Илья муромец: богатырь силы и духа

Кирилл Сарычев — русский Илья Муромец

Перед вами мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу и жиму штанги лёжа. Абсолютный чемпион Мира среди юниоров, абсолютный рекордсмен России, Европы. Рост спортсмена 197 сантиметров, а вес варьируется от 170 до 180 килограмм. Хочется отметить и отличную генетику, которая однозначно помогла Кириллу добиться таких результатов — рост его отца составлял 192 сантиметра и вес 130 кг. Отец и привил будущему чемпиону тягу к спорту.

Тренируется спортсмен по программе Бориса Ивановича Шейко, внося корректировки по самочувствию, присед от 350 килограммов, жим от 320 килограммов, тягу от 350 килограммов. В спорте собирается оставаться ровно столько, сколько позволит здоровье.


Никита Кожемяка

Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур.

На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.

Ставр Годинович

Черниговский боярин приходился мужем знаменитой Василисы Микулишны (старшая дочь Микулы Селяниновича).

Сюжет известной былины с этими персонажами рассказывает слушателям о том, что Ставр на пиру у князя Владимира (Красное солнышко) стал хвалиться красивой женой, за что был отправлен в темницу.

Услышав про это, Василиса переодевается в мужскую одежду, собирает дружину и отправляется к князю, которому представляется сыном короля Ляховитского и сватается за дочь княжескую.

Она успешно проходит все заданные ей испытания, состоится свадебный пир, на который приводят Ставра играть на гуслях. Василисе удается его увести с пира.

Далее она переодевается снова в свою одежду, вместе с супругом они отправляются к князю, который признает, что Ставр не просто так чествовал свою жену у него на пиру.

Святогор

относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в докиевскую эпоху, но впоследствии претерпел изменения. До нас дошли только два сюжета, изначально связанные со Святогором (остальные возникли позднее и носят фрагментарный характер): сюжет о находке Святогором сумы переметной, принадлежавшей, как уточняется в некоторых вариантах, другому былинному богатырю, Микуле Селяниновичу. Сума оказывается столь тяжела, что богатырь не может ее поднять, надрывается и, погибая, узнает – в этой суме находится «вся земная тягота». Второй сюжет повествует о смерти Святогора, который встречает по дороге гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет», и решает испытать судьбу. Едва Святогор ложится, крышка гроба сама наскакивает и богатырь не может ее сдвинуть. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса.

Самые известные русские богатыри и их подвиги

Наша история хранит немало известных имен. Наверное, каждый знает фразу: «А и славные, а и сильные богатыри на земле Русской». Хотя наш народ в большинстве своем не воинственный, предпочитает трудиться на земле, но из его среды издревле выходили могучие герои и защитники Отечества. Это Святогор, Микула Селянинович, Дунай Иванович, Пересвет, Садко и многие-многие другие. Эти богатыри проливали собственную кровь за родную землю и становились на защиту мирных людей в самое смутное время.

Именно о них складывались былины и песни. При этом, с течением времени, они много раз переписывались. В них добавлялись новые и новые факты и подробности. Даже характер героев претерпевал значительные изменения.

Особенно повлияло на сей процесс принятие христианства на Руси. Это разделило нашу историю, привело к отрицанию и осуждению всего старого. Поэтому в образах более древних богатырей теперь можно увидеть негативные черты. Речь идет о Святогоре, Пересвете, Дунае Ивановиче.

На смену им пришли богатыри нового поколения. И практически все они служили князьям, а не народу. Самые известные богатыри земли Русской – это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Именно их восхваляли в песнях и былинах. Они изображены на известнейшей картине Васнецова. Именно их больше всего знают дети, благодаря многочисленным мультфильмам и сказкам. Что же они совершили? И почему их изображают всегда вместе?

По заверениям многих историков, эти три известнейших русских богатыря никогда не встречались. Согласно некоторым данным, Добрыня жил в 15 веке, Илья – в 12-м, а Алеша, самый молодой из героев, – в 13 веке.

