Битва на косовом поле (1389)

О чем говорят легенды?

В истории эта битва покрыта пеленой неизвестности. В разных летописях по-разному описывают военные тактики и стратегии. Даже неизвестно, сколько дней длилось сражение, в истории сербов написано, что три, но есть вероятность, что это всего лишь символическое значение. Известно одно – сражение было долгим и тяжелым, и никто не знал, на чьей стороне преимущество. Именно в такие моменты дают о себе знать герои.


В народных преданиях сербов нередко можно услышать рассказ о героическом поступке сербского вельможи и воеводы Милоша Обилича. В то время, когда на Косовом поле шли активные сражения, он хитростью приник в шатер Мурада, сказав, что решил перейти на сторону турецкой армии. Оставшись с султаном один на один, Милош убил его. Оставшись с бесчисленным количеством врагов, он не пал духом и сражался до последнего. Он был уверен, что потеря главнокомандующего подорвет ряды турецкой армии и сербский альянс одержит победу.

Африка

  • Абдальвадиды (Зайяниды)
    • Абу Хамму II, султан ( — , — , — , — , — )
    • Абу Ташифун II, султан ( — )
  • Бенинское царство — Эгбека, ( — )
  • Борну — Бир III, маи ( — )
  • Варсангали — Сиисе I, ( — )
  • Вогодого — Куда, нааба (ок. — ок. )
  • Джолоф — Сар Н’Дайе, буур-ба (ок. — ок. )
  • Египет (Мамлюкский султанат)
    • Баркук, ( — , — )
    • Хаджжи II ас-Салих, (, — )
  • Ифат — Саад аль-Дин II, (ок. — ок. )
  • Кано — Бугайя, султан ( — )
  • Килва
    • Сулейман ибн Сулейман, ( — )
    • Хуссейн ибн Сулейман, ( — )
  • Мали — Сандаки, ( — )
  • Мариниды — Абу аль-Аббас Ахмад, ( — , — )
  • Нри — Джиофо I, ( — )
  • Свазиленд — Нкоси I, вождь (ок. — ок. )
  • Хафсиды — Абу аль-Аббас Ахмад II, ( — )
  • Эфиопия — Давит I, император ( — )

Последствия и причины поражения

Разбитое войско Хуньяди бежало в разные стороны. Кто-то в Зету, кто-то в Рагузу, часть беглецов, как и сам Хуньяди, скрылась на территории Сербии. Cогласно грамоте короля Матьяша, Хуньяди в бегстве с Косова поля сопровождал граф Мартин Франкопан с двумя сотнями всадников. Деспот приказал свободно пропустить всех беженцев, кроме Хуньяди, которого велел схватить, поскольку считал ответственным за весь ущерб и грабежи, осуществлённые его армией на сербских землях. Скрываясь и пробираясь тайком, Хуньяди был вынужден избавиться от лошади, отбиваться от грабителей, и просить еду. Во время одной из остановок недалеко от Кладово его признали и доставили в Смедерево, где посадили в тюрьму. Дальнейшие события описываются по-разному в сербской и венгерской историографии. Сербский историк В. Чорович излагает версию, согласно которой Георгий Бранкович не захотел передавать пленного Хуньяди Мураду, лишь держал его в плену и выторговывал выгодные для себя условия выкупа. Наоборот, венгерский историк писал, что согласно сведениям писателей того времени Бранкович предложил Мураду передать ему пленённого врага, но Мурад отказался.

Соркочевич и его земляк Дамьян Чорджич в конце ноября вели переговоры в Варадине от имени Бранковича об освобождении Хуньяди. Условия освобождения, которые были согласованы после многодневного обсуждения, были таковы:

  1. забыть старую вражду,
  2. Венгрия обязуется помогать Сербии против врага,
  3. в будущем венгерская армия не будет проходить через Сербию иначе, чем по приглашению или с помощью сербов,
  4. за урон, нанесенный сербским землям, Хуньяди заплатит 100 000 дукатов (венгры называют это не возмещением ущерба, а выкупом),
  5. всё имущество в Венгрии, ранее принадлежавшее Бранковичу, но переданное Хуньяди в 1444 году, будет возвращено деспоту, и в качестве приданого будет им передано своей внучке Елисавете (дочери Ульриха II Цилли), женихом которой станет сын Яноша. Этот будущий зять останется заложником у деспота до тех пор, пока его отец не выполнит свои обещания. В качестве планируемого зятя Бранковича Чорович и Энгель называли Ласло, а Салаи и Бароти — Матиаша.

