Lockheed sr-71 blackbird: лётно-технические характеристики

История разработки самолёта-разведчика SR-71 Blackbird

С середины 60-х американцы периодически сообщали о том, что в чистом небе часто происходили странные явления: неожиданно раздавался шум, удар и тут же все исчезало. В незнании граждане страны пребывали до 1967, когда единичные обращения переросли в массовые жалобы. Тогда правительству страны пришлось официально обратиться к людям с сообщением, что все явления связаны с испытаниями сверхзвукового разведчика Lockheed SR -71 Вlackbird.


Впервые SR-71 «Черный дрозд» взлетел в 1964. Самолет стал альтернативой для военных, которым нужна была машина, аналогичная по характеристикам А-12 – сверхзвуковой разведчик ЦРУ. Изначально машину предполагалось применять для разведки над территорией Советского Союза и Кубы, но в 1960 был сбит над территорией СССР первый У-2 – предшественник самолета «Черный дрозд». В итоге вместо них решили использовать спутники, а дорогостоящие самолеты стали совершать пролеты над Северным Вьетнамом и Японией.

Конструктор А-12 (Кларенс Джонсон) был огорчен таким решением и начал с 1958 вести переговоры с ВВС. Инженер пытался убедить военных в необходимости создания инновационного ЛА, который мог бы одновременно вести разведку и выполнять задачи бомбардировщика.

Четыре года высшее руководство Военно-воздушных сил игнорировало запросы, пока не было дано согласие на оценку макетов, которые уже были готовы к тому времени. Это были R-12 и RS-12, что оказались разнесены в пух и прах генералом Ли Мейем. По его словам, Blackbird был точной копией XB -70 Valkyrie.

На самом деле, схожих моментов было не так много:

  • назначение — оба были разведчиками-бомбардировщиками;
  • обе машины имели возможность дозаправляться в воздухе;
  • максимальная скорость самолетов превосходила звук в три раза.

В остальном общего не было ни во внешнем виде, ни в характеристиках. «Валькирия», уже эксплуатировавшаяся на тот момент, была больше практически в два раза, а по скорости уступала новинке 100 км/ч.

Та встреча стала серьезным спором, а накал страстей достиг такого уровня, что минобороны США просто приказало прекратить работу над обоими прототипами.

Конструктор изменил аббревиатуру на Reconnaissance Strategic – стратегический разведчик, после чего продолжил разработку. Название превратилось в SR-71 в результате ошибки президента, который сообщил о новации.

Lockheed SR-71 был прототипом для двух машин того же конструктора:

  1. А-12;
  2. YF -12.

Последний совмещал возможности разведчика и перехватчика, именно его и взял за основу Джонсон для создания «Черного дрозда». Он стал крупнее, причем считается одним из крупнейших военных самолетов в истории. Однако это не помешало стать ему в один ряд с малозаметными машинами «Стелс».

Взлетная масса прототипа YF-12 достигала 57,6 тонн, а у «Черной птицы» увеличилась до 78. Поднять в воздух огромную массу было тяжело, поэтому взлетал самолет-разведчик с минимальным запасом горючего, после чего заправлялся в воздухе на 7,5 километрах от переоборудованного KC -135 Q. Без пополнения запаса топлива, в воздухе самолет мог продержаться не более полутора часов, за это время удавалось пролететь не более 5230 км. Основной проблемой всего процесса была дороговизна – один подъем с дозаправкой обходился в 8 млн долларов.

Причиной тому называют несколько факторов:

  • У Советского Союза появились истребители МиГ-31, которые могли успешно вытеснять «Черных птиц» за пределы исследуемых территорий;
  • У СССР появились комплексы «Круг», способные уничтожать ЛА на максимальных высотах и скоростях, которые развивал американский самолет-разведчик.

Справедливости ради нужно отметить, что не все SR теперь стоят в ангарах музеев. Несколько объектов были переданы NASA, что использовала наработки инженеров для своих проектов.

