Битва на калке

Походы монголов на Кавказ

В начале 13 века монголо-татары владели обширными территориями. Земли от Желтого до Каспийского моря принадлежали монгольским захватчикам. В 1222 году 3 тумэна монголо-татарских войск, численностью в 30 тысяч единиц направились в Иран. Отправил их сам Чингисхан, назначив предводителями своих верных ханов Тохучар-нойона, Джэбэ-нойона и Субэдэй-багатура. Они должны были вступить в бой с воинами Алад-Дина Мухаммеда. Войска татаро-монголов во время столкновения понесли огромные потери.


Через год, в 1223 году два тумэна самых опытных воинов монголо-татар, с боями пройдя по северной части Ирана, подошли к Кавказу. Здесь произошла битва с грузинскими войсками под командованием Лаше, сына царицы Тамары. В результате монгольские войска захватили Кавказ.

Разгром аланов

После захвата Кавказа монгольские тумэны, перейдя по Дарьяльскому ущелью, направились к Кубани, где находились владения древних аланов. Персидский историк Рашид-ад-Дин потом писал, что аланы вступили в союз с кочевыми половцами (куманами) и смогли дать сокрушительный отпор монгольским воинам.

Однако монголы пошли на хитрость. Они одарили половецких ханов баснословным богатством, уговаривая порвать с аланами.

Половцы поддались уговору покинуть аланов. Таким образом, свершилось предательство. Аланы без поддержки половцев были побеждены.

Монголы после одержания победы над аланами, учинили страшные убийства и грабежи, захватив их земли, полностью разгромили самих половцев и завладели их богатством и драгоценностями.

В истории много таких случаев предательства, которые приводят к трагическому исходу событий.

Причины и предпосылки сражения

В 1221 году монголы начали свой восточный поход, главной задачей которого стало покорение половцев. Этот поход возглавили лучшие полководцы Чингисхана – Субедей и Джебе, а длился он 2 года и вынудил большую часть войска половецкого ханства бежать к границам Руси и обратиться к русским князьям с призывом о помощи. «Сегодня они покорят нас, а завтра и Вы станете их рабами» — с таким призывом хан Котян Сутоевич обратился к Мстиславу Удалому.

Русские князья держали совет в Киеве, решая, что делать в этой ситуации. Решение было принято, скорее, компромиссное, чем необходимое. Было решено дать бой монголом, при этом причины битвы были следующими:

  • Русичи опасались, что половцы сдадутся монголам без боя, перейдут на их сторону и объединенным войском войдут на Русь.
  • Большая часть князей понимала, что война с  армией Чингисхана – вопрос времени, поэтому выгоднее разбить его лучших полководцев на чужой территории.
  • Половцы, перед лицом огромной опасности, буквально засыпали князей богатыми дарами, часть ханов даже приняла христианство. Фактически участие русской дружины в походе было куплено.

После объединения армий, для переговоров прибыли монголы, которые обратились к русским князьям: «До нас дошли слухи, что Вы хотите идти войной на нас. Но мы этой войны не хотим. Единственно, чего хотим, наказать половцев, вечных рабов своих. Слышали, что и Вам они много зла сделали. Заключим же мир, а холопов своих мы накажем сами». Но переговоров не последовало, послы были убиты! Это событие сегодня трактуется следующим образом:

  • Князья понимали, что  послы хотят разбить союз, чтобы уничтожить потом каждого поодиночке.
  • Был совершен страшный дипломатический промах. Убийство послов вызвало ответную реакцию монголов и последующие зверства, случившиеся на Калке, недальновидные правители сами спровоцировали.

Участники битвы и их численность

Противоречивость сражения на реке Калке заключается в том, что достоверных сведений о том, какова была численность войск с той и другой стороны – нет. Достаточно сказать, что в трудах историков русское войско оценивается от 40 до 100 тысяч человек. С монголами ситуация похожая, хотя разброс в цифрах значительно меньше – 20-30 тысяч воинов.

Важно отметить, что период раздробленности на Руси привел к тому, что каждый князь старался преследовать исключительно свои интересы, даже в самые трудные времена. Поэтому, даже после того, как киевский съезд решил, что нужно принять бой с монголами, только 4 княжества отправили в бой свои дружины:

  • Киевское княжество.
  • Смоленское княжество.
  • Галицко-Волынское княжество.
  • Черниговское княжество.

