Большая семёрка

А Меркель против

Нежелание главы немецкого правительства прилететь в США американские СМИ посчитали свидетельством того, что отношения между Берлином и Вашингтоном в последнее время всё больше осложняются. Как сообщает Politico со ссылкой на источники, близкие к переговорам, на прошлой неделе между политиками во время телефонного разговора возникли разногласия по целому ряду вопросов. Они обсуждали отношения внутри Североатлантического альянса, «Северный поток – 2», а также отношения с Китаем.


«Отказ Меркель лично приехать на саммит G7 может подорвать попытки Трампа представить этот саммит как знаковое событие, которое подведет черту под периодом локдаунов и введенных для борьбы с пандемией коронавируса запретов на передвижения», — уверены авторы публикации.

м3

С точки зрения немецкого канцлера, пока еще слишком рано проводить масштабные мероприятия, учитывая, что вирус продолжает распространяться. И, несмотря на постепенный запуск экономик разных стран, врачи призывают сохранять бдительность и соблюдать социальную дистанцию.

В частности, глава правительства ФРГ выступила против проведения саммита лидеров ЕС в Брюсселе 19 июня, хотя странам Евросоюза необходимо срочно договориться по поводу нового бюджета на ближайшие 7 лет. Он должен вступить в силу 1 января следующего года и включить в себя большой пакет финансовой помощи, необходимый для преодоления экономических последствий пандемии. Главы европейских государств и правительств уверены, что соглашение по этому вопросу им удастся заключить только в том случае, если все лидеры соберутся лицом к лицу.

Источники Politico сообщают, что из-за нежелания Меркель приехать на саммит «Трамп пришел в ярость». Со ссылкой на европейского чиновника, знакомого с ситуацией, издание сообщает, что если немецкий канцлер посчитает это (саммит в очном формате. — «Известия») плохой затеей», то политики из стран ЕС ее поддержат и не поедут в США.

м2

«Лидеры стран G7 опасаются того, что Трамп может использовать их визит, чтобы сделать удачные совместные снимки, необходимые ему в преддверии президентских выборов, а также чтобы заявить о возвращении мировой экономики в нормальное состояние — разумеется, благодаря его усилиям», — пишет американское издание.

Из «семерки» в «восьмерку»

В 1997 году клуб стал позиционироваться как «Большая восьмерка», поскольку в состав была включена Россия. В связи с этим круг вопросов вновь расширился. Важными темами стали военно-политические проблемы. Члены «Большой восьмерки» начали предлагать планы реформирования состава клуба. Например, выдвигались идеи замены встреч лидеров на видеоконференции, чтобы избежать огромных финансовых затрат на проведение саммитов и обеспечение безопасности членов. Также государства «Большой восьмерки» выдвигали вариант включения в состав большего количества стран, например, Австралии и Сингапура, для преобразования клуба в «Большую двадцатку». Затем от этой идеи отказались, поскольку при большом количестве стран-участников было бы сложнее принимать решения. В начале двадцать первого века появляются новые глобальные темы, и страны «Большой восьмерки» рассматривают текущие проблемы. Обсуждение терроризма и киберпреступности выходит на первый план.

Что они могут

Если бы членство в группе G7 было просто статусным признаком, вряд ли Россия стала прикладывать такие усилия, чтобы примкнуть к этому клубу. Но все дело в том, что «Большая семерка» имеет сильнейшее влияние на мировую экономику. К примеру, одного только совместного заявления ее финансовых лидеров об активном противодействии ценам на энергоносители в середине апреля хватило для немедленного снижения цен на нефть до 8-недельного минимума.

Способность придать своим словам такой вес означает для России в первую очередь многократное усиление контроля над конъюнктурой мирового рынка, а также обеспечение влияния на мировые валютные и долговые рычаги, улучшение репутации страны при помощи статусного участия в программах по борьбе с бедностью и неблагополучием в мире. Членство в финансовой «восьмерке», таким образом, является экономическим аналогом ядерного арсенала.

Однако члены «семерки» осознают, что страны с несвободной экономикой не следует допускать до объединенной мощи промышленно-развитых лидеров. Поэтому они всеми силами препятствуют вхождению в группу таких могучих претендентов, как, например, Китай. «Большая семерка», если не считать Японию — это традиционный индустриальный Запад, который не желает связываться с китайским экономическим гигантом или самой крупной в мире страной, пытающейся как можно быстрее, с одной стороны, добраться до мирового финансового руля, а с другой — избавиться от зависимости от иностранных кредиторов.

