Никита бесогон

Примечания

  1. ↑ , с. 3—5.
  2. Димитрий Ростовский. // Жития святых.
  3. , с. 168.
  4. ↑ .
  5.  (недоступная ссылка). Электронная библиотека Института русской литературы (Пушкинский Дом). Дата обращения 8 января 2014.
  6. ↑ , с. 168-169.
  7. . spsearch.ru.
  8. Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни : медное художественное литье XI — начала XX века — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Интербук-бизнес, 2000—133 с. — С. 7
  9. Домашнева Н. А. К тайнам Басманного треугольника: очерки культурной истории — Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, 2002—112 с. — С. 9
  10. , с. 169.
  11. , с. 173—174.
  12. .
  13. Святой мученик Никита Бесогон на крестах и иконках из Калуги / В. А. Ткаченко, В. В. Хухарев // Сквозь века… : Материалы 2-й гор. краевед. конф. / Централизов. библ. система г. Калуги. — Калуга: , 1999. — С. 68—80.
  14. .
  15. , с. 4.
  16. , с. 168, 171.
  17. , с. 171—172.
  18. Окунева И. Н. Икона св. Никиты, избивающего беса // Seminarium Kondakovianum. Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый институтом имени Н. П. Кондакова. — Прага, 1935. — Т. VI. — С. 205—216.
  19. Кондаков Н. П. Русская икона : . — М., 2004. — Т. II. — С. 85. — ISBN 5-89709-018-1.

Что говорит Роспатент

В своем отказе Роспатент ссылается на правила регистрации товарных знаков. По этому регламенту, изображение, на которое та или иная компания заявляет права, не должно противоречить «общественным интересам, принципам гуманности и морали».


Речь идет, например, о неэтично использованной госсимволике, антигосударственных лозунгах, а также «призывах антигуманного характера, оскорбляющих человеческое достоинство, религиозные чувства верующих».

Можно ли расценивать изображение с древней иконы как призыв, Роспатент в своем отказе не уточнил, но указал на то, что не лишним было бы узнать позицию Русской православной церкви.

«Само по себе обозначение ни в коей мере не противоречит общественным интересам, однако предоставление исключительного права на использование заявленного обозначения отдельной организации в целях извлечения прибыли может быть расценено как оскорбляющее религиозные чувства верующих», — говорилось в окончательном заключении Роспатента в апреле 2019 года.

После этого спор о святости Никиты Бесогона и возможном оскорблении чувств верующих ООО «Бесогон» перенес в суд по интеллектуальным правам.

Кто такой Никита Бесогон

Традиция изображения Никиты, побивающего беса, на Руси насчитывает по меньшей мере восемь с лишним веков.

«Древнейшее изображение такого рода, которое можно сравнительно точно датировать — это рельеф на одном из фасадов Дмитриевского собора во Владимире, 90-е года XII века», — рассказал Би-би-си кандидат искусствоведения, доцент исторического факультета МГУ, старший научный сотрудник института искусствоведения Александр Преображенский.

Этот сюжет часто встречается в разных видах искусства XIV — XVII века, в том числе на иконах. «Есть, конечно, много так называемых предметов личного благочестия: скажем, литых металлических образков, но в храмах иконы такого рода тоже помещались — прежде всего, в тех храмах, которые были посвящены мученику Никите».

Сама же легенда о Никите Бесогоне восходит к апокрифическому житию, в котором рассказывается о сыне римского императора Максимиана, его страданиях и готовности принять смерть за Христа.


Самые ранние рукописи этого греческого текста относятся к XI веку.

Через какое-то время история о Бесогоне как о святом мученике пришла из Византии на Русь.

«Специальной процедуры канонизации, которая была бы похожа на то, что происходило в русской церкви со святыми в Новое время, или то, что происходит в католической церкви, такой процедуры в сущности не было, — объясняет искусствовед, — был культ, существовавший в среде верующих». Со временем объект почитания попадал в календари — сначала местной церкви, затем епархии и постепенно его слава разрасталась.

«Я думаю, это важно, что как бы ни относились потом уже — в Новое время — к этому образу, его культ, иконы, как правило, в этих храмах оставались. Их никто не убирал, не запрещал

Сказать, что этот сюжет был признан каким-то неправильным, нежелательным, мы не можем. Он существовал, если не на первом плане русского религиозного сознания, то все-таки в нем присутствовал», — считает Преображенский.

Великомученик, святой, мифологический персонаж?

На первом и пока единственном заседании суда, состоявшемся 13 ноября, борьба за образ Никиты Бесогона в зале суда вылилась в теологический спор.