Даже в таких условиях у объединенного русско-половецкого войска было ощутимое численное преимущество. Как минимум 30 тысяч русских войск, 20 тысяч половцев и против этой армии монголы выставили 30 тысяч человек во главе с лучшим полководцем Субедеем.

Определить точное количество войск с той и другой стороны сегодня невозможно. К такому мнению приходят историки. Причин несколько, но главная – противоречие в летописях. Например, тверская летопись говорит, что только от Киева погибло в битве 30 тысяч человек. Хотя на самом деле, во всем княжестве едва можно было набрать такое количество мужчин. Единственное, что можно сказать точно – объединенное войско состояло в своей массе из пехоты. Ведь известно, что к месту битвы двигались на ладьях. Конницу же так никогда не транспортировали.

Источники и трудности в реконструкции событий

Несмотря на всю грандиозность события, точно восстановить его реальное местоположение, численность войск и даже то, что там происходило, довольно сложно. Все потому, что информация нами берется исключительно из летописных источников, а они не только пристрастны, но и часто не точны, так как могли либо писаться гораздо позже, либо далеко от места событий, и опираться на смутные показания «очевидцев» или вовсе слухи.

Например, Генрих Латвийский в своей «Ливонской хронике» описывает события на реке Калке, утверждая, что там погибло пятьдесят русских князей и сто тысяч воинов. Более поздние русские летописи — например одна из тверских летописей XV века, говорит о том, что в битве погиб Александр Попович (возможный прообраз былинного Алеши Поповича), и с ним семьдесят богатырей.

Иными словами, к летописным данным стоит относиться осторожно, но других у нас просто нет: точное место битвы до сих пор не установлено, археологические раскопки проводить негде, поэтому материальные источники отсутствуют. Как утверждает военный историк и специалист по истории Средневековья Клим Жуков в своей лекции, река Калка может быть нынешней рекой Кальчик в Донецкой области, но где на протяжении этой реки искать место битвы — неизвестно

Отношения Править

Каспонд Бессарез Править

Связи Калки с её братьями были напряжены, так как почти все они изо всех сил пытались получить власть даже после её восхождения на трон. Тем не менее, Каспонд является исключением из-за того, что он имеет схожие с ней ценности. Из всех её братьев и сестёр, Каспонд был единственным родным человеком, которому она доверяла.

Ремедиос Кастодио Править

День рождения Калки был близок ко дню рождения Ремедиос, поэтому они стали друзьями. Убеждённость Ремедиос и её прямолинейность были как оазис для души Калки, на которые она полагалась, чтобы помочь ей в трудные времена.

Зиркниф Рун Фэрод эль Никс Править

Хотя взгляды Калки в отношении Зиркнифа остаются неизвестными, Маруяма заявил, что Зиркниф ненавидит Калку из-за того, что у неё есть все качества, необходимые для того, чтобы быть Святой Королевой, но она предпочитает сдерживать себя.

Предыстория

Основная статья: Поход Джэбэ и Субэдэя

В 1219—1221 годах монголы овладели центральными районами Хорезма c Самаркандом и Бухарой. Султан Мухаммед бежал на запад, и за ним была послана погоня из 3 туменов во главе с Джэбэ, Субэдэем и Тохучар-нойоном, но последний потерпел поражение в Иране. После взятия Ургенча (конец 1221 года) Чингисхан дал поручение Джучи продолжить завоевания в Восточной Европе, но тот уклонился от его выполнения. Тогда Чингисхан отправил Джэбэ и Субэдэя в Закавказье и причерноморские степи. Этот поход традиционно считается разведывательным, хотя «Сокровенное сказание» и Рашид ад-Дин прямо говорят о том, что целью этого похода, который должен был быть поддержан и силами Джучи, были половцы, аланы, Венгрия и Русь, включая Киев, а курултай 1235 года, после которого нашествие в Европу всё же состоялось, лишь повторил эти цели. Половцы в 1222 году поддались на уговоры монголов и нарушили свой союз с аланами, после чего монгольское войско вторглось с Северного Кавказа в половецкие степи. Поздняя Тверская летопись сообщает о реакции Мстислава Киевского на известие о приближении монголов к рубежам Руси:

Пока я нахожусь в Киеве — по эту сторону Яика, и Понтийского моря, и реки Дуная татарской сабле не махать.

