Цусимское сражение

География

Цусима представляет фактически два крупных острова, разделённых узким проливом , северный остров носит название Камидзима (Камино-Сима, 上島), а южный — Симодзима (Симоно-Сима, 下島), также к Цусиме относят нескольких мелких островков и скал. Пролив Офунакоси высыхает во время отлива, так что два острова считают за один. Между двух островов, устьем на запад расположен залив . В 1900 году залив Асо был соединён каналом (Кусухо, 久須保水道) с заливом . Два острова соединены между собой мостом Мандзэки.

Протяжённость береговой линии около 730 километров. Оба острова гористы. Наивысшая точка — гора Ятате-Яма (649 метров). Главный город Цусима расположен на восточном побережье южного острова. Рейд его неудобен. Прекрасной естественной гаванью является залив Асо. Парк залива Асо (あそうベイパーク) является частью квазинационального парка .

Сражение

Бой завязали японцы. В ночь на 19 февраля в полной тишине попытались подобраться к нашим позициям на левом фланге и сразу перейти врукопашную. Вплоть до 3 марта на Восточном фланге русских позиций шли упорные бои, в ходе которых японцы волнами накатывались на русские позиции, но продвинувшись совсем недалеко, успеха не имели. Кстати, в этих боях отличился будущий начальник штаба Ставки Верховного Главнокомандующего Русской армии генерал Алексеев.


Русские атакуют под музыку

В это время на правом фланге нашей армии японцы наносят еще один мощный удар. Японский командующий маршал Ояма присутствовал в свое время в штабе прусского фельдмаршала Х. Мольтке во время битвы под Седаном в ходе Франко-прусской войны.  Седан окончился для французов классическим Каннским окружением их армии и позорным поражением. Ояма всеми силами стремился повторить этот маневр, ему необходимо было полностью разбить русских, иначе война на суше теряла всякий смысл. К счастью, ему это не удалось. Вплоть до 5 марта японцы со звериным упорством пытались проломить правый фланг наших позиций, но смогли продвинуться максимально на 10 км. При общей глубине русских позиций в 20-25 км. Бои были тяжелыми. К примеру, в ходе боя за деревеньку Юхуантунь японцы потеряли целую пехотную бригаду (4000 тыс. чел.), т.е. она была уничтожена в полном составе.

Тем не менее 8-9 марта опять на Восточном левом фланге наших позиций японцам удалось прорваться, и Куропаткин отдаёт приказ отступать всей армии. 10 марта японцы занимают Мукден.

Потери в Мукденском сражении составили: у русских 8 705 чел. убитых, 51 388 раненых, 28 209 пропавших без вести и пленённых. Из последних в плен попало 21100 чел., в том числе 2 537 были ранеными. На поле боя остались 58 орудий и 4 пулемета. Японцы потеряли 15 892 чел. убитыми, 59 612 ранеными, 2 тысячи пленёнными, 2 орудия и 10 пулеметов.

Русские пулеметчики на позиции

Капитуляция Небогатова

В 09:30, 28 мая, оставшаяся часть российского флота Небогатова была обнаружена, вяло отступая, позволяя линкорам Тогу догнать и окружить его к югу от острова Такешима. Как и в Желтом море, огонь открылся на 12 000 метров. К тому времени российскому адмиралу стало ясно, что он перешагнул безопасную границу и что его шесть оставшихся кораблей были осуждены. Вместо того чтобы уничтожить их, он приказал им сдаться, дав сигнал XGE, который означал – «мы сдаемся». Однако, к сожалению для россиян, этот сигнал отсутствовал в японских кодовых книгах и Япония продолжала обстреливать флот.

Удивившийся Небогатов приказал выбросить белые флаги, однако Тогу не доверял этому новому сигналу, и продолжал вести огонь. Когда стало ясно, что ничто не помешает полному уничтожению, русский крейсер «Изумруд» сломал строй и попытался бежать. Отчаявшийся Небогатов поднял флаг Имперского японского флота и остановился, надеясь быть понятым. Это было замечено Того, который приказал прекратить огонь. Оба флота остановились, и Небогатов начал договариваться о своей капитуляции. Как заявили члены его экипажа, он знал, что за неповиновение приказам он мог быть застрелен, но хотел избежать бесполезной бойни, умоляя своих людей однажды «восстановить честь и славу российского флота».

