«борьба за интересы балканских и дунайских народов»: какую роль в истории сыграло чесменское сражение

Доклады

Историки до сих пор изучают год 1770: Чесменское сражение, причина которого уже известна, прославило Россию на весь мир. Известно, что Спиридов докладывал президенту коллегии Адмиралтейства в Петербурге графу Чернышову: «Благодарение Богу и честь Всероссийской флотилии! С 25-го на 26-е флот противника атаковали, разломали, разбили, сожгли, потопили, на небо пустили и в пепел превратили, и оставили на том месте ужасное бесславие, а сами принялись господствовать во всём Архипелаге нашей Всемилостивой Царицы».


А. Г. Орлов блестяще выразил чувства, навеянные Чесменской победой, в письме своему брату: «Здравствуй, государь, братец! Немного скажу тебе о нашем путешествии: зажегши везде огонь, принуждены были морею оставить. За ворогом со флотом пошли, к нему приблизились, сразились, схватились, разгромили, победили, развалили, отправили на дно и испепелили».

Задачи

Запомните число 1770. Чесменское сражение оно означает. На Чёрном море отсутствие флота необходимо было компенсировать. Именно поэтому в Петербурге решили отправить в Средиземное море эскадру из Балтийского и оттуда угрожать Турции. Базовой целью экспедиции была поддержка вероятного восстания христианских обитателей Балканского полуострова (прежде всего островов Эгейского моря и греческого Пелопоннеса) и угроза туркам с тыла.

Какие задачи должна была выполнить русская эскадра? Ей необходимо было разрушить морские коммуникации неприятеля в Средиземном море, удалить некоторые его силы (преимущественно флот) с причерноморской площадки боевых действий. При успехе эскадра должна была захватить важнейшие приморские пункты Турции и блокировать Дарданеллы. Основное место действия располагалось в Эгейском море или, как тогда излагали, в «Архипелаге Греции». Отсюда и произошло наименование «Греческая экспедиция».

Бой

24 июня (5 июля), бой в Хиосском проливе

Основная статья: Хиосское сражение

После согласования плана действий русский флот под всеми парусами подошёл к южному краю турецкой линии, а затем, развернувшись, начал занимать позиции против турецких судов. Турецкий флот открыл огонь в 11:30—11:45, с дистанции 3 кабельтова (560 м), российские корабли не отвечали, пока не приблизились к противнику для ближнего боя на дистанцию в 80 саженей (170 м) в 12:00. Манёвр не удался трём российским кораблям: «Европа» проскочил своё место, был поврежден и был вынужден развернуться и покинуть строй, встав позади «Ростислава», «Три Святителя» обогнул второй турецкий корабль с тыльной стороны, прежде чем смог стать в строй и был по ошибке атакован кораблём «Три Иерарха», а «Св. Януарий» был вынужден развернуться прежде, чем стал в строй.

Выход «Европы» из строя привел к тому, что передовым кораблём российской эскадры стал «Св. Евстафий». На этот корабль был направлен огонь трёх турецких линейных кораблей (в том числе флагмана османского флота «Бурдж-у-Зафер» под командованием Гассан-паши). «Св. Евстафий» начал абордаж флагманского корабля османской эскадры, до того как заметил на нём пожар. После того, как горящая грот-мачта «Бурдж-у-Зафера» упала на палубу «Св. Евстафий», тот взорвался. Через 10—15 минут взорвался и «Бурдж-у-Зафер». Согласно Эльфинстону[источник не указан 654 дня], Спиридов и граф Фёдор Орлов (брат командующего) покинули «Св. Евстафия» ещё до ближнего боя. Также спасся и капитан «Св. Евстафия» Круз (англ. Kruse). Спиридов продолжил командование с корабля «Три Святителя».

К 14:00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей.

