Броненосец (животное) где живет?

Появление броненосцев

Плавучие батареи


LaveTonnanteDevastation

Всяческих успехов можно ожидать в будущем от этих изумительных машин войны. Адмирал Брюэ

Дюпюи-де-Лом при проектировании своих броненосных кораблей с тяжелыми орудиями, взял в основу опыты (1822г.) французского генерала от артиллерии Пексана.

Необходимы короткие пушки большого калибра, стреляющие с больших дистанций по деревянному флоту разрывными снарядами с большим разрывным зарядом. Необходима железная броня для бортов военных судов против бомб. А Пексан

Бомбическое орудие Пексана

Новизна идеи состояла в том, что стрелять надо не в палубы кораблей по навесной траектории, а в борта по настильной. Для такой стрельбы А. Пексан разработал бомбические пушки, у которых казенная часть была утолщена для придания большей прочности, устранено дульное утолщение, изменена форма каморы для размещения уменьшенного заряда и для удобства заряжания сделан распал. Испытания в Бресте и Кронштадте в начале 1830-х показали, что разрыв бомбы в борту деревянного корабля делает брешь площадью более квадратного метра и на дистанции 500-1000 метров топит деревянный корабль с 20-25 выстрелов. 18 ноября 1853 года адмирал Нахимов уничтожил в Синопе турецкий флот. Здесь впервые были опробованы в бою бомбические пушки.

Что касается брони, то о ней забыли почти на 20 лет. Это произошло потому, что французский морской министр адмирал Мако, проверив идею Пексана и убедившись в высокой эффективности брони, засекретил результаты испытаний, с тем чтобы в случае войны с Англией внезапно забронировать свои корабли. Англия начала опыты с броней в конце 1840-х. Но оказалось, что ядра, пробивая железный лист, порождают рой осколков. Их вид и рваные зазубренные края поразили участников испытаний и в английском флоте сложилось резко отрицательное мнение о броне. Но за осколками англичане не увидели два принципиальных момента. Во-первых, удар о тонкую броню нередко раскалывал бомбы, а во вторых — англичане не довели толщину броневых листов до толщины, при которой ядро не в состоянии пробить их.

Безусловный успех французских плавучих бата­рей под Кинбурном, где русские ядра и бомбы ниче­го не смогли сделать с их 110-мм железной броней, оказался лучшей рекламой для бронированных ко­раблей. Капитан 3 ранга Дюперр, командо­вавший Tonnante, предложил, используя приоритет Франции, немедленно приступить к постройке море­ходного броненосца. Раньше Франция сильно отставала от «владычицы морей» по мощи своего линейного фло­та, поэтому приход «железной эры» давал ей отлич­ный шанс. Один бронированный корабль мог успеш­но выдержать сражение с несколькими «деревяшка­ми», что позже успешно продемонстрировал в ходе гражданской войны в США броненосец южан CSS Virginia. Следовательно, строительство нового флота можно было начинать почти с нуля.

Но одних только передовых идей недостаточно для достижения поставленных целей. Требуется еще и материальная база. Дюпюи-де-Лом предполагал строить проектируемые им океанские броненосцы из железа, с бортовой броней до 165-мм, но это оказалось не по силам французской промышленнос­ти. Пришлось сразу же прибегнуть к полумерам. Для ускорения дела взяли недостроенный корпус дере­вянного линейного корабля La Gloire, разо­брали его верхнюю палубу, а на борт навесили плиты кованой железной брони толщиной до 200-мм. Хотя он и был неуязвим для бомбических орудий, но под своим железным «панцирем» сохра­нил главные недостатки, свойственные деревянным кораблям: огнеопасность и низкую живучесть, обус­ловленную отсутствием водонепроницаемых перебо­рок между отсеками.

История создания

Вместе с броненосцами типа Formidable Великобритания заказала серию из 6 броненосцев типа Duncan являющиеся более дешевым их вариантом. Водоизмещение уменьшилось до 900 тонн, скорость увеличилась до одного узла. Этого удалось достичь за счет защиты.

Каждый корабль стоил около 1 000 000 фунтов стерлингов. Постройка серии не раз останавливалась из-за забастовок, которые объявляли профсоюзы машиностроителей, поэтому каждый корабль строили по 4 года, а HMS Cornwallis целых 5 лет.