Венгерская историография традиционно обвиняла Георгия Бранковича в провале кампании. Однако, по мнению Халкокондила, Бранкович не считал венгерскую армию достаточно сильной, чтобы победить турок, и предпочёл не рисковать своим недавно восстановленным государством. Сербские историки считают отказ Бранковича обусловленным заботой о Сербии.

По словам историка Михая Хорвата, это «одна из самых известных битв в истории Венгрии». Последствия поражения в этом сражении для Венгрии и Западной Европы были, по словам авторов , ужасающими. Христианские балканские государства не смогли противостоять османам после этого поражения, в конечном итоге попав под контроль Османской империи. Тем не менее до конца своего правления Хуньяди удавалось успешно защищать Венгрию от османов. Несмотря на то, что Скандербег продолжал свое сопротивление в Албании до своей смерти в 1468 году, его борьба лишь отодвинула неизбежный исход — десять лет спустя страна оказалась под полным османским контролем.

Комментарии

  1. венг. A gonosz rácz megtagadta a harczban való részvételt, sőt kém-szolgálatokat tett a törököknek, a kik így a magyarok minden mozdulatáról értesülve valának.Mondják, hogy a vén gonosztevőnek az volt szándéka, hogy Hunyadit nagy jutalomért kiadja Murádnak, de a török szultán megvetéssel utasítá vissza a gyáva és becstelen ajánlatot.
  2. По мнению Й.Хаммера, венгры и секлери образовали правое крыло венгерской армии; на левом фланге сражались валахи, в центре аркебузиры Германии и Богемии и трансильванцы.
  3. По словам  Жана де Ваврена, в крестовом походе на Варну участвовал некто Saussi (Савджи), который говорил о себе так: «я Савджи, сын старшего брата отца Муратбея».Как сообщал Длугош, Давид говорил, что он был наследником османского трона. Его отцом, якобы, был Мустафа, брат Мурада I. Мурад ослепил Мустафу, и тот бежал вместе с женой и детьми к королю Сигизмунду. Во время крещения его сын, был назван Давидом и участвовал во всех войнах против турок на венгерской стороне. И. Узунчаршилы считал, что Давид – сын Савджи, мятежного сына Мурада I. Давид, якобы, был спасен после ослепления и смерти отца. Й. Хаммер называл его просто турок на венгерской службе Давид, сын Савджи.Историк Палошфалви считает его правнуком Мурада I.
  4. Кроме одного заявления, источники хранят молчание по поводу разгрома правого фланга армии Хуньяди, что указывает на то, что разгром противника был не таким полным, как утверждают и османские летописцы, и некоторые современные историки.
  5. Бугарштицы — балканские элегические народные песни. Стих имеет обычно от 15 до 16 слогов, разделенных после 7-го или 8-го слога цезурой.

Предпосылки

Янош Хуньяди увидел подходящий момент, чтобы возглавить кампанию против Османской империи. После поражения в битве при Варне (1444) он собрал еще одну армию для нападения на османов. Его стратегия была основана на ожидаемом восстании народов Балканского полуострова, внезапной атаке и уничтожении главной силы турок-османов в одном сражении.

В сентябре 1448 года Хуняди возглавил венгерские войска после переправы через реку Дунай и разместил их в Сербии рядом с Ковиным, недалеко от сербской столицы Смедерево. В течение целого месяца венгры были находились там в ожидании немецких крестоносцев, Валахского князя, а также богемской и албанской армии. Албанская армия под руководством Скандербега не приняла участия в этой битве, так как турки и их союзники помешали ему соединиться с армией Хуньяди. Считается, что он был задержан сербским деспотом Джураджем Бранковичем, который был в то время союзником султана Мурада II, хотя точная роль Бранковича не вполне ясня. В результате Скандербег опустошил владения Бранковича в качестве наказания за дезертирство.

