Где сейчас советский шаттл? фото из заброшенного ангара с «буранами»

Советская реакция на создание «Шаттла»

На руководителей СССР разработка «шаттла» произвела большое впечатление. Посчитали, что американцы разрабатывают орбитальный бомбардировщик вооруженный ракетами «космос — земля». Огромные размеры «шаттла» и его возможность возвращать на Землю груз до 14,5 тонн были истолкованы как явная угроза похищения советских спутников и даже советских военных космических станций типа «Алмаз», которые летали в космосе под названием «Салют». Эти оценки были ошибочными, так как США еще в 1962 году отказались от идеи космического бомбардировщика в связи с успешным развитием атомного подводного флота и баллистических ракет наземного базирования.


«Союз» мог легко поместиться в грузовом отсеке «Шаттла»

Советские эксперты не могли понять зачем нужны 60 запусков «шаттлов» в год — один запуск в неделю! Откуда должны были взяться множество космических спутников и станций для которых необходим будет «Шаттл»? Советские люди, живущие в рамках другой экономической системы, не могли даже себе представить, что руководством НАСА, усиленно проталкивающим новую космическую программу в правительстве и конгрессе, руководил страх остаться без работы. Лунная программа близилась к завершению и тысячи высококвалифицированных специалистов оказывались не у дел. И, самое главное, перед уважаемыми и очень хорошо оплачиваемыми руководителям НАСА возникала неутешительная перспектива расставания с обжитыми кабинетами.

Поэтому было подготовлено экономическое обоснование о большой финансовой выгоде многоразовых транспортных космических кораблей в случае отказа от одноразовых ракет. Но для советских людей было абсолютно непонятно, что президент и конгресс могут тратить общенациональные средства только с большой оглядкой на мнение своих избирателей. В связи с чем в СССР воцарилось мнение, что американцы создают новый КК под какие-то будущие непонятные задачи, скорее всего военные.

Основные характеристики Многоразовой космической системы «Энергия-Буран» (МКС 1К11К25)

Орбитальный корабль «Буран» (11Ф35):   РН «Энергия» (МКС в целом):
Характеристики Значение Характеристики Значение
Максимальная стартовая масса (в первом полете), т 105 (79,4)   Стартовая масса МКС   (масса перед отделением ОК), т 2375 (178,5)
   в т.ч.: запас окислителя (кислород), т 10,4   Масса ракеты-носителя, т 2270
           запас горючего (циклин), т 4,1   первая ступень (блок «А», 4 шт.), т 1490,4
  Масса полезного груза, выводимого в ОК на орбиту H=200 км:   в т.ч.: запас окислителя (кислород), т 886,8
           с наклонением i=50.7 град., т 30 (27)           запас горючего (керосин РГ-1), т 341,2
           с наклонением i=97 град., т 16   вторая ступень (блок «Ц», 1 шт.), т 776,2
            с наклонением i=50.7 град. (H=450 км), т ?   в т.ч.: запас окислителя (кислород), т;  (объем бака, м3) 602,775 (552)
  Посадочная масса ОК:           запас горючего (водород), т;  (объем бака, м3) 100,868 (1523)
           номинальная, т 82   Двигатель блока «А» (РД-170, 11Д521):
            максимальная, т 87            тяга на уровне моря, тс 740
  Масса полезного груза, возвращаемого с орбиты в ОК:            тяга а вакууме, тс 806
           максимальная, т 20            удельный импульс на уровне моря, с 308,5
            номинальная, т 15 (13)            удельный импульс в вакууме, с 336,2
  Экипаж, человек:   Двигатель блока «Ц» (4 шт. РД-0120, 11Д122):
           на  этапе летных испытаний (при наличии катапультных кресел) 2            тяга на уровне моря, тс 147,6 (148)
            максимальный (без катапультных кресел) до 10            тяга а вакууме, тс 190 (200)
  Объём кабины экипажа, м3 73            удельный импульс на уровне моря, с 353,2
  Продолжительность полета:            удельный импульс в вакууме, с 454,7
            номинальная, сут 7   Геометрические характеристики МКС:
            максимальная (с дополнительными баками), сут 30            общая длина, м 58,765
  Диапазон возможных наклонений орбит, град 50,7…110            максимальная ширина (по размаху крыла ОК), м 23,92
  Высота орбиты:            максимальная ширина на установщике, м 24,50
            рабочая круговая, км 250 … 500   Геометрические характеристики РН в целом:
           максимальная (при максимальной заправке баков), км 1000            длина, м 58,765
  Перегрузки, g:            максимальный поперечный размер, м 17,65
            при выведении на орбиту (максимальная) 2,95   Геометрические характеристики первой ступени:
           при спуске в атмосферу (по номинальной траектории) 1,6            длина, м 39,46
  Аэродинамическое качество:            диаметр баков, м 3,92
            на гиперзвуковых скоростях 1,5   Геометрические характеристики второй ступени:
            при посадке 5            длина, м 58,765
  Максимальная величина бокового маневра при спуске, км 1700            диаметр баков (без теплоизоляции), м 7,75
  Посадочная скорость:   Кратность использования (ресурс):
           средняя (при посадочной массе 82т), км/ч 312            первая ступень, полетов 10
            максимальная, км/ч 360            вторая ступень, полетов 1
           в первом полете, км/ч 263   Азимуты пуска, град. 51-83, 97, 101-104, 110
  Маршевый двигатель орбитального маневрирования 17Д12:   Максимальная перегрузка в полете, ед. g 3
            тяга в вакууме, тс 8,8   Количество пусков в год (на первом этапе) 6
           удельный импульс в вакууме, с 362
  Геометрические характеристики:  
           общая длина, м 36,37
                    в том числе фюзеляжа, м 30,85
           ширина фюзеляжа (максимальная), м 5,50
           размах крыла, м 23,92
           площадь крыла, м2 250
           высота на стоянке, м 16,35
           шасси, база/колея, м 12,79/7,00
            длина отсека полезного груза, м 18,55
            диаметр отсека полезного груза, м 4,70?
  Кратность использования (ресурс), полетов 100
  Масса конструкции, т. 62

