Глава 4. устав внутренней службы вооруженных сил российской федерации

Кто трудился над «Уставом Воинским»?

Конечно, на взгляд современников, привыкших к лаконичности и точности военных уставов, петровский «Устав Воинский» грешит многословием и запутанными формулировками. Но нужно понимать, что для своего времени это был передовой устав, вобравший в себя лучшие положения из европейских уставов. Среди источников, на которые опирался Петр, называют и воинские уставы Священной Римской империи, шведские военно-уголовные законы, голландские и бранденбургские артикулы. Роды и виды наказаний, которые тоже описаны в петровском воинском уставе, по мнению Павла Бобровского, во многом опираются на датские военные инструкции судам Христиана V, но при этом носят явные следы того, что над ними Петр I работал лично.


Впрочем, осилить весь объем работы по подготовке нового русского воинского устава даже энергичному царю-самодержцу вряд ли было под силу. Известно, что свои предложения для устава Петру Алексеевичу передавали многие его сподвижники, в том числе знаменитый Яков Брюс. Другой петровский соратник еще по «потешным полкам» и Азовским походам, генерал Адам Вейде, еще в 1698 году по результатам своей поездки в Венгрию написал книгу «Воинский устав», которую посвятил Петру и в которой было сказано, «как содерживаться, такожды и статьи или артикулы, какое кому наказание за вины». Эстафету в 1701 году подхватил надзиратель артиллерии Андрей Виниус, которому Петр поручил исследование и составление краткой выжимки из существующих западноевропейских военных и военно-уголовных уставов.

Полученные сведения легли в основу двух ранних документов, над которыми работали другие соратники Петра и которые можно рассматривать как предтечи петровского «Устава Воинского». В начале XVIII века, между 1701-м и 1705 годами, граф Шереметьев по распоряжению Петра Первого составил «Уложение или право воинского поведения генералов средних и меньших чинов и рядовых солдат» для своих войск, которые в то время действовали в Прибалтике. А в 1706 году князь Александр Меньшиков создал свой военно-уголовный кодекс, называвшийся «Артикул краткий, выбранный из древних христианских воинских прав, иже о богобоязни и о наказании разных злодеев».

Так что у будущего первого российского императора было достаточно исходных материалов для того, чтобы собственноручно заняться обработкой этого сырья и довести дело до создания «Устава Воинского». Который, кстати, неоднократно переиздавался при жизни и после смерти Петра Великого и служил основным документом, регламентирующим содержание, организацию и руководство армией вплоть до XIX столетия.

Либеральный вектор

Взойдя на трон, сын Екатерины II император Павел I обнаружил, что революционные идеи широко проникли в среду русского дворянства. Даже офицеры читали революционные памфлеты, изданные во Франции. Павел I отреагировал на это созданием в 1799 году военной цензуры. А в 1800 году был наложен запрет на ввоз в Россию любых иностранных изданий.

Также по теме «Сфинкс, не разгаданный до гроба»: как изменилась Россия за годы правления императора Александра I 23 декабря 1777 года родился Александр I — один из самых противоречивых российских императоров. Победитель Наполеона и освободитель…

Пришедший впоследствии к власти император Александр I был весьма либерально настроен. В числе множества его реформ государственного устройства была и реформа цензуры. Он отменил запрет на ввоз иностранных книг, а также восстановил частные типографии. Проверка всего, что уходит в печать, была передана университетам. Цензорами назначались хорошо образованные люди из числа университетской профессуры, а спорные вопросы обсуждались на совете университета. Согласно университетским уставам, ограничивалась лишь публикация «сочинений, коих содержание противно закону, правительству, благопристойности, добрым нравам и личной чести какого-либо частного человека».

9 июня 1804 года все введённые ранее правила были обобщены в первом в России Уставе о цензуре.

Цензурная политика Александра I сохранялась и при Николае I, хотя николаевский устав 1826 года считался гораздо более суровым, чем прежний. Однако в нём подтверждалось, что цензорами могут быть исключительно «избранные, возмужалые, добронравные люди, учёные, знающие языки и словесность».