25—26 июня (6—7 июля), бой в Чесменской бухте

В Чесменской бухте основные силы турецкого флота построились в две линии из 8 и 7 линейных кораблей соответственно, остальные заняли позицию между этими линиями и берегом. При этом первая линия заслонила русских от огня второй линии, а слишком тесное построение упростило задачу русской артиллерии и способствовало распространению пожаров от горящих обломков взорванных кораблей.

В течение дня 6 июля российские корабли обстреливали турецкий флот и береговые позиции. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры.

В 17:00 бомбардирский корабль Гром стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. В 0:30 к нему присоединился линейный корабль Европа, а к 1:00 — Ростислав, в кильватере которого пришли брандеры.

Европа, Ростислав и подошедший Не тронь меня образовали линию с севера на юг и вступили в бой c турецкими кораблями, Саратов стоял в резерве, а Гром и фрегат Африка атаковали батареи на западном берегу бухты. В 1:30 или немного раньше (в полночь, согласно Эльфинстону), в результате огня Грома и/или Не тронь меня один из турецких линейных кораблей взорвался из-за перехода пламени с горящих парусов на корпус. Огонь быстро распространился на другие корабли в бухте.

Серебряная монета в 25 руб. 1996 г. с изображением Чесменского сражения и адмирала Спиридова

После взрыва в 2:00 второго турецкого корабля русские прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла (англ. Dugdale) туркам удалось расстрелять (согласно Эльфинстону, расстрелян был только брандер капитана Дагдейла, а брандер капитана Гагарина отказался идти в бой), один под командованием Маккензи (англ. Mackenzie) сцепился с уже горевшим кораблем, а один под командованием лейтенанта Д. Ильина сцепился с 84-пушечным линейным кораблём. Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. К 2:30 взорвались ещё 3 линейных корабля.

Картина Якоба Филиппа Гаккерта «Эпизод морского боя». На картине изображён взрыв турецкого корабля

Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных судна, однако вывести удалось только одно из них — 60-пушечный Родос. С 4:00 до 5:30 взорвалось ещё 6 линейных кораблей, а в 7-м часу — одновременно 4. К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершён.

Причины русско-турецкой войны (1768-1774)

В XVIII веке в Европе возник сложный клубок противоречий, завязанных, с одной стороны, на региональных конфликтах из-за конкретных территорий, а с другой – на геополитической борьбе за общеевропейскую гегемонию.

С начала 1760-х годов в высших правительственных кругах России была популярна идея «Северного аккорда». Согласно ей, Россия, Дания, Швеция, Пруссия, Речь Посполитая и Англия должны были образовать союз против Франции и Австрии, от которых в это время зависела вся европейская политика. Кроме того, России всё ещё предстояло решить один важный вопрос – добиться выхода в Чёрное море. Для реализации задуманных проектов российское правительство стало активно вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой и даже сумело в 1764 году сделать польским королём русского ставленника – Станислава Понятовского.  Эти действия вызвали политический раскол в Речи Посполитой: многие поляки были категорически против прорусского короля. Оппозиционная польская партия, поддерживаемая Францией и Австрией, создала Барскую конфедерацию, которой предстояло противодействовать российскому влиянию. Но неудачи конфедератов вскоре вынудили их обратиться за помощью к Порте.

Война между Турцией и Россией была на руку Франции: с одной стороны, это отвлекло бы Россию от европейских дел, а с другой – позволило бы Франции занять некоторые области в Северной Африке, на тот момент бывшие частью Османской империи. Турки не были готовы к войне, хотя и желали восстановить своё прежнее влияние в северном Причерноморье. Официальный Париж обещал Стамбулу всяческую поддержку, польские конфедераты предлагали за участие в конфликте с Россией огромные территории. В итоге, Турция согласилась начать войну.

Поводом к началу боевых действий стал случай, когда русский казачий отряд, преследуя польских конфедератов, вторгся на турецкую территорию. 15 сентября 1768 года Стамбул ответил на это арестом русского посла. В дипломатической практике того времени это автоматически означало начало войны.

