Борей, ск

Эффект бесшумности

РПКСН «Князь Владимир» стал первым кораблём усовершенствованного проекта 955А «Борей-А» атомных подводных лодок четвёртого поколения, спущенным на воду. Как и стоящие на вооружении ВМФ субмарины проекта 955 «Борей» — «Юрий Долгорукий», а также «Александр Невский» и «Владимир Мономах», — крейсер «Князь Владимир» был сконструирован в ЦКБ МТ «Рубин» (Санкт-Петербург), а создавался в Северодвинске, на верфях АО «ПО «Севмаш». Корабль был спущен на воду в ноябре 2017 года.


Помимо крейсера «Князь Владимир» в Северодвинске сейчас строятся ещё четыре подводных ракетоносца проекта 955А («Борей-А»): «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский».

Предполагается, что атомные подлодки проекта «Борей» и «Борей-А» заменят в перспективе подводные атомоходы третьего поколения проекта 667БДР «Кальмар» и проекта 667БДРМ «Дельфин», а также ракетоносцы проекта 941 «Акула».

  • Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец» проекта 667БДР «Кальмар»

Новые субмарины призваны стать элементом ядерной триады России и будут нести на борту межконтинентальные баллистические ракеты с ядерным боезарядом Р-30 «Булава» разработки Московского института теплотехники (МИТ). «Бореи» способны осуществлять пуск МБР даже из-под ледяного покрова Арктики

Для этого атомоходу не нужно проламывать ледяную толщу — это важное отличие от подводных крейсеров проекта 667, несущих на борту ракеты Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер»

Каждая ракета имеет десять ядерных головных частей при радиусе действия 8000 км и круговом вероятном отклонении 250—300 м. Кроме того, МБР «Булава» способны преодолевать системы ПРО вероятного противника.

Одним из важных преимуществ подлодок проекта «Борей» является их малозаметность для противника. Низкий уровень шума обеспечивается благодаря применению специальных звукопоглощающих материалов. Также конструкторам удалось оснастить крейсер более совершенными средствами связи, обнаружения, были улучшены такие показатели, как обитаемость экипажа и живучесть самой лодки.

«Что касается максимальной подводной скорости, рабочей и предельной глубин погружения, то эти показатели примерно одинаковы для всех подлодок серии 955, включая лодки «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Но крейсер 955А отличается значительно меньшей шумностью. Он может развивать высокую скорость, не боясь, что его обнаружат. Сегодня российский подводный флот выходит на такой уровень шумности, при котором подлодки будет очень сложно засекать возможному противнику», — пояснил эксперт.

Также по теме «Потаённые суда»: как начиналась история подводного флота России Сегодня в России отмечается День моряка-подводника. 19 марта 1906 года император Николай II подписал указ «О классификации военных…

Похожей точки зрения придерживается военный обозреватель Виктор Баранец.

«Конструкторам удалось добиться в случае с крейсером «Князь Владимир» минимальной шумности. Это чрезвычайно важный фактор: если противник первый обнаружит лодку, то у него будет больше шансов уничтожить её. Также у этого крейсера достаточно серьёзные система управления, вооружение: установлено 16 баллистических ракет морского базирования. Плюс главное достоинство подводного крейсера «Князь Владимир» — гидроакустическая система слежения, с помощью которой можно видеть и слышать противника», — подчеркнул эксперт в комментарии RT.

Подводное водоизмещение субмарины проекта 955 — 24 тыс. тонн, длина — 170 м, ширина — 13,5 м, скорость — до 29 узлов (53,7 км/ч), рабочая глубина погружения — до 400 м, предельная глубина — 480 м, автономность — 90—100 суток. Судно способно нести на борту 16 межконтинентальных баллистических ракет.

По сравнению с субмаринами более ранних модификаций, «Князь Владимир» получил обновлённый внешний вид и более обтекаемую форму корпуса.

«Всё лучшее, что есть сегодня в российском военно-морском секторе, собрано в подлодке «Князь Владимир». У крейсера хорошие ходовые качества, он способен погружаться на глубину порядка 500 м, на что способна далеко не каждая подводная лодка», — подчеркнул Виктор Баранец.

