Что такое замок

Замок Збирог

Збирог zbiroh.com

Замок Збирог был весьма таинственным местом на протяжении тысячи лет — ни одному случайному путнику не удавалось в него попасть. Более того, до 2004 года об этом замке не было информации ни в одном путеводителе. Сверхсекретность была вызвана тем, что во все времена замок Збирог считался местом сбора членов Масонской ложи. Впрочем, как говорят, этой цели он служит и по сей день: тайные церемонии проводятся в дни, свободные от туристов. Могущественное сообщество выбрало Збирог не случайно: замок высится на скале из яшмы, которая, по легенде, обладает исключительной мистической силой. Кроме того, имеются и более прозаические причины, по которым замок бывал недоступным в разные времена: во время Второй мировой войны в нем находился главный штаб СС, а в социалистические времена в замке размещалась секретная радарная станция стран Варшавского договора.


Збирог — один из старейших замков Чехии, он был основан в XIII веке неким Збынеком Заицом. Первое письменное упоминание о Збироге относится к 1230-му году. На протяжении веков владельцами замка побывали Пршемысловичи, Розенберги, Коловраты, Лобковицы, Штраусберги и т. д. Замок часто сдавался в аренду, к примеру, в XIX веке в нем жил с семьей художник Альфонс Муха. Сегодняшний новоренессансный вид замок принял после реконструкции 1868 года по проекту архитектора Аугуста Орта. С 1997 года замок переходит в собственность города Збирог, а с 2005 года — открывается для туристов. В замке имеется множество построек и предметов, связанных с историей масонского сообщества. Однако разобраться в их тайном смысле человеку далекому от масонства можно лишь с экскурсоводом. Для посетителей сегодня открыты большой зал, дворцовый фонтан, часовня, парк, работает постоянная экспозиция «Красоты и тайны Чешской Республики». Любителей загадок привлекает запутанный подземный комплекс и самый глубокий колодец в Европе, в котором до сих пор ищут Янтарную комнату.

Что там внутри?

Помимо цвингеров, за воротами незванных гостей могли ожидать и другие сюрпризы. Например, небольшой закрытый дворик с бойницами в стенах. Иногда замки строились из нескольких автономных секций с мощными внутренними стенами.

Обязательно был внутри замка двор с хозяйством — колодец, пекарня, баня, кухня и донжон — центральная башня. От расположения колодца зависело многое: не только здоровье, но и жизнь осаждённых. Бывало, что обустройство колодца (вспомним, что замок если не просто на возвышении, то и на скалах) стоило дороже, чем всех остальных построек замка. Тюрингский замок Куффхойсер, например, имеет колодец более ста сорока метров глубиной. В скальной породе!

Примечания

  1. Liddiard (2005) — стр. 15-17
  2. Herlihy (1970) — стр. 27-28
  3. Coulson (2003) — стр. 16
  4. Creighton & Higham (2003) — стр. 6-7
  5. Duffy (1979) — стр. 23-25
  6. Allen Brown (1976) — стр. 2-6
  7. Turnbull (2003) — стр. 5
  8. Ворота // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  9. Воротники, сторожа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. McNeill (1992) — стр. 39-40
  11. McNeill 1992, стр. 39-40.
  12. McNeill 1992, стр. 43.
  13. Bachrach 1991, стр. 47-52
  14. Erlande-Brandenburg 1995, pp. 121—126.
  15. Higham & Barker 1992, стр. 84-88.

Башни и стены

Изначально стены замка не имели собственной защиты, но через некоторое время изобрели башни, являвшиеся убежищем для лучников и арбалетчиков, стрелявших в противника. По этой причине башни в основном возводились на дистанции полета стрелы, разделявшей их между собой.

Изначально башни были 4-угольными. Однако на практике оказалось, что углы – это «ахиллесова пята» крепости. Со временем каждый замок обзавелся менее уязвимыми к подкопам и требушетам защитными строениями круглой формы. Такие башни строились из наиболее крупных камней.

Стены феодальных замков по-прежнему были самым слабым местом фортификационного сооружения. Их могли уничтожить снаряды осадных орудий; они могли рухнуть из-за подкопа.

