Бтр — новые посты

Введение

При отсутствии у противника противотанковых средств, БТР может поддержать стрелков (пехоту, МП, ВДВ) огнём бортового оружия.


Ранее — в период Первой мировой войны и после — классифицировался как транспортный танк или танк-транспортёр.

По советской классификации 1933 года «О системе броневого и танкового вооружения РККА» назывался транспортёр пехоты (на шасси лёгкого трактора или танка).

Ближайшие по классу к бронетранспортёру (в некоторых государствах нет этого разделения) машины — боевые машины пехоты (БМП) и боевые машины десанта (БМД). Разница между ними в тактическом назначении и, следствие, в балансе боевых и транспортных функций. БТР в основном разрабатывался как защищённое транспортное средство пехоты, а БМП и БМД должны и непосредственно поддерживать мотопехоту (мотострелков) огнём орудия и пулемёта во всех видах боевых действий. Хотя на многих БТР мощные крупнокалиберные пулемёты, их вооружение, как правило, не стабилизированно и с упрощёнными прицелами, что ограничивает его применение в основном для самообороны. БМП и БМД отличаются от БТР лучшей защищенностью и большей огневой мощью. БТР же, имея колёсный ход, значительно превосходит их в скорости по хорошим дорогам. В свою очередь, БМД отличается способностью парашютного десантирования. БТР по сравнению с БМП и БМД обычно имеет значительно меньшую стоимость в производстве из-за отсутствия на нём сложного и высокотехнологичного боевого оборудования.

В последнее время разработаны варианты гусеничных БТР на базе танков с противоснарядным бронированием. Так различия между гусеничными БТР, БМП и БМД по боевым свойствам практически исчезают. Внешне отличить такой БТР от БМП можно только по основному вооружению, которое у БТР, как правило, пулемётное, а у БМП — пушечное или ракетно-пушечное с калибром пушки 20 мм и больше. Тем не менее ряд тяжёлых бронетранспортёров, как БТР-Т, имеет вооружение калибром свыше 20 мм, что фактически стирает границу между БТР и БМП. Другое менее бросающееся в глаза отличие, — БМП и БМД, в отличие от БТР, значительно более защищены от поражающего действия ядерного оружия.

Для БТР, в отличие от танков, тип движителя не оговорён, поэтому среди БТР есть и гусеничные и колёсные.

Колёсные БТР имеют ряд преимуществ по сравнению с гусеничными. Прежде всего это больший ресурс работы и высокая техническая надежность. Возможность использования стандартных узлов и агрегатов гражданских автомобилей упрощает ремонт и обслуживание, а также удешевляет производство колёсных боевых машин.

Применение в колёсных машинах новых технических и технологических решений значительно повысило их боевые качества, в том числе проходимость вне дорог, броневую защиту и вооружение, что приблизило боевые качества колёсных БТР к гусеничным.

БТР-90 Бахча

При разработке этой модификации перед инженерами стояла задача увеличить огневую мощь в несколько раз. Для выполнения задачи конструкторы оснастили технику 100-миллиметровым орудием 2А70, 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А72 и 7,62-миллиметровым пулемётом.

Систему СУО перенесли с Бережка. Автоматизированный механизм с раздельными прицелами для командира и наводчика вкупе с автоматическим сопровождением движущихся целей обеспечивают высокую боевую эффективность. Технологии позволяют вести огонь осколочно-фугасными снарядами из укрытия. Прицельные механизмы, работающие эффективно днём и ночью, обеспечивают стабильное поражение целей на расстоянии, как минимум, 3 500 метров.

Управляемое ракетное вооружение «Аркан» при первом попадании выводит из строя современные вражеские танки, даже если их конструкция дополнена динамической бронёй. Максимальная дистанция поражения — 5 500 метров (на месте и на ходу). Система управления ПТУР защищает ракеты от вражеских помех. Также при стрельбе на вражеских танках не срабатывает датчик лазерного облучения, что позволяет наносить удары неожиданно для противника. ПТУР обеспечивает автоматическую зарядку орудий, экономя время экипажа.

Перспективы


Этот вопрос остается дискуссионным. Многие аналитики видят будущее в тяжелых БТР, сопоставимых по бронезащите с танками. Но это ведет к фактическому срастанию классов БТР и БМП, к уменьшению мобильности и проходимости транспортеров, а также к серьезному возрастанию их цены. Однако в условиях военного конфликта с сопоставимым противником ставка на дорогую, качественную, но малочисленную технику срабатывает далеко не всегда. В большинстве случаев лучше комбинировать легкие и тяжелые вооружения.