Бранкович неоднозначно отреагировал на это вторжение и в течение всего этого периода вел переговоры об условиях присоединения к крестовому походу против турок. Хуньяди сказал Бранковичу, что он привел 20 000 своих собственных людей, ожидая дополнительного подкрепления, и что он, Бранкович, со своей легкой кавалерией был бы единственным союзником, необходимым для того, чтобы одержать решающую победу. Бранкович был утомлен, восстановив свое государство после тяжелой османской оккупации только в 1444 году. Кроме того он вполне осознавал мощь военной силы турок и желал сохранить свой трон. Деспот Бранкович также не желал ставить себя под командование Хуньяди при любых условиях, поскольку считал его низшим по званию, а кроме того, испытывал личную антипатию к этому венгерскому полководцу и политику.

После мира в Сегеде в 1444 году Сербия стала вассалом турок-османов, согласившись заплатить 50 000 флоринов и предоставить 4 000 чел. кавалерии в случае войны. Для Хуньяди и Владислава деспот предложил свои венгерские услуги, чтобы договориться о мире. Хуньяди не видел большой необходимости сделке с османами, в то время как Бранкович видел в этом шанс на мир для Сербии. Поэтому , Бранкович покинул Венгрию в Смедерево. Позднее в том же году (1444) армия крестоносцев хотела добраться до Адрианополя через Сербию и Болгарию, но Бранкович отказал им в прохождении. Поскольку крестоносцы знали, что венецианский флот может заблокировать проливы в Мраморном море только на короткий период , они выбрали дунайский маршрут Однако Хуньяди считал сербского деспота сумасшедшим, поскольку тот думал, что султан Мурад вернул ему егострану навсегда и пообещал Бранковичу поджечь Сербию, когда они вернутся.

Предыстория. Роль Бранковича

После заключения в 1444 году Сегедского мира Сербия была возвращена Георгию Бранковичу, и как вассал османов он согласился заплатить 50 000 флоринов и предоставлять султану при необходимости четырёхтысячный отряд кавалерии. Деспот был посредником на османо-венгерских переговорах, он даже предложил Яношу Хуньяди и королю Владиславу все свои венгерские владения, чтобы те согласились договориться с султаном о мире, поскольку, хотя Хуньяди не особо стремился к сделкам с османами, Бранкович видел в мире шанс для Сербии жить в мире и процветании. Когда в том же 1444 году армия крестоносцев хотела пройти к Эдирне через Сербию и Болгарию, Бранкович отказал им в проходе и не присоединился к крестоносцам. Понеся поражение от османского султана Мурада II в битве при Варне, Янош Хуньяди ждал подходящего момента для реванша. К 1448 году ему удалось собрать армию для похода против Мурада, при этом Хуньяди рассчитывал на поддержку местных жителей на Балканах. В сентябре 1448 года Хуньяди с войском переправился через Дунай, намереваясь соединиться с армией Скандербега. Между армией венгерского воеводы и армией албанского князя лежали земли Георгия Бранковича. Недалеко от сербской столицы Смедерево Хуньяди разбил лагерь, в котором венгры месяц ждали подхода союзников: немецких крестоносцев, господаря Валахии, богемскую и албанскую армии. Однако албанцы во главе со Скандербегом так и не пришли, поскольку Бранкович, союзник и тесть Мурада II, задержал их.

