Польская конституция 1815 года

Подготовка реформ М. М. Сперанским1809 — 1811 гг. и их провал

В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому — заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии «конституционного» внешнего вида, не меняя её самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвину­ты следующие предложения:


  • при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;

  • для этого создать выборный парламент — Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);

  • Государственную Думу избирать путём всенародных выборов, наделить её законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;

  • разделить всё население России на три сословия — дворяне, «среднее состояние» (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), «рабочий люд» (крепостные, прислуга);

  • наделить избирательным правом только дворян и представителей «среднего состояния»;

  • ввести систему местного самоуправления — в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу — исполнительный орган;

  • Сенат — высший судебный орган — формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате «народную мудрость»;

  • Кабинет министров из 8 — 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;

  • связующим звеном между тремя ветвями власти — Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган — Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы «мостом» между ними и императором;

  • на вершине всей системы власти должен был стоять император — наделённый широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.

Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:

  • в 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;

  • в это же время усовершенствована министерская реформа — все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.

Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.

Армия готовит граждан II Речи Посполитой

В воспитании польских граждан из жителей Западной Беларуси важную роль играли и военные организации. Здесь следует выделить Корпус охраны пограничья (КОП), в задачи которого входил не только контроль за пограничной дистанцией, но и проведение различных культурно-воспитательных мероприятий для местного населения. К пограничникам присоединялись и сотрудники государственной полиции, которые с помощью своих структур (например, общества «Полицейская семья») пытались организовывать культурно-массовые мероприятия в восточных воеводствах. Важную роль играли и другие организации ( «Союз польского братства», «Стрелецкий союз» и другие).

Солдаты КОП на Полесье

Одну из главных ролей в подготовке из белорусов «достойных граждан» II Речи Посполитой играла армия. Во многих штабных отчетах сохранились воспоминания о необходимости идеологической работы среди белорусов.

Наконец, важную роль играло польское военное осадничество, которое было одним из главных центров польскости среди общества северо-восточных воеводств. Кстати, вопрос увеличения количества этнических поляков на восточных окраинах особенно актуальным стал во второй половине 1930-х годов. В 1936 году командующий IX корпусным округом бригадный генерал Чеслав Ярнушкевич отмечал, что в Новогрудском, Барановичском и Слонимском уездах наблюдается «опасная экспансия непольских этнических элементов». Это, по мнению генерала, могло привести к обострению ситуации в случае войны с СССР.

В 1938 году, после присоединения Тешинской Силезии к Польше в сговоре с Гитлером, среди жителей Полесского воеводства начали ходить слухи, что скоро Советский Союз присоединит к себе Полесье.

Накануне нападения Германии на Польшу лишь некоторые жители Западной Белоруссии продемонстрировали «патриотический настрой» в отношении польского государства.


Когда в некоторых местностях Пинского уезда мобилизационные карты получили только резервисты католического вероисповедания, некоторое количество православных белорусов высказались, чтобы в Войско Польское призвали не только «поляков», но и их, так как они тоже хотят защищать свое «Отечество».

Речь Посполитая

По Люблинской унии 1569 года Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство, названное Речью Посполитой (дословный перевод на польский язык латинского respublica). Это было нетипичное государственное образование: короля избирали сеймом и постепенно он терял рычаги управления страной. Значительной силой обладала шляхта, то есть дворянство. Однако работа сейма тоже была парализована, поскольку любое решение могло быть принято лишь единогласно. На протяжении XVII-XVIII вв. Речь Посполитая постепенно превращалась в объект европейской политики, а на ее территории претендовали значительно окрепшие соседи: Швеция и Московское царство. Несмотря на осознание польским обществом многочисленных проблем и безрадостных перспектив, никаких решительных шагов по исправлению ситуации сделано не было. Король стал номинальной фигурой, а шляхта не желала расставаться со своими привилегиями даже перед угрозой потери государством независимости.

Восстание и его последствия

Революция июля 1830 г. во Франции подтолкнула поляков к действию. Выдвинув лозунг восстановления Речи Посполитой в границах до первого раздела, польская армия выступила против русских частей. Наместник был свергнут и едва избежал расправы. Показательно, что Константину Павловичу доносили о брожении в армейских частях, но тот не спешил применять крутых мер, опасаясь польских националистов меньше, чем императора. Сам же Николай по решению повстанцев был низложен в качестве польского царя.

