Беловежские соглашения

Ночь на доработку договора

Практически одновременно с тем, как в Москве начались обсуждения нового формата Союза суверенных государств, некоторые участники этого процесса — президент РСФСР Борис Ельцин, президент Белоруссии Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук — начали собственные переговоры о будущих взаимоотношениях своих государств. Довольно быстро они договорились о том, что встречу, на которой будет обсужден этот вопрос, нужно провести в Белоруссии, поскольку, как позднее говорил об этом президент Шушкевич, «Москва давить будет, Украина тоже большая». 6 декабря в Минск вылетел Борис Ельцин, в тот же день в белорусскую столицу отправился и украинский президент.


Михаил Горбачев с семьей в сопровождении охраны по прилету в Москву из Крыма после провала путча ГКЧП 22 августа 1991 года

Основой для переговоров, которые перенесли из Минска в государственную охотничью резиденцию «Вискули» в центре Беловежской пущи, стали, по воспоминаниям Станислава Шушкевича, заготовки договора, разработанные еще в феврале 1991 года, но не использованные в связи с итогами всесоюзного референдума. Теперь же они были извлечены на свет и представлены российской стороной сначала делегации Белоруссии, а затем и Украины. Но если белорусская сторона готова была подписать этот документ, то украинская, для которой важнейшим вопросом переговоров было предоставление республике полной и всеобъемлющей независимости, настояла на переработке текста документа. Как вспоминал Леонид Кравчук, межгосударственная группа специалистов занималась работой над новым проектом документа всю ночь, и утром 8 декабря он был представлен трем президентам. Глава Украины, по его словам, «подписал документ быстро, без каких-либо обсуждений и согласований», и так же оперативно на нем поставили подписи два других президента — Ельцин и Шушкевич.

Судьба исторического документа

В 2016 году Комсомольская правда и НТВ создавали материал о беловежском соглашении, в честь 25-летия подписания этого документа. Одним из интересных вопросов этих исследование был вопрос нахождения оригинала беловежских соглашений. Поскольку СНГ это действующая организация, логично предположить, что основной документ, который регламентировал ее создание, должен находиться в этой организации (в данном случае это исполнительный комитет). Как выяснили журналисты — в ИК СНГ находятся только копия. В последующем журналисты искали Соглашение в странах, которые его подписали, но везде есть только копия. Именно поэтому после 2016 года поднялась волна разговоров, что ликвидация СССР не имеет юридической силы и организация по-прежнему существует. Основание у этой версии не меньшие, чем у соглашения 1991 года. Дело в том, что юридической силой обладает оригинал, которого в данном случае нет. А где он — думаю, мы не узнаем.

Соглашение заговорщиков

Место подписания будущих Беловежских соглашений, вдалеке от Москвы, было выбрано отнюдь не случайно. В начале декабря 1991 года ситуация в противостоянии СССР и союзных республик, в число которых стараниями главы РСФСР Бориса Ельцина попала и Россия, еще находилось в шатком равновесии.

По воспоминаниям Виктора Алксниса, народного депутата СССР в 1989—91 годах, в белорусских Вискулях, возле охотничьей резиденции, где проходило подписание соглашения, даже находился спецназ КГБ Белоруссии, который готов был по приказу из Москвы осуществить арест ликвидаторов СССР. 

В нерешительности Москвы, как потом упоминали в своих оценках ряд высших должностных лиц СССР, например последний председатель Верховного Совета СССР Алексей Лукьянов, сыграла главную роль соглашательская позиция Горбачева, который всячески пытался избегать активных и резких действий, якобы опасаясь «кровопролития».

О гипотетической возможности повернуть колесо истории вспять упоминал и советник Горбачева Георгий Шахназаров. Он утверждал, что в течение нескольких последующих после подписания Беловежских сообщений суток Горбачев еще мог бы восстановить в армии единоначалие, даже несмотря на то, что последний министр обороны СССР маршал Евгений Шапошников «переметнулся на сторону заговорщиков». Дело в том, что большая часть офицерского и рядового состава спецслужб и ВС сохраняла верность СССР, да и среди генералитета настроения были соответствующие.