Виктор Михайлович изобразил их всех вместе как символ непобедимости и несокрушимости русского народа. Подвиги 3 богатырей были совершены в разное время, но историки сходятся во мнении, что большая их часть вполне реальна. Например, тот же Соловей-Разбойник, война с печенегами, татарский князь Тугарин имели место быть на самом деле. А значит, логично предположить, что и великие деяния тоже совершались.

Сухман Одихмантьевич

Сухман (Сухмантий, Сухан) Одихмантьевич (Дамантиевич) – былинный богатырь, герой киевского былинного цикла. Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву.

Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и, когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью.

И протекла из крови Сухмана-богатыря река глубокая да бурливая, а сам он тут и смерть принял и песне нашей тем положил конец.. Опять герой умер! Обидно!

Использованный источник

Богатыри картинки. Смотреть фото и рисунки богатырей.

Тайны организма — Человек

Образы богатырей часто использовались в русском народном творчестве. Всегда эти персонажи боролись со злом, преодолевали различные трудности и неизменно выходили победителями из схватки со всевозможными чудищами. К сожалению, эти герои были забыты современными мастерами, незаслуженно отправлены «на пенсию».

Но рисунки богатырей продолжают привлекать ребятишек, многие из которых грезят приключениями, опасностями и желают походить на одних из самых популярных героев народного творчества.

 Нельзя сказать, что эти персонажи абсолютно мифические, вымышленные. На самом деле, есть множество картинок богатырей, сделанных с вполнее реальных людей. Правда, сейчас их отыскать довольно проблематично. Удивительно само участие этих сильных духом и телом людей в таком огромном количестве народных сказок. Ведь почти всегда их героями становились именно вымышленные существа. Здесь все просто – древний народ верил в то, что эти люди способны защитить своих соотечественников и русскую землю от любых врагов и напастей.

 Можно смотреть картинки богатырей, изображающие их сражающимися с ордой янычар, попирающих в одиночку драконов, спасающих девиц из башен злых волшебников. Примечательно то, что русские богатыри всегда были «выходцами из народа», причем такими, которые 30 лет и 3 года лежали на печи, а потом, вдруг, отправились на борьбу с вселенским злом.

 Почему этих героев называли богатыри? Существует мнение, что это название – соединение двух слов: «бога» и «тырить». Тут нужно пояснить, что в то время «тырить» означало «копить», «собирать», «хранить», «преумножать», а не «воровать», как говорят сейчас. То есть богатыри – люди, накопившие в себе «бога». Фото картинок богатырей почти всегда изображает эдаких качков. Но на самом деле, в то время богатырями называли тех, кто имел сильный дух, в первую очередь, и только потом недюжинную физическую силу (которая, кстати, не являлась обязательным «атрибутом» героя). Именно потому в народных сказках эти персонажи всегда очень смекалисты, хитры и бесстрашны.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажите ваше мнение!!!

Василий Буслаев.

Известны две былины об этом неукротимом и буйном гражданине Великого Новгорода. В бунте своем против всех и вся он не преследует никакой цели, кроме желания побуйствовать и покуражиться. Сын новгородской вдовы, зажиточный горожанин, Василий с малолетства проявил свой необузданный нрав в драках со сверстниками. Выросши, он собрал дружину, чтобы потягаться силами со всем Великим Новгородом. Бой кончается полной победой Василия. Вторая былина посвящена гибели Василия Буслаева. Поехав с дружиной в Иерусалим, Василий насмехается над встреченной им мертвой головой, несмотря на запрет, купается голым в Иерихоне и пренебрегает требованием, начертанном на найденном им камне (нельзя перепрыгивать камень вдоль). Василий, в силу неукротимости своей натуры, начинает прыгать и скакать через него, зацепляется ногой за камень и разбивает голову. Этот персонаж, в котором воплощены необузданные страсти русской натуры, был любимым героем М.Горького. Писатель тщательно копил материалы о нем, лелея мысль написать о Ваське Буслаеве, однако узнав, что пьесу об этом герое пишет А.В.Амфитеатров, отдал все накопленные материалы собрату по перу. Эта пьеса эта считается одним из лучших произведений А.В.Амфитеатрова.

Как нарисовать богатыря карандашом поэтапно?

