Израильские черкесы

Черкесские племена

От последнего Средневековья много территориальные — и политические черкесские племена или этнические предприятия начали формироваться. Их культура, традиции и образ жизни отличались мало.


В конце белой войны с большинством черкесов были удалены в Османскую империю, многие племена были уничтожены или выселены из их исторической родины.

}\

|

|Adamiy

|Адэмый

|

|Bzhedug (Bzhedukh)

|Бжъэдыгъу

|

|

|Гъоайе

|Not, найденный после белой войны

|

|Еджэрыкъуай

|completely, удаленный из Кавказа после белой войны

| (Чжань)

|Жанэ

|Not, найденный после белой войны

|Mamkhegh

|Мэмхэгъ, Мамхыгъ

|

| (Mokhosh)

|Махошъ

|

|Natukhai (Notkuadj)

|Натыхъуай, Наткъуадж)

|completely, удаленный из Кавказа после белой войны

|Temirgoy (Kemgui)

|КIэмгуй

|


|Hatuqwai (Khatukai)

|Хьэтыкъуай

|completely, удаленный из Кавказа после белой войны

| (Khegaik)

| выровняйте = «центр» | Хэгъуайкъу

|Not, найденный после белой войны

| (Khetuk или Adali)

|ХьэтIукъу

|Not, найденный после белой войны

| (Čöbein)

|ЦIопсынэ

|Not, найденный после белой войны

|Shapsug

|Шэпсыгъ, Шапсыгъ

|

|Kabardays (языковые спикеры Kabardian)

|Къэбэрдэй, Къэбэртай

|

|

|

|Cherkesses (языковые спикеры Kabardian)

|

|Baslaney (Beslenei)

|Беслъэней

|

|Ubykhs

|Убых, Пэху

|

|

|completely, удаленный из Кавказа после белой войны


| }\

Большей частью адыгейца, живущего в Черкессии, является Bzhedugh, Kabarday и Kemirgoy, в то время как большинство в диаспоре — Abzekh и Shapsugh. Стандартный адыгейский язык основан на диалекте Kemirgoy.

Эти двенадцать звезд на черкесском флаге символизируют отдельные племена черкесов; эти девять звезд в пределах дуги символизируют девять аристократических племен Adygea, и три горизонтальных звезды символизируют три демократических племени. Эти двенадцать племен — Abdzakh, Baslaney, Bzhedug, Hatuqwai, Kabarday, Mamkhegh, Natukhai, Shapsugs, Temirgoy, Ubykh, Yegeruqay и Zhaney.

Мужчины

Адыгский мужчина — это прежде всего храбрый и бесстрашный войн. С раннего детства мальчиков учили владеть ножом, кинжалом, луком и стрелами. Каждый юноша обязан был заниматься разведением коней и уметь отлично держаться в седле. Черкесские воины с древности считались лучшими, поэтому часто выступали в качестве наемников. Охрана короля и королевы Иордании до сих пор состоит исключительно из представителей этой нации и продолжает носить на службе национальные костюмы.

Мужчин с детства учили сдержанности, скромности в бытовых желаниях: они должны были уметь жить в любых условиях. Считалось, что лучшая подушка для них — седло, а лучшее одеяло — бурка. Поэтому мужчины не сидели дома: они всегда были в походах или занимались хозяйственными делами. Среди других качеств адыгейцев стоит отметить упорство, целеустремленность, твердый характер, настойчивость. Они легко воодушевляются и делают все для достижения своих целей. Остро развито чувство собственного достоинства, почтение своей земли и традиций, поэтому в общении с ними стоит проявлять сдержанность, такт и уважение.

Религия

Адыгейцы прошли через три основных периода религиозного определения: язычества, христианства и ислама. В древности адыгские народности верили в единство человека и космоса, думали, что земля круглая, окруженная лесами, полями и озерами. Для них существовало три мира: верхний с божествами, средний, где жили люди, и нижний, куда уходили усопшие. Соединяло миры дерево, которое и поныне продолжает играть сакральную роль. Так, после рождения внука, в первый год его жизни дедушка обязан посадить дерево, за которым ребенок впоследствии будет ухаживать.