Выбор Беловежской резиденции как места встречи трех заговорщиков диктовался и ее близостью к государственной границе СССР. Одна из популярных версий случившегося гласит о том, что у ликвидаторов СССР Ельцина, Кравчука и Шушкевича даже существовал «план Б», согласно которому они, в случае неудачи, нелегально покинули бы советскую территорию и попросили бы убежища на Западе.

Эту готовность к бегству за границу косвенно признал и сам глава Белорусской ССР Шушкевич, вспоминая впоследствии, что он предложил Беловежскую пущу в качестве места подписания, так как «в Москве все будет на нас давить, а Украина тоже слишком большая».

Более того, вплоть до последнего момента намерение заговорщиков уничтожить СССР своими подписями не разглашалось даже в узком кругу. Леонид Кравчук впоследствии написал, что 

А возглавлявший в то время белорусское правительство Вячеслав Кебич отмечал, что о повестке встречи в Беловежье «знал один только Ельцин». 

Лукьянов Анатолий Иванович

Лукьянов Анатолий Иванович (1930 г.р.) — в 1983–1987 годах первый заместитель заведующего, затем заведующий Общим отделом ЦК КПСС. В 1987–1988 годах секретарь ЦК КПСС, заведующий Отделом административных органов ЦК КПСС. С марта 1989 года первый заместитель, с марта 1990 по август 1991 года Председатель ВерховногоСовета СССР. В ноябре 1991 года арестован по обвинению в участии в заговоре в целях захвата власти, в декабре 1992 года в связи с болезнью освобожден изпод стражи, в феврале 1994 года амнистирован постановлением Государственной думы РФ. С 1993 года член Центрального исполнительного комитета КПРФ, с 1995 года член Президиума ЦК КПРФ. Депутат Государственной думы РФ первого, второго и третьего созывов. Член Союза писателей России.

Не все хотели уничтожения

Показательно и то, что выбранный вариант с ускоренным уничтожением СССР был не единственно возможным. По воспоминаниям очевидцев, до последнего момента Ельцин, Кравчук и Шушкевич, уже фактически приняв решение о ликвидации Союза, старались привлечь к этому процессу руководителя Казахской ССР Нурсултана Назарбаева.

Такой шаг был очевиден, с точки зрения легитимации процесса ликвидации Советского Союза. Ведь в случае отказа Казахстана и других среднеазиатских республик от упразднения единой страны могла возникнуть ситуация фактического двоевластия, когда одновременно существовало бы две «версии» СССР: закончившая свое существование 8 декабря 1991 года в варианте Ельцина, Кравчука и Шушкевича — и продолжающая свое историческое бытие в варианте Горбачева, Назарбаева и других руководителей союзных республик, которые пожелали бы сохранить СССР.

Как впоследствии неоднократно подчеркивал казахстанский лидер, он никогда бы не подписал такое соглашение, как Беловежское. Но ему пришлось смириться с тем, что оно было инициировано и воплощено в жизнь «беловежской тройкой».

По воспоминаниям очевидцев, в ночь подписания Беловежского соглашения у Назарбаева была личная встреча с Горбачевым, в повестке которой, в частности, был вопрос о назначении тогдашнего руководителя Казахской СССР председателем Верховного Совета СССР, так как эта должность пребывала вакантной после ареста члена ГКЧП Лукьянова. 

Однако тут снова сыграла решающую роль нерешительность Горбачева, граничившая с прямым потаканием беловежским заговорщикам. Никаких значимых результатов встреча Горбачева и Назарбаева так и не принесла, а возможность альтернативного пути развития Советского Союза так и не была реализована.

Формальное двоевластие в распадающейся стране продлилось до конца месяца, пока 26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР не принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. 


Впрочем, даже в этой декларации была допущены фактические ошибки. В ней было указано, что высший государственный орган Российской Федерации (РСФСР), Съезд народных депутатов РСФСР, ратифицировал соглашение о создании СНГ, что не соответствовало действительности. Также в декларации было указано, что соглашение по СНГ было ратифицировано высшими государственными органами Киргизии и Узбекистана, что также произошло позднее.

Таким образом, можно констатировать, что «корень зла», погубивший СССР, находился не в окраинных национальных республиках: развал единого государства шел из Москвы, с территории России.