Литература

  • Ловягин Р. М. Чесменское сражение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Морской энциклопедический словарь. Т. 3. Спб.: Судостроение, с. 389—390.
  • Тарле Е. В. Чесменский бой и первая русская экспедиция в Архипелаг. 1769—1774 / Академия наук СССР. — М.: Изд-во АН СССР, 1945. — 110 с. — 15 000 экз.
  • Тарле Е., акад. Чесма // Огонёк, № 6—7, 20 февраля 1945. С. 13—14.
  • Криницын Ф. С. Чесменское сражение. — М.: Воениздат, 1962. — 64 с. — (Героическое прошлое нашей Родины).
  • Лебедев А. А. Хиос и Чесма в свете данных шканечных журналов русских линейных кораблей // Гангут. 2014. № 81.
  • Филас В. Н. И. К. Айвазовский против Я. Ф. Хаккерта : подходы к интерпретации Чесменского сражения // Военно-исторический журнал. — 2015. — № 7. — С. 62-66
  • Филас В. Н. Подготовка к Чесменскому бою: воспоминания русских офицеров в интерпретации художника Я. Ф. Хаккерта // Тезисы докладов Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2012» / под ред. М. Э. Соколова, Г. А. Голубева, В. И. Кузищина, В. А. Иванова, Н. Н. Миленко, В. В. Хапаева. — Севастополь, 2012. — С. 103—104.
  • Филас В. Н. «Гибель турецкого флота» Я. Ф. Хаккерта как исторический источник // Материалы Научной конференции МГУ «Ломоносовские чтения» 2011 года и Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2011» / под ред. В. А. Трифонова, В. А. Иванова, В. И. Кузищина, Н. Н. Миленко, В. В. Хапаева. — Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2011. — С. 102—104

Бой

Задача была очень сложной: турки, во главе с флагманом эскадры адмиралом Гассан — беем, стояли двумя линиями поперек Хиосского пролива (между их кораблями было расстояние не более 200м). Решено было кильватерной колонной атаковать турок с севера. Первым пошел в бой линейный корабль «Евстафий», следом — «Три святителя» и другие суда. «Евстафий» двигался вперед без единого выстрела под плотным огнем турок. Под градом ядер с обнаженной шпагой стоял адмирал Спиридов, а на корме играли боевые марши музыканты, получившие приказ: «Играть до последного!» Евстафий подошёл на расстояние пистолетного выстрела, развернулся к противнику бортом и дал залп из всех орудий одновременно. Корабль Три святителя наносил серьезный урон врагу, но частично лишился управления, его снесло и он оказался между линий противника. Получивший много повреждений корабль, который мастерски вел в бой раненый в голову осколком ядра капитан 1-го ранга Хметевский, начал стрелять по туркам всеми орудиями одновременно. После согласования плана действий российский флот под всеми парусами подошёл к южному краю турецкой линии, а затем, развернувшись, начал занимать позиции против турецких судов. Турецкий флот открыл огонь в 11:30-11:45, российский — в 12:00. Манёвр не удался трём российским кораблям: «Европа» проскочил свое место и был вынужден развернуться и встать позади «Ростислава», «Три Святителя» обогнул второй турецкий корабль с тыльной стороны, прежде чем смог стать в строй и был по ошибке атакован кораблём «Три Иерарха», а «Св. Януарий» был вынужден развернуться прежде, чем стал в строй.

«Св. Евстафий» под командованием Спиридова начал дуэль с флагманским кораблем турецкой эскадры «Бурдж-у-Зафер» под командованием Гассан-паши, а затем попытался взять его на абордаж. К 14:00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей.

