Содержание
Конструкция
Основными элементами конструкции машины являются корпус, совокупность вооружения, средства наблюдения, электрооборудование и устройства связи, двигатель и трансмиссия, ходовая часть, защитный комплекс, противопожарное оснащение и система маскировки.
Броневой корпус
Лобовую броню невозможно пробить 30-милиметровыми снарядами с расстояния 200 м, крышу и борта — 12,7-мм бронебойной пулей со ста-двухсот метров.
При высадке пехотинцев-десантников, над проходом вертикально открывается крыша, частично загораживая их от пуль и осколков.
Средства наблюдения и связи
БМП-3 снабжена богатым комплектом приборов наблюдения:
- ТНПО-170А — в количестве 18 единиц, установленных в разных местах;
- ТНП-165А, помещенный в отделение управления;
- ТНП-350Б для обзора местности при форсировании водных преград, помещенный в отсек механика-водителя;
- ТНПТ-1 для обзора задней полусферы местности;
- ТВНЕ-1 ПА для обзора при движении ночью;
- ТКН-3МБ — дневной и ночной для обзора местности командиром;
- ТНП3ВЭ01-01 — четыре единицы, для обзора местности и ведения огня стрелками-десантниками.
Для внешней связи на боемашину установлена танковая радиостанция Р-173 с приемником Р-173П, для внутренней — телефонная переговорная аппаратура.
Двигатель и трансмиссия
Десятицилиндровый двигатель УТД-29 обладает следующими характеристиками:
- Многотопливность — помимо ДТ, может заправляться разнообразными сортами бензина и керосина;
- Четырехтактность;
- Мощность — 500 л.с.;
- Габариты — 0,997 х 1,228 х 0,598 м, масса — 0,91 т;
- Частота вращения — 2600 об/мин.
Баки, вмещающие 690 литров топлива, содержат пористый наполнитель, предотвращающий воспламенение и детонацию горючего при пробитии брони и емкостей.
Мотор и гидромеханическая трансмиссия (ГМТ) составляют целостный силовой блок, закрепленный на одной точке опоры. Гидрообъемный привод позволяет поворачивать боемашину плавно, а отсутствие педали сцепления (передачи переключаются только движениями рычага) сильно облегчает работу водителя при долгих маршах и в ходе боя.
Питание мотора воздухом при перемещении в водной среде реализуется через воздухозаборную трубу, поднятую справа за башней боемашины.
Ходовая
Ходовую часть составляют гусеничный движитель, подвеска, два водометных движителя, остановочные тормоза.
Гусеничный движитель состоит из расположенных по бокам 6 сдвоенных опорных катков, 3-х поддерживающих роликов, направляющего и ведущего колес, собственно гусеницы.
Подвеска БМП-3 — индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами.
Водометные движители включаются при передвижении на плаву. Они, как и гусеничный, оснащены механизмом реверса, обеспечивающим при необходимости задний ход, что позволяет быстро уходить из-под вражеского огня, не тратя время на разворот.
Остановочные тормоза боемашины дисковые, сухого трения, с гидроусилителем в приводе.
Модульная альтернатива
Армейские фото на Shutterstock: Army and military photos.На RAE 2015 была впервые представлена перспективная модульная концепция развития боевых машин семейства БМП-3. За основу было взято шасси БМП-3 «Драгун» с перенесенными вперед двигателем и элементами трансмиссии. По желанию заказчика оно может комплектоваться одним из трех ДУБМ – штатным модулем «Драгуна» с пушками 2А70 и 2А72, АУ-220М или же боевым отделением от «Спрут-СДМ1». Модули получили условные обозначения БМ 100+30, БМ 57 и БМ 125 соответственно. Примечательно, что все они дистанционно управляемые, что является еще одним шагом по направлению к созданию роботизированной БМП.
Особый интерес представляет возможность установки БМ 125 на шасси «Драгуна». В результате в боевых порядках мотострелкового подразделения на БМП-3 может быть развернута СПТП, способная эффективно уничтожать бронетехнику противотанковыми снарядами. В перспективе на базе «Драгуна» может быть создано и самоходное артиллерийское орудие калибра 120 миллиметров по аналогии с 2С35 «Вена».