Поэтому первое, что могут члены «Большой семерки» — не допускать Россию до финансовых инициатив группы. Второе — они могут указать ей на пример, который подает Евросоюз, недавно присоединившийся к «восьмерке» и фактически превративший ее в «девятку». Вот с его полноправным участием в клубе проблем наверняка не возникнет.

Лидеры стран «Большой семёрки» с момента её создания

Великобритания — премьер-министры
  • Гарольд Вильсон (до 1976)
  • Джеймс Каллаган (1976—1979)
  • Маргарет Тэтчер (1979—1990)
  • Джон Мейджор (1990—1997)
  • Тони Блэр (1997—2007)
  • Гордон Браун (2007—2010)
  • Дэвид Кэмерон (2010—2016)
  • Тереза Мэй (2016—2019)
  • Борис Джонсон (с 2019)
Германия — федеральные канцлеры
  • Гельмут Шмидт (до 1982)
  • Гельмут Коль (1982—1998)
  • Герхард Шрёдер (1998—2005)
  • Ангела Меркель (c 2005)
Италия — председатели Совета Министров
  • Альдо Моро (до 1976)
  • Джулио Андреотти (1976—1979)
  • Франческо Коссига (1979—1980)
  • Арнальдо Форлани (1980—1981)
  • Джованни Спадолини (1981—1982)
  • Аминторе Фанфани (1982—1983)
  • Беттино Кракси (1983—1987)
  • Аминторе Фанфани (1987)
  • Джованни Гориа (1987—1988)
  • Чириако де Мита (1988—1989)
  • Джулио Андреотти (1989—1992)
  • Джулиано Амато (1992—1993)
  • Карло Адзелио Чампи (1993—1994)
  • Сильвио Берлускони (1994—1995)
  • Ламберто Дини (1995—1996)
  • Романо Проди (1996—1998)
  • Массимо Д’Алема (1998—2000)
  • Джулиано Амато (2000—2001)
  • Сильвио Берлускони (2001—2006)
  • Романо Проди (2006—2008)
  • Сильвио Берлускони (2008—2011)
  • Марио Монти (2011—2013)
  • Энрико Летта (2013—2014)
  • Маттео Ренци (2014—2016)
  • Паоло Джентилони (2016—2018)
  • Джузеппе Конте (с 1 июня 2018)
Канада (c 1976) — премьер-министры
  • Пьер Элиотт Трюдо (до 1979)
  • Джо Кларк (1979—1980)
  • Пьер Элиотт Трюдо (1980—1984)
  • Джон Тёрнер (1984)
  • Брайан Малруни (1984—1993)
  • Ким Кэмпбелл (1993)
  • Жан Кретьен (1993—2003)
  • Пол Мартин (2003—2006)
  • Стивен Харпер (2006—2015)
  • Джастин Трюдо (с 2015)
США — президенты
  • Джеральд Форд (до 1977)
  • Джимми Картер (1977—1981)
  • Рональд Рейган (1981—1989)
  • Джордж Буш (1989—1993)
  • Билл Клинтон (1993—2001)
  • Джордж Буш младший (2001—2009)
  • Барак Обама (2009—2017)
  • Дональд Трамп (с 2017)
Франция — президенты
  • Валери Жискар д’Эстен (до 1981)
  • Франсуа Миттеран (1981—1995)
  • Жак Ширак (1995—2007)
  • Николя Саркози (2007—2012)
  • Франсуа Олланд (2012—2017)
  • Эмманюэль Макрон (с 2017)
Япония — премьер-министры
  • Такэо Мики (до 1976)
  • Такэо Фукуда (1976—1978)
  • Масаёси Охира (1978—1980)
  • Дзэнко Судзуки (1980—1982)
  • Ясухиро Накасонэ (1982—1987)
  • Нобору Такэсита (1987—1989)
  • Сосукэ Уно (1989)
  • Тосики Кайфу (1989—1991)
  • Киити Миядзава (1991—1993)
  • Морихиро Хосакава (1993—1994)
  • Цутому Хата (1994)
  • Томиити Мураяма (1994—1996)
  • Рютаро Хасимото (1996—1998)
  • Кэйдзо Обути (1998—2000)
  • Йосиро Мори (2000—2001)
  • Дзюнъитиро Коидзуми (2001—2006)
  • Синдзо Абэ (2006—2007)
  • Ясуо Фукуда (2007—2008)
  • Таро Асо (2008—2009)
  • Юкио Хатояма(2009—2010)
  • Наото Кан (2010—2011)
  • Ёсихико Нода (2011—2012)
  • Синдзо Абэ (с 2012)