В культуре

  • Существует одноимённая американская музыкальная группа «SR-71», названная в честь самолёта.
  • В этот самолёт трансформировался Джетфайр из фильма «Трансформеры: Месть Падших».
  • На этом самолёте герой Стивена Сигала в фильме «Чёрный гром» («Яростный полёт») попадал из США в Афганистан.
  • В фильме Я Легенда герой Уилла Смита играл в гольф на крыле А-12.
  • В фильме Железный человек герой Роберта Дауни-мл. упоминает рекорд высоты, который якобы принадлежит данному самолёту.
  • В игре Call of Duty: Black Ops в одной из миссий можно стать пилотом и оператором этого самолёта. Также он является наградой за серию в мультиплеере.
  • В серии игр Mass Effect, производства BioWare, первый космический корабль со стелс-технологией был назван «Normandy» SR-1 (В Mass Effect 2 и Mass Effect 3 имеет индекс SR-2), что является отсылкой к этому самолёту.
  • В 4 серии Hellsing Ultimate Алукард использует SR-71 для того, чтобы попасть на захваченный Миллениумом корабль.
  • В 9-й серии второго сезона, в фантастическом сериале Battlestar Galactica, появляется истребитель-разведчик «Blackbird». По своей аэродинамической форме, расположению двигателей, окраске, отсутствием «хвоста», похожий на SR-71. Так же, в сериале, он является самым сверхскоростным истребителем.
  • В авиасимуляторе Ace Combat 3: Electrosphere некоторые миссии выполняются на этом самолёте.
  • Внешне очень похожий самолёт, но с иными характеристиками был показан в фильмах Люди Икс: Первый класс и Дедпул.
  • В мультсериале Трансформеры Воины великой силы — десептиконы Гига и Мега трансформировались и сливались в SR-71.
  • Космический корабль, на котором спасается принцесса Падме Амидала в Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза (1999), по внешнему виду очень напоминает SR-71.

History

That’s, like, the third blackbird we’ve lost in the last month.
Glob Herman

The Blackbird is the X-Men’s main source of conventional transportation. Professor Charles Xavier somehow gained at least one working version of the RS-150 Blackbird from S.H.I.E.L.D., after the X-Men’s Stratojet had been destroyed by Count Nefaria. Located in an aircraft hangar on the grounds of the Xavier’s School for Gifted Youngsters, the Blackbird served the Professor and X-Men for many years. At some time, the Professor upgraded to the SR-71 Blackbird. The Devil’s Rock was the exit and entry point for the X-Men’s aircraft.

After the X-Men were thought dead in Dallas, Texas, Nightcrawler, who had since joined Excalibur, teleported into the Skunk Works, a part of the Lockheed Aircraft Corporation, and started-up the SR-71 Blackbird, taking it back to England. [citation needed]

Upgrade


After an extended sojourn in space with the Starjammers, Professor Xavier returned to Earth and both the original and third teams of X-Men reassembled under his leadership. At this time, Prof. Xavier asked Forge, a mutant with an unusual talent for inventing mechanical devices, to upgrade the Blackbird and include Shi’ar technology, including a cloaking device which literally made the Blackbird invisible. The Professor also had Cerebro’s, the X-Men’s original machine used to detect mutants all over the world, software installed into the Blackbird, for non-telepathic use. Professor Xavier later had many Blackbirds built and filled the hangar.[citation needed]

After deciding that he needed to make a stronger presence, Professor Xavier regathered his X-Men as a public team and created the X-Corp. Professor X had new Blackbirds designed, ones with an «X» across the top (see X-Wing) of the jet. As Cerebro had become sentient and destroyed, Beast added Cerebra, Cerebro’s more powerful replacement, to the Blackbirds.[citation needed]

After Kuan-Yin Xorn impersonated Magneto and destroyed the Xavier mansion, Beast rebuilt the sub-basement and Cyclops asked Angel to purchase new Blackbirds. Since the mansion’s reconstruction, the exit and entry point for the X-Men’s aircraft was relocated beneath the basketball court. Upon departure and landing, a klaxon will sound warning for anyone nearby to vacate the area. Students are advised to move immediately, once the klaxon sounds. Even after moving to Graymalkin Industries and later Utopia, these new Blackbirds have moved with the X-Men. It is presumed that the jets went to the Jean Grey School after the events of Schism.[citation needed]

