Броненосец «потёмкин» (фильм)

Миф первый: восстанием на «Потемкине» руководили революционеры

Если следовать судовым документам, то к моменту восстания, а это случилось 14 июня 1905 года (все даты, дабы избежать путаницы, я даю по старому стилю), на броненосце было 724 матроса, 15 офицеров, двое врачей и священник. Согласно спискам, 618 матросов были выходцами из деревень, то есть людьми малограмотными и вообще не разбиравшимися в такой тонкой материи, как политика. Остальные 106 матросов были горожанами, однако никто из них на подозрении у «Охранки» не состоял.


Вообще, за все время с начала существования экипажа и до восстания (а броненосец был новый, поэтому к моменту бунта на нем служил самый первый призыв) был замечен только один случай пропаганды со стороны матросов — ей занимался кочегар Василий Никишкин. Однако потом выяснилось, что эта пропаганда была религиозная. То есть никакой революцией тут и не пахло.

Фото: AP

Фото: AP

Единственный, кто был не совсем благонадежным среди матросов — так это минно-машинный квартирмейстер 1-ой статьи Афанасий Николаевич Матюшенко. Этот член экипажа принимал участие в «казарменном бунте» в Севастополе (1904 год), участники которого были амнистированы. Кроме того, согласно некоторым показаниям «потемкинцев» на суде, Матюшенко был участником сходок матросов под Севастополем и принимал участие в подготовке всеобщего восстания на флоте.

Фото: AP


Фото: AP

При этом Матюшенко, по его же собственным словам, не состоял ни в каких партиях (хотя после восстания его активно звали к себе и большевики, и меньшевики, и эсэры). Он называл себя «беспартийным революционером», а революцию, по свидетельству В. Поссе, понимал весьма оригинально: «Матюшенко… в теорию не вдавался. А практика сводилась у него к уничтожению — именно к уничтожению, а не устранению всех начальников, всех господ, и прежде всего офицеров». Как видите, идеология, которой руководствовался этот «революционер», опиралась вовсе не на марксизм или другие революционные учения, а на обычную психологию пиратов: «сначала повесим капитана, а там видно будет».

А вот что касается артиллерийского унтер-офицера Григория Никитича Вакуленчука, которого советская историография сделала «руководителем» восстания, то о его «допотемкинском» прошлом сохранилось очень мало сведений. Известно лишь то, что до бунта он вообще не был замечен ни в каких антиправительственных действиях. Более того, в команде его практически не знали — об этом говорят показания «потемкинцев» на суде. Согласитесь, достаточно странная ситуация — обычно лидеры пользуются куда большей известностью среди тех, кого подбивают на восстание.

Более того, весьма сомнительными представляются сведения из советских справочников и монографий о том, что Вакуленчук являлся членом РСДРП с 1903 года. Как выяснилось позже, до восстания среди самих российских социал-демократов его вообще никто не знал. И если учесть, что этот унтер-офицер был выходцем из крестьян и до поступления во флот ни в каких городах не проживал, то становится непонятно, где именно он мог вступить в РСДРП (до «Потемкина» он ни на каком корабле не служил). Более того, имеется свидетельство судового священника отца Пармена, перед смертью Вакуленчук пожелал исповедоваться у него и причаститься — что совершенно не вяжется с обликом профессионального революционера того времени. 

Фото: AP

Совершенно очевидно, что Вакуленчук не мог быть руководителем восстания. Но, собственно говоря, скорее всего такового вообще не было. Интересно, что вообще экипаж броненосца «Потемкин» считался у руководителей Централки (нелегальная социал-демократическая организация севастопольских матросов) самым «отсталым» в плане революционности кораблем (из-за того, что две трети матросов в прошлом были крестьянами), и, по словам многих «центральщиков», никто не собирался тратить свои силы на то, чтобы заниматься пропагандой среди его матросов.


Итак, судя по всему, никакие революционеры не организовывали и не руководили восстанием на броненосце. Но из-за чего же оно случилось? И здесь давайте разберем миф второй.

Кино как важнейшее из искусств

Несмотря на то, что знаменитая фраза о кино как важнейшем из искусств принадлежит еще Ленину, до «Броненосца «Потемкина» его рассматривали исключительно с точки зрения развлечения и отвлечения зрителей от происходящих вокруг проблем.