Закон о выходе союзных республик из СССР

3 апреля 1990 г. ВС СССР принял закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Согласно документу, такое решение должно было приниматься путем референдума, назначаемого местным законодательным органом. При этом в союзной республике, имевшей в своем составе автономные республики, области и округа, плебисцит должен был проводиться отдельно по каждой автономии.

Правомочным считалось решение о выходе, которое поддержали не менее двух третей избирателей. Вопросы статуса союзных военных объектов, предприятий, финансово-кредитные отношения республики с центром подлежали урегулированию в течение переходного периода сроком в пять лет. На практике положения данного закона не были реализованы.

Можно ли было выйти из СССР законно?

Сегодня СССР либо демонизируют, либо идеализируют. Реально же это было обычное государство со своей правовой системой, которая в частности позволяла любому государству, находящемуся в Союзе, покинуть его. Закреплена такая возможность была в статьей 72 Конституции. Дополнена эта статья была законом, который расписывал порядок действий для легитимного выхода. Упрощенно схема была следующей:

  1. Республика проводит референдум, который считается успешным только при условии, что 2/3 проголосовавших поддержали предложение. Любая агитация запрещена. Проведение референдума это внутренний вопрос республики, в который никто не может вмешиваться.
  2. Результаты референдума передаются на рассмотрение ВС СССР, у которого есть 1 месяц на подготовку необходимых документов.
  3. Создается переходный период с переходными положениями. Срок этого периода не может превышать 5 лет. За это время урегулируются все спорные вопросы между сторонами.

Подобный порядок был закреплен специальным законом, который приняли 3 апреля 1990 года

Поэтому важно отметить, что существовали правовые нормы, по которым любой член Союза мог выйти из него. Достаточно сказать, что этими правовыми нормами воспользовались прибалтийские страны, которые показали, как законным путем республика может выйти из состава СССР

Кризис власти: последствия «перестройки»

В июне 1988 года на XIX партийной конференции Михаил Сергеевич Горбачев выступил с докладом, согласно которому было необходимо отказаться от руководящей роли коммунистическо партии. Были поставлены новые цели и задачи, продиктованные тем временем (построение правового демократического государства). В рамках данного понятия необходимо было осуществить реализацию в стране следующих системных объектов: многопартийная система, демократические выборы, гласность. 

По такому образцу были проведены и первые мероприятия – альтернативные выборы народных депутатов 1989 года. Однако ситуация не только не улучшилась, она усугубилась. Причиной тому послужил и экономический кризис государства. 

В такой обстановке наибольшее недовольство государственной властью выражали союзные республики. Ведь коммунистическая партия со своим жестким режимом являлась для них сдерживающим фактором. 

Поскольку КПСС уже не обладала былой мощью, то она не имела подавляющего влияния над республиками. Они поочередно, одна за другой, заявляли о своем твердом намерении выйти из состава Советского Союза. Как следствие, обострился национальный вопрос. Усилилась борьба за власть между центром и республиками. Начался «парад суверенитетов» — конфликт, возникший между союзным центром и союзными республиками. Союзные республики хотели независимости. «Парад суверенитетов» подразумевал то, что законодательство в каждой республике станет более важным, чем общесоюзное законодательство. Все эти явления ставили дальнейшее существование Советского Союза под вопрос.

Согласно Конституции СССР, теоретическая возможность выхода была предусмотрена, но детальный механизм данного процесса разработан и оговорен не был. И все же, воспользовавшись нерешительность действующей власти, о своем государственном суверенитете объявили почти все союзные республики.

О неминуемости распада СССР говорили следующие события:

  • демонстрации и митинги в Алма-Ате против русификации в 1986 году;
  • столкновения в Карабахе в 1988 году;
  • конфликт между Азербайджаном и Арменией;  
  • конфликт в Приднестровье;
  • национальные конфликты в Баку и Ошской области; 
  • волнения в Грузии в 1989 году;
  • волнения в Риге и Вильнюсе в 1991 году.

В июне 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете главной республики СССР – РСФСР.

Правительство СССР не сидело сложа руки, а пыталось повлиять на сложившуюся обстановку. Так, по новому союзному договору предполагалась постройка новых взаимоотношений между союзными республиками на демократической основе. 

