Булава — оружие богатырей и казаков: история, фото

Главный калибр

Официальные тактико-технические характеристики «Булавы» в открытой печати не публиковались. Но известно, что стартовая масса ракеты — около 36,8 т, забрасываемый вес — 1150 кг, длина в пусковом контейнере — 12,1 м, диаметр — 2 м. По данным СМИ, максимальная дальность — до 10 000 км. Круговое вероятное отклонение (показатель точности стрельбы) ракеты, по оценкам специалистов, может составлять от 120 до 350 м.


Высокая точность попадания боеголовок и скорость подлета к цели, которую иногда называют гиперзвуковой, позволяют ракете преодолевать любую систему ПРО, как существующую, так и перспективную.

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

СПЕЦПРОЕКТ

«Булава» — основное оружие подлодок класса «Борей». Они могут запустить ее из-под толщи арктического льда. Субмаринам старых проектов типа «Кальмар» и «Дельфин» для этого необходимо было проломить корпусом лед и только после этого начать подготовку к запуску ракет. Как отмечают военные эксперты, такой маневр сильно демаскирует крейсер при подготовке к ракетной атаке.

«Бореи» могут стрелять с ходу без подготовки. Такая возможность появилась благодаря «старому» проекту лодки с ракетным комплексом «Барк». На нем конструкторы создали систему пуска ракет из-подо льда, когда за несколько секунд до выхода ракеты из ракетной шахты стартуют несколько неуправляемых боеприпасов. Именно они расчищают дорогу главному ударному комплексу лодки, взрываясь при соприкосновении со льдом.

И хотя дальность полета ракеты не очень большая (до 10 000 км), она позволяет ей вместе с подводным ракетным крейсером проекта 955 решить все поставленные перед ней задачи и делает удар «Булавы» неотразимым. 

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Владимир Мономах»

 Лев Федосеев/ТАСС

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «БОРЕЯ»

Двухкорпусная подводная лодка: экипаж, реактор, турбины, ракетные шахты, другие важнейшие системы и механизмы находятся в прочном корпусе, способном выдерживать большое давление воды; снаружи находится «легкий» корпус, придающий субмарине обтекаемую форму.

Согласно открытым источникам, длина лодки проекта 955 составляет 170 м, ширина — 13,5 м, осадка — 10 м. Надводное водоизмещение подлодки — 14 720 т, подводное — 24 тыс. т. Максимальная глубина погружения — до 400 м; надводная скорость — 15 узлов, подводная — до 29 узлов. Автономность плавания — 90 суток, экипаж — 107 человек.

Субмарина оснащена одновальной паротурбинной атомной энергетической установкой мощностью около 50 тыс. лошадиных сил, разработанной в ОКБМ им. И.И. Африкантова. Тепловая мощность водо-водяного реактора ОК-650В — 190 МВт.

ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ

Он создает реактивную тягу благодаря выталкиваемой струе воды и, в отличие от классического винта, создает существенно меньше шумов. Им оснащены британские субмарины типа Trafalgar и американские Seawolf. В СССР экспериментальная водометная насадка впервые была установлена на дизель-электрической подводной лодке Б-871 «Алроса», построенной в 1988–1990 годах.

Всего планируется построить шесть «Бореев-А», которые будут нести службу на Северном и Тихоокеанском флотах. С завершением этой серии в боевом составе ВМФ будут находиться 14 новых стратегических АПЛ: 11 — класса «Борей-А» и три — класса «Борей»источник ТАСС в «оборонке»


Сейчас в стадии строительства находятся пять подлодок типа «Борей-А». Последний корабль этой серии, «Князь Пожарский», был заложен в декабре 2016 года. В этом году ожидается, что в состав ВМФ войдет головной подводный стратегический ракетоносец проекта 955А («Борей-А») «Князь Владимир». Испытания субмарины проходят на Северном флоте.