Предыстория

В начале XX века отношения между Россией и Японией обострились. Две империи не могли мирным путем «поделить» Маньчжурию, Корею и Желтое море. Поэтому Япония в январе 1904 года разрывает дипломатические отношения с Россией и внезапно нападает на русскую эскадру под Порт-Артуром.

Российская империя рассчитывала, что война будет «маленькой и победоносной». Однако японцы основательно подготовились к сражениям. Поэтому в первый же год войны Россия отступила, проиграв в битве при Ляоне, и сдала Порт-Артур. В следующем году имперские войска сошлись под Мукденом. Японцы вновь одержали победу, но она истощила их материальные и людские резервы.

Боевые действия на суше закончились, но война продолжалась на море. Николай II поставил сложно выполнимую задачу своим флотоводцам – подавить японский флот и перерезать пути снабжения вражеской армии в Маньчжурии.

Непредвиденные обстоятельства

Главная проблема, с которой столкнулось командование эскадры, — это проблема с топливом. По международному морскому праву того времени боевые корабли воюющей стороны могли заходить в порты нейтральной стороны лишь на сутки. Англия, которая владела большей частью погрузочных станций на пути следования эскадры, закрыла свои порты для русских военных кораблей.

Снабжение эскадры углём, провизией и пресной водой, пришлось организовывать прямо в море. Для ремонта была оснащена специальная мастерская «Камчатка», укомплектованная мастеровыми добровольцами. Кстати сказать, они тоже разделили участь военных моряков. В целом осуществление стратегической операции такого масштаба заслуживает наивысшей оценки.

Тяжелейшие погрузки угля в открытом море, невыносимая тропическая жара, когда температура в котельных отделениях достигала 70º по Цельсию, жесточайший шторм у мыса Доброй Надежды — всё это не остановило движение эскадры. Ни один из кораблей не повернул обратно.

Происхождение

28-летний князь Григорий Гагарин — потомственный дворянин, выросший в родовом имении Карачарово (рядом с нынешним городом Конаково в Тверской области).

25-летний уроженец Казани Александр Михайлов, сын управляющего делами торгово-промышленной фирмы, принадлежал к сословию потомственных почетных граждан. (В него можно было попасть и детям тех, кто имел личное дворянство, и выслужившим чин коллежского асессора, и защитившим магистерскую диссертацию, и купцам, получившим орден или почетное звание.)

24-летний уроженец Ельца Павел Федюшин. Сын статского советника, учителя Елецкой гимназии, имевший право на получение потомственного почетного гражданства.


28-летний Алексей Быков

и 24-летний Александр Плешков (оба москвичи) вышли из мещанского сословия.

27-летний Николай Трубицын, земляк Федюшина, был из крестьян Орловской губернии. Фамилию носил по родной деревне отца — Трубицыной. (Правда, отец уже не пахал землю, а работал мастером на паровой мельнице.)

Вот уж поистине разночинцы — «разных чинов [то есть сословий. — Авт.] люди»! Живые иллюстрации к начатому реформами Александра II процессу стирания сословных различий, выравнивания прав людей. В том числе и за счет обеспечения равного для всех доступа к образованию…

Виден за биографиями шести «техников» и другой процесс, шедший в пореформенной России, — распространение тяги к образованию в низших сословиях. «Мы его учили на последние средства, — писал отец Трубицына, — дабы от него для остальных детей была нам поддержка; и он всегда утешал нас надеждою — повести к образованию и других своих братьев, так как нам хотелось, чтобы все наши дети были просвещены»2.

Быков, Гагарин, Федюшин

Цусимский бой начался 14 мая 1905 года в 13.49. Уже около 14.50, приняв через пробоины в носу массу воды, перевернулся и затонул эскадренный броненосец «Ослябя». А около 18.50 — эскадренный броненосец «Император Александр III».

Машинисты, кочегары, механики полетели вниз — разбиваясь о переборки, трубопроводы, цилиндры, попадая в огненные топки котлов, в движущиеся части машин…

Уцелевшие живыми пошли на дно Японского моря: в машинных и котельных отделениях оставался еще воздух. Но их мучения продолжались недолго: на перевернувшемся «Ослябе» должны были сорваться с фундаментов и рухнуть на людей три паровые машины и 30 котлов — около двух тысяч тонн металла. А на «Александре III» — две машины и 20 котлов — около 1400 тонн15.

В этом аду сгинули и поручики Быков (на «Ослябе»), и князь Гагарин (на «Александре III»).

