Булгар

Население

Точные данные о численности населения Волжской Булгарии отсутствуют. Лишь ал-Балхи упоминает, что число жителей Булгара и Сувара составляло по 10 тыс. человек в каждом. По приблизительным и, возможно, завышенным расчётам Алексеева, численность населения Волжской Булгарии могла достигать 1,5-2 млн человек.

Основу населения Волжской Булгарии составили тюркоязычные племена. Первые сведения о таких племенах даёт Ибн Русте. Он сообщает, что «болгаре делятся на три отдела: один зовётся берсула, другой — эсгель, а третий — болгар». Упоминаются эти племена и у автора «Худуд ал-Алама»: «бахдула, ишкиль и булгар». В сообщениях Ибн Русте и других авторов приведены и не совсем верно истолкованы сведения из записки Ибн Фадлана, сообщающего о баранджарах и царе Аскале. Во второй половине X в. из этих этнонимов продолжает фигурировать только «булгары». Помимо непосредственно булгар, имелись значительные поселения армян и русов.

В письменных источниках IX–X веков перечислены булгарские племена, которых объединил хан Альмас (Алмуш) — это болгары (племена берсула, есегель, болгар), эсегель, бажяняк, суваз, мадьяры-тюрки, баранжар, гузы, башхарт.

Упадок древнего города

В 14 веке спокойное существование города закончилось. Это связано, прежде всего, с начавшимися междоусобицами и последовавшим распадом Золотой Орды. Ханы менялись на престоле не успевая править. Некоторые, как Булат-Тимур в 1361г, пытались отторгнуть булгарские земли от Орды. После чего Булгар вновь был включен в состав монгольского государства. Все это подрывало экономическую мощь города. Досталось Булгару и от противоборства двух великих воинов Тимерлана (среднеазиатский полководец) и Токтамыша (золотоордынский хан), для ведения военных действий между которыми привлекались булгарские военные силы.

Также страдал Булгар и от набегов новгородских ушкуйников (речных пиратов), которые нападали и грабили не только русские города, такие как Кострому и Ярославль, но также разоряли булгарские и золотоордынские населенные пункты. Кроме них, на город периодически совершали нападения русские княжеские дружины. Один из таких походов под началом Федора Пестрого, воеводы московского правителя Василия Второго в 1431 году, оказался настолько опустошительным для Булгара, что после него городу уже не хватило сил на восстановление.

Некоторое время утраченная столица еще оставалась полуразрушенным полуживым городом, в котором находили пристанище религиозные странники, романтичные поэты, служители культа, но постепенно жизнь здесь угасла. В Булгаре, по сравнению с другими погибшими городами булгарской цивилизации, более всего осталось сохранившихся построек и упоминаний в письменных источниках.

В начале 18 века казанский и свияжский митрополит Тихон внес предложение создать православный монастырь на заброшенных землях бывшего Булгара.  В начале была организована перепись булгарских объектов, ставшая первым описанием всех архитектурных достопримечательностей городища, в самом центре которого вскоре и был построен Успенский мужской монастырь. В 1732 году казанский купец Михляев профинансировал строительство церкви Успенской Богоматери, для которого использовались камни булгарских сооружений, а на фундамент пошли надгробные мусульманские плиты. Монастырь просуществовал менее 100 лет, позднее в этом месте выросло село Болгары.

Руины средневекового Булгара привлекали внимание ученых, любителей-коллекционеров, путешественников и даже царей! Петр Первый, по дороге в Персию в 1722 году, посетил Булгар. Он осмотрел сохранившиеся сооружения булгарских времен, а их тогда еще было свыше 70, и подписал указ о сохранении и собирании булгарского наследства

Это был первый российский закон о бережном отношении к  историческим древностям. Увы…памятники продолжали разрушаться, и когда Булгар посетила Екатерина Вторая в 1767 году, их осталось чуть более 40. Сейчас на территории городища всего около 10 частично сохранившихся и отреставрированных сооружений каменного зодчества золотоордынского периода.