Примечания Править

  1. Внутриигровое личное дело, раздел «Биография»
  2. Внутриигровое личное дело, раздел «Психологический портрет»
  3. Внутриигровое личное дело, раздел «Подготовка»
  4. Внутриигровое личное дело, раздел «Профильный опыт»
  5. Внуигровое личное дело оперативника Vigil: раздел «Примечания»

Оперативники Rainbow Six: Siege

Штурмотряд Sledge • Thatcher • Ash • Thermite • Twitch • Montagne • Glaz • Fuze • Blitz • IQ • Buck • Blackbeard • Capitão • Hibana • Jackal • Ying • Zofia • Dokkaebi • Lion • Finka • Maverick • Nomad • Gridlock • Nøkk • Amaru • Kali • Iana
Защитники Smoke • Mute • Castle • Pulse • Doc • Rook • Kapkan • Tachankin • Jäger • Bandit • Frost • Valkyrie • Caveira • Echo • Mira • Lesion • Ela • Vigil • Maestro • Alibi • Clash • Kaid • Mozzie • Warden • Goyo • Wamai • Oryx
Общие Новобранец

Интересные факты

  • Изначально планировалось создание разведывательно-ударной (Strike and Reccee) версии самолёта, как базовой; боевая нагрузка должна была размещаться исключительно на внешней подвеске, в «малом» баке-контейнере от бомбардировщика B-58 Hustler. Программа была свернута на уровне предэскизного проектирования.
  • Так как в системе обозначений ВВС США индексы всех самолётов-разведчиков начинаются на R (например, истребитель-разведчик «Тандерфлэш» («Вспышка молнии») носит индекс RF-84), то правильное обозначение «Чёрного дрозда» во всех официальных документах — RS-71 (разведчик стратегический, модель 71). Летом 1964 г. американский президент Л. Джонсон на пресс-конференции случайно оговорился, назвав этот самолёт SR-71. На следующий день ошибочное название распространилось в СМИ, в результате чего намертво «приклеилось» к самолёту.
  • ЦРУ разработало схему с участием сети подставных фирм, через которые закупало советский титан для постройки SR-71 (по данным развлекательного иностранного сайта) .
  • SR-71 широко известен под названием «Чёрный дрозд» (Blackbird), однако оно является неофициальным. Официального названия самолёт не имел.
  • В честь данного самолёта компания Honda в 1996 году создала мотоцикл CBR1100XX SuperBlackbird, который в течение нескольких лет являлся самым быстрым на планете. Он мог развить скорость в 287,3 км/ч.
  • При подлёте к границе SR-71, по средствам ПВО проходил сигнал «Дрофа», при обнаружении SR-71 вблизи границы ГДР/ФРГ — сигнал «Ястреб».