Предшественники

Предшественником были корабли типа Formidable. Схема была полностью повторена, немного ослабели броневой пояс и скосы палуб за ним (примерно на 90— 100 мм). Этот корабль предназначался для боя с эскадренными броненосцами противника.

Предпосылки к созданию

Характеристики для проекта Duncan были разработаны из-за необходимости противодействовать группе русских быстроходных кораблей типа «Пересвет», «Ослябя», «Победа».

[править] Систематика

Раньше отряд броненосцев включали в отряд неполнозу́бые (лат. Pilosa) как одно из семейств, ныне выделяются в отдельный отряд.

Отряд Броненосцы (Cingulata)

  • Семейство Броненосцевые (Dasypodidae)
    • Род Голохвостые броненосцы (Cabassous)
      • Вид Центральноамериканский броненосец (Cabassous centralis) (Miller, 1899)
      • Вид Чакский броненосец (Cabassous chacoensis) Wetzel, 1980
      • Вид Броненосец тату (Cabassous tatouay) (Desmarest, 1804)
      • Вид Большой броненосец Cabassous unicinctus (Linnaeus, 1758)
        • Подвид Cabassous unicinctus squamicaudis (Lund, 1845)
        • Подвид Cabassous unicinctus unicinctus (Linnaeus, 1758)
    • Род Щитоносные броненосцы (Calyptophractus)

      Вид Щитоносный броненосец (Calyptophractus retusus Burmeister, 1863)

    • Род Щетинистые броненосцы (Chaetophractus)
      • Вид Чилийский броненосец Chaetophractus nationi (Thomas, 1894)
      • Вид Длинноволосый броненосец (Chaetophractus vellerosus) (Gray, 1865)
        • Подвид Chaetophractus vellerosus pannosus (Thomas, 1902)
        • Подвид Chaetophractus vellerosus vellerosus (Gray, 1865)
      • Вид Щетинистый броненосец (Chaetophractus villosus) (Desmarest, 1804)
    • Род Плащеносные броненосцы (Chlamyphorus)
      • Вид Плащеносный броненосец (Chlamyphorus truncatus)
      • Вид Кротовый броненосец Chlamyphorus retusus (Burmeister, 1863)
    • Род Девятипоясные броненосцы (Dasypus)
      • Вид Короткохвостый броненосец (Dasypus hybridus)
      • Вид Броненосец Капплера (Dasypus kappleri)
      • Вид Девятипоясной броненосец (Dasypus novemcinctus)
      • Вид Мохнатый броненосец (Dasypus pilosus)
      • Вид Северный броненосец (Dasypus sabanicola)
      • Вид Семипоясный броненосец (Dasypus septemcinctus)
      • Вид Аргентинский броненосец (Dasypus yepesi)
    • Род Шестипоясные броненосцы (Euphractus)

      Вид Шестипоясный броненосец (Euphractus sexcinctus)

    • Род Гигантские броненосцы (Priodontes)

      Вид Гигантский броненосец (Priodontes maximus)

    • Род Трёхпоясные броненосцы (Tolypeutes)
      • Вид Шаровидный броненосец (Tolypeutes matacus)
      • Вид Трёхпоясный броненосец (Tolypeutes tricinctus)
    • Род Карликовые броненосцы (Zaedyus)

      Вид Карликовый броненосец (Zaedyus pichiy)

История создания

Предпосылки к созданию

Во второй половине 1890-х годов Япония стала резко наращивать свой военно-морской флот. Давление России лишило её всех преимуществ победы над Китаем в 1895 году, поэтому Япония готовилась к скорой войне. Великобритании было выгодно, что Япония развяжет войну за право господства на Дальнем Востоке, поэтому на британских верфях для Японского императорского флота закладывались новые крейсера и броненосцы, миноносцы и другие суда.

Эскадренный броненосец «Ретвизан»

Вероятным противником в России считали Великобританию, однако игнорировать быстрое усиление флота Японии не могли. В начале 1898 года принята дополнительная программа «для нужд Дальнего Востока». Российские верфи были полностью загружены строительством, поэтому, чтобы успеть выполнить программу и предотвратить возможную войну, император Николай II разрешил размещение части заказов за границей.