В 1781 году Булгар утратил и свое историческое имя – он стал называться уездный город Спасск, на гербе которого, однако, была показана связь с древними булгарскими строениями.  Затем (1926 г) – город стал называться Спасск-Татарский,  в 1935  — Куйбышевым. В 1991 году городу было возвращено его историческое название, и постепенно началось восстановление исторического булгарского городища

Северный мавзолей

Северный мавзолей находится возле Соборной мечети. Ученые дали ему второе название – Монастырский погреб. В XIV ст. его использовали, как место для хранения продуктов питания.

В 1969 году была проведена реставрация, восстановлены такие элементы:

  • верхняя часть купола;
  • оконные проемы;
  • намогильные плиты.

Мавзолей был возведен над жилым комплексом знатных граждан, однако от него сохранился лишь фундамент, часть внутренних стен и облицовка. Ранее он имел купольное покрытие, внутри находился длинный коридор, а окна имели арочную форму. Также на этом месте были обнаружены богатые погребения. Намогильные плиты дали возможность понять язык, религию и социальное положение граждан.

На каком языке разговаривали булгары

Принято считать, что волжские булгары разговаривали на тюркском языке. Родиной прототюркского языка является бассейн реки Енисей, а первыми носителями обособившегося от других языков тюркского наречия были носители гаплогруппы Q.


Поэтому предки волжских булгар изначально не могли быть тюркоязычными. Логичнее всего было бы предположить, что тюркизация предков булгар произошла в эпоху их наиболее активного взаимодействия с тюркоязычными соседями. Таких периодов даже в обозримую историческую эпоху было несколько — завоевание Бактрии усунями, вхождение в состав Западной Гуннской империи, нахождение под властью Аварского и Хазарского каганатов, бесконечные войны с тюрками-эфталитами, взаимодействие с печенегами, кипчаками. А еще соседство на протяжении почти двух тысячелетий с близкими по духу и культуре бурджанами, которые тоже примерно в одно и тоже время с булгарами стали тюркоязычными.

Таким образом, далекие предки волжских булгар — бактрийские балхары — скорее всего разговаривали на одном из вымерших диалектов иранского языка. Потом, под воздействием усуней и гуннов, их язык поменялся на тюркский. Надписи на большинстве памятников эпитафии волжских булгар, написаны не на том тюркском, на котором говорят сегодня казанские татары. Они относятся к огурской (ныне вымершей) языковой подгруппе тюркских языков, на котором разговаривали гунны.

Эпиграфические памятники с территории Болгарского городища. Фото Михаила Козловского

Ныне на языке, наиболее похожем на этот язык, разговаривают чуваши — потомки сувар (сувазов, савиров). По свидетельству Ахмеда Ибн-Фадлана, который прибыл в Волжскую Булгарию с миссией распространения ислама в 922 году, племя сувазов, состоявшее в союзе с волжскими булгарами и бывшее с ними в родстве, не захотело принимать ислам и откочевало на север. Вне всякого сомнения, что под сувазами секретарь посольства багдадского халифа подразумевает предков современных чувашей. Не приняв ислам и порвав культурные связи с Волжской Булгарией, предки чувашей сохранили наиболее реликтовый вариант тюркского языка, распространенного в Европе в раннее средневековье. А волжские булгары со временем утратили его. Их язык постепенно кипчакизировался под воздействием нахлынувших в Xl веке с востока кипчаков. Тогда на несколько веков на территории всей восточной части Евразийской степи установилась единая культурно-политическая система, где гегемонами стали кипчаки. И даже почти вся Евразийская степь стала называться Дешти-Кипчак. Политическое и культурное верховенство кипчаков сказались и на главенствующей роли их языка. Это верховенство не исчезло и с появлением на арене монголо-татар. Кипчакский язык продолжал оставаться главным языком общения на территории Золотой Орды. Этому также способствовало активное распространение письменного языка тюрки, которым пользовались все мусульманские народы Урала и Поволжья. Так потомки волжских булгар, особенно после падения своего собственного государства, начали разговаривать на языке, который стал основой для современного татарского.

Продолжение следует

Артур Идельбаев

Музей хлеба

Рядом с Белой мечетью расположился новенький Музей хлеба. Стоимость билетов в музей хлеба можно узнать тут: http://muzeji-hleba.ru/uslugi-i-ceny.html/ Взрослый билет – 150 рублей, детский – 100 рублей.

