Былина про добрыню никитича и змея горыныча

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Тайна двух отцов

«Повесть временных лет» определяет происхождение исторического Добрыни однозначно:


Князь Владимир Креститель вообще-то — бастард. Об этом предпочитают не вспоминать, но среди всех своих братьев Владимир был самого низкого происхождения, т.к. его матерью была Малуша — рабыня-ключница, наложница князя Святослава. Исторический Добрыня — ее брат. «Уй» на старославянском — это и есть дядя по матери.

Соответственно, настоящее отчество Добрыни — Малкович. Но почему в былинах он внезапно обрел другого отца — Никиту? Почему у человека с языческим именем отец носит христианское? Более правдоподобный случай — как раз наоборот: сын язычника крестился и поменял имя. Христиане той поры своих детей всегда крестили.

Да, в те времена каждый человек, особенно знатный, обычно имел несколько имен: одно тайное, крестильное, которое знали только он сам и крестивший его священник (это если крещение вообще было), и несколько бытовых имен и прозвищ. Но фишка в том, что Добрыня никогда не упоминается в былинах под каким-нибудь другим именем. В летописях — тоже.

Зато в былинах второй по главенству и силе русский богатырь иногда называет своим отцом некоего Никиту Залешанина (Заолешанина) — не то богатыря, не то воеводу. Порою, чтоб соблюсти инкогнито, Добрыня сам себя именует «детиной Залешаниным» (т.е. сыном этого человека). При этом, вот странность, ни богатыря, ни воеводы с таким именем в русских былинах… Нет!

Но при этом складывается полное впечатление, что собеседники Добрыни прекрасно понимают, о ком речь. Более того — загадочный Никита Залешанин настолько всем известен, что за него однажды выдавал себя сам Илья Муромец!

Обратите внимание: он известен «за глаза». В Киеве его нет, как он выглядит, никто (кроме Добрыни!) не знает

Просто имя на слуху, оно известное, и к нему легко можно примазаться.

Дети капитана Шмидта, да и только…

Добрыня и Змей (былина)

Случилось богатырю молодому, Добрыне Никитичу, в жаркий день возле Пучай-реки в поле гулять. А неподалеку оттуда на горе Сорочинской жила Змея свирепая, жадная. Ненавидела Змея Добрыню за то, что не раз богатырь ее змеёнышей ядовитых топтал, не раз спасал от плена змеиного людей русских, которых Змея к себе на гору в пещеру утаскивала. Много раз уговаривала Добрыню матушка родимая:

— Берегись, дитятко, Пучай-реки, не купайся в ней. Налетит на тебя Змея, как безоружный с ней справишься? Помнил Добрыня наказы матушкины. Да очень уж жарко в тот день богатырю в поле было. Сбросил платье, в воду кинулся. А Змея тут как тут. Поднялась над рекою, вьется над Добрынею, броситься на него готова. Издевается: — Захочу – Добрыню целиком сожру! Захочу – Добрыню в хоботы возьму! Захочу – Добрыню в плен унесу!

Но не испугался Змеи Добрыня: успел ловко на берег выскочить. Схватил он колпак свой в три пуда весом, да как хватит Змею по голове! Вмиг отшиб у нее хоботы ядовитые. Кинулся к платью своему, выхватил нож булатный. Испугалась, завыла Змея лютая: — Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить! Помиримся! И ты моих детенышей не трогай впредь. Поверил ей Добрыня. Согласился. Отпустил Змею на волю. Мигом скрылась, улетела змея лютая. А Добрыня домой пошел. Приходит домой, а Киев-град печален стоит. — Что за горе приключилось? – Добрыня спрашивает. Отвечают ему люди киевские: — Одна была у князя Владимира племянница любимая, Забава дочь Путятична. Пошла она в зеленом саду прогуляться. Пролетала тут над Киевом Змея проклятая. Подхватила, унесла княжну в свою пещеру змеиную!