Музейные SR-71

  1. 60-6924 Blackbird Airpark, Палмдейл, Калифорния (музей авиабазы Air Force Flight Test Center, A-12 прототип)
  2. 60-6925 Музей моря, воздуха и космоса «Интрепид», Нью-Йорк (первый серийный A-12)
  3. 60-6927 «Titanium Goose» California Science Center in Exposition Park.
  4. 60-6930 Ракетно-космический центр, Хантсвилл (Алабама)
  5. 60-6931 ЦРУ.
  6. 60-6933 San Diego Aerospace Museum, Balboa Park, Сан Диего, Калифорния
  7. 60-6935 National Museum of the U.S. Air Force, Wright-Patterson AFB, OH (YF-12A)
  8. 60-6937 Southern Museum of Flight in Birmingham, Алабама.
  9. 60-6938 U.S.S. Alabama Battleship Museum, Mobile, AL
  10. 60-6940 Museum of Flight, Seattle, WA (Единственный М-21 предназначен для запуска ПВРД питанием D-21, который был установлен на пилоне над оперением).
  11. 64-17951 Pima Air Museum, Tucson, AZ (YF-12C)
  12. 64-17955 * Air Force Flight Test Center Museum, Edwards AFB, Калифорния.
  13. 64-17956 Kalamazoo Air Zoo. Kalamazoo, Мичиган. (последний самолёт в варианте спарки)
  14. 64-17958 Robins AFB Museum of Aviation, Warner Robins, GA
  15. 64-17959 Air Force Armament Museum, Eglin AFB, Флорида («Big-Tail» версия, с дополнительными датчиками и камерами).
  16. 64-17960 Castle Air Museum, Castle AFB, Калифорния
  17. 64-17961 Cosmosphere & Space Center, Hutchinson, Канзас
  18. 64-17962 Imperial War Museum at Duxford, Великобритания
  19. 64-17963 Beale AFB, Калифорния
  20. 64-17964 Strategic Air Command Museum, Located between Omaha and Lincoln, Небраска
  21. 64-17967 8th Air Force Museum at Barksdale AFB, La.
  22. 64-17971 Evergreen Aviation Museum in McMinnville, Орегон.
  23. 64-17972 *National Air & Space Museum, Вашингтон, округ Колумбия. Установил четыре рекорда скорости 6 марта 1990 года.
  24. 64-17973 Blackbird Airpark, Палмдейл, Калифорния
  25. 64-17975 March Field Museum, March AFB, Калифорния
  26. 64-17976 8th Air Force Museum, Barksdale AFB, LA
  27. 64-17979 * History & Traditions Museum, Lackland AFB, Техас.
  28. 64-17980 * NASA Dryden Flight Research Center, Edwards AFB, Калифорния.
  29. 64-17981 Hill AFB Museum, Hill AFB, UT (Только SR-71C. Гибрид тренировочного самолёта из нескольких частей YF-12A, 60-6934 (задняя часть фюзеляжа) и действующего макета SR-71A (носовая часть фюзеляжа)

Интересные факты Править

  • Blackbeard впервые появился в трейлере «The Laws of Siege – Unique Operators» (рус. Законы Осады – Уникальные Оперативники) на 36-й секунде, вышедший 19 ноября 2015 года.
  • На наколеннике имеются две надписи:
    • «BPOS», что означает 3 положительная группа крови.
    • «NKA», что расшифровывается как «No Known Allergies» (рус. Известных аллергий нет).
  • Крэйг Дженсон руководил подготовкой Чхоля Кен Хва во время совместных учений. В последствии, Чхоль проникся доверием к Дженсону.
  • Blackbeard использует одежду фирмы CryePrecision: боевые штаны и рубашка G2 ArmyCustom, шлем AirFrame, жилет JPC. Также на нем можно обнаружить активные наушники Liberator III, обувь Salomon 4d, медицинские ножницы North American rescue, навигатор Garmin Foretrex 401, перчатки mechanix mpact(старого образца)

Lockheed A-12

Название «Блэкберд» связывают чаще всего со стратегическим разведчиком SR-71. Однако за этим названием стоят еще две не столь известные машины: А-12 и YF-12A.

История появления этих обозначений достаточно любопытна. Известно, что самолеты военной авиации США имеют четкую классификацию. Аббревиатура YF обозначала класс истребителей, собственно, YF-12A и был экспериментальным истребителем. Литеру А (attack) присваивали штурмовикам, но А-12 явно не похож на штурмовик. Это сделано, чтобы запутать разведку СССР после грандиозного международного скандала, связанного со сбитием над Свердловском (Екатеринбургом) американского самолета-шпиона. Тогда президент Эйзенхауэр пообещал Хрущеву не использовать разведывательные летательные аппараты в небе над Советским Союзом, но проект Lockheed как раз и был ориентирован на данные операции. Формально он считался «гражданским», так как принадлежал ЦРУ – не армейской организации.

К январю 1962 года прототип А-12 был готов к испытаниям. После первых полетов выяснилось, что в конструкции много недоработок. Особенно досаждала силовая установка, требовавшая долгой и трудоемкой доводки воздухозаборников. Несмотря на это, А-12 был запущен в серию – ЦРУ срочно нужен был скоростной разведчик на смену устаревшему U-2. Было выпущено 14 экземпляров.

Шасси

Шасси «Блэкберда» трехопорное с носовым колесом. Носовая опора с двумя колесами убирается вперед, основные – к центру. Уборка шасси производится немедленно после отрыва от земли, поскольку Lockheed SR-71 быстро разгоняется до максимально разрешенной скорости полета с выпущенным шасси (555 км/ч). Основные опоры имеют по три колеса на одной оси, чтобы снизить давление на грунт и одновременно сэкономить внутренний объем фюзеляжа.