Подготовил Роман Азанов

В материале использованы данные «ТАСС-Досье»

Признаки холодного оружия и параметры: 5 основных составных частей

Признаки настоящего холодного оружия – это рассматриваемые в совокупности все его физические параметры, то есть общая величина, длины клинка и рукоятки, толщина тупой грани основной части, качество стали, особенности черенка с точки зрения удобства и безопасности. Они указаны в ГОСТе, а также федеральном законе, и требования касаются как изделий фабричного производства, так и изготовленных кустарно. 5 признаков холодного оружия – это:

Параметр Его значение или наличие
Длина клинка Больше 9 см
Толщина обуха 2,5-6 мм
Твердость стали, из которой изготовлен клинок От 42 HRC
Выемки на черенке для удобного хвата Глубина от 4 мм
Одна выемка на рукоятке или пальцевый ограничитель Глубина от 5 мм
Заточенное лезвие Есть

Установить, что нож имеет не бытовое значение, не является спортивным снарядом или производственным приспособлением, можно, если одновременно присутствуют все приведенные выше условия. Но иногда определить холодное оружие удается только после экспертизы. И при ее выполнении очень спорной является, например, острота лезвия, ведь признать его заточенным можно, даже если оно режет только бумагу.

Вообще среди всех составных частей важнее всего особенности клинка. Изделие не может считаться оружием, если у него:

  • Острие скругленное или создано для выполнения хозяйственных работ (типа отвертки). Им трудно нанести колющий удар, поэтому нож не признают холодным оружием.
  • Острие находится выше линии обуха на 5 мм. В этих случаях нанесение колющего удара тоже проблематично.
  • Обух с прогибом в 5 мм, а длина – до 180 мм. Или первый показатель – 10 мм, а второй – от 180 мм. И здесь колющий удар плохо выполним.
  • На расстоянии 1/3 длины клинка от острия расположен крюк. Так бывает на охотничьих ножах, которые не являются холодным оружием.
  • Обух и ближайшая к клинку часть черенка выгнуты вверх более чем на 15 мм. И это препятствует нанесению удара ножом.
  • Линии лезвия и обуха образуют угол больше 70 градусов. Это тоже затрудняет колющий удар.
  • Черенок меньше 70 мм, на нем выемки глубиной до 4 мм или их нет совсем, как и ограничителя. При таких исходных данных нож опасен для наносящего колющий удар, то есть не предназначен для поражения.

Длина клинка, толщина

Длина клинка ножа, являющегося орудием поражения, больше 9 см. Измерять ее следует от острия до точки соединения с рукояткой или ограничителем. Но такой длина бывает у очень многих кухонных изделий, тем не менее они разрешены, свободно продаются. То есть сама по себе эта величина – еще не признак запрещенного орудия, значение имеет и, например, толщина клинка. Это острота лезвия и обуха, о которых речь пойдет дальше.

Длина лезвия

Длина лезвия ножа, запрещенного к владению без лицензии, ГОСТом не регламентируется. Когда упоминают о ней, имеют в виду размер клинка, хоть это и не совсем одно и то же:

  • его отмеряют от кончика острия до начала рукоятки (у холодного оружия больше 9 см);
  • величину лезвия определяют по заточенному краю клинка.

Но для выяснения типа орудия параметр не имеет значения.

Толщина обуха

Толщина обуха, запрещенного к свободной покупке изделия, бывает 2,6-6 мм в самой массивной части. Если она меньше минимального значения, считается, что клинок при ударе погнется. А при толщине от 6 мм воткнуть его в тело тоже проблематично, то есть ниже проникающая способность. Хотя на самом деле оба утверждения спорны. И все же разрешенные к использованию ножи обычно имеют обух не больше 2,4 мм толщиной.

Заточенность 

Острота лезвия холодного орудия такова, что с его помощью должно быть доступно разрезание березовой ветки 10-12 мм толщиной и 12%-ной влажностью за 5 движений. Притом поверхность обнажившегося участка палочки должна быть гладкой, без «заусенцев». Это условие прописано в ГОСТе.

Анатомия клинка: наглядно о том, что такое спуски, подводы и режущая кромка

Твердость 

Сталь клинка холодного оружия должна быть от 42 HRC. Все, что меньше этого значения, согнется при ударе, то есть полноценно нанести им удар не получится. Этот критерий так же определен государственным стандартом.

Маневренность и неуязвимость

Что говорят в ответ на это приверженцы жидкотопливных традиций? Наиболее характерное возражение принадлежит Герберту Ефремову в его заочной полемике с руководством МИТ. С его точки зрения, разница в активном участке между ракетами с ЖРД и РДТТ не так уж велика и не столь важна при прохождении ПРО по сравнению с гораздо более высокой маневренностью. При развитой системе ПРО придется значительно ускорить распределение боеголовок по целям с помощью так называемого автобуса — специальной ступени разведения, которая, каждый раз меняя направление, задает направление очередному боезаряду. Оппоненты из МИТ склоняются к отказу от «автобуса», считая, что головки должны иметь возможность маневрировать и наводиться на цель самостоятельно.