Минимальное время подготовки к повторному пуску, сут.

20
         

* по другим данным 2419 т.

** — данные, опубликованные на 38-м Международном авиасалоне в Ле-Бурже (Франция), в 1989 году; в ряде источников указывалась «сухая масса 65т».

Что стоит на ВДНХ?

Кроме того, в рамках программы «Буран» было создано несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. Эти макеты многие до сих пор принимают за настоящие корабли.

БТС-002 ОК-ГЛИ или «изделие 0.02», на котором проводились атмосферные испытания и отработка в реальных условиях наиболее ответственных участков полёта, после долгих скитаний по миру в 2008 году за 10 миллионов евро был приобретён владельцем частного Технического музея Германом Лайром и находится в его экспозиции в немецком городе Шпейере.

БТС-001 ОК-МЛ-1 или «изделие 0.01» после закрытия программы многие годы являлся аттракционом в московском Парке Горького. В 2014 году он сменил прописку и был перевезён на ВДНХ, где находится и сейчас.

Один из макетов, ОК-МТ, является «соседом» «Бури» по ангару, в который так полюбили проникать блогеры.

[править] Конструкция корабля

Основой конструкции «Бурана» является планер, который образует аэродинамические обводы, воспринимает нагрузки на всех участках полета, служит корпусом корабля, оснащаемым в процессе его сборки, и имеет в своем составе системы и элементы, обеспечивающие спуск и посадку. Конструкция планера обеспечивает размещение и защиту экипажа, полезного груза и различных систем и оборудования от воздействия окружающей среды на всех этапах полета.


Силовая схема конструкции планера выбрана с учетом создания единого силового каркаса, способного воспринимать аэродинамические, вибрационные и инерционные нагрузки, сосредоточенные силы и моменты от полезного груза, бортового оборудования, узлов связи с ракетой-носителем, двигательной установки и посадочных устройств.

Что может «Спейс шаттл» и как он летает

Если представить себе систему в собранном виде, летящую горизонтально, мы увидим внешний топливный бак в качестве её центрального элемента; к нему сверху пристыкован орбитер, а по бокам – ускорители. Полная длина системы равна 56,1 м, а высота – 23,34 м. Габаритная ширина определяется размахом крыла орбитальной ступени, то есть составляет 23,79 м. Максимальная стартовая масса – около 2 041 000 кг.

О величине полезного груза столь однозначно говорить нельзя, так как она зависит от параметров целевой орбиты и от точки старта корабля. Приведем три варианта. Система «Спейс шаттл» способна выводить:

– 29 500 кг при пуске на восток с мыса Канаверал (Флорида, восточное побережье) на орбиту высотой 185 км и наклонением 28º;

– 11 300 кг при пуске из Центра космических полётов им. Кеннеди на орбиту высотой 500 км и наклонением 55º;

– 14 500 кг при пуске с базы ВВС «Ванденберг» (Калифорния, западное побережье) на приполярную орбиту высотой 185 км.