«Потемкин» в полной мере продемонстрировал силу кинематографа как главного инструмента пропаганды. После этой картины Эйзенштейн обрел славу певца русской революции и советской власти. В то время картина не могла иметь никаких двойных трактовок, кроме той, что революция во благо. С течением времени зрителям стал ясен и иной смысл фильма, который рассказывал о взаимоотношениях народа и власти, а также представлял революцию как время кровавых расправ и многочисленных жертв.

Бунт на корабле

Спущенный на воду осенью 1900 года и вступивший в строй только что, в мае 1905-го, броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» был в тот момент самым новым и самым мощным кораблём Черноморского флота. Судно, впрочем, строили с задержками, долго устраняли недоделки и последствия пожара в котельном отделении. Накануне известных событий броненосец прошёл ходовые испытания и приступил к проверке вооружения. Но время, проведённое матросами в доках, в контактах с рабочими судоремонтного завода, не прошло даром. Экипаж судна был воодушевлён революционной агитацией. На корабле стали готовиться к восстанию. Командиру корабля, капитану 1-го ранга Евгению Голикову, приходили анонимные письма-предупреждения, а накануне восстания 50 матросов попросили списать их на берег, не желая принимать в нём участие. Ещё 40 матросов, самых неблагонадёжных, командир списал на берег сам.

Волнения начались, когда корабль находился на рейде, проводя проверку орудий и занимаясь обеспечением стрельб. Поводом послужил инцидент с обедом. Команда возмутилась качеством борща, приготовленного из испорченной говядины, закупленной 13 июня мичманом Макаровым на одесском базаре у своего приятеля купца Копылова по более низкой цене в количестве 28 пудов. В фильме Эйзенштейна показано, что мясо было с червями – холодильников в то время не существовало, погода стояла жаркая, а тут ещё доставка провизии задержалась на несколько часов из-за столкновения выделенного для этого миноносца с лодкой некстати подвернувшихся местных рыбаков. С мясом в охваченной стачкой Одессе действительно были проблемы, а ловкий торгаш Копылов, по словам его покупателей, сумел сбагрить своему знакомому мичману мясо уже с маленькими белыми червячками. Через несколько часов путешествия по жаре говядина испортилась вконец, но борщ из неё сварили, и его принял нелюбимый матросами старший врач броненосца Смирнов.

Литература

На русском языке
  • Кардашев Ю. П. Восстание. Броненосец «Потёмкин» и его команда. Москва, 2008. ISBN 5-7897-0193-0.
  • Р. М. Мельников «Броненосец «Потёмкин». 1975
  • Томилов С. А. Броненосец «Потёмкин». — Одесса.: Одесская книжная фабрика, 1975. — 102 с. — 20 000 экз.
  • Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Минск: Харвест, 2000. — 1156 с. — ISBN 985-433-703-0.
  • А. Б. Широкорад. Корабельная артиллерия российского флота 1867—1922 г. — «Морская коллекция». — Чехов, 1997. — 40 с.
На английском языке
  • Bascomb, Neal. Red Mutiny: Eleven Fateful Days on the Battleship Potemkin (англ.)русск. (англ.). — Boston: Houghton Mifflin (англ.)русск., 2007. — ISBN 0-618-59206-7.
  • Bordwell, David (англ.)русск.. The Cinema of Eisenstein (неопр.). — Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1993. — ISBN 0-674-13138-X.
  • Friedman, Norman. Naval Weapons of World War One (неопр.). — Barnsley, South Yorkshire, UK: Seaforth, 2011. — ISBN 978-1-84832-100-7.
  • Halpern, Paul G. A Naval History of World War I (неопр.). — Annapolis, Maryland: United States Naval Institute, 1995. — ISBN 1-55750-352-4.
  • McLaughlin, Stephen. Predreadnoughts vs a Dreadnought: The Action off Cape Sarych, 18 November 1914 // Warship 2001–2002 (неопр.) / Preston, Antony. — London: Conway Maritime Press (англ.)русск., 2001. — С. 117—140. — ISBN 0-85177-901-8.
  • McLaughlin, Stephen. Russian & Soviet Battleships (неопр.). — Annapolis, Maryland: United States Naval Institute, 2003. — ISBN 1-55750-481-4.
  • Nekrasov, George. North of Gallipoli: The Black Sea Fleet at War 1914–1917 (англ.). — Boulder, Colorado: East European Monographs, 1992. — Vol. CCCXLIII. — (East European Monographs). — ISBN 0-88033-240-9.
  • Oscherwitz, Dayna; Higgins, MaryEllen. Historical Dictionary of French Cinema (неопр.). — Lanham, Maryland: Scarecrow Press (англ.)русск., 2007. — Т. 15. — (Historical Dictionaries of Literature and the Arts). — ISBN 978-0-8108-7038-3.
  • Polmar, Norman; Noot, Jurrien. Submarines of the Russian and Soviet Navies, 1718–1990 (англ.). — Annapolis, Maryland: United States Naval Institute, 1991. — ISBN 0-87021-570-1.
  • Silverstone, Paul H. Directory of the World’s Capital Ships (неопр.). — New York: Hippocrene Books (англ.)русск., 1984. — ISBN 0-88254-979-0.
  • Smigielski, Adam. Imperial Russian Navy Cruiser Varyag // Warship III (неопр.) / Roberts, John. — London: Conway Maritime Press (англ.)русск., 1979. — С. 155—167. — ISBN 0-85177-204-8.
  • Taylor, Richard. The Battleship Potemkin (неопр.). — London & New York: I.B. Tauris, 2000. — Т. 1. — (KINOfiles Film Companion). — ISBN 1-86064-393-0.
  • Zebroski, Robert. The Battleship Potemkin and Its Discontents, 1905 // Naval Mutinies of the Twentieth Century: An International Perspective (англ.) / Bell, Christopher M.; Elleman, Bruce A.. — London: Frank Cass, 2003. — P. 7—25. — ISBN 0-203-58450-3.