Почему 100 лет назад был уничтожен Черноморский флот

От эскадренного броненосца «Князь Суворов» к 16.30 остался лишь «остов» — «без труб и без мачт, у которого, вместо верхней палубы, была какая-то куча обломков; из нее выходили густые клубы черного дыма, а из всех орудийных портов и многочисленных пробоин видны были языки огня»16.

Но этот костер двигался! И остановился лишь в седьмом часу17.

Видимо, только тогда машинная команда (и в том числе поручик Федюшин) задохнулась в своих отсеках — куда вентиляторы давно нагнетали не воздух, а дым…

Около 19.00 «Суворов» был поражен торпедами миноносцев, перевернулся и затонул.

Невероятные потери из-за ошибок командования

Итак, давайте прямо сейчас рассмотрим цусимское сражение 1905 года, в прямом смысле слова перенесемся в прошлое.

Мы рассмотрим кратко, ведь происходящих в этой битве событий было так много, что их попросту не удастся уместить в рамки одной статьи.

Шел 1905 год. Российский флот остановился на несколько недель в небольшом порту Носси-Бе (Мадагаскар), который тогда принадлежал нейтральной Франции. В порту полностью отсутствовала даже малейшая инфраструктура, но российский Балтийский флот был в состоянии пополнить запасы угля и отправиться в бухту Камрань. Это был еще один союзный порт, принадлежавший тогда французскому Индокитаю. Флот прибыл в Сингапурский пролив в период с 7 по 10 апреля 1905 года и достиг Японского моря в мае 1905 года. Эскадре необходимо было пополнить свои запасы углем в объеме 500 000 тонн, и только тогда он имел возможность успешно прибыть в пункт назначения. Пополнить свои запасы углем в нейтральных портах не было никакой возможности.

В конце концов, этот флот был переименован во «Вторую Тихоокеанскую эскадру» после 18 000 морских миль (33 000 км). В тот момент флот получил неутешительные новости о том, что Порт-Артур был успешно захвачен войсками Японии. Это была кровопролитная битва. Японские снаряды разрывались каждую секунду, но бравые российские солдаты до последнего шли на врага, веря в возможность выйти из этой битвы победителями. Пока по их жилам текла горячая кровь, а сердце делало быстрые удары, они шли вперед. И пускай душа леденела от страха, а порой вовсе уходила в пятки, они знали – ради Родины они обязаны отдать последние силы. Увы, выживших в этой кровавой бойне было немного, но и они попали в плен без единой надежды увидеть свой дом, свою мать и близких сердцу людей. Остальные слышали последние выстрелы, ощущали, как в их тела входили вражеские пули, делая последний вздох…


План адмирала Рождественского заключался в том, чтобы добраться до Владивостока, пополнить запасы углем, дать своему экипажу возможность отдохнуть и восстановить силы, а затем начать подготовку к бою. Однако самый короткий и самый прямой маршрут проходил через пролив Цусима между Кореей и Японией, в окружении японских баз и родных островов.

Адмирал Тогу оперативно просчитал, пожалуй, единственный разумный выбор своего будущего противника и то, что флот с русскими на борту направлялся во Владивосток по кратчайшему маршруту. У него было достаточно времени, чтобы отремонтировать корабли в сухих доках, а также пополнять запасы, а экипажи в то время набирались сил, когда он разрабатывал планы со своими подчиненными.

Он должен был перехватить русский флот, используя, по-видимому, средневековую тактику, которую он знал по войне Босин.

Японский объединенный флот был сокращен до четырех линейных кораблей, укомплектованных в основном нетронутыми силами крейсеров, эсминцев и торпедных катеров. Восемь линейных кораблей, включая «Бородино», и более мелкие корабли в общей сложности для 38 боевых кораблей и вспомогательных подразделений имели преимущество на бумаге. В конце мая “Вторая Тихоокеанская эскадра” передвигалась в ночное время суток, чтобы не быть замеченной, однако была определена двумя кораблями, у которых были открыты огни в соответствии с международным правом.

Штаб Того приказал вылететь, а затем получил больше информации от своих разведывательных сил.