Шины изготовлены не из резины, а из особого жароупорного материала, и с целью поддержания постоянного давления на всех полетных режимах, а также во избежание окисления наполнены не воздухом, а азотом. Они имеют гладкий протектор и покрыты серебристой краской для уменьшения нагрева. Колодцы шасси окружены топливными баками – топливо играет роль охлаждающей жидкости.

Боевое применение

Первый боевой вылет SR-71 был произведен 21 марта 1968 с авиабазы «Кадена» на Окинаве. Впоследствии самолёт, совершивший первый боевой вылет (заводской номер 61-7976) налетал 2981 час в 942 вылетах (больше, чем любой другой SR-71), включая 257 боевых заданий. В начальный период эксплуатации в Восточно-азиатском регионе (Вьетнам, Лаос, Северная Корея) самолёты SR-71 совершали примерно по одному вылету в неделю (с 1968 по 1970 год), после этого частота вылетов удвоилась, а к 1972 году вылеты производились почти каждый день. За это время было потеряно два самолёта (в 1970 и 1972 годах) — оба из-за механической неисправности. При совершении самолётами SR-71 разведывательных вылетов в ходе войны во Вьетнаме по ним было совершено примерно 800 пусков зенитных ракет, но ни один самолёт не был сбит. Одному вьетнамскому зенитно-ракетному полку была поставлена задача уничтожить этот самолёт, чтобы поднять престиж советского оружия в глазах вьетнамцев, однако произведённые несколько пусков ракет по SR-71 были безрезультатными. SR-71 был единственным американским самолётом, который северовьетнамской системе ПВО так и не удалось сбить.

В Европе у SR-71 было два разведывательных маршрута: вдоль западного побережья Норвегии и Кольского полуострова и над Балтийским морем, второй маршрут имел название «Балтийский экспресс». А также, в период базирования некоторых SR-71 на Японских островах, регулярно нарушал советское воздушное пространство, в отдельные сутки совершая до 8-12 подходов к воздушным границам страны.

В начале 1980-х самолёт SR-71 также осуществлял полеты с авиабазы в Великобритании вдоль атлантического побережья Европы с дозаправкой в воздухе около Испании и дальнейшим полетом над акваторией Средиземного моря в направлении на восток. Затем SR-71 входил в воздушное пространство над Черным морем, не снижая скорости осуществлял разворот, и уходил в обратном направлении.

Части ПВО СССР юго-западного направления при появлении отметки самолёта на Боевых планшетах над акваторией Черного моря в момент пересечения так называемой «красной линии» немедленно поднимались по тревоге и приводились в полную боевую готовность на всем протяжении направления от Крыма до Москвы.

По непроверенным сведениям в боевую готовность приводились все подразделения ПВО Европейской части СССР, возможно, — для тренировки личного состава в работе по реальной боевой цели потенциального противника.

Полеты над Средиземным и Черным морями требовали от экипажа SR-71 и вспомогательных служб исключительного мастерства ввиду высокой скорости полета и минимального времени реагирования на изменение обстановки в воздухе.

Экипажу требовалось пройти в «тесном» нейтральном воздушном пространстве, когда любая незначительная ошибка в управлении самолётом могла привести к нарушению государственных границ нейтральных или враждебных стран, что давало право частям ПВО на немедленную ответную «реакцию» с непредсказуемыми последствиями.

Непреднамеренное нарушение государственной границы могло также привести к дипломатическому «скандалу» и дальнейшим ухудшением межгосударственных отношений.

Экипаж самолёта SR-71 об этом знал и перед каждым полетом в регион проходил специальный инструктаж.

В 1973 году во время арабо-израильской войны Судного дня Blackbird производил фоторазведку Египта, Иордании и Сирии. Благодаря разведполёту 13 октября SR-71 ВВС США удалось узнать о готовящемся наступлении Египта 14 октября и успешно отразить его.