Концерн продемонстрировал на выставке и боевое отделение для машин семейства БМП-3, которое может быть предложено для установки вместо модуля «Бахча» разработки Тульского конструкторского бюро приборостроения. В нем сохранено штатное вооружение БМП-3. Боевое отделение обеспечивает круговую защиту, превышающую 4-й уровень стандарта НАТО STANAG 4569 (защита от пуль калибра 14,5 мм, выпущенных с дистанции 200 м), и фронтальную защиту в диапазоне 120 градусов – по 6-му уровню (защита от 30-мм подкалиберных снарядов, выпущенных с дистанции 500 м). Время заряжания ПТУР уменьшено до 12 секунд.
Допускается установка электронного помощника наводчика, который осуществляет сбор и хранение информации о текущем состоянии боевого отделения и его оборудования, аварийных ситуациях, настреле из пушек 2А70 и 2А72. Помощник позволяет предотвратить пуск ПТУР при неисправном оборудовании или при неверном замере дальности.
Выставка RAE 2015 наглядно показала, что конструкция боевых машин пехоты БМП-3 не является устаревшей. Данную технику по-прежнему можно относить к наиболее эффективным мировым образцам класса БМП. Оснащение БМП-3 новыми модулями отвечает мировым трендам и позволяет успешно выполнять любые задачи на современном поле боя. Реализация принципа дистанционного контроля вооружения постепенно приближает создание роботизированных боевых машин. Поэтому БМП-3 еще долго останется востребована вооруженными силами – как российскими, так и зарубежными.
//
Устройство
БМП-2 довольно похожа на предшественницу, действительно сильно отличаются башня и комплекс вооружения. Машина предназначена для экипажа из 3 человек и 7 десантников.
Корпус защищён лишь от пуль и осколков, толщина брони достигает 19 мм. Механик-водитель расположен в передней части, слева от МТО за теплозвукоизоляционной перегородкой. Дальше расположен стрелок, имеющий в своём распоряжении амбразуру, приборы наблюдения и средства связи.
Боевое отделение под башней размещает в себе систему питания пушки, боеукладки ПТУР и патронов для пулемёта.
Десантное отделение в корме оборудовано 6 местами с амбразурами для десанта и две двери для погрузки. В случае экстренной ситуации люди могут воспользоваться 2 люками в крыше корпуса. Посередине отделения установлен топливный бак и электрооборудование.
Новая конусообразная башня защищена сильнее, толщина лобовой брони достигает 23 мм. Внутри располагаются командир и оператор-наводчик БМП-2.
Экипаж защищён от различных внешних угроз вроде радиоактивной пыли подбоем и автоматической системой герметизации обитаемых отделений, в которые поступает лишь очищенный воздух. Также имеется автоматическая система пожаротушения и термодымовая аппаратура, позволяющая ставить дымовую завесу.
Плюсы и минусы
К преимуществам боевой машины пехоты «Курганец 25» следует отнести в первую очередь существенно выросший уровень защищенности, достигнутый как за счет усиления брони, так и благодаря использованию элементов комплекса «Афганит».
БМП «Курганец 25» во время ходовых испытаний в условиях пересеченной местности
Имеются у новой БМП и другие достоинства:
- Хорошая проходимость;
- Повышенный уровень автоматизации, благодаря чему заметно облегчена работа наводчика;
- Значительно улучшены системы наблюдения;
- Достигнута унификация с бронетранспортером, построенным на той же платформе. В будущем должны появиться и другие вариации, например, самоходная артиллерийская установка;
- Заметно усилена противоминная защита.
Следует отметить, что для БМП весом 25 тонн, «Курганец» очень подвижен, причем отмечается неплохая мягкость хода машины.
Недостатков, к сожалению, тоже хватает:
- Габариты «Курганца» очень велики. Попасть в него намного легче, чем в старые модели БМП;
- Цена машины примерно в пять раз превышает стоимость модернизации БМП-3. Это делает весьма проблематичным массовое перевооружение;
- Вооружение «Курганца» выглядит довольно слабым по сравнению с БМП-3, причем усилить его едва ли получится;
- Нет бортовых амбразур в десантном отделении, что намного увеличивает угрозу со стороны вражеских гранатометчиков, подобравшихся с фланга.
Кроме того, можно отметить определенную неясность самой концепции машины, ведь одновременно с «Курганцем» была показана еще и БМП Т-15, сделанная на базе танка Т-14 «Армата» и отличающаяся намного более высоким уровнем защиты.
