений движения, стабилизируемый вращением снаряд должен лететь с отличным от нуля углом нутации, называемым «естественным». Поэтому на такой снаряд действуют силы, вызывающие деривацию – боковое отклонение траектории от плоскости стрельбы. Одна из этих сил – сила Магнуса; именно она вызывает искривление траектории «крученого» мяча в теннисе.

Все сказанное об устойчивости полета, не охватывая полностью явлений, определяющих полет снаряда, тем не менее иллюстрирует сложность задачи. Отметим лишь, что в уравнениях движения необходимо учитывать много разных явлений; в эти уравнения входит ряд переменных аэродинамических коэффициентов (типа коэффициента лобового сопротивления), которые должны быть известны. Решение этих уравнений – очень трудоемкая задача.

Траектории управляемых снарядов.

В случае управляемых снарядов и без того сложная задача описания траектории усложняется тем, что к уравнениям движения твердого тела добавляется система уравнений, называемых уравнениями наведения, связывающая отклонения снаряда от заданной траектории с корректирующими воздействиями. Суть управления полетом снаряда такова. Если тем или иным путем с использованием уравнений движения определяется отклонение от заданной траектории, то на основе уравнений наведения для этого отклонения рассчитывается корректирующее действие, например, поворот воздушного или газового руля, изменение тяги. Это корректирующее действие, изменяющее те или иные члены уравнений движения, приводит к изменению траектории и уменьшению ее отклонения от заданной. Такой процесс повторяется, пока отклонение не уменьшится до приемлемого уровня.

Осколки и пробивная способность.

Осколочные боевые части и снаряды имеют металлическую наружную оболочку, которая при детонации заключенного в нее заряда химического бризантного ВВ разрывается на многочисленные кусочки (осколки), разлетающиеся с большой скоростью. Во время Второй мировой войны были разработаны снаряды и боеголовки с зарядами кумулятивного действия. Такой заряд обычно представляет собой цилиндр из взрывчатого вещества, на переднем конце которого имеется коническая выемка с размещенным в ней коническим металлическим вкладышем, как правило медным. Когда с другого конца заряда ВВ начинается взрыв и вкладыш сжимается под действием очень высоких давлений детонации, образуется тонкая кумулятивная струя материала вкладыша, вылетающая в направлении цели со скоростью более 7 км/с. Такая струя способна пробивать стальную броню толщиной в десятки сантиметров. Процесс формирования струи в боеприпасе с зарядом кумулятивного действия показан на рис. 5.

Если металл находится в прямом контакте с взрывчатым веществом, ему могут передаваться давления ударной волны, измеряемые десятками тысяч МПа. При обычных размерах заряда ВВ порядка 10 см длительность импульса давления составляет доли миллисекунды. Столь огромные давления, действующие кратковременно, вызывают необычные процессы разрушения. Примером таких явлений может служить «скалывание». Детонация тонкого слоя ВВ, помещенного на броневую плиту, создает очень сильный импульс давления малой длительности (удар), пробегающий по толщине плиты. Дойдя до противоположной стороны плиты, ударная волна отражается как волна растягивающих напряжений. Если интенсивность волны напряжений превысит предел прочности на растяжение материала брони, происходит разрывное разрушение вблизи поверхности на глубине, зависящей от первоначальной толщины заряда ВВ и скорости распространения ударной волны в плите. В результате внутреннего разрыва броневой плиты образуется металлический «осколок», с большой скоростью отлетающий от поверхности. Такой летящий осколок может вызвать большие разрушения.

Чтобы выяснить механизм явлений разрушения, проводят дополнительные эксперименты в области металлофизики высокоскоростной деформации. Такие эксперименты проводятся как с поликристаллическими металлическими материалами, так и с монокристаллами различных металлов. Они позволили сделать интересный вывод относительно зарождения трещин и начала разрушения: в тех случаях, когда в металле имеются включения (примеси), трещины всегда начинаются на включениях. Проводятся экспериментальные исследования пробивной способности снарядов, осколков и пуль в разных средах. Ударные скорости лежат в пределах от нескольких сотен метров в секунду для низкоскоростных пуль до космических скоростей порядка 3–30 км/с, что соответствует осколкам и микрометеорам, встречающимся с межпланетными летательными аппаратами.

На основе таких исследований выводятся эмпирические формулы относительно пробивной способности. Так, установлено, что глубина проникновения в плотную среду прямо пропорциональна количеству движения снаряда и обратно пропорциональна площади его поперечного сечения. Явления, наблюдающиеся при ударе с гиперзвуковой скоростью, показаны на рис. 6. Здесь стальная дробинка со скоростью 3000 м/с ударяется о свинцовую пластину. В разное время, измеряемое микросекундами от начала соударения, сделана последовательность снимков в рентгеновских лучах. На поверхности пластины образуется кратер, и, как показывают снимки, из него выбрасывается материал пластины. Результаты исследования соударения при гиперзвуковой скорости делают более понятным образование кратеров на небесных телах, например на Луне, в местах падения метеоритов.