Половецкий хан Котян Сутоевич вместе с другими половецкими ханами обратился к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Мстиславичу Удатному и к другим русским князьям, прося у них помощи против нового грозного врага:

Нашу землю суть днесь отняли, а вашу заутра, пришедше, возьмут.

Свои слова Котян подкрепил большими дарами галицкому князю. Мстислав Удатный проявил инициативу в организации съезда князей для обсуждения похода против приближающихся монголов. Он говорил, что если русские князья не окажут помощи половцам, те могут присоединиться к монголам, и тогда опасность будет больше. Южнорусские князья собрались в Киев на совет под главенством трёх «старейших» князей: Мстислава Романовича Киевского, Мстислава Удатного и Мстислава Святославича Черниговского. Юрий Всеволодович Владимирский послал войско в помощь южным князьям, но оно не успело на киевский сбор (см. ниже). После долгих переговоров князья решили встретить противника на половецкой земле, не пуская его на Русь. Сбор был назначен на Зарубе, возле острова Варяжского (остров находился напротив устья реки Трубеж, ныне уничтожен Каневским водохранилищем), в 10 километрах от нынешнего Трахтемирова Каневского района Черкасской области. Составленное огромное войско не имело общего командующего: дружины удельных князей подчинялись своим князьям.

Когда дружины собрались в условленном месте, к князьям прибыло монгольское посольство:

Выслушав послов, русские князья приказали всех их убить, после чего соединённые силы двинулись дальше вниз по Днепру. Возможно, это была попытка вбить клин в отношениях между половцами и русскими, как монголы ранее разобщили половцев и алан. Однако, существует и версия, что убийство послов показало дипломатическую бестактность князей Киевской Руси, спровоцировав крайне враждебное отношение монголов ко всем русским.

Галицкое войско продвинулось вниз по Днестру в Чёрное море (летопись преувеличивает численность ладей, называя 1000). В устье Днепра вблизи Олешья галичан встретило второе монгольское посольство со следующей нотой:

Вы послушали половцев и перебили послов наших; теперь идёте на нас, ну так идите; мы вас не трогали: над всеми нами Бог.

В отличие от первых, этих послов было решено отпустить с миром. Галицкое войско прошло вверх по Днепру до острова Хортица у порогов, где соединилось с остальными войсками. Перейдя на левый берег Днепра и обнаружив передовой отряд неприятеля, русские после короткого, но кровопролитного боя обратили монголов в бегство, командующий Ганибек был убит. Ибн аль-Асир так описал эти события:

Возгорелось в урусах и кипчаках желание разбить татар: они думали, что те отступили из страха и по слабости, не желая сражаться с ними, и поэтому стремительно преследовали татар. Татары все отступали, а те гнались по следам 12 дней.

Двигаясь на восток и не видя основных сил неприятеля, русские войска спустя две недели вышли на берег реки Калки, где разбили другой передовой отряд монголов.

Потери

Точные потери среди сражавшихся неизвестны. При этом, в источниках сохранились оценки погибших только в русском войске. О половецких и монгольских потерях данных нет. По данным летописей, в побоище уцелела только одна десятая часть русского войска. Единственный автор, который называет русские потери в численном выражении (правда, очень приблизительные, о чём сам же и говорит), — Генрих Латвийский. В «Хронике Ливонии», написанной около 1225 года, он упоминает:

В тот год в земле вальвов язычников были татары. Вальвов некоторые называют партами. Они не едят хлеба, а питаются сырым мясом своего скота. И бились с ними татары, и победили их, и истребляли всех мечом, а иные бежали к русским, прося помощи. И прошёл по всей Руссии призыв биться с татарами, и выступили короли со всей Руссии против татар, но не хватило у них сил для битвы и бежали они пред врагами. И пал великий король Мстислав из Киева с сорока тысячами воинов, что были при нём. Другой же король, Мстислав галицкий, спасся бегством. Из остальных королей пало в этой битве около пятидесяти. И гнались за ними татары шесть дней и перебили у них более ста тысяч человек (а точное число их знает один Бог), прочие же бежали.

Кто такие монголо-татары?

