Бронзовый век

Деревянные молоты и биты против бронзовых мечей: битва у реки Толлензе

В 1996 году в Германии обнаружили исторический памятник, который свидетельствовал о том, что в эпоху бронзы в Европе происходили сражения с участием тысяч бойцов.


Данные археологии говорят нам о том, что, возможно, битва состоялась примерно в 1200 году до нашей эры. Причиной ее было то, что некая пришлая группа людей хотела или захватить переправу, которая была найдена тут же, или просто по ней пройти. При этом самое любопытное, что переправа была построена за четыреста лет до самой битвы, но все еще функционировала, так как на ней были найдены следы достройки и ремонта, произведенного непосредственно в это время.

Данные позволили ученым предполагать, что в этом месте было многочисленное и богатое поселение, которое контролировало переправу и торговые пути. И именно туда и направились захватчики. Тот же анализ изотопов стронция дал информацию о том, что большая часть убитых пришла издалека, и только часть были местными. Также среди них были женщины и дети — хоть и немного, что говорит о том, что это был не просто набег — а переселение.

Что же мы сейчас знаем о масштабах битвы? На данный момент, обнаружены остатки около ста тридцати человек, а по предположениям ученых, продолжающих раскапывать это место, число убитых может дойти и до семисот пятидесяти. Основываясь на этих цифрах, исследователи говорят об четырех тысячах участников битвы. Также обнаружены не менее четырех костяков небольших лошадей, что дало право предполагать о наличи всадников в битве.

Правда, лошадки были небольшие, и у них не обнаружено изменений костей, характерных для постоянной езды на лошадях, так что некоторые ученые предполагают, что на них просто везли тюки — но не воевали.

Наконечники стрел

  • Наконечник стрелы в кости
  • Наконечник стрелы в черепе

Интересно и то, что кроме бронзовых наконечников стрел, в костях обнаружились и каменные. Что говорит либо о разном материальном достатке воинов, либо о специализации оружия — по одоспешенным стреляли бронзовыми, а по бездоспешным — каменными, поскольку каменные наконечники не только дешевле, но и при попадании в раны часто дают осколки, что усложняет лечение таких ран.

Но самое уникальное — из-за того, что победители сбросили погибших в илистую реку, законсервировались деревянные виды оружия, которые обычно не сохраняются. Ученые обнаружили огромный деревянный молот, напоминающий молоток для крикета, и биту длиной 73 сантиметра. При этом недалеко нашли череп, у которого во лбу была дыра, своим  диаметром точь в точь подходящая под размер молота.

При этом, хотя многие кости имеют следы ран от бронзовых мечей — их практически не обнаружено, и это говорит о том, что победители тщательно собрали с трупов все самое ценное. Да и на костях многих воинов есть следы заживленных ран от оружия — видимо, это были опытные бойцы.

Что же можно сказать в итоге о битве при Толлензе? Некое довольно богатое поселение на переправе было атаковано или кочующим, или мигрирующим племенем, но в поселении нашлось достаточно опытных воинов, засыпавших врага стрелами с бронзовыми и каменными наконечниками, и довершивших разгром с помощью копий и мечей. Но у некоторых — у пришельцев или у местных — было очень простое и дешевое оружие: деревянные молоты и биты, которыми они крушили черепа врагов. Итог — огромное количество трупов, и, судя по преобладанию костей пришельцев, победили местные. Своих они сожгли, а врагов побросали в воду, предварительно обобрав до нитки.

Так что наши дальние родственники из эпохи бронзы Евразии были совсем не мирными — сожженные селения, отрезанные головы и боевые молоты говорят совсем о другом.

На сегодняшний день активными раскопками и экспериментальной археологией занимается Иван Семьян, он с коллегами раскапывает поселения синташтинцев — культуры бронзового века, населявшей территорию нашей страны, и оставившей многочисленные артефакты и укрепленные поселения, среди который и знаменитый Аркаим.

Бронзовый век на Ближнем Востоке

Зиккурат в Уре — памятник шумерской архитектуры бронзового века.