А Вы знали? 27–28 мая 1905 года началась битва. Она обещала стать крупнейшим морским сражением

В ней задействовались современные военные корабли, которые привлекли внимание морских экспертов. Королевский военно-морской флот не заставил себя долго ждать и перешел в наступление, что и стало определяющим фактором при выборе концепции линейного корабля с монокалибром

Песочница, прибитая к полу

Вот только это единственное, что действительно хорошо удаётся Ghost of Tsushima, — и единственное, что хоть как-то отличает её от аналогичных проектов. Если говорить непосредственно об игровом процессе и геймдизайне, то игра, по сути, не плохая — она просто «стандартная». Да, не каждый мало-мальски крупный проект обязан совершить революцию в своём жанре. Не делать ничего нового, но взамен совершенствовать старое — это абсолютно нормальная, даже в чём-то благородная тактика. Однако Sucker Punch ничего не совершенствует: студия просто взяла уже порядком устаревшие решения и зачем-то их повторила, местами сделав ещё хуже. Если вы видели хоть одну «песочницу», вышедшую за последние лет десять, то геймплей Ghost of Tsushima покажется до боли знакомым. Всё сделано как по методичке: исследование больших бесшовных локаций, поиск коллекционных предметов, освобождение аванпостов, выбор между стелсом и экшеном, прокачка снаряжения, деревья навыков… Как ни странно, вышки а-ля Ubisoft в игру не попали, да и в остальном она не страдает от проблем, за которые принято ругать, например, современные Assassin’s Creed. Тут нет вынужденного гринда, искусственно завышенной сложности, строгих ограничений по уровню и десятков часов филлерного контента. В этом плане игра довольно аскетична, что с непривычки воспринимается свежо. Также радует, что разработчики не страдают бессмысленным гигантизмом: остров Цусима получился весьма компактным, но он ни разу не ощущается тесным.

К сожалению, даже при таких скромных масштабах мир вышел, откровенно говоря, скучноватым. Ghost of Tsushima настаивает на том, чтобы игрок исследовал локации в любом темпе и любым путём, каким заблагорассудится. Но вместе с тем авторы боятся, что вы пропустите всё самое интересное, поэтому действительно ценные вещи вроде комплектов брони или уникальных навыков не получится отыскать случайно. Они строго привязаны к квестам, и журнал заданий услужливо подскажет, где их взять. По-настоящему «найти» в открытом мире можно только коллекционную чепуху, которая либо улучшает характеристики героя, либо позволяет изменить внешний вид оружия (точнее, только ножен). Иными словами, вы всегда знаете, на что в теории можете наткнуться, а это быстро убивает всякую радость открытия. Ни одна из находок не даст ощутимых бонусов, ни одна весомо не повлияет на геймплей — и в чём тогда смысл?

Кто-то возразит, что смысл в самом путешествии и в случайных приключениях. Однако в Ghost of Tsushima нет спонтанного геймплея — есть лишь робкие намёки на него. Разные NPC никак не взаимодействуют друг с другом и не реагируют на ваши действия, разве что селяне в деревнях иногда обсуждают недавние события, связанные с сюжетом. Время от времени на дорогах можно напороться на монгольский патруль или банду разбойников, но эти встречи всегда следуют одному сценарию: враги либо держат пленника, который в обмен на спасение укажет на карте новую локацию, либо охраняют тайник с ресурсами. То есть технически авторы пытаются создать видимость жизни, вот только в неё совсем не веришь: уж слишком картонными и однообразными получились ситуации. А ещё я довольно часто замечал, как на монголов нападают дикие звери, — правда, это всегда медведи, а монголов всегда почему-то двое. Хотя кто его знает? Может, это одни и те же монголы и один и тот же медведь, обречённые вечно сражаться друг с другом.

Общие данные

В 1904 году и Россия, и Япония,расширяя границы своих империй, были решительно настроены на столкновение у Порт-Артура и в Желтом море.

Стремясь расширить свою сферу влияния на Дальнем Востоке, Россия в 1900 году начала создавать в Порт-Артуре современный боевой флот. В это же самое время Имперский японский штаб создал в Сасебо флот, способный вступить в противоборство с русским флотом за контроль над Желтым морем и Цусимским проливом. Непосредственным поводом для войны стал отказ России вывести свои войска из Маньчжурии и признать исключительные интересы Японии в Корее. 6 февраля 1904 года Япония официально объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией.

Военно-морская база российского императорского флота Порт-Артур

5 февраля главнокомандующий японским военно-морским флотом вице-адмирал Того получил приказ начать военные действия против России. Он намеревался нанести сокрушительный удар в первые же дни войны. Вечером 8 февраля флот Того, состоящий из 6 линейных кораблей, 9 крейсеров и 11 миноносцев, вышел на дистанцию прямого удара по Порт-Артуру. После торпедной атаки миноносцев японский флот, повредив два русских броненосца, отошел.

