Какая ответственность предусмотрена за политический экстремизм и какие его формы различают?

Осуждение

В 2012 году зарубежные исламские ученые и духовные лидеры российских мусульман на международной конференции в Москве приняли богословский документ, осуждающий экстремизм и насилие под религиозными лозунгами. Участники конференции и авторы документа надеются, что лидеры российских мусульман и простые верующие смогут использовать принятую декларацию в профилактике идей радикализма в исламском мире, а также «в идеологическом противостоянии экстремистам и в отстаивании принципов мира, добрососедства и терпимости как истинных духовных ценностей исламской религии». В конференции принимали участие главы централизованных и региональных Духовных управлений мусульман, мусульманские ученые, исламоведы и политологи, а также представители Кувейта, Ливана, Марокко, Бахрейна, Туниса и других стран.

Деятельность экстремистских и террористических организаций не может быть оправдано религиозными убеждениями и постулатами. Об этом заявил 28 марта 2011 года, во время конференции «Мировые религии и гражданское общество — против ненависти и экстремизма» Предстоятель Украинской православной церкви митрополит киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). «Сегодня мы видим, как ненависть пытается оправдать себя религиозными мотивациями. Мы должны заявить о том, что экстремизм, ненависть, нетерпимость и ксенофобия не соответствуют ни одной из религиозных систем», — сказал митрополит Владимир.

Правовая сущность

По мнению некоторых экспертов, по смыслу положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи со ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации под потребительским экстремизмом можно понимать следующие виды действий:


  • действия потребителей, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред предпринимателю, а также злоупотребления своим правом в иных формах;
  • злоупотребление потребителями своим особым положением на рынке товаров, работ, услуг;
  • недобросовестное поведение потребителей;
  • умышленные противоправные деяния потребителей, совершаемые с целью обращения в свою пользу имущества предпринимателей путём обмана или злоупотребления особым отношением к потребителям.

Предпосылкой для возникновения потребительского экстремизма в России ряд экспертов считает последнюю редакцию Закона РФ «О защите прав потребителей», который стал эффективным инструментом регулирования потребительского рынка и разрешения споров на нём. Целый ряд международных экспертов признал его лучшим из российских законодательных актов. При этом он считается самым лояльным в мире после американского ― только в России и в США потребитель обладает настолько обширными правами. С одной стороны, этот закон чётко регламентирует порядок предоставления услуг и продажи товаров, и обеспечивает надежную защиту интересов потребителей, а с другой — не предусматривает никаких норм ответственности за предъявление необоснованных претензий, и даже сам термин «потребительский экстремизм» или любое другое понятие или формулировка, соответствующие ему по смыслу (то есть отражающие, по сути дела, потребительское мошенничество), в нём отсутствуют.

Потребительский экстремизм имеет некоторые общие черты с корпоративным шантажом (рейдерством). Оба этих вида деятельности связаны со злоупотреблением правами, которые предоставляются участникам определённых общественных правоотношений.

Механизмы противодействия потребительскому экстремизму могут выражаться в превентивных мероприятиях и в ответных действиях. В качестве превентивных мероприятий можно использовать организацию работы с недовольными потребителями, что позволит уменьшить риск появления индивидуальных экстремистов, целью которых является моральное удовлетворение. Систематизация и анализ информации о развитии потребительского экстремизма и различных форм его проявления также является одной из мер противодействия этому явлению.

Правка касательно видов экстремизма

@Tempus: почему Вы отменили правку касательно видов экстремизма? — Tanto Reg (обс.) 23:01, 28 мая 2017 (UTC)

  • Так как текст принадлежит составителю, то правильно ли я понимаю неизученное ВП:Копивио стало причиной удаление правки? — Tanto Reg (обс.) 05:53, 29 мая 2017 (UTC)
  • Правильно ли я понимаю, что Вы считаете что позиция Гос Думы, касательно классификации экстремизма в РФ, никакого отношения к законодательству не имеет? — Tanto Reg (обс.) 09:40, 29 мая 2017 (UTC)
  • 1) Внимательно изучил, не могу понять, почему написанная мной статья, которая не является скопированной из источники, нарушает ВП:Копивио. Если Вам не трудно, можете конкретизировать пункт правил который нарушен в ВП:Копивио?
  • Не статье, а разделе, Вы правильно меня поправили. Спасибо, коллега. Одного не пойму, почему Вы говорите что вставлена копипаста, если содержимое написанное мной, безусловно по содержанию источника? Виды экстремизма же есть. Да, я допустил ошибку, что это не закон, а Информационно-аналитический материал Государственной Думы, но виды экстремизма от этого никуда не деваются? Или я где то заблуждаюсь. — Tanto Reg (обс.) 18:52, 29 мая 2017 (UTC)
  • Может все таки источник в виде ресурса Государственной Думы не следовало использовать? — Tanto Reg (обс.) 18:55, 29 мая 2017 (UTC)