Влияние угла возвышения и начальной скорости снаряда на дальность его полёта

Дальность полёта снаряда зависит от углов возвышения, под которыми он бросается. Увеличение дальности полёта с увеличением угла возвышения происходит только до некоторого предела (40-50 градусов), при дальнейшем увеличении угла возвышения, дальность начинает уменьшаться.

Углом предельной дальности называется угол возвышения, при котором получается наибольшая дальность стрельбы при данной начальной скорости и снаряде. При стрельбе в безвоздушном пространстве наибольшая дальность полёта снаряда получается при угле возвышения 45 градусов. При стрельбе в воздухе величина угла предельной дальности отличается от этого значения и у разных орудий бывает неодинаковой (обычно меньше 45 градусов). Для сверхдальнобойной артиллерии, когда снаряд значительную часть пути летит на большой высоте в сильно разреженном воздухе, угол предельной дальности бывает более 45 градусов.


Для орудия данного образца и при стрельбе определенным типом боеприпаса каждому углу возвышения соответствует строго определенная дальность полёта снаряда. Следовательно, чтобы забросить снаряд на нужное нам расстояние, необходимо орудию придать угол возвышения, соответствующий этому расстоянию.

Траектории снарядов, выпущенных при углах возвышения меньших, чем угол предельной дальности, называются настильными траекториями.

Траектории снарядов, выпущенных при углах возвышения больших, чем угол предельной дальности, называются ‘навесными траекториями’.

Ствольные системы ускорения.

Общая классическая задача внутренней баллистики в применении к ствольным системам начального ускорения снаряда состоит в отыскании предельных соотношений между характеристиками заряжания и баллистическими элементами выстрела, которыми в совокупности полностью определяется процесс выстрела. Характеристики заряжания – это размеры пороховой каморы и канала ствола, конструкция и форма нарезов, а также массы порохового заряда, снаряда и орудия. Баллистические элементы – это давление газа, температура пороха и пороховых газов, скорость газов и снаряда, расстояние, преодолеваемое снарядом, и количество действующих в данный момент газов. Орудие, в сущности, представляет собой однотактный двигатель внутреннего сгорания, в котором снаряд движется как свободный поршень под давлением быстро расширяющегося газа.

Давление, возникающее вследствие превращения твердого горючего вещества (пороха) в газ, очень быстро повышается до максимального значения, составляющего от 70 до 500 МПа. При продвижении снаряда по каналу ствола давление довольно быстро падает. Длительность действия высокого давления – порядка нескольких миллисекунд для винтовки и нескольких десятых долей секунды для оружия большого калибра (рис. 1).

Характеристики внутренней баллистики ствольной системы ускорения зависят от химического состава метательного взрывчатого вещества, скорости его горения, формы и размера порохового заряда и от плотности заряжания (массы порохового заряда на единицу объема каморы орудия). Кроме того, на характеристиках системы могут сказываться длина ствола орудия, объем пороховой каморы, масса и «поперечная плотность» снаряда (масса снаряда, деленная на квадрат его диаметра). С точки зрения внутренней баллистики, желательна малая плотность, так как при этом снаряд достигает большей скорости.

Для удержания орудия с откатом в равновесии во время выстрела требуется прилагать значительную внешнюю силу (рис. 2). Внешняя сила, как правило, обеспечивается противооткатным механизмом, состоящим из механических пружин, гидравлических устройств и газовых амортизаторов, рассчитанных так, чтобы гасился направленный назад импульс ствола и казенной части с затвором орудия. (Импульс, или количество движения, определяется как произведение массы на скорость; по третьему закону Ньютона импульс, сообщаемый орудию, равен импульсу, передаваемому снаряду.)

В безоткатном орудии не требуется внешней силы для поддержания равновесия системы, так как здесь полное изменение импульса, сообщаемого всем элементам системы (газам, снаряду, стволу и казенной части) за заданное время, равно нулю. Чтобы оружие не давало отдачи, импульс движущихся вперед газов и снаряда должен быть равен и противоположно направлен импульсу газов, движущихся назад и выходящих наружу через казенную часть.

Баллистика

Баллистика является важной частью Escape from Tarkov. Она является важнейшей частью в перестрелках и часто определяет исход сражений

Выбор правильного оружия, боеприпасов и снаряжения – одна из важнейших составляющих сражения.

Все данные, представленные ниже, являются работой NoFoodAfterMidnight. Эта страница имеет предназначение облегчить изучение игры новичками в первую очередь.