Бывшие члены

Россия (1997—2014) — президенты

  • Борис Николаевич Ельцин (1997—1999)
  • Владимир Владимирович Путин (2000—2008)
  • Дмитрий Анатольевич Медведев (2008—2012)
  • Владимир Владимирович Путин (2012—2014)

Примечания

  1. Министры финансов и главы центробанков G7 встретятся в Риме. РИА Новости (13 февраля 2009). Проверено 13 августа 2010. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  2. Yahoo! Search — Web Search
  3. G8 Summit 2012 (англ.). Проверено 30 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  4. Телефонный разговор с Президентом США Бараком Обамой (рус.). Проверено 30 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  5. Дмитрий Медведев провёл пресс-конференцию для представителей российских СМИ по итогам встречи глав государств и правительств «Группы восьми» в Кэмп-Дэвиде (рус.). Проверено 31 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  6. На саммит G8 Путин посылает вместо себя Медведева (рус.). Проверено 31 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  7. Резоны Путина пропустить саммит G8 не убедили прессу США (рус.). Проверено 31 мая 2012. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012.
  8. Председательство в G8 перешло к России — Интерфакс
  9. Все страны «Большой семёрки» заморозили подготовку к саммиту G8 в Сочи
  10. Russia G8 status at risk over ‘incredible act of aggression’ in Crimea, says Kerry.
  11. Глава МИД Франции: западные страны договорились приостановить участие России в G8.
  12. Меркель не считает, что в нынешних условиях формат G8 имеет смысл.
  13. Глава МИД Германии надеется, что G7 опять станет G8. Русская служба Би-би-си (15.04.2015).
  14. Press Briefing by Press Secretary Josh Earnest, 5-12-2015 The White House

Россия в «Большой восьмерке».

Вопрос о том, является ли «Большая восьмерка» полноценной восьмеркой, когда «Большая семерка плюс один» стала «Восьмеркой» – вопрос о том, какую роль играла и играет Россия в этой организации вызывает большие споры до сих пор. Ее членство в «Большой восьмерке» поначалу воспринималось с большими оговорками и критикой как за рубежом, так и в самой России. Однако на рубеже 20 и 21 вв. в России и за рубежом появился более серьезный интерес к этой теме, более уважительное и информированное отношение со стороны общественного мнения и СМИ.

С 1991 Россию стали приглашать к участию в работе «семерки». С 1994 это происходило в формате «7+1». В апреле 1996 в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам мировой энергетики. В 1998 в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

В 2002 на саммите в Кананаскисе (Канада) лидеры «восьмерки» констатировали, что «Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем». В целом в 1990-х участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности

К началу 21 в. страна оправилась от кризиса 1998 и изменилась роль РФ. На саммите в Окинаве (Япония, 2000) Россия уже не поднимала вопрос о кредитах и реструктуризации долгов. В 2001 на встрече в Генуе РФ впервые выступила в качестве донора по некоторым программам «восьмерки». Только весной 2003 РФ выделила 10 млн. долл. в трастовый фонд Кельнской инициативы Парижского клуба кредиторов, предоставила 11 млн. долл. Всемирной продовольственной программе. До этого российская сторона приняла решение о выделении 20 млн долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. По участию в программе списания долгов беднейших стран мира Россия – лидер «Восьмерки» по таким показателям, как доля сокращаемых долгов в ВВП и их отношение к доходу на душу населения. Запланировано, что в 2006 председательствовать на саммите «Восьмерки» будет Россия.

Тем не менее, по мнению экспертов-международников, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь все еще не отвечает уровню остальных стран «Восьмерки», а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Эксперты сходятся к тому мнению, что «стопроцентное» участие страны в работе «Восьмерки» неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций – ВТО и ОЭСР.

История возникновения и этапы развития.

Своим появлением «Большая восьмерка» обязана серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономике в начале 1970-х.