17 марта 1991 года состоялся референдум, на котором рассматривался вопрос – «будет ли существовать обновлённый Советский Союз». Участвовала каждая республика, т. к. референдум представляет собой решение какого-либо вопроса путем голосования. Большинство участников проголосовали за сохранение Советского Союза как федерации суверенных республик. За это было отдано 76% голосов. Однако разрушение центральной союзной власти остановить не удалось. Сразу после референдума начался «новоогарёвский процесс» — переговоры глав 9 республик. В них входили:

  • Россия;
  • Белоруссия;
  • Казахстан;
  • Украина;
  • Армения;
  • Кыргызстан;
  • Туркменистан;
  • Азербайджан;
  • Узбекистан.

В переговорах обнаружилось много противоречий. 24 июля 1991 года Горбачев закончил работу над проектом нового союзного договора. По этому проекту СССР трансформировался в Союз суверенных государств (ССГ). Все Республики, входящие в союз, обладали равными правами. Также республикам предоставлялись дополнительные полномочия. Этот шаг сокращал власть центральных структур. Становилось ясно, что если договор вступит в силу, большинство центральных структур потеряют свои полномочия.

Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года. Не всем в правительстве нравились происходящие события. В то время, когда Горбачёв работал над проектом нового договора, в правительстве активизировались консервативные силы. Ещё 28 ноября 1990 года министр обороны Язов высказывался о том, что пора восстановить порядок в стране. Этим он подразумевал необходимость проведения призыва в армию. Затем происходят некоторые замены на высоких должностях. Шеварднадзе, сторонник политики нового мышления, покинул пост главы Министерства иностранных дел. Бакатин покинул пост министра внутренних дел.

Противники идеи о подписании нового договора считали, что это действие приведёт к краху экономической системы страны.

АЛМА — АТИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Независимые Государства


— Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина,

стремясь построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права;

признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ;

считая, что укрепление имеющих глубокие исторические корни отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов и служит делу мира и безопасности;

осознавая свою ответственность за сохранение гражданского мира и межнационального согласия;

будучи приверженными целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

заявляют о нижеследующем:

Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно — стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства.

Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств — членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.

Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.

С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование.

Государства — участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

Государства — участники Содружества обязуются неукоснительно соблюдать принципы настоящей Декларации.

Президент Азербайджанской Республики Президент Республики Армения Председатель Верховного Совета Республики Беларусь
А.МУТАЛИБОВ Л.ТЕР — ПЕТРОСЯН С.ШУШКЕВИЧ
     
Президент Республики Казахстан Президент Республики Кыргызстан Президент Республики Молдова
Н.НАЗАРБАЕВ А.АКАЕВ М.СНЕГУР
     
Президент Российской Федерации (РСФСР) Президент Республики Таджикистан Президент Туркменистана
Б.ЕЛЬЦИН Р.НАБИЕВ Л.КРАВЧУК
     
Президент Республики Узбекистан Президент Украины  
И.КАРИМОВ Л.КРАВЧУК  

Как из Ельцина героя делали

На 21 августа готовился штурм Белого дома в Кремле. Планировались силовой захват Ельцина и переправка его в Завидово. Но «вдруг» обнаружилось огромное количество жаждущих прикрыть его своими телами. Белый дом окружила толпа численностью примерно 50 000 человек. Задумайтесь! Вдруг такое количество населения встало и пошло к Кремлю. Там бесплатно поили и кормили, раздавали пирожки с чаем, готовили в производственных масштабах пищу.

Естественно, были жертвы. Кровавые. Несколько человек с коктейлями Молотова (мирные люди) попали под танки. До сих пор не совсем понятно, с какой целью ввели танки на Красную Площадь. Они эффективны только на открытой местности. И военные, устроившие путч, не могли этого не знать. Или же это была просто попытка запугивания. Конечно же, наготове дежурили западные корреспонденты, и вы запросто можете представить картинку в эфире. Министр обороны Язов дрогнул и дал команду к выводу войск из Москвы. На этом путч закончился, а его зачинщики очутились в СИЗО.