В первой половине XIX века цензорский надзор осуществляли выдающиеся представители своего времени. Адмирал, учёный и писатель Александр Шишков — инициатор движения за очищение русского языка от иностранных заимствований. Граф Сергей Уваров — член литературного кружка «Арзамас», историк античности с европейским именем. Дмитрий Бутурлин — выдающийся военный историк. Авраам Норов — археолог, историк, писатель и путешественник.

  • Цензурный устав Николая I

«Николай I отдавал себе отчёт о влиянии литераторов на общество. В своих действиях по отношению к ним он не был однолинеен. Об этом говорят его взаимоотношения с Пушкиным. Придя к власти, фактически сразу Николай I становится добровольным цензором произведений поэта», — пишет историк цензуры Жирков.

Императорская цензура не отличалась строгостью, и поэт смог издавать свои произведения без бюрократических проволочек.

Смягчение цензуры

В 1827 году В. С. Ланской, министр внутренних дел, начал разработку специального цензурного устава, который регламентировал деятельность иностранной цензуры. При этом он счел необходимым отступить от основ «чугунного» цензурного устава. С обоснованием своих взглядов он обратился к Николаю I, который, вопреки ожиданиям, дал повеление, не только о том, что в определенных случаях не требуется следовать отдельным параграфам устава, но и о необходимости его пересмотра в целом.

В соответствии с высочайшим указом была создана комиссия, которая выработала проект нового устава, вынесенный на обсуждение Государственного совета. Таким образом, в 1828 году появился уже третий, более лояльный цензурный устав. Он допускал публикацию сведений из области истории России, ее географии и статистики и был основан на принципе, гласящем, что должно запрещать только те произведения, которые наносят вред вере, престолу, личной чести граждан и их добрым нравам.

«Мы не хотим свободы сквернословия»

14 апреля (2 апреля по старому стилю) 1848 года по решению Николая I был создан Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений, первым председателем которого стал Дмитрий Бутурлин. Появление этого надзорного органа было обусловлено бушевавшей в Европе революционной «Весной народов». Историки считают это время пиком цензурного вмешательства властей в литературу и журналистику.

Однако не менее внимательно, чем за всевозможной антигосударственной крамолой, следили цензоры и за чистотой русского языка.

После смерти Николая I Бутурлинский комитет был упразднён. Начиналась эпоха либеральных реформ Александра II. Новая внутренняя политика государства требовала новых подходов к цензуре, и в 1861—1862 годах была проведена цензурная реформа, которая считается историками одной из наиболее либеральных в истории России. Предварительный досмотр периодических изданий и литературных произведений, издаваемых в столицах, отменялся. Правительственные и академические издания полностью освобождались от цензуры. За выход в печать изданий, противоречащих законам, отвечал издатель и автор. Нарушители наказывались штрафами или — в особо тяжёлых случаях — арестом на срок до 16 месяцев.


После революции 1905 года предварительная цензура отменялась на всей территории империи. Запрет на издание мог быть произведён только по решению суда. Но правительство имело возможность конфисковать тиражи, нарушающие закон. Издатели ловко обходили требования властей. После того как суд закрывал газету, её журналисты и издатель выпускали новую с другим названием. Время с 1905 до 1917 года запомнилось современникам как эпоха небывалой свободы печати.

«Русское общество в XIX и начале ХХ века было едино во мнении, что цензура является злом. Наличие цензуры воспринималось как ограничение прав и сильно озлобляло общество, способствуя распространению революционных идей», — полагает Антонова.

Борьба с крамолой

Как известно, правление императора Николая I началось в обстановке борьбы с крамолой. В ней он опирался на силы полиции и установление строжайшей цензуры. При этом деятельность государственного бюрократического аппарата была направлена на сохранение привилегий дворянства, который он, собственно, представлял и защищал.

