Челюскинцы (фильм)

Эвакуация

«Челюскин», раздавленный льдами. Кинокадр из хроники А. Шафрана

Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации.

5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей.

Следующий рейс был совершён только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов на самолетах Р-5, Маврикий Слепнёв на самолете «Консолидейтед-Флитстер» (англ. Consolidated Fleetster) и Иван Доронин на «Юнкерсе» W-33 вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки. Лётчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте-амфибии Ш-2, служившем «Челюскину» для ледовой разведки (см. Записки летчика М. С. Бабушкина, 1941).

Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы.

В последние дни пребывания на льдине Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске.

В ролях

  • Александр Лазарев — О. Ю. Шмидт, начальник экспедиции
  • Пётр Вельяминов — Воронин, капитан парохода «Челюскин»
  • Игорь Комаров — Бобров
  • Валерий Кравченко — Кренкель, радист
  • Евгений Леонов-Гладышев — Могилевич, завхоз экспедиции (в титрах указан как — Могилевский)
  • Семён Морозов — Скворцов
  • Юрий Лазарев — Ушаков, географ
  • Георгий Тейх — Крылов, академик
  • Александр Алексеев — Леваневский, лётчик
  • Геннадий Черняев — Ляпидевский, лётчик
  • Валерий Комиссаров — Молоков, лётчик
  • Владимир Осипчук — Каманин, лётчик
  • Леонид Жеребцов — Доронин, лётчик
  • Пётр Дроцкий — Водопьянов, лётчик
  • Евгений Гвоздев — С. М. Киров
  • Олег Белонучкин — В. В. Куйбышев

Хождение

16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием первого капитана Петериса Безайса и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О. Ю. Шмидта вышел из Ленинграда в Мурманск, по пути зайдя в доки компании-производителя в Копенгагене, где были устранены несколько выявленных дефектов.

В Дании, 27 июля 1933 года капитан Безайс передал командование полярному капитану В. И. Воронину, который был на судне пассажиром. До Мурманска Воронин временно вступил в обязанности капитана «Челюскина».

2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов.

Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. 1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков».

«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами «Челюскин» вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов, координаты места . Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки.

В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина; один человек — завхоз Б. Г. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавлен сместившимся палубным грузом).

В эпизодах

  • Виталий Баганов — Сергей
  • Азамат Багиров — Уншлихт
  • А. Баранов — эпизод
  • Александр Бахаревский — эпизод
  • Юрий Башков — член экспедиции
  • Игорь Боголюбов — Бутаков
  • Сергей Гальцев — эпизод
  • Юрий Гамзин — эпизод
  • Е. Глущевский — эпизод
  • Юрий Гурьянов — эпизод
  • Альберт Дёмин — эпизод
  • Анатолий Дубинкин — эпизод
  • Дюков Владимир — Александр Антонович
  • Игорь Ефимов — Янсон
  • Валентин Жиляев — Клайд Армстед
  • Юрий Каменев — эпизод
  • Наталья Каресли — радистка на Большой земле
  • Владимир Карпенко — член экспедиции
  • Тариел Кения — Ворошилов
  • Светлана Киреева — эпизод
  • Юрий Крюков — эпизод
  • Николай Кузьмин — плотник
  • Владимир Марков — «Борода», строитель
  • Миронов Валерий — матрос
  • Герман Колушкин — Ширшов, гидробиолог

Памятники

рубка АПРК «Курск»

Барельеф шхуне «Св. Фока» на мемориале Покорителям Арктики

В сквере перед ДК Моряков установлен памятник в честь боевого содружества стран антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны, выполненный в виде руки, держащей земной шар. У мурманских студентов есть обычай — накануне сессии, повернувшись спиной к монументу, перебросить через него зачётную книжку на удачу. Из-за этой традиции и определённой формы среди жителей распространено неофициальное название памятника — «Шар».

Севернее, на торце дома № 9 расположена Мемориальная композиция покорителям Арктики, торжественно открытая в мае 1975 года.