Идет Добрыня к Владимиру, а там богатыри сидят в горнице, думу думают: как освободить Забаву Путятичну? Кого послать? Все на Добрыню кивают: он, мол, с таким делом лучше всех справится.

Сел Добрынюшка на своего добра коня. Дала ему мать в руки плёточку шелковую: — Как приедешь, дитятко, на гору Сорочинскую, покрепче коня хлещи, чтобы крепко топтал он злых змеёнышей. Помчался Добрыня к пещере змеиной. До пещеры доехал. Начал он тут коня плеткой стегать. Начал конь копытами змеёнышей топтать. А из пещеры навстречу Добрыне вылетает Змея лютая, свирепая. — Это что же ты, Добрыня, делаешь? А не ты ли обещался не топтать больше моих змеёнышей?


Отвечал ей Добрынюшка:

— А не ты ли обещала людей русских не носить к себе? Зачем похитила Забаву Путятичну? Не спущу тебе этого! И пошла тут у Добрыни со Змеёй битва жестокая. Трое суток они бились да еще три часа. Не вынесла Змея, сдохла. Прикончил ее Добрынюшка.

Побежал он в пещеру змеиную, стал на свет выводить пленников.

— Выходите, — кричит, — люди русские! Убита Змея Добрынею!

Ищет он Забаву Путятичну среди пленников, отыскать не может. В самой последней пещере запрятанную нашел. Садился он на своего добра коня, княжну перед собой посадил. И повез ее в Киев к дядюшке, князю Владимиру.

Вышел князь Владимир на высокое крыльцо, встретил Добрыню с поклоном, с великой благодарностью: Спасибо тебе, Добрынюшка, — один ты из всех богатырей сослужил нам такую службу важную!

И наградил он Добрыню золотой казной, платьем праздничным.

— КОНЕЦ —

Сюжет[править]

Прогуливаясь по саду, Князь Киевский случайно узнаёт, что его племянница Забава влюблена в простого гонца Елисея и намерена сбежать с ним. Желая не допустить мезальянса, Князь решает срочно выдать Забаву замуж за более достойного кандидата, а Елисея сбагрить куда подальше, и выдаёт тому письмо для богатыря Добрыни Никитича с приказом собрать дань с Бекета — хана крымского. К большому неудовольствию Добрыни, в приказе также сказано, что он обязан взять Елисея в помощники.

Князь предлагает Забаве различных кандидатов, с кошельком один другого толще, однако, ни один из них не приходится ей по душе. Как нельзя кстати, на горизонте появляется знатный купец Колыван, которому Князь когда-то задолжал большую сумму, а выплачивать долг ему нечем. Колыван предлагает сделку — он берет в жены Забаву, а взамен прощает долг. Скрепя сердце, Князь соглашается. Колыван предлагает хитрый план:

Тем временем Добрыня не без сопротивления собирает дань с хана и освобождает угодившего в плен Елисея. Вернувшись в Киев, они обнаруживают князя и бояр, оплакивающих похищенную Змеем Горынычем Забаву. Однако в ответ на предложение отправиться на её поиски Князь почему-то настойчиво отправляет Добрыню в отпуск. Тем не менее, тот чувствует, что дело нечисто, а Елисей полон решимости спасти Забаву, т. к. освободителю племянницы Князь обещает её руку и сердце.

Добыв дивного скакуна, которого кормить не надо, герои направляются к Горынычу. А Колыван объявляет пленённой им Забаве, что он-де зарубил Змея, и, согласно указу Князя, она выйдет за него замуж. Княжна с этим категорически не согласна, и Колыван принимает решение отвезти ее на Кудыкину гору козловать помидоры, чтобы приворожить силами другой своей давней должницы — Бабы Яги.

Добрыня и Елисей же приезжают к Змею Горынычу, и тот клянётся, что не похищал княжну. Богатырь склонен этому верить, поскольку Горыныч — его давний и лучший друг. Замученный совестью из-за того, что не оправдал его доверия, ночью Горыныч пишет записку с объяснениями и верхом на верблюде убегает в деревню Колывана, намереваясь вернуть Забаву. Увы, поезд уже ушел, и до наступления утра княжна все ещё не была спасена.