Сначала деспот через своего начальника казначейства, уроженца Дубровника Паско Соркочевича, передал Хуньяди согласие на проход армии, однако затем засомневался. Бранкович, недавно восстановивший свои земли после османской оккупации, хотел сохранить свой трон и опасался Мурада. Армия Хуньяди была большой и сильной, но деспот знал, что и армия османов ей не уступала. Играли роль и другие факторы: в это время у Бранковича были пограничные споры и сражения с боснийским королём Стефаном Томашем, отнимавшие его силы. Вдобавок деспот не желал более подчиняться Хуньяди ни на каких условиях, поскольку считал его низкородным выскочкой и имел личные претензии. Кроме того, он не видел прямой выгоды для Сербии от освобождения от османов, поскольку это должно было привести лишь к нарастанию давления со стороны Венгрии, а венгерское доминирование для сербов означало угрозу существованию православия. По мнению историка Каллая Бенинека, Бранкович надеялся на взаимное истощение сил как венгров, так и османов в битве. Поэтому в итоге Бранкович снова отказал Хуньяди в проходе. Более того, Бранкович послал Соркочевича к Мураду, который в то время осаждал Крую в Албании, и сообщил о том, что Хуньяди вторгся на территорию Сербии. В католической историографической традиции Бранкович объявлен предателем («неверный и противник римской церкви», как называл его в письме к папе Каликсту III Иоанн Капистран). Венгерская историография некритически принимала версию , который не только утверждал, что деспот раскрыл планы Хуньяди Мураду, но и добавлял, что Бранкович ежедневно информировал султана о походе венгерской армии. Например, венгерский историк не жалел ругательств для сербского деспота:

Долгая карьера Бранковича – это непрерывная цепь хитрости, двуличия, колебаний и предательства. Это было семейной традицией. Его отец, Вук, в ригомезейской битве 1389 года предал сербов.

Ещё один венгерский историк, , называл Бранковича «старым негодяем», а поступки деспота объявил «трусливыми и нечестными».

В результате Скандербег разорил владения Бранковича в качестве наказания за «содействие врагу христиан».

Ход сражения

Расположение армий

Ход битвы

Битва произошла 15 июня 1389 года вблизи современного города Приштина в Косове.

Войска расположились следующим образом. Султан Мурад возглавил центр своего войска, флангами командовали его сыновья Баязид (будущий Баязид I) (правый) и Якуб (левый). Перед основными силами османского войска в линию выстроились около 1000 лучников, позади располагались азапы и акынджи, а в центре турецкого построения — янычары. Там же находился Мурад со своей охраной. Небольшой отряд был выделен для прикрытия обоза.

Центром сербской армии командовал сам князь Лазарь, Вук Бранкович командовал правым флангом, Влатко Вукович — левым. По всему фронту сербской армии расположилась тяжёлая конница, на флангах — конные лучники. За ними располагались отряды пехоты.

Сербские и турецкие источники дают противоречивые данные о ходе сражения, поэтому реконструкция боя представляет трудности для историков. Битва началась с обстрела турецкими лучниками сербских позиций и атаки сербской тяжёлой конницы, клином врезавшейся в турецкие позиции. Прорвав левый фланг османов, сербы не добились успеха в центре и на правом фланге турок. Тем не менее левое крыло турецкой армии под командованием Якуба понесло тяжёлые потери. Вскоре лёгкая турецкая кавалерия и пехота контратаковали закованных в броню сербских всадников и опрокинули их.

Сербским воинам удалось добиться определённого успеха и в центре, несколько оттеснив турок. Однако на правом фланге Баязид перешёл в контратаку, оттеснив сербов и ударив по их пехоте. Постепенно оборона сербской пехоты была прорвана, и она начала отступать. Вук Бранкович, стремясь спасти остатки войск, покинул поле битвы. Позднее народная молва обвинила его в предательстве (в «ЭСБЕ» говорится, что Вук Бранкович «из зависти ко второму зятю Лазаря Милошу Обиличу нарочно не поспел с помощью на Косово поле» и что «память его ненавистна всякому сербу»). Вслед за ним с поля боя ушли и остатки отрядов Влатко Вуковича и князя Лазаря. Сам Лазарь раненый попал в плен в ходе боя и был казнён в тот же день.

Картина Адама Стефановича «Бой на Косове»

Султан был убит ещё в начале боя. По некоторым данным, его убил сербский князь Милош Обилич, который, выдав себя за перебежчика, проник в шатёр султана и заколол того ножом, после чего был убит султанской охраной. В флорентийском письме королю Твртко говорится, что Мурад был убит одним из 12 знатных сербов, которые в начале боя смогли прорваться сквозь ряды турецких солдат. Согласно утверждениям турок, которые приводил византийский историк XV века Халкокондил, Мурад был убит после сражения, когда осматривал поле боя. После гибели султана турецкое войско возглавил его сын Баязид.