Сравнительная оценка

По оценке американского журнала «The National Interest»,АПЛ проектов 955 «Борей», 667БДРМ «Дельфин»,885М «Ясень-М» входят в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.

941 «Акула»

«Огайо»

667БДРМ«Дельфин»

«Вэнгард»

«Триумфан»

955 «Борей»

Внешний вид
Годы постройки — (план)
Годы службы —н.в. —н.в. —н.в. —н.в. —н.в. —н.в.
Построено 4 4
Водоизмещение (т)надводное / подводное 23 200 / 48 000 16 746 / 18 750 11 740 / 18 200 15 130 / 15 900 12 640 / 14 335 14 720 / 24 000
Число ракет 24 Трайдент II 16 Р-29РМУ2 16 Трайдент II 16 М45 16 «Булава»
Забрасываемый вес (кг) 2550 2800 — ? 2800 — ? 2800 — ? ? 1150
дальность (км) 9300 7400 — 11300 8300 — 11547 7400 — 11300 6000 9300

Что это за корабль?

Глубина погружения – четыреста метров (480 максимальная). Подводный ход – 29 узлов, надводный -15 узлов. Водоизмещение (полное) — 24 тыс. т. Каждый квадратный метр корпуса, выполненного из легированной сверхпрочной аустенитной стали АК-100, выдерживает 40-тонную нагрузку. Длина корабля – 170 метров. Питьевая вода добывается из-за борта опреснительными установками, оттуда же берется и кислород, необходимый для обогащения им воздуха внутри корабля. На поверхность можно не подниматься месяцами. Для экипажа созданы прекрасные бытовые условия обитаемости. Атомная подводная лодка «Борей» видит и слышит все, что движется на расстоянии многих десятков миль вокруг, обладает устойчивой связью по закодированным акустическим каналам и всегда готова выполнить боевую задачу. Назначение корабля, в отличие от многих универсальных собратьев, стратегическое. По приказу президента он должен нанести массированный ракетно-ядерный удар, мощности которого вполне довольно, чтобы целый континент превратить в безжизненную пустыню. Для этого крейсеру необходимо скрытно присутствовать в любом районе Мирового океана, на неизвестной для вероятного противника глубине с непредсказуемыми для него координатами. Немногие оборонные объекты покрыты такой пеленой таинственности, как подводная лодка «Борей». Технические характеристики засекречены, о них известно совсем немного, да и то только благодаря главному назначению любой оборонной системы подобного уровня — устрашению возможного агрессора.

В задачи стратегического подводного ракетоносца не входит охота за транспортами или боевыми соединениями враждебных флотов. Он обеспечивает исключительно ядерное сдерживание угрозой неминуемого ответного удара в случае нападения.

«Ядерный кулак»

Отметим, что работы по созданию новых носителей стратегических ядерных вооружений, таких как подводные ракетоносцы, а также новых ракет-носителей, ведутся в соответствии с международными соглашениями в ядерной сфере. Так, американо-российским договором СНВ-III ограничивается только количество развёрнутых странами межконтинентальных баллистических ракет. Суммарное количество развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок не должно превышать 800 единиц, а боезарядов на развёрнутых носителях — 1550 единиц.

При этом каждая из стран — участниц соглашения имеет право по своему усмотрению модернизировать стратегические вооружения ядерной триады. Морской компонент играет значительную роль в составе стратегических ядерных сил США и России, обе страны ведут работы по обновлению стратегических подводных ракетоносцев.

  • Испытательный пуск баллистической ракеты морского базирования «Булава» с новейшего стратегического ракетоносца «Князь Владимир» проекта «Борей-А»

На сегодняшний день роль ключевого морского элемента в составе ядерной триады ВС США играет подводный ракетоносец класса «Огайо», несущий на борту 24 МБР. АПЛ этого типа были созданы ещё в прошлом веке, в годы холодной войны. Как отмечает издание The National Interest, корабли этого класса уже приближаются к предельному сроку службы.