— То есть вы не согласны с тем, что он святой великомученик? Или только великомученик? — пытался понять позицию представителей компании Михалкова судья Рогожин.

— Что он известен, почитаем и святой, — перечислила юрист ООО «Бесогон» Наталья Ложкина.

— То есть не согласны, что он святой великомученик ….

— Не согласны, что он святой…


— И то, что он еще великомученик? — не сдавался судья Рогожин.

— Да, и то, что он великомученик, и то, что он почитаем и известен.

— Вы считаете, что это мифологический персонаж?

— Мы считаем, да, что это мифологический персонаж, — с облегчением подтвердила юрист Ложкина.

Автор программ «Бесогон ТВ» Никита Михалков считает Никиту Бесогона своим небесным заступником. Но представителям режиссера приходится в суде доказывать, что для современных христиан этот персонаж — не более чем аллегория.

Стилизованное изображение с древней иконы сопровождает видеоблоги режиссера с самого первого выпуска, который вышел в марте 2011 года. Тогда же Михалков завел блог на livejournal.com «nikitabesogon», куда выкладывал записи программ.

В профиле в «Живом журнале», на который Михалков ссылался в своей первой видеозаписи, до недавнего времени была запись о «небесном покровителе — Святом Никите, получившем в народе прозвище Бесогон, сыне царя Максимиана» и пересказ сюжета из апокрифического жития.

«В Житии его сказано, что Он помогает в учении, исцеляет, изгоняет бесов, освобождает от рабства, помогает покаяться в грехах и освободиться от прельщений дьявола», — писал режиссер в ЖЖ.

Вскоре после того как суд начал рассматривать спор о товарном знаке «Никита Бесогон», запись о «небесном покровительстве» исчезла из профиля. Как следует из кэш-данных интернет-поисковиков, она была удалена между 21 ноября и 1 декабря 2019 года. А затем недоступным стал и весь профиль Nikitabesogon на платформе Livejournal.com.


В 2014 году передача «Бесогон ТВ» начала выходить на телеканале «Россия 24». Спустя два года, летом 2016-го, представители ООО «Бесогон» направили в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака — «стилизованного изображения человека и фантазийного животного». Но получили отказ, который пытаются оспорить в течение трех лет.

Рядовые верующие без специальных познаний

«Насколько реален персонаж, Роспатентом не оценивается! Оценивается восприятие его рядовыми верующими», — убеждал суд юрист ведомства Халявин.

Это восприятие, по его мнению, основано в том числе на специфике изображения, «которое выполнено в манере, характерной для предметов религиозного почитания, образков и икон». Нимб над головой героя и сюжет с изгнанием демона «усиливает восприятие изображения в качестве святого — в данном случае святого великомученика Никиты Бесогона».

Среднестатистический российский верующий, уверены в Роспатенте, не обладает специальными теологическими или историческими знаниями, как эксперты или депутаты, а значит, его чувства все же могут быть задеты.

— Прежде всего, необходимо исходить из восприятия рядовым потребителем — в данном случае — рядовым российским верующим. То обстоятельство, что проводилась Никоном церковная реформа, не влияет на дальнейший исторический путь восприятия данного обозначения… — настаивал представитель Роспатента Халявин.

— Каким тогда образом рядовой верующий должен был узнать о Никите Бесогоне?… Он что, тоже читал археологические раскопки Четыркина? — не сдавалась юрист компании Михалкова.

— в том числе посредством передачи Никиты Сергеевича, в которой он его называл своим святым наставником и духовным покровителем!

— Никита Сергеевич эксплуатирует совершенно другой образ!

Житие

Житие о мученике Никите восходит к Новозаветному апокрифу «Сказание о Никитиных мучениях». По мнению исследователей, он является переработкой текста жития одного из раннехристианских мучеников по имени Никита, который праздновался в один день с Никитой Готфским. Упоминание о нём встречается в индексе отреченных книг XI века, оно вошло в «Правило 59 Лаодикийского собора» наряду с «Обиходами апостольскими», «Георгиевым мучением» и другими так называемыми богомильскими апокрифами. О раннем бытовании апокрифического жития на Руси известно из литературных памятников, в частности из «Сказания о Борисе и Глебе» середины XI века, где упоминается, что в своей предсмертной молитве святой князь Борис вспоминал страдания и мучения святых Никиты, Вячеслава и Варвары, погибших от рук своих родственников. По мнению Н. С. Тихонравова и В. М. Истрина, перевод был сделан в Южной Руси уже к XII веку. Житие известно в нескольких списках на греческом и славянских языках, которые датируются XII-XIII веками.