Некстати проснувшийся Елисей читает записку Змея и пытается разбудить Добрыню, с закономерным результатом. Плюнув на попытки вытащить богатыря из царства Морфея до рассвета, Елисей сам бросается в погоню… чтобы быть пойманным в одну из множества ловушек перед жилищем Горыныча. Найдя его утром и узнав обо всем, Добрыня преисполняется решимости найти обманувшего его друга и потребовать объяснений. Одновременно с этим Горыныч нагоняет Колывана на Кудыкиной горе и требует вернуть княжну, наплевав на уговор… с закономерным результатом, и вдобавок попадает в плен к Яге.

Тем временем князь, опасаясь раскрытия их сделки, пишет Колывану письмо, предупредив, что богатырь идет по его душу. Перепугавшись, тот обещает полностью простить Яге долги, если та колдунством изведет богатыря. Увы, на Добрыню магия не действует. Тогда купец приказывает хану Бекету (который также его должник!) разобраться с Добрыней. Хан, хоть и бьет себя пяткой в грудь, оказывается в состоянии пленить разве что Елисея да верблюда Васю, а как только появляется богатырь, сразу же сдает местонахождение Колывана.

Забаве и Горынычу удается сбежать из избушки, однако, поскольку дракон не умеет летать, он начинает тонуть в болоте. Забава зовет на помощь подоспевших героев, и Добрыня отправляется вызволять Змея. Выслушав от него искренние извинения, богатырь прощает друга и вызволяет из беды. Однако Яга использует последнее средство, вызывая силу темную, войско страшное. Завязывается долгий бой, в результате которого армия тьмы благополучно топится в болоте, а Колыван попадает в руки героев. Те решают, что с ним сделать, путем голосования, но тот, не дождавшись вердикта, делает ноги. Впрочем, без своих расписок он зла уже не натворит. Так им тогда казалось.

Тепло попрощавшись с вновь научившимся летать Змеем Горынычем, Добрыня Никитич, Елисей и Забава возвращаются в Киев. Князь попытался было в очередной раз воспротивиться желанию Забавы выйти замуж за гонца, но Добрыне удается его переубедить (с помощью расписки отобранной у Колывана). Свадьба, пир горой, хэппи-энд.

Съёмочная группа

В скобках указан номер фильма

  • Авторы сценария — Константин Бронзит (1), Максим Свешников (1-3), Александр Боярский (1-8), Илья Максимов (1-2), Ольга Никифорова (4), Светлана Саченко (6-8), Алёна Табунова (7)
  • Режиссёры — Константин Бронзит (1,9), Илья Максимов (2), Владимир Торопчин (3), Сергей Глезин (4), Константин Феоктистов (5-8), Дмитрий Высоцкий (8)
  • Художники-постановщики — Ольга Овинникова (1-5), Олег Маркелов (3-4), Елена Лаврентьева (4), Лидия Савина (5), Светлана Дегтярёва (6), Андрей Якобчук (7-8)
  • Художники по персонажам:
    • Марина Михеева (1-5)
    • Светлана Варфоломеева (2-5)
    • Людмила Стеблянко, Илья Максимов (1-2)
    • Екатерина Смирнова (4-5)
    • Олег Маркелов (2-3)
    • Анна Попко, Ольга Лызо, Майя Нинбург, Елена Кокоулина (4)
  • Художники лэй-аутов:
    • Марина Михеева (1-5)
    • Светлана Мардаголимова, Олег Пожидаев (1-3)
    • Екатерина Салабай (3), Артём Мясников (3)
    • Юлия Байгулова (3-5)
    • Елена Терлецкая, Екатерина Смирнова, Екатерина Комелина, Наталья Ковалевская (4-5)
    • Альбина Кунцевич, Евгения Банди, Алевтина Шабунина (5)
  • Руководители отдела лэй-аутов — Марина Михеева (1-4), Елена Терлецкая (5)
  • Ведущие аниматоры:
    • Ольга Образцова, Екатерина Шрага (1-2)
    • Елена Кокоулина (2-3)
    • Александра Шоха (2-4)
    • Антон Рудин (2)
    • Ольга Кажанова, Екатерина Салабай (3)
    • Екатерина Рябкова (4)
    • Наталья Ковалевская, Евгения Тройнятникова, Татьяна Румянцева, Ольга Пермякова, Вера Шиганова (5)