На программу усиления русского флота была выделена огромная сумма, узнав об этом в Санкт-Петербург прибыл Чарльз Крамп Он хотел, не теряя времени, первым заключить дорогостоящие контракты. Чарльз Крамп применил все свои деловые умения и качества, сочетал официальные и неофициальные пути для достижения своих целей, иногда действовал в обход государственных инстанций и благодаря этому, уже 1 апреля 1898 года получил согласие на постройку двух кораблей — «Ретвизана» и «Варяга». 11 апреля 1898 года Чарльз Крамп официально получил заказ на строительство броненосца и крейсера на общую сумму в 6 500 000 долларов.

Проектирование

Крамп хотел использовать в качестве прототипа для нового корабля американскую USS Iowa (BB-4), но получил отказ, потому что проект Iowa не отвечал современным требованиям флота. МТК выбрал другой проект — русский «Пересвет», но с рядом отличий: артиллерия главного калибра должна быть 12-дюймов, устанавливалась двухвальная энергетическая установка, также полностью убиралась деревянная и медная обшивка корпуса. Такие броненосцы хотело видеть руководство Морского ведомства для программы «для нужд Дальнего Востока». Американской компании передали проект броненосца, в котором предусматривались основные элементы:

Основные характеристики проекта
Водоизмещение
12 000 т.
Углубление с килем
не более 7,9 м.
Скорость
18 узлов
Дальность плавания
8300 миль
Вооружение
4 — 305-мм орудия; 12 — 152-мм орудия; 20 — 75-мм орудий; 20 — 47-мм пушек; 6 — торпедных аппаратов
Возвышение осей орудий главного калибра носовой башни над ватерлинией
не менее 8,2 м.
Броневая защита
два пояса толщиной 229 и 152 мм.

Схема «Ретвизана»

Первые расчеты в США показали, что заданные параметры при водоизмещении в 12 000 т невыполнимы. После переговоров Крампа с заказчиком удалось достичь соглашения о увеличении водоизмещения до 12 700 т, а также заменить паровые котлы Бельвиля на более легкие системы Никлосса. Чертежи, разработанные в США, передали в Санкт-Петербург. В МТК обнаружили, что конструкторы Крампа сильно заузили корпус, что существенно снижало . После сравнения с близким по размерам и типу «Князем Потемкиным», специалисты МТК обнаружили, что у «Ретвизана» равнялась 0,91 м против 1,52 м у «Потемкина». Главный инспектор кораблестроения Н. Б. Кутейников потребовал обеспечить метацентрическую высоту броненосца в полном грузе не менее 1,22 м. Также инженер П. Е. Черниговский в расчете водоизмещения корабля выявил ошибку в 272 т. в результате чего реальная осадка броненосца становилась больше, чем это предполагалось по проекту, а метацентрическая высота — меньше. Ошибка была подтверждена экспериментально — взвешиванием парафиновой модели в опытовом бассейне в Санкт-Петербурге. МТК потребовал исправить столь серьезный промах конструкторов, и Крампу не оставалось ничего другого, как согласиться.

К осени 1898 года стало ясно, что уложиться в 30-месячный срок не удастся. Затягивание сроков проектирования, а затем и строительства, происходило по вине обеих сторон. Одни в спешке допускали ошибки в расчетах, другие оказывались не в состоянии быстро и четко решать возникавшие вопросы. А недостатки проекта нередко приходилось исправлять уже в металле, на стапеле.

Общая оценка проекта

Броненосец «Ослябя», опрокинувшийся всего от двух 10-дюймовых снарядов, попавших в район ва­терлинии, навсегда скрыл под водою позорные ре­зультаты многолетней постройки его Новым Адмирал­тейством.

Создавались броненосцы типа «Пересвет» как некие «мегакрейсера», предназначенные для рейдерства в океане на коммуникациях вероятного противника. В жертву крейсерским качествам — мореходности и дальности плавания, а также скорости — были принесены и огневая мощь, и защита. Однако их 18-узловая скорость на момент ввода кораблей в строй уже была не редкостью среди полноценных броненосцев и оказалась существенно ниже, чем у современных крейсеров. Таким образом, корабли серии не могли эффективно бороться с вражескими крейсерами, поскольку были не в состоянии их догнать, и не имели возможности оторваться от броненосцев.

Все корабли серии имели конструктивную перегрузку, что не только ухудшало скоростные качества кораблей, но и вызывало увеличение осадки. Ситуация усугублялась тем, что при погружении главного пояса в воду короткий верхний пояс не мог обеспечить надежную защиту корабля. К тому же лишенные защиты оконечности могли быть легко разрушены фугасными снарядами среднего калибра. В результате сильно снижалась и без того недостаточно высокая живучесть кораблей.