Традиционно считается, что Баязид приказал убить брата Якуба. Когда Баязид узнал о гибели отца, он послал вестника к старшему брату Якубу, который ещё не знал о случившемся. Баязид передал Якубу, что их отец Мурад отдал им новые приказы. Когда Якуб прибыл к Баязиду, он был задушен. Таким образом, Баязид стал единственным наследником Мурада и возглавил османское государство.

Чем знаменито Косово поле?

История Косового поля насчитывает 8 сражений:

  1. 1072 год. Битва Константина Бодина, царя Болгарии, против Византии.
  2. 1167 год. Сражение братьев Неманичей, впоследствии их власть в Сербии только укрепилась.
  3. 1369 год. Война между Сербией и Болгарией.
  4. 1389 год. Самое знаменитое сражение на Косовом поле между Османской империей и Сербией, что стало причиной гибели европейского государства.
  5. 1402 год. Битва между сынами царя Лазаря и Георгием Бранковичем.
  6. 1448 год. Войска Османской империи под руководством Мурада Второго сражаются с объединенной армией Венгрии и Валахии.
  7. 1689 год. Битва между Австрией и Османской империей.
  8. 1831 год. Сражение Боснийцев с Османской империей.


Косово поле стало местом, на котором велись решающие войны. Но только об одной из них так много сказано. Поражение 1389 года стало фатальным не только для сербов и болгаров, но для всех христианских народностей Балканского полуострова. На протяжении пяти веков они отстаивали свою независимость. И только в начале 19-го века сформировалась прочная идеология, что основывалась на памятном косовском сражении.

Отражение битвы в фольклоре

Битва войска Лазаря с турками играет значительную роль в сербском фольклоре. Предания о битве множились. В христианской среде возник мотив предательства, поначалу приписываемый боснийскому отряду и некоему Драгославу, а впоследствии — Вуку Бранковичу. Уже в первые десятилетия после боя появляется легенда об оклеветанном витязе, пробравшемся в турецкий лагерь и убившем султана. Под влиянием рыцарской эпики была установлена связь между убийцей Мурада и предателем Лазаря — обе роли отводились княжеским зятьям.

К концу XV века уже было известно предание о вечере князя и его торжественной речи. Возник целый цикл народных песен со множеством живописных деталей. Согласно народным представлениям, Косовская битва стала причиной переселений, послужив началом перелома в развитии племён и родов. По мнению известного сербского историка Симы Чирковича, она стала важнейшим историческим событием, которое «ярче прочих врезалось в народное сознание». Схожее мнение озвучил и другой известный сербский историк Владимир Чорович. Легенды о битве вплоть до XX века служили, с одной стороны, для призыва к героическим подвигам и самопожертвованию, а с другой — для осуждения предательства.

К настоящему времени сохранились такие народные песни и предания о Косовской битве, как «Слава кнеза Лазара у Крушевцу», «Бановић Страхиња», «Косовка девојка», «Смрт мајке Југовића», «Цар Лазар и царица Милица», «Зидање Раванице». По мнению сербского исследователя Димитрие Богдановича, эти и другие народные песни формируют комплекс положительных, отрицательных и трагических героев сербской национальной истории.

Напрасная жертва

Но битва на Косовом поле 1389 г. не прервалась из-за смерти султана. Его старший сын, Баязид, приказал никому не говорить о смерти Мурада и убить Якуба, своего брата. Сам же стал во главе турецкой армии и повел ее на последнюю, решающую схватку, где одержал победу. Князь Лазарь был взят в плен и казнен. Он стал первым в истории Сербии правителем, что пал на поле боя. Его тело похоронили в Раваницком монастыре, а спустя время канонизировали.