Несмотря на ожесточенное сопротивление, польская армия была наголову разбита 26 мая 1831 года. Вскоре под контролем повстанцев осталась только Варшава, державшаяся до 7 сентября. Решительными действиями императору Николаю удалось удержать Царство Польское в составе Российской империи. Но последствия восстания для поляков были трагичными. Николай получил возможность отменить конституцию и привести систему управления в соответствие с общеимперской. Были упразднены сейм и Госсовет, министерства заменили ведомственными комиссиями. Армия Царства Польского была расформирована, а возможность местного правительства распоряжаться финансами — значительно урезана.

«Польский эксперимент». Первый опыт конституции в России

Первой задачей, которую попытался решить Александр после окончания войны, было дарование конституции Польше. Разработанная в 1815 г. конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда, обязывала использовать польский язык во всех правительственных учреждениях и назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных Царства Польского. Главой польского государства объявлялся российский император, который должен был приносить присягу на верность принимаемой конституции. Законодательная власть принадлежала состоявшему из двух палат сейму и царю. Нижняя палата сейма избиралась от городов и от дворянства. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом. Сейм должен был собираться два раза в году и работать в общей сложности не более месяца. Не обладая правом принимать законы, сейм мог лишь представлять обращение о предложении об их принятии на имя императора. Законопроекты должны были обсуждаться в Госсовете.

Польская конституция стала первым подобным документом на территории Российской империи. Она сняла на время напряженность в отношениях между властью и польским населением. Император Александр I для принятия конституции лично приехал в Варшаву в 1815 г. Он предстал перед публикой облаченным в польский мундир и перепоясанный лентой польского ордена Белого Орла. Все это привело польское дворянство в состояние восторга и вселило надежды на дальнейшее расширение независимости Царства Польского и рост его территории за счет украинских и белорусских земель бывшей Речи Посполитой.

Эти настроения прошли очень скоро. Если поляки считали принятие конституции началом пути к полной самостоятельности, то император Александр полагал, что и так сделал для Польши слишком много. Польская конституция стала самым крупным шагом Александра I на пути реформ за все его царствование. Наряду с принятыми ранее законами для Финляндии, он рассматривал «польский эксперимент» как начало пути всей России к общей для нее конституции. Выступая в Варшаве в 1818 г. на открытии сейма, он прямо заявил слушателям: «Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры». Свидетелей этого выступления поразили и другие слова императора, который сказал о том, что «непрестанно помышлял» уже долгие годы о введении в России конституции.

Законодательство державы

Вопросы миграции и подданства четко регулируются законодательством республики. Основной нормативно-правовой акт, определяющий на каких условиях можно получить польское гражданство – «Закон о гражданстве Польши».

Его основной принцип – беспрерывность и приоритетность индигената. Другими словами, став подданным республики человек остается им пожизненно или пока самостоятельно не захочет разорвать правовую связь с государством.

Что касается приоритетности, то резидент Польши с множественным индигенатом не подчиняется и не охраняется законом другого государства на территории Республики.

Кому откажут в выдаче паспорта?

Большинство иностранцев, подающих заявку на получение индигената, получают положительный ответ. Независимо от оснований, некоторым резидентам иностранных государств будет отказано в выдаче внутреннего паспорта:

  • халатно относящихся к процессу сбора и подачи документов на приобретение нового статуса;
  • прожившим на территории республики недостаточный срок для получения гражданства;
  • нарушившим любые законы Польши;
  • находящимся в международном розыске;
  • подозреваемых в связях с террористами;
  • угрожающих безопасности страны.

Законодательная власть

Власть законодательная должна была заключаться в особе короля и в двух палатах. Сейм созывался каждые два года на тридцать дней, причем королю представлялось право роспуска сейма, отсрочки сеймовых заседаний и созыва чрезвычайного сейма. Члены сейма в период сессии пользовались неприкосновенностью. Законодательная инициатива признавалась только за королём, но послам и депутатам позволялось представлять королю через государственный совет разного рода желания, касающиеся блага их сограждан.

Бюджет утверждался сеймом не более как на четыре года.

Заседания обеих палат должны были быть публичными и только по желанию десятой части присутствующих членов палаты могли превращаться в секретные комитеты. Окончательная санкция законов принадлежала королю. Сенаторы (члены императорского дома, епископы, воеводы и каштеляны) назначались королём на всю жизнь и притом (кроме сенаторов первых двух категорий) из двух кандидатов, представленных самим сенатом.