Для шаттлов были оборудованы две посадочные полосы. Если шаттл садился вдали от космодрома, домой возвращался верхом на Боинге-747

Боинг-747 везет шаттл на космодром

Всего было построено пять шаттлов (два из них погибли в катастрофах) и один прототип.


При разработке предусматривалось, что шаттлы будут совершать по 24 старта в год, и каждый из них совершит до 100 полётов в космос. На практике же они использовались значительно меньше — к закрытию программы летом 2011 года было произведено 135 пусков, из них «Дискавери» — 39, «Атлантис» — 33, «Колумбия» — 28, «Индевор» — 25, «Челленджер» — 10.

Экипаж шаттла состоит из двух астронавтов — командира и пилота. Наибольший экипаж шаттла — восемь астронавтов («Challenger», 1985 год).

В космос на самолете

Проект многоразовой космической системы «Энергия-Буран» стал вершиной развития советской космонавтики, итогом десятилетий работы космической отрасли целой страны. И если в других этапных событиях в покорении космоса две супердержавы США и СССР шли, что называется, «ноздря в ноздрю», то автоматическую авиационную посадку многоразового корабля американцы смогли повторить только в 2000-е годы и то в гораздо меньших масштабах.

Идея многоразового использования самолетоподобных космических кораблей появилась практически сразу с первыми полетами в космос. Начиная с конца 1950-х годов несколько КБ разрабатывали крылатые аппараты классической самолетной схемы, способные подниматься на большие высоты и выходить в космос. Развивались как управляемые пилотами, так и беспилотные направления. Безусловно, особенный интерес вызывало военное применение космопланов, так как предполагалось, что противостояние США и СССР в скором времени распространится и на космическое пространство.

Самыми близкими отечественными предшественниками «Бурана» стали разработки ОКБ Микояна: воздушно-орбитальный самолет «Спираль» и беспилотные орбитальные ракетопланы «БОР».

В 1972 году правительство США объявляет о начале масштабной национальной программы «Спейс шаттл» («Космический челнок»). Проанализировав параметры будущего корабля, советское руководство предположило, что он готовится для военного использования. Мощность и размеры «Шаттла» позволяли ему выводить в космос ядерные боеголовки и другие грузы, угрожающие безопасности СССР.

Таким образом, основными целями создания «Бурана» стали сдерживание США в военно-космической сфере, вывод на орбиту и возвращение с нее космонавтов и полезных грузов, а также проведение военных и гражданских научных исследований. Для этих целей планировалось построить минимум пять кораблей, чтобы обеспечивать около 30 полетов ежегодно.     

Стартовый комплекс РН «Энергия» на космодроме Байконур

Как это было:   И как стало…  
Журнал «Новости космонавтики», №26/1995, стр.36:
 

«…Грустно выглядит стартовая позиция РН «Энергия». Особенно остро это воспринимается на фоне полученного известия о том, что 28 декабря военные покидают стартовый комплекс «Энергии». Не понятно, зачем тогда покрасили недавно одну из стартовых мачт? По принципу: «Выкрасили — выбросили»? Сиротливо стоят полузанесенные снегом в количестве 7 штук уникальнейшие тепловозы серии ЗМУ62П для вывоза «Энергии» на стартовую позицию. Уникальность их заключается в том, что партия этих тепловозов была изготовлена специально для вывоза РКК «Энергия-Буран». Установщики носителя также благополучно заносятся снегом на площадке перед МИКом.»

А теперь подборка последних материалов, иллюстрирующих сегодняшний день стартового комплекса:

Внимание! Все фотографии без исключения раскрываются в увеличенном формате только с DVD-версии энциклопедии!  