Все-таки в расшифровке БТР главным словом является «транспортер». Каковым он и должен оставаться.

Машины на базе БТР-90

БММ «Сухожилие»

Многоцелевая бронированная медицинская машина (БММ). Разработка машины была начата 1 июня 1997 года согласно договору № НТК/2/459. Предприятием-разработчиком являлось ООО «Прибор-Контроль». Договором предусматривались следующие сроки разработки машины:

  1. Эскизный проект: с июня по декабрь 1997 года;
  2. Технический проект: с декабря 1997 по сентябрь 1998 год;
  3. Разработка конструкторской документации на опытный образец: с октября 1998 по июнь 1999 года;
  4. Создание опытного образца и его предварительные испытания: с июля 1999 по июнь ;
  5. Государственные испытания: с июля 2000 по март ;
  6. Отработка конструкторской документации по результатам государственных испытаний: с апреля 2001 по декабрь 2001.

На этапе изготовления опытного образца и проведения предварительных испытаний ООО «Прибор-Контроль» в указанные сроки не уложилось. В результате сроки завершения этапа были сдвинуты на март 2006 года. Однако 31 мая 2006 года на совещании было принято решение о закрытии проекта, обосновывая тем, что продолжение данной темы в связи с затягиванием сроков является нецелесообразным.

МЗ-187

Проект 120-мм САО на базе БТР-90. Разрабатывался в специальном конструкторском бюро ОАО «Мотовилихинские заводы». Проект предусматривал размещение боевого отделения САО 2С31 «Вена» на шасси ГАЗ-5923. Однако в ходе выполнения этапа технического предложения была выявлена нецелесообразность установки полностью унифицированного с 2С31 боевого отделения. Основными причинами послужили ограниченные углы горизонтального наведения в связи с низкой устойчивостью шасси, малый возимый боекомплект и незначительное преимущество по сравнению с ранее разработанным САО 2С23 «Нона-СВК». Работы по данному проекту были прекращены.

БТР-90 Бережок

Оснащён ПТРК «Корнет-Э» и 30-миллиметровым автоматическим гранатомётом. Огневая мощь превышает показатели базовой версии Росток в 3,2 раза. Вооружение дополняет автоматизированный СУО с инновационным прицельным комплексом. Используется комбинированный прицел для наводчика, работающий в дневном и ночном режимах. Для командира обустроен панорамический комбинированный прицел, который состоит из оптического, тепловизионного, телевизионного и лазерного каналов. Благодаря этому повышена общая точность бронемашины. Стабильное поражение целей на расстоянии до 3,5 километров.

Стабилизатор вооружения построили на новой платформе, что позволило улучшить условия работы. СУО оснащён цифровым баллистическим вычислителем, который оборудован системой датчиков условий стрельбы. Автоматическое сопровождение захваченных целей повысило точность стрельбы по движущимся объектам.

«Корнет-Э» поражает все современные танки на расстоянии до 5,5 километров. Пусковая установка многозарядная, поэтому у экипажа нет необходимости проводить постоянную перезарядку в процессе боевых действий. Благодаря новому вооружению БТР-90 Бережок повышена скорострельность.


Тыльная часть башни оборудована 30-миллиметровым автоматическим гранатомётом АГ-30М. Орудие стабилизировано по вертикали, магазин защищён бронёй и рассчитан на 300 боеприпасов. АГ-30М применяют для поражения пехоты врага, находящейся в укрытии.

Советский и американский пути

В вопросах стратегии развития БТР СССР И США разошлись даже больше, чем в танкостроении. СССР быстро перешел на легкие восьмиколесные машины, которые были возможны к транспортировке самолетом. США же делали ставку на БТР. Их выбор пал на гусеничный движитель, как, например, у невероятно популярного M113. Кроме того, американцы выпускают и легкие четырехколесные командные и разведывательные БТР. Европейские же компании использовали как советскую, так и американскую формулы, в зависимости от предназначения и покупателя машины.

Отдельное внимание необходимо уделить Израилю. Израильтяне первыми стали делать действительно тяжелые транспортеры, обратив особое внимание на слово «бронированный» в расшифровке БТР

История создания и производства

Разработка БТР-3 началась в 2000 году. Первый БТР-3У «Guardian» проектировался по техническому заданию компании ADCOM из ОАЭ для участия в конкурсе на поставку БТР для морской пехоты ОАЭ. Первая машина была сделана на базе БТР-94 — модернизации БТР-80, разработанной по заказу Иордании на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени В. А. Малышева (ХЗТМ), в КБ отдела «65». Разработка конструкции БТР-3 была завершена в 2002 году. Помимо ХКБМ, в разработке и создании БТР-3 и его модификаций участвовали «Государственный научно-технический центр артиллерии и стрелкового вооружения» (Украина), «ADCOM Manufacturing Company Ltd. WLL» (ОАЭ), «Deutz AG» (ФРГ) и «Allison Transmission» (США). В производстве БТР-3 задействованы 10 предприятий концерна «Укроборонпром».