Восстание на броненосце

К формированию экипажа броненосца приступили одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж. На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров. После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В ноябре 1905 года команда корабля присоединилась к восставшему крейсеру «Очаков». Так как броненосец был разоружен, активного участия в восстании он не принимал. В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе. Участвовал в Первой мировой войне: 5 ноября 1914 года принимал участие в бою у мыса Сарыч и 10 мая 1915 года – в бою у пролива Босфор.

29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота.Корабль должен был войти в строй в 1903 году, но в начале 1902 года в котельном отделении произошел большой пожар. От небрежного обращения с огнем вспыхнула нефть, скопившаяся в льялах. Матросы, работавшие там, проявили большое мужество, пожар был потушен, но успел причинить большой урон. Особенно пострадали котлы, и их пришлось заменить. Вновь поставленные котлы были оборудованы для сжигания твердого топлива. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был захвачен частями Украинского фронта РККА, а 24 июня 1919 года — белогвардейцами. После захвата 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ. В настоящее время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.

Во главе революционного настроенного судна встал большевик Матюшенко. К ним присоединился и миноносец N 267, стоявший на Тендеровском рейде. Царский эскадренный броненосец «Потемкин» стал кораблем революции. Однако 18 июня он был окружен мощной эскадрой из одиннадцати военных судов, которые намеревались его уничтожить. Когда мятежный корабль решился на таран, выстрелов с эсминцев не последовало: их команды, встав на сторону товарищей, вышли на палубы с криками «ура». Броненосец, на борту которого уже не было провизии и воды, попытался причалить в порту Одессы, а после – Феодосии, где его уже ждала царская армия. Пришлось направиться в Констанцию и сдаться румынским властям, которые вернули корабль России. В стремлении вычеркнуть из памяти даже его название броненосец переименовали, а команда его осталась в Румынии в качестве политэмигрантов.

История создания

К 20-летию первой русской революции юбилейная комиссия ВЦИКа приняла решение о постановке ряда спектаклей, посвящённых революционным событиям 1905 года. Кроме того, в рамках празднований предполагалась «большая фильма, показанная в особых рамках, с ораторским вступлением, музыкальными (сольными и оркестровыми) и драматическими сопровождениями, по специально написанному тексту». Сценарий предложили написать Нине Агаджановой, постановку картины поручили 27-летнему Сергею Эйзенштейну.

По первоначальному сценарию фильм должен был осветить целый ряд эпизодов, связанных с революцией 1905 года: русско-японскую войну, резню армян, революционные события в Санкт-Петербурге, бои в Москве. Съёмки предполагалось вести в целом ряде городов СССР.

