Содержание
Историческое значение
Циркуляр 1887 года нельзя рассматривать в отрыве от процессов, происходивших в то время в Российской Империи. В частности Александр 3 завершал контрреформы, отменяя большую часть нововведений своего отца. В частности контрреформы затронули и образовательные учреждения. Главное причина, из-за которой эти попытки изменения системы комплектования гимназий и прогимназий были предприняты — значительная часть активных революционеров были выходцами из этих училищ, и не относились к привилегированным слоям населения.
Очень важно отметить, что историческое значение рассматриваемого циркуляра не является таким однозначным, как об этом принято говорить. Правительство, безусловно, стремилось изменить сословный состав ВУЗов, однако из-за возникшей огласки добиться этого не удалось
В итоге циркуляр о кухаркиных детях свелся к следующим последствиям и изменениям в системе образования России конца 19 века:
- 1888 год — изменена система профессиональных училищ. Училища обучали студентов 6-7 лет, после чего у тех возникло право на поступление в университеты, но только по двум направлениям: медицина и физмат.
- Расширение профессиональных училищ: 1888 год — открыто промышленное направление, 1891 год — открыто ремесленное направление и химико-технический.
Удивительно, что циркуляр, который никогда не был официальным законом Российской Империи, и просуществовавший всего 13 лет (отменен в 1900 году), обсуждается уже более столетия. Как говорилось выше, во многом это связано с интерпретацией этого доклада в эпоху СССР. Мы не будем рассматривать правильность этой трапеции, а приведем только одну статистическую выкладку. В 1897 году в гимназиях была проведена перепись, согласно которой доля дворян среди всех студентов составляла всего 22,8%.
Чего боялись авторы указа
Многие действия Александра III и его мракобесного окружения осуждались прогрессивными россиянами – писателями, учёными, артистами, общественными деятелями. Во время написания циркуляра Россия находилась практически на пике своего культурного развития:
- Империя испытала настоящий научно-технический подъём, деятели русской науки получали мировое признание. К этому времени (1887 год): Александр Попов изобрёл радио;
- Иван Петрович Павлов провёл свои исследования в области условных рефлексов;
- Полумордвинов почти построил первый в мире цветной телевизор (собрать который до конца не смог только из-за отсутствия нескольких деталей);
- Всего несколько лет оставалось до открытия первого магазина российской компании «Макс Фактор» (ныне – американской) – лидера по производству косметики (к слову – официального поставщика царского двора);
- Открылось российское представительство корпорации «Сименс»;
- В Финляндии, входившей в состав Российской империи, основана компания «Нокиа»; производила она поначалу, конечно, не мобильные телефоны, а верёвки и канаты. И это лишь некоторые вехи в развитии отечественной научной и технической мысли тех лет.
Народ стремился к образованию, гимназии и даже университеты пополнялись выходцами из рабочих и крестьянских семей. В стране открылось огромное количество заводов, работа на которых требовала определённых технических знаний. И вдруг император издаёт свой циркуляр…
Армейские фото на Shutterstock: Army and military photos.Его отца, царя Александра II, убили революционеры. При этом Александр II запомнился своими либеральными реформами, главная из которых – отмена крепостного права. Александру III казалось, что его отец сам приблизил свой конец таким либерализмом. Следовательно, рассудил Александр III, либерализм опасен; народ не должен много знать, ибо из-за этого дворянская элита потеряет власть.
Столь примитивные рассуждения царя поддержал глава Синода Победоносцев, льстивыми речами убедивший его в необходимости контрреформ. Впрочем, больше, чем собственно доступности образования, консерваторы боялись всплеска политической активности студентов, поскольку в то время университеты были своего рода политическими кружками молодёжи.
Ограничивая доступ в учебные заведения, царь стремился не то чтобы превратить образование в привилегию, своего рода интеллектуальную игрушку для дворян, — он хотел лишь провести в университеты «благонадёжных» подданных, лояльных к самодержавию. Это могли быть и дети из простых семей, ежели они имели какие-либо «гениальные способности». По мнению царя, простонародье – люд слишком грубый и примитивный, оно не понимает всех тонкостей государственного управления.
Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
Интервью с Игорем Ашмановым. Драка с Соловьевым. Как брали Крым. Мы все под колпаком. Интернет — это зона порока. (5/1) |
Белорусский апофеоз (5/1) |
Цена успеха (5/1) |
Казнить нельзя помиловать (3.67/3) |
Интервью с Игорем Ашмановым. Драка с Соловьевым. Как брали Крым. Мы все под колпаком. Интернет — это зона порока. (5/1) |
Белорусский апофеоз (5/1) |
Цена успеха (5/1) |
«Массовое скотство, защита от которого общества и политики перестала осуществляться после убийства И.В.Сталина, и есть тот внутренний фактор, который привёл СССР к краху» (4/4) |
Размышления о «Древе Познания» (3.8/5) |
Казнить нельзя помиловать (3.67/3) |
Свобода личности или свобода индивида (3.67/3) |
В России готовят восстание Спартака, а в Белоруссию будут забрасывать диверсантов из подразделения Бранденбург-800? (3.5/2) |
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года (5/11) |
Бильярд, как модель глобальной игры в фильме «Классик» (5/8) |
Как тесты конкурса «Лидеры России» отбирают либералов с нужным мышлением (5/8) |
О создании фильма «Час Быка» (5/7) |
Россия на взлёте, народ на излёте.. Москва – столица Всемирной Хазарии? (5/7) |
История библейского проекта «от А до Я» в мультфильме «Падал прошлогодний снег» (5/7) |
У Щетинина теперь все законно (5/7) |
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя (5/7) |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские (5/110) |
Центральный банк России работает на её уничтожение (5/64) |
Ну, за самодержание!… (5/64) |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . (5/57) |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? (5/52) |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно (5/50) |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат (5/46) |
Смотрите ж: всё стоит она! (5/38) |
Суть циркуляра
Выше приведен фрагмент циркуляра, который вызывал наибольшие противоречия в народе. Как видно из фрагмента, в самом документе нет ни слова именно детях кухарок., но подобные формулировки использовались Сокольским при публикации в «Одесском вестнике».