В течение дня 6 июля российские корабли обстреливали турецкий флот и береговые позиции. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры. В 17:00 бомбардирский корабль Гром стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. В 0:30 к нему присоединился линейный корабль Европа, а к 1:00 — Ростислав, в кильватере которого пришли брандеры. После взрыва в 2:00 второго турецкого корабля русские прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла туркам удалось расстрелять, один под командованием Маккензи сцепился с уже горевшим кораблём, а один под командованием лейтенанта Д. Ильина сцепился с 84-пушечным линейным кораблём. Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. К 2:30 взорвались ещё 3 линейных корабля.

Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных судна, однако вывести удалось только одно из них — 60-пушечный Родос. С 4:00 до 5:30 взорвалось ещё 6 линейных кораблей, а в 7-м часу — одновременно 4. К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершён.

Предпосылки военного конфликта

В 18 веке армия Османской империи входила в число сильнейших в мире. Прославленные янычары своей жестокостью наводили ужас на противников. Под турецким игом изнывали народы ряда балканских, африканских и причерноморских стран. В акватории Восточного Средиземноморья, Черного и Азовского морей господствовал турецкий флот. Российских кораблей в этих морях не было. На севере черноморского побережья (в Крыму и Приазовье) располагались мощные османские крепости, надёжно запирающие устья крупных рек для прохода русских кораблей. Этот плацдарм служил трамплином для постоянных набегов на русские земли турок и крымских татар.

К 1768-му году неизбежность войны между Российской и Турецкой империями обуславливалась следующими причинами:

обострением конфликтной ситуации в Причерноморье и Приазовье; турецким недовольством действиями России в Польше; подстрекательством Порты Австрийским и Французским правительствами; важностью для успешного развития экономики российского государства свободного выхода в акваторию Чёрного моря.

Война получилась продолжительной и кровопролитной, но одной из ее важнейших морских битв стало Чесменское сражение 1770 года. Оно проходило в Чесменской бухте Эгейского моря у побережья Малой Азии с 5 по 7 июля 1770 г.

Соотношение сил перед битвой

Таблица: Соотношение сил в Чесменском сражении
Русский флот Турецкий флот
Боевых кораблей

15 (9 линкеров, 3 фрегата, 3 бомбарды)

41 (16 линейных, 6 фрегатов, 13 галер, 6 шебек)

Вспомогательных и транспортных кораблей

19

32

Экипаж (тыс)

6,5

16,0

Пушек

736

1430

Турки обладали перевесом в 2 раза в количестве кораблей, пушек и людей. Кроме того неприятель был в более выгодной позиции. Их корабли располагались, так что был исключен возможность охвата или выхода противника в тыл. Достигалось это тем, что оба фланга турецкого флота упирались в берег. В передовой первой линии находилось 9 линкоров, во второй – 6 и 4 фрегата. Интервалы между кораблями составляли всего до 200 метров.

На берегу располагался укреплённый лагерь, служащий для пополнения флотом запасов боеприпасов и продовольствия. Руководство боевыми действиями осуществлялось адмиралом Гассан-беем, державшим вымпел на флагманском корабле «Реал-Мустафа» и командующим османским флотом Ибрагим Хусамеддин-пашой, наблюдавшим за развитием событий с берега.

Чесменское сражение

Приближённые к Екатерине II братья Григорий и Алексей Орловы убедили императрицу открыть фронт против Османской империи в Средиземноморье. Речь шла о поддержке восстания православных народов на Балканах и направлении в Средиземное море русских эскадр. 

В 1769 году из Балтики в направлении средиземноморских владений Турции вышли две военно-морские эскадры под общим командованием графа Алексея Орлова.

  • Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский
  • РИА Новости

Летом 1770-го русские моряки обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты. Он насчитывал 16 линейных кораблей, шесть фрегатов и около 50 вспомогательных судов с 1430 орудиями. Общая численность объединённой русской эскадры была почти в два раза меньше: девять линейных кораблей, три фрегата, один бомбардирский корабль, а также 17 других судов и транспортов с общим вооружением около 740 орудий.