Вообще на территории Булгар действует много музеев:

  • Музей хлеба,
  • Музей болгарской цивилизации (в здании речного порта),
  • Музей истории церкви Успения,
  • Колодец Габрахмана и другие.

Времени посетить все не хватит, если оно ограничено обратной поездкой на автобусе или метеоре, поэтому посмотрим относительно новый Музей хлеба. Первое же здание – это Дом пекаря. Разделено на два зала. Бахилы кстати бесплатно! В первом рассказана история татарского сельского хозяйства. Предметов старины предостаточно, что, конечно же, не может не радовать:


На территории также находится настоящий колодец, усадьба мельника, а также воссозданные татарские дворы с настоящими конюшнями и птичьими дворами, а также татарские избы с расположением комнат, необходимыми для деревенской жизни атрибутами:

За оставшееся время мы обзорно посмотрим остальные достопримечательности. Это два мавзолея, Ханский дворец, Успенский собор и Большой минарет. Чтобы попасть туда, мы сядем в наш гольф-кар и вернемся назад.

Белая мечеть

Белая мечеть – самая крупная мечеть в Татарстане

Достопримечательность была открыта в 2012 году, сейчас она все больше привлекает внимание поклонников ислама

Экстерьер

Внешне Белая мечеть напоминает Тадж-Махал – разработкой проекта занимался архитектор Сергей Шакуров. Белоснежное здание украшено тремя куполами и минаретами. Высота основного купола достигает 17 м, а диаметр – 9 м. Купола обрамлены массивными витражными окнами. Мусалла вымощена гранитом. Здесь находится искусственный водоем, аркада из мраморных колонн, вход в большой зеленый парк.

Интерьер

Внутри помещение оформлено в классическом стиле. Площадь зала составляет 180 кв. м. На всех входах установлены колонны с полумесяцами наверху. В качестве декоративного элемента использованы арабески, а также различные геометрические фигуры. В Белой мечети работают экскурсии. Вход в здание открытый, бесплатный.

Казанские татары

Современных потомков булгар принято видеть в казанских татарах, однако эта нация является уже смесью булгар и кипчаков, а современный татарский язык относится к кипчатской подгруппе тюркского языка, но куда же исчез язык булгар? Этот язык, как и многие другие, постигла участь ассимиляции, он просто умер, и хотя даже в современном татарском языке находятся отдельные слова вероятно булгарского происхождения, в целом язык все же продолжает оставаться тюрко-кипчакским.

Однако в современном Поволжье проживает еще один интересный народ — это чуваши. Чуваши говорят на архаичном тюркском языке, подобных которому более нет нигде, а при сопоставлении древне-булгарских текстов и чувашского языка выяснилось, что именно в нем остается максимальное количество слов приближенных к булгарскому.

Таким образом, был сделан вывод о том, что современный чувашский язык остается единственным выжившим языком из булгарской подгруппы тюркских языков. Вместе с тем нельзя утверждать и то, что современный чувашский есть прямой потомок булгарского языка. Дело в том, что сами чуваши относятся к потомкам суварских (суваз, сувар, савир — чуваш) племен, пришедших в составе булгар на Волгу.

Но значительная часть сувар не приняла ислам, а поэтому, в отличие от других не вошла в булгарский ассимиляционный процесс, а продолжала сохранять свои языческие обряды и оставаться носителями своего языка. Когда же пришли кипчаки, которые смогли ассимилировать, в том числе и в языковом плане, самих булгар сувары оказались последними носителями остатков языка относящегося к булгарской подгруппе. Произошло это именно из-за того, что они не вошли в исламский ассимиляционный процесс.

Сегодня потомками этих сувар являются чуваши, которые в своем большинстве всегда исповедовали язычество, и лишь, со временем, усилиями русских миссионеров перешли в христианство, а та часть суваров, которая принимала ислам всегда отатаривались.

То же самое, происходило и со всеми другими народами принимающими ислам, они входили как бы в этот плавильный котел. Итак, в него входили все те, кто принимал ислам. Так в итоге и получилось, что потомки жителей Булгарии не принявших ислама стали единственными носителями языка тюрко-булгарской подгруппы.