Верховным божеством адыгейцев был Тха, или Тхашо, создатель мира и его законов, управляющий течением жизни людей и всего сущего. В некоторых верованиях наблюдается ведущая роль бога молний, похожего на Перуна или Зевса. Верили и в существование душ предков — Псэ, которые следят за потомками

Именно поэтому на протяжении жизни важно было соблюдать все законы чести и совести. Существовали в обрядовой культуре и отдельные духи-покровители огня, воды, леса, охоты

Христианская традиция указывает, что Симон Кананит и Андрей Первозванный проповедовали на территориях Черкесии и Абхазии. Однако христианство в черкесском регионе установилось лишь к VI столетию, господствовав здесь до падения Византии. Начиная с XVI века, под влиянием османских султанов распространение получает ислам. К XVIII столетию он сплотил под знаменами все население, став национальной идеей во время борьбы против колонизаторской политики Российской империи в период Кавказских войн. Сегодня большинство адыгейцев исповедует ислам суннитского толка.

Культура

Фольклор этого народа очень разнообразен и состоит из нескольких направлений:

  • сказки и сказания
  • пословицы
  • песни
  • загадки и иносказания
  • скороговорки
  • частушки

Танцы были на всех праздниках. Самыми популярными являются лезгинка, удж хаш, кафа и удж. Они очень красивы и полны сакрального смысла

Музыка занимала важное место, без нее у черкесов не проходило ни одно торжество. Популярными музыкальными инструментами являются гармоника, арфа, флейта и гитара

Во время национальных праздников проводились соревнования по верховой езде среди молодых людей. Черкесы проводили танцевальные вечера «джегу». Девушки и юноши стояли в кругу и хлопали в ладоши, в середине танцевали парами, а девушки играли на музыкальных инструментах. Юноши выбирали девушек, с которыми хотели потанцевать. Такие вечера позволяли молодым знакомиться, общаться и образовывать впоследствии семью.

Сказки и сказания делятся на несколько групп:

  • мифические
  • о животных
  • с загадками и отгадками
  • правовоспитательные

Одним из основных жанров устного народного творчества черкесов является героический эпос. В его основу входят сказания о героях-богатырях и их приключениях.

Черкесская диаспора

Адыгеец жил за пределами Кавказского региона начиная со Средневековья. Они были особенно хорошо представлены в Mamluks Турции и Египта. Фактически, династия Burji, которая управляла Египтом с 1382 до 1517, была основана адыгейским Mamluks.

Большая часть адыгейской культуры была разрушена после завоевания их родины Россией в 1864. Черкесы были подвергнуты этнической чистке и массовому изгнанию в Османскую империю.

Общее количество черкесов во всем мире оценено в 6 миллионах.

Западная Азия

Приблизительно половина всех черкесов живет в Турции, главным образом в областях Самсуна и Орду (в Северной Турции), Kahramanmaraş (в южной Турции), Кайсери (в Центральной Турции), Bandırma и Düzce (в Северо-западной Турции).

Значительные сообщества, живые в Иордании, Сирии (см. черкесов в Сирии), и меньшие сообщества, живые в Израиле (в деревнях Камы Kfar и Rehaniya — посмотрите черкесов в Израиле), и Ирак.

Ирана однажды было очень многочисленное сообщество, но подавляющее большинство ассимилировалось в населении в течение веков.

Европа

Есть черкесы в Германии и небольшое число в Нидерландах.

Из 1 010 черкесов, живущих в Украине (473 Kabardins, 338 адыгейцев и 199 Cherkesses — после существующего советского подразделения черкесов в три группы), только 181 (17,9%) объявили свободное владение родным языком; 96 (9,5%) заявленный украинский язык как родной язык и 697 (69%) отмеченный «другой язык» как их местный житель и наиболее вероятно последний — русский, хотя ни один открыто не объявил его. Главная адыгейская община в Украине находится в Одессе.

Может быть малочисленное сообщество черкесов в Сербии и Македонии. Много адыгейцев также поселились в Болгарии в 1864–1865, но наиболее сбежавший после того, как это стало отдельным от Османской империи в 1878. Малочисленное сообщество, которое поселилось в Косово (Косовские адыгейцы) репатриированный в Республику Адыгея в 1998.