«Посольская изба» должна была состоять из 77 послов, выбранных на шляхетских сеймиках по одному от каждого повета, то есть уезда, и из 51 депутата от гмин, то есть общин. Срок полномочий для послов и депутатов устанавливался шестилетний, избирательный ценз определялся уплатой в виде прямого налога не менее ста злотых. Если бы король распустил посольскую избу, то в течение двух месяцев должен был назначить новые выборы.

Конституция определяла также состав и функции шляхетских сеймиков и нешляхетских общинных собраний, которым давалось право выбирать не только послов и депутатов, но и членов воеводских советов, а также составлять списки кандидатов на административные должности.

«Охранить свою высокую честь»

Командование Красной армии пристально следило за поведением советских военнослужащих на освобождаемых территориях иностранных государств. Офицерам и солдатам, которые участвовали в боях на территории Польши, разъяснялась политика в отношении поляков: в частности подчёркивалось, что РККА не вмешивается во внутренние дела Польши. Иногда это вызывало даже недовольство представителей польской бедноты, которые рассчитывали с приходом советских войск установить в Польше советские порядки.

Также по теме Так начиналась война: Министерство обороны опубликовало уникальные исторические документы На сайте Министерства обороны открылся новый раздел, в котором размещены уникальные свидетельства советских военачальников о первых…

«Разъяснения наших бойцов, что мы не вмешиваемся во внутреннюю жизнь Польши, им явно не понравились», — рассказывается об одном из таких случаев в донесении политотдела 60-й армии 1-го Украинского фронта.

Строго следило советское командование и за дисциплиной. До личного состава всех фронтов и армий был доведён приказ Народного комиссариата обороны, который требовал немедленно пресекать случаи мародёрства и строго наказывать виновных — вплоть до предания их военному трибуналу. Советское военное командование старалось уберечь и гражданскую инфраструктуру страны. Так, в январе 1945 года был отдан приказ войскам 2-й Гвардейской танковой армии, запрещавший передвижение танков по асфальтированным шоссе «в целях недопущения порчи этих дорог гусеничными машинами».

Сами красноармейцы, как следует из донесений, понимали, что они пришли на польскую землю как освободители.

«Наша задача — не уронить перед жителями своего достоинства и охранить свою высокую честь даже в мельчайших поступках по отношению к мирному населению», — приводит слова рядового Слонченко донесение политотдела 60-й армии 1-го Украинского фронта, рассказывающее, как поляки 6 августа 1944 года встречали советские войска.

В спецсообщении, отправленном на имя члена военного совета 6-й армии генерал-майора авиации В.Я. Клокова, приводится показательный отрывок из письма военнослужащего С.В. Копчёнова.


Однако сегодня в Польше пытаются переписать историю.

«Сейчас поляки считают, что освобождения не было — была оккупация. Но оккупанты не привозят десятки и даже тысячи тонн продуктов питания в только что освобождённые города, — рассказала Носкова о помощи Красной армии. — А это было! Был приказ Ставки: из фондов фронтов выделить столько-то муки, сухарей, крупы, подсолнечного масла. И даже сухофруктов для детей!»

Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева

Менее чем через год после выступления царя в Варшаве к нему на стол лег проект конституции, составленный Н. Н. Новосильцевым.

Николай Николаевич Новосильцев (1761—1838)воспитывался в доме графа А. С. Строганова, поскольку был незаконнорожденным сыном его сестры. В 1783 г. он начал военную службу в чине капитана. Он отличился в войне со Швецией в 1788— 1790 гг. Вскоре Новосильцев подружился с Александром Павловичем. На службе он не только отличался воинской доблестью, но и проявил себя как талантливый дипломат и государственный деятель. Новосильцев вошел в число членов Негласного комитета, пользовался особым доверием царя. С 1813 г. он служил на различных постах в Царстве Польском.

Именно ему Александр и поручил разработку конституционного проекта. Этот выбор объяснялся не только личной близостью Новосильцева к императору, но и необходимостью учета «польского опыта», а также удаленностью автора реформы от двора, что давало возможность обеспечить секретность проекта.

В 1820 г. проект Новосильцева был готов. Он назывался «Уставная грамота Российской империи». Главным ее пунктом было провозглашение суверенитета не народа, как было записано в большинстве конституций, а императорской власти. В то же время в проекте провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. Правда, право внесения в парламент проектов законов принадлежало царю. Он же возглавлял исполнительную власть. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность.