На смену им в США разрабатывается новый стратегический атомный ракетоносец класса «Колумбия», в котором планируется задействовать многие технологии и наработки многоцелевых субмарин класса «Вирджиния». Однако строительство АПЛ типа «Колумбия» будет начато лишь в 2021 году, первая подлодка может быть принята на вооружение только к 2031 году. 

Что касается вводящихся в эксплуатацию российских подлодок проекта 955А, то американское издание характеризует их как корабли, «обладающие исключительными возможностями».

С этой оценкой согласны и опрошенные RT эксперты.

Похожей точки зрения придерживается и Виктор Баранец.


«В целом проект «Борей-А» значительно усовершенствует «ядерный кулак» российского флота», — подытожил эксперт.

О судостроительном «донорстве»

Материальные трудности вынудили создателей первого корабля серии («Юрия Долгорукого») использовать для его постройки секции субмарин «Кугуар» проекта 971 (он же «Щука-Б»). В конструкции «Александра Невского» аналогичные модули были заимствованы у «Рыси», а в случае с «Владимиром Мономахом» — у «Ак Барса». В прессу просочилась информация о том, что и досрочно списанная АПЛ «Барнаул» стала своеобразным донором для новых кораблей, что дало основания некоторым критикам российского оборонпрома делать выводы о технической отсталости российского флота. Строились пессимистичные предположения о том, что подводные лодки проекта 955 «Борей» вовсе не являются последним словом военного судостроения, а собраны из вторичного сырья и узлов, снятых с вооружения субмарин. На деле же применение вполне пригодных обечаек прочного корпуса — вполне оправданная мера, призванная уменьшить материальные издержки. На боеспособность новых кораблей это никак не влияет.

Устройство подводной лодки проекта 995 «Борей»

Подводные лодки проекта 995 относятся к классу атомных подводных ракетоносцев и предназначены для нанесения ударов баллистическими ракетами по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника.

Корпус подводных лодок проекта 995 имеет двухкорпусную конструкцию (легкий и прочный корпус). Прочный корпус подлодки разделен на восемь отсеков. Первый – это торпедный отсек, в нем находится гидроакустический комплекс и часть аккумуляторных батарей. Второй отсек – командный. В нем находится центральный пост и жилые помещения. Также в нем находится большое количество оборудования. Третий отсек занимают боевые посты. Четвертый и пятый – это ракетные отсеки. В шестом находится паропроизводящая установка, седьмой и восьмой – это энергетические отсеки, в них находятся турбины и ядерный реактор лодки.

Сборка корпуса выполнена по блочному принципу, каждый блок отделен от прочного корпуса специальным амортизатором, что значительно уменьшает шумность подлодки. Снаружи корпус покрыт специальным резиновым покрытием, что также снижает заметность корабля. Разработчики проекта уже заявили, что «Бореи» будут в пять раз менее шумными, чем лодки предыдущего третьего поколения.

Лодки проекта 995 «Борей» — первые российские подводные суда, на которых движение корабля осуществляется с помощью водометного движительного комплекса. Движитель заключен в специальную кольцевую насадку. Принцип его работы похож на схему работы водяного насоса, он использует ускорение набегающего потока воды. Движитель значительно уменьшает кавитацию – одного из главных источников шума подводной лодки. Такое новшество значительно снижает акустическую заметность подлодки. Кроме этого, использование движителя вместо традиционного винта уменьшает влияние крутящего момента на корпус и дает возможность уменьшить площадь стабилизаторов.

АПЛ проекта «Борей» имеют выдвижные горизонтальные рули. Переднее ограждение рубки сделано с наклоном вперед для улучшения гидродинамических качеств корабля. На лодке есть специальная спасательная всплывающая камера, которая может вместить в себя весь экипаж. Камера располагается в корме корабля, за ракетными отсеками. Кроме того, лодка укомплектована спасательными плотами.