Расстановка сил

На начало войны количество кораблей Японии и России было примерно одинаковым. Осенью 1904 года российское правительство, осознавая, что исход войны будет решаться на море, сформировало и послало для усиления дальневосточных морских сил 2-ю Тихоокеанскую эскадру.

Эскадра под командованием Рождественского покинула порт Либаву на Балтике в октябре 1904 года. Ей предстояло пройти путь в 18 тысяч морских миль, обогнув Европу и Африку. В декабре эскадра прибыла на Мадагаскар, когда Порт-Артур уже был практически сдан. Однако морское министерство решило не возвращать корабли домой и, более того, отправило на подмогу Рождественскому 3-ю эскадру. Это объединение, состоявшее из старых броненосцев, возглавил Небогатов.

В конце апреля 1905 года две эскадры соединились у Французского Индокитая. Вместе они насчитывали 38 кораблей, в число которых вошли:

  • 11 броненосцев, из них 8 эскадренных и 3 береговой обороны;
  • 10 крейсеров;
  • 9 миноносцев;
  • 6 вспомогательных судов
  • 2 госпитальных судна.

Силы японского флота были больше в 3 раза. В их распоряжении находилось 135 кораблей, среди которых имелись 4 броненосца, 44 миноносца и 15 крейсеров и другие судна. Кроме того, японские корабли были более бронированными и превосходили противника скорострельностью.

Существенно отличался и уровень боевой подготовки флота. Личный состав тихоокеанских эскадр укомплектовывался по остаточному принципу. На кораблях оказались неопытные моряки и пожилые матросы, призванные из запаса. Японская же эскадра была подготовлена и имела боевой опыт.

Японцы сделали ход первыми. Невероятный Того

Еще до того, как заметить русских, адмирал Того разместил свой флот, чтобы заблокировать колонну своего противника. Эта классическая тактика, которая повторялась в Ютландии и в других случаях, позволяла всей японской линии открыть огонь, сосредоточенный на первом корабле, как правило, флагмане адмирала. Он не только мог дезорганизовать флот, но также позволял поражать цели, поскольку они увеличивали огневую мощь, в то время как у противника были только передовые орудия, которыми он мог ответить. Следующее движение было для целевого флота в целом, чтобы повернуть и сформировать противостоящую широкую колонну. Излишне говорить, что эти маневры были тщательно проработаны и требовали точности. Когда были подготовлены все условия, как заметил Того, погода была хорошей, с чистым небом, позволяющим наблюдать на большом расстоянии, но с высокими волнами. Все это время беспроводные сообщения поступали от разведчиков, которые следили за передвижениями русских сил.

В 13:40 оба флота увидели друг друга и через 15 минут после того, как Тогу поднял флаг на Микасе, он приказал флоту:

«Судьба Империи зависит от результата этой битвы, пусть каждый человек выполняет свой первоочередный долг».

Он говорил настолько громко и уверенно, четко проговаривая каждое слово, как будто целый день он репетировал только эту фразу. Но самое главное – она дошла очень глубоко в каждого солдата, попав прямо в их сердца. Каждый из них был готов отдать свою жизнь ради Родины.

Огонь на японской стороне начался в 14:45. Русские плыли на северо-восток, в то время как японцы двигались с северо-востока на запад и повернули последовательно, следуя тому же курсу, что и русские в классических параллельных линиях.

Разворот Тогу был мастерским, но русская артиллерия была хороша. Микаса был поражен 15 раз за пять минут, а затем и еще 15 раз, все крупным калибром. Адмирал Рожественский выбрал формальный вариант сражения, исходя из своего превосходства в количестве тяжелых орудий.

В 14:08 дальность упала до 7000 метров, а затем до 6400 метров, но в конечном итоге превосходные японские навыки стрельбы и прицелы нанесли удар по российской линии фронта. Точность стрельбы была обеспечена Королевским военно-морским флотом.


Владимир Семёнов на своем флагманском «Князе» («граф») Суворове очень хорошо помнил выстрелы японских пушек:

«Казалось, что снаряды непрерывно сыпались на нас один за другим. (…) Кроме того, взрыв имел необычайно высокую температуру и жидкое пламя, которое, казалось, распространилось по всей территории».