Баллистика полёта

Полёт пуль реалистично моделируется в Escape from Tarkov. Пули имеют скорость, подвержены воздействию силы тяжести и воздушного трения и могут проникать или рикошетить при попадании в предметы, а также фрагментироваться при этом.

Конкретная характеристика баллистики пули определяется типом боеприпасов, а вероятность попадания пули или рикошетирования определяется её материалом и типом пули.

С увеличением расстояния, пули также теряют как урон, так и силу проникновения, так как они теряют скорость из-за трения воздуха на большие расстояния.

Раневая баллистика

Escape from Tarkov также имитирует повреждения телу и бронежилетам. Ущерб наносится телу в точке удара, повреждая эту конечность или часть тела. Пули способны проникать сквозь стены или даже конечности и таким образом поражать множество частей тела.

Пули могут также фрагментироваться при попадании в тело игрока, нанося 50% дополнительного урона этой конечности, и больше, если эти фрагменты продолжают проникать и поражать другие части тела. Ущерб, нанесенный пулей, зависит только от самой пули, а не от оружия, из которого она была выпущена.

Защита брони также имитируется реалистично, полностью останавливая пули вместо того, чтобы обеспечивать снижение урона, как в большинстве игр.

Броня и проникновение пуль


Бронежилеты обеспечивают защиту всех частей тела, даже если это не выглядит так, как будто они их охватывают. Вы можете увидеть, какие части тела защищены, в описании каждого бронежилета.

Когда пуля попадает в бронированную часть тела, она либо полностью останавливается, либо пуля проникает в броню и наносит урон игроку. Если пуля остановлена броней, % урона от пули наносится этой части тела, % зависит от брони.

Вероятность проникновения зависит от уровня бронежилета и % прочности бронежилета, а также от уровня проникновения пули. В большинстве сценариев пули либо не имеют возможности пробить броню, либо пробивают её почти при каждом попадании.

Это означает, что выбор боеприпасов с самым высоким проникновением чрезвычайно важен для работы с тяжело бронированными игроками.Каждый раз, когда пуля попадает в бронежилет, он теряет прочность, что снижает его способность защищать вас от пуль, в конечном итоге ломаясь и теряя все защитные способности.

Количество урона, наносимого прочности брони, зависит от характеристик пули “урон по броне” и материала брони. Урон по броне – это % урона от патронов.

В то время как угол удара не влияет на бронежилет, пули могут рикошетить от шлема в зависимости от угла выстрела и используемого шлема.

Обозначения

Бесполезно 20+ Не может пробить и нанести хоть какой-то урон игроку
1 Это возможно, но… от 13 до 20 Теоретически это возможно, но пробитие начинается с очень низкой вероятности и едва увеличивается
2 Мечтать не вредно от 9 до 13 Имеет очень низкий или нулевой шанс проникновения изначально и очень медленно увеличивается шанс проникновения пули
3 Немного эффективно от 5 до 9 Имеет низкий шанс проникновения изначально и медленно увеличивается шанс проникновения, либо быстро повреждает броню, пока пуля не пробьёт бронежилет
4 Эффективно от 3 до 5 Начинается с низким шансом проникновения, но быстро увеличивается
5 Очень эффективно от 1 до 3 Пробивает большая часть выстреленных пуль, часто быстро достигая> 90%
6 Броня игнорируется 80% пуль

*Сейчас есть ошибка, что если Проникающая способность ниже 20, то фрагментация не происходит, какой бы шанс не был указан

**Предполагая, что все снаряды поражают цель при каждом выстреле. Поскольку каждый снаряд вызывает у брони минимум 1 потерю прочности, он становится эффективным для разрушения брони и, в конце концов, пробивает.

***Этот тип имеет радиус поражения, как и у гранаты, также с типом урона “Осколочная граната”

История

Первые исследования относительно формы кривой полета снаряда (из огнестрельного оружия) сделал в 1537 году Тарталья

Галилей установил при посредстве законов тяжести свою параболическую теорию, в которой не было принято во внимание влияние сопротивления воздуха на снаряды. Теорию эту можно применить без большой ошибки к исследованию полета ядер только при небольшом сопротивлении воздуха.

Изучением законов воздушного сопротивления мы обязаны Ньютону, который доказал в 1687 году, что кривая полета не может быть параболой.

Бенджамин Робинс (в 1742 году) занялся определением начальной скорости ядра и изобрел употребляемый и поныне баллистический маятник.

Первое настоящее решение основных задач баллистики дал знаменитый математик Эйлер. Дальнейшее движение баллистике дали Гуттон, Ломбард (1797 год) и Обенгейм (1814 год).

С 1820 года влияние трения стало все более и более изучаться, и в этом отношении много работали физик Магнус, французские ученые Пуассон и Дидион и прусский полковник Отто.