Как нарисовать богатыря карандашом поэтапно?

Богатырь — герой русских народных сказок и просто человек непомерной, великой физической силы, по крайней мере мы его себе именно таким и представляем. Нарисовать его не так легко, но если рисовать этап за этапом, то дело будет продвигаться легче.

Приступаем к рисованию.

Делаем заготовку карандашом, как показано на первом рисунке:

Начинаем с головы и шлема:


Далее рисуем тело, а именно сильное тело, поэтому рубашка на теле нашего богатыря широкая и рукава тоже

Дорисовываем нижнюю рубаху и рукава героя:

А теперь переходим к ногам, прорисовываем штанины и сапоги, одна из ног стоит на камне:

Образ богатыря у нас почти готов, остается дорисовать его оружие: меч и щит

Дорисовываем последние штрихи

И напоследок, чтобы полностью закончить рисунок, разукрашиваем его карандашами или красками.

Источник

Поэтапное рисование Добрыню Никитича:

1) Рисуем голову, а так же все черты лица:

2) Дорисовываем лицо и волосы:

3) Рисуем тело без конечностей:

4) Рисуем ему ноги и руки:

5) Дорисовываем руки и элементы его одежды:

6) Окончательно рисуем все элементы одежды:

В итоге у нас получается очень замечательный богатырь.

Настоящий русский былинный богатырь, какого мы помним из школьного курса, на мой взгляд должен быть очень сильным человеком. Впрочем, даже Человеком с большой буквы. Обязательный атрибут — боевой конь. Не Юлий, а настоящий боевой коняра.

Я вам нарисую одного героя из трех богатырей. Русского героя богатыря Добрыню Никитича.

Сначала я нарисую образ богатыря, для этого я изображу три овала и кривую линию. К нарисованным элементам я добавляю еще круги и овалы, и мой образ начинает приближаться к человеку, который сидит на коне.

Еще добавлю кружочки, чтобы мой образ все ближе и ближе был к богатырю на коне. И уже один образ начну приближать к богатырю.

Используя все мои фигуры, я превращаю их в коня и богатыря.

А затем я возьму и начну штриховать мой рисунок и вот оно он готов:

А все, что было описанно можно увидеть вот на такой картинке:

На видео, которое я приложила чуть ниже, показано, как можно нарисовать действительно сильного богатыря.

Итак, рисунок лучше всего начать с зарисовки копья, которое держит этот самый богатырь.

Далее рисуем самого плечистого и коренастого богатыря.

Рисунок начинайте с зарисовке сапогов, поднимаясь вс выше, зарисовывая сначала штаны, затем рубаху, голову.

Кстати, чтобы богатырь казался более сильным, нижнюю его часть(вс что ниже пояса), лучше нарисовать раза в 3 меньше, чем само тело.

Не забываем, что плечи у молодца должны быть очень широкими, да и шея не худенькой.

Итак, предлагаю посмотреть видео, на котором вс показано более подробно. Приятного вам просмотра.

Все помнят знают трех богатырей, трех непобедимых русских богатырей, которые справлялись со всем/всеми.

Это Илья Муромец, Алша Попович и Добрыня Никитич.

Именно их (причем их на коне) мы попробуем нарисовать поэтапно карандашом:


Этап первый — рисуем начальные контуры будущих богатырей:

Этап второй — придаем уже знакомые очертания богатырям, сидящих на лошадях:

Третий этап — прорабатываем мелкие детали:

Последний четвертый этап (рисунок готов):

Богатыри — это символ русско силы и непобедимости. Я предлагаю поэтапно нарисовать Илью Муромца.

Начнем рисовать с лица. Первым делом нарисуем окружность, а также направляющие, ведь здесь он немного поврнут. Теперь рисуем глаза, после нос, затем усы, а только после этого бороду уши и волосы.

Рисуем шею, перетекающую постепенно в руки.

Изображаем схематически вс тело богатыря.

Рисуем рубаху и место, где располагается кожух.

Теперь детализируем таким образом:

Прорисовываем ноги, а затем и сапоги богатыря.

А теперь придам карандашом разные оттенки.

Готово!