1) Распад Бреттон-Вудской финансовой системы и неудачные попытки МВФ и МБРР реформировать мировую валютную систему;


2) первое расширение ЕС в 1972 и его последствия для экономики Запада;

3) первый международный нефтяной кризис октября 1973, приведший к серьезным разногласиям западных стран в отношении общей позиции со странами ОПЕК;

4) начавшаяся в 1974 как следствие нефтяного кризиса экономическая рецессия в странах ОЕЭСР, сопровождавшаяся инфляцией и ростом безработицы.

В этих условиях возникла потребность в новом механизме согласования интересов ведущих стран Запада. С 1973 министры финансов США, ФРГ, Великобритании и Франции, а позже – и Японии – стали периодически встречаться в неформальной обстановке для обсуждения проблем международной финансовой системы. В 1975 президент Франции Валери Жискар д’Эстен и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт (оба – бывшие министры финансов) предложили главам других ведущих государств Запада собраться узком неофициальном кругу для общения с глазу на глаз. Первый саммит прошел в 1975 в Рамбуйе с участием США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Японии. В 1976 к работе клуба присоединилась Канада, а с 1977 – Европейский Союз как выразитель интересов всех своих стран-членов.

Существует несколько подходов к периодизации истории «группы восьми».

По тематике встреч и активности выделяют 4 этапа в развитии «Большой семерки/восьмерки»:

1. 1975–1980 – очень амбициозные планы по развитию экономической политики стран-членов;

2

1981–1988 – возрастает внимание к неэкономическим вопросам внешней политики;. 3

1989–1994 – первые шаги после холодной войны: перестройка стран Центральной и Восточной Европы, СССР (России), кроме того традиционные проблемы развития торговли и долгов. Появляются такие новые темы как окружающая среда, наркотики, отмывание денег;

3. 1989–1994 – первые шаги после холодной войны: перестройка стран Центральной и Восточной Европы, СССР (России), кроме того традиционные проблемы развития торговли и долгов. Появляются такие новые темы как окружающая среда, наркотики, отмывание денег;

4. После саммита в Галифаксе (1995) – современный этап развития. Становление «Большой восьмерки» (включение РФ). Реформирование международных институтов («новый мировой порядок).

25 сентября 2009 состоялся саммит в Питтсбурге, США. В совместном заявлении стран-участников саммита говорится, что главным экономическим форумом в мире станет саммит большой двадцатки, заняв тем самым место саммита Большой восьмерки. Такое решение позволит построить более устойчивую и сбалансированную мировую экономику, осуществить реформу финансовой системы и поднять уровень жизни в развивающихся странах.

Вопросы статуса

Москве следует обсуждать встречу в формате «большой семерки» по дипломатическим каналам, но, чтобы определить позицию по работе с G7, необходимо прояснить все детали. В противном случае, если накануне саммита всё будет выглядеть так же, как и сейчас, участие в нем России не имеет смысла, считают в Совете Федерации.

— Москве не пристало сразу хлопать дверьми, она, как известно, приветствует общение в виде диалога, — сказал «Известиям» Константин Косачев. — Но пока у этой ситуации 90% минусов при каких-то 10% неочевидных плюсов.

О том, что США, будучи председателем G7 в этом году, планируют пригласить на саммит Россию, Австралию, Индию и Южную Корею, американский лидер Дональд Трамп сообщил президенту РФ Владимиру Путину 1 июня по телефону. Однако ясности о том, какого уровня делегации ждет Вашингтон и что намерен с ними обсудить, пока нет. Как заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, для реакции на подобные приглашения «нужно получить больше информации», а Москва даже не знает, было ли предложение официальным. Теперь все вопросы предстоит прояснить дипломатам двух стран.

G7_1

Президент РФ Владимир Путин и президент США Дональд Трамп во время встречи на полях саммита «группы двадцати» в Осаке. 28 июня 2019 года

Фото: РИА Новости/Илья Питалев


На данный момент из четырех потенциально приглашенных государств однозначно положительно отозвались два: о желании участвовать в саммите заявили лидеры Южной Кореи и Австралии — президент Мун Чжэ Ин и премьер-министр Скотт Моррисон соответственно. Также появилась информация о том, что к расширенному формату присоединится Бразилия — о том, что этот вопрос обсуждают с американской стороной, президент страны Жаир Болсонару сообщил в своем Instagram.