Для защиты от таких угроз начали создавать наклонную насыпь в нижней части стены, нередко для большей прочности покрываемую камнем. За счет этого у основания стена замка приобретала большую толщину. Соответственно, нивелировалась угроза ее быстрого уничтожения врагом.

Для боя с противником в башнях и стенах создавались специальные щели – бойницы. Эти отверстия делали максимально узкими снаружи и очень большими внутри. Благодаря такому строению обороняющийся стрелок мог выбрать комфортную позицию для ведения огня, а вражеским лучникам было крайне трудно попасть в небольшое отверстие в стене.

Навесные бойницы именовались машикули. Они использовались для стрельбы сверху вниз в неприятеля, оказавшегося слишком близко около стены. Через машкули на головы врагов кидали булыжники, лили горячую смолу либо воду.

2. ФОРТ МЕХРАНГАРХ

Где: Индия, Джодхпур

Общая площадь: 81 227 кв. м

Крепость Мехрангарх словно вырастает из обрывистых скал Марвара и возвышается на уровне 122 метров. Массивные стены форта имеют ширину 21 метр и высоту 36 метров. Форт был построен в 1459 году в районе Джодхпура правителем Рао Джодхой. Однако большая часть сооружений форта относится к 17 веку.

Сегодня на территории форта расположено несколько дворцов: Жемчужный, Дворец Удовольствий и Дворец Цветов, а также здания суда и квартиры. С верхней точки форта открывается захватывающий панорамный вид на город и окрестности,  а чтобы добраться до подножия крепости, нужно преодолеть 5-ти километровую горную дорогу.

Музей Мехрангарха представляет собой образец  раджпутской архитектуры: живописные внутренние дворики, роскошные залы, украшенные резьбой и настенными росписями. В экспозициях музея можно увидеть золотой трон, лучшую в Индии коллекцию сидений для езды на слонах, рукописи, головные уборы и древнее оружие времен династии Моголов. Настенные росписи, которые создавались на протяжении 10 лет, выполнены в интересной техники – с применением сусального золота, клея и… коровьей мочи.

Форт пользуется популярностью у голливудских режиссеров и часто становится местом съемок кассовых фильмов, например, таких как «Бэтмен». Для туристов фото и видео-съемка в помещениях форта платная – около 100 рупий.

А прежде чем мы перейдем к первому месту нашего рейтинга самых больших зарубежных крепостей, посмотрите увлекательный видеоролик о серебряном призере:

Условия проживания в замке


Замок обеспечивал потребность в безопасности. Однако другими благами его обитателям часто приходилось пренебречь.

Внутрь помещений проникало мало света, так как окна заменяли узкие бойницы, которые были затянуты плотными материалами. Жилые комнаты отапливались с помощью каминов, но это не спасало от промозглой сырости и холода. Суровой зимой стены промерзали насквозь. Использовать уборные в холодное время года было особенно дискомфортно.

Жителям часто приходилось пренебрегать гигиеной. Большая часть воды из колодца уходила на поддержание жизненных функций и уход за животными.

С течением времени, структура замков усложнялась, появлялись новые элементы. Однако развитие пороховых орудий, лишило замки основного преимущества – неприступности. На смену пришли крепости с более сложными инженерными решениями.

Постепенно замки средневековья, многие из которых дошли до наших времён, превратились в памятники архитектуры и напоминают об эпохе рыцарства.

Как и из каких материалов строили средневековые замки?

Строительство настоящего замка было трудоёмкой и затратной процедурой. Все работы осуществлялись вручную и иногда длились десятилетиями.

Перед началом строительства необходимо было выбрать подходящее место. Самые непреступные замки возводили на утёсах крутых скал. Однако чаще выбирали возвышенность с открытым обзором и рекой поблизости. Водная артерия была необходима для наполнения рвов, а также использовалась как путь для транспортировки грузов.

На земле выкапывали глубокий ров и формировали насыпь. Затем с помощью строительных лесов возводили стены.

Сложной задачей было строительство колодца. Приходилось копать глубоко вниз или долбить скальную породу.

Выбор материала для строительства зависел от многих факторов. Решающее значение имели:

  • местность;
  • человеческие ресурсы;
  • бюджет.

Если поблизости была каменоломня – строение возводили из камня, в противном случае использовали дерево, песок, известняк или кирпич. Для внешней стороны применяли облицовочные материалы, например, обработанный камень. Соединяли элементы стен с помощью известкового раствора.