Существует масса версий о происхождении как самого народа, так и его названия. Самая простая — это объединение татар и, соответственно, монголов. Однако такая трактовка в корне неверна. Согласно более аргументированной теории, монгольские племена, проживавшие на территории современных Монголии, Бурятии и северного Китая, объединились и покорили татарский народ. Учитывая то, что на Руси татарами называли самые разные степные народы, разноплеменное монгольское войско стали именовать «монголо-татарами».

Итак, монгольские племена проживали на преимущественно открытой территории (степи), занимаясь скотоводством. По мере постепенного развития общества и контактов с соседями монголы осваивают военное дело, устраивая различные междоусобицы. В начале XIII века предводитель одного из племен по имени Темучин (или Тэмуджин) одержал победу в войне, объединив все монгольские народности. В 1206 году на съезде курултая (собрание вождей) Темучин был провозглашен «великим ханом» — Чингисханом.

Создатель монгольского государства в корне изменил жизнь своего народа, преобразовав налоговую систему и армию. Под его жестким руководством монгольские войска двинулись завоевать обширные территории Азии, а потом и Восточной Европы.

Хронология Править

Арка Паладин Святого Королевства Править

Основная статья: Арка Паладин Святого Королевства (часть I)

Узнав, что Великая стена была пробита Императором демонов Ялдаваофом, позволив армии Альянса полулюдей, которая превышала сто тысяч, углубиться в королевство, королева издала общий приказ мобилизации всей нации.

Во время личной встречи с Ремедиос и Келарт Кастодио в городе Калинша, Калка размышляла о будущем своего народа. Несмотря на заверения Ремедиос о том, что Святое Королевство переживет натиск Ялдаваофа, она была обеспокоена финансовыми последствиями Святого Королевства. Их разговор внезапно прервался, когда сам Ялдаваоф вторгся и напал на город. Королева и её доверенные лица выступили против Императора демонов.

Когда Калка столкнулась с Ялдаваофом, она подумала, что он хочет разыграть её. Однако, демон вместо этого показал, что он просто хотел лично обыскать город, чтобы узнать, есть ли существо в Святом Королевстве, которое могло бы сравниться с ним, поскольку он не хотел повторять ту же неудачу, что и в Королевстве Ре-Эстиз. Видя, что с Ялдаваофом больше нет смысла вести переговоры, Калка приказывает ангелам атаковать, а также оказывает поддержку своим подданным. Хотя её подчинённым удалось заставить оттеснить демона к зданию, они становятся совершенно беспомощными, когда тот выбирается из горящего сооружения. Как оказалось, Ялдаваоф принял свою истинную демоническую форму, которая была невосприимчива ко всем атакам. Демон нацелился на Святую королеву, которую он легко захватил. Калка извивалась и пыталась бороться, но она не могла выбраться из хватки Ялдаваофа. После того, как её лицо было разбито о землю после ещё нескольких взмахов, она получила множественные травмы и потеряла волю к сопротивлению. Демон, используя Калку как оружие в своих руках, расправлялся с любым человеком, который пытался подойти к демону и спасти её. Из-за такого жестокого обращения лицо и тело Калки повредились до неузнаваемости.

После падения Калинши, как было доложено, Святая королева погибла, а местонахождение её тела неизвестно. Большая часть её семьи была схвачена, а последние крупицы власти перешли к оставшимся дворянам в Южном Королевстве.

После того, как Аинз Оал Гоун был нанят для освобождения Северного Святого Королевства, Армия Освобождения обсудила, можно ли использовать его, чтобы воскресить её, чтобы Святое Королевство вернуло своего лидера и политическую стабильность. Нейа Бараха передала их запрос Аинзу, который сказал, что это сложно, но не невозможно, до тех пор, пока труп Святой королевы всё ещё не повреждён.

Основная статья: Арка Паладин Святого Королевства (часть II)

Когда Ялдаваоф столкнулся с Ремедиос во второй раз, верхняя половина тела Калки уже отсутствовала. Ремедиос внезапно напала и атаковала его своим святым мечом, «Сафарлисия». Однако атака Ремедиос не нанесла ему ни малейшего урона. В ответ на это, уже своим собственным нападением Ялдаваоф кидает в неё покойную Святую королеву, что заставляет женщину на какое-то время остаться неподвижной от такого внезапного удара и кричащей в отчаянии. Могучая атака демона приводит к тому, что труп Калки получает ещё более тяжкий урон при её использовании. Немногим позже демон бросил обугленное тело на землю, поскольку он искал хорошего шанса избавиться от него.