Добрыня Никитич и Алеша Попович (былина)

Как молодой Добрынюшка Никитинец,Он ходил-гулял по чисту полю,Приезжал Добрынюшка к сыру дубу.Как сидит-то ведь тут на сыром дубу,Сидит-то еще сидит черный вран.

Как тут этот Добрынюшка НикитинецНатягивал скоро свой он ту́гой лукА клал стрелочку каленую,А хочет он стрелить тут че́рна ворона.Ворон тут ему спроязычилсяА тем-этим языком человеческим:— Да ай же ты, Добрынюшка Никитинец!А не убей меня, черна ворона,Я тебе скажу, всё поросскажу.Как в Киеве ребята есть говорят:Старца-то убить есть не спасение,Как ворона-то стрелить — не корысть буде получить:Сизым перьем ворониным не натешиться,Мясом те моим не наестися!Как у того было да у воронаПод конец-то крылья были белые.Как говорит-то ворон таково слово:— Ай же ты Добрынюшка Никитинец!А я тебе скажу, все порасскажу.Поезжай ты на гору на высокуюА на тое на ше́ломя на искатное,А там-то есть три чудушка три чудныих,Там-то есть три дивушка три дивныих:Как первое там чудо белы́м-бело,А другое-то чудо красны́м-красно,А третье-то чудо черны́м-черно.Как тут этот Добрынюшка НикитинецКак скоро молодец сам пораздумался,Говорит тут ворону: — Это правда есть;А старца ведь убить буде не спасение,Ворона стрелить — не корысть будет получить:А сизым вороненым перьем мне-ка не натешиться,Мясом мне его не нае́стися.Как отпускал Добрынюшка свой тугой лук,А вынимал он стрелочку каленую,Сам-то он еще тут пораздумался:«А лучше я поеду что на гору на высокую,На тое шеломя я на искатное,Глядеть-то там три чуда я три чудныих,Глядеть-то я три дивушка три дивныих».Как скоро он приправливал добра коня,Тут скорым-скоро, скоро да скорёшенькоЕхал он на гору на высокуюА на тое-то на шеломя на искатное.Как смотрит тут Добрынюшка Никитинец:Как стоит тут шатёр белополо́тняный,Как у шатра замок был булатныий,На замке тут подпись подписана:«Кто во шатёр еще сюда зайдёт,Тот из шатра жив да не уйдёт».Как разгорелось его сердце богатырское,Ударил кулаком по замку-то он,Отпал замок ведь тут на сыру землю,Смотрит тут Добрынюшка Никитинец,А там в шатре столы были расставлены,Там в шатре да яства разложены.Как он-то, тот Добрынюшка Никитинец,Не столько молодец да ведь ел-то, пил,А сколько молодец он тут наземь срыл,А пролил молодец, во ногах стоптал.А сам молодец он да спать-то лёг.А спит он молодец, прохлаждается,А над собой невзгодушки не ведает.Из далеча тут ведь, из чиста поляА приезжает Алеша сын Попович был,А смотрит тут Алешенька на чудо-то:Не столько ведь да выпито да съедено,Сколько пролито да срыто, в ногах притоптано.А тут-то ведь Алеша разретивилсяА разгорелось его сердце богатырское.Занес-то он остро копьё острым концом,Хочет он ударить Добрынюшку в белу грудь.Затем-то, он Алешенька, раздумался:«Не честь-то мне, хвала да молодецкая,А бить-то мне-ка сонного, что мёртвого!А лучше сяду на добра коня Добрынина.А буду биться, стану я драться-ратитьсяСо тыим с Добрынюшком с Никитичем».Садился тут Алеша на добра коня,А на того добра коня ДобрынинаКак ударил он Добрынюшку тупым концом,Тупым концом ударил да остра вопья.