БМП Т-15, вооруженная тем же боевым модулем, что и «Курганец», но намного сильнее бронирована
Принятие на вооружение обоих этих образцов будет означать, что вместо задуманной унификации произойдет дополнительное «умножение сущностей», не говоря уже о непомерной нагрузке на бюджет страны.
Служба и боевое применение
Чеченский террорист возле подбитой у Рескома БМП-2 № 684, на башне погибший НШ 2 мсб 81 гв. МСП Артур Валентинович Белов. Грозный, январь 1995 года
Т-72 и БМП-2 бывшей Восточной Германии
Афганская война (1979—1989)
Широко применялись в войне в Афганистане (1979—1989). Первые машины поступили в 1982 году, был получен положительный опыт применения БМП-2 против живой силы противника. Большее число потерь БМП-2 пришлось на эту войну.
Конфликты на постсоветском пространстве
- Война в Нагорном Карабахе.
- Война в Абхазии (1992—1993).
- Гражданская война в Таджикистане.
- Разгон Верховного Совета России — использовались в 1993 году во время октябрьского путча. Вели стрельбу очередями по окнам Белого дома.
- Первая чеченская война — основные потери российской бронетехники пришлись на боевые машины пехоты. В ходе штурма Грозного, известен бой, в котором разведрота из трёх российских БМП-2 заняла рубежи на реке Нефтянке. В ходе боя разведрота уничтожила один дудаевский танк (двумя ПТУР), один БТР, два грузовика и несколько огневых точек. Разведчики потеряли одного человека раненым от миномётного огня.
- Вторая чеченская война.
- Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008) — использовались обеими сторонами. С российской стороны было потеряно 3 БМП, с грузинской 5 БМП.
- Вооружённый конфликт на востоке Украины — вооружённый конфликт на востоке Украины — по данным сайта Lostarmor за период с 2014 по 2016 год сторонами конфликта было потеряно: 278 ед. БМП-2 ВСУ, 35 ед. БМП-2 ВСН.
Ближний Восток и Африка
- Война в Персидском заливе — применялись иракскими войсками во время нападения на Кувейт и при обороне против американской армии.
- Эфиопо-эритрейский конфликт.
- Война в Анголе.
- Иракская война — применялись армией Ирака. По информации российского автора Сергея Суворова, были зафиксированы случаи уничтожения танков M1A2 23-й механизированной дивизии США (по другим данным, среди участвовавших во вторжении американских войск отсутствовала дивизия с таким номером). Причиной являлся пожар в моторно-трансмиссионном отделении, возникавший при попадании очереди бронебойно-трассирующих снарядов из пушки 2А42 в кормовую броню танка. Согласно американским данным, три танка «Абрамс» Армии США были поражены огнём 30-мм пушек БМП-2 без какого-либо существенного ущерба.
- Гражданская война и Политический кризис (2010—2011) в Кот-д’Ивуаре.
- Гражданская война в Сирии.
- Гражданская война в Йемене (2014 — н.в.).
Тактико-технические характеристики БМП-1
Экипаж, чел.: 3Десант, чел.: 8Разработчик: ГСКБ-2Годы производства: 1966—1988Количество выпущенных, шт.: более 20 000Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое посередине, десантное сзади
Вес БМП-1
— 13,0 тонн
Размеры БМП-1
— Длина корпуса, мм: 6735- Ширина корпуса, мм: 2940- Высота, мм: 2068 (по броневому колпаку), 1924 (по крыше башни)- База, мм: 3660- Колея, мм: 2550- Клиренс, мм: 370
Броня БМП-1
— Тип брони: стальная катаная броня- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 7 / 80°- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 19 / 57°- Борт корпуса (верх), мм/град.: 16 / 14°- Борт корпуса (низ), мм/град.: 18 / 0°- Корма корпуса (верх), мм/град.: 16 / 19°- Крыша корпуса, мм: 6- Лоб башни, мм/град.: 23 / 42°- Маска орудия, мм/град.: 26—33- Борт башни, мм/град.: 19 / 36°- Корма башни, мм/град.: 13 / 30°- Крыша башни, мм: 6
Вооружение БМП-1
— Калибр и марка пушки: 73-мм 2А28 «Гром»- Тип пушки: гладкоствольное орудие- Длина ствола, калибров: 29- Боекомплект пушки: 40- Дальность стрельбы, км: до 1,3 (прицельная)- Прицелы: перископический дневной / пассивный ночной 1ПН22М1- Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ- Другое вооружение: ПУ ПТУР 9М14М «Малютка»
Двигатель БМП-1
— Тип двигателя: УТД-20- Мощность двигателя, л. с.: 300
Скорость БМП-1
— Скорость по шоссе, км/ч: 65- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40—45 по грунтовой дороге, 7 на плаву- Запас хода по шоссе, км: 550—600- Удельная мощность, л. с./т: 21,5—23,1- Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического двустороннего действия- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,602—0,614- Преодолеваемый подъём, град.: 35°- Преодолеваемая стенка, м: 0,7- Преодолеваемый ров, м: 2,5- Преодолеваемый брод, м: плавает.