Читайте дальше Тайны Бермудского треугольника


Читайте дальше Одесская трагедия 2 мая – что же на самом деле случилось в Одессе?

Читайте дальше Что нужно знать о взятии рейхстага

Примечания

Комментарии
  1. «Иде Володимиръ на Болъгары съ Добрынею, уемъ своимъ, в лодьяхъ, а торкы берегомъ приведе на конехъ. И тако побѣди болгары. И рече Добърыня Володимиру: «Съглядахъ колодникъ, и суть вси в сапозѣхъ. Симъ дани намъ не платити, поидевѣ искать лапотникъ. И сътвори миръ Володимиръ с болгары, и ротѣ заходиша межи собою, и рѣша болгаре: „Толи не буди мира межи нами, оли же камень начнеть плавати, а хмель грязнути“. И приде Владимиръ къ Киеву». (ПВЛ, с.59)
  2. Тоє же осени придоша с восточнıх стран в Болгарьскую землю безбожнии Татари и взяша славнıи Великıи город Болгарьскıи и избиша оружьєм и старца и до юнаго и до сущаго младенца и взяша товара множество а город их пожгоша огнём и всю землю их плениша.(Полное собрание русских летописей, том.1, с.460)
Источники
  1. Халиков А. Х. Татарский народ и его предки. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1989, С.93.
  2. Название лит. языка XI — XIV вв., употреблявшегося в Дешт-и-Кипчак и Среднем Поволжье; сложился на базе хорезмско-тюрксого литературного языка и местных диалектов. От поволжского тюрки развился старотатарский литературный язык. ТЭС — с. 440
  3. Сум ТЭС — с. 548
  4. Суваро-булгарские традиции чеканки собственных монет и разнотипных подражаний. // Государственность восточных булгар IX—XIII вв. / Материалы международной конференции «Государственность восточных булгар VII—XIII вв.». Чебоксары, 2—3 декабря 2011 г. / Сост. и научн. ред. Д. Ф. Мадуров. — Чебоксары: Таус, 2012. — С. 96.
  5. Как средство торговли среди ряда мусульманских стран — Динар ТЭС — с. 176
  6. Вариации корневого звука О или У зависят от особенностей различных языков. В оригинале корневой звук гласной буквы после Б звучал как нечто среднее между гласной Ъ в болгарском языке, приглушенным У и О. Современные болгары называют себя българи, используя гласную Ъ. Название булгары употребляли византийские греки, описавшие этот период истории в письменных источниках. Название болгары употребляли русские летописцы, описавшие военные походы русских князей на Волжскую Булгарию в существующих древнерусских летописных сводах.
  7. А. В. Дыбо «Хронология тюркских языков и лингвистические контакты ранних тюрков», 1999 г.
  8. О. А. Федоров «Некоторые вопросы из истории гунн», 2011г
  9. Фахрутдинов Р. Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. — М.: Наука, 1984.
  10. Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. Инсан. 1991
  11. Хвольсон Д. А. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста неизвестного доселе арабского писателя начала X века, по рукописи Британского Музея; первый раз издал, перевел и объяснил Д. А. Хвольсон. — СПб., 1869, с. 22.
  12. БРЭ
  13. Бартольд В. В. Арабские известия о Руссах / Советское востокове дение, т. I., 1940
  14. Смирнов А. П. К вопросу о происхождении татар Поволжья. / Советская этнография. 1946. № 3. стр. 37-50.
  15.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 июня 2020.
  16. Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши. — Казань, 1902.
  17. Г.В. Юсупов. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику.. — Издательство Академии наук СССР, 1960.
  18. Мухаметшин А.Г. О письменности Волжской Булгарии (рус.) // Восточный Свет.. — 2005. — № №4.

Этногенез

См. также статью:

Современные болгары возникли в результате смешения трёх существовавших ранее этносов: булгар, племён славян, обитавших на землях нынешней Болгарии, куда пришли булгары, и фракийцев, живших на тех же землях до прихода славян.