Известные в истории личности с именем Добрыня

Имя Добрыня давно не пользовалось популярностью, поэтому все знаменитые личности, носящие это имя, жили в XII-XIII веках. Так, например, известен воевода Добрыня, который служил при князе Владимире I Святославовиче. Существует версия, что именно этот воин стал прототипом всем известного богатыря Добрыни Никитича.

По некоторым данным Добрыня, служивший при князе Владимире I, и стал прототипом былинного Добрыни Никитича

В истории также сохранились имена Добрынь-бояр: Добрыня Галичанин и Добрыня Долгий.

Жизнь Добрыни имеет неординарный сценарий. Парень жизнерадостен и оптимистичен, поэтому способен получить удовольствие от любого занятия, будь то работа, отдых или роман с девушкой. Мужчину любят дамы, он везуч и щедр, но не склонен к длительным отношениям. Спонтанный и неорганизованный характер может пагубно сказаться на профессиональной деятельности. Чтобы стать успешным в работе, этому человеку необходимо выбирать профессии, в которых необходим творческий и нестандартный подход.

История исследований

Былины о Добрыне-змееборце рассматриваются В. Ф. Миллером в его «Экскурсах в область русского народного эпоса». Указав на сходство между Добрыней и змееборцами русских духовных стихов, Георгием Победоносцем и Фёдором Тироном, автор проводит между ними следующую аналогию: подобно тому, как в церковно-народной среде к имени великомученика Георгия некогда (вероятно, в Сирии) прикрепился мотив змееборства, как внешняя оболочка религиозного духовного подвига — распространения христианства, — так в былине о Добрыне-змееборце отразилась, в эпических чертах, энергическая и памятная некогда на Руси деятельность исторического дяди Владимира, Добрыни, по распространению христианства, сопровождавшаяся свержением идолов и массовым насильственным крещением язычников. Для подтверждения этой мысли автор рассматривает рассказ о насильственном крещении Добрыней новгородцев, сохранившийся в так называемой Иоакимовской летописи, и указывает некоторые исторические отголоски в былинах о Добрыне. Намёки на крещение автор видит в купанье Добрыни Никитича, в названии реки — Пучае (то есть Почайне). Летописная связь Добрыни Никитича с тысяцким Путятой (выразившаяся в известной пословице: Путята крести мечом, а Добрыня огнём) отразилась в былине в отчестве Забавы Путятичны, спасённой Добрыней от змея. Отголоски летописного сказания о добывании Добрыней Никитичем Рогнеды-Гориславы для Владимира указывает тот же исследователь в статье «Добрыня-сват». Параллели к былинам об отъезде Добрыни Никитича и выходе его жены за Алёшу Поповича указаны Миллером в турецкой сказке об Ашик-Керибе.

Подробный анализ обращения Добрыни Никитича Мариной в тура — золотые рога представил профессор Николай Сумцов. Он приводит множество параллелей из сказок разных народов о жене-волшебнице. Одна подробность того же былинного сюжета — стреляние Добрыней в голубей, сидящих на тереме Марины — сопоставлена Вс. Миллером с талмудическим апокрифом о стрелянии царя Давида в птицу, сидевшую над моющейся Вирсавией.

Интересные фактыПравить

  • Это единственный мультфильм, в котором Князь является второстепенным персонажем.
  • Появление Тугарина Змея всегда сопровождается грозой — как знак того, что Тугарин — нечистая сила.

В этом мультфильме и в Три богатыря на дальних берегах Князь не является главным источником проблем.