Устройство
БМП-2 – это, по сути, глубоко модернизированная БМП-1. Обе эти боевых машины идентичны на 80%. БМП-2 имеет такую же компоновку, как и ее предшественница. Двигатель и силовое отделение находятся спереди, там же расположено отделение управления, а боевое отделение – в самом центре машины. Сзади имеется десантный отсек, который вмещает шесть десантников. Всю кормовую часть машины занимают двери, предназначенные для десантирования пехотинцев.
Броня машины катаная, сварная. Броня защищает экипаж и десантников от осколков, легкого стрелкового оружия и оружия массового поражения. В десантном отсеке сделаны специальные амбразуры, снабженные шаровыми установками, которые позволяют вести огонь из личного оружия. Десантный отсек разделен на две части топливным баком.
Главным отличием БМП-2 от БМП-1 является система вооружения. На новой машине установлена автоматическая 30-мм пушка 2А42 с боекомплектом 500 выстрелов. Благодаря этой пушке, которая имеет большой угол возвышения, БМП-2 может вести огонь по низколетящим воздушным целям. Скорострельность 2А42 – до 550 выстрелов в минуту. На БМП-2 также был установлен пулемет, а для уничтожения бронетехники на машину могут быть использованы ПТРК «Фагот» или «Корнет».
Для установки нового вооружения на БМП-2 была оборудована новая более просторная башня. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, такое устройство позволяет ей вести огонь на ходу. В башне оборудованы места для наводчика и командира машины. Благодаря новым, более совершенным прицельным приспособлениям и приборам наблюдения, теперь вести огонь могут и командир машины, и наводчик.
По сравнению с предыдущей машиной, количество десантников и их размещение изменились. В десантном отсеке может находиться шесть бойцов, еще одно место для пехотинца имеется за механиком-водителем.
На БМП-2 установлен более совершенный двигатель, с системой турбонаддува. Устройство ходовой части и трансмиссии остались прежними. Добавлена более совершенная система установки дымовой завесы, которая состоит из термодымовой аппаратуры и шести дымовых гранатометов «Туча». Машина оборудована системой пожаротушения.
Установка новой башни большего размера увеличила массу машины, однако, БМП-2, как и БМП-1, может плавать. Скорость передвижения на воде составляет 7 км/ч, движение происходит благодаря перематыванию гусениц.
История создания и производства
Разработка БМП-3 («Объект 688М») была начата в 1977 году. В 1983—1986 годах были проведены испытания и в 1987 году она была принята на вооружение Советской армии. В ходе государственных испытаний в районе мыса Опук два прототипа БМП-3 должны были на плаву на дистанции до 1500 м вести огонь по прибрежным целям из 30-мм автоматической пушки. Целью выступал танк Т-55, в результате прицел и приборы наблюдения танка были выведены из строя, 100-мм пушка была пробита в 4 местах, а на верхней лобовой детали появились изломы с трещинами. Широкой публике впервые была продемонстрирована на параде 9 мая 1990 года.
В конструкцию БМП-3 было внедрено 111 изобретений специалистов Специального конструкторского бюро машиностроения.
БМП-3 выиграла тендер и поступила на вооружение армии ОАЭ в количестве более 600 машин. Данные машины были оборудованы тепловизорным прицелом французского производства — такой же прицел используется на основном боевом танке армии ОАЭ — «Леклерк-Тропик». Бронемашина также закупалась рядом других стран. Машина показала после пробега высочайшие показатели на стрельбах, путь в 2000 км БМП-3 прошла в отличие от британских и американских машин.
В 1997 году КНР приобрела лицензию на производство боевого отделения БМП-3, которым впоследствии были вооружены китайские боевые машины пехоты Тип 97.