Критики идеи возрождения тяжелых жидкотопливных ракет указывают при этом на тот факт, что вероятный преемник «Сатаны» непременно будет ракетой шахтного базирования. Координаты же шахт известны вероятному противнику, и в случае попытки нанесения им так называемого обезоруживающего удара места дислокации ракет несомненно окажутся среди приоритетных целей. Однако в шахту не так-то легко попасть, и еще труднее ее разрушить, при том что, например, мобильные комплексы «Тополь-М», тихоходные и передвигающиеся по открытой местности в строго заданном районе, уязвимы в гораздо большей степени.

Замена ракеты шахтного базирования. Техника не вечна, тем более такая, от которой зависит слишком много. Стратегические ядерные силы приходится обновлять. В наши дни в шахты вместо монстров эпохи «холодной войны», бравших по 6−10 боезарядов, устанавливают легкие моноблочные твердотопливные «Тополя-М». Одна ракета — один боезаряд. Сейчас в шахтном варианте развернуто около пяти десятков «Тополей-М». Конструктивное развитие «Тополя-М» — ракета Р-24 «Ярс», хоть и вмещавет в себя три боезаряда, существует только в мобильном варианте и в штучных количествах.

Проблема ядовитого гептила сейчас решается методом ампулизирования ракетных баков. Гептил же, при всей своей фантастической токсичности, является уникальным по энергетической плотности топливом. Кроме того, он весьма дешев, ибо получается как сопутствующий продукт в химическом производстве, что делает «жидкостный» проект более привлекательным с точки зрения экономики (как уже говорилось, твердое топливо весьма взыскательно к технологическому процессу, а потому весьма дорого). Несмотря на некоторую демонизацию НДМГ (гептила), который в общественном сознании связан исключительно с военными проектами и возможными экологическими катастрофами, это топливо используется во вполне мирных целях при запусках тяжелых ракет «Протон» и «Днепр» и с ним давно научились вполне безопасно работать, как работают со многими другими применяющимися в промышленности веществами. Лишь недавний случай с аварией над Алтаем грузового «Прогресса», везшего груз гептила и амила на МКС, вновь слегка подпортил репутацию несимметричного диметилгидразина.

С другой стороны, вряд ли в деле эксплуатации МБР цена на топливо имеет принципиальное значение, в конце концов баллистические ракеты летают крайне редко. Еще один вопрос заключается в том, во сколько обойдется возможное создание тяжелого носителя, при том что «Булава» уже поглотила многие миллиарды. Очевидно, что кооперация с Украиной — это последнее, на что пойдут наши власти и военно-промышленный комплекс, ибо бросать такое серьезное дело на произвол волатильного политического курса никто не станет.

Вопрос о будущих составляющих российских стратегических ядерных сил слишком близок к политике, чтобы оставаться чисто техническим вопросом. За сравнением концепций и схем, за полемикой во власти и в обществе, разумеется, стоит не только сопоставление рациональных соображений, но и конфликты интересов и амбиций. У всех, конечно, своя правда, но хотелось бы, чтобы в итоге возобладал общественный интерес. А уж как он будет обеспечен технически, пусть решают специалисты.

Статья «Тяжела ли наша «Булава»?» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2011).

РДТТ: линия защиты

Относительные преимущества и недостатки ЖРД и РДТТ хорошо известны. Жидкостный двигатель более сложен в изготовлении, он включает в себя движущиеся части (насосы, турбины), зато в нем легко управлять подачей топлива, облегчаются задачи управления и маневрирования. Твердотопливная ракета конструктивно намного проще (фактически в ней горит топливная шашка), но и управлять этим горением намного труднее. Нужные параметры тяги достигаются варьированием химического состава топлива и геометрии камеры сгорания. Кроме того, изготовление топливного заряда требует особого контроля: внутрь заряда не должны проникнуть пузырьки воздуха и чужеродные вкрапления, иначе горение станет неравномерным, что скажется на тяге. Впрочем, для обеих схем нет ничего невозможного, и никакие недостатки РДТТ не помешали американцам делать все свои стратегические ракеты по твердотопливной схеме. В нашей стране во­прос ставится несколько иначе: достаточно ли продвинуты наши технологии создания твердотопливных ракет, чтобы решать стоящие перед страной военно-политические задачи, или лучше с этой целью обратиться к старым проверенным жидкотопливным схемам, за которыми у нас стоит традиция длиной в десятилетия?