Северная Америка

Большое количество черкесов также иммигрировало в Соединенные Штаты и расположилось в северной части штата Нью-Йорк, Калифорнии и Нью-Джерси. В Канаде есть также малочисленная черкесская община.

Культура и религия

Основная статья: Мифология адыгов

Основная статья: Религии адыгов

Основная статья: Боги древних адыгов

В древней культуре адыгов (черкесов) центральное место занимает морально-этический и философский кодекс «Адыгэ Хабзэ», сформировавшийся под воздействием древней религиозной системы черкесов и доведенный до совершенства многовековой историей народа.

В фольклоре центральное место занимает нартский эпос, положительные герои которого служат образцом соблюдения кодекса «Адыгэ Хабзэ».

Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джэгуакlуэ). Распространены песни-плачи (гъыбзэ), трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты — шыкlэпщынэ(скрипка), бжъэми (свирель), пхъэцlыч (трещотка), различные бубны, на которых играли руками и палочками. В конце XVIII века получила распространение гармоника.

Черкесские поговорки: «Шапсуг не любит жечь порох», «смерть наездника в бою — плач в его дому, а потеря оружия — плач в целом народе», «настоящий воспитанный джигит должен покидать застолье с тем, чтобы сразу смог бы присутствовать ещё раз за таким же угощением» и др.

Из истории известно, что в древности у черкесов бытовал Обряд воздушного погребения.

Ислам

Процесс принятия ислама черкесами был поэтапным и началось в XIV веке при распространении влияния Золотой Орды на Северном Кавказе. В начале XVI веке Джиованни Лука писал, что «Одни из них магометане, другие следуют греческому обряду, но первых больше».

Если в XVI веке лишь отдельные группы черкесов исповедовали ислам, то к концу XVIII века ислам укоренился среди всех черкесов. В целом ислам стал идеологической базой консолидации черкесских обществ конца XVIII века и первой половины XIX века, в борьбе против экспансии Российской империи, война с которой продолжалась до 21 мая 1864 года. Исламская этика стала составляющей самосознания черкесского народа, его религиозной самоидентификации. В настоящее время черкесы исповедуют ислам суннитского толка ханафитского мазхаба.

Языковая группа

Черкесы относятся к абхазо-адыгской языковой группе. Их родным языком считается кабардино-черкесский язык, но часто бытует название просто «черкесский язык».

Данный язык распространен в основном на Ближнем Востоке и России. Представители народа, которые обитают в других странах, говорят на иностранном, но между собой общаются лишь на родном. Черкесы очень любят свой родной язык и не забывают.

Было осуществлено много попыток для создания письменности. До 1924 года она была основана на арабском алфавите, а с 1936 года и до сегодняшнего дня кабардинская письменность сформирована на кириллической основе.

В 1996 году кабардино-черкесский язык принят официально в качестве государственного в Карачаево-Черкесии.

В настоящее время черкесы так и остаются народом, что скитается по всему миру. Их положение вызывает большую тревогу и ставит под угрозу их дальнейшее существование, так как коренных представителей народа осталось очень мало и 80% из них находятся в Турции

Очень важно, чтоб черкесское население оставляло после себя свои обычаи, культурные ценности, которые будут передаваться из поколения в поколение, тем самым не давая нации исчезнуть

Где живут, численность


Наиболее масштабное переселение армян на Кавказ произошло в XV столетии из Крыма. Миграция привела к образованию национальных аулов, среди них:

  1. В горных районах современной Адыгеи и Краснодарского края: Гяур-Хабль, Шокон, Хатукай, Псехутг, Хаджихабль, Егерухай, Эним.
  2. В пригородах современного Геленджика: Бзатух, Азатух.
  3. В районе современной Анапы.