Силовая установка на подводных лодках проекта «Борей» состоит из водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах типа ВМ-5 или аналогичных устройств. Подобные силовые установки относятся к четвертому поколению ядерных реакторов. Точной информации о типе и конструкции реактора в открытом доступе нет. Энергетическое оборудование лодки также состоит из паропроизводящей установки ОК-650В с мощностью 190 МВт и паротурбинной установки «Азурит-90». За счет силовой установки лодка может развивать подводную скорость 29 узлов и надводную – около 15 узлов. Автономность плавания АПЛ проекта «Борей» составляет 95 суток.

Гидроакустическое вооружение АПЛ включает в себя МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Он состоит из основной антенны «Амфора» и системы цифровой обработкой сигналов. Есть также  боковые антенны и буксируемая антенна. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это целостный комплекс, который выполняет как функции шумопеленгования, эхопеленгования, классификации целей, обнаружения ГА-сигналов, так функции по определению толщины льда, поиску мин, измерения скорости звука и обнаружения торпед.

Гидроакустический комплекс «Бореев» может обнаруживать противника на расстоянии 220-230 километров и одновременно вести до тридцати целей.

Управление всеми системами корабля осуществляется с помощью единой автоматизированной системы «Округ-55».

АПЛ «Юрий Долгорукий» — это корабль класса подводных ракетоносцев, и основным его вооружением являются межконтинентальные баллистические ракеты «Булава» (Р-30). Это твердотопливная трехступенчатая ракета с разделяющимися ядерными блоками. «Булава» может нести десять подобных блоков, каждый из которых наводится индивидуально и может изменять свою траекторию, маневрировать и тем самым обходить систему противоракетной обороны противника. Хотя надо отметить, что информации о характеристиках ракеты «Булава» чрезвычайно мало и она противоречива. Большая часть данных засекречена.

Кроме баллистических ракет, АПЛ проекта 955 имеют и торпедное вооружение. «Юрий Долгорукий» оснащен восемью торпедными аппаратами: четыре калибра 650 мм и четыре – 533 мм. Торпедные аппараты установлены в носовой части подлодки. На вооружении лодки несколько типов торпед и ракеты ПЛРК «Водопад». Общее количество торпед – 40 единиц.

Принятие на вооружение и служба

Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок. АПЛ 955 «Борей» и 955А «Борей-А» призваны стать единственным типом стратегических подводных ракетоносцев на вооружении ВМФ России по меньшей мере до середины XXI века.

Приёмка головного крейсера К-535 «Юрий Долгорукий» состоялась 10 января 2013 года, он был зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота с базированием в Гаджиево.

Приёмка второго крейсера (первого серийного) состоялась 23 декабря 2013 года. Подводный крейсер К-550 «Александр Невский» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота с базированием в Вилючинске.

Приёмка третьего корабля (второго серийного) состоялась 10 декабря 2014 года, а 19 декабря 2014 года поднят флаг и лодка вошла в состав ВМФ России. Подводный крейсер К-551 «Владимир Мономах» также зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота с базированием в военно-морской базе Вилючинск.

Приёмка четвёртого корабля, первого крейсера проекта 955А, состоялась 28 мая 2020 года, а 12 июня поднят флаг ВМФ России и подводный крейсер вошёл в состав флота, зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота с базированием в Гаджиево.

Спущен на воду 16.07.2020 пятый крейсер этого проекта «Князь Олег», сдача флоту конец 2021 года (так как цикл строительства 7—8 лет).

По информации на 2020 год, по меньшей мере пять кораблей войдут в состав Тихоокеанского флота.

Следующие «Бореи»

В 2009 году на «Севмаше» заложен четвертый корабль проекта 955, получивший имя Святителя Николая. В настоящее время внутри готового корпуса ведется монтаж оборудования и электрических машин. Эта версия подводного ракетоносца имеет индекс 955-У.

В 2014 году началось строительство еще двух единиц — «Суворова» и «Князя Олега» (версия 955-А). Работы находятся на этапе сборки прочных корпусов.

На 2015 год планируется закладка еще двух АПЛ класса «Борей».