Действительно, этот обстрел продолжался еще 90 минут, до первой потери – российского линкора «Ослябя» (флагман 2-го линейного дивизиона Рожественского). Фуджи удалось поразить склад с боеприпасами Бородино, в результате чего он взорвался. Броненосец быстро затонул, но его вздымающийся дым охватил всю территорию и немного снизил точность стрельбы. Когда наступил вечер, контр-адмирал Небогатов принял командование, но вскоре «Князь Суворов», «Император Александр III» и «Бородино» увеличили потери, в то время как японские корабли пострадали меньше. Только несколько легких кораблей были потеряны.

Воспоминания очевидцев

Алексей Новиков — Прибой, баталёр на «Орле»:

Броненосец «Орёл» после захвата японцами.Во время боя он получил 55 прямых попаданий.

«Казалось, Рожественскому единственный раз улыбнулась судьба. Представилась возможность хоть от отчасти смыть свои позорные ошибки. Мы не умели стрелять с дальней дистанции, как это неоднократно подтверждалось практическими опытами. Передние суда противника находились от нас в тридцати двух кабельтовых, что было для нас тоже слишком далеко. Но японская эскадра описывала петлю в течении пятнадцати минут. За это время наши четыре лучших броненосца и «Ослябя» из второго отряда, если бы со всей стремительностью ринулись строем фронта на голову противника, успели бы приблизиться к нему почти вплотную, как говорится, на пистолетный выстрел. В каком чрезвычайно скверном положении оказался бы адмирал Того! Раз начатый им маневр не мог быть завершен, пока не был бы доведен до конца. В противном случае, его эскадра сбилась бы в кучу. При этом его кораблям, находившимся на задней линии петли, нельзя было бы стрелять через переднюю. На наших же четырех броненосцах башенная артиллерия была расположена так, что давала возможность развить сильный носовой огонь. Тут то бы и сказалась разрушительная мощь наших бронебойных снарядов.

Короче говоря, если уж мы пустились в авантюру, идя с негодными средствами завоевывать Японское море, то нужно было бы применить в отношении противника и соответствующую тактику и , нарушая всякие правила, устроить бой в виде свалки.

Но этого не случилось».

Памятник в Бресте, посвященный погибшим в Цусимском сражении

Характеристики участвующих сторон

Русские и японские корабли, сошедшиеся под Цусимой, были примерно равны по силе с точки зрения брони и огневой мощи.

Пятьдесят лет, предшествовавших Цусиме, были периодом бурного развития военно-морских технологий. Во-первых,стали широко использоваться паровые двигатели. Затем началось развитие броненосного флота: французы спустили на воду в 1860 году первый полностью бронированный военный корабль «La Gloire». Постоянно увеличивалась дальность ведения огня и точность артиллерийских орудий; появление бронированной вращающейся башни защитило орудийные расчеты и позволило вести огонь в любом направлении.

6-дюймовая дальнобойная пушка длинной в 35 калибров на крейсере.

При Цусиме русский флот имел более тяжелое вооружение чем у японцев: 41 орудие (10- и 12-дюймовые) против всего 17 подобных у японцев. Однако японцы имели преимущество в орудиях меньшего калибра: 30 (8- и 9-дюймовых) против 8 у русских. Кроме того, японцы использовали разрывные снаряды, которые наносили огромный урон судовым надстройкам. Русские же делали ставку на бронебойные снаряды, стремясь во что бы то не стало, пробить бронепоясаяпонских кораблей.

Перед боем

«Я все-таки очень доволен, что поступил во флот, — в январе 1905-го писал Федюшин. — Моя служба здесь будет продолжением моего технического образования».

Но в другом письме проронил: «Ну, и упек же я себя!..»11

Прежде чем «продолжить техническое образование», пришлось сразу же отвечать и за не знакомые еще механизмы, котлы и трубопроводы, и за незнакомых же машинистов, кочегаров и трюмных (зачастую еще и слабо обученных). «Сколько неприятностей, горячки и тяжелых минут неизвестности пережили мы, молодые механики, пока взяли всю механическую часть корабля в свои руки»12…

Адмирал Старк ушел в последнее плавание под Андреевским флагом

А поход к Цусиме? Это же был «длинный скорбный лист наших котлов и механизмов и мартиролог наших механиков, которым приходилось и рожь на обухе молотить и тришкин кафтан перешивать наново…»13 Судовые паровые машины отечественной сборки и так не отличались высокой надежностью, а машинисты еще и не всегда грамотно их эксплуатировали…

А работа в тропиках — в Атлантике, в Индийском океане, у берегов Индонезии и Индокитая? 2-й Тихоокеанской эскадре пришлось дважды пересечь экватор; близко к нему шла и 3-я — 26 апреля 1905 года влившаяся во 2ю у берегов Вьетнама.