Подключение России к G7 обсуждалось в 2019 году накануне саммита во Франции. Тогда эту тему поднял Дональд Трамп, а вслед за ним подхватил президент Пятой республики Эммануэль Макрон — лидеры сошлись в том, что Россию надо пригласить на встречу лидеров в 2020 году. При этом было непонятно, идет ли речь о возобновлении формата G8 или о выборочном подключении Москвы в виде G7+1, с которого в 1996 году началось постепенное внедрение России в формат.

У некоторых членов «семерки» нынешняя идея Трампа вызвала отторжение. Так, премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил, что Россия будет «и дальше находиться за пределами G7», которая, по его словам, «всегда была площадкой для открытого общения между союзниками и друзьями». Резко против расширения формата за счет РФ высказались и в Лондоне — по словам представителя британского премьера, «Россия не должна быть возвращена в группу, пока она не прекратит агрессивную и дестабилизирующую активность, которая угрожает безопасности граждан Великобритании и коллективной безопасности союзников».

G7_2

Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон во время пресс-конференции

Фото: Global Look Press/Chu Chen

В Евросоюзе отмечают, что рассылка гостевых приглашений — прерогатива страны-председателя, которая отражает ее приоритеты. Однако изменение членства или формата на постоянной основе в компетенции председателя не входит. Участие России в G8 было приостановлено до тех пор, пока Москва не сменит курс и обстановка не позволит «восьмерке» снова вести содержательное обсуждение. В настоящее время это не так, заявили «Известиям» в Еврокомиссии.

— Предложение Трампа не о том, чтобы вернуть Россию в формат. Оно о том, чтобы пригласить дополнительных участников на второстепенных, наблюдательных ролях. «Семерка» будет принимать решения, а все остальные будут этот процесс как-то сертифицировать, — отметил Константин Косачев. — Мне это представляется крайне сомнительной перспективой, которая России вряд ли нужна безотносительно того, кто еще приглашен в формате G7+.

По мнению главы Российского совета по международным делам Андрея Кортунова, главный вопрос сейчас в том, насколько реально участие Москвы, пусть даже и в наблюдательном статусе, если среди стран G7 по этому вопросу не будет консенсуса.

— Приглашенных на саммите много, это обычная практика. Например, на саммит G8 в Санкт-Петербурге Владимир Путин приглашал страны БРИКС, в прошлом году Эммануэль Макрон позвал ряд африканских государств, — пояснил «Известиям» эксперт. — Но даже в этом статусе Россию некоторые члены «семерки» видеть не хотят. По их мнению, даже такой шаг уже будет большой уступкой Москве.

Россия в Группе восьми

Саммит, состоявшийся 15-17 мая 1998 года в британском Бирмингеме, ознаменовал дальнейшую интеграцию России в «восьмерку». РФ включила в повестку форума новую тему — энергетику (Борис Ельцин выступил с докладом о состоянии мировой отрасли). На следующем саммите (в Кельне) президент РФ выдвинул ряд инициатив, в том числе по выработке новой концепции международных отношений после завершения холодной войны и по глобальной системе контроля за распространением ракет и ракетных технологий.

На саммите 20-23 июля 2000 года на Окинаве (Япония) Россию представлял президент Владимир Путин. В числе инициатив российского главы государства на саммитах «восьмерки» — конференция по проблемам потепления климата (выдвинута на совещании в Генуе в июле 2001 года; прошла в Москве в сентябре — октябре 2003 года) и создание глобальной системы мониторинга опасных заболеваний (саммит в Эвиане, июнь 2003 года).

15-17 июля 2006 года в пригороде Санкт-Петербурга Стрельне прошел саммит «восьмерки» под председательством России. Его основными темами были энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и образование. Было принято 16 документов, в том числе «Глобальная энергетическая безопасность», «Образование для инновационных обществ в 21 в.», «Борьба с коррупцией на высоком уровне».

В 2008-2011 годах Россию на саммитах представлял президент Дмитрий Медведев, а в 2012 году он приехал на встречу (Кэмп-Дэвид, США) в качестве премьер-министра (президент Владимир Путин не присутствовал в связи с необходимостью продолжать формирование нового правительства РФ).