В XIX столетии активная исламизация черкесских территорий привела к притеснениям армян, придерживавшихся христианства. В результате значительная часть черкесогаев переселилась на Закубанские территории, к ним присоединились остававшиеся в Крыму армяне. Последние заселили город Нахичевань-на-Дону (позднее ставший одним из районов Ростова), отказавшись разделить новую территорию с черкесскими армянами. Из-за этого часть черкесогаев мигрировала в Майкоп, Екатеринодар, Темиргоевский, Карагинский, Белореченский, Усть-Лабинский районы. Многочисленная группа горских армян в 1839 г. двинулась в устье реки Уруп — левого притока Кубани. Здесь переселенцы образовывают Армянский аул, защищают его с трех сторон глубокими рвами, валом. С четвертой стороны естественной границей выступила река Кубань. В первый год в новое поселение переехало 120 семей, к 1840 г. их число возросло до 400.

В 1848 г. в честь древней столицы армян Армавира аул получил название Армавирского. Через город здесь проложили железную дорогу, активно развивалась торговля, производство, культура, образование. За счет украинских, русских мигрантов быстро росла численность населения. В 1914 г. село получило статус города под названием Армавир, выступающего центром концентрации диаспоры до сегодняшнего дня. Точная численность черкесогаев неизвестна, по оценкам специалистов, число представителей народности составляет порядка 100 000 человек. Из них большая часть проживает в Майкопе и Армавире. Также представители этноса горских армян проживают в:

  • Краснодарском крае;
  • Республике Адыгея;
  • Карачаево-Черкесии;
  • Москве.

Установление точного числа чергесогаев усложняется тем, что многие представители этноса во время переписей относят себя к армянам. Так, численность армян в Краснодарском крае, по официальным данным переписи 2001 г., составляет 275 000 человек, по неофициальным — колеблется от 500 000 до 1 млн человек. Стоит отметить, что армяне, проживающие на Черноморском побережье близ Сочи, Адлера, Туапсе, не имеют отношения к черкесогаям, поскольку появились в регионе позднее с иной волной мигрантов.

История

Отдельные случаи миграции армян на Северный Кавказ известны еще с I столетия до нашей эры, когда в регион пришли, а затем частично осели армянские легионы Тиграна Великого. Первое крупное переселение армян в горную Черкесcию и на Тамань относится к XI-XIII вв. Миграция связана с падением армянского Анийского царства, захваченного Византией. Эта волна переселения находит подтверждения в местных легендах. В преданиях говорится, что переселенцев горские князья приняли с почестями, дружбу закрепили браками армян с черкесскими девушками. Легенда имеет под собой фактическое обоснование: долгие годы у этноса мужские имена были армянскими, а женские — исключительно адыгскими. Незначительная часть армян пришла на Северный Кавказ после падения в 1375 г. Киликийского царства. Однако решающее влияние на формирование черкесогайского этноса оказало переселение армян из Крыма. На полуостров представители этноса мигрировали на протяжении всего Средневековья, поскольку территории Армении захватывались турками-сельджуками, монголами. Наиболее крупная армянская диаспора в Крыму образовалась в Феодосии, где составляла 65% населения, приблизительно 45 000 человек. Причиной покинуть полуостров стал его захват в 1475 г. османами, начавшими притеснять христианское население. Большинство местных армян ушло в Польшу, Молдавию. Часть представителей народа, имевшая продуктивные торговые отношения с черкесами, заручившись их поддержкой, переселилась в горы. Армяне быстро ассимилировались, взяв на себя функцию торговли, нелюбимую адыгами. Это позволило им быстро разбогатеть, занять весомое положение в черкесском обществе. Знатные черкесогайские семьи практиковали обычай аталычества, межнациональные браки с адыгскими знатными родами. В XIX столетии в регионе повсеместно распространяется ислам, начинаются стычки между вновь обращенными черкесами и горскими армянами. В 1836 г. черкесогаи обращаются за помощью к Российской империи, выдвинув просьбу о переселении в районы, где их национальной и религиозной идентичности ничего не угрожает. Учитывая разыгравшуюся Кавказскую войну, российскому правительству был выгоден подобный исход. В 1839 г. началось масштабное переселение на левобережье Кубани, где основывается национальный аул, позже ставший городом Армавир. В 1842 г. закубанские армяне и другие жители селения принимают российское подданство.