Что касается цензуры, то здесь царю не было необходимости в каких-то новых изобретениях. Первое время он был полностью доволен политикой, проводимой еще при Александре I министром народного просвещения Шишковым А. С., который находился на этом посту с 1824 по 1828 год. Однако царь Александр не всегда поддерживал Шишкова, а при новом императоре ему удалось реализовать свои идеи, касающиеся цензуры.

Задолго до того как А. С. Шишков был назначен министром, он занимался реформированием цензуры, критикуя устав, принятый в 1804 году, и немногочисленность корпуса цензоров. Многие из его идей получили поддержку в период проведения реформы цензуры в 1826 году.

От общего к частному

4 октября 1727 года Сенат постановил, что цензуру светских публикаций будет осуществлять Академия наук. При этом никаких правил на этот счёт не существовало, а поручение проверить готовящуюся к печати книгу мог получить любой чиновник или член академии, и делал он это, руководствуясь собственными представлениями о том, что можно печатать, а что нельзя.

18 марта 1742 года цензура печати была передана исполнительному органу Сената — сенатской конторе.

Несмотря на государственный контроль, цензурная политика российского правительства при Елизавете и Екатерине II была весьма либеральной. Подтверждение тому — огромное число частных литературных журналов, выходивших в середине XVIII столетия в России.

В 1763 году Екатерина Великая устраивает большую реформу цензурной системы. Ведомство было децентрализовано. В столице этим занималась Академия наук, в Москве — университет, в регионах — училища.

Самое громкое цензурное дело екатерининских времён связано с именем Александра Радищева.

«Радищев купил собственную типографию. Затем обратился к цензору, где получил рекомендации изменить текст своей книги. Но не выполнил указаний и напечатал своё «Путешествие из Петербурга в Москву» в том виде, в каком она вышла из-под его пера. Конечно же, это вызвало скандал. Екатерина сделала вывод, что наличие частных типографий не позволяет контролировать печать, даже если существует цензура», — рассказала RT Антонова.

  • Б.И. Лебедев. А.Н. Радищев печатает книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» в домашней типографии (1949 г.)

Радищев был сослан в Сибирь, а книгу изъяли из продажи и уничтожили.

Последовавшее ужесточение цензуры было связано также с Великой французской революцией и боязнью Екатерины, что вольнодумные идеи распространятся в России.

16 сентября 1796 года был издан императорский указ, согласно которому права на организацию частных типографий ограничивались (отныне на это требовалось личное разрешение императрицы), а печать книг или журналов без цензуры строжайше запрещалась.

Смягчение цензуры


В 1827 году В. С. Ланской, министр внутренних дел, начал разработку специального цензурного устава, который регламентировал деятельность иностранной цензуры. При этом он счел необходимым отступить от основ «чугунного» цензурного устава. С обоснованием своих взглядов он обратился к Николаю I, который, вопреки ожиданиям, дал повеление, не только о том, что в определенных случаях не требуется следовать отдельным параграфам устава, но и о необходимости его пересмотра в целом.

В соответствии с высочайшим указом была создана комиссия, которая выработала проект нового устава, вынесенный на обсуждение Государственного совета. Таким образом, в 1828 году появился уже третий, более лояльный цензурный устав. Он допускал публикацию сведений из области истории России, ее географии и статистики и был основан на принципе, гласящем, что должно запрещать только те произведения, которые наносят вред вере, престолу, личной чести граждан и их добрым нравам.

Поручил разработать реформу о цензуре «Чугунный устав». Ведь в день его правления произошло восстание на Сенатской Площади 1825 года, главными участниками этого события являлись декабристы из «Северного общества».

Также, в период XVIII-XIX веков, Европу потрясли буржуазные революции, их главная цель установление в странах Европы, республиканского режима и свержение абсолютизма. Идеи о разделение власти на три ветви: Судебная, Законодательная, Исполнительная, также угрожали абсолютизму, а значит и монархическому строю в Российской Империи.

Потом его вернул, а все титулы Радищева восстановились после . Ему намекнули о новой ссылки, за разработку проекта о ликвидации крепостного права, и отмены сословных привилегий. В итоге он выпил яд и покончил собой. Также Карамзин пытался написать об ужасах Российской Империи, но боялся такой же участи, что и с ым. Поэтому, Николай I не хотел новой «Пугачевщины» и восстаний, и поручил разработать цензурный устав или как его еще называют «Чугунный устав».