Ради уменьшения расхода угля на броненосцах была установлена трехвальная энергетическая установка, которая на практике оказалась неэкономичной, а расход угля — повышенным. Это ограничивало дальность плавания до 5000 миль вместо 6860 по проекту, да и то лишь в хорошую погоду.

Станки орудий главного калибра оказались переоблегченными, из-за чего пришлось ограничить и начальную скорость снаряда (уменьшив пороховой заряд), и максимальный угол возвышения. В результате дальность стрельбы фактически сравнялась с таковой у других русских броненосцев конца XIX века. Существенным недостатком было и расположение казематов, сильно ограничивающих углы обстрела 152-мм орудий, и незащищенность 75-мм орудий. Погонное 152-мм орудие оказалось абсолютно бесполезным: стрелять из него на значительной скорости было проблематично даже при отсутствии волнения, а сектор обстрела был слишком мал. А вот большое количество малокалиберных орудий Гочкиса было к тому времени уже явно лишнем: толку от них при отражении атак миноносцев почти не было.

Полная механизация башен позволяла теоретически вести огонь из них «даже младенцу». Однако тогдашние электрические механизмы были слишком ненадежными, что усугублялось высокой сложностью установки. В результате поломки были обычным явлением.

Несомненным достоинством кораблей типа «Пересвет» являлись хорошая мореходность и высокий надводный борт, позволяющие сохранять значительную скорость и пользоваться артиллерией даже на сильном волнении, а принципиально новая схема автономной водоотливной системы стала образцом для всех последующих кораблей отечественного флота.

Однако на основании отрицательного опыта использования кораблей серии в русско-японской войне неправильно выносить осуждающий приговор заложенным в проект идеям. Возможно, что при применении броненосцев по прямому назначению — на океанских путях сообщений противника они одним своим присутствием могли оказать существенное влияние на стоимость фрахтов, страхование грузов и судов, интенсивность перевозок важнейших для Японии грузов. И обеспечивать боевую устойчивость крейсерских соединений, а также пароходов Добровольного флота.

Виды, описание и фото броненосцев

Этих животных нельзя назвать легковесами, однако по сравнению с некоторыми из их первобытных сородичей, современные особи – просто карлики.

Всего на сегодняшний день существует около 20 видов броненосцев. Самый крупный – гигантский броненосец (Priodontes maximus). Длина его тела может достигать 1,5 метров, весит зверь 30-65 кг, тогда как вымершие гиплодонты достигали размеров носорога и весили 800 и более кг. Некоторые из вымерших форм были настолько крупны, что древние индейцы Южной Америки использовали их панцири в качестве крыш.

Гигантский броненосец (Priodontes maximus)

Самый малень­кий – плащеносный  (розовый) броненосец (Chlamyphorus truncatus) . Длина его тела – не более 16 см, а весит он 80-100 граммов.

Плащеносный броненосец (Chlamyphorus truncatus)

Самый распространенный и наиболее изученный вид – девятипоясный броненосец (фото ниже).

Девятипоясный броненосец (Dasypus novemcinctus)

Во внешнем облике наших героев наиболее примечателен прочный панцирь, покрывающий верхнюю часть тела. Он защищает броненосцев от хищников и уменьшает повреждения от колючей растительности, через которую животным приходится регулярно пробираться. Панцирь развивается из кожных окостенений и состоит из толстых костных пластинок или щитков, покрытых снаружи ороговевшим эпидермисом. Широкие и жесткие щитки покрывают плечи и бедра, а посреди спины расположено различное число поясков (от 3 до 13), связанных гибкой кожистой прослойкой между ними. У некоторых видов между щитками есть волоски от белого до темно-коричневого цвета.

Верх головы, хвост и наружные поверхности конечностей обычно тоже защищены (только у рода Cabassous хвост не покрыт щитками). Незащищенным у животных остается низ тела – он покрыт лишь мягкой шерстью. При малейшей опасности трехпоясные броненосцы сворачиваются в клубок, как ежи, оставляя доступными только твердые пластины на голове и хвосте. Другие виды втягивают лапы под  бедренные и плечевые щитки и плотно прижимаются к земле. Даже самым крупным хищникам не удается достать животное из-под мощной брони.