На золоте-шаре написано «2GARIN». Если прочитать по английски, то получится «TWOGARIN», то есть «ТУГАРИН». Также указана дата, когда золото переплавили — 1234 год. Но в мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» в ответ на вопрос князя о книге Поколение X: «Что за Поколение Х? Почему Х?» Юлий отвечает: «Потому что в 10 веке живём».

  • В одноимённой игре присутствуют Баба-яга, Кощей Бессмертный и много новых персонажей, которых не было в мультфильме.
  • В самом начале мультфильма показана панорама Ростова, где водят хороводы, идет кулачный бой и …. двое сажают на кол мужика, который извивается и орет.

Это один из 2 мультфильмов, где большая часть событий происходит не в Киеве.

Исторически в 1234 году когда проходят действия фильма, Ростова не было, так как он основан 1749 года, а также эти территории не были частью Руси.

Однако, исторически в 1234 году существовал город Ростов, но не было Ростова-на-Дону, и вполне вероятно, что имеется ввиду Ростов, а не Ростов-на-Дону.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Чудо-юдо — персонаж русских народных былин


Чудо-юдо известен всем из сказок. Несмотря на кажущуюся несерьезность, они являются отражением мифологических представлений об окружающей действительности. Этнографическая литература 19-го века называет Чудо-юдо персонажем более раннего эпоса, на основе которого сформировалась культура наших предков. Известный советский историограф Б. А. Рыбаков считал, что Чудо-юдо — один из самых глубоких славянских образов. Единого мнения о его происхождении нет по сей день. Этнографы и культурологи предлагают разнообразные версии появления этого героя в русских сказках.

Славянский многоглавый дракон Чудо-юдо

Чудо-юдо представало как в виде отрицательного персонажа, так и положительного, но чаще всего было олицетворением нейтральной силы. Кроме того, его пол менялся с течением лет. Изначально змей или кит был женского рода, позднее — мужского, а ближе к нашему времени упоминается уже в среднем роде. Чудо-юдо имеет несколько голов. Иногда ему приписывают еще и хоботы — именно они были основным оружием существа. Правда, в старину так называли хвосты. Их обычно столько, сколько и голов — 6, 9 или 12. Многоглавый дракон умеет дышать огнем, сжигая целые села.

Чудо-юдо живет на дне морском либо за рекой Смородиной, которую можно перейти только по Калинову мосту. У него каменный дворец, в котором проживают жены-колдуньи и мать-змеица. Некоторые сказания упоминают еще и о коне, на котором этот персонаж приезжает к месту сражения.

Внешне Чудо-юдо напоминает морских монстров из античной мифологии или драконов, живущих под водой. Это же касается и характера, природы существа. Церковнославянский словарь Дьяченко гласит, что имя змея переводится с санскрита как «морское животное», а приставка «чудо» говорит о том, что зверь был необычным.

Образ Чуда-юда в науке

По Хомякову, слово «чудо» в древности означало великана, что говорит об огромных размерах славянского дракона. Старинные предания о гигантах неразрывно связаны со змеями. Некоторые сказки описывают морских царей как огромных ящеров или наделяют их способностью принимать такой облик.

Чудо-юдо рыба-кит

Есть еще одна теория, которая может натолкнуть на происхождение морского дракона. Слово «юдо» созвучно с именем Иуды, предателем Христа. В раннехристианский период так было принято называть нечистую силу. Доктор исторических наук Ю.Н. Афанасьев отмечает, что в сказках Морского царя называют Окиян-море. В некоторых былинах его роль передается черту, змею или Чуду-юду, отражающему темную сторону характера.

Ю.Н. Афанасьев проводит параллель между Морским царем и пекельным князем из немецкого фольклора. Оба персонажа обладают чертами, присущими богам грозы. Волшебный бич очень похож на молнию. Сказочный правитель морей бросается к молочному озеру и выпивает кипучее молоко, намекающее на дождь. После этого он «лопается с ужасным треском» подобно дождевой туче. По мнению ученого, Чудо-юдо — имя, по большей части, для мифического змея или дракона, олицетворяющего грозовую тучу.