Несмотря на поражение, сербы не считали себя безнадежно проигравшими. Армия Османской империи настолько ослабла, что вести войну было невозможно. Сербия изначально не лишилась своих территорий. Милица, жена Лазаря, признала турецкую власть и начала платить дань. Но Сербию уничтожила не война, а смерть Лазаря. Он был тем самым связующим звеном, которое удерживало государство от раскола. Так, после его гибели без поддержки Сербии остались союзные государства, которые попали под полную турецкую зависимость, а сами сербы начали воевать вместе с османской армией против бывших союзников.

Примечания

  1. Emmert, Thomas (1996), Milos Obilic and the Hero Myth, Journal of the North American Society for Serbian Studies Т. 10
  2. Чиркович Сима. История сербов. — М.: Весь мир, 2009. — С. 107. — ISBN 978-5-7777-0431-3.
  3. ↑  (серб.). Библиотека Растко. Дата обращения 22 декабря 2012.
  4. Чиркович Сима. История сербов. — М.: Весь мир, 2009. — С. 108. — ISBN 978-5-7777-0431-3.
  5. Чиркович Сима. История сербов. — М.: Весь мир, 2009. — С. 109. — ISBN 978-5-7777-0431-3.
  6. Листая страницы сербской истории / Е.Ю. Гуськова. — М.: Индрик, 2014. — С. 43. — ISBN 978-5-91674-301-2.
  7. Sedlar, Jean W. East Central Europe in the Middle Ages, 1000-1500. — University of Washington Press. — P. 244.
  8. Cox, John K. The History of Serbia. — Greenwood Press. — P. 30.
  9. Cowley Robert, Geoffrey Parker. The Reader’s Companion to Military History. — Houghton Mifflin Books. — P. 249.
  10. ↑ Vojna Enciklopedija. — Beograd: Vojnoizdavacki zavod, 1972. — С. 659.
  11. ↑  (серб.). Библиотека Растко. Дата обращения 22 декабря 2012.
  12. Sedlar, Jean W. East Central Europe in the Middle Ages, 1000-1500. — University of Washington Press. — P. 244.
  13. Hunyadi and Laszlovszky, Zsolt and József. The Crusades and the military orders: expanding the frontiers of medieval Latin Christianity. — Budapest: Central European University Press. Dept. of Medieval Studies. — P. 285—290.
  14. Краткая история Албании: С древнейших времен до наших дней. — Москва: Наука, 1992. — С. 44.
  15. ↑ Vojna Enciklopedija. — Beograd: Vojnoizdavacki zavod, 1972. — С. 660.
  16. Бранкович, Вук // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  17. Wayne S. Vucinich & Thomas A. Emmert. Kosovo: Legacy of a Medieval Battle. — University of Minnesota, 1991.
  18. Imber, Colin. The Ottoman Empire: The Structure of Power, 2nd ed. — New York: Palgrave Macmillan, 2009. — P. 85. — ISBN 0-230-57451-3.
  19. Листая страницы сербской истории / Е.Ю. Гуськова. — М.: Индрик, 2014. — С. 44. — ISBN 978-5-91674-301-2.
  20. Чиркович Сима. История сербов. — М.: Весь мир, 2009. — С. 110. — ISBN 978-5-7777-0431-3.
  21.  (серб.). Библиотека Растко. Дата обращения 22 декабря 2012.

Предшествующие события

После битвы на Марице османы расширили круг своих вассалов, им подчинились города на Эгейском побережье и важные транспортные пути. В 1383 году они приблизились к Салоникам, захватив Серре и окрестные области. Уже тогда к ним обращались монахи из афонских монастырей, чьи владения оказались под угрозой и которые пытались сохранить свои обители от разорения. Посредством полуострова Галлиполи османы поддерживали связь с Малой Азией, а также наладили контакты с Венецией и Генуей, враждовавшими друг с другом из-за влияния над остатками некогда мощной Византийской империи.