Хотя стекло в те времена было известно, в замках его не использовали. Узкие окна закрывали слюдой, кожами или пергаментом. Внутри жилых помещений владельцев замка стены часто покрывали фресками и завешивали гобеленами. В остальных комнатах ограничивались слоем извести или оставляли нетронутую кладку.

История возникновения и развития

Первыми предшественниками замков стали укрепления VIII—VII веков до н. э., воздвигавшиеся на территории Ассирии. Прототипы замков можно видеть в архитектуре Древнего Рима. В эту эпоху укреплялись загородные дворцы римских императоров, как, например, дворец императора Диоклетиана в Салоне (предместье современного Сплита, Хорватия). Древнеримские укрепления оказали значительное влияние на архитектуру европейских замков эпохи Средневековья. Фортификационные сооружения получили большое распространение в Византии, откуда они к IX веку проникли в Западную Европу.

В связи с феодальной раздробленностью и, как следствие, частыми междоусобными войнами, жилище феодала должно было выполнять и оборонительную задачу. В Западной Европе замки, как именно жилища дворян-феодалов, стали массово появляться с X века («озамкование» по терминологии П. Тубера). В Англии замковое строительство достигло наибольшего расцвета в XII веке.

С окончанием эпохи Средневековья замки стали утрачивать свою первоначальную — оборонительную — задачу, которая уступила теперь место жилой. С развитием артиллерии оборонительная задача замков исчезла окончательно; черты замковой архитектуры сохранялись лишь в качестве элементов декора (французский замок Пьерфон, конец XIV века).

Возобладала регулярная планировка с четко выраженной симметрией, главное здание приобрело дворцовый характер (Мадридский замок в Париже, XV—XVI века) или Несвижский замок в Белоруссии (XVI век). В XVI веке замковая архитектура в Западной Европе окончательно вытеснилась дворцовой. Оборонительную задачу дольше всего сохраняли замки Грузии, которые активно строились вплоть до XVIII века.

Существовали замки, принадлежавшие не одному феодалу, а рыцарскому ордену. Такие замки отличались бо́льшими размерами, в пример можно привести Кёнигсбергский замок.

Многочисленные замки сохранились в долинах Рейна, Луары, в Испании и Палестине (замки крестоносцев).

Замки в культуре

Замок Пена в Синтре

Стилизация средневековья в XIX веке — замок Нойшванштайн (ФРГ)

В XVIII—XIX веках интенсивное развитие такого культурного направления, как романтизм, спровоцировало настоящую «культурную экспансию» Средневековья — в обществе резко возрос интерес как к собственно Средневековью, так и его к разнообразным культурным проявлениям. Появился такой литературный жанр, как готический роман, и новое развитие получил исторический роман. Действие романтической прозы в этих жанрах часто разворачивается в эпоху Средневековья и (или) происходит в замках.

При этом последние нередко выступают в качестве объектов нападений или осад, обязательно с участием в них главных героев. Таковы описания Вальтером Скоттом осады замка барона Фрон-де-Бефа Торкильстон в романе «Айвенго» (1819) и Шонвальдского замка епископа Льежского в романе «Квентин Дорвард» (1823), или описания Артуром Конан Дойлом осады замка Вильфранш восставшими жаками в романе «Белый отряд» (1891) и замка бретонского барона Оливье де Сент-Ивона Ла Броиньер в романе «Сэр Найджел Лоринг» (1906).

Кроме того, романтизм и косвенно связанное с ним развитие мистицизма (особенно в высшем свете) резко усилили уже имевшуюся в различных слоях общества тенденцию населять замки разного рода призраками, духами и прочими мистическими существами. Вскоре стиль готического романа начал приобретать мистические черты, а по всей Европе прокатилась волна сообщений о контактах с призраками замков.

Волна романтизма также породила возникновение ряда архитектурных стилей (см. историзм), подражающих Средневековью, в частности, неоготики. Этим стилям было присуще общее тяготение к стилизации здания под замок, для чего широко использовались декоративные машикули и стены, высокие узкие окна, ложные бойницы и т. д.