Последний саммит «восьмерки» состоялся 17-18 июня 2013 года недалеко от североирландского города Эннискиллен (Великобритания), РФ представлял президент Владимир Путин. В числе основных тем обсуждения — ядерные программы Ирана и КНДР, ситуация в Сирии. В частности, лидерам восьми государств удалось достичь относительного консенсуса по ситуации в Сирии. Была предложена программа, предусматривавшая усиление дипломатического давления на обе стороны конфликта, а итоговое коммюнике не содержало заявлений по поводу политического будущего президента Башара Асада.

С шести до девяти: история группы

Раньше великую державу можно было узнать по статусу постоянного члена в Совете Безопасности ООН. Пять таких держав знает каждый школьник — это СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. Право вето в ООН до сих пор называется правилом «единогласия великих держав». Однако управление современным миром через ООН не подходит для мироустройства, где основную роль играют экономические, а не военные отношения.

И если ранее великая держава отличалась от рядового государства особой ролью в истории или наличием ядерного арсенала, то теперь основной упор делается на ее экономическую мощь. В 1975 году президент Франции Жискар д’Эстен пригласил лидеров наиболее индустриально развитых капиталистических стран в Рамбуйе, что и послужило отправной точкой для создания «Большой шестерки». «Шестерка» превратилась в «семерку» через год, когда к группе присоединилась Канада. По совершенно очевидным причинам группа даже не думала о том, что ее ряды в будущем пополнит Россия — наследница коммунистического режима СССР. Однако уже с 1994 года Россия участвует во встречах после саммита глав «семерки», а с 1997 года представителей России приглашают, по настоянию Билла Клинтона, на большую часть совещаний. Кроме того, в 1996 году в Москве была проведена внеочередная встреча «Большой восьмерки», посвященная вопросам ядерного разоружения.

Для тогдашней России и Бориса Ельцина превращение «Большой семерки» в восьмерку стало знаковым событием. Правда, платой за почти полноправное вхождение в группу мировых лидеров стало сохранение нейтралитета по вопросу о продвижении НАТО на восток и проведение масштабных экономических реформ.

Россия до сих пор является тем кусочком мозаики, который выбивается из общей картины. Ведь для того, чтобы стать членом «Большой семерки», надо быть развитой промышленной демократией. По западным меркам Российская Федерация пока не может похвалиться ни развитой рыночной экономикой, ни демократическим устройством общества. Многие отрасли российской экономики непрозрачны для инвесторов, финансовая деятельность также затруднена из-за множественных ограничений.


Более того, относительно независимая позиция Москвы в выборе путей своего развития и улаживания внутренней ситуации не удовлетворяет многих политиков. Например, сенаторы Джон Маккейн и Джозеф Либерман в феврале 2005 года призвали Джорджа Буша исключить Россию из числа стран «Большой восьмерки». Мотивация проста: поведение России не отвечает минимальным стандартам демократического правления. Сенаторы считают, что членство России в работе в клубе великих держав следует приостановить до того момента, пока Россия как потенциальный кандидат в члены группы не начнет удовлетворять всем требованиям «семерки».

Гости саммитов

  • Европейский союз (с ) — председатель Комиссии европейских сообществ / Европейской комиссии —
    • Рой Дженкинс (1977—1981),
    • Гастон Торн (1981—1985),
    • Жак Делор (1985—1995),
    • Жак Сантер (1995—1999),
    • Романо Проди ( — 21 ноября 2004),
    • Жозе Мануэл Дуран Баррозу (с 23 ноября 2004 года — 1 ноября 2014 года).
    • Жан-Клод Юнкер (с 1 ноября 2014 года — настоящее время)
  • Лидер страны-председателя ЕС:
    • I — Хосе Мария Аснар (Испания),
    • II — Сильвио Берлускони (Италия),
    • I — Берти Ахерн (Ирландия),
    • II — Ян Петер Балкененде (Нидерланды),
    • I — Жан-Клод Юнкер (Люксембург),
    • II — Тони Блэр (Великобритания).
    • Австрия и Финляндия, 2007 — Германия и Португалия, 2008 Австрия
  • Также участвуют представители Китая (Ху Цзиньтао), Индии (Манмохан Сингх), Бразилии (Луис Инасиу Лула да Силва) (2005), Мексики (Висенте Фокс), ЮАР (Табо Мбеки), ООН (Пан Ги Мун), Испании.