С освобождением Калинши было объявлено, что труп Калки Бессарез был кремирован на похоронах. Каспонд высказался, что изначально они планировали использовать на ней заклинание «Сохранение» и придать её торжественным похоронам после окончания войны с Ялдаваофом.

Предыстория Править

Будучи заклинательницей божественной магии, Калка потратила какое-то время на создание заклинаний для ухода за кожей. Твёрдая решимость Калки была показана, когда она вызвалась использовать саму себя как подопытного кролика. Ей удалось разработать новые заклинания божественной магии, омолаживающие кожу и замедляющие старение. В результате, с течением времени, она накопила много знаний в этой области. В настоящее время Калка Бессарез является лучшим косметологом в королевствах людей. Впрочем, об этом никто не знает, так как она никогда не делала свои навыки достоянием общественности.

Из-за её низкого положения в очередности наследования, — до сих пор только мужчины могли унаследовать Святое Королевство. С точки зрения знати, Калка никогда не должна была занять пост Святой королевы. Но в силу того, что Калка преодолела барьер сопротивления посредством своей несравненной красоты и божественной магии, корона страны в итоге досталась Калке. Иными словами, она взошла на престол с полной поддержкой прежнего Святого короля и церквей.

В последовавшее за этим десятилетие, хотя и слышались голоса, недовольные её чрезмерной добротой, она правила, не допуская серьёзных ошибок вплоть до настоящего времени. Однако, её правление нельзя было назвать непреложным. Будучи Святой королевой своего государства, она не принимала участия в собраниях стратегов, когда дело касалось получеловеческих набегов. Вместо этого она появлялась рядом с солдатами в виде лидера страны для того, чтобы повысить их боевой дух и надежду на победу над врагом. Несмотря на то, что она была Святой королевой, Калка не удосужилась занять жёсткую позицию. Именно по этой причине она не смогла полностью завоевать доверие южного Святого Королевства.

Литература

  • Жарко С. Б., Мартынюк А. В. История восточных славян. Монгольское нашествие на Русь. — Минск: БГУ, 2003. — 108 с.
  • Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси: Феодальная Русь и кочевники / Ред. Липкина. — М.: Высшая школа, 1967. — 265 с.
  • Татаро-монголы в Азии и Европе: Сб. статей / Отв. ред. С. Л. Тихвинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1977. — 504 с. — 5700 экз.
  • Толочко П. П. Монголо-татары и Русь // Кочевые народы степей и Киевская Русь. — Институт археологии НАН Украины. — СПб.: Алетейя, 2003. — С. 130—157. — (Славянская библиотека). — ISBN 5-89329-579-X.
  • D Nicolle & V Shpakovsky. Kalka River 1223: Genghiz Khan’s Mongols Invade Russia. — Oxford: Osprey publishing, 2001. — 96 с. — ISBN 1-84176-233-4.

Цитаты Править

  • (Сёстрам Кастодио про Аинза): «Долг короля — любить свой народ, любить своих людей и обеспечивать им покой и процветание. Пока он следует этим правилам, всё ведь идёт в порядке вещей?»
  • (Сёстрам Кастодио про Короля-Заклинателя): «Вы обе судите строго. Тем не менее, вы же не говорите гадости за спинами людей, которых даже не видели, верно?»
  • (Сёстрам Кастодио после становления Святой Королевой): «Я дарую слабым счастье и сделаю страну такой, что ни одна душа в ней не заплачет.»
  • (Келарт Кастодио): «Я не это имела в виду, Келарт. Это не твоя вина. Вина лежит на мне, так как я не обращала внимания на новости о других странах.»
  • (Келарт про Ремедиос): «Конечно, я рассказала. Я рассказала ей о том, как Ялдаваоф напал на королевскую столицу, как авантюристы победили Ялдаваофа, о появлении других демонов, как и то, что воин-капитан победил их всех. Я рассказала ей всё… Так что тут дело в том, что ей в одно ухо влетело, из другого вылетело.»
  • (Сёстрам Кастодио): «Я сделаю всё, чтобы дать простолюдинам жить в счастье и сделаю эту страну местом, где никто не будет страдать.»