На Ближнем Востоке трём периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные):

  • РБВ — Ранний бронзовый век (3500—2000 до н. э.)
  • СБВ — Средний бронзовый век (2000—1600 до н. э.)
  • ПБВ — Поздний бронзовый век (1600—1200 до н. э.)

Каждый главный период может быть разделён на более короткие подкатегории: как пример РБВ I, РБВ II, СБВ IIa и т. д.

Бронзовый век на Ближнем Востоке начался с Анатолии (современная Турция). Горы Анатолийского нагорья обладали богатыми залежами меди и олова. Также медь добывалась на Кипре, в Древнем Египте, Израиле, Армянском нагорье, Иране и вокруг Персидского залива. Медь обычно смешивалась с мышьяком, и всё же растущие потребности в регионе в олове привели к созданию торговых маршрутов, ведущих из Анатолии. Также морскими маршрутами медь импортировалась в Древний Египет и Древнюю Месопотамию.

Ранний бронзовый век характеризован урбанизацией и появлением городов-государств, а также появлением письменности (Урук, IV тысячелетие до н. э.). В Среднем бронзовом веке произошла существенная расстановка сил в регионе (амореи, хетты, хурриты, гиксосы и возможно израильтяне).

Поздний бронзовый век характеризован конкуренцией мощных государств региона и их вассалов (Древний Египет, Ассирия, Вавилония, хетты, митаннийцы). Обширные контакты были установлены с эгейской цивилизацией (ахейцы), в которой медь играла немаловажную роль. Бронзовый век на Ближнем Востоке завершился историческим явлением, которое в среде профессионалов принято называть бронзовый коллапс. Это явление отразилось на всём Восточном Средиземноморье и Ближнем Востоке.

Железо появилось на Ближнем Востоке, а также в Анатолии, уже в Позднем бронзовом веке. Вступление в силу железного века ознаменовалось скорее политическими мотивами, чем прорывом в области металлургии.

Имидж по-бронзовому: как вплести блеск яркости для индивидуальности в одежде?

Необходимо подчеркнуть, что оттенки желтого и оранжевого цвета считаются теплыми. К тому же они ассоциируются с пламенем, летним зноем, комфортом, что небезосновательно является стимулом для хорошего настроения. Металлическая же природа не может себя не проявлять, поэтому наличие золотистого оттенка в интерьере оказывает на наблюдателя чарующее действие.

Ассоциативное мышление позволяет человеку погрузиться в воображаемый мир при одном только представлении об определенном фоне. Когда же удается непосредственно созерцать обои бронзового цвета, создается эффект дорогой отделки. Золотистые переливы не только напоминают украшения персидских шейхов, но и активизирует мозговую деятельность. Таким образом, подобные обои – лучший вариант отделки рабочего кабинета, где часто приходится принимать судьбоносные решения.

Настенные обои, как и прочие представители данного вида отделочных материалов, могут быть выполнены в однотонном виде или обогащены рисунком, а это значит, что имеется возможность манипулировать освещенностью помещения, доводя ее до комфортного для восприятия уровня.


Бронзовый цвет являет собой ряд оттенков из желтой палитры, которые варьируются в зоне зеленого и коричневого цветов. Это смесь, которая имеет сходства с металлом и его переливами на солнечном свете. Тон входит в категорию теплых, насыщенных и ярких, в зависимости от композиции, где он применяется. На фоне темных оттенков других цветов он будет светлым, как нечто дополнительное.

Иными словами, это универсальное сочетание нескольких цветов, которые имеют переливы, отливы и даже яркие “точки” при создании индивидуального имиджа. “Подстроиться” он может практически под любой наряд или интерьер, главное, соблюдать тонировку в цветах. Самым популярным он был в XIX веке, когда бронза присутствовала в интерьерах, одеждах и даже в макияже. Тогда и настал звездный час для такого оттенка, который в последствии был именован “лондонским дымком” благодаря одному модному дизайнеру одежды.

Достичь легкости и непревзойденности в интерьере достаточно сложно. И как обойтись без двоякого лицемерного цвета, который, как по настроению, переливается из светлого в темный оттенок? Тона — этот момент присущ только переходным цветам, и бронзат — один из них. Попробуйте отойти от стереотипов, создавая просторные светлые комнаты при помощи зонирования и обманных зеркал. Добавьте в интерьер небольшой кусочек бронзы:

  • кованые ручки или решетки;
  • рамки для фото;
  • ободок у изголовья кровати.