Литература

  • // Алексеевская Г. А. Аналитический вестник Вып. 15 Законодательное регулирование противодействия религиозному экстремизму: российский и зарубежный опыт. — М.: Аналитическое управление Аппарата Государственной Думы, 2004. — (Государственное строительство и конституционные права граждан).
  • Алиев А. К., Арухов З. С., Ханбабаев К. М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. — М.: Наука, 2007. — 583 с.
  • Арестов В. Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления. — Харьков: Вища шк. : Изд-во при Харьк. гос. ун-те, 1987. — 149 с.
  • // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — С. 499—500. — 512 с. — 200 000 экз.
  • Бражник И. И. Религиозный экстремизм: антиобщественное содержание, противоправные подстрекательские действия. — К.: Т-во »Знання» УРСР (укр.)русск., 1979. — 19 с.
  • Бражник И. И. О сущности религиозного экстремизма // Кому это выгодно?: О сущности религ. экстремизма. Сб. докум.-публицист. очерков и статей / Сост. Н. А. Забережьев. — К.: Политиздат Украины, 1980. — 141 с. — 60 000 экз.
  • Бражник И. И. Религиозный экстремизм: попрание прав верующих // Наука и религия. — 1981. — № 1.
  • Брусницьн Ю. А., Вакула И. М., Мидова В. Н., Москаленко С. Г., Новиков Д. В. Политический терроризм и религиозный экстремизм в советской России. Северный Кавказ: Учебное пособие в вопросах и ответах. — Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2002. — 99 с.
  • Кадиева А. М. К проблеме религиозного экстремизма // Гуманитарные исследования в ДонГАУ (Научный ежегодник). — 2006. — Вып. 4. — С. 22—36.
  • Кадиева А. М. Сущность и классификация экстремизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2007. — № 3. — С. 27—30.
  • Кадиева А. М. К вопросу о сущности религиозного экстремизма // Религиоведение. — 2007. — № 4. — С. 127—137.
  • Кадиева А. М. Социальная природа религиозного экстремизма // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Махачкала, 2007. — С. 223—228.
  • Кадиева А. М. Методологические проблемы исследования религиозного экстремизма // Голос разума. Республиканский философский журнал. — Махачкала, 2007. — № 3. — С. 4—21.
  • Кадиева А. М. Проблема борьбы с религиозным экстремизмом // Состояние, проблемы и перспективы развития межконфессиональных отношений на современном этапе. Материалы региональной научно-практической конференции. — Махачкала, 2008. — С. 33——37.
  • Косорукова Е. В. Религиозный и молодёжный экстремизм как негативные явления в современной России: монография. — Казань: КЮИ МВД России, 2012. — 206 с. — ISBN 978-5-901593-33-2.
  • Лопаткин Р. А. Экстремизм религиозный // Политическая энциклопедия. В 2-х т. / Нац. обществ.-науч. фонд; рук. проекта Г. Ю. Семигин; науч.-ред. совет: пред. совета Г. Ю. Семигин. — М.: Мысль, 1999. — Т. 2: Н — Я. — С. 637—638. — 701 с. — ISBN 5-244-00932-Х, ISBN 5-244-00934-6.
  • Религиозный экстремизм: сущность и проблемы противодействия : материалы научно-практической конференции (Московский университет МВД России, 30 мая 2013 г.). — М.: ЮНИТИ:Закон и право, 2013. — 71 с. — ISBN 978-5-238-02518-6.
  • Толерантность как фактор противодействия религиозно-политическому экстремизму в полиэтноконфессиональном социуме. — Махачкала: РЦЭИ ДНЦ РАН, 2012. — 222 с. — ISBN 978-5-906650-23-8.
  • Филимонов Э. Г. Кризис веры и религиозный экстремизм // Наука и религия. — 1980. — № 2.
  • Филимонов Э. Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. — М.: Знание, 1983. — 64 с. — (Научный атеизм).
  • Ханбабаев К. М. Зарубежный опыт противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму. — Махачкала: Лотос, 2011. — 456 с.