Ограничится ли Российский ВМФ восьмью субмаринами четвертого поколения, пока точно неизвестно. Возможно, к 2020 году их количество достигнет десяти. Со временем они сменят на боевом дежурстве «Кальмары» и «Дельфины» проекта 667, которые уже отслужат свой век.

Грозные и бесшумные


История проекта «Борей» берёт своё начало в 1980-х годах. Подводные корабли данного типа должны заменить устаревшие атомоходы третьего поколения проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 941 «Акула».

Первый «Борей» пополнил ВМФ в 2013 году — им стал ракетоносец К-535 «Юрий Долгорукий». Судно было заложено ещё в 1996 году, однако его строительство затянулось из-за недостатка финансирования в 1990-х годах и технических сложностей при разработке новейших межконтинентальных баллистических ракет Р-30 «Булава», предназначенных для пусков с таких АПЛ.

В дальнейшем время от закладки до передачи ВМФ серийных АПЛ сократилось примерно до восьми лет.

Также по теме От «Варшавянки» до «Калины»: какие неатомные подлодки увеличат боевую мощь ВМФ России Тихоокеанский флот России получит шесть дизель-электрических подлодок проекта 636.3 «Варшавянка» до 2025 года, сообщил заместитель…

После «Юрия Долгорукого» в конце того же 2013 года флот получил АПЛ К-550 «Александр Невский», а в 2014 году — К-551 «Владимир Мономах».

Параллельно с этим в ЦКБ МТ «Рубин» занимались модернизацией проекта, новая версия которого получила название «Борей-А» или 955А. Его головным судном стала АПЛ К-549 «Князь Владимир», которая была передана ВМФ в июне этого года. Церемония закладки первого серийного корабля, АПЛ «Князь Олег», состоялась 27 июля 2014 года.

Помимо «Князя Владимира» и «Князя Олега», в рамках проекта будут построены АПЛ «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Все они уже заложены на «Севмаше».

Корабли обоих проектов оснащаются 16 ракетами «Булава», которые могут нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения. Радиус действия Р-30 составляет, по разным данным, от 8 до 10 тыс. км, а круговое вероятное отклонение — 250—300 м. Такие МБР могут преодолевать любые существующие системы противовоздушной обороны вероятного противника.

Ещё одно преимущество атомоходов — малая заметность, которая обеспечивается за счёт сниженного уровня шума, что, в свою очередь, достигается благодаря использованию звукопоглощающих материалов.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в беседе с RT также выделил аналогичные преимущества этих субмарин.

«Подлодки хороши тем, что имеют большую глубину погружения, малую шумность подводного хода, оснащены всеми необходимыми элементами гидроакустической аппаратуры, что позволяет им видеть противника в то время, когда противник их не видит», — отметил он.

  • Подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» после прибытия на главную базу подводных сил Северного флота в Гаджиево

При этом об отличиях проекта «Борей-А» от оригинальной версии информации в открытом доступе практически нет. Ранее ряд СМИ предполагали, что улучшения, скорее всего, затронули акустическую и магнитную «заметность» кораблей. Помимо этого, эксперты допускали, что модернизации подверглись средства управления, связи и гидроакустики, а также условия жизни экипажа.

Также по теме В воздухе и подо льдом: какие беспилотники для освоения Арктики создаются в России В Санкт-Петербурге завершился форум «Арктика: настоящее и будущее», на котором отечественные предприятия представили ряд перспективных…

По мнению аналитиков, сейчас корабли класса 955А — наиболее совершенные подводные атомные ракетоносцы в мире. По своим характеристикам они превосходят американские аналоги, в частности подлодки типа «Огайо» — один из основных элементов сил ядерного сдерживания США. Так, «Князь Владимир» имеет рабочую глубину погружения более 400 м против 365 м у «Огайо». Выше у него и подводная скорость: 30 узлов против 25.

Помимо этого, инженерам ЦКБ «Рубин» удалось добиться снижения численности экипажа, необходимой для управления судном. На «Князе Владимире» служат не более 107 человек, в то время как у АПЛ «Огайо» этот показатель составляет 155 человек.