Речь об универсальности не пойдет, так как бронза в одежде — это смело и экстравагантно. Не каждому пойдет такой стиль, тем более мужчинам. А когда же уместно применять “дизайнерские штучки”? Золотистый бронз можно уместить в образ теплого эвкалипта — рыжеволосым девушкам понравится. Обладательницам смуглой кожи стоит подбирать более светлые оттенки — под зеленые или янтарные цвета глаз. Коричневые или орехово-пепельные волосы будут идеально смотреться с одеждой полупрозрачных тонов бронзы.

Такой цвет в одежде олицетворен с успехом и прагматичностью, поэтому нередко из подобной ткани шьют деловые и вечерние костюмы. Дополнить одеяние помогут аксессуары зеленых оттенков, черных цветов и переходных монохромных. Если вы не знаете, с чем носить бронзовый цвет, отправляясь на свидание, разбавьте его “настойчивость” лепестками бирюзы и коралла.

Светлый оттенок бронзовых стен в сочетании с более темными шторами

Место среди родственных тонов

В рабочем кабинете

Дизайн любого жилого помещения приобретает новое значение и становится уникальным. Многие специалисты по психологии уверены в том, что этот цвет является теплым и домашним.

Зонирование одного из участков комнаты

Сочетание бронзового с другими цветами

Бронзовый сочетается с средне-насыщенными оттенками. Наилучшие композиции получаются с осенней палитрой. Самыми роскошные сочетания составлены по принципу теплового контраста, однако и теплые палитры, как сам оттенок имеют загадочную притягательность. Как коричневый оттенок, бронза усиливает цветовой колорит пары, а как сложный, глубокий тон наполняет цветовую гамму гармонией и природным спокойствием.

Сочетание бронзового и розового – мягкое, романтичное, в нем не должно быть резкости, даже если оттенок розового темный. Лучше всего в комбинации будут смотреться теплые, в меру приглушенные оттенки. Палитра составлена из королевского розового, сахарной ваты, клубничного, темно-розового, брусничного.

Бронзовый сочетается с красным, как теплый, родственный оттенок. Цветовая гамма смотрится естественно из-за объединяющего красного тона, который входит в состав коричневого. Сложные, приглушенные красные оттенки могут быть как теплыми, так и иметь винный подтон. Сочетание включает в себя ализариновый, томатный, вишневый, винный, темно-бордовый.

Сочетание цветов бронзового и оранжевого. По сути коричневый, а еще такой яркий, является темным оттенком оранжевого, так что сочетание с ним будет в одной цветовой гамме, первый будет тенью второго. Гармония такого сочетания будет легкой, ненавязчивой, а композиция – глубокой. Колорит составлен из персикового, облепихового, золотисто-медного, темно-оранжевого, рыжего.

Как бронзовый цвет сочетается с желтым? Желтый, как и красный, является родственным оттенком коричневому, так как входит в состав последнего. Оттенки желтого лежат в светлом спектре, поэтому это сочетание будет построено на световом контрасте и смотрится тепло и привлекательно. Палитру составили из цвета шампань, шафранового, горчичного, желтого золота, яркого золота.


Бронзовый и теплый зеленый – сочетание приятно, обволакивающее, естественное, как зелень и тонкие веточки со свежей корой. Оттенки в своем составе имеют объединяющий желтый, что поддерживает гармони. Однако, лучше брать сложные, мягкие тона зелени против ярких и звонких. В сочетании участвуют зеленый чай, шартрез, защитный, хвойный, коричнево-зеленый.

Бронзовый сочетается с холодным зеленым, создавая легкий тепловой контраст, но при этом находясь в зоне естественной композиции. Холодные оттенки зелени должны быть легкими, не навязчивыми, со значительной примесью серого, за исключением изумрудного, который, как драгоценный камень хорошо смотрится с благородным металлом. Композиция состоит из зеленого цвет воды, светлого серо-зеленого, полыни, серо-зеленого, малахитового.