Также вдоль улицы находится мемориальный комплекс, посвящённый морякам, погибшим в мирное время, в который включена рубка АПРК «Курск» как память о моряках-подводниках.

Память о Челюскине


Заложенный камень в Белёве

  • В честь Челюскина названа улица в городе Путивль
  • В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин.
  • Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин.
  • В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.
  • В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым.
  • Средний разведывательный корабль «Семён Челюскин» проекта 850 в составе Черноморского и Тихоокеанского (с 1977 года) флотов ВМФ СССР и России в 1966—1993 годах.
  • В Лосиноостровском районе города Москвы в его часть названа улица.
  • В Санкт-Петербурге Удельный парк с 1934 по 1991 назывался парк Челюскинцев.
  • В Санкт-Петербурге названа в его честь улица (с 2020 года)
  • В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица.
  • В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок.
  • В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина).
  • Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина)
  • Улица в г. Нежин (Украина)
  • В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного посёлка.
  • В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица.
  • В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок.
  • В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица.
  • В городах Саратове, Самаре, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске, Томске, Барнауле, Курске, Тюмени и Севастополе есть улица Челюскинцев.
  • В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Минск (Беларусь) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» назван парк.
  • В городе Брест (Беларусь) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Донецк (Украина) в честь Челюскина названа улица
  • В городе Днепр (бывший Днепропетровск), Украина в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Усть-Каменогорск (Казахстан) в его честь названа улица.
  • В городе Нижний Новгород (Россия) в его честь названа улица.
  • В городе Оренбург (Россия) в его честь названа улица.
  • В городе Новокузнецк (Россия, Кемеровская область) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Могилёв (Беларусь) в честь экипажа парохода «Челюскин» названа улица.
  • В городе Селидово Донецкой области (Украина) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Якутске в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Алматы (Казахстан) в честь Челюскина названа улица в Турксибском районе города Алматы.
  • Именем С. И. Челюскина назван самолёт VP-BTC «Аэрофлота» модели Airbus A320-214

    В городе Сарны Ровенской области (Украина) в честь Челюскина названа улица. И не одна, — а целых три, плюс ещё и переулок

    .

Литература

  • Большой энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1991. С.1489
  • Голубев Г. Н. Колумбы Росские: историческая хроника. — М.: Сов. Писатель, 1989. С.376
  • Глушанков И. В. Навстречу неизведанному. — Л.: Гидрометеоиздат, 1980. С.111
  • Белов М. И. По следам полярных экспедиций. — Л.: Гидрометеоиздат, 1977. С.17-18
  • Миддендорф А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири. — СПб., 1860-69. Ч.1. С.78
  • Кублицкий Г. И. По материкам и океанам. Рассказы о путешествиях и открытиях. — М.: Детгиз, 1957. — 326 с.
  • Крутогоров Ю. А. Куда ведёт Нептун: историческая повесть. — М.; Дет. лит., 1990. — 272 с.
  • Овчинников Д. С.И. Челюскин — штурман-первооткрыватель//География и экология в школе ХХI века. — 2018. — № 1. — С. 26-30.
  • Пасецкий В. М. Арктические путешествия россиян. — М.: Мысль, 1974. — 230 с.
  • Пасецкий В. М. Русские открытия в Арктике. — Часть 1. — СПб.: Адмиралтейство, 2000. — 606 с.: ил. — Серия «Золотое наследие России».
  • Русские мореплаватели / Под ред. В. С. Лупача. — М.: Воениздат, 1953. — 672 с.
  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.

История исследования и освоения

Впервые достигнут участником 2-й Камчатской (Великой Северной) экспедиции штурманом С. И. Челюскиным вместе с казаками Фофановым и Гороховым в 1742 году (в «Очерках по истории географических открытий» спутники Челюскина названы солдатами Антоном Фофановым и Андреем Праховым). К 100-летию экспедиции мыс был переименован Русским географическим обществом из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскин.