Прочее Править

  • Калка Бессарез — первый человеческий монарх-женщина, которая появляется в серии Overlord.
  • Главным источником расстройства Калки является её незамужний статус и слухи о том, что она находится в слишком близких отношениях с сёстрами-стражницами, которые она отрицала.
  • По словам Маруямы, если бы она пожелала совершить грязные поступки, Калка с её огромной харизмой, красотой и навыками священника высокого уровня могла оказаться в конечном итоге чуть ниже Пе Рьюро с точки зрения управления своей страной.
  • Также Маруяма отметил, что у Калки предположительно положительная карма.
  • Из твита Маруямы стало ясно, что Калка Бессарез все же мертва. Калка — первый правитель страны, который явно погиб в ныне происходящих действиях ранобэ Overlord.

Битва на Калке

Когда коалиция князей выступила в поход в степь, монголы попытались провернуть с ними ту же хитрость, что и с половцами. Они заслали послов, которые сказали все то же самое: мы бьем половцев, а к вам претензий нет. Князья посчитали их шпионами и провокаторами и казнили. Это привело монголов в ярость, ведь по их законам посол — это гость, и убивший гостя нарушил законы гостеприимства и непременно должен быть убит. Поэтому они прислали второе посольство, которое заявило, что не мы на вас напали, а вы, и теперь уже точно будем биться. Этих послов князья оставили в живых, так как по феодальным представлениям послы лишь бросили вызов, и биться нужно не с ними, а с теми, кто их прислал.

Еще до битвы на Калке часть русских и половецких войск под предводительством некоего воеводы Яруна разбили небольшой разъезд монгол, начали его преследовать и захватили их становище со скотом. Монголы пытались спрятать своего предводителя Гемябега в половецком кургане (натурально, зарыв его в землю) — но он был найден и передан половцам, которые с ним расправились.  

Позже, подойдя к самой реке, русское войско разделилось. Киевский князь Мстислав Романович Старый и больше тысячи самых хорошо вооруженных воинов остались на другом берегу в укрепленном лагере, а остальные начали переправляться через реку и вступили в бой с монголами.

Причиной разделения была распря между князьями, Мстиславом Удатным и Мстиславом Старым. Эту ситуацию летописцы описывают по-разному. Ипатьевская летопись гласит, что Мстислав Удатный не сообщил о монголах находящемуся в лагере великому князю, так как имел на него зуб. В Новгородской же летописи написано обратное: это киевский князь никуда не поехал, бросив, таким образом, своих союзников в битве.

Сам ход битвы по летописям практически не восстанавливается. Известно только, что русские войска переправились через реку, начали бить монголов, потом в бой вступили половцы, но когда их разбили, бросились отступать, смяв русские дружины. В критический момент предали бродники, перейдя на сторону монголов, что и довершило разгром, а дальше уже каждый пытался выбраться, как мог. Рашад ад-Дин, иранский чиновник, врач и ученый в своем труде «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») рассказывает о том, что монголы убегали от русских и половцев, а затем, развернувшись, неожиданно напали на них. Это очень похоже на типичную для монголов тактику — притворное отступление, охват флангов и атака.

Можно предположить, что переправившиеся русские и половецкие силы атаковали монголов, смяли их и погнались за притворно отступающим врагом. Тут, видимо, вперед выдвинулись половцы, так как именно у них могла быть легкая конница, подходящая для погони. И именно их и разбили основные силы монгол, погнав разбитых на тяжелых русских всадников. В этот момент, видя разгром и сумятицу, бродники перементулись на сторону победителя.

Побежденные начали в беспорядке отступать, и тут Мстислав Удатный сам совершил далеко не красящий его поступок. Переправившись через реку, он уничтожил лодки, на которых переправлялся, таким образом отрезав от спасительного берега и монголов, и других спасавшихся князей.

Так или иначе, монголы, разобравшись с преследуемыми, осадили лагерь, где стоял киевский князь. А через некоторое время они предложили мир, причем говорил от их имени предводитель бродников, Плоскыня, который поклялся на кресте, что монголы не прольют крови князей. И не соврал: после выхода войск из лагеря обычных воинов перебили, а князей, положив под доски, удавили, сев на них пировать, так что кровь действительно не пролилась.