Сергей Михайлович начал со съёмок в Ленинграде и успел снять эпизод железнодорожной забастовки, конку, ночной город и разгон демонстрации на Садовой улице. Дальнейшим съёмкам помешало ухудшение погоды: начались постоянные туманы. При этом режиссёр был поставлен в жёсткие временные рамки: фильм требовалось закончить к концу года, хотя сценарий был утверждён лишь 4 июня. Объективно оценив ситуацию, Сергей Эйзенштейн принимает решение отказаться от первоначального сценария и ограничиться лишь одним из его эпизодов — восстанием на броненосце «Потёмкин», который в обширном сценарии Агаджановой занимал всего несколько страниц (41 кадр). Сергей Эйзенштейн совместно с Григорием Александровым существенно перерабатывает и расширяет сценарий. Кроме того, в ходе работы в картину вносились эпизоды, не предусмотренные ни сценарием Агаджановой, ни сценарными набросками самого Эйзенштейна, как, например, сцена шторма, с которой начинается фильм. В результате содержание фильма оказалось очень далёким от первоначального сценария Агаджановой.

Кинолента была снята в Одессе, которая тогда являлась одним из центров кинопроизводства, и где удалось найти подходящий для съёмок корабль.

Первый показ фильма произошёл 21 декабря 1925 года на торжественном заседании, посвящённом юбилею революции 1905 года в Большом театре.

Премьера состоялась в Москве 18 января 1926 года в 1-м Госкинотеатре (ныне — к/т «Художественный»).

Немой фильм был озвучен в 1930 году (при жизни режиссёра С. М. Эйзенштейна), восстановлен в 1950 году (композитор Николай Крюков) и переиздан в 1976 году (композитор Дмитрий Шостакович) на киностудии «Мосфильм» при участии Госфильмофонда СССР и музея С. М. Эйзенштейна под художественным руководством Сергея Юткевича.

В 1925 году после продажи негатива фильма в Германию и его перемонтажа режиссёром Пилем Ютци, «Броненосец „Потёмкин“» вышел в мировой прокат в отличающейся от авторского замысла версии: расстрел матросов был перенесён из начала в конец фильма. В дальнейшем он подвергся цензуре и в СССР: были удалены некоторые кадры и промежуточные титры, слова Л. Д. Троцкого в прологе были заменены цитатой из В. И. Ленина. В 2005 году под общим руководством Фонда «Германская Кинематека» (нем. Deutsche Kinemathek), при участии Госфильмофонда и Российского государственного архива литературы и искусства, авторская версия фильма была восстановлена и озвучена музыкой Эдмунда Майзеля.

Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» к моменту съёмки фильма был списан, готовился к утилизации и находился в неудовлетворительном состоянии. Вместо него в фильме снимался находившийся в Одесском порту броненосец «Двенадцать Апостолов». К этому времени он был превращён в склад плавучих мин, что затрудняло съёмки. Сцены, происходившие во внутренних помещениях, снимали на крейсере «Коминтерн».

По сюжету фильма восставшие поднимают над броненосцем красный флаг. Однако при существовавших тогда возможностях красный флаг в чёрно-белой передаче выглядел бы чёрным. Поэтому в картине снимали белый флаг. На копии, предназначенной для премьеры в Большом театре, на 108 кадрах, где появляется флаг, он был вручную выкрашен в красный цвет, что произвело большой эффект на зрителей.

Причины восстания

Органы управления Российской Империи по-разному оценивали не только события мятежа, но и их причины. Различными ведомствами было озвучено 3 версии причин восстания на броненосце Потемкин:

  • Мятеж был спланирован из-за границы (версия Департамента Полиции).
  • Мятеж был подготовлен и осуществлен революционерами из Одессы (версия Морского министерства).
  • Мятеж был хаотичным и не планировался матросами (версия судебных органов Крыма).

Точные причины восстания история не установит никогда. Можно только установить предлог, то есть событие, из-за которого мятеж начался. Это было недовольство экипажа «Потемкина» мясом, в котором некоторые из матросов обнаружили червей.

Сюжет

Июнь 1905 года, Российская империя. Матросы одного из броненосцев Черноморского флота, стоящего на рейде Одессы, взбунтовались из-за того, что их пытались накормить червивым мясом. Зачинщики бунта приговариваются к расстрелу. Однако во время исполнения казни остальные матросы бросаются им на выручку. Офицеров корабля выбрасывают за борт, но вдохновитель восстания матрос Вакуленчук гибнет в схватке.

Население Одессы стекается на похороны Вакуленчука и поддерживает команду революционного корабля. Вызванные правительственные войска безжалостно расстреливают мирных жителей на знаменитой одесской лестнице. На подавление восстания направляется Черноморская эскадра, но матросы отказываются стрелять по восставшим, и броненосец «Потёмкин» проходит через строй кораблей.

В финале третьего акта фильма на мачте броненосца развевается поднятый восставшими красный флаг. Заканчивается картина кадром, на котором броненосец будто бы «выплывает из фильма» в зал.