Нарисовать богатыря достаточно сложно, думаю, что у начинающего художника возникнет много трудностей с исполнением этой задачи. В значительной степени можно упростить процесс рисования, если рисовать поэтапно, вот например можно нарисовать такого богатыря:

В конце, в место заштриховки карандашом, можно раскрасить, получившегося богатыря, красками.

А можно и не дорисовывать ему лошадь, хотя у богатырей всегда были лошади, но от этого рисование значительно упростится.

Для того чтобы нарисовать богатыря карандашом поэтапно, нужно в первую очередь рисуем начальные контуры богатыря и коня.

Дорисовываем детали, не забываем про меч, дорисовываем элементы одежды богатыря и гриву коня, с хвостом.

Подрисовываем черты лица, мелкие детали.

Нарисовать богатыря не так и просто.

Я предлагаю нарисовать богатыря в пять этапов (которые показаны на картинке):

В итоге получится вполне симпатичный богатырь вместе с конем. Если желания нет, то коня можно не рисовать!!

Василий Буслаев

Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

В словаре Фасмера Макса

богаты́рьукр. богати́р, др.-русск. богатырь (Ипатьевск. и др.), польск. bohater, bohatyr, стар. bohaterz (в грам.). Вторично образовано укр. багати́р, блр. багаты́р «богатей, богач» от бога́тый; см. Брандт, РФВ 21, 210. Заимств. из др.-тюрк. *baɣatur (откуда и венг. bátor «смелый»), дунайско-булг. βαγάτουρ, тур., чагат. batur «смелый, военачальник», шор. paɣattyr «герой», монг. bagatur, калм. bātr̥; см. Гомбоц 41; Рамстедт, KWb. 38; Бернекер 1, 66; Маркварт, Chronol. 40; Банг, KSz 18, 119; Mi. TEl. 1, 254, Доп. 1, 9; 2, 80. Объяснение вост. слов из ир. *baɣapuϑra- (Локоч 15) весьма сомнительно.

Исторические этапы развития былины.

Исследователи расходятся во мнении, когда на Руси появились эпические песни. Одни относят их возникновение к 9–11 вв., другие – к 11–13 вв. Несомненно одно – просуществовав столь долго, передававшиеся из уст в уста, былины не дошли до нас в своем первоначальном виде, они претерпели множество изменений, поскольку менялся и государственный строй, и внутри- и внешнеполитическая обстановка, мировоззрение слушателей и исполнителей. Практически невозможно сказать, в каком веке создана та или иная былина, некоторые отражают более ранний, некоторые – более поздний этап развития русского эпоса, а в иных былинах исследователи различают под позднейшими наслоениями весьма древние сюжеты.

В.Я.Пропп полагал, что древнейшими являются сюжеты, связанные со сватовством героя и со змееборством. Для подобных былин характерны элементы, значимые и для волшебной сказки, в частности: утроение сюжетных слагаемых (Илья у распутья наезжает на камень с надписью, предвещающей ту или иную судьбу, и последовательно избирает каждую из трех дорог), запрет и нарушение запрета (Добрыне запрещено купаться в Пучай-реке), а также наличие древних мифологических элементов (Волх, родившийся от отца-змея, обладает даром перевоплощения в животных, Тугарин Змеевич в разных вариантах былины предстает то змеем, то змеем, наделенным антропоморфными чертами, то существом природы то ли человеческой, то ли змеиной; так же и Соловей-разбойник оказывается то ли птицей, то ли человеком, а то и соединяет в себе те и другие черты).

Наибольшее количество дошедших до нас былин относится к периоду с 11 по 13–14 вв. Они создавались в южнорусских областях – Киевской, Черниговской, Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской. Наиболее актуальной в этот период становится тема борьбы русского народа с кочевниками, совершавшими набеги на Киевскую Русь, а позднее с ордынскими захватчиками. Былины начинают группироваться вокруг сюжета защиты и освобождения Родины, ярко окрашены патриотическими чувствами. Народная память сохранила только одно наименование для врага-кочевника – татарин, но исследователи находят среди имен героев былин имена не только татарских, но и половецких военачальников. В былинах заметно стремление поднять народный дух, выразить любовь к родной стране и яростную ненависть к иноземным захватчикам, восхваляются подвиги могучих и непобедимых народных героев-богатырей. В это время становятся популярными образы Ильи Муромца, Дунай-свата, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Василия Каземировича, Михайло Даниловича и многих других героев.