В августе 1878 года мыс Челюскин посетила экспедиция шведского исследователя Арктики Норденшельда. Участники экспедиции высадились на самом западном выступе (сейчас это мыс Вега) и установили на нём небольшой знак в виде бревна с грудой камней у основания и оставили записку, найденную в 1935 году командой советского ледокола Ермак. В августе 1893 — норвежский исследователь Нансен также достиг мыса Челюскин. Свои впечатления Нансен описал так:

…Под утро очутились напротив мыса Челюскин… мы подняли судовые флаги и послали тремя нашими последними пушечными зарядами громовой салют над морем. Всех подняли на ноги. В празднично освещенной кают-компании появились на столе горячий пунш, фрукты и сигареты. Я взял свой стакан и сказал: «За ваше здоровье, ребята! Поздравляю с Челюскиным!» Потом заиграл орган, а я снова полез в бочку, чтобы бросить прощальный взгляд на землю. Теперь мы находились прямо против бухты короля Оскара. Я тщетно ищу в подзорную трубу знак Норденшельда. Сильно хочется сойти на берег, но на это нет времени. Ф.Нансен. «Фрам» в полярном море. М., 1956, т. 1, с. 146…

В 1901 году окрестности мыс Челюскин посетила русская полярная экспедиция Эдуарда Толля, а в 1913 году гидрографическая экспедиция Бориса Вилькицкого. Осенью 1918 года на мысе побывала экспедиция Амундсена на шхуне «Мод».

В 1932 году экспедицией Арктического Института под руководством Рудольфа Самойловича на ледоколе «Семён Дежнев» на мысе Челюскин сооружена полярная станция. Вторую зимовку возглавил И. Д. Папанин, расширив станцию до обсерватории.

В настоящее время станция называется радиометеорологическим центром, где зимуют от 8 до 10 человек. Построен ряд жилых зданий и научных павильонов. Часть зданий брошены и не эксплуатируются. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной Евразии «Мыс Челюскин», который обслуживается Хатангским объединённым авиапредприятием. От аэродрома осталась только вертолётная площадка, обслуживается военными.

В 2009 году на мысе был установлен поклонный крест.