К началу октября 1917 года на территории Российской империи проживали около 300 тысяч болгар-колонистов (в основном, потомки тех, кто переселился в Россию в XVIII — первой половине XIX века, когда болгарские земли находились под властью Оттоманской империи), до 15 тысяч сезонных сельхозрабочих-«огородников» и свыше 1,5 тысяч военнопленных и интернированных.

Болгарские генетики, изучавшие митохондриальные гаплогруппы 13 человек из трёх некрополей в Болгарии, живших в VIII—X веках, выявили генетическое сходство между древними и современными болгарами. Митохондриальные гаплогруппы, аналогичные древнеболгарским, найдены в современных европейских и западноевразийских популяциях. Митохондриальная гаплогруппа H, имеющая у современных болгар частоту 41,9 %, выявлена у 7 из 13 протоболгарских образцов. Крупное репрезентативное обследование существующих мужских линий в Болгарии показало, что гаплогруппы C, N и Q, характерные для алтайских и среднеазиатских популяций, присутствуют с незначительной частотой всего 1,5 %.. Наиболее распространенные субклады Y-хромосомных гаплогрупп у болгар это I2a1b-M423 (20,2%), E1b1b1a1b-V13 (18,1%), R1a1a-M17/M198 (10,0%), R1a1a1b1-M458 (7,5%), R1b1a2a-L23* (5,2%), I1-M253 (4,3%), J2b2-M241 (3,8%), J2a-M530 (2,4%), E1b1b1c1-M34 (1,9%), G2a2b2a1b-L497 (1,9%), J2a1-Page55* (1,7%), T1a-M70 (1,6%). Современные болгары показывают дополнительный слой кавказской примеси, которая отсутствует у балканского населения бронзового века (BAB), являющегося смесью ямных мигрантов и ранних европейских земледельцев (EEF). Кавказскую примесь у современных болгар удалось расколоть на три компонента. Самый сильный кавказский компонент, который отличает современных болгар от других балканских народов, был получен протоболгарами от алан салтово-маяцкой культуры. Минойский компонент современные болгары получили в основном за счёт обмена населением с Византией, а фракийский компонент бронзового века — через смешение с раннесредневековыми славянами.

Культура

Болгарские общины и общественные организации

  • Болгарская община в Пятигорске (существует с 1993 года)
  • Дом русско-болгарской дружбы (Тверь, открыт в 2003 году)
  • Культурно-просветительское общество болгар в Москве и Московской области «Паисий Хилендарский» (Москва, существует с 1990 года)
  • Автономная независимая организация «Петербургский культурно-деловой центр болгарской дружбы» (Санкт-Петербург, существует с 2009 года)
  • Болгарская община «Балканы» (Новокуйбышевск, Самарская область)
  • Болгарская община в Твери
  • Болгарская община в Тюмени
  • Болгарская община в Екатеринбурге (существует с 2008 года)
  • Сыктывкарская болгарская национально-культурная автономия (существует с 2010 года)
  • Сургутская общественная организация болгарского землячества имени святых Кирилла и Мефодия (существует с 1999 года)
  • Организация сотрудничества с Болгарией (Москва)
  • Болгарская национальная группа в ОИЯИ (Дубна)
  • Организация болгарских студентов (Москва)
  • Краснодарская региональная общественная организация болгарских общин «Шипка» (Краснодар)
  • Культурно-просветительская организация «Болгарская диаспора» (Москва)
  • Новодвинская городская общественная организация «Болгарское землячество» (существует с 1999 года)
  • Общественная региональная организация болгар «ДОБРО» (Москва, существует с 2009 года)
  • Старооскольская общественная организация болгарского землячества «Шипка» (Старый Оскол, Белгородская область, существует с 1998 года)
  • Ульяновская общественная организация «Изучение наследства волжско-камских болгар» (существует с 2001 года)
  • Ульяновская просветительская общественная организация «Булгарское возрождение»
  • Ярославская региональная общественная организация «Шипка» (существует с 1998 года)

Образовательные учреждения

  • Болгарское училище при Посольстве Республики Болгарии в Москве (открылось в )
  • Болгарское училище при Центре промышленности Республики Болгарии в Москве (открылось в )

История

Основную часть населения государства в Среднем Поволжье и бассейне Камы составляли тюркоязычные кочевники. Плодородные земли с реками и леса, полные дичи, способствовали оседлому образу жизни, поэтому племена занялись земледелием и животноводством, ремесленным производством, кожевенным делом, торговлей, охотой и рыболовством. Изделия местных ремесленников прославились на весь мир: например, лучшие сорта кожи назывались булгарскими.