В этот период турки сформировали стратегию своей экспансии. Они охотно участвовали в междоусобицах христианских правителей, при этом постепенно осваиваясь на их территориях и подчиняя себе тех, кому ранее обещали помогать. В качестве повода для подчинения себе той или иной области они обычно использовали смерть местного правителя или усобицы в его семье. Свои походы османы предпринимали на достаточно далёкие расстояния. Как правило, во всех областях Балканского полуострова турецкие отряды появлялись задолго до того, как османское государство становилось их непосредственным соседом.

На землях князя Лазаря Хребеляновича турки появились ещё в 1381 году, когда княжеский воевода Цреп разбил их на Дубравнице близ Парачина. Вероятно, турецкий отряд оказался там после операции в Болгарии. В 1386 году османы предприняли гораздо более серьёзное вторжение. Их армию возглавлял сам Мурад, который дошёл до Плочника в Топлице. Во время этого похода турки атаковали монастырь Грачаница, где сгорела внутренняя башня, хранившая ценные рукописи и книги.

В августе 1388 года, воспользовавшись враждой боснийского короля Твртко с Балшичами, турецкое войско под предводительством известного военачальника Шахина вторглось в пределы Билечи, где было разбито. Постепенно османы сжимали кольцо вокруг Сербии. От земель князя Лазаря и Вука Бранковича их отделяли только владения Драгаша Деяновича на востоке и наследников Вукашина на юге, бывших турецкими вассалами. В то же время из-за внутреннего конфликта в Королевстве Венгрия Лазарь и Вук Бранкович фактически оказались отрезанными от христианских земель. В ходе венгерской усобицы они поддержали Ладислава Неапольского, таким образом, имея связи с ним и взбунтовавшимися хорватскими городами.

В начале лета 1389 года турецкий султан Мурад начал поход на Сербию. В составе его войска помимо турок были отряды вассалов и наёмники. Подготовка к походу шла длительное время, о ней знали как сербские правители, так и другие государства, например Венеция. Через земли своих вассалов в Македонии султан вышел на Косово поле, откуда мог двинуться в любом направлении. Узнав о приближении Мурада, князь Лазарь и Вук Бранкович собрали армию. На помощь им пришёл крупный отряд воеводы Влатко Вуковича, посланный боснийским королём Твртко I.

Сербский византинист академик Димитрие Богданович писал:

«Выбор поля боя не случаен. Холмистая область под Приштиной, ограниченная реками Лаба и Ситница, не только тактически удобна для столкновения крупных вооруженных масс. В стратегическом отношении она представляет собой ключ ко всем коммуникациям, ведущим из Подунавья к Адриатике, а также из Повардарья на север и северо-запад — к Боснии»

В балканском эпосе

Память об этой битве была сохранена многими народными песнями, особенно далматинскими бугарштице. В народе говорили: «Он страдал, как Янко в Косово». В эпосе сербов Хуньяди изображается неоднозначно. Старая сербская народная песня о битве изображает Хуньяди как угрозу для веры. В песне Бранкович обращается перед битвой к Хуньяди с вопросом, что будет после победы венгров над турками: «Cколько веры ты нам даешь?», и воевода отвечает: «Вы должны будете слушать мессу и признать главенство Папы». Тогда деспот отправляет посла Мураду с тем же вопросом, и султан отвечает: «Вы построили мечеть, церковь/ Прямо рядом друг с другом, /Кто хочет, пойдёт в мечеть,/ Кто хочет — в храм напротив». Таким образом, согласно этой народной песне, Хуньяди — фанатичный католик, который угрожает сербам обратить их в католическую веру в случае победы; Мурад же обещает не мешать сербам исповедовать традиционную религию. Именно этим объясняется в сербском эпосе отказ Бранковича помочь венграм. Однако в других песнях (Војвода Јанко бјежи пред Турцима, Кад је Ђурађ деспот ставио Јанка војводу у тамницу) высказывается неодобрение действиям Бранковича, пленившего «Янко». Деспот представляется «аморальным, жадным и скверным» человеком.