1. Фотографии стартового комплекса РН «Энергия», сделанные 20 октября 2002 года: Слева на переднем плане — агрегат экстренной эвакуации (АЭЭ) космонавтов

Вид на один из трех газоотводных каналов — озером стоячей врды…

Вид на один из трех газоотводных каналов

Вид на сложенный АЭЭ с нулевой отметки

Вид на верхушку поворотной 100-метровой башни обслуживания

Вид на одну из 60-метровой башни обслуживания

Нулевая отметка, рядом с 20-метровым газоотводным лотком

Вид с нулевой отметки на дно центрального газоотводного лотка: внизу видна восьмигранная пирамида, разбивающая поток на три газоотводных канала

Вид на правую стартовую площадку. На заднем плане — левая стартовая площадка, с которой стартовал комплекс «Энергия-Буран»

Вид на  100-метровую поворотную башню обслуживания

Дивертор-молниеотвод крупным планом

Панорама Байконура — вид со стенда динамических испытаний (СДИ)

  Панорама Байконура — вид со стенда динамических испытаний (СДИ)

Панорама Байконура — вид со стенда динамических испытаний (СДИ)

Слева направо: СДИ, стартовые площадки РН «Энергия», монтажно-заправочный комплекс (МЗК)

2

Фотографии , сделанные 20 октября 2002 года:

Разборка РН (112 корпус)

Площадки 254 (слева) и 112 (МИК РН, справа), вид с СДИ Обратите внимание на разобранные железнодорожные пути…

112 корпус (МИК РН) вблизи; на переднем плане — 2 ТУА

Вид на МИК РН (в центре), слева — СДИ, за ним на заднем плане — МИК ОК

Байконурский пейзаж… Типичный?

МИК ОК (слева), и МИК РН (справа)

Вид на МИК РН со стороны МИКа 2Б (РН «Союз»)

      3

Фотографии технологического габаритно-весового примерочного макета «Бурана» ОК-МЛ1 — изделия 004, сделанные 20 октября 2002 года:

«Буран» (изделие 004)  на площадке ОКИ

 «Буран» (изделие 004)  на площадке ОКИ, на заднем плане — РН (112 корпус)

Слева «Буран» (изделие 004)  на площадке ОКИ на фоне а РН

«Буран» (изделие 004)  на площадке ОКИ

Слева «Буран» (изделие 004)  на площадке ОКИ, в центре на заднем стартовый комплекс, справа СДИ (стенд динамических испытаний)

«Буран» (изделие 004)  на площадке ОКИ, на заднем плане — РН (112 корпус)

«Буран» (изделие 004)  на площадке ОКИ, на заднем плане — МИК ОК (площадка 254)

Изделие 004: носовая часть крупным планом

Изделие 004: фото на память…

Изделие 004: корневая часть с отвалившимися плитками лобовой кромки крупным планом

Изделие 004: оторванные плитки имитационной теплозащиты

Место отрыва плиток ТЗП крупным планом: обращает на себя внимание упрощенная технология наклеивания плиток (фетровая демпфирующая прокладка выполнена сплошной)

Изделие 004: Киль

Изделие 004: вид сзади

Слева направо: стартовые площадки, СДИ, изделие 004  на площадке ОКИ на фоне МЗК

Слева направо: изделие 004  на площадке ОКИ, МИК ОК (площадка 254) — в центре

Следующие пять фотографий сделаны летом 2005 г. внутри ХЧФ технологического габаритно-весового примерочного макета «Бурана» ОК-МЛ1 — изделия 004. Из-за плохого освещения внутри ХЧФ съемка производилась в «ночном» режиме, поэтому снимки получились смазанными:

Изделие 004 изнутри: вид из ХЧФ по полету. В центре отсека полезного груза установлен топливный бак по аналогии с самолетом-аналогом БТС-02 ОК-ГЛИ

Вид на левый борт изнутри изделия 004: слева виден сферический базовый блок ОДУ, в центре — один над другим блоки ВСУ

Нижний блок ВСУ на внутренней поверхности ХЧФ по левому борту

Нижний блок ВСУ на внутренней поверхности ХЧФ по левому борту крупным планом

Нижний объем ХЧФ

        Окончание фотографий, сделанных 20 октября 2002 года:

Зал 104 на площадке 254

Автор всех фотографий, сделанных 20.10.2002, на фоне ТУА

Смотри также

Переход на:

Трагический финал

Проект «Буран» предусматривал проведение целого ряда беспилотных полетов. Первый из них должен был состояться в конце 1991 года, еще два — в 1993-м и 1994-м. Длительность пребывания «Бурана» в космосе должны были увеличить. И поставить перед ним еще более сложные, чем возвращение на аэродром, задачи. Например, автоматическое сближение и стыковку с орбитальным комплексом «Мир». Но самое интересное должно было начаться потом. На борту космического «челнока» с пятого по восьмой полет предусматривалась работа экипажа. Правда, в целях безопасности было решено отправить только двоих летчиков-космонавтов. Примерная дата пилотируемого полета не была названа, но ожидалось, что это событие произойдет не позже 1994–1995 годов.