Новым толчком к развитию баллистики послужило введение во всеобщее употребление нарезного огнестрельного орудия и продолговатых снарядов. Вопросы баллистики стали усердно разрабатываться артиллеристами и физиками всех стран; для подтверждения теоретических выводов стали производиться опыты, с одной стороны, в артиллерийских академиях и школах, с другой стороны, на заводах, изготовляющих оружие; так, например, очень полные опыты для определения сопротивления воздуха произведены были в Петербурге в 1868 и 1869 года, по распоряжению генерал-адъютанта Баранцова, заслуженным профессором Михайловской артиллерийской академии, Н. В. Маиевским, оказавшим большие услуги баллистике, — и в Англии Башфортом.

В 1881—1890 гг. на опытном поле пушечного завода Круппа определялась скорость снарядов из орудий разного калибра в различных точках траектории, и достигнуты были очень важные результаты. Кроме Н. В. Маиевского, заслуги которого оценены надлежащим образом и всеми иностранцами, в ряду множества ученых, в новейшее время работавших по Б., особенно заслуживают внимания: проф. Алж. лицея Готье, франц. артиллеристы — гр. Сен-Роберт, гр. Магнус де Спарр, майор Мюзо, кап. Жуффре; итал. арт. капит. Сиаччи, изложивший в 1880 г. решение задач прицельной стрельбы, Нобль, Нейман, Прен, Эйбль, Резаль, Сарро и Пиобер, положивший основание внутренней Б.; изобретатели баллистических приборов — Уитстон, Константинов, Наве, Марсель, Депре, Лебуланже и др.

Движение материальной точки по баллистической траектории описывается достаточно простой (с точки зрения математического анализа) системой дифференциальных уравнений. Трудность состояла в том, чтобы найти достаточно точное функциональное выражение для силы сопротивления воздуха, да ещё такое, которое позволяло бы найти решение этой системы уравнений в виде выражения из элементарных функций.

В XX веке в решении проблемы произошёл коренной переворот. Около 1900 года немецкие математики К. Рунге и М. Кутта разработали численный метод интегрирования дифференциальных уравнений, позволявший с заданной точностью решать такие уравнения при наличии численных значений всех исходных данных. Развитие аэродинамики, с другой стороны, позволило найти достаточно точное описание сил, действующих на тело, движущееся с большой скоростью в воздухе, наконец, успехи вычислительной техники сделали реальным выполнение за приемлемое время трудоёмких расчётов, связанных с численным интегрированием уравнений движения по баллистической траектории.

Какое топливо используется в ракете

При выборе типа ракетного топлива больше всего всего внимания уделяется особенностям использования ракеты и тому, каким двигателем ее планируется оснастить. Грубо можно сказать, что все типы топлива делятся в основном по форме выпуска, удельной температуре сгорания и КПД. Среди основных типов двигателей выделяется твердотопливные, жидкостные, комбинированные и прямоточные воздушно-реактивные.

В качестве самого простого твердого топлива можно привести в пример порох, которым заправляются фейерверки. При сгорании он выделяет не очень большое количество энергии, но его достаточно для вывода на высоту нескольких десятков метров красочного заряда. В начале статьи я говорил о китайских стрелах XI века. Они являются еще одним примером твердотопливных ракет.

В некотором роде порох тоже можно назвать топливом твердотопливной ракеты.

Для боевых ракет твердое топливо производится по иной технологии. Обычно им является алюминиевый порошок. Главным плюсом таких ракет является легкость их хранения и возможность работы с ними, когда они заправлены. Кроме этого, такое топливо стоит относительно недорого.

Минусом твердотопливных двигателей является слабый потенциал отклонения вектора тяги. Поэтому для управления в таких ракетах часто используются дополнительные небольшие двигатели на жидком углеводородном топливе. Такая гибридная связка позволяет более полно использовать потенциал каждого источника энергии.

Использование именно комбинированных систем хорошо тем, что позволяет уйти от сложной системы заправки ракеты непосредственно перед запуском и необходимости откачки большого количества топлива в случае его отмены.

Отдельно стоит отметить даже не криогенный двигатель (заправляется сжиженными газами при очень низкой температуре) и не атомный, про который много говорят в последнее время, а прямоточный воздушно-реактивный. Такая система работает за счет создания давления воздуха в двигателе при движении ракеты на большой скорости. В самом двигателе производится впрыск топлива в камеру сгорания и смесь поджигается, создавая давление больше, чем на входе. Такие ракеты способны летать со скоростью, которая в несколько раз превышает скорость звука, но для запуска двигателя нужно давление, которое создается на скорости чуть выше одной скорости звука. Именно поэтому для запуска должны быть использованы вспомогательные средства.


С этим читают