В конце XVIII — начале XIX веков, на волне романтизма, строительство замков вновь несколько активизировалось. При этом новопостроенные замки часто стилизировались под средневековые, однако не имели никакого оборонительного значения — стены и башни этих замков, порой весьма внушительные, служили лишь декоративным целям. Первым примером такого замка, оказавшим влияние на другие замки стал королевский замок Пена в Синтре, Португалия. Характерными примерами подобного типа замков являются замки, построенные королём Людвигом II Баварским в середине XIX века (в особенности — замок Нойшванштайн). В России таким примером стилизованного готического замка был замок Храповицкого в Муромцево (Владимирская область).

Выборгский замок — краткое описание

Размеры Выборгского замка составляют всего 170 на 120 метров, но на этой небольшой территории разместилось значительное количество построек, центральное место среди которых занимает башня Олафа.

Башня Олафа

Башня Олафа — это символ Выборга и главное сооружение крепости. Её высота — 48,6 метров, толщина стен у основания — 5 метров, у купола — 3,5 метра. За свою историю башня несколько раз перестраивалась, но первые два ее яруса остались неизменными с XIII века.

Масштабное преобразование башни прошло в середине XVI века. Сооружение было разобрано до второго яруса, а затем была выполнена кирпичная надстройка, причем, третий и четвертый этажи построены в виде четырехгранника, а 5, 6 и 7-ой — в форме восьмигранника. На верхний ярус были подняли пушки, для которых устроили бойницы. Башня Олафа превратилась в серьезное фортификационное сооружение.

Постройка сильно пострадала во время пожаров 1834 и 1856 годов. Последний из них, возникший из-за фейерверка в честь открытия Сайменского канала, уничтожил перекрытия и купол башни. По инициативе Александра III в 1890-х годах проведена масштабная реконструкция, в результате которой башня приобрела свой нынешний вид.

Был воссоздан купол, построена металлическая лестница из 239 ступеней. Вместе с тем, внутреннее пространство сооружения полностью изменилось. Утеряны средневековые потолки и подоконные ниши, исчезли узкие проходы и разобраны камины. Перекрытия башни Олафа заново не были восстановлены.

Первым русским царем, поднявшимся на башню, был Петр Первый. Как рассказывал вице-адмирал и датский посол Юст Юль, при подъеме на башню Петра сопровождало большое количество бутылок вина, водки и пива, а более всего было выпито на верхней площадке.

Комендантский дом

Комендантский дом — это первая постройка, которую Вы встретите, войдя в крепость. До 1710 года здание использовалось как жилище наместника шведского короля. Убранство помещений было роскошным — керамический пол и изразцовые печи, стены украшали росписи. Приезжая в Выборг, Петр Первый останавливался непременно в Доме наместника.

Позже здесь расположились канцелярия и Комендантское управление. В настоящее время в Доме Коменданта представлена одна из самых интересных музейных экспозиций — «Подводная археология».

Выборгский замок — крепостные башни

  • Райская башня служила для защиты крепости с юго-восточной стороны и была первой круглой башней в крепости. Круглый купол Райской башни, выполненный в виде шлема, напоминает купол башни Олафа. В конце XX века в башне появились трещины, но благодаря умело проведенной реставрации, разрушение строения было предотвращено
  • К восточному корпусу крепости пристроена Башня Башмачника, или Сапожника, большая часть которой закрыта построенным позже бастионом
  • От Тюремной башни, расположенной рядом с входом, сохранились лишь остатки. Согласно легенде, ни один преступник не вышел из этой башни живым.

Выборгский замок часто используется как площадка для съемок фильмов, ежегодно здесь проводятся кинофестиваль «Окно в Европу», джазовый фестиваль, оперные спектакли и дни национальных культур народов мира.