Однако в 1993 году проект окончательно свернули. И на то были свои причины. Экономически он оказался не очень эффективным: стоимость вывода на орбиту одного килограмма полезного груза у многоразовых кораблей его класса составляла тогда примерно 20 тыс. долларов, а у одноразовых носителей — от 6 до 15 тыс. долларов. Да и для экономики в целом он оказался очень дорогим. «Приведу один пример: при старте необходимо было охлаждать бетонный лоток, куда уходят раскаленные до 3500 градусов газы. Для этого пришлось отвести воды Сырдарьи в рукотворное подземное озеро. А расход воды при запуске — больше, чем у всех фонтанов Петергофа! Вот и считайте затраты…» — писал в своих воспоминаниях Станислав Аксенов, один из участников проекта.

Изменилась и международная обстановка: провозглашенный Михаилом Горбачевым отказ от продолжения гонки вооружений, в том числе в космосе, делал «Буран» ненужным, так как реальных гражданских задач, которые челнок решал бы эффективнее привычных одноразовых космических систем, не просматривалось.

Судьба летавшего в космос корабля «Буран» оказалась трагической. Двенадцатого мая 2002 года он был полностью разрушен рухнувшей на него крышей заброшенного монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.

Помимо слетавшего изделия под номером 1.01 было изготовлено четыре корабля (два из них не полностью) и девять полноразмерных макетов «Бурана» для проведения динамических, электрических, аэродромных и других испытаний. Самый знаменитый из них — корабль «Буран» на ВДНХ, который является частью интерактивного музейного комплекса, посвященного этому многоразовому ракетоплану.

 Из восьмерки пилотов «первого призыва» — «Волчьей стаи» — в живых сегодня нет никого. Все, за исключением командира, погибли в авиакатастрофах или от их последствий, причем шесть человек — еще до полета «Бурана»

Другой известный макет был изготовлен в виде самолета — аналога «Бурана» и работал на четырех твердотопливных двигателях, что давало возможность взлетать с обычного аэродрома. Аппарат использовался для летных испытаний в атмосфере, был показан на шоу Международного авиационно-космического салона. Потом его передавали в лизинг сначала австралийской компании, потом сингапурской. В апреле 2008 года макет купил за десять миллионов евро Герман Лайр для своего технического музея в Шпайере (Германия), где космический корабль «Буран» до сих пор является одним из самых интересных экспонатов.

Судьба оказалась немилосердной не только к слетавшему «Бурану». Злой рок преследовал и пилотов, так и не отправившихся на нем в космос (атмосферные полеты на макетах корабля отрабатывались неоднократно). Первым руководителем элитного отряда летчиков-испытателей, набранных в 1977 году для подготовки к полетам на «Буране», был назначен Игорь Волк. В отряд вошли Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко. Фамилия командира дала новому отряду неофициальное, но тут же подхваченное всеми название — «Волчья стая». Из этой восьмерки в живых сегодня нет никого. Все, за исключением командира, погибли в авиакатастрофах или от их последствий, причем шесть человек — еще до полета «Бурана», что стало дополнительным аргументом в пользу беспилотного варианта его первого запуска. Сам Волк умер в прошлом году в возрасте 79 лет. Безвременно ушли из жизни и трое из семи летчиков второго набора «бурановского» отряда.

***

В марте 2018 года занимавший тогда пост вице-премьера Дмитрий Рогозин поручил возобновить программу многоразовых космических кораблей на новой технологической основе.

Однажды приблизиться к возможностям «Бурана»

«Энергия» и «Буран» появились на сцене уже в последнем акте «холодной войны». Само собой, комплекс разрабатывался, в первую очередь, для решения военных задач, заменив традиционные одноразовые ракеты. Он приспосабливался для развертывания сети спутников-шпионов, установке противоспутниковых и противоракетных платформ, обслуживания космических аппаратов, доставки и возврата грузов с орбиты. К сожалению, ни один из масштабных космических проектов, с использованием этого уникального корабля, так и не был реализован.

Новое лицо в Кремле – Михаил Горбачев, был больше озабочен налаживанием дружбы с бывшими противниками, введением либеральных ценностей, а в последствие, поддержанием разрушающейся экономики и развалом страны. Если бы «Буран» смог пережить хаос 1990-х годов, то человечество, возможно, смогло продвинуться в космических исследованиях намного дальше, чем это есть на сегодняшний день. Во всяком случае, и НАСА и Роскосмос находятся в самом начале разработки нового поколения аппаратов, многоразовых кораблей, способных нести более 100 тонн груза.