Что касается планов по дальнейшему развитию проекта, то ещё в 2017-м начальник Генерального штаба Вооружённых сил РФ Валерий Герасимов сообщил, что ведутся конструкторские работы по созданию подводных лодок серии «Борей-Б». Однако подробностей об этом проекте в открытых источниках на настоящий момент нет.

Разрабатывается и проект по созданию атомоходов пятого поколения. Об этом в 2018 году рассказал адмирал Владимир Королёв, на тот момент главнокомандующий Военно-морским флотом России.

Порядок применения

Приготовление рабочих жидкостей инсектицида Борей производится в смесительной установке любого типа для агрохимикатов. Единовременно готовится объем жидкости, достаточный для заправки опрыскивателей всех работников (при авиаобработке – на один вылет). Если емкость расходного бака смесителя позволяет, и есть возможность нанять операторов на обработку всей площади за одну рабочую смену, жидкости столько и готовится.

При ручной обработке опрыскиватели всех операторов должны быть с мешалками, действующими непрерывно в течение всего времени работы. Приборы настраиваются на мелкобрызчатую струю. Контроль расхода – по площади ассимилирующей поверхности обрабатываемых растений. В ходе обработки необходимо избегать попадания препарата на почву. Время до дождя – 4 час.

Инструкция по применению инсектицида Борей в агрохозяйствах дана в табл.:

Не забывайте – Борей профессиональный препарат! «Разбежки» в нормах внесения и расхода вовсе не значат, что нарушения дозировок допустимы. На практике (в случае текущей борьбы с вредителями) дозировка определяется примерно так:

  1. Специалист энтомолог или дезинсектор проводит обследование пораженного участка;
  2. По результатам обследования рассчитывается количество ДВ (в весовых единицах), необходимое для уничтожения популяции данного вида (видов);
  3. Вычисляется гектарная норма внесения препарата;
  4. По «ножницам» нормы расхода рабочей жидкости вычисляется минимальная концентрация рабочего раствора;
  5. Рассчитывается фактическая гектарная норма расхода рабочей жидкости;
  6. Путем расчетов с экстраполяцией определяется, не будут ли превзойдены ПДК ДВ в продукции к концу срока ожидания (или реального до даты начала сбора урожая);
  7. Если да, пп. 3-5 корректируются до соответствия ожидаемых ПДК в продукции требованиям потребнадзора или нормативных документов на экспортную продукцию.

Преимущества Борей

Ознакомьтесь также с этими статьями

  • Трактор John Deere 6920

  • Трактор Т-150К

  • Минитрактор Булат-120

  • Мотокультиватор Нева МК-100

  • два действующих вещества, различные по механизму действия
  • сочетание быстроты и продолжительности действия
  • тройное действие – контактное, кишечное и системное
  • уничтожение скрытноживущих вредителей
  • эффективность против популяций вредителей, устойчивых к пиретроидам и ФОС
  • устойчивость к интенсивным солнечным лучам и жаре.

Механизм действия инсектицида

Действующие вещества инсектицида, как у препарата Кораген, работают по-разному, поэтому их комбинация в одной препаративной форме приводит к высокой эффективности. Имидаклоприд обладает системной трансламинарной активностью, проникает в растения через листья, стебли и корни, распределяется по паренхиме и передвигается по ксилеме. Лямбда-цигалотрин остается снаружи на обрабатываемой поверхности растений. Борей быстро подавляет передачу сигналов через центральную нервную системы вредителей. Насекомые поражаются как при опрыскивании, так и при питании на обработанном растении и внутри него

Это особенно важно для уничтожения скрытоживущих вредителей, таких, как стеблевые пилильщики на зерновых культурах, а также фитофагов, которые питаются на нижней стороне листьев и на других частях растений, на которые рабочий раствор инсектицида может не попасть

Фото инсектицида Борей

Скорость и симптомы воздействия

Спустя несколько минут после поступления препарата в организм вредителей они перестают питаться и погибают в течение 24 часов.