На фото трехпоясный броненосец свернулся в клубок.

Трехпоясный броненосец (Tolypeutes tricinctus)

Окраска панциря чаще всего варьирует от желтоватого до темно-коричневого цвета; у некоторых видов панцирь бледно-розовый.

Мощные передние и задние конечности с большими острыми когтями помогают им копать. На задних конечностях по 5 когтистых пальцев, а на передних число их варьирует от 3 до 5 у разных видов. У гигантского и голохвостого броненосцев передние когти сильно увеличены, что помогает им вскрывать муравейники и термитники.

Центральноамериканский броненосец (фото ниже) имеет на передних лапах 5 загнутых когтей, средний – особенно мощный. Его походка довольно необычна – задние ноги он ставит пятками (стопохождение), а передними опирается на когти (пальцехождение).

Центральноамериканский броненосец (Cabassous centralis)

Виды броненосцев


Отряд броненосцев представлен одним современным семейством и двумя древними, уже вымершими. Всего к категории существующих на сегодняшний день относится два десятка видов броненосцев, но самыми известными являются:

  • Девятипоясный броненосец (Dasypus novemcinctus) имеет длину тела в пределах 32-57 см и хвост длиной 21-45 см. Вид отличается узкой треугольной по форме головой с довольно крупными и очень подвижными ушами. Панцирь коричневого цвета при наличии немного светлой нижней части тела. Хвост покрывает 12-15 чешуйчатых колец. Морду, шею и низ покрывают небольшие группы волос;
  • Длинноволосый броненосец (Chaetophractus vellerosus) отличается длиной тела, которая не превышает четверть метра. Все тело млекопитающего, а также панцирь, покрывают светло-коричневые волосы;
  • Щетинистый броненосец (Chaetophractus villosus) характеризуется буровато-желтым окрасом, наличием панциря на спине, верхней части головы и хвосте. В середине спинной области присутствует 6-7 поясков, представленных поперечными рядами подвижных пластинок, имеющих продолговато-четырехугольную форму. Голова широкая и плоская, с вертикальными рядами щитков под глазами. Верхняя сторона передних конечностей покрыта неправильными шестиугольными чешуями, а на остальных частях тела присутствует толстая и морщинистая кожа с бородавками;
  • Плащеносный броненосец (Chlamyphorus truncatus) отличается длинной до 90-115 см без учета хвостовой части, имеет бледно-розового или розового цвета окраски. При испуге такой вид млекопитающего способен закапываться в землю за несколько секунд;
  • Шестипоясный броненосец (Euphractus sexcinctus) относится к монотипическому роду Euphractus. Тело млекопитающего животного, как правило, имеет желтоватый цвет, но некоторые особи характеризуются темным или светлым красновато-коричневым окрасом;
  • Гигантский броненосец (Priodontes maximus) имеет длину тела в пределах 75-100 см, при весе от 18-19 до 30-35 кг. Являющийся самым большим видом среди броненосцев, он обладает очень подвижным и разделенным на многочисленные сегменты бурым панцирем. Брюхо животного относительно светлое. Трубкообразная морда имеет до сотни зубов, направленных назад.

Своим названием броненосцы обязаны конкистадорам. Эти испанские воины носили кованые стальные латы, которые внешним видом напоминают панцирь млекопитающего животного.

Литература и источники информации

Библиография

  1. Балакин С.А. Триумфаторы Цусимы. Броненосцы японского флота. — Яуза, Эксмо, 2013.
  2. Бунич И.Л. Долгая дорога на Голгофу. — М.: Яуза, 2004.
  3. Грибовский В.Ю. Эскадренные броненосцы типа «Бородино». Герои Цусимы. — М.: Яуза: Гангут: Эксмо, 2012.
  4. Костенко В.П. На «Орле» в Цусиме. — Спб.: Гангут, 2007.
  5. Мельников Р.М. Броненосцы типа «Бородино». — Броненосцы руского флота. — Спб.: Историко-культурный центр АНО «Истфлот», 1996.
  6. Вознесенский А. — пер. с япон. Русско-японская война: От Владивостока до Цусимы. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004.
  7. Семенов В.И. Расплата. Бой при Цусиме. Цена крови. — Гангут, 2008.