Литература

  • Героический поход. «Правда» о полярной экспедиции «Челюскина». — М.: Правда, Изогиз, 1934. — 52 с. (Специальный выпуск газеты «Правда»);
  • Слепнёв М. Война, жизнь и полёты // Как мы спасали челюскинцев. — М.: Правда, 1934. — С. 180—182.;
  • Шмидт О. Ю., Баевский И. Л., Мехлис Л. З. Героическая эпопея: Поход Челюскина/ В 2 т.т. Т. 1. Северный морской путь. — М.: Правда, 1934. — 422 с.;
  • Шмидт О. Ю., Баевский И. Л., Мехлис Л. З. Героическая эпопея: Поход Челюскина/ В 2 т.т. Т. 2. Ледяной лагерь. — М.: Правда, 1934. — 468 с.;
  • Шмидт О. Ю., Баевский И. Л., Мехлис Л. З. Героическая эпопея: Как мы спасали челюскинцев : А. Ляпидевский, С. Леваневский, М. Слепнев, В. Молоков, Н. Каманин, М. Водопьянов, И. Доронин. — М.: Правда, 1934. — 404 с.;
  • Громов Б. Поход «Челюскина» (главы из книги). / Роман-газета № 7. — М.: ГИХЛ, 1935. — 68 с.;
  • Героическая эпопея: Альбом фото-документов. Арктический поход и гибель «Челюскина» — Ледяной лагерь — Советское правительство организует спасение — Летчики — Герои Советского союза — Страна советов встречает героев Арктики. Общ. ред.: Л. Мехлиса, И. Веритэ, И. Богового, И. Баевского. — М.: Изд. ред. Правды Партиздата ЦК ВКП(б), 1935. — 154 с., ил.;
  • Ляпидевский А. В. Пятое марта. — М.: Мол. гвардия, 1935. — 109 с.;
  • Пивенштейн Б. А. Гора Дионисия закрыта. Ред. Е. Цитович. — М.: Мол. гвардия, 1935. — 112 с., ил.;
  • Пивенштейн Б. А. Путь в Уэллен. Ред. Е. Цитович. Рис. Д. Д. Нагишкина. — Хабаровск: Дальгиз, 1936. — 206 с.;
  • Ляпидевский А. В. Челюскинцы. Фото П. Новицкого. — М.; — Л.: Детиздат, 1938. — 40 с., ил.;
  • Записки летчика М. С. Бабушкина 1893—1938. Подгот. Л. Хват. — М.; — Л.: Главсевморпути, 1941. — 224 с., ил.;
  • Хват Л. Б. Три путешествия к Берингову проливу. Записки журналиста. — М.; — Л.: Главсевморпути, 1949. — 280 с.;
  • Старостин А. С. Спасение челюскинцев. — М. : Детская литература, 1984. — 158 с. — 100 000 экз.
  • Глухов С. А. Тревожные широты. Документальное повествование о челюскинской эпопее. — Хабаровск : Кн. изд., 1985. — 160 с.
  • Дэвис Р. Е. Г. , Сальников Ю. П. Эпопея «Челюскина»: История приключений, трагедии и героизма / The Chelyuskin Adventure: Exploration, Tragedy, Heroism. Рис. М. Мачата. Пер. на рус. MultiLingual Solutions. — Вирджиния/Virginia: Палард Пресс/Paladwr Press, 2005. — 96 с., ил.;
  • Записки летчика Бабушкина М. С.. — 2-е изд. — М. : Граница, 2005. — 240 с.
  • Демин А. А. Слава героям-летчикам или… Ода ездовым собакам и чрезвычайным тройкам (забытые страницы челюскинской эпопеи)/ Легенды и мифы авиации. Из истории отечественной и мировой авиации: Сб. статей. Вып. 4. Ред.-сост. А. А. Демин. — М.: Русские витязи, 2012. — 288 с., ил., стр. 93-114;
  • Марченко Н. А. Моря Российской Арктики. Условия навигации и происшествия / N. Marchenko. Russian Arctic Seas. Navigational conditions and accidents. — Norway: Springer-Verlag Berlin Heidelberg; Springer Heidelberg Dordrecht London New York, 2012. — 274 с., ил.;
  • Записки летчика Бабушкина М. С. 1893—1938. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Граница, 2013. — 240 с., ил.;
  • Визе В. Ю. Моря Российской Арктики: В 2-х тт. — Т. II. — М.: Paulsen, 2016. — 340 с.: ил. — Серия «Международный полярный год». — ISBN 978-5-98797-130-7.
  • Пронякин К. А. Красный сон Светогорова: документально-историческое повествование. — Хабаровск: Издательство Хворова А. Ю., 2016. — 56 с., ил. (Серия: История развития гражданской авиации на Дальнем Востоке);
  • Сафонов С., Бурлаков Ю. Спасение челюскинцев: Как погиб пароход и выжили люди во льдах Арктики. Илл. О. Зинюковой. — М.: Паулсен, 2016. — 32 с., ил. (Великие экспедиции);
  • Пронякин К. А. Челюскинская эпопея: сб. очерков, посвященных 85-летию спасения челюскинской экспедиции. — Магадан: Охотник, 2018. — 64 с. (Музейный центр «Наследие Чукотки»);
  • Пронякин К. А. Первые летчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю (справочник. 196 биографий). К 80-летию Хабаровского края, к 95-летию Гражданского Воздушного флота России и к 100-летию Восточного военного округа. Приветствия: Героя России Г. В. Жидко, С. И. Авакянца, С. И. Фургала, А. С. Николаева; предисл. Т. В. Барановой; послесл.: А. М. Будника, В. М. Куканова. — Хабаровск: МедиаМост; РГО, 2019—160 с., ил. (Серия: История развития авиации на Дальнем Востоке), стр. 110—119.
  • The voyage of the Chelyuskin by members of the Expedition translated by Alec Brown. Illustrated with Photographs, Drawings and Maps. First edition. — N.Y.: The Macmillan Company, 1935. — 325 р; (англ.)