Общие сведения об уставе

Учрежденный Николаем I новый устав, регулирующий цензуру, был очень строгим и давал широкие возможности к произвольному толкованию. Согласно его положениям, создавалось специальное цензурное ведомство, которое возглавлялось Верховным цензурным комитетом. В этот комитет входили министры народного просвещения, внешних и внутренних дел.

«Чугунным» цензурный устав стали называть из-за имеющиХся в нем строжайших запретов. Так, например, он не допускал критики правительства, а также прочих властей, внесения каких бы то ни было предложений о преобразованиях.

Это в полной мере относилось и к обсуждению внешнеполитических вопросов. Был наложен запрет на пропуск в печать таких мест, которые могли подразумевать двойной смысл. Нельзя было заменять многоточиями места, вырезанные цензурой.

Борьба с крамолой

Как известно, правление императора Николая I началось в обстановке борьбы с крамолой. В ней он опирался на силы полиции и установление строжайшей цензуры. При этом деятельность государственного бюрократического аппарата была направлена на сохранение привилегий дворянства, который он, собственно, представлял и защищал.

Что касается цензуры, то здесь царю не было необходимости в каких-то новых изобретениях. Первое время он был полностью доволен политикой, проводимой еще при Александре I министром народного просвещения Шишковым А. С., который находился на этом посту с 1824 по 1828 год. Однако царь Александр не всегда поддерживал Шишкова, а при новом императоре ему удалось реализовать свои идеи, касающиеся цензуры.

Задолго до того как А. С. Шишков был назначен министром, он занимался реформированием цензуры, критикуя устав, принятый в 1804 году, и немногочисленность корпуса цензоров. Многие из его идей получили поддержку в период проведения реформы цензуры в 1826 году.

«Свод из лучших законов»

Одним из самых внимательных исследователей петровских военных реформ был знаменитый русский военный юрист и историк, генерал от инфантерии Павел Бобровский. В своей монографии «Петр Великий как военный законодатель» исследователь отмечает, что «многие думали, что военные законы Петра, на которых воспитывалась долгое время образованная им регулярная армия, трудами которой создано политическое могущество и положение России в ряду великих держав, есть простое заимствование немецких законов и что за оригинал «Устава Воинского» следует принимать тот немецкий текст, который напечатан в «Полном собрании законов Российской империи». Между тем… «Устав Воинский» в своих составных частях не составляет простого перевода какого-нибудь иностранного кодекса, а есть глубоко и зрело обдуманный свод из лучших законов конца XVII и начала XVIII столетия, соображенный с условиями быта регулярной армии и с особенностями характера русского народа в данную эпоху». Кстати, это существенно отличает его от упоминающегося в предисловии устава царя Алексея Михайловича 1647 года, известного под названием «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей Московского государства». Этот устав представлял собой фактически дословный перевод с немецкого и годился в основном для полков «нового строя», тогда как остальная часть русской армии того времени не могла действовать по его нормам.

Как отмечает Павел Бобровский, работу над «Уставом Воинским», который позднее получил полное наименование «Книга Устав воинский о должности генералов, фельтмаршалов, и всего генералитета, и прочих чинов, которые при войске надлежит быть, и о иных воинских делах, и поведениях, что каждому чинить должно», царь Петр Алексеевич начал в апреле 1712 года. В основу книги легли материалы, собранные и большей частью обработанные самим Петром Первым: это очень ясно свидетельствует о том, какое колоссальное значение царь придавал новому воинскому уставу. Петр каждый день посвящал по несколько часов приведению в единую систему собранных и аккумулированных в его рабочем кабинете материалов. Но очень скоро эта работа была прервана начавшейся Русско-турецкой войной, и к новому уставу царь вернулся только осенью 1715 года. «Зимою рукопись рассмотрена в Сенате и переписана набело, — пишет Бобровский, — в марте 1716 года отослана из Петербурга в Данциг <…> Здесь рукопись была закончена одной главою (68-ю), подписана Петром 30-го марта… и отослана в Петербург, при указе Сенату 10 апреля, для напечатания».