Как и в проектах Сперанского, в «Уставной грамоте» под понятием «граждане» понимались лишь представители «свободных сословий», в число которых не входили крепостные. О самом крепостном праве в проекте ничего не говорилось. «Уставная грамота» предполагала федеративное устройство страны, разделенной на наместничества. В каждом из них также предполагалось создать двухпалатные парламенты. Власть императора была по-прежнему огромна, но все же ограниченна. Вместе с грамотой были подготовлены и проекты манифестов, вводивших в действие основные положения «Уставной грамоты». Однако подписаны они так и не были.

Предпосылки польского восстания 1830 года

При Александре I Царство Польское в составе Российской империи было одной из наиболее динамично развивающихся областей. Экономический рост наблюдался во всех областях народного хозяйства, благодаря чему был преодолен дефицит бюджета. О повышении уровня жизни свидетельствует и рост населения: всего к 1825 году на территории автономии проживало 4,5 млн человек.

Однако накапливались и кризисные моменты. Прежде всего, польская национальная элита рассчитывала на включение в состав Царства Польского земель, приобретенных Россией в ходе трех разделов. Рассчитывать на это позволяла позиция императора Александра, но, столкнувшись с серьезным противодействием, император отказался от этой идеи.

Другим источником недовольства поляков была фигура наместника — брата императора, Константина. Хотя тот всячески пытался понравиться свои подопечным, его откровенно деспотические методы управления встречали глухое сопротивление. Среди офицеров польской армии участились случаи самоубийств, а интеллигенция объединялась в подпольные кружки, запрещенные после выступления декабристов.

Не вызвало радости и воцарение Николая I, в отличие от старшего брата не симпатизировавшего либеральным течениям и неприязненно относившегося к конституции. Несмотря на личное отношение, он все же принес присягу и намеревался сохранять сложившиеся с момента включения в состав Российской империи Царства Польского методы управления. Но поляки решили добиваться независимости. В 1828 году оформился «Военный союз», внутри которого разрабатывали планы вооруженного восстания.

Замысел проекта

К 1818 году у Александра I уже был некоторый опыт в создании таких документов, которые мы сейчас называем конституциями. По решению Венского конгресса Россия получала Царство Польское, а русский император, соответственно, становился его королем. В 1815 году на Польше Александр «обкатал» первый проект конституции. Она получила название хартии Царства Польского. Впервые в истории России часть империи получала свободу вероисповедания, перемещения, равенства перед судом, представительства в сейме (парламенте). Немыслимые для Российской империи вольности. Но император пошел и дальше, он поручил князю Н. Н. Новосильцеву создать подобный проект и для остальной территории империи. Князь Новосильцев к тому времени был уже опытным государственным и военным деятелем, он осуществлял общее руководство проектом, и к разработке документа он подключил лучшие умы не только в России, но и пригласил экспертов-юристов из других стран. Французский оригинал текста грамоты был написан юристом П. И. Пешар-Дешаном. Князь Петр Андреевич Вяземский осуществил перевод грамоты на русский язык, редактировал текст и взял ответственность за его общую доработку.

Н.Н. Новосильцев

На пути к автономии

Местное славянское население на протяжении сотен лет идентифицировало себя преимущественно как «русинов» (или «русских»). В XIX столетии часть из них была ассимилирована словаками, но проходившая при поддержке властей Австро-Венгрии «украинизация» изначально затронула их не так сильно, как русинов Галичины.

«Так как Закарпатье относилось к Венгрии, тут не ощущалось такого сильного влияния Польши, как на Галичине, а украинская идея во многом была связана именно с польским влиянием», — рассказал в беседе с RT ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский.

После развала в 1918 году Австро-Венгрии образовалось несколько новых независимых государств, и Закарпатье, частично занятое чехословацкими войсками, оказалось под властью Праги, что было подтверждено в 1920 году Сен-Жерменским договором.

Политическая ситуация в Закарпатье была непростой. В 1930-х годах на выборах партии, ориентированные на сохранение статус-кво в составе Чехословакии, набирали не более четверти голосов. Остальное население выступало либо за широкую автономию (в том числе в составе Венгрии), либо за присоединение к СССР. Местные коммунисты набирали на выборах от 25% до 40%.


  • Представительницы русинов

Кроме того, в Закарпатье существовали трения между сторонниками русофильского и украинофильского движений. Первые относили себя к общерусскому культурному пространству, вторые настаивали на том, что закарпатские славяне являются этнической группой украинцев. Причём украинофилы находились в меньшинстве.