Сочетание бронзового с синим – это представитель не только насыщенного теплового контраста, но и дополнительной пары. Такой колорит один из самых излюбленных во всех сферах. Предпочтительны морские оттенки, так как бронзовый построен от красно-оранжевого тона, а сине-зеленый является дополнительным к нему. Цветовая гамма построена из серо-зелено-голубого, цвета яйца дрозда, морской волны, темного сине-зеленого, черничного.

Бронзовый сочетается с фиолетовым – выделяя его красный подтон, так как именно он объединяет эти цвета. Мягкие сиреневые и красно-фиолетовые оттенки придают пряности, изысканности основному тону. Композиция включает в себя сиренево-лиловый, сиреневый аметист, красно-фиолетовый, сливовый, баклажановый.

Бронзовый и коричневый – сочетания в одной гамме, так как основной тон – это выраженный коричневый оттенок. Такие палитры не менее популярны, чем зеленые. Их переплетения кажутся нам сказочными, а золотистые нотки некоторых тонов на ровне с тусклыми темными создают ощущение металлического перелива. Композиция построена из дуба, желто-коричневого, сепии, шоколадного, горького шоколада.

Бронзовый сочетается с белым, серым, бежевым и черным, как нейтральными оттенками. Каждый из них по своему подчеркивает этот цвет: мягкий белый вносит легкость, бежевый – кротость, теплые серые – сглаживают, а холодные – обостряют, черный богато подчеркивает. Палитра состоит из сливочного, бежевого, серо-бежевого, шифера, мокрого асфальта.

[править] Этимология термина

Термин бронзовый век впервые встречается в книге «Труды и дни» Гесиода, где история человечества разделена на 5 периодов: золотой, серебряный, бронзовый, возраст героев и железный век.

С развитием археологии в самостоятельную науку, датский археолог Кристиан Юргенсен Томсен создал периодизацию доисторического периода человечества на основе классификации артефактов по материалу, из которого изготовлены орудия труда. Эта классификация артефактов бронзового века наиболее подходит для археологических находок Средиземноморья и Ближнего Востока. В то же время, в археологических культурах Древнего Китая выделить бронзовый и железный века труднее.

Наемные воины и пиктограммы

К сожалению, письменных источников об истории Европы и Евразии эпохи бронзы не сохранилось, поэтому данные о ней довольно скудные. Но с новыми открытиями в археологии картина стала меняться. Когда начали изучать изотопы стронция в костях, выяснилось, что некоторые люди, родившиеся, к примеру, на территории нынешней Германии, были похоронены в Англии. При этом захоронения были явно воинскими — с большим количеством бронзового оружия. Из этого можно сделать вывод о высоком уровне миграции вооруженных людей в Европе того времени — это могли быть и полноценные набеги на соседей, и происки наемников.

Также на скалах в Швеции были найдены пиктограммы той эпохи. В том числе там есть изображения мужчин, бьющихся на топорах. Правда, скептики и тут заявили, что это просто изображения мифологических сюжетов.

И даже найденное в Норвегии погребение семерых мужчин с явными следами насильственной смерти от бронзовых мечей не изменило мнение данных ученых — они посчитали это просто неким бытовым или локальным конфликтом. Но дальше было больше.

Европа

Берлинская золотая шляпа. Такие золотые шляпы носили кельтские жрецы бронзового века.

На бронзовый век приходится проникновение в Европу индоевропейских племён, которое положило конец многовековому развитию Старой Европы. Основные культуры бронзового века в Европе — унетицкая, погребальных полей, террамарская, лужицкая, белогрудовская.

Эгейские острова

Первые ахейские царства, образованные в XVII—XVI вв. до н. э. — Микены, Тиринф, Пилос — имели тесные культурные и торговые связи с Критом, микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации, влияние которой ощущается в культовых обрядах, светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов.

В XV—XIII вв. до н. э. ахейцы завоевали Крит и Киклады, колонизировали многие острова в Эгейском море, основали ряд поселений в глубине территории Греции, на месте которых позднее выросли знаменитые античные города-государства — Коринф, Афины, Дельфы, Фивы. Этот период считается временем расцвета микенской цивилизации.