Цензурная политика в России XIX века

Цензурная политика Павла I, естественно, не могла удовлетворить Александра I, императора-либерала, и его помощников, опиравшихся на традиции екатерининского просвещения.

В их лице новое управление страной обещало обществу процветание науки и литературы. Уже 31 марта 1801 г. Александр I подписывает указ:

«Простирая попечения Наши в пользу верноподданных Наших и желая доставить им все возможные способы к распространению полезных наук и художеств, повелеваем учиненные указом 18 апреля 1800 года запрещения на впуск всякого рода книг и музыки отменить, равномерно запечатанные по повелению июня 5-го дня 1800 года последовавшему частные типографии распечатать, дозволяя как провоз иностранных книг, журналов и прочих сочинений, так и печатание оных внутри государства по точным правилам, в указе от 16-го сентября 1796 года постановленным».

На следующий год 9 февраля был обнародован новый указ императора, еще более либеральный.

По нему «наука и художества» ставятся вне зависимости от полиции. Деятельность цензоров в городах и портах была прекращена, предварительная цензура отменена. Снова было разрешено создавать «вольные типографии».


26 января 1803 г.Был издан ещё один указ, касающийся цензуры: «Цензура всех печатаемых в губернии книг имеет принадлежать единственно университетам, коль скоро они в округах учреждены будут». Уставы всех университетов, кроме Виленского, содержали на этот счет особые параграфы. В каждом университете создавался цензурный комитет, состоявший из деканов. Обязанность цензоров выполняли профессора, адъюнкты и магистры.

Совет университета выступал в качестве арбитра при цензурных конфликтах. Решение университетской цензуры можно было подать на обжалование в Главное правление училищ, созданное в ходе реформы системы народного просвещения в 1802 г.

Культура, цензура и писатели

Николай подавлял малейшие проявления вольнодумства. В 1826 году вышел цензурный устав, прозванный его современниками «чугунным». Запрещалось печатать практически всё, что имело какую-либо политическую подоплеку. В 1828 году вышел ещё один цензурный устав, несколько смягчавший предыдущий. Новое усиление цензуры было связано с европейскими революциями 1848 года. Доходило до того, что в 1836 году цензор П. И. Гаевский, отсидев 8 дней на гауптвахте, сомневался, можно ли пропускать в печать известия вроде того, что «такой-то король скончался». Когда в 1837 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» была опубликована заметка о покушении на жизнь французского короля Луи-Филиппа, Бенкендорф немедленно уведомил министра просвещения С. С. Уварова, что считает «неприличным помещение подобных известий в ведомостях, особенно правительством издаваемых».

В сентябре 1826 года Николай принял освобождённого им из михайловской ссылки Пушкина, выслушал его признание в том, что 14 декабря Пушкин был бы с заговорщиками, но поступил с ним милостиво: избавил поэта от общей цензуры (решил сам цензуровать его сочинения), поручил ему подготовить записку «О народном воспитании», назвал его после встречи «умнейшим человеком России» (однако впоследствии, уже после смерти Пушкина, отзывался о нём и об этой встрече весьма холодно). В 1828 Николай прекратил дело против Пушкина об авторстве «Гавриилиады» после переданного ему лично, в обход следственной комиссии, собственноручного письма поэта, содержавшего, по мнению многих исследователей, признание в авторстве крамольного сочинения после долгих отпирательств. Однако император никогда не доверял полностью поэту, видя в нём опасного «вождя либералов», за поэтом велась полицейская слежка, его письма перлюстрировались; Пушкин, пройдя через первую эйфорию, выразившуюся и в стихах в честь царя («Стансы», «Друзьям»), к середине 1830-х годов стал также оценивать государя неоднозначно. «В нём много прапорщика и немного Петра Великого», — так писал Пушкин о Николае в своём дневнике 21 мая 1834 г.; вместе с тем в дневнике отмечаются и «дельные» замечания к «Истории Пугачева» (государь редактировал её и дал Пушкину 20 тысяч рублей в долг), простота в обращении и хороший язык царя. В 1834 Пушкин был назначен камер-юнкером императорского двора, что очень тяготило поэта и также нашло отражение в его дневнике. Сам Николай считал такое назначение жестом признания поэта и внутренне огорчался тем, что Пушкин прохладно относился к назначению. Пушкин мог позволить себе иногда не приходить на балы, на которые Николай приглашал его лично. Балам Пушкин предпочитал общение с литераторами, Николай же выказывал ему своё недовольство. Роль, которую сыграл Николай в конфликте Пушкина с Дантесом, оценивается историками противоречиво. После гибели Пушкина Николай назначил пенсию его вдове и детям, однако стремился всячески ограничить выступления в память о нём, выказывая, в частности, тем самым недовольство нарушением своего запрета на проведение дуэлей.