Оружие Советская стратегическая сверхзвуковая ракета «Метеорит»

Современное твердое ракетное топливо состоит обычно из алюминиевого или магниевого порошка (он выполняет роль горючего), перхлората аммония в качестве окислителя и связующего (наподобие синтетического каучука). Связующее также выступает в роли горючего, а заодно и источника газов, которые выполняют роль рабочего тела. Смесь заливается в форму, вставляется в двигатель и полимеризуется. Затем форма удаляется.

Сторонники более тяжелых жидкостных ракет считают главным недостатком отечественных твердотопливных проектов малую забрасываемую массу. «Булаве» также предъявляется претензия по дальности, параметры которой находятся примерно на уровне Trident I, то есть американской БРПЛ предыдущего поколения. На это руководство МИТ отвечает, что легкость и компактность «Булавы» имеют свои преимущества. В частности, ракета более устойчива к поражающим факторам ядерного взрыва и к воздей­ствию лазерного оружия, имеет преимуще­ство перед тяжелой ракетой при прорыве ПРО вероятного противника. Уменьшение же забрасываемой массы можно компенсировать более точным наведением на цель. Что касается дальности, то для достижения основных центров любых вероятных противников ее достаточно, даже если стрелять от пирса. Разумеется, если какая-то цель слишком далеко, ПЛАРБ может к ней приблизиться. Особый упор защитники твердотопливных ракет делают на более низкую траекторию их полета и на лучшую динамику, позволяющую сократить активный участок траектории в несколько раз по сравнению с ракетами на ЖРД. Уменьшение активного участка, то есть той части траектории, по которой баллистическая ракета летит с включенными маршевыми двигателями, считается важным с точки зрения достижения большей незаметности для средств ПРО. Если же допустить появление ударных средств ПРО космического базирования, что пока запрещено международными договорами, но однажды может стать реальностью, то, конечно, чем выше баллистическая ракета поднимется ввысь с полыхающим факелом, тем уязвимей она окажется. Еще одним аргументом сторонников ракет с РДТТ является, конечно же, использование «сладкой парочки» — несимметричного диметилгидразина в качестве топлива и тетраоксида диазота в качестве окислителя (гептил-амил). И хотя инциденты с твердым топливом тоже случаются: например, на Воткинском заводе, где делают российские ракеты на РДТТ, в 2004 году взорвался двигатель, — последствия разлива высокотоксичного гептила, скажем, на подводной лодке могут быть губительными для всего экипажа.

Позади не один пуск


Первый пробный запуск баллистической ракеты был произведен 23 сентября 2004 года с подводной лодки «Дмитрий Донской» в Северодвинске. Это событие ознаменовало начало серий испытаний уже готовой продукции. Стало ясно, что оружие «Булава» может быть поставлена на подводных лодках. Спустя почти год на Камчатке был совершен второй пуск ракеты, во время которого боевые блоки с успехом поразили нужные цели на предназначенном для испытаний полигоне. Через месяц «Булава» вновь показала себя с лучшей стороны, справившись с поставленной военными задачей.

В течение двух лет все последующие испытания баллистической ракеты не были столь успешными: российское оружие — ракета «Булава» — то полностью отклонялась от намеченного курса, то неожиданно самоликвидировалась, то не все боевые головки ракеты достигали нужной цели. В дальнейшем было принято решение поменять не только завод, на котором производилось мощное оружие, но и состав конструкторов и разработчиков.

Возможно, проблемы с пуском ракеты можно объяснить там, что оружие, предназначенное для «работы» на море, конструировали специалисты по сухопутным проектам. Впоследствии «Булаву» стали выпускать на предприятии «Московский машиностроительный завод «Вымпел».

Классификация

У холодного оружия имеется разнообразная классификация, и в этом нет общепринятого порядка.

