Bismarck (1939)

Бисмарк и Россия

«Никогда ничего не замышляйте против России, ибо на любую вашу хитрость она ответит своей непредсказуемой глупостью».


С 1857 по 1861 год Бисмарк пребывал послом Пруссии в России. И, судя по дошедшим до нашего времени историям и высказываниям, успел не только выучить язык, но и понять (насколько это вообще возможно) загадочную русскую душу.

Например, перед началом Берлинского конгресса 1878 года он говорил: «Никогда не верьте русским, ибо русские не верят даже самим себе».

Знаменитое «Русские долго запрягают, но быстро едут» тоже принадлежит Бисмарку. С быстрой ездой русских связан случай, происшедший с будущим рейхсканцлером по дороге в Петербург. Наняв извозчика, фон Бисмарк усомнился, смогут ли тощие и полудохлые клячи везти достаточно быстро, о чем и спросил извозчика.

— Ничего-о… — протянул тот, разгоняя лошадей по ухабистой дороге так быстро, что Бисмарк не удержался от следующего вопроса.— Да ты меня не вывалишь?— Ничего-о… — заверил ямщик, и вскоре сани опрокинулись. Бисмарк упал в снег, ободрав лицо в кровь. Он уже замахнулся на подбежавшего к нему извозчика стальной тростью, но так и не ударил, услышав как тот успокаивающе приговаривает, вытирая снегом кровь с лица прусского посла:— Ничего-о… ничего…

В Петербурге Бисмарк заказал кольцо из этой трости и велел выгравировать на нем одно слово — «Ничего». Позже он, слыша упрек за излишне мягкое отношение к России, говорил: «В Германии только я один говорю „Ничего!“, а в России — весь народ».

Русские слова периодически проскакивают в его письмах

И даже будучи главой прусского правительства, он продолжает иногда оставлять резолюции в официальных документах на русском «Запрещено», «Осторожно», «Невозможно»

С Россией Бисмарка связала не только работа и политика, но и внезапно вспыхнувшая любовь. В 1862 году на курорте Биаррица он встретил 22-летнюю русскую княгиню Катерину Орлову-Трубецкую. Завязался бурный роман. Муж княгини, князь Николай Орлов, недавно вернувшийся с Крымской войны с тяжелым ранением, редко сопровождал супругу в ее купаниях и лесных прогулках, чем и воспользовался 47-летний прусский дипломат. Он посчитал своим долгом даже рассказать в письмах своей жене об этой встрече. И сделал это в восторженных тонах: «Это женщина, к которой вы могли бы испытать страсть».

Приход в политику

После окончания учебы юноша пробовал себя на гражданской и военной службах, после чего сделался помещиком — переехал в Померанию управлять семейными поместьями. В 1847 году он в первый и последний раз женился. Его избранницей стала аристократка Иоганна фон Путткамер. Ее он переживет на восемь лет.

Бисмарк с супругой. Фото: Wikimedia


Приход Бисмарка в политику совпал с революционным 1848 годом. Тогда по всей Европе вспыхнули народные бунты и гражданские войны. Во Франции, Австрии, Италии полыхала «Весна народов».

Она не минула и Германию. В немецких государствах поднялись народные массы, либеральная интеллигенция и студенчество. Казалось, страна в шаге от объединения, торжества конституции и либерализма.

Однако этого не случилось. Победила консервативная реакция, ярым апологетом которой был Отто фон Бисмарк. Даже прусский король критиковал его за излишний консерватизм. Либеральные политики и СМИ и вовсе высмеивали этого убежденного реакционера.

Примечания

  1. Christian Zentner. Chronik Zweiter Weltkrieg. St. Gallen: Otus-Verlag, 2007. S. 344—345. ISBN 978-3-907200-56-8
  2. Как показали подводные съёмки много позже, башни главного калибра выпали из своих гнёзд, но на дне корабль оказался стоящим на ровном киле.
  3. Piekałkiewicz, Janusz (1987), Sea War, 1939-1945 (translated by Peter Spurgeon), Historical Times, с. 142, ISBN 978-0-713-71665-8
  4. Маслов М. С. Германский флот. От Версаля до Нюрнберга. — М: Вече, 2004. — С. 337. — 416 с. — 5000 экз.
  5. Во время атаки на остров Шпицберген в 1943 году (операция «Сицилия») «Тирпиц», обстреливая побережье, единственный раз вёл огонь из главного калибра при малых углах возвышения.