Диспозиция

Венгерская армия прошла через Крушевац, Янкову Клисуру (которая носит это имя c того времени) и Топлицы. Когда 17 октября Хуньяди пришел на Косово поле — место первой битвы за Косово в 1389 году между сербами и османами — османская армия была уже там. Как писал венгерский историк Палошфалви, невозможно рассчитать точно размер армии Хуньяди. Однако, по его мнению, это была самая большая армия, которую Хуньяди когда-либо собирал против османов. Перед началом битвы Мурад отправил Хуньяди посланника с предложением о мире, но Хуньяди отказался, и посланник вернулся к султану ни с чем.

Султан Мурад лично командовал артиллерией и янычарами. По словам внука шейха Бедреддина, который лично участвовал в этой битве, принц Мехмед также участвовал в войне на правом фланге. Он впервые принимал участие в битве, поэтому вместо него командовал сипахами Румелии бейлербей Румелии Дайи Караджа-бей. Также на правом фланге находились румелийские акынджи под командованием Турахана-бея. На левом фланге во главе сипахов Анатолии стоял бейлербей Анатолии Озгуроглу Иса-бей (или Скурас-паша). Согласно османским историкам, на вооружении османской армии были ружья и пушки.

Расстановка сил Хуньяди описана лишь у и может быть не описанием реального положения дел, а отражением лишь принятой практики времён Бонфини. Однако некоторые соображения позволяют реконструировать то, как Хуньяди расположил войска. Кажется вероятным, что центр был занят наиболее опытными бойцами, а пехота находилась у них тылу, перед вагенбургом. Также вероятно, что те бароны, которые позже погибли в бою, были также размещены в центре, где потери обычно бывают самыми тяжёлыми. Согласно сообщению Бонфини, венгерская армия состояла из 38 бандерий, каждая под командованием своего командира. Эти бандерии, согласно обычаю того времени, были расставлены в центре, на правом и левом флангах, а также в резерве. Скорее всего, Янош Секели стоял в центре, Бенедек из Лозончи стоял на правом крыле, Дан и Иштван Банфи — на левом. При этом информация о том, что флангами командовали Бенедек из Лозончи и Иштван Банфи, может быть личным выводом Бонфини. Сам Хуньяди с резервным отрядом бана Ференца Таллоци стоял позади центра, чтобы иметь возможность наблюдать за боем и оперативно реагировать.

Итоги и последствия битвы[править | править код]

Картина Уроша Предича «Косовская девушка»

Турецкое войско после битвы оставило Косово поле и двинулось на восток, так как новый султан Баязид опасался за свою власть и стремился укрепить своё влияние. Вук Бранкович, владевший территорией, где произошло сражение, остался у власти и не сразу покорился туркам. В 1390—1391 годах останки князя Лазаря перенесли из митрополичьей церкви в Приштине в его задужбину — монастырь Раваница. Там они хранятся и в настоящее время после неоднократных перемещений, вызванных опасностью их уничтожения турками, а затем — хорватскими усташами.

Гибель обоих правителей и факт того, что Баязид не остался в Сербии, дабы использовать победу своего войска, вызвали дискуссии о том, насколько убедительной была турецкая победа и одержала ли победу вообще какая-либо из сторон. И на протяжении нескольких месяцев после битвы в соседних странах не было известно, кто же победил.


Боснийский король Твртко I извещал жителей принадлежавшего ему Трогира и дружественной Флоренции о великой победе христиан и гибели немногих своих людей. Гибель турецкого султана была воспринята в Византии и других европейских странах как подтверждение победы христиан. Схожей позиции придерживался и византийский летописец Кидон, обвинивший императора Мануила II Палеолога, что он не хочет воспользоваться поражением турок и последовавшими вслед за гибелью Мурада распрями в Османской империи. Одна из летописей Дубровника XV столетия утверждает, что победа не досталась ни одной из сторон, так как потери среди воинов были очень велики.

Однако в Моравской Сербии сразу поняли значение и возможные последствия битвы. В бою погиб не только князь Лазарь, оставивший наследником малолетнего сына Стефана. Погибло почти всё дворянство, велики были потери и среди простых воинов. В стране быстро возобладало мнение, что для отпора новому турецкому или каком-либо другому вторжению не хватит сил.

Картина Александра Добрича «Милош Обилич»


С этим читают