Семейный уклад

У адыгейцев принят традиционный патриархальный уклад семьи

Вместе с тем роль женщины была значительно более важной, а положение более свободным, чем у других кавказских народов. Девушки, наравне с парнями, могли участвовать в народных гуляньях, принимать у себя юношей: для этого в богатых домах даже оборудовали отдельные комнаты

Это позволяло присмотреться к противоположному полу и найти себе пару: мнение невесты при выборе жениха было определяющим, если не противоречило традициям и желанию родителей. Свадьбы редко осуществлялись по сговору или умыканием без согласия. В древности были распространены большие семьи, численностью от 15 до 100 человек, в которой главой был старейшина, основатель рода или наиболее уважаемый мужчина. С XIX-XX веков приоритет перешел к малой двухпоколенной семье. Главным в решении социальных вопросов был муж, ему нельзя было перечить, спорить с ним, особенно при людях. Однако главной в доме была женщина: она решала все хозяйственно-бытовые вопросы, занималась воспитанием малышей и девочек. В богатых, особенно княжеских семьях, широко было распространено аталычество. Одного или нескольких сыновей из богатого рода с раннего возраста отдавали на воспитание в менее знатную, но все же влиятельную семью. В ней мальчик рос до 16 лет, после чего возвращался в отчий дом. Этим укреплялись взаимосвязи между родами и соблюдалась традиция, согласно которой отцу запрещалось привязываться к детям и выражать прилюдно свои чувства к ним.

История

Предки адыгейцев составляли древнейшее население Кавказа, которое, взаимодействуя с соседними народностями, образовало племена ахеев, керкетов, зихов, меотов, торетов, синдов, занимавших черноморское побережье и Краснодарский край еще в конце первого тысячелетия до нашей эры. В начале новой эры здесь располагалось одно из древнейших в регионе государств — Синдика. Проходить по его территории опасался даже знаменитый царь Митридат: был наслышан о бесстрашии и отваге здешних воинов. Несмотря на последовавшую за этим феодальную раздробленность, черкесы сумели сохранить независимость от Золотой Орды, хотя их территории и были впоследствии разграблены Тамерланом.С русскими черкесы сохраняли дружественные и партнерские отношения, начиная с XIII столетия. Однако в период Кавказских войн власти начали политику захвата и подчинения всех проживающих здесь народов, что привело к многочисленным столкновениям и геноциду черкесского народа.

Внешность

Черкесы храбрые, бесстрашные и мудрые люди. Очень почитают доблесть, щедрость и великодушие. Самый презренный порок для черкесов — это трусость. Представители этого народа высокие, стройные, с правильными чертами лица, темно-русыми волосами. Женщины всегда считались очень красивыми, отличались целомудрием. Взрослые черкесы были выносливыми воинами и безупречными наездниками, в совершенстве владели оружием, умели сражаться даже в высокогорьях.

Одежда

Основным элементом национального мужского костюма является черкеска, которая стала символом кавказского костюма. Покрой этого предмета одежды не изменился спустя столетия. В качестве головного убора мужчины носили «келпак», пошитый из мягкого меха, или башлык. На плечи надевали бурку из войлока. На ногах носили высокие или короткие сапоги, сандалии. Нательная одежда шилась из хлопчатобумажных тканей. Оружие черкеса — ружье, шашка, пистолет и кинжал. На черкеске по обеим сторонам есть кожаные гнезда для патронов, на поясе крепятся жирницы, сумочка с принадлежностями для очистки оружия.

Одежда черкесских женщин была довольно разнообразной, всегда богато украшалась. Женщины носили длинное платье, сшитое из кисеи или хлопка, короткое шелковое платье бешмет. До замужества девушки надевали корсет. Из головных уборов носили высокие шапки конусообразной формы, украшенные вышивкой, невысокие уборы цилиндрической формы из бархата или шелка, украшенные золотым шитьем. На голову невесты надевали вышитую шапочку, отороченную мехом, которую она должна была носить до рождения первенца. Снять ее мог только дядя супруга со стороны отца, но только в том случае, если он приносил новорожденному щедрые подарки, среди которых был скот или деньги. После вручения подарков шапочку снимали, после молодая мать надевала шелковый платок. Пожилые женщины носили платки из хлопчатобумажной ткани. Из украшений надевали браслеты, цепочки, кольца, разнообразные серьги. Серебряные элементы пришивали к платьям, кафтанам, украшали ими головные уборы.