Строительство

Строительство замка Куси во Франции

Строительство замка начиналось с выбора места и строительных материалов. Замок из дерева стоил дешевле, и построить его было проще, чем замок из камня. Стоимость строительства большинства замков не дошла до наших дней; большинство сохранившихся документов по теме относится к королевским дворцам. Замок из дерева с мотт и бейли мог быть построен неквалифицированной рабочей силой — зависимыми от феодала крестьянами, которые уже обладали навыками, необходимыми для строительства деревянного замка (умели рубить лес, копать и работать с деревом). Вынужденным работать на феодала рабочим, скорее всего, ничего не платили, так что строительство замка из дерева обходилось дешево. По оценкам специалистов, для постройки холма средней величины — 5 метров высотой и 15 метров в ширину — требовалось 50 рабочих и 40 дней. Известный архитектор , ответственный за строительство замка Бомарис, так описывал расходы, связанные со строительством замка:

Если Вы думаете, куда может тратиться так много денег за неделю, сообщаем, что нам требовалось и будет требоваться в будущем 400 каменщиков, а также 2000 менее опытных женщин, 100 телег, 60 повозок и 30 лодок для поставки камня; 200 рабочих на каменоломне; 30 кузнецов и плотников, чтобы положить поперечные балки и полы, а также для выполнения другой необходимой работы. Это всё не учитывая гарнизон… и покупку материалов. Которых требуется большое количество… Выплаты рабочим всё еще задерживаются, и мы испытываем большие трудности, удерживая рабочих, потому что им попросту негде жить.

Замок Ланже во Франции

Замок Мариенбург в Польше, крупнейший в мире средневековый кирпичный замок

Было проведено исследование, изучавшее издержки, связанные со строительством замка Ланже, построенного в 992 году во Франции. Каменная башня 16 метров в высоту, 17.5 метров в ширину и 10 метров в длину со стенами в среднем 1.5 метра. Стены содержат 1200 квадратных метра камня и имеют поверхность 1600 квадратных метров. Было оценено, что для строительства башни потребовалось 83 000 человеко-дней, большинство из которых требовали неквалифицированной рабочей силы.

Каменные замки было дорого не только строить, но и поддерживать в хорошем состоянии, поскольку они содержали большое количество древесины, которая часто была невыдержанной и нуждалась в постоянном уходе.

Средневековые машины и изобретения оказались незаменимы во время строительства; античные методы строительства деревянного каркаса были улучшены. Поиск камня для строительства являлись одной из основных проблем; часто решением становилась каменоломня поблизости от замка.

Из-за нехватки камня использовались альтернативные материалы, например, кирпич, который также использовали из эстетических соображений, так как он был в моде. Поэтому, даже несмотря на достаточное количество камня, некоторые строители выбирали кирпич как основной материал для постройки замка.

Материал для строительства зависел от местности: в Дании мало каменоломен, потому большинство её замков из дерева или кирпича, в Испании большинство замков из камня, в то время как в Восточной Европе замки обычно были построены с использованием дерева.

Замок Карлштейн

Карлштейн Николай Лалетин

Этот замок находится всего в 33 км юго-западнее Праги. Он был основан чешским королем Карлом IV в. 1348 году. Карлштейн, расположившийся на высокой скале над рекой Бероунка, был задуман как символ императорской власти и, вместе с тем, как неприступное хранилище важнейших государственных документов, чешских коронационных регалий, драгоценностей и святых реликвий. Над оформлением замка трудились известнейшие чешские мастера, в числе которых М. Вюрмсер, Т. да Модена и Мастер Теодорик. На протяжении своей долгой истории замок переходил от одной знатной чешской фамилии к другой, перестраивался, реставрировался. Современный вид замку придал архитектор Иосиф Моккер, начавший реставрацию замка при императоре Франце Иосифе I, и придерживавшийся принципа пуризма в архитектуре. Именно благодаря Моккеру замок сохранил чистоту архитектурного стиля, типичного для средневековья, без вкраплений других стилей.

В замке сегодня можно увидеть уникальные настенные росписи XIV века; самую крупную в мире коллекцию средневековой живописи по дереву — 129 шедевров Мастера Теодорика, находящуюся в капелле святого Креста; самое большое в Чехии собрание портретов чешских правителей.

Средневековые замки Европы, видео

И напоследок интересный документальный фильм об истории средневековых замков в Европе.

https://youtube.com/watch?v=mnaaoLPtDf0

P. S. И почти на правах рекламы, но ключевое «почти», особым вдохновением при написании этой статьи стала недавно вышедшая компьютерная игра Kingdom come Deliverance, которая сделана на основе настоящих исторических событий, некогда происходивших в средневековой Чехии, и представляет собой помимо всего прочего отличный виртуальный экскурс в историю европейского средневековья. Одним словом, наш исторический сайт ее рекомендует всем читателям.