В широком обиходе чаще пользуются определениями, которые применяют правоохранительные органы в своей деятельности:

  • по назначению. Разделяется на боевое и гражданское. В первом варианте это оружие используют в военной, боевой, оперативно-служебной операции государственные военизированные организации. Во втором варианте используется некоторыми субъектами в целях самообороны, на охоте, при занятиях спортом. Служит дополнением к национальному костюму у некоторых народностей РФ;
  • методу изготовления. Может производится несколькими вариантами: на заводе – изделие отвечает техническим требованиям, стандартам, на изделие наносят маркировочное обозначение, кустарным методом – делают оружейные мастера соответственно определенному стандарту, образцу, изготовитель может ставить свое тавро, самодельное – изготовлением занимаются люди без специального профессионального навыка или, переделывают оружие дополняя его элементами или устраняют имеющиеся;
  • по местоположению производства. Данное оружие выпускают отечественные и иностранные производители;
  • соответственно установленному стандарту. Бывают стандартные и не стандартные изделия;
  • по поражающему действию. Существует рубящее холодное оружие, колюще-рубящее, колющее, колюще-режущее, ударно-раздробляющее, метательное вооружение, комбинированного действия;
  • по особенностям конструктивного устройства. Бывает не клинковым и клинковым холодным оружием;
  • по конструктивным особенностям клинка. Оружие бывает с одним лезвием или с двумя лезвиями.

Научная литература использует другие классификации холодного оружия. К примеру, известными оружиеведами Е. Л. Смолиным, А. И. Устиновым, К. В. Асмоловым, основателем израильского рукопашного боя И. Лихтенфельдом предложены свои классификации холодного оружия. Скорее всего, созданием единой классификации в этой области предстоит заниматься будущим поколениям.

Деваться некуда

В перспективе «Булава» должна стать основным вооружением стратегических атомных подводных лодок проекта 955/955А/955У «Борей». Все вместе они станут чуть ли не самым важным элементом ядерной триады России. В конце 2009 года вице-премьер России Сергей Иванов заявил, что свыше 40 процентов военного бюджета России тратится сегодня на ВМФ. Все просто. Атомные подводные лодки, автономность плавания которых ограничена выносливостью экипажа и запасом провизии, позволяют скрытно доставлять ядерные заряды в любую точку океана. При этом АПЛ практически невозможно засечь вплоть до самого момента запуска ракеты.

Между тем, неудачи «Булавы», если они продолжатся, вновь поставят под угрозу проект «Борей». Переоборудовать уже построенные подводные лодки под другой вид вооружения будет очень дорого, если вообще возможно. При этом в ожидании, когда «Булаву» примут на вооружение, сами субмарины моложе не становятся. В то же время, отказаться от проекта «Борей» возможности уже нет — слишком много средств ушло на создание подлодок, одна из которых завершила все испытания и готовится к проведению испытательного запуска «Булавы».

Кроме того, успешные испытания «Булавы» являются своего рода вопросом престижа для Московского института теплотехники, прежде занимавшегося созданием лишь наземных ракет. Твердотопливная «Булава» имеет очень много общих составляющих с сухопутными межконтинентальными баллистическими ракетами «Тополь-М» и РС-24 «Ярс». Например, у этих ракет, выпускаемых на одном и том же заводе в Воткинске, платформы разведения боевых блоков практически идентичны. Это означает, что последующие неудачные пуски ракеты навредят и репутации «Тополей» и «Ярсов».

С одной стороны, понять неудачи «Булавы» можно — ведь при создании ракеты Московский институт теплотехники решил отказаться от классических схем построения жидкотопливных ракет для подводных лодок. «Булава» — ракета твердотопливная, более компактная, чем, скажем, РСМ-54 «Синева». Кроме того, по оценке института, ракета обладает более низким профилем полета и способна неожиданно и резко менять траекторию полета (рыскать) для преодоления противоракетного щита противника. По словам Соломонова, она также устойчива к факторам ядерного взрыва и воздействию лазерным оружием.

С другой стороны, прежде при испытании новых ракет для подводных лодок ни разу не отмечалось столь большого числа неудач. Например, в общей сложности было произведено 42 испытательных пуска Р-29Р, из которых 31 был успешным, а при испытаниях, скажем, Р-27 в 1960-х годах все 24 пуска с подводной лодки были удачными. На этом фоне показатели «Булавы» 13/6 смотрятся, мягко говоря, не очень. Вся надежда, действительно, остается только на то, что неудачи были связаны с производственным браком и что теперь, под чутким руководством Минобороны, число успешных запусков начнет расти.

В противном случае проект «Борей» окажется под угрозой закрытия, а Россия в среднесрочной перспективе останется без сколько-нибудь адекватных сил ядерного сдерживания.