На нижних площадках в машинных отделениях температура доходила до 62,5 градусов Цельсия, на верхних — до 75 — 82,514. Начинало испаряться машинное масло…

И все же все военные суда обеих эскадр дошли — совершив полукругосветное плавание — до Корейского пролива, до островов Цусима.

Тюрьма вместо казни за предательство

По возвращении в Россию оба адмирала предстали перед судом, Рождественский (который получил серьезное ранение и был без сознания во время битвы) взял на себя полную ответственность.

Об этом писали все газеты.

Царь помиловал второго, а первого отправил в тюрьму. Остальная часть русской эскадры, всего три корабля, достигла Владивостока. Многие из этих кораблей были захвачены японцами в дополнение к затопленным или поврежденным в Порт-Артуре. Того не только получил впечатляющий приз в виде новых линейных кораблей и крейсеров, но и выиграл у двух флотов, потеряв в течение всей кампании только два линейных корабля и три эсминца.

Кругосветный поход через три океана

Русская эскадра, словно призрак маячила на горизонте, редко приближаясь к портам и гаваням. Весь мир следил за её перемещением. Международные телеграфные и телефонные линии были перегружены. Корреспонденты и репортёры караулили эскадру по всему маршруту следования:

  • Порт-Саид (Египет);
  • Джибути (Восточная Африка);
  • Аден (Йемен);
  • Дакар (Сенегал);
  • Конакри (Гвинея);
  • Кейптаун (ЮАР).

Но все попытки были безрезультатны. Первая длительная стоянка была в бухте Масиба (Мадагаскар). Там же присоединился крейсерский отряд контр-адмирала Д. Г. фон Фелькерзама, прошедший коротким путём через Суэцкий канал. Во время учений на Мадагаскаре адмирал З. П. Рождественский убедился в неспособности своих подчинённых метко стрелять и правильно маневрировать.

Впрочем, это никого не удивило. Экипажи были сформированы по большей части из новобранцев и штрафников. Спустя два месяца — прыжок через Индийский океан. Бесконечно уставшую эскадру встречали китайские рыбаки в проливах у Сингапура, вьетнамцы в Камране. Последними морской караван могли видеть с острова Чеджудо корейские ныряльщики за жемчугом. Совсем скоро начнется Цусимское сражение, дата гибели эскадры приближалась.

Воспоминания очевидцев

Алексей Новиков — Прибой,баталёр на «Орле»:

«Казалось, Рожественскому единственный раз улыбнулась судьба. Представилась возможность хоть от отчасти смыть свои позорные ошибки. Мы не умели стрелять с дальней дистанции, как это неоднократно подтверждалось практическими опытами. Передние суда противника находились от нас в тридцати двух кабельтовых, что было для нас тоже слишком далеко. Но японская эскадра описывала петлю в течении пятнадцати минут. За это время наши четыре лучших броненосца и «Ослябя» из второго отряда, если бы со всей стремительностью ринулись строем фронта на голову противника, успели бы приблизиться к нему почти вплотную, как говорится, на пистолетный выстрел. В каком чрезвычайно скверном положении оказался бы адмирал Того! Раз начатый им маневр не мог быть завершен, пока не был бы доведен до конца. В противном случае, его эскадра сбилась бы в кучу. При этом его кораблям, находившимся на задней линии петли, нельзя было бы стрелять через переднюю. На наших же четырех броненосцах башенная артиллерия была расположена так, что давала возможность развить сильный носовой огонь. Тут то бы и сказалась разрушительная мощь наших бронебойных снарядов.

Мичман Я. В. Сипягин.

Короче говоря, если уж мы пустились в авантюру, идя с негодными средствами завоевывать Японское море, то нужно было бы применить в отношении противника и соответствующую тактику и , нарушая всякие правила, устроить бой в виде свалки.

Но этого не случилось».