Замки на Руси и в России

Древнерусский период, Средневековье и ранее Новое время.

См. также: Крепостные сооружения Древней Руси

Что касается Руси, то даже в период феодальной раздробленности замки не получили существенного распространения. Старорусские укрепления вообще имели очень своеобразный характер: тесно связанные с городом, они вмещали не только оборонительные сооружения, но также культовые и жилые здания. На русской земле обязательным признаком города было ограждение вокруг него либо в виде тына, либо в виде стены, деревянной или каменной. Последним прибежищем жителей при осаде города был кремль (также кром или детинец), по своей функции в принципе аналогичный европейскому замку, а точнее — его цитадели. Однако замков в прямом понимании этого слова — укреплённых жилищ феодалов — на Руси практически не существовало. Одной из причин этого было лествичное право: феодальные рода, постоянно проживающие в определенной резиденции, отсутствовали, и большинство князей на протяжении своей жизни меняли несколько владений, поэтому у них отсутствовала особая мотивация постоянно укреплять свои жилища. Одним из редких примеров русского замка являлся замок Владимира Мономаха в Любече (Черниговская область, Украина) и единственный в своём роде частично сохранившийся каменный замок Андрея Боголюбского (Боголюбово, Владимирская область). Многочисленные укреплённые монастыри также не являлись замками как таковыми — это были крепости.

Российская империя

Императоры России XVIII века занимались строительством оборонительных сооружений (например, Петр I и крепость Санкт-Питербурх, названная по собору в ней Петропавловской), но таковые большей частью не носили характера личных резиденций монарха. Другие из императорских крепостей, небольшие, имели скорее декоративный и военно-тренировочный характер, что можно сказать о крепостях Петерштадт Петра III в Ораниенбауме и Бип в Павловске.

Отражение крепости Бип в водах Мариентальского пруда

Михайловский замок

В конце XVIII века романтически и мистически настроенный и увлеченный идеями европейского рыцарства российский император Павел I организует строительство в качестве своей резиденции Михайловского замка в центральной части Санкт-Петербурга на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, в котором он родился. В подражание европейским феодальным замкам и небезосновательно опасаясь за свою безопасность, император с архитекторами придал дворцу значительные оборонительные характеристики, что не было характерно для других российских императорских резиденций XVIII и XIX веков. Так, здание дворца было со всех сторон окружено водными протоками естественного (реки Фонтанка и Мойка) и искусственного (каналы) происхождения, охраняемые мосты через которые были сделаны подъемными и поднимались на ночь для недопущения несанкционированного проникновения потенциальных участников покушения в замок

В итоге предосторожности фортификационного характера не помогли, и император был убит в своей спальне замка изменившими монарху военными и придворными заговорщиками, имевшими законное право доступа на территорию.

Михайловский замок с набережной Фонтанки

Большой двор замка

Генеральный план, рисунок В.Бренна

План замка

Кордегардия Михайловского замка

Михайловский замок, как и ряд других петербургских зданий эпохи Павла I (Каменноостровский дворец и соседняя Иоанновская церковь), Приоратский дворец в Гатчине, Воронцовский дворец на Садовой улице с Мальтийской капеллой при этом дворце, волей исторических событий и самого Павла I оказались действительно связаны с тогдашними остатками западноевропейского рыцарства. После изгнания атеистически настроенным Наполеоном рыцарей древнего католического Мальтийского ордена с их земель Павел пригласил их в Россию, основал российское приорство ордена и получил титул его Великого магистра.

Названия соседних объектов, связанные с Михайловским замком

Согласно легенде, замок и его церковь получили имя архангела Михаила, явившегося солдату, стоявшему на карауле у прежнего дворца на этом месте. Назван был Михаилом и младший из сыновей Павла I, и это имя было присвоено целому кусту названий соседних объектов: соседние с Михайловским замком дворец, построенный Карлом Росси, где жил Михаил Павлович, и сад получили название Михайловских, как и площадь перед дворцом, ставшая в советское время площадью Искусств, и недлинная парадная улица, ведущая к дворцу от главной магистрали города — Невского проспекта, носившая в советское время имя жившего на ней художника Исаака Бродского, чей музей-квартира находится в одном из домов на площади.


С этим читают