В Саратове

«Тем не менее, в конце января 2008 г. судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда сняла обвинения с газеты.» — Эта фраза не имеет смысла. Снимать обвинения суд гражданской юрисдикции не уполномочен. —Анонимно

В статье изложены только данные из открытых источников, со ссылками. Только факты. Статья, безусловно, нейтральна. Aqui 22:38, 7 июня 2009 (UTC)

Это высказывание никак не может являться нейтральным. —Tim474 16:12, 24 июля 2009 (UTC)

Зато правдивым, лол. Atrus 10:46, 7 августа 2009 (UTC)
Поставил «запрос источников». Tim474, «снести» эти определения будет возможно по истечению 2-х недель в случае, если так и не будет указано источников. Согласно Википедия:Ссылки на источники —Cuba77 14:40, 18 августа 2009 (UTC)
Указал источники. Долго искать не пришлось. Инет буквально наводнен данными о «борьбе» с экстремизмом. Aqui 02:36, 23 августа 2009 (UTC)

Это никуда не годится, ставлю шаблон {{Проверить авторитетность}}. Просто накидать первых попавшихся ссылок из интернета для подтверждения таких расплывчатых определений недостаточно. Уж извините. —Cuba77 19:43, 7 октября 2009 (UTC)

Ислам и экстремизм

Геополитической реальностью конца XX — начала XXI вв. стал религиозно-политический экстремизм, выступающий под лозунгами ислама. В поисках ответов на угрозы глобализации, ислам проявляет себя как активный политический фактор. В 1960-е — 1970-е гг. в ряде мусульманских стран появились радикальные исламские течения, противостоящие политическим режимам этих государств как неисламским. Протестные идеи, основанные на исламском фундаментализме, апеллирующем к Корану и Сунне.

Исламские учёные богословы убеждены, что именно неправильное толкование терминов «джихад» (усердие на пути ислама), «такфир» (обвинение в неверии и выходе из ислама) и «халифат» (историческая концепция исламской государственности) приводит к радикализации мусульман. Некоторые из них неверно интерпретируют смысл религиозных заповедей, искажая их суть и нравственное наполнение. Ислам не имеет ничего общего с терроризмом: ни цели, ни методы тех, кто прибегает к насилию для достижения политических целей, не могут быть оправданы Кораном и Сунной. Утверждается, что пророк Мухаммад никогда не призывал к такому роду насилия.

Религиозные экстремисты мотивируют свои действия (джихад), ссылаясь на Коран. Слово джихад (муджахид) в Коране встречается 33 раз, включая глагольные формы. В 30 из них оно буквально подразумевает духовно-физическую борьбу на пути Аллаха и против врагов ислама. 3 аята 29-суры косвенно указывают на борьбу. Суть этой борьбы зависит от веры: «Те, которые веруют, сражаются на пути Аллаха, а те, которые неверуют, сражаются на пути тагута (лжебога)». Если слово джихад в общем смысле означает «борьбу», «усилие» и «упорство», то глагол в данном аяте буквально означает «воевать». Нужно отметить, что и тагут, и экстремизм в общем смысле означают «крайность».

Научный сотрудник Института востоковедения РАН Дмитрий Макаров пишет «о возникновении специфической исламистской идеологии и практики, для обозначения которой хорошо подходит термин „джихадизм“, отражающий склонность его сторонников фактически сводить суть ислама к вооруженному джихаду, трактуя при этом сам джихад искаженно-расширительно и превращая его в некую самоцель».

Идеолог джихадизма и лидер Аль-Каиды Айман аз-Завахири призывал всех мусульман к «священной войне», чтоб возродить Халифат и установить салафитскую идеологию. Все экстремистские организации, такие как Талибан, Аль-Каида, Хизбут Тахрир и ИГИЛ руководствуются одной идеологией. Игиловцы ведут беспощадную войну с другими течениями ислама, считая их заблудшими. Однако их заинтересованность в «чистоте ислама» более, чем сомнительна. Против них выступило абсолютное большинство признанных мусульманских учёных всех стран.