Поход русской эскадры во Владивосток

Сражению предшествовал беспрецедентный переход русской эскадры из Балтийского моря в Японское. Этот путь равнялся 33 тыс. км. Но зачем было совершать такой подвиг большому количеству самых разнообразных кораблей? Идея создания 2-ой Тихоокеанской эскадры возникла в апреле 1904 года. Сформировать её решили для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры, базирующейся в Порт-Артуре.

27 января 1904 года началась русско-японская война. Японский флот неожиданно, без объявления военных действий, напал на Порт-Артур и открыл огонь по стоящим на внешнем рейде военным кораблям. Был заблокирован выход в открытое море. Два раза корабли 1-й Тихоокеанской эскадры пытались вырваться на оперативный простор, но эти попытки окончились неудачей. Таким образом, Япония получила полное морское превосходство. В Порт-Артуре были заперты броненосцы, крейсеры, миноносцы, канонерские лодки. Всего 44 военных корабля.

Во Владивостоке на тот момент находились 3 крейсера и 6 миноносцев старого образца. 2 крейсера подорвались на минах, а миноносцы были годны лишь для кратковременных морских операций. К тому же японцы заблокировали и Владивостокский порт, что привело к полной нейтрализации морских сил Российской империи на Дальнем Востоке.

Вот поэтому на Балтике и стали формировать новую эскадру. Если бы Россия перехватила первенство на море, то ход всей русско-японской войны мог бы кардинально измениться. К октябрю 1904 года новое мощное морское соединение было сформировано, и 2 октября 1904 года начался великий морской поход.

Эскадра, которую возглавил вице-адмирал Рожественский, имела в своём составе 8 эскадренных броненосцев, броненосцы береговой обороны в количестве 3, 1 броненосец-крейсер, 9 крейсеров, 9 миноносцев, 6 транспортных судов и 2 госпитальных судна. На вооружении эскадры состояло 228 орудий. Из них 54 орудия имели калибр 305 мм. Личного состава всего было 16170 человек, но это вместе с теми кораблями, которые присоединились к эскадре уже во время плавания.

Поход русской эскадры

Корабли дошли до мыса Скаген (Дания), а затем разделились на 6 отрядов, которые должны были соединиться на Мадагаскаре. Часть судов двинулась через Средиземное море и Суэцкий канал. А другая часть вынуждена была огибать Африку, так как у этих кораблей была глубокая посадка и через канал они пройти не могли. Надо сразу отметить, что во время плавания тактические учения и боевые стрельбы проводились очень редко. Ни офицеры, ни матросы не верили в успех мероприятия. Отсюда и низкий боевой дух, который имеет решающее значение в любой компании.

20 декабря 1904 года Порт-Артур пал, а идущих на Дальний Восток морских сил было явно недостаточно. Поэтому было принято решение о создании 3-й Тихоокеанской эскадры. А до этого ещё 3 ноября был отравлен вдогонку за эскадрой Рожественского отряд кораблей под командованием капитана 1 ранга Добротворского Леонида Фёдоровича (1856-1915). Под его командой находились 4 крейсера и 5 миноносцев. Этот отряд прибыл на Мадагаскар 1 февраля. Но 4 миноносца были отправлены обратно из-за систематических поломок.

В феврале вышел из Либавы 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Небогатова Николая Ивановича (1849-1922). В состав отряда входили 4 броненосца, 1 броненосец-крейсер и несколько вспомогательных судов. 26 февраля эскадру Рожественского догнал транспорт «Иртыш» с большими запасами угля. В начале пути на нём старшим помощником находился легендарный лейтенант Шмидт. Но в Средиземном море у него начались почечные колики, и будущего героя революционного восстания на крейсере «Очаков» отправили в Севастополь.

В марте эскадра совершила переход через Индийский океан. Углём военные корабли пополнялись при помощи баркасов, которые перевозили его с транспортных судов. 31 марта эскадра прибыла в бухту Камрань (Вьетнам). Здесь она дождалась отряд Небогатова, который присоединился к основным силам 26 апреля.

1 мая начался последний трагический этап похода. Русские корабли покинули побережье Индокитая и направились в сторону Владивостока. Надо отметить, что вице-адмирал Рожественский совершил настоящий подвиг. Под его командованием был осуществлён сложнейший 220-дневный переход огромной эскадры. Она преодолела воды Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Надо также отдать должное мужеству офицеров и моряков. Они выдержали этот переход, а ведь на пути следования судов не было ни одной военно-морской базы.

Адмиралы Рожественский и Хэйхатиро Того


С этим читают