Фюзеляж

Учитывая, что на скорости гладкие панели обшивки крыла коробятся и вспучиваются от нагрева, эти элементы сделали гофрированными. Продольные бороздки не только работают как ребра жесткости, но и увеличивают площадь рассеивания тепла, почти не повышая сопротивления.

Многие современные американские боевые самолеты имеют наплывы на корневой части крыла, но у «Блэкберда» они занимают всю длину фюзеляжа, из-за чего его сечение из круглого превращается в почти ромбовидное. Эти наплывы играют двоякую роль: создают весьма значительную подъемную силу, которая вдвое уменьшает изгибающий момент на длинном фюзеляже, и одновременно служат для размещения топлива и оборудования. Кроме того, они работают и на аэродинамику, снижая лобовое сопротивление.

Экипаж размещается в расположенных «в тандем» кабинах с отдельными, открывающимися назад фонарями. Остекление кабин модели Lockheed SR-71 выполнено из специального стекла, не пропускающего жесткое ультрафиолетовое излучение на большой высоте. Кабины оборудованы кондиционерами, экипаж совершает полет в высотно-компенсирующих костюмах.

Тактико-технические характеристики SR-71 Блэкберд

— Главный конструктор: Кларенс «Келли» Джонсон- Первый полёт: 22 декабря 1964 года- Конец эксплуатации: 1998 год- Единиц произведено: 32

Экипаж SR-71

— 2 человека

Размеры SR-71


— Длина: 32,74 м- Размах крыла: 16,94 м- Высота: 5,64 м- Площадь крыла: 141,1 м²- Нагрузка на крыло: 546 кг/м²

Вес SR-71

— Масса пустого: 27215 кг- Максимальная взлётная масса: 77100 кг- Масса полезной нагрузки (оборудование): 1600 кг- Масса топлива: 46180 кг

Двигатели SR-71

— Тип двигателя: Турбопрямоточный двигатель- Модель: Pratt & Whitney J58-P4- Тяга максимальная: 2 x 10630 кгс- Тяга на форсаже: 2 x 14460 кгс- Тяговооружённость: 0,36- Масса двигателя: 3200 кг

Скорость SR-71

— Максимально допустимая скорость: М=3,2 (при температуре носовой части <+427 °C допускается разгон до М=3,3)- Сверхзвуковая крейсерская скорость: М=2,8- Скороподъёмность: 60 м/с- Длина разбега/пробега: 1830 м

Дальность полёта SR-71

— 5230 км- Радиус действия: 2000 км- Продолжительность полёта: 1,5 ч

Практический потолок SR-71

— 25910 м (85000 футов)- Максимальная высота полёта: 29 000 м.

Эксплуатация SR-71 Blackbird

Впервые разведчик вылетел 21 марта 1968 года с базы на Окинаве. Этот образец стал рекордным, так как впоследствии налетал больше всего часов – 2981 за 942 подъема, из которых четверть была боевыми заданиями.

До 1970 года «Дрозды» совершали вылеты раз в неделю, затем уже по два полета. С 1972 самолеты исследовали территории практически ежедневно.

В 1970 и 1972 было потеряно две машины, но виной тому были неисправности механики. За все время использования SR-71 ни одного самолета ПВО Вьетнама сбить не удалось, несмотря на более чем 800 пусков ракет.

Над евразийским континентом машины появлялись на двух маршрутах:

  1. Над Балтийским морем;
  2. Вдоль западного берега Норвегии и Кольского полуострова.

В период «Войны Судного дня» Blackbird проводил разведывательные операции над территорией Сирии, Египта, Иордании. Работа позволила предотвратить ряд наступательных операций египетских войск.

Комплекс Круг — одна из вероятных причин ухода SR-71 в отставку

Использовали «птиц» и в мирных целях, в частности, для проведения исследований по программам НАСА: AST и SCAR. Первая относилась к сфере разработки перспективных сверхзвуковых технологий, вторая – разработка машины со сверхзвуковой крейсерской скоростью.

Автор статьи: Лыжин Сергей

Оборудование

Авиация США использует наиболее передовые системы телеметрии и управления. «Блэкберд» снабжен восьмиканальной системой повышения устойчивости (СПУ), компенсирующей «встроенную» неустойчивость самолета (она вызвана неравномерным нагревом в крейсерском полете). Система работает по всем трем осям координат и троекратно дублирована.