Музыка в фильме

У фильма «Броненосец „Потёмкин“» было несколько музыкальных сопровождений. Из них — музыка Эдмунда Майзеля и Дмитрия Шостаковича.

В СССР фильм вышел на экраны в сопровождении фрагментов из симфоний Л. Бетховена. Эдмунд Майзель написал музыку в 1926 году для европейского проката фильма. По словам Наума Клеймана, в Берлин, где в январе 1926 года состоялась европейская премьера «Броненосца „Потёмкина“», Эйзенштейн привёз пластинки с записью песни «Вы жертвою пали» (под который в Одессе снималось «Прощание с Вакуленчуком»), чтобы совпали не только ритм, но и настроение, а также «Дубинушки» как музыкальный образ «народной стихии». Обе темы Майзель использовал в собственной обработке.

В свою музыку, насыщенную симфоническим развитием, Майзель включил и разнообразные шумы, обогащая таким образом звуковую ткань немого кинофильма, одновременно стремясь привести шумы к некоему ритмическому единству. Это создавало дополнительное эмоциональное воздействие на зрителей.

В 2005 году в Берлине состоялся показ отреставрированной копии фильма с музыкой Майзеля. Александр Трошин писал: «С этой взрывной, бьющей по нервам музыкой (с неумолкающими барабанами, трещотками, каким-то свистом и ещё лязганьем цепи в такт набирающим скорость поршням судового двигателя), музыкой „отвратительной“,— как оценивает раздавленный ею фейхтвангеровский персонаж, но… „не выпускающей вас из-под своей власти“, мне уже довелось однажды смотреть эйзенштейновский фильм: сопровождаемым Дрезденским филармоническим оркестром, им открывали в 1996 году международный кинофорум „Арсенал“ в Риге, посвященный 100-летию кино. „Дикая“, „резкая“, „таящая угрозу“ (определения Фейхтвангера), музыка Майзеля мне тогда показалась конгениальной эйзенштейновскому творению. Нынешняя встреча с ней, и опять в живом звучании, подтвердила её гипнотическую силу…».

По свидетельству очевидцев, музыка Майзеля настолько поразила Эйзенштейна, что он предложил композитору написать музыку и для его следующего фильма — «Октябрь».

К повторному выпуску фильма в прокат в 1950 году, после того как негативы были возвращены из Германии в СССР, сопроводительную музыку написал Николай Крюков.

В то же время самое знаменитое музыкальное сопровождение связано с именем Дмитрия Шостаковича. Когда в 1976 году фильм был перенесён на более совершенную плёнку, то в качестве музыки к нему была использованы симфонии Дмитрия Шостаковича: Симфонии № 4, № 5, № 8 и № 10 и № 11 «1905 год». Они так гармонично подошли к изображению, что многие части музыки и фильма совпали практически один к одному.

Последними на данный момент работами над звуковой дорожкой к фильму являются музыка, написанная в 2004 году британским поп-дуэтом Pet Shop Boys, американским музыкантом и композитором Del Rey совместно с группой The Sun Kings (2007) и английским композитором Майклом Найманом (2012).

Сюжет для фильма Эйзенштейна

Российское военно-историческое общество неоднократно обращалось к событиям революции 1905-1907 годов. Писали мы и о трагических событиях 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге, и о том, как революция постепенно захватывала всё больше уголков России. Действительно, РСДРП готовила вооружённое восстание и планировала его начать осенью 1905-го. Подготовкой к нему были охвачены и матросы Черноморского флота. Но на броненосце «Потёмкин» выступление началось стихийно и уже в начале лета.

Конечно, можно ещё раз пересмотреть снятый в 1925 году знаменитый фильм «Броненосец «Потёмкин»» режиссёра Сергея Эйзенштейна. Фильм немой, но мастерство автора настолько сильно, что он кажется документальным. И ещё один момент: кино было снято, когда еще оставались в живых многие очевидцы тех событий. В результате картина с успехом прошла по советским экранам и в дальнейшем была признана одним из лучших фильмов всех времён. Но не забывайте, что это художественное произведение и за кадром остались ещё многие моменты. Мы попытаемся рассказать всё по порядку, нисколько не умаляя труд великого кинорежиссёра.

Первоначально планировалось, что фильм «Броненосец «Потёмкин»» будет настоящей эпопеей о революции 1905 года и туда войдёт всё, что предшествовало этому событию, но Эйзенштейн начал импровизировать, многое убрал, оставив лишь эпизод самого восстания на мятежном корабле. Мы себе этого позволить не можем и расскажем немного поподробнее.