Большая двадцатка

Главы стран большой двадцатки: Индия, Китай, ЮАР, Мексика, Бразилия, кроме того в G20 входили Южная Корея, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия, Аргентина, Испания, приезжали руководители международных и региональных союзов (ЕС, СНГ).

Россия и «Большая семёрка». «Большая восьмёрка» (1997—2014)

С 1996 года, после встречи в Москве, Россия начала всё активнее принимать участие в работе объединения, а с 1997 года участвовала в его работе на равных с другими участниками объединения, ставшего после этого группой восьми («Большой восьмёркой»)..

Россия являлась страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года (председатель — Владимир Путин), тогда же в Санкт-Петербурге состоялся единственный на территории РФ саммит этой организации (встреча, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом). Заявленные приоритеты периода председательства России в «Большой восьмёрке» — энергетическая безопасность, образование, борьба с распространением инфекционных заболеваний и прочие актуальные темы (борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, развитие мировой экономики и финансов, развитие международной торговли, сохранение окружающей среды).

На саммите 2012 года Российскую Федерацию представлял председатель правительства Дмитрий Медведев. Президент Владимир Путин отказался от участия во встрече, сославшись на необходимость продолжить формирование Правительства. Дмитрий Медведев объяснил своё появление на саммите необходимостью сохранения выбранного курса внешней политики. Такое решение вызвало критику в СМИ США.

По инициативе России с 2006 года проводятся молодёжные саммиты группы. Каждый год по инициативе Лиги международной молодёжной дипломатии на основе конкурсного отбора проводится формирование российской делегации.

С 1 января 2014 года Россия приняла председательство в «Большой восьмёрке». На 4—5 июня 2014 года планировался саммит лидеров G8 в Сочи. Однако 3 марта 2014 года в связи с Крымским кризисом лидеры всех стран, кроме России, заявили о приостановке участия в саммите. Также прозвучало предложение исключить Россию из «Большой восьмёрки».

18 марта 2014 года глава МИД Франции Лоран Фабиус заявил, что западные страны договорились приостановить участие России в «Большой семёрке».

20 марта 2014 года Ангела Меркель заявила: «Пока нет политических условий для такого важного формата, как G8, более нет самого G8 — ни саммита, ни формата как такового». 4 июня 2014 года открылся саммит G7 в Брюсселе; Россия на него приглашена не была

4 июня 2014 года открылся саммит G7 в Брюсселе; Россия на него приглашена не была.

В апреле 2015 года министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что «дорога лежит через реализацию минских соглашений, разрешение конфликта на Украине и выполнение Россией взятых ей на себя обязательств. По этому поводу разногласий нет. Это общая позиция „Большой семерки“».

12 мая 2015 года пресс-секретарь администрации президента США Джон Эрнест в ходе пресс-конференции заявил, что в связи с политикой России по украинскому кризису в настоящее время «трудно себе представить» возможность возрождения формата G8 с участием России.

Предпоследний шаг к горизонту

Однако как бы ни старались злопыхатели-сенаторы, членство России в «восьмерке» приостановлено не будет. Во-первых, такой шаг означал бы, что ведущие демократии планеты ошиблись в России, а в этом официально не признается ни один мировой лидер. Во-вторых, Россия с 1994 года, когда ей впервые позволили участвовать во встречах после саммита, и так пребывает на положении «младшего брата». Постепенное повышение статуса нашей страны в «Большой семерке» — от речи Горбачева в 1991 году через формальный допуск 1994 года и до почти полноправного членства 1998 года — это фактическая калька роста российского кредитного рейтинга до уровня инвестиционного. Единственное отличие заключается в том, что рейтинг России растет много быстрее ее статуса в «восьмерке».

Со своей стороны Россия делает все для того, чтобы казаться полноправным членом «восьмерки». Например, она объявила о готовности присоединиться к инициативе финансовой «семерки» о стопроцентном списании долгов развивающимся странам. Долги этих стран России составляют 95 миллиардов долларов — одна только Куба должна нам свыше 20 миллиардов долларов.

Делается все для улучшения инвестиционного климата — во время встреч с представителями «восьмерки», состоявшимися 16-17 апреля, Алексей Кудрин упоминал о сокращении оттока капитала из страны в несколько раз. Министр финансов также пообещал улучшить макроэкономические показатели российской экономики — сдержать инфляцию и ускорить экономический рост. Одним из основных пунктов его выступлений всегда является смягчение инвестиционного климата.