На скорости в 3 Маха и выше слишком энергичные действия рулями могут привести к резкому изменению положения самолета в пространстве, а это чревато его разрушением. С другой стороны, на той высоте, на которой действует SR-71 Blackbird, плотность воздуха составляет меньше 2 % от его плотности на уровне моря, поэтому требуется большое отклонение рулей.

СПУ была создана фирмой Honeywell и оказалась одной из самых надежных во всем самолете: средняя наработка на отказ у нее порядка 130 000 часов. Если система все же сломается, управлять самолетом в крейсерском режиме сложно, но возможно.

Фирма Honeywell разработала также компьютер для обработки полетных данных, дающий поправку на искажения, возникающие в полете на сверхзвуковой скорости. Из-за сильного разрежения воздуха на большой высоте обычные приборы с вводом данных от трубок ПВД были ненадежны. Точные значения вертикальной скорости, высоты и скорости в числах Маха выводились с компьютера на три цифровых дисплея в пилотской кабине.

Конец эпохи

К началу восьмидесятых годов ресурс машин был уже на исходе, и поддержание их в летном состоянии стало весьма проблематичным. Особенно тяжелым было положение с двигателями: ТРД J-58 был снят с производства еще в конце шестидесятых, и хотя через каждые 200 часов работы двигатели проходят полную разборку и проверку, а через каждые 600 часов – капремонт, естественно, они изнашиваются. Запчасти к ним достать было все труднее.

Весной 1988 года министр ВВС США Эдвард Олдридж сообщил, что стоимость содержания парка SR-71 равна расходам на содержание двух крыльев истребительной авиации. К тому времени количество находящихся в эксплуатации машин сократили вдвое – с 12 до 6. В 1989 году было решено снять самолет разведчик SR-71 с вооружения. Вес­ной 1990 года «семьдесят первые» отправили в отставку. Три машины были переданы летно-испытательному центру НАСА Драйден в качестве летающих лабораторий для исследования сверхзвукового полета. Из оставшихся минимум шесть бортов законсервированы и теоретически могут в случае необходимости быть приведены в летное состояние.

Разработка

A-12 — предшественник SR-71

Предшественники

Предшественником SR-71 был Lockheed A-12 — высотный самолёт-разведчик, разработанный для ЦРУ США отделением корпорации Lockheed Martin — Skunk Works. Постепенно конструкция самолёта эволюционировала, были произведены изменения в конфигурации самолёта, а также применены меры по снижению радиолокационной заметности. Всего было построено 18 самолётов A-12. Экипаж A-12 состоял из одного человека.

Кабина пилота SR-71

SR-71

Название SR-71 происходит от прототипа сверхзвукового бомбардировщика XB-70, который в поздней стадии испытаний был предложен в роли стратегического самолёта-разведчика, получив обозначение RS-70. Однако, вскоре стало ясно, что скоростной потенциал A-12 гораздо выше и было решено использовать его конструкцию в качестве основы для создания нового высокоскоростного самолёта. Прототип был назван R-12. Он был длиннее и тяжелее, чем A-12. Его фюзеляж был удлинён для увеличения топливных баков, экипаж был увеличен до 2 человек. Самолёт был оборудован радиоэлектронными датчиками, РЛС бокового обзора и фотоаппаратом.

Серийные машины получили индекс SR-71A. Была разработана также учебно-тренировочная модификация SR-71B.

Notes

  • The original X-Men Blackbird was visually based on a modified, scaled-up version of the Lockheed SR-71 Blackbird spy plane (hence the name) but was modified to carry several passengers, as well as for Vertical Take-Off and Landing (VTOL). Some writers have referred to this design as the «SR-73» (possibly unofficial). The original Blackbird was crashed, torn apart, or otherwise destroyed on a regular basis, but each time it was rebuilt. Later versions incorporated technology created by Forge and the Shi’ar, including weapon systems, holographic active camouflage, and engines capable of hypersonic speeds.
  • There currently appear to be three Blackbirds, one for each main X-Men team.
  • The X-Men Blackbird from Earth-1610, Ultimate Universe, was model based on a modified Stealth B-2 Spirit, too modified to carry several passengers.
  • In the first X-Men film (2000), the X-Men use a vehicle called the X-Jet. The comic-book versions of the X-Men have now switched to their own X-Jet.
  • In Marvel: Avengers Alliance, it is called the RS-150B Blackbird. It is one of the six jets that can used for Flight Deck Remote Ops and is the Level 5 Upgrade of the Level 4 Quinjet v. A2.