Описание корпуса

Вооружение

Главный калибр был представлен четырмя 305-мм орудиями со стволами длиной 40 калибров, установленными в двух башнях — носовой и кормовой. Носовая располагалась на полубаке, перед средней надстройкой, а кормовая — позади надстройки на главной палубе. Масса одного такого орудия составляла 43 тонны. Скорострельность — 0,75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792,5 м/с, масса снаряда — 331,7 килограмма. Предельный угол возвышения орудий составлял 15 градусов. Заряжали их с помощью электромеханизмов — в мирных условиях практически за две минуты, а в соответствии с контрактными требованиями это время должно было составлять 1,25-1,5 минуты. Боекомплект одного орудия главного калибра состоял из 60 305-мм снарядов: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных и 2 картечных. В артиллерию среднего калибра входили 152-мм орудия: причем 4 из них размещались на верхней палубе и 12 — на главной. Для защиты обслуживающей прислуги орудия размещались в бронированных казематах. По углам средней надстройки для установки 152-мм орудий были сделаны специальные выгородки с выходами из шахт элеваторов подачи боеприпасов. Ниже, на главной палубе, под надстройкой и до носовой башни главного калибра ставились только 152-мм орудия.

Несколько слов о 152-мм и 75-мм орудиях. Первые имели ствол длиной 45 калибров и массу 5 тонн. Скорострельность 152-мм орудий составляла 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792 м/с. Параметры вторых следующие: длина ствола 29,5 калибра, масса — 0,9 тонны, скорострельность — 4-6 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда — 823 м/с. Боекомплект в расчете на один ствол составлял: для 152-мм орудий — 180 снарядов (47 бронебойных, 47 фугасных, 31 сегментный, 47 чугунных и 8 картечных), для 75-мм — 300 снарядов (125 бронебойных, 50 сегментных и 125 картечных). Оба типа орудий являлись артиллерийскими системами патронного заряжания. Масса 152-мм снаряда — 41,3 килограмма, а 75-мм — 4,9 килограмма.

Помимо этого, на корабле было четыре 47-мм пушки Гочкиса на боевом марсе фок-мачты, две 37-мм пушки Гочкиса, две десантные пушки Барановского и пулемет. Таким образом, полное вооружение эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический» состояло из четырех 305-мм, шестнадцати 152-мм, четырнадцати 74-мм орудий, а также из четырех 47-мм, двух 37-мм пушек и пулемета. Помимо этого, корабль имел пять торпедных аппаратов, установленных ниже ватерлинии. Средний калибр — шестнадцать 152-мм орудий длиной ствола 45 калибров, массой 5 тонн. Скорострельность — 4 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792 м/с.

Бронирование

В России броня «компаунд» впервые была применена на броненосцах типа Чесма, и ее широко использовали при постройке кораблей в 1880—1900 гг. Хотя сталежелезная броня «компаунд» была совершеннее железной брони, защита кораблей при ее применении оставалась очень громоздкой и тяжелой. Например, на броненосце Три Святителя толщина бортовой сталежелезной брони составляла 406—457 мм, т. е. почти полметра, а масса брони достигала 40% от водоизмещения.

Ко времени создания броненосца Потемкин появилась более прочная броня, изготовляемая из чисто стальных плит, которые с наружной стороны подвергались цементации. В результате наружная сторона плиты становилась очень твердой, а внутренняя сторона оставалась вязкой. Применение более прочной брони на новом броненосце позволило получить существенную экономию в массе (эффективную защиту от вражеских снарядов можно было обеспечить при меньшей толщине броневых плит). Это позволило резко увеличить мощность артиллерийского вооружения на Потемкине.

Если толщина бортовой брони на Трех Святителях была 406—457 мм, то на Потемкине бортовые плиты вдвое тоньше — 178—229 мм. Соответственно всюду на Потемкине была существенно уменьшена толщина броневых плит: броня казематов стала 127 мм (вместо 406 мм на Трех Святителях), броня башен главного калибра — 254 мм вместо 406 мм, броня палуб — 38—76 мм вместо 76—229 мм.

Такое уменьшение толщин брони, а следовательно и ее массы, позволило вдвое (!) увеличить количество 152-мм орудий по сравнению с количеством орудий на броненосце Три Святителя. Таким образом, как боевая единица Потемкин был самым сильным из всех ранее построенных броненосцев.


С этим читают