В 2019 году ожидается поставка опытной партии БМП-3 с перспективным необитаемым боевым модулем «Эпоха». Также планируется заключить долгосрочный контракт на серийную поставку более 150 новых БМП-3.
Броневой корпус и башня
Лобовая броня выдерживает попадания бронебойно-трассирующего снаряда ЗУБР6 калибром 30 мм с дистанции 200 метров, что позволяет говорить о эквивалентной устойчивости порядка 50 мм. Крыша и борта выдерживают пулю Б-32 калибром 12,7 мм с дистанции 100—200 метров. При установленных модулях накладной брони с учётом модулей и динамической защиты масса возрастает до 22,7 тонны, что не сказывается на надёжности ходовой части, но уменьшает её ресурс. При десантировании частичной защитой служит открываемая в вертикальное положение крыша над проходом в задней части двигателя. Топливные баки в передней части служат дополнительной защитой.
Вооружение и приборы
На БМП-3 установлено следующее вооружение:
- 100-мм орудие / пусковая установка 2А70 весом 400 кг и технической скорострельностью 10 выстрелов в минуту, боекомплект 40 выстрелов (22 в автомате заряжания). ПТУР 9К116-3, БК — 8 ПТУР (3 в механизме заряжания).
- Автоматическая 30-мм спаренная пушка 2А72, скорострельность 330 выстрелов в минуту, боекомплект — 300 ОФЗ и 200 БТ выстрелов. Для достижения приемлемой кучности при автоматике, основанной на отдаче с длинным ходом ствола, применена подвижная муфта, соединяющая стволы 2А70 и 2А72.
- Пулеметы ПКТ 7,62х54: 2 курсовых в корпусе, управляются бойцами по бокам от механика-водителя (либо при их спешивании — дистанционно и синхронно механиком-водителем) и 1 спаренный с пушками в башне. Начальная скорость пули 855 м/с, боекомплект — 2000 патронов к каждому. Стабилизатор — 2Э52-2.
Возможна стрельба на плаву. Эффективная дальность стрельбы 4 км для 100-мм орудия, до 3,5—6,0 км — для ПТУР, 2 км — для 30-мм пушки. Максимальная дальность стрельбы снарядом 3УОФ19 и 3УОФ19-1 — 6,5 км.
Углы наводки 2А70 и 2А72 составляют по возвышению −6°/+60°, по азимуту 360°. Стреляные гильзы от пушки автоматически выбрасываются. Система управления огнём (СУО) имеет автоматический и ручной режимы и вводит большое количество нужных для точной стрельбы правок, возможна стрельба по низколетящим и зависшим вертолётам с применением СУО (однако ряд экспертов подвергают сомнению эффективность зенитного огня из 30-мм пушки с темпом стрельбы 330 выстрелов в минуту).
Подвижность
Дизельный двигатель УТД-29 имеет малую высоту; для выхода десанта, размещаемого в средней части корпуса, используется специальный проход над двигателем. БМП-3 плавает со скоростью 10 км/ч, установлены водомёты внутри корпуса. Машина способна преодолевать стенку высотой 0,7 м, подъём 30° и крен 25°. Натяжение гусениц управляется с места механика-водителя.
Транспортабельность: железнодорожным, автомобильным, воздушным и морским транспортом.
Плавать может с минимальной подготовкой, есть функция заднего хода для плавания, есть помпа для откачки воды. Все 6 опорных катков с каждого борта — с гидроамортизаторами.