Фракционные одноручные булавыПравить

Название Требования Фракция
Редкие
Дьявольский крушитель Уровень игрока: 35
 Перекрёсток Дьявола
Звезда Ровари Уровень игрока: 35
 Бродяги
Смертельная сила Уровень игрока: 35
 Орден смертного бдения
Дьявольская дубина Уровень игрока: 50
 Перекрёсток Дьявола
Молот Легиона Уровень игрока: 50
 Чёрный Легион
Элитная звезда Ровари Уровень игрока: 70
 Бродяги
Элитная смертельная сила Уровень игрока: 70
 Орден смертного бдения
Элитный дьявольский крушитель Уровень игрока: 70
 Перекрёсток Дьявола
Элитный молот Легиона Уровень игрока: 70
 Чёрный Легион
Эпические
Уровень игрока: 84
 Культ Бисмиэль
Уровень игрока: 84
 Культ Солаэля
Уровень игрока: 84
 Могильный курган
Уровень игрока: 84
 Сопротивление Мальмута
Уровень игрока: 84
 Сопротивление Мальмута
Легендарные
Уровень игрока: 94
 Могильный курган
Уровень игрока: 94
 Культ Бисмиэль

Всем Союзом

Советское руководство уделяло огромное внимание созданию мобильных комплексов. Шахтные установки при всех преимуществах не могли обеспечить гарантированный ответный удар

Стратегические силы СССР нуждались в развитии дальней авиации, подводного флота и в появлении наземных мобильных носителей МБР.

Для этого советским учёным требовалось создать ракету, которую можно было транспортировать в заправленном состоянии, поскольку все прежние МБР заправлялись перед пуском. Для этого требовалось использование твёрдого ракетного топлива. В этой сфере Москва отставала от США примерно на десять лет.

Ситуацию удалось переломить в 1965 году, когда Алтайский НИИ химической технологии (НИИ-9) создал твёрдое топливо, которое обеспечивало высокое заполнение баков МБР.

В том же году Московский институт теплотехники (МИТ) под руководством Александра Надирадзе (1914—1987) начал разрабатывать первый мобильный комплекс, получивший название «Темп-2С». Фактически это был новый вид вооружения, и его создание, несомненно, стало чрезвычайно сложной задачей.

  • Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Темп-2С»

30 декабря 1975 года «Темп-2С» был принят на вооружение, а в 1976 году появился мобильный комплекс «Пионер», оснащённый твердотопливной ракетой средней дальности 15Ж45.

Конкуренция с США требовала дальнейшего совершенствования характеристик передвижного комплекса. Дополнительным стимулом к разработке нового комплекса стал принятый в 1979 году Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-2, который обязал Москву не производить и не развёртывать «Темп-2С». Проект по созданию РТ-2ПМ «Тополь» с использованием твёрдого топлива также возглавил директор МИТ Александр Надирадзе.


Разработка ракетного комплекса проходила в кооперации с другими предприятиями и институтами СССР. Пусковую установку и машину обеспечения создал волгоградский ЦКБ «Титан», базовые несущие конструкции для ракет — подмосковное НПО «Союз», систему прицеливания — киевский ЦКБ «Арсенал», систему управления — Ленинградское оптико-механическое объединение, приводы — ковровский ВНИИ «Сигнал».

Подробная информация о проектировании и ходе опытно-конструкторских работ по созданию «Тополя» до сих пор засекречена, а все известные тактико-технические характеристики (ТТХ) советского комплекса носят предположительный характер.

  • Учебно-боевой пуск ракеты «Тополь» с космодрома Плесецк

Первые три лётных испытания прототипа ракеты «Тополь» прошли из шахтных пусковых установок. Считается, что МБР была впервые запущена 27 октября 1982 года (по другой версии — 8 февраля 1983 года) на полигоне Капустин Яр. Первое испытание закончилось неудачей, но второй и третий пуски прошли успешно. Немного позже у «Тополя» появилось шасси, и 10 августа 1983 года ракета была испытана на самоходной установке.

Испытания мобильного комплекса проходили до 23 декабря 1987 года. Однако за три года до окончания тестов, 23 июля (по другим данным — 20 июля) 1985 года, «Тополь» уже встал на боевое дежурство. При этом на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) комплекс был принят 1 декабря 1988 года.