С образованием Московского государства, начиная с 16 в., героические былины постепенно отходят на второй план, более актуальными становятся скоморошины (Вавила и скоморохи, Птицы) и сатирические былины с их острыми социальными конфликтами. В них описываются подвиги богатырей в мирной жизни, главные герои противостоят князьям и боярам, а задача их сводится к защите собственной семьи и чести (Сухман, Данило Ловчанин), при этом в скоморошьих былинах высмеиваются господствующие слои общества. Одновременно возникает и новый жанр – исторические песни, где повествуется о конкретных исторических событиях, происходивших с 13 по 19 вв., здесь отсутствуют вымысел и преувеличение, характерные для былин, а в сражениях героями могут выступать сразу несколько человек или целое войско.

В 17 в. былины постепенно начинает вытеснять переводной рыцарский роман, адаптированный для русской аудитории, между тем они остаются популярным народным развлечением. Тогда же появляются первые письменные пересказы былинных текстов.

Сюжеты былин.

Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко, Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай, Козарин, Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична, Хотен Блудович); борьба с чудовищами (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин, Илья и Идолище, Илья и Соловей-разбойник); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром, Илья и Калин, Добрыня и Василий Каземирович), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев).

Особняком стоят сатирические былины или былины-пародии (Дюк Степанович, Состязание с Чурилой).

Русская и советская фольклористика.


Впервые осмыслить русский эпос как цельное художественное явление и понять его взаимосвязь с ходом русской истории попытался К.Ф.Калайдович (1792–1832) в предисловии к предпринятому им второму изданию сборника Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым (1818).

По мнению представителей «мифологической школы», к которой принадлежали Ф.И.Буслаев (1818–1897), А.Н.Афанасьев (1826–1871), О.Ф.Миллер (1833–1889), эпические песни были не более чем производными от более древних мифов. Основываясь на этих песнях, представители школы пытались реконструировать мифы первобытных народов.

Ученые-«компаративисты», среди которых – Г.Н.Потанин (1835–1920) и А.Н.Веселовский (1838–1906), считали эпос явлением внеисторическим. Они утверждали, что сюжет после своего зарождения начинает странствовать, видоизменяясь и обогащаясь.

Представитель «исторической школы» В.Ф.Миллер (1848–1913) изучал взаимодействие между эпосом и историей. По его мнению, в эпосе регистрировались исторические события, и, таким образом, эпос является своего рода устной летописью.

Особое место в русской и советской фольклористике занимает В.Я.Пропп (1895–1970). В своих новаторских работах он сочетал подход исторический с подходом структурным (западные структуралисты, в частности К.Леви-Строс (р. 1909), называли его родоначальником их научного метода, против чего В.Я.Пропп резко возражал).

Собирание и публикация русских былин.

Первая запись русских эпических песен сделана в начале 17 в. англичанином Ричардом Джеймсом. Однако первый значительный труд по собиранию былин, имевший огромное научное значение, был проделан казаком Киршей Даниловым примерно в 40–60 18 в. Собранный им сборник состоял из 70 песен. Впервые записи в неполном виде были опубликованы только в 1804 в Москве, под названием Древние Российские Стихотворения и долгое время являлись единственным собранием русских эпических песен.

Следующий шаг в изучении русских эпических песен сделал П.Н.Рыбников (1831–1885). Он обнаружил, что в Олонецкой губернии былины все еще исполняются, хотя к тому моменту этот фольклорный жанр считался мертвым. Благодаря открытию П.Н.Рыбникова представилась возможность не только глубже изучить былинный эпос, но и познакомиться со способом его исполнения и с самими исполнителями. Итоговый свод былин был опубликован в 1861–1867 под заглавием Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Четыре тома содержали 165 былин (для сравнения упомянем, что в Сборнике Кирши Данилова их было всего 24).