Составляющие религиозного экстремизма

Ю. В. Ахромеева отмечает, что «в основе религиозного экстремизма лежит идея превосходства адептов религиозной группы (обладающих особым званием, статусом) над остальными людьми» и указывает, что подобного рода идеи встречаются «в гностицизме и оккультизме, в доктрине движения Новой Эры, а учение New Age является мировоззренческим фундаментом большинства нетрадиционных религиозных верований», которые «являются одной из современных форм религиозного экстремизма»

Кроме того обращает внимание на то, что «религиозный и культурный фундаментализм в равной степени могут стать основой для возникновения религиозного экстремизма». Религиозный экстремизм возникает тогда, когда возникает необходимость в «чистой религиозности», направленной на «очищение» и «преображение» внешнего мира

Ахромеева обращает внимание на социолога А. В. Дмитриева, что «идейным обоснованием терроризма служат те разновидности религиозных учений, которые носят экстремистский, тоталитарный характер. Многие из них отпочковываются от традиционных религий, подвергая их определённой ревизии. Они тенденциозно трактуют их основные положения, вырывая из контекста, дают акценты на одних догматах в ущерб другим».

Н. А. Наматов указывает, что питательной социальной почвой для религиозного экстремизма являются маргинальные слои общества, а также представители религиозных и националистических движений. Кроме того вовлечёнными могут оказаться часть студенчества и интеллигенции недовольные существующим порядком, и некоторые группы из числа военных. В качестве способов достижения своих целей по разрушению и дестабилизации действующей политической системы религиозные экстремисты используют демагогию, устраивают беспорядки, акты гражданского неповиновения, террористические акты и партизанскую войну. При этом они в целом отвергают какое-либо ведение переговоров, поиски соглашений и/или компромиссов, основанных на взаимных уступках. В тех случаях, когда религиозный экстремизм сочетается с терроризмом, то «предполагает готовность пожертвовать жизнью в доказательство верности идее». Также признаком религиозного экстремизма является фанатизма, поскольку «только абсолютный этический релятивизм может оправдать насильственное лишение человека жизни для достижения политических или идеологических целей», причём «чем меньше группа, тем больше в ней фанатизма». Наматов в связи с этим отмечает, что «в современном мире появилось множество сомнительных новых религиозных течений», а «некоторые из них можно назвать “фанатическими сектами”»

Кроме того он обращает внимание на такой признак как апокалиптические настроения, имеющие место в одноимённых движениях, обладающих «значительными финансовыми средствами». При этом проповедники одной разновидности «не призывают к актам насилия и считают себя вестниками возрождения или рождения нового человека», в то время как другие «сторонники таких движений стремятся подтолкнуть ход истории, провоцируя войну, голод, эпидемии»

В связи с этим он обращает внимание на появление десятков «агрессивных движений, проповедующих различные варианты национализма, религиозного фундаментализма, фашизма и идеи конца света — от индуистских националистов (англ.)русск. до неофашистов в Европе и новых религиозных движений (“Ветвь Давида”, Уэйко, штат Техас, Аум Синрикё и др)» и указывает на то, что «экстремистские религиозные группы используют химические, биологические и отравляющие вещества, например, “АУМ Синрикё” — газ зарин в токийском метро, а также бактерии сибирской язвы с балкона здания в Токио».

Изменения в законодательстве России по борьбе с терроризмом

Федеральным законом «О внесении изменений в ФЗ «О противодействии терроризму» от 6 июля 2016 года установлены дополнительные меры противодействия терроризму. Законодатель ужесточил уголовную ответственность вплоть до пожизненного лишения свободы не только для тех, кто напрямую осуществляет теракты, но и вовлекает в террористическую деятельность, а также финансирует терроризм.


Так, наказание сроком до 15 лет может быть назначено за побуждение, вербование или иное вовлечение лица в совершение нижеуказанных преступлений:

  • публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма;
  • захвате заложников, участии или организации незаконного вооруженного формирования;
  • насильственного захвата власти;
  • вооруженного мятежа или участия в нем;
  •  и т. д.

Усилено наказание за финансирование акта международного терроризма, равно как за вовлечение лица в его совершение. Новым законом о внесении дополнений расширена ст. 205.2 УК РФ, устанавливающая наказание за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и публичное оправдание терроризма.