При ремонте одного из зданий космодрома Байконур в 2002 году, произошло обрушение кровли. Погибло 8 человек рабочих, и был уничтожен единственный экземпляр космического корабля «Буран». Тот самый, который только раз смог подняться в космос.

Наш ответ шаттлам

Но в начале 1970-х ситуация изменилась: Америка решила сделать ставку на создание многоразовых средств выведения в космос, которые должны были заменить все существующие у них к тому времени одноразовые носители. Пятого января 1972 года президент США Ричард Никсон объявил о начале создания многоцелевого транспортного космического корабля Space Shuttle («Космический челнок») в рамках программы NASA «Космическая транспортная система». Он должен был сновать между Землей и околоземной орбитой, доставляя в обе стороны полезные грузы гражданского назначения.

 В 1957 году в США началась разработка пилотируемого космоплана X-20 Dyna Soar, который помимо ведения разведки должен был уничтожать спутники противника и, совершая «нырки» в атмосферу, наносить ядерные удары по целям на Земле

Первый шаттл полетел 12 апреля 1981 года. Корабль изначально строился как пилотируемый аппарат, поскольку предполагалось, что он должен будет находиться на орбите две недели, соответственно требовались люди для проведения исследований, монтажных и ремонтных работ.

Идея использовать шаттлы для военных целей была, но от нее отказались (по крайней мере, на словах). Однако в СССР усомнились в правдивости намерений американского руководства. Наши военные были уверены, что реальной задачей шаттлов станет доставка ядерного оружия в любую точку земного шара и даже похищение советских спутников с орбиты.

Проведенные в военных НИИ и в Институте прикладной математики под руководством президента Академии наук СССР Мстислава Келдыша экспертизы и аналитические исследования привели к заключению, что «будущий корабль многоразового использования сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства» и «американский шаттл грузоподъемностью 30 тонн в случае его загрузки ядерными боеголовками способен совершать полеты вне зоны радиовидимости отечественной системы предупреждения о ракетном нападении. Совершив аэродинамический маневр, например, над Гвинейским заливом, он может выпустить их по территории СССР».

Разработчик «Спирали» генеральный конструктор НПО «Молния» Глеб Лозино-Лозинский buran.ru

Исходя из этого, было решено создать советский аналог шаттла, благо определенный задел к тому времени уже имелся. Седьмого февраля 1976 года вышло постановление Совета Министров СССР о создании многоразовой космической системы в рамках работы над программой «Энергия — Буран».

Надо сказать, что поначалу отношение у руководителей страны и специалистов к этому проекту было неоднозначное. Понадобились десятки совещаний и сотни дополнительных экспертиз, чтобы убедиться в целесообразности создания такого аппарата. Разработчик «Спирали» генеральный конструктор НПО «Молния» Глеб Лозино-Лозинский выступал за строительство; главный двигателист наших ракет генеральный конструктор НПО «Энергия» Валентин Глушко и министр авиационной промышленности Александр Дементьев были против. Решающую роль сыграла позиция военных и лично министра обороны, члена Политбюро ЦК КПСС влиятельнейшего Дмитрия Устинова, видевшего в американских шаттлах угрозу безопасности страны.

 Идея системы «Спираль» заключалась в том, что мощный воздушный корабль-разгонщик взлетает с аэродрома и затем разгоняется до шестикратной скорости звука. После этого с его «спины» на высоте 28–30 км стартует пилотируемый орбитальный самолет

Неудивительно в этом контексте, что «Буран» изначально имел военное предназначение. Одной из основных задач многоразового корабля была доставка в ближний космос боевых орбитальных аппаратов типа «Скиф» и «Каскад», которые должны были лазерным или ракетным оружием уничтожать баллистические ракеты и космические аппараты противника.

Помимо этого планировалось уничтожение целей на Земле, для чего предполагалось использовать орбитальные головные части ракеты Р-36ОРБ, которые размещались бы на его борту. Боевой блок имел термоядерный заряд мощностью 5 Мт. Всего «Буран» мог взять на борт до пятнадцати таких блоков. Были предложения разместить четыре револьверные установки внутри грузового отсека, каждая из которых могла нести пять ракет, которыми можно было наносить удары из космоса.