Турецкий флот был выстроен в две дугообразные линии. На первой из них находились десять линейных кораблей, на второй — шесть линейных кораблей и шесть фрегатов. Остальные суда стояли за второй линией.

Командующий одной из русских эскадр адмирал Григорий Спиридов предложил подвести российские корабли под прямым углом к турецким и нанести удар по авангарду и центру первой линии неприятельского построения. После этого следовал удар по второй линии. Таким образом, план Спиридова подразумевал  отказ от традиционной для того времени тактики, когда корабли выстраивались в линию параллельно силам противника, чтобы избежать риска попадания под продольный огонь османских судов при сближении.

5 июля 1770 года в Хиосском проливе начался первый этап Чесменского сражения. Русская эскадра построилась в кильватерную колонну. Головным шёл корабль «Европа», за ним — «Святой Евстафий», на котором держал свой флаг командующий авангардом адмирал Спиридов. Орлов находился на линейном корабле «Три Иерарха». Около 11 часов русская эскадра развернулась влево и почти под прямым углом начала сближаться с противником.

  • Морское сражение в Хиосском проливе 5 июля 1770 года. Гравюра
  • РИА Новости

Российские суда атаковали турецкий флагманский корабль «Реал-Мустафа». Во время абордажного боя между «Евстафием» и «Реал-Мустафой» турецкий флагман загорелся. В итоге оба корабля взорвались. Спиридов вовремя покинул борт «Евстафия» и продолжил исполнять свои обязанности, тогда как управление османским флотом после гибели флагмана было нарушено. Под сильным российским огнём турки спешно отошли в Чесменскую бухту. Инициатива перешла к русским морякам.

6 июля российское командование провело военный совет, на котором было принято решение сжечь турецкий флот. К Чесменской бухте был направлен бомбардирский корабль «Гром». Тем временем русские моряки начали готовить четыре брандера — судна, наполненных горючими материалами и взрывчаткой для подрыва или поджога неприятельских кораблей.


В ночь на 7 июля 1770 года группа русских кораблей вошла в Чесменскую бухту, атаковав турецкий флот и береговые батареи. После того как в перестрелке были уничтожены два турецких корабля, в бухту были заведены брандеры. Один из них, под командованием лейтенанта Дмитрия Ильина, смог подойти к 84-пушечному османскому кораблю и поджечь его. Команда брандера отступила на шлюпке, а турецкое судно взорвалось. Его горящие обломки разлетелись по всей бухте и вызвали пожар на османском флоте.

  • Григорий Андреевич Спиридов (1713—1790), адмирал. Репродукция портрета работы неизвестного художника. Государственный исторический музей
  • РИА Новости

К утру было сожжено и потоплено 15 турецких линейных кораблей, шесть фрегатов и свыше 40 вспомогательных судов. Линейный корабль «Родос» и пять галер были захвачены. Русские не потеряли ни одного корабля. На этой стадии сражения турецкие потери в живой силе составили около 10 тыс. человек. На российской эскадре погибли 11 моряков.

Ход сражения

Первый этап чесменского сражения начался в Хиосском проливе. Его кульминацией стало столкновение горящего русского корабля «Евстафий» с судном турецкого главнокомандующего. Пожар охватил оба корабля, которые от контакта огня с порохом поочередно взорвались. Такую же схему ведения морского боя спустя 35 лет применит и адмирал Нельсон в ходе Трафальгарского сражения.

Через два часа турки, боясь распространения пламени на другие корабли, поспешно отошли в Чесменскую бухту под прикрытие береговой артиллерии. Русские корабли из-за полученных повреждений не стали преследовать турок, но встали на якоря при входе в бухту. Инициатива полностью перешла на русскую сторону.

На военном совещании у Орлова было принято решение уничтожить флот противника в его собственной базе. Тактику атаки подсказала скученность кораблей неприятеля: атаковать его должна была артиллерия и брандеры – судна, нагруженные взрывчатыми веществами.