Карьера

В 1720-х годах Семён Челюскин служил на кораблях Балтийского флота навигатором, учеником штурмана и подштурмана. Также он описывал прибрежные участки Финского залива, обучал гардемарин на Балтике. В 1727 году Семён обзавелся семьей. Несмотря на успехи по службе, он не мог занять руководящую должность из-за отсутствия поддержки в адмиралтейских кругах. Кроме того, такие должности в основном занимали иностранцы и простому русскому моряку было очень сложно получить подобный пост.


Портрет С. И. Челюскина

17 апреля 1732 был подписан указ о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством В.Беринга. Уже в январе следующего года был создан “список морских и адмиралтейских служителей, отправляющихся в Камчацкую экспедицию”. На должность подштурмана был принял Семён Иванович Челюскин, но вскоре он был назначен штурманом и отправлен в Екатеринбург для “немедленного приготовления к судам припасов, вещей и артиллерии”.

С 1733 по 1743 год Челюскин был участником Великой Северной экспедиции, а в 1735—1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции под руководством В. В. Прончищева. Во время этой экспедиции Семён Иванович вел дневник и описывал открытые берега.

В сентябре 1736 года он принял командование кораблём по причине болезни В. В. Прончищева. Во время командования Челюскин успешно вывел корабль из залива Фаддея к устью реки Оленёк. Позже, в декабре 1736 года, он вместе с геодезистом Чекиным санным путем вернулся в Якутск. После ремонта одноименного корабля Челюскин участвовал в экспедиции Х. П. Лаптева 1738 — 1739 годов. В 1741—1742 годах он исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея.

В ходе этой экспедиции, которую назвали Великой Северной или Второй Камчатской, Х. П. Лаптев и С. И. Челюскин сделали два основных открытия: Россия достигла Северной Америки (Аляски) и северной точки Евразии. Но особого значения этому открытию Семён Иванович не предал. Позже об этой экспедиции писал М. Люмоносов


Карта маршрутов Великой Северной экспедиции

Сколь же мне сведомо, с востока от устья р.Лены поручик Харитон Лаптев мог дойти до 77 градусов, а всего мысу водяным ходом не окружили, однако по краям стоячего льду прошел при оном мысу мичман Челюсткин и везде видел стоячий лед, окружен торосом

Также Ломоносов создан в 1763 году полярную карту, на которой указал мыс, описанный Челюскиным, а на северо-востоке континента пунктирной линией обозначил уходящий к полюсу неисследованный “Чукотский нос”. Из этого понятно, что и Ломоносов и Челюскин не могли точно указать крайнюю северную точку Евразии.

Лишь через столетие по этой местности путешествовал будущий российский академик А.Ф.Миддендорф, который и назвал мысом Челюскина (официально это название было введено в 1878 году)

Как бы то ни было, но если северо-восточный мыс получит имя Челюскина, то он сохранит это имя с честью. Челюскин не только единственное лицо, которому сто лет назад удалось достигнуть этого мыса и обогнуть его, но ему удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае

Осенью 1742 года Челюскин вернулся в Петербург, где получил звание мичмана. Позже он служил на Балтийском флоте на различных должностях. В 1751 году произведён в лейтенанты, а в 1754 г.получил звание капитан-лейтенанта. 18 декабря 1756 года Семён Иванович Челюскин в чине капитана 3-го ранга ушел в отставку.

Умер великий русский полярный мореплаватель в ноябре 1764 года, место погребения Семёна Ивановича Челюскина точно не установлено, но наиболее вероятным является село Босарево.