Если пропаганда терроризма происходила с использованием СМИ или сети Интернет, то следует наказание до семи лет лишения свободы. Закон дополнен ст. 207 УК РФ « Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» квалифицирующими признаками исходя из современных угроз и ужесточает ответственность. Если заведомо ложное сообщение об акте терроризма совершено в отношении объектов социальной инфраструктуры – лишение свободы до пяти лет. Те же санкции в случае крупного ущерба – штраф более 1 млн. рублей.

Экстремизм не имеет барьеров и границ. Мировой социум последние двадцать пять лет сталкивается с жестокими формами его проявления. Нации и государства одинаково равны перед его угрозой, а также угрозой террористической атаки. В новом столетии странам необходимо осознать глобальность данной проблемы и скоординировать совместными усилиями разностороннюю борьбу с ним. Особую роль необходимо отвести тесному взаимодействию между правоохранительными, следственными и судебными органами на международном уровне.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Извращения, приобретающие политический характер, это тоже экстремизм

В рамках текущей трактовки термина «экстремизм» (от лат. extremus — крайний, чрезмерный) к экстремизму можно отнести извращения, приобретающие политический характер,

однополые браки,
гей-парады,
движение «chaldfree» (детосвободный),
а также взгляды отдельных людей и бизнес-организаций типа «на наш век хватит»,

«после нас хоть потоп», «ничего не знаю — моя хата с краю» и некоторые другие.

Экстремизм преследуется государством за нанесённый вред (или возможный вред) и во многих случаях (к сожалению, есть исключения) осуждается обществом. {WK1953 03:01, 10 февраля 2016 (UTC)}

Разновидности экстремизма и правовая ответственность за него в законодательстве РФ


Подразделение признаков экстремизма по религиозным, экономическим, политическим и национальным аспектам можно считать условным. Эти проявления переплетены друг с другом и взаимосвязаны, поэтому в «чистом» проявлении их фактически не встретить.

  1. Политический экстремизм – является самым распространенным. Проповедует приверженность субъектов незаконной политической деятельности к достижению политической власти с помощью крайних действий, носящих иногда насильственный характер. Выделяют «левый» и «правый» экстремизм. Цель «правых» заключается в «очищении» пространства, деятельность направлена против мигрантов и других иностранных граждан. «Левые» выступают за социальное равноправие независимо от национальной, религиозной и т. д. принадлежности, против деления общества на привилегированные классы. Цель совершенно противоположна, если сравнивать с «правыми», но, к сожалению, насильственные противоправные методы те же – теракты.
  2. Социальный экстремизм. Основной идеей является социальное неравенство современного общества, в котором произошло его расслоение на множество подгрупп по уровню материального достатка. Это явилось причиной формирования у значительной части населения чувства социальной несправедливости, особенно у молодежи.
  3. Радикальный экстремизм определяется как социально-политические действия, направленные на наиболее кардинальное, решительное изменение существующих государственных институтов. Радикальной считается революционная, террористическая, экстремистская деятельность.
  4. Религиозно-политический экстремизм – это проявление политической деятельности, закамуфлированной под религиозные лозунги и направленной на принудительное изменение государственного строя, ликвидацию существующих государственных институтов, разжигание межрелигиозной и этнической вражды. На сегодняшний день он представляет наибольшую опасность на территории РФ в его крайнем проявлении – ваххабизме.
  5. Националистический экстремизм. Национализм отвергает интересы и права других наций, провозглашая верховенство одной нации над другой. При неудовлетворении своим национальным статусом значительные части общества предпринимают активные действия в конфликтной ситуации. Ярким примером его проявления стал осетино-ингушский конфликт на Северном Кавказе.
  6. Международный экстремизм практикуется на мировом межнациональном уровне в форме радикально-экономического (демократического) экстремизма между государствами. Происхождение данной формы экстремизма обусловлено формированием новых субъектов мировой политики в виде транснациональных корпораций, пытающихся приспособить развитие большинства стран под свои интересы и нужды, а также глобализмом, насаждаемым в виде рыночного экстремизма, политического, военного давления, привязывания экономики большинства стран к западной банковской системе, ориентации их на сырьевой экспорт.