16 августа 2004 года конструкция «колёсного бронетранспортера на базе взятого за прототип БТР-80» была запатентована.

Производство корпусов для БТР-3 по некоторым данным находилась в Мариуполе Донецкой области на заводе «Азовмаш». Существуют утверждения о производстве корпусов БТР-3 на Лозовском кузнечно-механическом заводе.

В дальнейшем, производство корпусов было освоено на Киевском бронетанковом заводе (где происходит сборка БТР-3).

Эксплуатационные затраты у БТР-3Е меньше, чем у БТР-4, в июне 2014 они составляли около 5 тыс. гривен в месяц.

По состоянию на начало 2015 года, предприятиями военно-промышленного комплекса Украины был освоен выпуск 90% компонентов и комплектующих к БТР-3. Как сообщил в интервью директор Киевского бронетанкового завода В. Лисица, по результатам двенадцати месяцев интенсивной эксплуатации в условиях боевых действий, к началу ноября 2015 года в конструкцию БТР-3 были внесены почти 740 изменений, в результате которых были устранены имевшиеся ранее недочёты, повышены боевая эффективность и технологичность производства (в частности, изменено расположение сварных швов). Кроме того, были начаты работы по созданию опытного образца БТР-3 с двигателем MAN немецкого производства.

В начале ноября 2015 года на выставке вооружения «Defense & Security-2015» было подписано рамочное соглашение о намерении начать производство БТР-3Е1 и запасных частей к ним на территории Таиланда.

БТР-82 и БТР-82А

В конце 2009 года появились первые образцы глубокой модернизации БТР-80, а в 2011 году новина начала поступать на вооружение российской армии.

Отличается дизельным двигателем КамАЗ-740, развивающим мощность 300 л.с., комплексом работ, направленных на увеличение живучести, проходимости и надёжности.


На внутренних сторонах бронелистов расположена противоосколочная защита, усилена противоминная. Необитаемая башня с электроприводом орудия позволила расположить наводчика в обитаемом отделении.

Обновлена электроника, средства наблюдения и система пожаротушения.

БТР-82А отличается 30мм пушкой 2А72 вместо КПВТ.

Эти машины находятся на вооружении армии Казахстана с 2010 года, с 2013 года – российской.

Примечания

  1. The Military Balance 2016
  2. Веретенников А. И. Развитие украинской бронетехники за последние 20 лет (1992-2011 г.г.) // Інтегровані технології та енергозбереження. — 2012. — Вып. 4. — С. 124.
  3. .
  4. Константин Сидоров. . Еженедельник «Военно-промышленный курьер», № 31 (448) (8 августа 2012 года).
  5. ↑ BTR-3E in forward line // «Ukrainian Defense Review», № 1, January — February 2015. p.12-16
  6. Колёсный плавающий бронетранспортёр БТР-3У (8х8) // Бронетанковая техника мира: справочник / сост. О. Н. Брилев. М., АРМС-ТАСС, 2006. стр.334-335
  7. Колісний бронетранспортер. Патент України № 2798
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 13 августа 2016.
  9. Сергей Згурец. Эволюция боем // «Defense Express», № 10-11 (октябрь — ноябрь) 2015. стр.18-20
  10. Біла книга 2015: Збройні сили України. Київ, Міністерство оборони України», 2016. стор.30
  11. Біла книга 2015: Збройні сили України. Київ, Міністерство оборони України», 2016. стор.96
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения 7 февраля 2017.
  13. (16 сентября 2013).
  14. Сергей Згурец, Defense Express. .
  15. .
  16. The Military Balance 2016, p.185
  17. The Military Balance 2016, p.276
  18. The Military Balance 2016, p.461
  19. The Military Balance 2016, p.359
  20. The Military Balance 2016, p.471
  21.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 апреля 2016.
  22. The Military Balance 2018, p.306,307
  23. The Military Balance 2016, p.206
  24. . Mignews.com.ua. Дата обращения 18 мая 2016.
  25. . kbtz.com.ua. Дата обращения 18 мая 2016.
  26. The Military Balance 2018, p.454

С этим читают