Этот случай наглядно показывает, что из военных крайне редко получаются грамотные и дальновидные политики. Самое интересное, что после освобождения первые звонки Горбачев сделал Б. Ельцину и Джорджу Бушу. Это тоже говорит о многом. После этих событий он сильно изменился. Его политический авторитет упал и с ним уже мало кто считался. Он выглядел бледно на фоне раскрученного образа уверенного в себе, энергичного Б. Ельцина.

Межнациональные столкновения

В годы перестройки в СССР резко обострились межнациональные отношения. В 1986 г. в Якутске и в Алма-Ате (Казахская ССР, ныне — Казахстан) произошли крупные межнациональные столкновения. В 1988 г. начался Нагорно-Карабахский конфликт, в ходе которого населенная армянами Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. Вслед за этим последовал армяно-азербайджанский вооруженный конфликт. В 1989 г. столкновения начались в Казахстане, Узбекистане, Молдавии, Южной Осетии и др. К середине 1990 г. более 600 тыс. граждан СССР стали беженцами или вынужденными переселенцами.

Августовский путч 1991 года

Однако подписанию договора помешали события августа 1991 года. 


В августе 1991 года Горбачёв отправился в отпуск на правительственную дачу в Форосе. Этим воспользовались члены консервативной оппозиции КПСС. К ним относились:

  • вице-президент СССР Янаев;
  • министр обороны Язов;
  • премьер-министр Павлов;
  • министр внутренних дел Пуго;
  • глава КГБ Крючков.

18 августа 1991 года был организован государственный переворот, ставивший перед собой цель предотвратить распад СССР. 19 августа рано утром консерваторы перешли к активным действиям. Они создали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Главенство взял на себя Янаев. Затем члены ГКЧП объявили, что у Горбачёва резко ухудшилось здоровье, поэтому он не может выполнять свои обязанности президента СССР. ГКЧП вразрез с Конституцией взял власть в свои руки. Были предприняты следующие действия в отдельных районах страны:

  • введено чрезвычайное положение;
  • работа некоторых партий и движений приостановлена;
  • структуры власти расформированы;
  • над СМИ устанавливался жесткий контроль;
  • полностью запрещены любые собрания, особенно митинги и демонстрации;
  • в Москву введены части армии.

Также консерваторы хотели взять под стражу Ельцина и других сторонников демократии. Сначала предполагалось помешать подписанию нового договора. Но вскоре стало ясно, что путчисты хотят повернуть вспять процессы в стране и устранить демократию и гласность. Президент РСФСР Ельцин не стал дожидаться завершения действий заговорщиков. Он выступил против ГКЧП, признал его действия антиконституционными, призвал граждан игнорировать его решения. Следующим действием Ельцин взял власть над войсками в Российской республике и отменил ввод войск в Москву.

Заговорщики не ожидали, что на защиту Белого дома встанет масса людей. Уже вечером того же дня около Белого дома (Верховного Совета РСФСР) собрались толпы. Это собрание было организовано в поддержку демократических сил. Путчисты провернули несколько интриг в правительственных структурах, но против тысяч людей они ничего не могли сделать. Войска, которые подчинялись ГКЧП отказались идти против мирных людей. Всё закончилось уже 21 августа. Переворот был пресечен, а заговорщики арестованы. Акция заговорщиков лишь ускорила распад СССР.

Постсоветский кризис

Много историков и юристов рассуждают на тему: имел ли Ельцин полномочия для ликвидации СССР. Сам Горбачев сетовал на антиконституционные действия президента России. До сих пор ведутся споры на кого работал Борис Николаевич. Подозрительным выглядит тот факт, что сразу после подписания Беловежского соглашения Ельцин позвонил американскому президенту Джорджу Бушу и сообщил, что Советского Союза больше нет. Горбачев об этом узнал позже и не от Ельцина, а Шушкевича.

Многие десятилетия республики оставались единым целым. Промышленность, военная отрасль, торговля – все было общим. Главные минусы Беловежских соглашений для России:

  • Потеря половины военных округов, оснащенных современной боевой техникой.
  • Утрата систем противовоздушной обороны в южном, западном и северо-западном направлениях.
  • Блокирование выходов к морю. Прибалтийские конфликты.
  • Удар по промышленности, ранее производство было разбросано по всем республикам.