Демонолог Л.Н. Виноградова утверждает, что старинные славянские песни указывает на существование Чуда-юда в роли мифологического персонажа. Из песен понятно, что существо потустороннее и несет людям опасность, но его можно изгнать.


Георгий Милляр в роли царя Чудо-юдо

Чудо-юдо отождествляется с Идолищем Поганым, с которым сражаются богатыри. Идолище, или Одолище — тоже богатырь, но воюет он на стороне зла. Некоторые сказания и былины называют его Тугарином Змиевичем. Доктор философских наук Н.К. Демин считает, что Чудо-юдо — русская версия Медузы Горгоны или Морская царевна, превращенная в чудовище после религиозного переворота. Некоторые исследователи полагают, что «юдо» — это не что иное, как рифма к слову «чудо», не имеющая никакого значения. В болгарской мифологии юда — злой дух женщины, который живет в лесах или возле озер и летает по воздуху.

Интересные фактыПравить

Мультфильм выходил с 13 по 16 марта (до премьеры в кинотеатрах) в программе «Спокойной ночи, малыши!» на телеканале «Россия».

В шатре хана висит портрет Тугарина Змея из предыдущего мультфильма про Алёшу Поповича.

Добрыня — единственный персонаж в гексалогии, который был женат до приключений.

Странно, что Елисей появляется в игре «Mount and Blade: Огнём и Мечом», где рассказывает главному герою, что он солдат и никогда не пил, из-за чего его прогнали со службы — он не пожелал пить за здоровье царя.

В конце сцены увоза дани от крымского хана Добрыней Никитичем видно, как хан хватает с повозки золотую статуэтку «Оскар».

В мультфильме можно заметить отсылки к некоторым художественным фильмам. В одной из сцен Добрыня спросил у Горыныча: «В чём сила, брат?» (отсылка к крылатому выражению Даниила Багрова в фильме «Брат-2»). В другой сцене Колыван говорит верблюду Добрыни: «А теперь — горбатый! Я сказал: горбатый!» (отсылка к фразе Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя»). Ещё в одной сцене, сообщая о похищении Забавы, князь говорит Добрыне: «А тебя Добрыня, я попрошу остаться» (17 мгновений весны)

Также можно обратить внимание и на боевые сцены: они все являются отсылкой к фильмам «Матрица» и «Матрица: Перезагрузка». Кроме того, когда Добрыня осуждает Горыныча, он произносит фразу «Ну не может мой друг оказаться вдруг…», которая является отсылкой к песне В

Высоцкого из фильма «Вертикаль». В сцене, где появляется Змей Горыныч, от его поступи вода колеблется в луже точно так же, как и в фильме «Парк юрского периода», при появлении тиранозавра. Момент, когда Змей Горыныч пролетает на фоне луны на вереблюде — пародия на аналогичную сцену из фильма «Инопланетянин».

На постере мультфильма Елисей изображён в синей одежде, а в самом мультфильме он в красном. И Забава в жёлтом а в фильме в красно-жёлтом.

Если покадрово просмотреть финальную сцену мультфильма, где камера с большой скоростью проезжает по свадебному столу, то можно заметить 25 кадр, где четыре мультипликационных персонажа изображены с человеческими головами. Кадр где 4 мультипликационных персонажа с человеческими головами. Это единственный мультфильм из «Трёх богатырей», премьера которого была не перед Новым Годом.

Забава во всех сценах мультфильма изображена с двумя косами. Однако по русской традиции девушка, которая ни разу не была замужем, носила только одну косу. Две косы носили женщины замужние. Жена Добрыни, наоборот, изображена с одной косой, тогда как кос должно быть две.

Ходячая избушка Бабы Яги заимствована из мультсериала «Домовёнок Кузя».


С этим читают