← предыдущая  следующая →

Страницы:

6

Госконтроль

Контроль государства за печатью появился в России в период петровских реформ вместе с распространением просвещения, массовым появлением книг и периодических изданий. До этого, в эпоху Московского царства, цензурные функции исполнялись православной церковью, которая следила за тем, чтобы в книгах не было еретических мыслей. Однако некоторые запрещённые в Московском государстве издания печатались в Литве, где было достаточно русских типографий, а затем тайно ввозились в страну.

Также по теме «Без такого помощника Пётр не стал бы Великим»: какую роль в истории России сыграл Александр Меншиков 290 лет назад был отправлен в сибирскую ссылку Александр Меншиков, один из наиболее влиятельных государственных деятелей Петровской…

«Цензура появилась ещё в Древнем Риме, где в императорский период существовали чиновники-цензоры, следившие за общественным мнением. В Средние века цензура была унаследована Европой и долгое время являлась церковным институтом, который наблюдал, не будут ли издаваться и распространяться книги еретического содержания. Именно в таком качестве цензура появилась в Московском государстве», — рассказала в интервью RT профессор, доктор исторических наук Татьяна Антонова.

При Петре Великом церковь лишилась принадлежавшей ей монополии на книгоиздание. Пётр ввёл в обиход гражданский шрифт, распорядился массово издавать научные книги, учебники, при нём в России появилось первое печатное средство массовой информации — газета «Ведомости».

Изначально Пётр сам проверял содержание номеров «Ведомостей». Затем эта функция была передана Коллегии иностранных дел. Историк Семён Томсинский, изучавший архив «Ведомостей», обнаружил, что 24-й номер газеты не был выпущен в свет по политическим соображениям.

  • «Ведомости», первая русская газета. 1703 год

Так в Российской империи появилась светская цензура. Она следила за тем, чтобы в печать не попадали сведения, касающиеся армии и вооружений, секретные фрагменты донесений послов, информация о внешней и внутренней политике государства. Публикация некоторых материалов требовала согласия императора или его кабинет-секретаря, сообщает историк цензуры Геннадий Жирков. Продолжала работу и цензура церкви. Сенатский указ от 5 октября 1720 года запретил печатать церковные книги без согласия Духовной коллегии.

«Пётр I, которого можно считать создателем цензуры как государственного института, стремился контролировать светскую печать самостоятельно», — пояснила Антонова.

«Иные темы лучше оставить»

В советское время цензура появилась почти сразу после прихода к власти большевиков. Уже 9 ноября 1917 года был издан Декрет о печати, который запрещал выход любой антиправительственной прессы. В 1918 году началась национализация, в числе первых в государственную собственность поступили типографии.

21 июня 1918 года было введено Положение о военной цензуре. Согласно этому документу, проверялись абсолютно все печатные материалы.

В 1922 году был создан единый орган советской цензуры — Главлит (Главное управление по делам литературы и издательств). Под различными именами Главлит просуществовал до самого развала СССР и был упразднён после августовского путча 1991 года.


С этим читают