Здесь есть еще один момент разночтения между традициями родоплеменного строя, в котором находились монголы, и феодального, в котором жили русские. Как утверждает Клим Жуков, по феодальным традициям убийство князя — это жуткое зверство, ведь его проще отпустить позже за выкуп. По родовым же — кровника (а после убийства послов князья стали кровыми врагами монгол) нужно убить во что бы то ни стало. А убивать воинов предпочитали мучительно, тем самым оказывая им последние почести, ведь чем мучительнее умирал казнимый, тем почетнее была его смерть. Всего же за всю битву на реке Калке погибло двенадцать князей. Потери обычных воинов измерить сложно; летописи говорят, что вернулось только десятая часть.

Так или иначе, битва на реке Калке была чудовищным разгромом для коалиции русских князей. Но она, к сожалению, ничему их не научила. Почти сразу началась междоусобица, поскольку на освободившиеся места появились претенденты, так что к моменту завоевательного похода хана Батыя в 1237-1240 годах Русь так и представляла собой множество воюющих и ссорящихся друг с другом феодальных княжеств.

Личность Править

Калка Бессарез таила сильное желание найти свою любовь и мечтала выйти замуж, однако ей никто не приглянулся, и в глубине души это беспокоило её. Она была очень добрым человеком, который искренне заботился о благополучии своего народа и безопасности своей нации. В отличии от сестёр Кастодио, эта её доброта также относилась и к избавлению убийства детей из получеловеческих рас. В то же время Калка, кажется, придерживалась принципа не торопиться судить о чём-то просто из-за внешности. Как Святая Королева своего государства, она, похоже, не желала пользоваться закулисными средствами.

Силы сторон


Надо сказать сразу, что силы сторон были неравны как в численном отношении, так и в плане вооружения и качества ведения боя.

Монгольские войска после ряда кампаний обрели хороший военный опыт, разработали собственную тактику ведения боя. Сражение они начинали с метания стрел в сторону противника, что приводило того врасплох. Упор делался на тяжелую конницу, а не на пехоту как у русских князей. Сами военачальники, кстати, в бою не участвовали, а следили за ходом битвы с возвышенностей, отдавая приказы с помощью флага или дымовых завес. Монгольские отряды действовали решительно, наступали с флангов, окружая противника.

Русские дружинники были вооружены первоклассным оружием, славившимся не только в Европе. Однако тактика ведения боя была устаревшей со времен Владимира Мономаха, а сами отряды действовали разрозненно, в интересах своих князей. Ставка делалась на пехоту, которая составляла основу объединенного войска князей. Сама пехота состояла из русских ополченцев, вооруженных топорами, рогатинами. Хорошо вооруженных дружинников, к сожалению, было не так много.

Численность русско-половецкого войска точно неизвестна. Летописи приводят самые разные данные: от 30-40 тысяч до 80-100 тысяч. Однако надо понимать, что такого огромного количества воинов в русских городах не могло быть в связи с численностью самого населения. Поэтому наиболее вероятным вариантом является цифра в 20-30 тысяч воинов плюс половецкие отряды в несколько тысяч всадников.

Что касается монголов, никаких данных вообще нет. Историки также примерно оценивают численность в 20-30 тысяч, учитывая предыдущие потери в Закавказье и Хорезме.

Итоги для князя Мстислава

И только Мстислав Киевский сумел дать отпор монголам, соорудив укрепления на поле боя, оказал сопротивление. Монголы окружили воинов, и невозможно было пробиться к реке. Мстислав в течение трех дней ожесточенно дрался, отражая многочисленные наскоки монгольской конницы. Видя, как упорно не хотят сдаваться русские дружинники, не желая кровопролития, монголы решили отправить к ним парламентера, который дал клятву на кресте князю Мстиславу, что монголы не тронут пленных, не будут мстить русским. Князь поверил клятвенным словам и сдался.

По законам, которые записаны в Ясе, монголы должны были выполнить обещание. Но та же Яса диктовала, что за убийство послов виновники должны понести наказание. Монголы решили отомстить.

Взятых в плен дружинников вместе князьями и военачальниками победители связали, потом уложили всех на землю, сверху положили тяжелые доски, затем на них устроили пир. Пленные, задохнувшись под тяжестью пирующих, скончались. Как и требовалось по закону Ясы, ни одна капля крови не пролилась.

После столкновений с монголами и татарами на реке, домой не вернулись с полей сражения девять из десяти русских воинов.

Сейчас на предполагаемом месте сражения можно видеть груды камней, которые свидетельствуют, что именно здесь было стояние на реке Калка.


С этим читают