В русских списках отречённых книг житие носит название «Никитино мучение, нарицающее его сына Максимьянова царева». Сохранившиеся списки восходят к концу XV века.

Мученика Никиту в народе называли «бесогоном». В народном представлении восточных славян апокрифический образ религиозного предания о Никите сливается с народными легендами о Никите Кожемяке — богатыре, одолевшем злого дракона.

Известны также древние храмы в честь святого Никиты. В Переславле-Залесском предположительно уже в XII веке существовал Никитский монастырь. Также был построен храм в Плотницком конце Новгорода, впервые упоминаемый в летописи в 1368 году.

Сюжет

По сюжету апокрифа, Никита был сыном царя-язычника Максимиана, который вместе с его соправителем императором Диоклетианом, был известен великим гонением христиан, в частности мучениями святых великомучеников Георгия и Пантелеимона. Надо заметить, что у реального римского императора Максимиана не было сына Никиты, а единственный сын мученичеством за христианство известен не был.

Однажды Никита попытался обратить отца в христианскую веру, но тот отказался и сам попытался обратить Никиту в язычество. В ответ Никита запросил 12 золотых идолов, чтобы в тайне поклониться им, царь, обрадовавшись, дал их, но Никита чудесным образом стёр их в порошок. Увидев останки уничтоженных идолов, правитель вскричал, что не святой ли Георгий подучил его сделать это? На что Никита ответил отрицательно, добавив, что «уповает на Бога». Также Максимиан упомянул, что Георгия «замучил Дадиан», которого Максимиан называет своим «братом», здесь предположительно, речь идёт об императоре Диоклетиане.

Уничтожение идолов так разозлило царя, что он попытался несколькими способами убить своего сына Никиту, но свершились чудеса и казни не удались. Тогда царь бросил Никиту в темницу. Там Никите явился бес в ангельском обличье, и стал соблазнять отречься от христианства. Слыша голос дьявола, Никита помолился о том, чтобы увидеть искусителя, тогда ему явился архангел Михаил, сказавший протянуть руку и схватить беса. Никита схватил беса, и, повергнув, наступил на шею. А затем снял кандалы со своих ног и стал избивать ими дьявола, назвавшегося Вельзевулом.

Никита провёл в темнице 3 года. Затем царь вспомнил о нём и приказал привести. Никита привёл с собой беса и поверг того ниц пред царем, показав, кто им управляет. Однако царь был неумолим и снова приказал мученически казнить своего сына, но опять свершилось чудо, и казни не удались. Также Никита, с помощью вновь явившегося архангела Михаила, показал чудо воскрешения двух людей, похороненных в каменном столпе. Но царь опять не поверил ему. Тогда против царя восстали все люди с царицею, и Никита в этот день крестил 18 400 человек.

Иконография

Пик популярности изображений Никиты на иконах, змеевиках и крестах пришёлся на XVI—XVII века, на эпоху строгановской школы иконописи. Он был самым известным и почитаемым христианами Никитой до раскола Русской церкви в 1666 году. Старообрядцы почитали его до XIX века.

Первоначальное изображение святого-экзорциста изменялось, постепенно приближаясь к обобщённому образу победителя язычества (беса). В начале иллюстрации были близки к тексту апокрифа о мученике Никите, затем они превратилось в изображения демоноборца, соотносимого со святыми: Никитой Готским, Никитой — малоазийским отроком, Никитой Новгородским, а также архистратигом Михаилом и другими.

В связи с отречением Церковью этого апокрифа и канонизацией другого жития мученика Никиты Готского, почитавшегося в тот же день, в русской иконописи иногда сливаются образы этих мучеников.

Считалось, что образ святого Никиты защищает от нечистой силы. К нему обращались при разных семейных неприятностях, в частности, при порче детей и об исцелении от «родимца». Есть две молитвы мученику Никите. Никита-бесогон, как его звали в народе, обычно изображался с палкой или кандалами, побивающим беса.

Известна роспись стены владимирского Дмитриевского собора (1197), получившая популярность среди мастеров-прикладников в литых крестах, литых образках и медных тельниках XII—XVII веках.

Например, в Русском музее хранится трёхрядная икона XV—XVI века с образом Бесогона. Есть также икона «Никита, побивающий беса, с Деисусом и избранными святыми» новгородской школы иконописи последней трети XV века, хранящаяся в частной коллекции, отличающаяся манерой написания от хранящейся в Русском музее.


С этим читают