История службы

Линкоры типа Bismarck принимали активное участие в войне. В мае 1941 года линкор Bismarck принимал участие в операции Rheinübung совместно с тяжёлым крейсером Prinz Eugen. В ходе Сражения в Датском проливе 24 мая 1941 года, прямым попаданием в главное хранилище боеприпасов, линкор Bismarck потопил британский линейный крейсер Hood, при этом сам был поврежден огнем с линейного корабля Prince of Wales. В ходе преследования Bismarck`a британцами, самолёты-торпедоносцы с авианосца Ark Royal повредили линкор, Bismarck погиб в бою с британскими линкорами King George V и Rodney в 400 милях от Военно-морской базы Кригсмарине в Бресте (Франция).

Не смотря на то что Tirpitz почти не участвовал в боевых действиях, его присутствие в Норвегии угрожало арктическим конвоям в Советский Союз и сковывал довольно значительные силы флота Великобритании. Линкор несколько раз пытался перехватить арктические конвои но все они не были удачными. 22 сентября 1943 года Tirpitz был поврежден подрывными зарядами с сверхмалых подводных лодок Х-6 и Х-7 в Альтен­-фьорде; там же был поврежден самолётами с британских авианосцев 3.4.1944 года и 24.8.1944 года. Затем 15.9.1944 года был поврежден бомбардировщиками Lancaster; 12.11.1944 года был окончательно потоплен сверхтяжёлыми бомбами Tallboy сброшенных с бомбардировщиков Lancaster в Тромсё­-фьорде — в результате двух прямых попаданий и трех близких разрывов перевернулся и затонул.

Затонувший Tirpitz в Тромсё-фьорде

Описание конструкции и технические характеристики

«Бисмарк» был одним из сильнейших по характеристикам кораблей своего времени. По своей величине он уступал лишь построенным позже суперлинкорам типа «Ямато» в Японии типа «Айова» в США. Стандартное водоизмещение «Бисмарка» составляло 41,7 тысячи тонн, полное — 50,9 тысячи тонн. Длина линкора составила 250 метров, ширина — 36 метров, что превосходило по размерам все европейские аналоги. Германский флагман обладал хорошей противоторпедной защитой благодаря удачному делению корпуса на водонепроницаемые отсеки.

Броня

Бронирование «Бисмарка» было не совсем обычным для традиционных линкоров и оценивается как «умеренное», хотя его общая площадь была выше, чем у любого из конкурентов. В принятой немцами схеме с четырьмя башнями главного калибра им потребовалось основательно бронировать до 70% достаточно длинного корпуса. Толщина главного бронепояса при этом составила от 170 до 320 миллиметров.

Особо усилены были лобовая броня орудийных башен главного калибра (до 360 мм) и бронезащита рубки (220-350 мм). Бронирование оконечностей линкора варьировалось в пределах 60-80 мм, главной палубы — 80-110 мм, рулевого устройства — 110-150 мм Башни среднего калибра обладали толщиной брони в 35-100 мм, а противоторпедная переборка — в 45 мм.

Схема бронирования линкора «Бисмарк»

В отличие от многих линейных кораблей того периода, бронирование немецких линкоров не было резко дифференцированным, с заметно выдающимися элементами максимального усиления. Такая схема бронирования впоследствии помогла «Бисмарку» долгое время выдерживать многочисленные залпы английских орудий, оставаясь на плаву.

Территориальная экспансия Пруссии


Пруссия давно поставила перед собой цель объединения всех германских земель в одно государство. Для этого проводилась подготовка не только во внешнеполитическом аспекте, но и в области пропаганды. Главным соперником в лидерстве и покровительстве над немецким миром являлась Австрия. В 1866 году резко обострились отношение с Данией. Часть королевства занимали этнические немцы. Под давлением националистически настроенной части общественности они начали требовать права на самоопределение. В это время канцлер Отто Бисмарк заручился полной поддержкой короля и получил расширенные права. Началась война с Данией. Войска Пруссии без особых проблем заняли территорию Гольштейна и поделили её с Австрией.