Эгейская цивилизация установила крупную торговую сеть. Эта сеть импортировала олово и древесный уголь на Кипр, где олово сплавлялось с медью для получения бронзы. Бронза пользовалась огромнейшим спросом не только в Средиземноморье, но и за его пределами. Изотопный анализ некоторых образцов меди показал, что некоторая её часть импортировалась даже из такой отдалённой области как Великобритания. В то время получило широчайшее развитие такое ремесло как навигация. Навигация к тому моменту достигла такого уровня, какого не достигала до приблизительно 1750 года (н. э.). Например, мореходы Эгейского моря умели определять долготу, на которой они находятся. Очевидно, что минойская цивилизация с центром в Кноссе, координировала и защищала эту торговлю.

Поздний бронзовый век

В позднем бронзовом веке распалась Циркумпонтийская металлургическая провинция, и сформировались новые. Самой крупной была Евразийская степная металлургическая провинция. К ней примыкала Кавказская металлургическая провинция, изделия которой были очень разнообразны, и Ирано-Афганская металлургическая провинция. Существовало еще несколько провинций, которые отличались друг от друга и приемами обработки бронзы и формами изделий.

Бронзовый век на Ближнем Востоке начался с Анатолии (современная Турция). В горах Анатолийского нагорья было очень много меди и олова. Медь добывали и на Кипре, в Древнем Египте, Израиле, Иране и вокруг Персидского залива. В Раннем бронзовом веке появились города-государства и письменность. В Среднем бронзовом веке в регионе появились кочевые народы: амориты, хетты, хурриты, гиксосы. В Позднем бронзовом веке мощные государства региона конкурировали между собой: Древний Египет, Ассирия, Вавилония и т.д.

Основными культурами бронзового века в Европе являются унетицкая, погребальных полей, террамарская, лужицкая, белогрудовская.

Бронзовый век в Индийском субконтиненте наступил в эпоху зарождения Цивилизации долины реки Инд. По древним раскопкам мы видим, что жители Хараппы были знакомы с медью, бронзой, свинцом и оловом. Они разрабатывали новые методы их обработки и получения.

В Китае бронзовый век начался при династии Ся. Культура Эрлитоу, династия Шан и культура Саньсиндуй использовали бронзовые ритуальные сосуды, а также инструменты сельского хозяйства и оружие.


В Америке инки знали секрет изготовления бронзы. Бронзовые предметы были найдены на западе Мексики.

Зиккурат в Уре — памятник шумерской архитектуры бронзового века.

Ранний бронзовый век

В первой половине VI тысячелетия распалась Балкано-Карпатская металлургическая провинция и возникла Циркумпонтийская металлургическая провинция. В ее пределах были открыты и начали использоваться меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов. К западу от нее работали горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова, Британских островов. На юге и юго-востоке известны металлоносные культуры Египта, Аравии, Ирана и Афганистана, вплоть до Пакистана.

Достоверно неизвестно, где и когда открыли способы получения бронзы. Однако есть предположения, что произошло это в нескольких местах. Где же были обнаружены самые ранние бронзовые изделия? Такие изделия с примесями олова были найдены в Ираке и Иране приблизительно в конце IV тысячелетия до нашей эры. Однако некоторые утверждают, что бронзу нашли гораздо раньше в Таиланде в V тысячелетии до нашей эры. В III тысячелетии до нашей эры в Анатолии по обе стороны Кавказа делали изделия из бронзы с содержанием мышьяка.

С началом бронзового века в Евразии человеческие сообщества разделились на два блока. На территории Саяно — Алтая — Памира и Тянь-шаня — Кавказа — Карпат — Альп жили люди, которые вели хозяйство, основанное на земледелии и животноводстве. Именно здесь появились города, письменность, государства. Севернее, в степи Евразии жили воинственные племена подвижных скотоводов.

[править] Общая характеристика

В общем, в большей части мира бронзовой эпохе предшествовала эпоха неолита, однако в некоторых регионах эпохе бронзы предшествовал переходный период от неолита к бронзовому веку — энеолит (медно-каменный век). Наряду с этим, некоторые регионы (например, к югу от Сахары) перешли к железному веку, минуя бронзовый век.