Неожиданный вираж

Не менее увлекательной историей стал сам полет корабля. Пилотный запуск было решено провести в беспилотном режиме: с одной стороны, это позволяло исключить риск для экипажа, с другой — давало возможность протестировать всю автоматику. «Буран» набили датчиками, камерами и приборами, а заодно и дублирующими системами безопасности на случай, если придется спасать аппарат.

Согласно первоначальным планам пуск «Бурана» был назначен на 29 октября 1988 года. Но меньше чем за минуту до старта произошло непредвиденное ЧП: не прошло нормальное отведение площадки с приборами. После устранения проблемы было принято решение перенести старт на 15 ноября, и он тоже чуть не сорвался из-за погоды: на Байконур надвигался циклон, было передано штормовое предупреждение. Но руководитель полетов Владимир Гудилин после короткого совещания принял окончательное решение: лететь!

Без десяти шесть утра ракета-носитель «Энергия» оторвалась от земли. Полет проходил штатно, его сопровождали самолеты, с которых велась съемка всех деталей полета — вплоть до отделения ступеней ракеты-носителя. Сделав запланированные два витка вокруг Земли, «Буран» успешно долетел до аэродрома и начал заходить на посадку. Она обещала быть непростой из-за отвратительной погоды.

 Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль энергично отвернул влево и стал заходить на взлетно-посадочную полосу с северо-восточного направления с креном 45° на правое крыло

Внезапно корабль совершил неожиданный маневр. Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль энергично отвернул влево и стал заходить на взлетно-посадочную полосу с северо-восточного направления с креном 45° на правое крыло. Как вспоминал один из сотрудников, находившийся тогда на Объединенном командно-диспетчерском пункте, «в момент неожиданной смены курса судьба “Бурана” буквально висела на волоске, и отнюдь не по техническим причинам. Когда корабль заложил левый крен, первая осознанная реакция руководителей полета была однозначной: “Отказ системы управления! Корабль нужно подрывать!” Ведь на случай фатального отказа на борту “Бурана” размещались тротиловые заряды системы аварийного подрыва объекта, и казалось, что момент их применения наступил.

Спас положение заместитель Главного конструктора НПО “Молния” по летным испытаниям Степан Микоян, отвечавший за управление кораблем на участке снижения и посадки. Он предложил немного подождать и посмотреть, что будет дальше». И действительно, когда уже после приземления стали разбираться, выяснилось, что такой вариант был заложен в программу в качестве одного из многих. Правда, вероятность выбора этого варианта составляла всего три процента.

Позже, анализируя посадку «Бурана», специалисты пришли к выводу: автоматизированная система управления выбрала наилучшее решение. Штатной посадке по заложенной программе мешал сильный ветер, и автоматизированная система управления самостоятельно рассчитала новую траекторию. А сама посадка оказалась настолько мягкой, что тормозные парашюты сработали с небольшой задержкой. Это был потрясающий успех, корабль выполнил все нужные маневры и успешно приземлился. Все находившиеся в тот момент на космодроме ликовали.

 Судьба летавшего в космос корабля «Буран» оказалась трагической. Двенадцатого мая 2002 года он был полностью разрушен рухнувшей на него крышей заброшенного монтажно-испытательного корпуса на Байконуре

Для посадок «Бурана» была специально оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Кроме того, были серьезно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой еще два основных резервных места приземления «Бурана» — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный в Приморье, а также построены или усилены ВПП еще в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР. Специально для транспортировки с запасных аэродромов был создан Ан-225 «Мрия».

Запуск «Бурана» стал большой неожиданностью для Запада и США, где открыто признали, что Советский Союз опередил их в космической гонке. Сотрудник Университета Джорджа Вашингтона доктор Джон Логсдон в прямом эфире компании ABC заявил: «СССР имеет теперь возможность выполнять те космические задачи, которые останутся недоступными для США даже тогда, когда вновь начнутся полеты американских космических кораблей многоразового использования. Для того чтобы приступить к выводу на орбиту таких же полезных грузов, на какие рассчитана советская ракета, Соединенным Штатам потребуется от шести до десяти лет».

«Падение» с орбиты

Ор­би­таль­ная часть по­лёта была наибо­лее пред­ска­зуемой для конс­трук­то­ров. К 1988 го­ду бла­года­ря запускам «Союзов» в этой сфе­ре бы­ло накоплено дос­та­точ­но опы­та, и ма­ло кто сом­не­вал­ся, что «Бу­ран» справится с этой задачей. Поэто­му ко­рабль про­был на орбите всего 94 минуты, хо­тя был спо­собен на­ходить­ся в космосе до 30 су­ток.