Alternate Realities

Blackbird in X-Men Ultimate.

(Similar Model B-2 Spirit from Earth-1218: Our Reality)

Crossoververse (Earth-7642)

On Earth-7642, Team X used a Lockheed SR-71 Blackbird. Decades later, the X-Men flew counterparts of the Earth-616 blackbirds.

X-Men Movies (Earth-10005)

Original Blackbird

The original Blackbird was designed and built by Hank McCoy in the early 60s, during his time working for the CIA. It was used to transport the newly-formed X-Men to Cuba in order to fight the Hellfire Club. It was heavily damaged by Riptide and crash-landed in Cuba.

Second Blackbird

As in 2000, the X-Men had a Blackbird, called mainly X-Jet. It was used by the team to get to Liberty Island.

A new model was used later by Jean Grey and Storm used it to travel to Nightcrawler, then back to get Wolverine, Rogue, Pyro and Iceman. They flew to Alkali Lake’s dam to save captured Xavier Institute students and to foil William Stryker’s plan. When they were asked to stay, Rogue and Iceman waited in the X-Jet while Pyro abandoned them to join the Brotherhood of Mutants. Rogue and Iceman flew the X-Jet to save the X-Men and the captured mutants. Jean Grey stayed behind to counter the flood and sent the X-Jet to safety from the incoming wave from the broken dam.

Third Blackbird

During Magneto’s assault on Alcatraz Island, the X-Men used the X-Jet to travel there in stealth mode. When Jean Grey, now the Phoenix, unleashed her power, the X-Jet was disintegrated along with most of the island.

By the year 2023, the X-Jet had already been rebuilt, apearing to be stealthy and fast enough that the Sentinels couldn’t detect it. The X-Jet was used to transport Storm, Wolverine, Professor X and Magneto to meet with Free Mutants. Later when the Sentinels found them, Magneto lifted the jet and sent it flying into the Sentinels. Storm the shot a lightning bolt into it’s engine, causing it to blow up, destroying hundreds of Sentinels in the process. But when the small number of Sentinels ambushed and annihilated the group, an injured Magneto used every last debris from the destroyed X-Jet to fortify the temple’s door before retreating back inside through Blink’s portal.

Blackbird in X-Men Cartoon Series.

Соблюдение секретности

При эксплуатации самолёта долгое время соблюдались беспрецедентные меры обеспечения секретности. Допуск к обслуживанию и полетам осуществлялся согласно особому Протоколу допуска. Перед выкатыванием самолёта из ангара включался сигнал сирены или подавалась специальная голосовая команда; в соответствии с Протоколом весь личный состав авиационной базы, не имевший допуска на обслуживание и эксплуатацию SR-71, был обязан немедленно лечь на землю лицом вниз, положить кисти рук на затылок и закрыть глаза. В таком положении все находившиеся лёжа на земле находились до тех пор, пока самолёт не взлетал и исчезал из виду или не вкатывался обратно в ангар, который закрывался.

Аналогичная процедура выполнялась в момент подлета SR-71 к авиабазе и посадке на полосу вплоть до закатывания самолёта в ангар, после чего специальным сигналом тревога и обусловленные Протоколом действия отменялись.

Фотографирование и киносъёмка самолёта сторонними лицами была запрещена.

В процессе эксплуатации намеренно распространялись ложные сведения о самолёте, его технических характеристиках и возможностях боевого применения.

Применялись также и иные действия и процедуры с целью сохранения военной тайны в отношении SR-71.

Органы военной контрразведки и службы безопасности тщательно отслеживали все процедуры по обслуживанию и эксплуатации самолета.


С этим читают