К главному этапу сражения русская сторона приступила после полуночи. Уже в начале второго в результате интенсивного обстрела вспыхнул один из Османских кораблей. Огонь стал быстро перебрасываться на другие корабли неприятеля, которые один за другим начали взлетать на воздух. Под утро практически весь турецкий флот был уничтожен.

Русско-турецкая война 1768—1774 годов

В 1760-е годы отношения между Россией и Османской империей стремительно ухудшались. Франция и антироссийски настроенная часть польской элиты подталкивали Турцию к войне против России.

Османская империя, в свою очередь, планировала поддержать приход антироссийских сил к власти в Речи Посполитой и получить взамен земли современной Западной Украины.

Также по теме «Величайшая победа флота»: как Синопское сражение стало поводом для британской пропаганды против Российской империи 30 ноября 1853 года российский флот под командованием вице-адмирала Павла Нахимова одержал крупнейшую победу, уничтожив мощную…

В 1768 году на подконтрольных Польше территориях на правом берегу Днепра началось восстание против диктатуры поляков, известное как Колиивщина. Православные повстанцы пользовались поддержкой входившего в состав России Днепровского Левобережья. Преследуя противника, один из их отрядов зашёл на турецкую территорию в Северном Причерноморье.

Этот пограничный инцидент османские власти использовали как повод для дипломатического конфликта, переросшего в войну. 

Силы Турции и её союзников были многочисленны. Война началась для России неудачно. Отряды крымского хана, вассала Османской империи, совершили опустошительный поход на территорию современной Украины. Перелом в войне наметился лишь в 1769—1770 годах. По мнению историков, успеху российских войск способствовали в том числе грамотные действия на море.

Силы сторон

Чесменское сражение между русским и турецким флотами стало одной из великих битв, в которых принимали участие парусные корабли. Оно разделяется на два противостояния. Первое – сражение 24 июня 1770 года в Хиосском проливе. Второе – разгром и уничтожение флота Османской империи в Чесменской бухте ночью 26 июня.

К началу сражения турецкий флот по силе вдвое превосходил флот русский. Если сравнивать только боевые линейные корабли, то у Спиридова их насчитывалось 9, а у турецкого командующего Хасан-бея – 16. Численность русских военных моряков составляла 6500 человек, силы противника доходили до 15000 человек. Однако турецкие военные значительно уступали русским в подготовленности.

Флотилии

А сейчас немного подробней рассмотрим год 1770, Чесменское сражение (русско-турецкий бой). Русская флотилия состояла из девяти линейных кораблей, трёх фрегатов (один 36-пушечный и пара 32-пушечных), 17-19 подсобных кораблей и бомбардирского судна «Гром» (10-пушечного).

Заметив 23 июня вражеский флот, стоявший за островом Хиос на якоре, наша армада на рассвете 24 июня (5 июля) 1770 года вошла в Хиосский канал, обособляющий названный остров от ривьеры Анатолии, с севера с попутным тихим ветром. Вдоль этого побережья, от Чесменского залива к северу, стояла в две линии на якорях османская армада.

В ней находилось 16 кораблей (из них было шесть 90- или 80-пушечных, а прочие, как и российские, оснащались 66 орудиями), 60 мелких судов и 6 фрегатов. Командовал турецким флотом Гассан-эд-Дин – капитан-паша. Он в тот момент находился в лагере на берегу, а его замещал Гассан-Бей (отважный алжирец), который рассуждал, что с кораблями врага нужно сцепляться и взлетать вместе с ними в воздух. Тем не менее его корветы не могли этому правилу следовать, так как стояли на якоре. В итоге русские с поднятыми парусами взяли инициативу в битве на себя.

Последствия сражения

После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл.

Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

По распоряжению Екатерины II для прославления победы был создан мемориальный Чесменский зал в Большом Петергофском дворце (1778—1779). Были воздвигнуты 2 памятника этому событию — Чесменский обелиск в Гатчине (середина 1770-х годов) и Чесменская колонна в Царском Селе (1774—1778), а также построены путевой Чесменский дворец (1774—1777) и рядом с ним Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи, 1777—1780), ныне находящиеся в городской черте Санкт-Петербурга. В Большом Гатчинском дворце в 1790-е годы была оформлена парадная Чесменская галерея.

Чесменский дворец Чесменская церковь Чесменский зал
Чесменская колонна Чесменский обелиск Чесменская галерея (акварель Э. П. Гау, 1877)

Серебряная монета в 25 руб. 1996 г. с изображением Чесменского сражения и адмирала Спиридова

В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Медали были изготовлены по «указу её Императорского Величества Императрицы Екатерины Алексевны»: «Медаль эту жалуем мы всем находившимся на оном флоте во время сего Чесменского счастливого происшествия как морским, так и сухопутным нижним чинам и позволяем, чтобы они в память носили их на голубой ленте в петлице». Екатерина.

Граф Алексей Орлов получил право присоединить к фамилии наименование Чесменского.

Имя «Чесма» носил эскадренный броненосец российского военного флота (см. Чесма (броненосец)). По указу Николая II, Чесмой был назван населённый пункт, ныне село в Челябинской области (см. Чесма (село)).

Есть мыс Чесма в Анадырском заливе, назван в 1876 году экспедицией на клипере «Всадник».

В июле 2012 года Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в закон «О днях воинской славы и памятных датах России», которые дополняют перечень дней воинской славы датой 7 июля — Днём победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.

Одна из белых полос на отложном синем воротнике форменной одежды матросов и старшин ВМФ России символизирует победу в Чесменском сражении (2 другие Гангутское и Синопское соответственно).

Последствия Чесменского сражения


Турецкие матросы, сумевшие спастись и выбраться на берег в страшную июньскую ночь, бежали в Смирну и быстро распространили новость о катастрофе. Жители Смирны отреагировали на известия жестокими антихристианскими погромами. Скоро новость о победе русского флота распространилась по всей Османской империи. Она вдохновила на антитурецкие восстания множество христиан (в первую очередь, греков), находившихся под властью турок. Параллельно больших успехов добились и сухопутные русские армии Румянцева и Суворова.

Разумеется, Чесменская победа способствовала росту международного авторитета России. Но тот факт, что русский флот практически полностью контролировал Эгейское море и пролив Дарданеллы, вызывал серьёзное недовольство у европейских держав. Наиболее активное противодействие успехам России оказывал прусский король Фридрих II, имевший свои интересы в Восточной Европе. Он даже начал готовиться к войне с Россией. И Петербург, и Стамбул нуждались в мире. Переговоры продолжались 2 года. Их итогом стал Кючук-Кайнарджийский договор, по которому:

  • провозглашалась независимость Крымского ханства (ранее оно было вассалом Турции);
  • часть Крыма становилась российской;
  • Россия получает право защищать интересы христиан, проживающих в Дунайских княжествах;
  • русские корабли получали право беспрепятственно хождения в турецких водах;
  • Россия получала право не только свободно проводить корабли через черноморские проливы, но и иметь на Чёрном море собственный военный флот.

История Чесменской битвы

В ходе Русско-Турецкой войны (1768-1774 г.) было решено послать часть имперского флота в Средиземное и Эгейское море, чтобы ударить по османской флотилии и нанести им «нежданное» поражение, но главная цель их была отвлечь врага от Черного моря. В плавание было отправлено две эскадры, во главе великих адмиралов Спиридонова и Эльфинстона. Двинувшись в разное время и различным маршрутом, в итоге они встретились около Греческих островов, чтобы встать под руководство генерала Орлова.