Обувь производили из кожи или войлока. Летом женщины часто ходили босиком. Сафьяновые красные чувяки могли носить только девушки из дворянских семей. В Западной Черкесии был вид обуви с закрытым носом, сшитой из плотного материала, на деревянной подошве и небольшим каблуком. Люди из высших аристократических сословий носили сандалии из дерева, выполненные в форме скамеечки, с широким ремешком из материи или кожи.

Название

Античные авторы называли черкесов зихи и керкеты. Самоназвание народности «адыгэ», о чем даже упоминается в гимне черкесов. Называют они себя так и по сей день. «Черкесы», это иноназвание.

В 5-6 веке древнечеркесские племена объединились в единое государство, которое историки называют Зихия. Это государство отличалось воинственностью, высоким уровнем социальной организации и постоянным расширением земель. Этот народ категорически не желал подчиняться, и в течение всей своей истории Зихия не платила дань никому. С 13 века государство было переименовано в Черкесию. В эпоху Средневековья Черкесия была самым большим государством на территории Кавказа. Государство было военной монархией, важную роль в которой играла адыгская аристократия, которую возглавляли князья пщы.

В 1922 году была образована Карачаево-Черкесская автономная область, которая входила в состав РСФСР. В нее вошла часть земель кабардинцев и земли бесленеевцев в верховьях Кубани. В 1926 году Карачаево-Черкесская АО была поделена на Черкесский национальный округ, который с 1928 года стал автономной областью, и Карачаевскую АО. С 1957 года эти две области вновь объединились в Карачаево-Черкесскую АО и вошли в состав Ставропольского края. В 1992 году округ получил статус республики.

Традиции

Особое место у черкесов занимает традиция гостеприимства. Гостям всегда выделялось все самое лучшее, хозяева никогда не докучали им своими вопросами, накрывали богатый стол и обеспечивали нужными удобствами. Черкесы очень щедры и готовы накрыть для гостя стол в любое время. По обычаю, любой приезжий мог зайти во двор, привязать к коновязи своего коня, войти в дом и провести там столько дней, сколько необходимо. Хозяин не имел права спрашивать его имя, а также цель посещения.

Молодым не позволительно первыми начинать разговор в присутствии старших. Позорным считалось курить, пить и сидеть в присутствии своего отца, есть с ним за одним столом. Черкесы считают, что нельзя быть жадным в еде, нельзя не сдерживать свои обещания, присваивать чужие деньги.

Одним из главных обычаев народа является свадьба. Невеста покидала родной дом сразу после того, как жених заключал с ее отцом соглашение о будущей свадьбе. Отвозили ее к друзьям или родственникам жениха, где она жила до торжества. Такой обычай является имитацией похищения невесты при полном согласии всех сторон. Длится свадебное торжество 6 дней, но жених на нем не присутствует. Считается, что родные злятся на него за похищение невесты. Когда свадьба заканчивалась, жених возвращался домой и ненадолго воссоединялся с молодой женой. Ее родным он приносил угощения от своего отца в знак примирения с ними.

Комната новобрачных считалась священным местом. Нельзя было около нее делать хозяйственную работу и громко разговаривать. Через неделю пребывания в этой комнате, молодую жену выводили в большой дом, проводили специальный обряд. Девушку накрывали покрывалом, давали ей смесь из меда с маслом, осыпали орехами и сладостями. Потом она уходила к родителям и долго жила там, иногда до рождения ребенка. По возвращении в дом мужа жена начинала заниматься хозяйством. В течение всей супружеской жизни муж к жене приходил только ночью, все остальное время он проводил на мужской половине или в кунацкой.

Жена была хозяйкой на женской половине дома, у нее было свое имущество, это приданое. Но был у жены ряд запретов. Она не должна была сидеть при мужчинах, называть супруга по имени, ложиться спать, пока он не пришел домой. Муж мог без всяких объяснений развестись с женой, она также могла требовать развод по определенным причинам. Но происходило подобное очень редко.