Операторы
БМП-1 в посёлке Лебяжье
БМП-1. 2006 год
БМП-1. 2005 год
БМП-1 в ВС Монголии. 2011 год
БМП-1 в ВС РФ. 2011 год
-
Азербайджан Азербайджан:
- Национальная армия Азербайджана — 43 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Государственная пограничная служба Азербайджана — 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2016 год
- Алжир Алжир — 685 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Ангола Ангола — 250 БМП-1/БМП-2/БМД-3, по состоянию на 2016 год
-
Армения Армения:
- Вооружённые силы Армении — 75 БМП-1 и 6 БМП-1К, по состоянию на 2016 год
- МВД Армении — 44 БМП-1 и 1 БМП-1К, по состоянию на 2016 год
- Пограничные войска Армении — 35 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Болгария Болгария — 90 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Венгрия Венгрия — некоторое количество БРЭМ на базе БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Вьетнам Вьетнам — 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2016 год
- Гвинея Гвинея — 2 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Греция Греция — 398 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Грузия Грузия — 25 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго — 20 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Египет Египет — 220 БМП-1 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Индия Индия — более 350 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Иран Иран — 210 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Ирак Ирак — около 80 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Камбоджа Камбоджа — 70 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Киргизия Киргизия — 230 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Кот-д’Ивуар Кот-д’Ивуар — 10 БМП-1/БМП-2 скорее всего небоеспособных, по состоянию на 2016 год
- Куба Куба — около 50 БМП-1/БМП-1П, по состоянию на 2016 год
- Ливия Ливия — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Мозамбик Мозамбик — 40 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Монголия Монголия — 310 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Никарагуа Никарагуа — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Польша Польша — 1268 БМП-1, по состоянию на 2016 год
-
Россия Россия:
- Сухопутные войска России — 500 БМП-1 (дополнительно 7000 БМП-1 на хранении) и некоторое количество БРЭМ на базе БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Войска национальной гвардии России — 1650 БМП-1/БМП-2/БТР-80, по состоянию на 2016 год
- Сирия Сирия — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Словакия Словакия — 148 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Судан Судан — 135 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2016 год
- Таджикистан Таджикистан — 8 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Туркмения Туркмения — 600 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Узбекистан Узбекистан — до 180 БМП-1, по состоянию на 2016 год[неавторитетный источник?]
-
Украина Украина:
- Вооружённые силы Украины — 210 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Морская пехота Украины — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Уругвай Уругвай — 18 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Чад Чад — 83 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Чехия Чехия — 98 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Шри-Ланка Шри-Ланка — 13 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 20 БМП-1, по состоянию на 2016 год
- Эритрея Эритрея — 15 БМП-1, по состоянию на 2016 год
Бывшие операторы
БМП-1 ВС Афганистана. 2005
- Афганистан Афганистан — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2010 год
- Белоруссия Белоруссия — 109 БМП-1, по состоянию на 2010 год, сняты с вооружения.
- Йемен Йемен — 420 БМП-1, по состоянию на 2005 год, 100 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- Казахстан Казахстан — 730 БМП-1, по состоянию на 2012 год
- КНДР КНДР — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 1985 год, на данный момент количество и статус неизвестны
- СССР СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам
- США США — 21 БМП-1. 19 единиц БМП-1 поставлены из ФРГ в 1991 году, ещё 2 единицы поставлены из ФРГ в 1993 году
- Финляндия Финляндия — 10 BMP-1TJ, по состоянию на 2012 год
- Швеция Швеция — 350 Pbv 501 (куплены в ФРГ, из состава бывшей ГДР, модернизированы в Чехии)[источник не указан 1347 дней]
- Югославия Югославия — 40 единиц поставлено из СССР в 1972 году
- Южная Осетия Южная Осетия — 80 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2008 год.
Варианты и модификации
БМП-1М «Шквал» на выставке «Сила непокоренных» ко Дню защитника Украины в 2015 году
- БМП-1У «Шквал» — базовая модель
- БМП-1М — экспортный вариант БМП-1У, на который установлен прицельный комплекс «Тандем-2» от НИИ радиолокационных систем «Квант-радиолокация», а советский противотанковый комплекс «Конкурс» заменён на украинский ПТРК «Барьер» разработки киевского КБ «Луч». Демонстрационный образец был представлен в феврале 2011 года
- БМП-1УМ — новый вариант массой 13,6 тонн, разработанный с учётом конструкции БМП-1М, демонстрационный образец представлен 22 сентября 2015 на оружейной выставке «Зброя та безпека-2015». Усилена броневая защита, установлены усовершенствованный боевой модуль КБА-105ТБ «Шквал-А» с цифровым стабилизатором вооружения СВУ-500-3Ц и прицельным комплексом «Тандем-2», новый дизельный двигатель ЗТД-2, новые топливные баки, прибор спутниковой навигации СН-3003, модернизированный прицел командира ТКН-3Б, новые сиденья с улучшенной противоминной защитой, высота десантного отделения увеличена на 15 см, двери десантного отделения заменены аппарелью с механическим приводом, изменено расположение выхлопной трубы
- БМП-1УМД — модификация БМП-1УМ с немецким четырехтактным шестицилиндровым дизельным двигателем Deutz TCD2013 L64V (330 л.с.) производства Deutz AG, модификация разработана в сентябре 2016 года и впервые представлена 11 октября 2016 года.
С этим читают