Чесменское сражение состоялось 5-7 июля (24.06-27.06 по старому стилю) на западной части турецкого побережья, в Чесменской бухте. У армии османов было одно очень «веское» превосходство, их флот в два раза превосходил численностью российский (против 9 линкеров, 3 фрегатов и 19 подсобных кораблей, вышло 16 ликеров, 6 фрегатов, галеры и 32 легких судна). В 12 дня столкнулись первые линкера: «Реал Мустафа» и «Святой Евстафий». В результате оба судна загорелись, погибло более 1200 человек, в живых осталось меньше двухсот. После «смерти» одного из главных своих кораблей, турки были вынуждены отступить вглубь залива. Бои продолжились лишь на следующий день. Адмиралами и генералом Орловым было придуман хитроумный план, вражеская флотилия была беззащитна перед огнем, поэтому было решено отправить в «сердце» врага 4 шхуны, наполненные смолой и порохом. Три брандера не достигли своей цели, одна села на мель, другая была захвачена турецкой галерой, третьи просто дезертировали. Лишь шхуна лейтенанта Ильина достигла цели и подожгла вражеский корабль, но для этого пришлось пожертвовать жизнью лейтенанта. В итоге от пожара загорелся весь вражеский флот, погибло более 10 тыс. человек

Традиции праздника

В память об этом важном для России дне, ежегодно 7 июля, почетная делегация морского и военного флота, а так же все желающие граждане возносят венки и букеты цветов к памятникам, посвященным этим событиям. На кораблях и суднах военно-морского флота России проводятся праздничные мероприятия, тематические концерты, раздаются награды и внеочередные звания за особые заслуги перед Родиной

В школах нашей страны организуются открытые уроки по истории, посвященные детальному обсуждению битвы между императорской Россией и Османской империей.

Победа в Чесменской битве, это еще одно доказательство того, что не стоит недооценивать врага, и уповать на победу, не завоевав ее. Отвага, ум и способность к самопожертвованию способны сделать победителем любого, несмотря на «кажущиеся превосходство». В этот день давайте вспомним героические поступки наших предков, которые понимали, что любой, даже самый «маленький» человек способен изменить ход истории, а так же тех, кто в настоящее время оберегает наши морские границы.

Итоги сражения и увековечивание памяти

Победа в Чесменском сражении имела большое военно-политическое значение:

  • Россия получила господство в Эгейском Архипелаге;
  • Установился контроль над Дарданеллами;
  • Успех русского флота повлиял на заключение спустя несколько лет мирного договора.

Герои сражения получили высокие награды из рук Императрицы. В честь битвы были установлены памятники, построены дворцы и церкви. На памятной медали с портретом Екатерины II выгравировали слово «Былъ», что значило «был турецкий флот, а теперь нет».

По новому стилю сражение произошло 7 июля. С 2012 года в перечне дней воинской славы России есть и эта дата.

Итоги Чесменского сражения

Потери турецкого флота:

  • 15 линкоров;
  • фрегатов;
  • все малые боевые и вспомогательные суда;
  • 1 линейный корабль и 5 галер были захвачены русским флотом;
  • более 11 тысяч погибших человек.

То есть произошло полное уничтожение османского флота.

Русская армия в Чесменском сражении (с учетом битвы в Хиосском) понесла следующие потери:

  • 1 линейный корабль
  • 4 брандера;
  • 554 погибших и 40 раненных.

В Чесменской битве в полной мере проявился талант адмирала Спиридова как флотоводца и мастерство командования всеми судами. Несмотря на двойной перевес турецкой армии в пушках и людях, османский флот был полностью уничтожен. Победу обеспечило:

  • На протяжении всего сражения русская армия владела инициативой;
  • Ведение боевых действий с предельным сближением к противнику;
  • Умелое маневрирование и максимальное использование всех корабельных орудий;
  • высокие боевые и моральные качества флотских экипажей;
  • не предоставление врагу времени на восстановление сил;
  • сочетание артиллерийских ударов с использованием брандеров и абордажных атак.

С этим читают