Мужчина не имел права в присутствии посторонних целовать своего сына, произносить имя жены. Когда муж умирал, все 40 дней жена должна была посещать его могилу и проводить около нее некоторое время. Постепенно этот обычай был забыт. Вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Если она становилась женой другого мужчины, дети оставались с семьей мужа.

Беременные женщины должны были соблюдать правила, для них существовали запреты. Это необходимо было для того, чтобы оградить будущую мать с ребенком от злых духов. Когда мужчине говорили, что он станет отцом, он уходил из дома и в течение нескольких дней появлялся там только по ночам. После родов, через две недели, проводили обряд укладывания новорожденного в колыбель и давали ему имя.

За убийство наказывали смертью, приговор выносил народ. Убийцу бросали в реку, привязав к нему камни. Существовал у черкесов обычай кровной мести. Если их оскорбили или случалось убийство, мстили не только убийце, а всей его семье и родственникам. Смерть отца нельзя было оставлять без мести. Если убийца хотел избежать наказания, он должен был вырастить и воспитать мальчика из семьи убитого. Ребенка уже юношей возвращали в дом отца с почестями.

Если человека убило молнией, хоронили его по-особенному. Проводились почетные похороны убитых молнией животных. Обряд сопровождался пением и танцами, а щепки от дерева, которое поразила и сожгла молния, считались целебными. Проводили черкесы обряды для вызывания дождя в засуху, перед началом и после проведения сельскохозяйственных работ делали жертвоприношения.

Жизнь

Общество черкесов всегда было патриархальным. Мужчина является главным в семье, женщина поддерживает своего мужа в принятии решений, всегда демонстрирует покорность. Женщина в быту всегда играла важную роль. Она в первую очередь являлась хранительницей очага и уюта в доме. У каждого черкеса была только одна жена, полигамия наблюдалась крайне редко. Делом чести было обеспечить супругу всем необходимым, чтобы она всегда хорошо выглядела, ни в чем не нуждалась. Ударить или оскорбить женщину является недопустимым позором для мужчины. Муж обязан был ее оберегать, относиться с уважением. Черкесский мужчина никогда не ссорился с женой, не позволял себе произносить бранных слов.

Жена должна знать свои обязанности и четко их исполнять. На ней лежит управление хозяйством и все дела по дому. Тяжелую физическую работу выполняли мужчины. В богатых семьях женщин берегли от сложной работы. Основную часть своего времени они проводили, занимаясь шитьем.

У черкесских женщин есть право разрешать многие конфликты. Если между двумя горцами начался спор, у женщины было право прекратить его, бросив платок между ними. Когда мимо женщины проезжал всадник, он был обязан спешиться, провести ее до места, куда она направлялась, и только потом ехать дальше. Поводья всадник держал в левой руке, а по правую, почетную сторону, шла женщина. Если он проезжал мимо женщины, которая выполняла физическую работу, должен был ей помочь.

Детей воспитывали достойно, старались, чтобы они выросли мужественными и достойными людьми. Все дети проходили суровую школу, благодаря которой формировался характер и закалялось тело. До 6 лет воспитанием мальчика занималась женщина, затем все переходило в руки мужчины. Они обучали мальчиков стрелять из лука и ездить верхом. Ребенку давали нож, которым он должен был научиться поражать мишень, потом давали кинжал, лук и стрелы. Сыновья знати обязаны заниматься разведением лошадей, занимать гостей, спать на открытом воздухе, используя вместо подушки седло. Еще в раннем детстве многих княжих детей отдавали в знатные дома на воспитание. В 16 лет мальчика одевали в лучшую одежду, сажали на лучшего коня, давали лучшее оружие и отправляли домой. Возвращение сына домой считалось очень важным событием. В благодарность князь должен одарить человека, воспитавшего его сына.

С давних времен черкесы занимались земледелием, выращивали кукурузу, ячмень, просо, пшеницу, сажали овощи. После сбора урожая всегда выделялась часть для бедных, лишние запасы продавались на рынке. Занимались пчеловодством, виноградарством, садоводством, разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и коз.

Из ремесел выделяется оружейное и кузнечное дело, выделка сукна, изготовление одежды. Сукно, которое производили черкесы, особенно ценилось у соседних народов. В южной части Черкесии занимались обработкой дерева.


С этим читают