Хронологически разделяют бронзовый век на:

  • ранний бронзовый век
  • средний бронзовый век
  • поздний бронзовый век

В ранний период бронзового века зона археологических культур с использованием бронзовых орудий труда охватывала 8-10 млн км², а в конце эпохи бронзы площадь этой зоны достигла 40-43 млн км².

Ранний бронзовый век

Местом первого применения металлических орудий труда стал Ближний Восток, где медь была известна с 4-го тыс. до н. э. В некоторых районах Передней Азии появились и первые изделия из бронзы. Самые ранние бронзовые изделия с примесями олова, датированные концом 4-го тыс. до н. э., были найдены в Иране. Бронзовые изделия с примесями мышьяка производились в Анатолии и на Кавказе в начале. 3-го тыс. до. н. э. В то же время, некоторые изделия Майкопской культуры датированы серединой 4 — сер. 3 тыс. до н. э.

В первой половине 4 тыс. до н. э. произошел распад Балкано-Карпатской металлургической провинции и формирования около 35-33 в. до н. э. циркумпонтийской металлургической провинции, что стало фактическим началом бронзового века. Циркумпонтийская металлургическая провинция, в раннем и среднем бронзовом веке была главным центром производства бронзы, она распространялась на меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов. К западу от нее функционировали горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова и Британских островов, а на юге и юго-востоке существовали бронзовые культуры Египта, Аравии, Ирана и Афганистана.

С началом бронзового века сформировались 2 основных блока сообществ Евразии: южнее горного пояса от Саянских гор через Кавказ, Карпаты в Альпы сформировались сообщества с земледельческо-животноводческим хозяйством, сложной социальной структурой, на основе которой появились города, письменность и государства. Севернее горного пояса в Евразийских степях сформировались сообщества кочевых скотоводов.

Средний бронзовый век

В среднем бронзовом веке (26/25 — 20/19 в. до н. э.) регион использования бронзовых орудий труда распространяется, главным образом, в северном направлении. В это время еще сохраняется доминирование циркумпонтийской металлургической провинции над другими регионами производства бронзы.

Поздний бронзовый век

На рубеже 3 и 2 тысячелетий до н. э. происходит распад циркумпонтийской металлургической провинции. Вместе с тем начинается поздний этап бронзового века. Формируется ряд новых металлургических провинций. Среди них наибольшей была Евразийская степная металлургическая провинция (около 8 млн км²), унаследовавшая традиции циркумпонтийской металлургической провинции. К югу от нее функционировала Кавказская и Ирано-Афганская металлургические провинции, которые были небольшими по площади охвата, но отличались многообразием форм изделий и характером сплавов. На территории от Саянских и Алтайских гор до Индокитая сформировались производственные центры Восточно-Азиатской металлургической провинции. Высококачественные изделия разнообразных форм производились Европейской металлургической провинцией, которая охватывала территории от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы. К югу от нее располагалась Средиземноморская металлургическая провинция, отличавшаяся от Европейской технологией производства и формами изделий.

В 13-12 веках до н. э. происходит распад и смена культур практически на всем пространстве Евразии от Атлантики до Тихого океана, и в течение нескольких веков — до 10/8 веков до н. э. происходят значительные переселения народов. Этот период получил название катастрофы бронзового века. Одновременно начинается переход к железному веку. Дольше хранились ячейки культур бронзового века в Атлантической Европе, на которой расселялись кельтские племена.

Бронзовый цвет в одежде

Бронзовый цвет в одежде скромен, но элегантен. Больше всего он пойдет цветотипу «осень», но выбрать его могут и «летние» девушки. Как усиливающий цвета, этот тон будет создавать в ваш гардероб удивительные колориты, при этом оставаясь естественным, благородным и стильным. Оттенок хорошо работает в деловом стиле, кежуал, но может быть полезен и в вечернем гардеробе, особенно если ткань будет металлически-гладкой или бархатисто-ворсистой. Образ, который создаёт этот цвет можно назвать в меру романтичным, в меру практичным, но всегда изысканным и интеллигентным. Особо хорошо с его помощью удается создать винтажные образы, который при этом не будут тусклыми или мрачными.


С этим читают