Циркуляр регламентировал:
- Ограничен прием в гимназии и прогимназии детей простых людей. Рекомендовалось брать на учебу детей, чьи родители занимают в табеле о рангах положение не ниже купца 2-ой гильдии.
- Взимать деньги за обучение. В среднем 1 студент обходился государству в 161 рубль. Циркуляр «о кухаркиных детях» рекомендовал компенсировать эти затраты и взимать за обучение плату не меньше 50 рублей.
- Университеты лишились автономии.
Доклад был продолжением теории официальной народности и строился на принципах самодержавия, православия и народа. Обучение сводилось прежде всего к поддержке самодержавия, когда главное учебных заведений было не столько дать знания, сколько привить студентам патриотизм.
Реакция населения
Циркуляр о кухаркиных детях 1887 года после публикации его в Одесских ведомостях был негативно воспринят обществом и всеми его кругами. Однако, критика циркуляра у либералов и консерваторов значительно отличалась:
- Либералы говорили о том, что данное положение противоречит действующему законодательству и является недопустимым, поскольку ограничивает высшее образование для большей части населения России.
- Консерваторы критиковали не столько сам циркуляр, сколько действия Министерства Просвещения, в результате которых о докладе стало известно населению. В результате был подорван престиж действующей власти.
Несмотря на то что циркуляр действовал всего 13 лет и не был полностью реализован из-за гласности, этот доклад активно обсуждаются и сегодня. Во многом это связано с трактовкой этого исторического документа в эпоху СССР. Циркуляр активно использовался советскими историками для демонстрации факта, что в Российской Империи существовал четкий классовый принцип, когда низшие слои не обладали никакими привилегиями. В результате даже в эпоху СССР возникла такая поговорка, что страной должна уметь управлять даже кухарка. Это был прямой отсылка циркуляру 1887 года.
Основная причина критики доклада в эпоху правления Александра 3 заключалась в том, что циркуляр противоречил положению закона от 30 июля 1871 года, согласно которому в России не существовало сословного принципа комплектования учебных заведений. Поэтому теоретически высшее образование мог получить любой человек.
Итоги издания циркуляра
Официальное название документа – “О сокращении гимназического образования”. Современники прозвали его “циркуляром о кухаркиных детях”. Он был подписан 18 июня 1887 года министром просвещения Иваном Деляновым. Циркуляр предписывал директорам гимназий учитывать возможности лиц, на попечении которых находятся учащиеся. По поводу детей простонародья, к которому относились кучера, лакеи, прачки, повара, мелкие лавочники, была дана инструкция, что им не следует стремиться к получению среднего или высшего образования. Однако, исключение делалось для одаренных гениальными способностями.
Составление циркуляра происходило на совещании нескольких министров, в том числе, внутренних дел, финансов и государственного имущества, а также обер-прокурора Синода Победоносцева, то есть высшего чиновника в руководстве делами православной церкви. Представители власти хотели ограничить пополнение студенческой среды выходцами из неблагородных слоев общества, так как видели в них наиболее вероятных носителей революционных взглядов.
Циркуляр не вводил прямого запрета на обучение в гимназиях детей простонародья, а на фоне европейских стран не выглядел чем-то необычных. В них тоже дети из низших слоев в престижных учебных заведениях не обучались в значительных количествах.
Ряд современных историков считают, что поставленной цели авторы циркуляра не достигли. Например, в период с 1880 по 1898 год доля учащихся из представителей низших сословий в высших учебных заведениях выросла с 25 до 48%. Аналогично и в мужских и женских гимназиях.
Рис. 3. Министр просвещения Делянов.
Что мы узнали?
Кратко про указ о кухаркиных детях можно узнать из школьной программы 8 класса. Следует понимать значение этого закона в рамках консервативной внутренней политики Александра III.
С этим читают
- Сергей лавров: биография, национальность, личная жизнь и деятельность
- Панков николай александрович
- Ключевая ставка
- 11 мифов о григории распутине
- 9 пророчеств о новом лидере россии: он уже среди нас
- Распад россии
- За кадром «крымской весны»
- Список членов совета безопасности оон
- Рохлин, лев яковлевич
- Анатолий вассерман — биография, информация, личная жизнь