Однако все это хотя и может выглядеть внушительно, не делает экономику России действительно прозрачной. Например, США настаивают, чтобы Россия сняла все ограничения на вывоз капитала и разрешила создавать на своей территории филиалы западных финансовых институтов. Россия на эти условия идет неохотно — во-первых, отрасль финансовых услуг у нас недостаточно развита, а во-вторых, ряд отраслей считаются стратегически важными и полноправное участие в них иностранных партнеров для России недопустимо.

Есть и другие требования. Например, для полноправного вступления в «восьмерку» следует сделать рубль конвертируемым. Фактически это означает оставить в качестве метода регулирования валютных курсов лишь интервенции Центробанка. А это может привести к сокращению золотовалютных запасов и чрезмерному укреплению рубля. В ситуации, когда значительная часть экономики зависит от валютных расчетов, это может больно ударить по сбережениям и зарплатам граждан.

И, наконец, необходимым, но не достаточным условием для присоединения к «восьмерке» является членство в ВТО. Здесь, кажется, для страны нет никаких препятствий кроме низкой конкурентоспособности отечественных производителей. Вступление в ВТО может повлечь за собой необходимость дополнительной поддержки, например, сельского хозяйства. Кроме того, есть страны, которые не хотели бы видеть Россию членом Всемирной торговой организации.

Саммиты

Дата Принимающая страна Лидер принимающей страны Место Инициативы
November 15-17, 1975 Франция Франция Jean-Pierre Fourcade Château de Rambouillet, Rambouillet
June 27-28, 1976 США США Rafael Hernandez Colon Dorado Beach Hotel, Dorado, Puerto Rico
May 7-8, 1977 Великобритания Великобритания Denis Healey 10 Downing Street, London
July 16-17, 1978 Германия Германия Hans Matthöfer Official residence of the Chancellor of the Federal Republic of Germany Bonn
June 28-29, 1979 Япония Япония Masayoshi Ohira Tokyo
May 28-30, 1983 США США Ronald Reagan Colonial Williamsburg, Williamsburg, Virginia
June 19-23, 1988 Канада Канада Michael Wilson Metro Toronto Convention Centre, Ontario
July 9-11, 1990 США США James Baker Rice University and other locations in the Museum District Houston, Texas
June 1994 Италия Италия Lamberto Dini Naples
June 15-17, 1995 Канада Канада Paul Martin Summit Place, Halifax, Nova Scotia
June 27-29, 1996 Франция Франция Jean Arthuis Musée d’art contemporain de Lyon, Lyon initiative for the 42 heavily indebted poor countries, founding of G20
June 19, 1999 Германия Германия Gerhard Schröder Cologne Financial Stability Forum and G20
February 11-13, 2001 Италия Италия Vincenzo Visco Palermo
February 6-8, 2010 Канада Канада Jim Flaherty Toronto, Ontario
May 10-11, 2013 Великобритания Великобритания George Osborne Hartwell House Hotel and Spa, Aylesbury
March 24, 2014 Европейский союз Европейский союз Mark Rutte Catshuis, The Hague, Netherlands
June 4-5, 2014 Европейский союз Европейский союз Herman Van Rompuy Brussels, Belgium
June 7-8, 2015 Германия Германия Angela Merkel Bavaria, Germany
  • 25-й Саммит G8 (1999)
  • 26-й Саммит G8 (2000)
  • 27-й Саммит G8 (2001)
  • 28-й Саммит G8 (2002)
  • 29-й Саммит G8 (2003)
  • 30-й Саммит G8 (2004)
  • 31-й Саммит G8 (2005)
  • 32-й Саммит G8 (2006)
  • 33-й Саммит G8 (2007)
  • 34-й Саммит G8 (2008)
  • 35-й Саммит G8 (2009)
  • 36-й Саммит G8 (2010)
  • 37-й Саммит G8 (2011)
  • 38-й Саммит G8 (2012)
  • 39-й саммит G8 (2013)
  • 40-й саммит G8 (2014) планировался в Сочи (Краснодарский край, Россия) 4 и 5 июня, но в ходе последних событий вокруг Крыма, саммит был перенесен в Брюссель.

С этим читают