Ссылки

  • Russian battleship Oryol(англ.)
  • Russo-Japanese War(англ.)
  • Броненосцы «Бородино» «Князь Суворов» «Император Александр III» «Орел» и «Слава»
  • Эскадренный броненосец «Орел»
  • Эскадренный броненосец «Орел»
  • «Броненосцы Японии»

Постройка и испытания

«Бородино» перед спуском на воду в Новом Адмиралтействе 23 августа 1901 г.

форштевнейшпацию

Броненоцы типа «Бородино» строились в основном силами российской промышленности. Петербургский металлический завод поставлял башни для броненосцев «Бородино», «Орел» и «Слава». Путиловский завод изготавливал башни 305- и 152-мм орудий для «Императора Александра III» и «Князя Суворова». Орудия всех кораблей изготовлял Обуховский завод, подводные минные аппараты — Петербургский Металлический завод. Броню для всех броненосцев изготавливал Ижорский завод. Часть заказа ввиду большого объёма работ поручили английскому заводу Бирдмер в Глазго. Электрооборудование также изготавливалось на отечественных заводах.

Официальный наряд Петербургскому порту на постройку корабля в Новом адмиралтействе Санкт-Петербургский порт получил 14 мая 1899 года. Главным конструктором корабля был назначен Д. В. Скворцов. Приказом по Морскому ведомству от 20 марта 1899 года корабль под названием «Бородино» зачислили в списки флота. Официальная закладка состоялась 11 мая 1900 года в присутствии императорской семьи. Официальная закладка броненосца «Орёл» состоялась 20 мая 1900 года на Галерном острове. Главным конструктором корабля был М. К. Яковлев. 11 мая 1900 года на Балтийском заводе официально был заложен броненосец «Император Александр III» (Конструктор – В. X. Оффенберг).

Менее загруженный и более оснащённый Балтийский завод первым подготовил корабль к спуску на воду – 21 июля 1901 года «Император Александр III» первым из кораблей серии был спущен на воду. На освободившемся после спуска стапеле завод практически сразу начал постройку четвертого броненосца «Князь Суворов», который, в соответствии с заводским графиком, спустили на воду 12 сентября 1902 года. Его место на стапеле занял пятый броненосец «Слава», спуск которого на воду состоялся 16 августа 1903 года. Главный конструктор «Князя Суворова» и «Славы» — К. Я. Аверин.

Спуск на воду броненосца «Слава» 16 августа 1903 г.

крейсер«Витязь»

Испытания строившихся броненосцев планировали начать в конце навигации 1904 года, а завершение сдачи — в 1905 году. К началу войны только «Император Александр III» успел пройти испытания. Спустя неделю после японского нападения управляющий Морским министерством Ф. К. Авелан предписал организовать экстренные работы по скорейшей достройке четырех эскадренных броненосцев типа «Бородино» («Слава» в список не попал по причине малой готовности). Корабли требовалось подготовить к дальнему плаванию не позже 1 июля. С началом навигации корабли были переведены в Кронштадт для достройки, что существенно замедлило строительство. Сказывались ограниченные производственные мощности порта, и без того загруженного всегда большим объемом ремонтных работ.

Гибель 31 марта 1904 г. броненосца «Петропавловск» под Порт-Артуром с командующим флотом С. О. Макаровым вынудила Морское министерство взяться за формирование 2-й Тихоокеанской эскадры. Ее ядро должны были составить четыре новейших броненосца типа «Бородино».

Первым из кораблей к 20 июня 1903 года полностью был готов и после дока вышел на рейд «Император Александр III». Заводские испытания машин были проведены 23 сентября, испытания артиллерии – 15 октября. По результатам этих испытаний проводились доработки на других кораблях серии. «Князь Суворов» прошёл испытания машин 27 июля 1904, «Орёл» – 15 августа. Испытания машин «Бородино» 24 июля 1904 были прерваны поломкой, однако корабль был условно принят. Броненосец «Слава» прошёл испытания 31 мая 1905 года.

Таким образом полный цикл постройки кораблей составил 63 месяца для «Бородино» и 59 месяцев – для «Орла». Броненосцы Балтийского завода строились быстрее чем на казённых верфях: «Император Александр III» – 54 месяца, «Князь Суворов» – 38, «Слава» – 36. Для сравнения постройка «Цесаревича» заняла 60 месяцев.


С этим читают