Памятный знак, установленный к 270-летию открытия мыса Челюскина

Память

  • Улица Челюскинцев существует в городах России: Архангельск, Асбест, Астрахань, Балахна, Барнаул, Белгород, Брянск, Березники (ранее параллельно ул. Челюскинцев существовал проезд Челюскинцев, переименованный в улицу Сарычева), Вологда, Воронеж, Грозный, Екатеринбург, Иваново, Ирбит, Казань, Кимры, Киров, Кисловодск, Ковров, Курск, Кыштым, Москва, Мытищи, Мурманск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новосибирск, Новороссийск, Омск (пять улиц), Оренбург, Орехово-Зуево, Пермь, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Полевской, Ржев, Самара, Саратов, Себеж, Севастополь, Сызрань, Тверь, Троицк, Томск, Тюмень, Якутск, Ялуторовск, Ярославль; городах Украины: Белая Церковь (улица и переулок Челюскинцев, а также улица и переулок С. И. Челюскина), Изюм (улица Челюскина), Фастов (улица и переулок Челюскинцев), Павлоград, Ужгород, Сартана (улица Челюскинцев), Борисполь, Донецк, Кременчуг (переулок Челюскинцев), Ивано-Франковск, Луганск, Старобельск (переулок Челюскинцев), Одесса, Стаханов, Харьков, Черновцы, Мелитополь (улица и переулок); в Белоруссии: Минск (улица, парк и названная по парку станция метро), Могилёв.
  • Площадь Челюскинцев в Ярославле и Туле
  • Челюскинская (платформа), Ярославского направления МЖД
  • Посёлок Челюскинцев в Тюменской области
  • Парк Челюскинцев в Минске и в Санкт-Петербурге (в 1991 году последнему возвращено старое, первоначальное название Удельный парк)
  • «Челюскинцев», дом отдыха в городе Гагра, Абхазия
  • Улица О. Ю. Шмидта в с. Молочное Вологодской области
  • Улица Шмидта и 2-я улица Шмидта в Твери
  • Улица Шмидта в Екатеринбурге
  • Улица Капитана Воронина в Санкт-Петербурге
  • Сад Челюскинцев в Челябинске
  • Улица Шмидта в Пензе
  • Улица Шмидта в Днепре
  • Проспект Шмидта в Могилёве
  • Проспект и мост имени Челюскинцев в Тбилиси с 1935 до 1991 (в 1991 году переименован в проспект Царицы Тамар)

Участники экспедиции на «Челюскине»

  • Виктор Павлов — Никитин, врач
  • Анастасия Петропавловская — Оля Васильева
  • Елена Антонова — Наташа
  • Сергей Данилин — Сима Иванов, радист
  • Альберт Печников — Решетников, художник
  • Валерий Козинец — Загорский, боцман
  • Г. Багдасаров — Погосов
  • Олег Корчиков — Колесниченко
  • Приходько Владимир — Березин, строитель
  • Юрий Соловьёв — Василий Васильев, геодезист
  • Елена Павловская — Васильева
  • Рудольф Челищев — П. Буйко
  • Л. Зуева — Л. Буйко
  • Николай Федорцов — Бабушкин, лётчик
  • Герман Орлов — Шпаковский, аэролог
  • Василий Корзун — Марков, 2-й помощник капитана
  • Николай Карпиленко — Вася Синцов
  • Станислав Фесюнов — Факидов
  • Александр Липов — Комов
  • Татьяна Иванова — Комова
  • Людмила Молокова — Лобза
  • А. Фокин — Хмызников, гидрограф
  • А. Шервуд — Гаккель, геодезист
  • Виталий Щенников — Канцын
  • Алексей Кожевников — Зверев
  • Александр Пашкевич — Шафран, кинооператор
  • Виталий Матвеев — Кудрявцев

Поиски затонувшего судна

Неоднократно организовывались экспедиции с целью поиска остова затонувшего судна в 1936, 1974, 1979, 1980, 1989, 2004, 2006 гг. Первые из них были безрезультатны.

К 70-летию памяти «Челюскина» была организована подводная археологическая экспедиция «Челюскин-70». В 2004 году участники заявили, что судно найдено, однако вскоре стало понятно, что это была ошибка.

В сентябре 2006 года участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они нашли затонувший пароход «Челюскин». Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла направили в Копенгаген, в судостроительную компанию, со стапелей которой сошёл «Челюскин».

В феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решётка, поднятые участниками российской экспедиции в 2006 году со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного парохода «Челюскин».


С этим читают