Кроме вопросов, касающихся обороны и экономики, были затронуты межнациональные, этнические отношения на территории всего СССР. В бывших республиках то и дело вспыхивали столкновения, в результате которых погибали люди. Миллионам пришлось менять место жительства, они стали чужими на земле, которую еще вчера считали своей.

Противники распада СССР винят во всех бедах Бориса Николаевича. Действительно после Беловежских соглашений всем бывшим республикам пришлось пройти через кризис. Россия не исключение. Но что было, если бы Советский Союз и дальше продолжал функционировать? Эта система изжила себя. Грамотно трансформировать государственный аппарат было некому. Рано или поздно распад был неминуем. Радует то, что у политических лидеров хватило воли мирным путем урегулировать спорные вопросы, а не поднимать армию для защиты своих интересов.

Выбери ответ

События августа 1991 года

19-21 августа, 1991 год. История пишется победителями, потому вполне естественно, что в учебники информация вошла как попытка государственного переворота. Хотя на самом деле это была попытка предотвратить развал страны. Крючков, Пуго, Болдин, Шенин, Бакланов, Павлов и Язов попытались силой захватить власть в свои руки. Отстранив президента, они хотели насильно подчинить себе республики, которые жаждали независимости. Таким образом они сохранили бы целостность страны. Но мало кто знает, что назначенное на 20 августа подписание договора о создании СНГ устраивало лидеров всех 9 сепаратистки настроенных республик и сохраняло СССР в целостном состоянии.

Вся правда заключалась в том, что Горбачев сумел договориться с ними. С одной стороны, согласившись на создание СНГ, Михаил Горбачев пошел на поводу у США, а с другой стороны, республики получали право на независимость, но в составе федерации. Основные вопросы продолжала бы решать за них Москва. В силу ряда причин этот сценарий многих не устраивал. Горбачева и его семью посадили под домашний арест в Крыму (он в тот момент отдыхал на море).

Трое первых

О том, какое решение было принято в «Вискулях», и о том, что три президента независимых республик своей волей прекратили существование СССР, участники Беловежских переговоров сообщили президенту Советского Союза Михаилу Горбачеву уже постфактум. Правда, позднее и сам Горбачев, и его высокопоставленные сторонники утверждали, что о намерениях Ельцина, Кравчука и Шушкевича главу СССР своевременно проинформировали руководители КГБ Белоруссии, а во время обсуждения и подписания документов о создании СНГ вокруг охотничьей резиденции находился спецназ, готовый по первому приказу арестовать участников переговоров. Но такого распоряжения от Горбачева так и не поступило: по его собственным словам, он не хотел рисковать и давать повод для развязывания гражданской войны.

Президент Украины Леонид Кравчук (второй слева), президент Белоруссии Станислав Шушкевич (третий слева) и президент России Борис Ельцин (второй справа) в момент подписания соглашения о создании Содружества независимых государств, 8 декабря 1991 года

В итоге на свет появилось Соглашение о создании Содружества независимых государств и заявление к нему, в котором говорилось, что принять такое решение руководителей трех республик вынудили процессы развала единой страны, катастрофическое падение экономики и нарастание межнациональной напряженности. Само же соглашение начиналось с констатации прекращения существования СССР как субъекта международного права и геополитической реальности, а первая статья гласила об образовании Содружества независимых государств. Границы стран-участниц соглашения признавались неприкосновенными, применение советских норм на территории СНГ запрещалось, а само Содружество объявлялось открытым для присоединения других государств.

Первым новое соглашение ратифицировали Украина и Белоруссия: через два дня, 10 декабря, их парламенты последовательно подписали соответствующие постановления. 12 декабря соглашение ратифицировал Верховный совет РСФСР, а 21 декабря в Алма-Ате состоялось подписание Декларации о создании СНГ с участием 11 из 15 бывших советских республик — за исключение стран Балтии и Грузии. Еще через четыре дня последняя из союзных республик, сохранявшая свое прежнее название — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — переименована в Российскую Федерацию, и Советский Союз окончательно перестал существовать даже на бумаге.

Лидеры стран СНГ после подписания Декларации о создании Содружества независимых государств в Алма-Ате, 21 декабря 1991 года


С этим читают