Ракеты страшных дней России

История конкурса «Булава» тянется во вторую половину 1990-х годов, когда российские военные выбирали ракету для перспективных лодок-ракетоносцев проекта 955 «Борей».

«Бореи» — продукт еще середины 1980-х годов. Сначала их было два, один поменьше (проект 935), другой «стандартный» (это как раз 955). От проекта 935 довольно быстро отказались: советский флот исключал нишевые проекты, стремясь к унификации.

Вопреки расхожему мифу, «Борей» не проектировался под комплекс Д-19УТТХ «Барк» с ракетой массой 80 тонн (почти 90 т с учетом оборудования стартовой амортизации). Родной стратегический комплекс этой лодки — Д-31, и ракета его должна была быть массой поменьше, примерно как американская Trident II. «Барки» же должны были пойти на модернизацию тяжелых подводных крейсеров проекта 941, оснащенных обычным Д-19, и все 1990-е годы планировалось посвятить этому переоснащению.

Булава_6

Ракетный комплекс Д-19УТТХ «Барк»

Фото: militaryrussia.ru

По планам развития советского флота после 2014 года все морские стратегические силы впервые в истории должны были стать однородными и представляли бы собой только 14 однотипных лодок проекта 955 с 12 ракетами комплекса Д-31 на каждой. Об этом, в частности, писал в своих воспоминаниях один из руководителей советского подводного судостроения Валентин Мурко.

Однако разработка комплекса Д-31 зависла на самой начальной стадии: шел распад СССР. Комплекс «Барк» тоже не был готов, но он хотя бы уже был в железе: велось производство испытательных изделий и наземная отработка, включая огневые испытания на стендах, а в ноябре 1993 года ракета впервые полетела. Хотя этот запуск и был неудачным, как и остальные два, проведенные в 1994 и 1997 годах, но налицо была хотя бы материальная часть, пытающаяся летать, а Д-31 оставался по большей части на бумаге.

Так как в государстве денег не было и их становилось все меньше, то в 1995 году указом президента Бориса Ельцина принимается волевое решение: единым комплексом морских стратегических сил на перспективу назначить «Барк», вследствие чего «Борей» перепроектировать под него. Головную лодку — «Юрий Долгорукий» (первоначально было желание назвать ее «Санкт-Петербург») — закладывают в Северодвинске в ноябре 1996 года, но ее строительство не то чтобы развивается быстро, из-за понятных финансово-производственных осложнений.

Переделка «Борея» под более длинный «Барк» вызвала изменение формы корпуса. Фотографию модели такого проекта с 12 ракетными шахтами и характерно поднятым горбом можно найти в интернете. Надо понимать, что военные крайне сдержанно относились к комплексу Д-19 и его наследнику «Барку».

Несмотря на уникальные боевые характеристики этих ракет, несущих по 8-10 ядерных боеголовок среднего класса мощности, основную критику вызывали их размеры. Генерал Владимир Дворкин, в те годы руководивший 4-м (ракетно-ядерным) НИИ Минобороны, писал о так называемой «неустранимой проблеме размерности» комплексов Д-19, вызвавшей среди военных требования создать ракету (и лодку, следовательно) поменьше.

Именно здесь следует искать причины отказа от «Барка», а, естественно, не в трех неудачных пусках, что нормально для новой ракетной системы. Кроме того, локализация ракеты привела к отказу от высокоэнергетического твердого топлива первой ступени, производившегося на Павлоградском заводе (Украина), с заменой на российской аналог с более низкими характеристиками.

Булава_2

Во время залпового пуска баллистических ракет «Булава» с ракетного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота РФ «Юрий Долгорукий»

Фото: ТАСС

Военные отказались тянуть за собой 80 т, и в новом конкурсе потребовали сделать небольшую (30 тонн) ракету, рассчитанную на блоки малого класса мощности, но при этом выполненную с новейшими требованиями по противодействию перспективной ПРО США, включая настильную траекторию.

Конкурс «Булава» выиграл Московский институт теплотехники, до того успешно локализовавший советский проект ракетного комплекса «Универсал», разрабатывавшегося им пополам с днепропетровским КБ «Южное», — в итоге получился пресловутый «Тополь-М».

От модернизации лодок проекта 941 на «Барк» отказались, и постепенно вывели их из состава, оставив только «Дмитрий Донской», который переоборудовали для испытаний «Булавы».


С этим читают