Из-за этих земель возник новый конфликт с соседом. Габсбурги, которые восседали в Австрии, теряли свои позиции в Европе после череды революций и переворотов, которые свергли представителей династии в других странах. За 2 года после Датской войны вражда между Австрией и Пруссией росла в геометрической прогрессии. Сначала начались торговые блокады и политическое давление. Но совсем скоро стало ясно, что не удастся избежать прямого военного столкновения. Обе страны начали проводить мобилизацию населения. Ключевую роль в конфликте сыграл Отто фон Бисмарк. Кратко изложив свои цели королю, он тут же отправился в Италию, чтобы заручиться ее поддержкой. Сами итальянцы также имели притязания к Австрии, стремясь овладеть Венецией. В 1866-м началась война. Прусским войскам удалось довольно быстро захватить часть территорий и вынудить Габсбургов подписать мирный договор на выгодных для себя условиях.

Конструкция и бронирование линкоров типа «Бисмарк»

Полное водоизмещение «Бисмарка» составило 50 900 тонн, «Тирпица» – 52 600 тонн. Длина каждого судна превышала 250 метров. Хорошо продуманный подбор стали для каждого сегмента судна и использование сварки позволили уменьшить вес корпуса. Освободившийся объем был потрачен на бронирование

Большое внимание уделялось управляемости. Основные немецкие верфи находились в устьях рек

Для того, чтобы добраться к месту назначения, необходимо пройти множество узких участков – проливов или каналов. Для этого использовалось два руля. Максимальный крен при поворотах составлял 3 градуса. В наиболее опасных районах прибегали к помощи буксиров, которые корректировали движение.

Общий вес бронирования составлял 18 700 тонн. Главный броневой пояс был обшит 170-320-мм Крупповской сталью. Башни основного калибра и барбеты имели прикрытие до 360 мм. Противоторпедная защита должна была справляться с минами и торпедами мощностью до 250 кг тринитротолуола. За 45-мм подводной переборкой находилось полое пространство – фильтрационная камера. В случае удара она гасила огневую мощь вражеского снаряда.

Для обеспечения остойчивости все судно было разделено на 22 водонепроницаемых отсека, которые в свою очередь также разбивались на изолированные помещения. При повреждении корпуса и затоплении некоторых из них корабль оставался на плаву.

Энергетическая система включала 3 турбозубчатые установки, 12 котлов Вагнера и 3 гребных винта, которые обеспечивали скорость хода, равную 29 узлам. Дальность автономного плавания достигала 8 500 миль. Экипаж превышал 2 000 человек.

Modules

Rate of Fire(shots/min) 180° Turn Time(sec) Maximum Dispersion(m) Maximum HE Shell Damage(HP) Chance of Fire on Target Caused by HE Shell(%) Maximum AP Shell Damage(HP) (exp) ( )
380 mm/52 SK C/34 on a Drh LC/34 mount 2.3 36 272 4,400 34 11,600 1,100,000
Hit Points(HP) (mm) (mm) Main Turrets(pcs.) Secondary Gun Turrets(pcs.) AA Mounts(pcs.) Torpedo Tubes(pcs.) Hangar Capacity(pcs.) (exp) ( )
Bismarck (A) 64,500 19 360 4 6/8 8/8/12/2 1,650,000
Bismarck (B) 69,200 19 360 4 6/8 10/14/16 52,000 3,900,000
Firing Range Increase(%) Maximum Firing Range(km) (exp) ( )
FKS Typ 8 Mod. 1 19.3 600,000
FKS Typ 8 Mod. 2 10 21.2 23,500 1,500,000
Maximum Speed(knot) (exp) ( )
Propulsion: 150,100 hp 28.5 380,000
Propulsion: 163,000 hp 31 15,500 900,000

Бронирование

Броневой пояс — высотой в 5.2 м. Он прикрывал 70% ватерлинии и почти не имел наклона. В сравнении c Scharnhorst, толщина броневого пояса была уменьшена с 350 мм до 320 мм, но при этом толщина верхнего пояса увеличилась с 45 мм до 145 мм. Оба пояса замыкались траверсом, толщиной 145 мм на батарейной, 220 мм главной, и 148 мм на нижней палубе. Параллельно поясу шла переборка имеющая толщину между верхней и нижней палубой от 20 до 30 мм, ниже она переходила в противоторпедную переборку толщиной 45 мм.

Оконечности защищались вполне традиционно, нос — 60 мм, корма — 80 мм. Броневых палуб две — 50 мм (над погребами с боеприпасами было 80 мм) верхняя и главная толщина которой была 80 мм со 110 мм скосами (над погребами 95 мм со 120 мм скосами), не доходившими до нижней кромки пояса. Общий вес брони составлял 18 700 т ( это 44% водоизмещения всего корабля).