2 оборота вокруг Земли совершил «Буран»

Всех вол­но­вала по­сад­ка, ко­торая дол­жна бы­ла впер­вые в истории прой­ти полностью в ав­то­мати­чес­ком ре­жиме: пилотов в кабине «Бурана» не было. Успех операции за­висел от дей­ствий бор­то­вого компь­юте­ра и ра­боты на­зем­ных сис­тем на­вига­ции. В этом, кстати, ещё одно принципиальное отличие «Бу­рана» от Space Shuttle: в последнем автоматическая посадка не предусмотрена.

По сути, возвращение с орбиты любого космического корабля — это падение. «Буран» начинал снижаться на скорости, почти в 30 раз превышающей скорость звука. Сектором, в котором он сойдёт с орбиты, определялась и точка его приземления: основная — Байконур или одна из запасных — в Крыму или в Приморье. Изменить место посадки после входа в атмосферу было уже невозможно — у «Бурана» (как и у Space Shuttle) отсутствовали авиационные двигатели. После начала снижения ракетоплан взял курс на космодром Байконур.

Этапы приземления «Бурана»250 км200 км150 км100 км50 кмНизкая околоземная орбитаУсловная граница атмосферыЗемля12345Орбитальный полётТочка 1:Разворот корабля двигателями по курсу,тормозной импульс, начало сниженияТочка 2:Выключение двигателей, разворот корабляносом по курсу, подготовка к вхождениюв плотные слои атмосферыТочка 3:Вход в плотные слои атмосферы,интенсивное торможение, нагревобшивки корабляТочка 4:Полёт в режиме планирования,выход на посадочную траекториюТочка 5:Мягкая посадка на ВПП

Пережить воздействие раскалённой плазмы при прохождении плотных слоёв атмосферы кораблю помогала термозащитная плитка со специальным покрытием. Она препятствовала проникновению тепла внутрь корпуса ракетоплана, что поз­во­ляло ему вы­дер­жи­вать нагрев до 1260 °C. Для защиты «Бурана» было изготовлено 37 500 плиток. За время полёта корабля всего шесть из них было потеряно и ещё около ста — повреждено.

Тепловая защита (вид сверху)Белая плитка (крупная):Белая плитка (малая):Иллюминатор:до 370 °Cдо 700 °Cдо 750 °CТепловая защита (вид снизу)Чёрная плитка:Носовой обтекательи передняя кромка крыла:до 1260 °Cдо 1650 °C

Наиболее напряжённым для наблюдателей оказался момент, когда «Буран» при приближении к взлётно-посадочной полосе резко отклонился от заданного курса, повернув не в ту сторону. Действия бортового компьютера были настолько неожиданными, что сотрудники ЦУПа даже предлагали взорвать корабль, считая, что автоматика вышла из строя. По воспоминаниям ведущего разработчика «Бурана» Глеба Лозино-Лозинского, несколько человек уже начали готовить для ТАСС сообщение о том, что полёт закончился неудачей. Но чел­нок сделал плавную петлю и аккуратно приземлился на полосу, опередив расчётное время задания всего на 1 секунду.

205 минут длился полёт корабля

Позже выяснилось, что причиной неожиданной смены курса «Бурана» стала информация о сильном ветре, поступившая на бортовой компьютер с наземных станций. Автоматика корабля учла её и оперативно поменяла траекторию на более безопасную.

Направление ветраВзлётно-посадочнаяполосаПроекция расчётнойтраекторииНаправление ветраТочка расчётногокасания полосыВзлётно-посадочнаяполосаРеальная траектория«Бурана»Проекция реальнойтраекторииТочка остановки(Смещение от осина 5 м влево)Точка реальногокасания (Смещениеот оси на 9,4 м вправо)1620 м4500 м80 м20 км10 км4 км

На протяжении всего финального этапа полёта, в том числе во время незапланированного манёвра корабля, его сопровождал МиГ-25 под управлением лёт­чика-испытателя Ма­гомеда Тол­боева. Уни­каль­ные кад­ры, снятые из кабины этого истребителя, бы­ли пре­дос­тавле­ны нам Те­лес­ту­дией Рос­космо­са.

Съёмка «Бурана» с борта МиГ-25Посадка «Бурана»


С этим читают