Особенности применения

Борей уничтожает популяции вредителей устойчивых к пиретроидам и фосфорорганическим соединениям. Препарат сочетает быстроту действия (так называемый «нокдаун»-эффект) с продолжительным периодом защитного действия. Он сохраняет высокую инсектицидную активность в жаркую погоду и при длительном воздействии интенсивных солнечных лучей. Качество обработки сравнимо с гербецидом Титус.

Инструкция по применению инсектицида Борей

Против вредителей всходов, например, хлебных крестоцветных, свекловичных блошек и других, посевы культур опрыскивают Бореем по всходам, против остальных видов вредных насекомых – в период вегетации культур, когда на поле появились вредители, в количестве, превышающем экономический порог вредности. При обработке участков, заселенных саранчовыми, опрыскивание проводят в период развития личинок. Препарат можно использовать 1-2 раза за сезон. Срок ожидания на зерновых культурах – 28 дней, на горохе, томате, моркови и капусте – 30 дней, на яблоне, картофеле и свекле – 20 дней, на рапсе – 38, на луке — 25, на винограднике – 10 дней, на пастбищах – не регламентируется.

Приготовление рабочего раствора


Рабочую жидкость нужно готовить непосредственно перед опрыскиванием на специально оборудованных заправочных узлах. В резервуар заправочного узла залить половину нужного количества воды, включить механизм перемешивания, добавить рассчитанное и отмеренное количество препарата и продолжить заполнение бака опрыскивателя с одновременным перемешиванием. Полученную рабочую жидкость подать в бак опрыскивателя. В отдельных случаях, при отсутствии специальных средств приготовления и заправки рабочую жидкость можно приготовить непосредственно в баке опрыскивателя. При этом бак наполовину заливают водой, затем при включенной мешалке в него залить необходимое количество препарата и далее добавить воду до требуемого объема.

Нормы расхода инсектицида Борей

Культура, объект Вредитель Норма расхода препарата, л/га
Пшеница клоп-вредная черепашка, тли, хлебные жуки, пшеничный трипс, хлебные блошки, 0,08-0,1
0,1(А)
Ячмень Пьявица, шведские мухи, стеблевые пилильщики, пшеничный трипс, тли 0,08-0,1
Рапс Крестцовые блошки, рапсовый цветоед, рапсовый пилильщик, скрытохоботник 0,08-0,1
Свекла сахарная свекловичные блошки, долгоносики, тли, луговой мотылек 0,1-0,12
Пастбища, участки, заселенные саранчовыми, дикая растительность Саранчовые 0,1-0,15
0,1(А)
Горох, горох овощной Гороховая зерновка, гороховая плодожорка, тля 0,12-0,15
Картофель, томат Колорадский жук 0,08-0,12
Лук Луковые мухи 0,2-0,25
Морковь Морковная муха 0,2
Морковная листоблошка 0,12-0,14
Капуста Капустная совка, капустная и реповые белянки, капустная моль, крестцовые блошки, капустная тля 0,1-0,14
Яблоня Плодожорки, листовертки 0,3
Виноград Листовертки 0,3

Достоинства и недостатки

Чтобы понять истинные масштабы проекта АПЛ типа «Борей», нужно сравнить его вооружение с аналогичными характеристиками современных подводных лодок стран НАТО. Для наглядности в таблицу включены параметры самой мощного в истории военного флота подводного ракетоносца – подлодки проекта 941 «Акула»:

Параметр 941 «Акула»

(СССР)

955 «Борей» (РФ) «Огайо»

(США»

«Вэнгард» (Велико-британия) «Триум-фатор» (Франция)
Сроки постройки серии 1976-1989 1996-2020 1976-1997 1986-2001 1989-2009
Число единиц в серии 6 3 18 4 4
Водоизмещение, надв./подв., т 23200

48000

14720

24000

16746

18750

15130

15900

12640

14335

Кол-во и тип баллистических ракет 20

Р-39

16

Булава

24 ТрайдентII 16

ТрайдентII

16

М45

Дальность стрельбы, км 9300 9300 7400-11300 7400-11300 6000
Забрасываемый вес, кг 2550 1150 2800-н/д 2800-н/д н/д