Борьба с римско-католической церковью


После объединения страны перед правительством как никогда остро встал вопрос об унификации веры. Ядро страны, являясь сугубо протестантским столкнулось с религиозным противостоянием приверженцев римско-католической церкви. В 1873 году Бисмарк не только подвергся большой критике, но и был ранен агрессивно настроенным верующим.  Это было уже не первое покушение. В 1866 году, незадолго до начала войны, на него напал Коэн, уроженец Вюртемберга, который хотел таким образом спасти Германию от братоубийственной войны.

Католическая центристская партия объединяется, привлекая знать. Однако Канцлер подписывает майские законы, пользуясь численным превосходством национальной либеральной партии. Очередной фанатик, подмастерье Франц Кулманн, 13 июля 1874 года совершает очередное нападение на власть. Длительная и напряженная работа сказывается на здоровье политика.  Несколько раз Бисмарк подавал в отставку. После выхода на пенсию он проживал в Фридрихсрухе.

История уничтожения немецкого флагмана

Немцам было вполне по силам догнать и добить «Принца Уэльского», но командующий немецким соединением адмирал Лютьенс имел приоритетный приказ на уклонение от прямых схваток с британским флотом. В то же время продолжать рейд после оценки единственного полученного от «Принца Уэльского» повреждения также оказалось невозможным ввиду утечки в море более трети запаса топлива. Лютьенс принял решение направиться для ремонта в Сен-Назер.

К этому времени на поиск и уничтожение «Бисмарка» были брошены почти все наличные силы английского флота вблизи метрополии (47 кораблей и 6 субмарин), до крайности разъярённый потерей «Худа», многие годы символизировавшего его мощь. Но решающую роль в охоте на немецкий суперлинкор сыграла морская авиация, хотя первая воздушная атака с британского авианосца Ark Royal не привела к сколь-нибудь серьёзным повреждениям. «Бисмарк», воспользовавшись туманом, поначалу смог ускользнуть от преследователей.

Но один из британских самолётов-торпедоносцев к исходу 26 мая, когда погоню за «Бисмарком» уже почти прекратили, смог обнаружить и поразить германский флагман, воспользовавшись возможностью снизиться к самой поверхности моря, в «мёртвую зону» немецких зенитчиков. К несчастью для немцев, торпеда повредила рули, и корабль оказался практически обездвижен.

Утром 27 мая «Бисмарк» настигли крупные силы английского флота. После очередной безуспешной торпедной атаки британские линкоры Rodney и King George V при поддержке 2 крейсеров обстреливали обездвиженный германский линкор. «Бисмарк» прекратил огонь, расстреляв весь свой боезапас главного калибра, и держался на воде, хотя получил попадания от нескольких снарядов и двух торпед.

https://youtube.com/watch?v=u1g_Tlo1U6A

Британская эскадра, израсходовав топливо до минимума, после безуспешных попыток потопить немецкий линкор получила команду на отход. Как позднее подсчитали англичане, они потратили на добивание «Бисмарка» 8 торпед и свыше 2800 снарядов главного и среднего калибров. Германское командование к тому моменту приказало оставить и затопить «Бисмарк».

На момент своей гибели «Бисмарк» находился в зоне действия немецкой авиации, которая могла попытаться отогнать английские корабли. Линкору могли помочь и подводные лодки, но командование слишком поздно отправило их в район боя. Тем не менее, немцы сами открыли кингстоны, а адмирал Лютьенс и многие моряки предпочли погибнуть вместе с кораблём. Линкор «Бисмарк» пошёл ко дну, не спустив свой флаг и не исчерпав запаса живучести. Из более чем 2200 членов команды в живых почти никого не осталось: 111 моряков спасли англичане и ещё троих — немецкая подводная лодка.

Поиск затонувшего линкора под руководством американского океанографа-исследователя Роберта Балларда в 1989 году привёл к обнаружению остатков линкора на глубине 4790 метров. Они опустились на склон потухшего подводного вулкана. Как показала последующая реконструкция событий, «Бисмарк» затонул, опрокинувшись на борт, затем (уже под водой) перевернулся с полным оборотом вокруг киля и затем съехал по склону вулкана. Часть кормовой оконечности при этом разрушилась либо отделилась.

Автор статьи: Роев Олег


С этим читают