Далее последовали сборники А.Ф.Гильфердинга (1831–1872), П.В.Киреевского (1808–1856), Н.Е.Ончукова (1872–1942) и др., материал для которых собран, по преимуществу, в Сибири, в Среднем и Нижнем Поволжье, на Дону, Тереке и Урале (в Центральных и Южных районах былинный эпос сохранился в весьма незначительных размерах). Последние записи былин сделаны в 20–30 20 в. советскими экспедициями, путешествовавшими по северу России, а с 50-х 20 в. былинный эпос практически перестает существовать в живом исполнении, сохраняясь лишь в книгах.

Омский силач, Михаил Шивляков

Его еще называют «русским гераклом». Известен он во всем мире. Родился в Кемеровской области, служил морпехом, воевал в Чечне, имеет две государственные награды Российской Федерации, состоит во Всероссийском союзе ветеранов Афганистана, занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи.

В марте 2011 г. по личному приглашению Арнольда Шварценеггера Михаил Шивляков принял участие в престижном ежегодном мировом турнире Arnold Classic (США, г. Коламбус, штат Огайо), где с честью представлял Россию и вошел в десятку сильнейших людей мира. Женат, есть дочь.

Такие люди — гордость России.

Славные подвиги русского богатыря

(Кадр из фильма «Илья Муромец» 1956г)

Описанные в былинах подвиги русских богатырей, какими бы фантастическими и удивительными они не были, имеют под собой реальную основу, потому что они все равно перекликаются с реальными событиями, имевшими место в настоящей жизни, немного приукрашенные и с добавлением толики вымысла и фантазии, сочинивших их людей.

Одни из самых знаменитых подвигов Ильи Муромца является его битва и победа над легендарным Соловьем-Разбойником, который грабил и убивал безвинных людей и торговцев на пути в Киев. Правивший в те времена киевский князь Мстислав организовал княжескую дружину для защиты торговцев и их товаров, и скорее всего, назначил её руководителем опытного и мудрого воина Илью Муромца, который в это время служил в этой дружине. Сразив в бою свистуна-грабителя Соловья-разбойника, олицетворявшего в былинах всех лихих людей того времени, русский легендарный богатырь освободил дорогу на Киев, тем самым совершив по мнению народа немалый ратный подвиги доброе дело для всей русской земли.

Также известны и другие подвиги знаменитого русского богатыря, которого почитал и прославлял русский народ за всего славные деяния во благо Отчизны, это его победа над Идолищем Поганым (скорее всего это собирательный образ всех кочевников, нападавших на русские земли), борьба с Бабкой-Горынкой, Жидовином, разными разбойниками и лихими людьми.

( Борис Федорович Андреев — народный артист СССР в роли Ильи Муромца)

И хотя Илья Муромец по утверждениям былинных сказителей никогда не терпел поражений и всегда побеждал в бою, он никогда этим не гордился и не выставлял себя напоказ, а побежденных врагов миловал и даже отпускал на все четыре стороны.

Образ богатыря — рождение, призвание былинного героя

(В. Васнецов «Богатырский скок» 1914г)

Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.

В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги.

Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите.

Годы, которые он провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной силой духа.

Вольга Святославич

Его также называли Волх Всеславьевич. Был способен оборачиваться в животных и умел понимать язык птиц и животных. В былинной фигуре Вольга  Свяславича много архаических черт, ввиду чего он считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре.

Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею.  Не понятно откуда в русских былинах такое, но вот так описано. Земля содрогнулась в ту минуту, когда Вольга увидел свет, стихия вышла на свет вместе с ним. Рос Вольга  не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырем, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.

Здесь показано древнейшие тотемические представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного.

Центральный момент былин о Вольге — его поход в далекое индийское царство, земли Турец-салтана. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьев, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своих воинов — на местных девушках, оставленных в живых. Сам он становится царем.

А еще была встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца, повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича, который пожаловался на сборщиков налогов г. Гурчевца, которые дерут с мужика простого втридорога, и наказал их за жадность плеткой.

Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Дважды посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.


С этим читают