За проведение экстремистской противоправной деятельности лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

К административной ответственности привлекаются граждане, совершившие административное правонарушение. К нему относятся действия, имеющие более низкую опасность для общества, чем уголовные преступления. КоАП РФ закрепляет ответственность:

  • за публичное демонстрирование нацистской или экстремистской символики и атрибутики (ст. 20.3 КоАП РФ);
  • хранение, производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ). Так, за несколько лет более восьмидесяти публикаций религиозной организации “Свидетелей Иеговы в России” были признаны экстремистской литературой, запрещенной к распространению.

Уголовная ответственность является наиболее суровой формой ответственности за совершенные преступления. Уголовным кодексом РФ в ряде статей установлена уголовная ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности: ст. ст. 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» должностные лица несут ответственность не только за экстремистскую деятельность, совершаемую ими как гражданами общества, но и за бездействие и не выполнение мер по ее прекращению в рамках должностной компетенции.

Причины экстремизма

По своей природе понятие экстремизма имеет отличные друг от друга причины возникновения. Условно их можно разделить на три группы факторов:

  1. Экономические. Если в обществе происходят экономические кризисы, наблюдается рост безработицы и спад уровня доходов населения, то закономерно растет и уровень распространения экстремистских взглядов. К тому же, такая идеология может распространяться и на территории, обедненной некими ресурсами в сторону другой, более богатой ими.
  2. Социально-политические. К этой группе факторов относится ослабление государственной власти, высокий уровень коррупции и криминализация общества при бездействии силовых структур. В таких условиях содействовать экстремистам могут представители определенных зарубежных организаций.
  3. Идеологические. Сюда можно причислить отсутствие единой идеологии в государстве, ослабление воспитательной работы с молодежью. Экстремизм в интернете как начальная форма явления может начинаться из-за кризиса института семьи и ухудшения уровня жизни населения, активного развития деятельности экстремистских организаций в молодежной среде.

Верховный суд в Постановлениях Пленумов о привлечении к ответственности за преступления экстремистской направленности

Преступления экстремистской направленности в обязательном порядке должны караться с точки зрения привлечения к ответственности в соответствии с положениями Уголовного Кодекса Российской Федерации.


В связи с тем, что суды в основной своей массе различные преступления, совершаемые против безопасности государства, квалифицировали с различных позиций, Верховный Суд Российской Федерации в 2011 году на заседании Пленума 28 июня вынес Постановление, которое разрешало вопросы порядка привлечения к уголовной ответственности за преступления террористической и экстремистской направленности. В рамках данного Постановления рассматриваются те преступления, которые судом в рамках действующей судебной практики должны рассматриваться в качестве преступлений террористической и экстремистской направленности.

В 2016 году 3 ноября состоялся еще один Пленум Верховного Суда, который внес существенные коррективы в Пленум 2011 года. Главной целью внесенных изменений следует считать не только призыв к ужесточению наказаний не за саму террористическую деятельность, а за ее финансирование и призывы к ней, а также формирование призыва к тому, чтобы подлежали доказыванию цели и мотивы совершения того или иного преступления экстремистской направленности.

Такое внесение изменений было обусловлено тем, что привлечение к преступлениям, характеризуемым в качестве экстремистских, совершалось без доказывания мотивов, которые, как следует из определения экстремистской деятельности, обязательной целью носят создание угрозы существующему конституционному строю в Российской Федерации.

На основании внесенных изменений в Постановление Пленума Верховного Суда 2011 года можно говорить о том, что данный высший судебный орган РФ не только сделал свою позицию в отношении привлечения к ответственности более актуальной к сложившейся современной картине в данной сфере, но также и сформировал более современные рекомендации для судей о порядке привлечения к ответственности и возможности квалификации тех или иных преступлений как преступлений экстремистской направленности.

Преступления, ставящие своей целью нарушение или уничтожение существующего порядка в государстве, свержение действующего конституционного строя следует считать преступлениями экстремистской направленности. Такое толкование экстремизма складывается из существующей правоприменительной практики, а также из фактического анализа проявлений экстремистской деятельности на территории Российской Федерации.

Одним из проявлений экстремизма сегодня следует считать ксенофобию, которая в некоторых случаях становится составляющей частью экстремистской деятельности, но не всегда относится к таковой. Для того чтобы привести к единому образу порядок привлечения к ответственности за такие преступления, Верховный Суд Российской Федерации на заседаниях своего Пленума вынес ряд специальных постановлений, в которых дал подробные рекомендации для судей, рассматривающих такие дела.


С этим читают