Несмотря на то, что по суммарной мощности залп ракетного крейсера заметно уступает американским «Огайо», российская атомная подводная лодка Борей имеет ряд бесспорных достоинств:

  • Высокая степень скрытности при подходе к стратегическим объектам вероятного противника;
  • Ведение залповой стрельбы крылатыми и баллистическими ракетами;
  • Возможность установки на ракеты различных электронных блоков подавления систем ПРО вероятного противника;
  • Перспектива повышения боевых характеристик баллистической ракеты «Булава» (дальность и забрасываемый вес). С учётом имеющейся информации о проектировании ракетного отсека на 20 пусковых установок для лодок «Борей Б», боевая мощь российских ракетоносцев должна значительно вырасти.

Флагман российского флота на боевом дежурстве

Для улучшения технических характеристик подлодки Борей необходимо еще до закладки новых крейсеров провести большую работу.

Недостатки лодок серий 955 и 955А:

  • Небольшое количество свободного места внутри прочного корпуса. В связи с этим планируется отказаться от установки транспортно-пусковых контейнеров;
  • Отсутствие рабочего пространства в жилых каютах офицерского состава;
  • Несистемные сбои в работе электронных систем управления. Недостатки в функционировании комплекса управления при проведении испытательных ракетных стрельб БРПЛ Р-30 «Булава» в целом устранены.

Оценить прекрасные боевые качества РПКСН «Борей» можно своими глазами. Об истории проектирования, постройки и введения в строй ракетоносцев проекта 955 смотреть здесь:

Постройка

К-550 «Александр Невский» в цехе Севмаша накануне вывода в плавучий док

Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих. Кроме того, государственные испытания головного корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения — ракетного комплекса «Булава». После того как финансирование вышло на достаточный уровень, а работа самого «Севмаша» вошла в нормальный ритм, задержки всё равно остались, но уже по вине поставщиков второго — третьего уровня, где появившиеся заказы, и соответственно финансирование, только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.

При строительстве первых трёх РПКСН: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проекта 971 «Щука-Б»: соответственно К-133 «Рысь», К-137 «Кугуар», К-480 «Ак Барс».

2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта — «Юрий Долгорукий». Первоначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60 %. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания. 29 декабря 2012 года — подписан Акт о приёмке Флотом РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий». 10 января 2013 года — на лодке был поднят Флаг ВМФ. АПЛ была принята в состав Северного флота.

Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года он был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море успешно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого начались государственные испытания. 4 февраля 2013 года в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» прошла госиспытания на 30 %. Первый пуск БРПЛ «Булава» был произведён 6 сентября 2013 года из акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания. 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки — «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 года лодку вывели из цеха для последующего спуска на воду. 18 января 2013 года РПКСН вывели из плавучего дока и начали швартовные испытания. 7 июля 2014 года завершились заводские испытания, а 25 июля 2014 года — первый этап государственных испытаний. 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.

К-549 «Князь Владимир» на испытаниях, видна изменённая форма ракетного банкета

Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки серии на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года. Крейсер назван «Князь Владимир», хотя первоначально предполагалось назвать «Святитель Николай»). Он был построен в модификации 955А. Первоначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20, но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута. Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. Вывод из эллинга состоялся 17 ноября 2017 года. Начиная с «Князя Владимира» у «Бореев» изменена форма корпуса — ракетные шахты полностью вписаны в лёгкий корпус, что улучшило управляемость в подводном положении, а также уменьшило лобовое сопротивление и шумность.

Пятая лодка «Князь Олег» и шестая «Генералиссимус Суворов» были заложены соответственно 27 июля и 26 декабря 2014 года по проекту «Борей-А».

18 декабря 2015 года была заложена седьмая лодка серии — «Император Александр III».

Восьмая лодка серии — «Князь Пожарский» — была заложена 23 декабря 2016 года.


С этим читают