После того, как киевский князь Святослав разгромил Хазарский каганат, у которого булгары находились в подчинении, начался расцвет Волжского торгового пути.

Булгария первой столкнулась с нашествием татаро-монгольских полчищ. В 1236 году Булгар был полностью уничтожен Батыем. Внук Чингисхана Берке, принявший ислам первым из монгольских правителей, восстановил город во второй половине XIII века. Велась бойкая торговля со странами Западной Европы, Малой Азии, Персией, Египтом, Индией, Китаем.

Город Булгар, где размещалась ставка Бату-хана и Улуса Джучи (Золотой Орды) имел необычайно развитую для эпохи средневековья инфраструктуру. Работали водопровод и канализация, были построены кирпичные и каменные здания.

В районах ремесленников и торговцев располагались обширные рынки и склады. В середине XIII века здесь началась чеканка первых золотоордынских монет. Хан Узбек (1312–1341) сделал ислам государственной религией.

Однако период процветания длился недолго. В конце XIV века знаменитый на всю Евразию город дотла сжег Тамерлан, а в 1431 году окончательно разрушил Федор Пестрый, воевода московского князя Василия Темного. Жители навсегда покинули эти места. Когда Русь сбросила татаро-монгольское иго, южные земли перешли к Москве, а в Северном Поволжье сформировалось Казанское ханство с новым этносом татар.

В 1712 году на месте городища была возведена православная церковь, а затем появился мужской монастырь.

В 1722 году мусульманские развалины посетил Петр I и издал специальный указ о «сбережении памятника».

Русские ученые отправились в Болгар для составления описи и зарисовок сохранившихся сооружений и артефактов.


Заброшенный город стал квинтэссенцией татарской истории, сохранив уникальные свидетельства жизни и традиций градостроительства двух исчезнувших цивилизаций — Волжской Булгарии и Золотой Орды. Булгар в Татарстане — это еще и место паломничества для мусульман Поволжья — «малого хаджа» в Северную Мекку. Здесь установлен «Памятный знак в честь принятия ислама волжскими булгарами в 922 году».

Речной порт Болгар

Речной порт, как главная достопримечательность Булгары Татарстана, был построен в 2013 году. Его открытие приурочено к годовщине принятия ислама гражданами. Порт находится на территории заказника «Спасский». На данный момент он является важным транспортным узлом, предоставляет широкий спектр для отдыха.

Что можно посмотреть

Речной порт Болгар называют самым красивым местом на Волге. Здесь можно увидеть здания, выполненные в современном и традиционном мусульманском стиле. На территории расположен археологический музей с экспонатами раскопок.

Нижний уровень порта охватывает привокзальную площадь. Верхняя точка выходит на террасу. С набережной открывается красивый вид на реку. В порту есть причал – туристам предлагаются экскурсии на теплоходе вдоль берег Волги. После прогулки можно перекусить в ресторане «Алтын»: повара предлагают меню европейской и восточной кухни.

Как добраться до Булгар?

Добраться до Болгар можно или на автотранспорте (автобусе или на своей машине), либо по Волге. Однако водное сообщение действует только с середины мая до конца сентября. И запись нынче производится за неделю, а то и за две, так как туристов, желающих посмотреть это чудное место, действительно много.

На автобусе до Болгар можно добраться с Центрального автовокзала и автовокзала “Южный” (тел. (843)2615707 – для справок).Стоимость: 310 рублей в один конец.

Расписание лучше уточнять непосредственно по телефону или в кассах.

На речном транспорте можно добраться на скоростном катере.Расписание речного транспорта до Болгар:

  • https://vk.com/port_kazan?w=page-25319995_47461203
  • https://vk.com/port_kazan

Стоимость:

331 рубль, 2 часа 25 минут в пути

Отправление метеора из Казани по маршруту

08:00 с 22.05 ежедневно

Интересные экскурсии для вас:


С этим читают