Также по теме «Прикрытие оккупационного режима»: как в 1918 году Германия признала независимость Украинской державы 2 июня 1918 года Берлин официально признал независимость Украинской державы во главе со своим ставленником — гетманом Павлом…

«На определённом этапе украинофилов поддерживало пражское правительство, которое таким образом пыталось насолить соседней Польше, имевшей проблемы с украинским движением на Галичине», — рассказал в интервью RT кандидат исторических наук, старший преподаватель РГГУ Вадим Трухачёв.

В ходе Мюнхенского сговора 1938 года одним из требований Германии, Италии, Великобритании и Франции к Чехословакии стало урегулирование с Венгрией вопросов относительно будущего районов Словакии и Закарпатья с преобладающим мадьярским населением. Однако переговоры между Прагой и Будапештом закончились безрезультатно. 4 октября венгерские власти информировали Германию о том, что готовы силой аннексировать Закарпатье.

На фоне внешнеполитических трудностей Чехословакии резко активизировалась русинская организация — Центральная русская народная рада. Ещё в мае 1938 года она потребовала предоставить Закарпатью давно уже обещанную автономию, а в сентябре направила делегацию на переговоры в Прагу. Причём борьба за статус автономии на время примирила русофильское крыло Рады с украинофильским.

Как получить гражданство Польши

Иммиграционное законодательство РП подразумевает несколько различных способов получения подданства, которые отличаются для разных категория граждан, в зависимости от их происхождения и прочих факторов.

По происхождению

Говоря о термине «происхождение» стоит отличать «jus sanguinis» и «jus soli»:

  • право крови (по рождению от родителей, хотя бы один из которых является поляком). Ребёнок автоматически получает гражданство, если его родитель является подданным Республики. При этом не имеет значения, произошло ли появление на свет на территории Польши или нет, новорожденный одинаково может считаться поляком;
  • право земли. Применяется к тем, кто был рождён или найден на территории Республики Польша, и чьи родители не имеют гражданства, либо неизвестны. В таком случае данное лицо также автоматически будет считаться подданным государства.

Предоставление гражданства президентом

Особыми правами на предоставление гражданства обладает президент Республики Польша. Первое лицо государства по собственному усмотрению может вручить паспорт любому человеку, вне зависимости от того, соответствует ли он каким-либо требованиям, указанным в нормативных актах.

Стоит указать причины, по которым вы считаете, что достойны стать гражданином Польши. Если обоснование веское, то после довольно длительного рассмотрения, не ограниченного процессуальными сроками, президент может назначить вас подданным.

Признание гражданином

Это наиболее доступный большинству иностранцев способ получения гражданства. Стандартная процедура, в иных странах называемая «натурализацией», в Польше зовётся «признанием».

Государство может признать вас своим гражданином, если вы принадлежите к какой-либо из этих категорий людей:

  1. непрерывно находитесь на территории Республики три и более года на основании разрешения на постоянное проживание (или разрешения на пребывание долгосрочного резидента Европейского Союза) в законном жилище, имея стабильный легальный источник дохода, достаточный для полного самообеспечения;
  2. не менее трёх лет состоите в браке с гражданином Польши и совместно проживаете на территории страны как минимум 2 года, имея статус резидента;
  3. непрерывно проживаете в Польше 2 года, имея разрешение на ПМЖ, полученное благодаря статусу беженца;

Каждый кандидат, за исключением несовершеннолетних, должен сдать государственные экзамены по польскому языку, а также тест на интеграцию в общество.

Сдавать экзамен не нужно, если вы получили образование на польском языке. В ином случае необходимо заранее записать на тест и пройти его, получив сертификат об уровне владения языком В1.

Проверка обществознания проходит, как и в большинстве других стран. Претендент на вступление в польское общество должен знать гимн страны, имена первых лиц государства, разбираться в национальной символике, иметь базовые познания в истории и культуре страны.

Иностранец, желающий быть признанным гражданином Польши, должен подать следующие документы:

  • заполненное заявление о признании гражданства с вклеенным актуальным фото;
  • оригинал либо копия свидетельства о рождении;
  • действующий загранпаспорт;
  • разрешение на постоянное проживание в РП или разрешение на пребывание долгосрочного резидента ЕС;
  • сертификат, подтверждающий знание государственного языка;
  • бланк с вписанными датами отсутствия на территории Республики в периоды необходимого непрерывного пребывания;
  • квитанция об оплате госпошлины.

По репатриации

Отдельную категорию составляют иностранцы, имеющие польское происхождение – для них предусмотрена упрощённая процедура возвращения на родину. Репатриант должен обратиться в польское дипломатическое консульство, имея при себе документы, подтверждающие наличие польских корней.

После довольно длительного рассмотрения, которое может растянуться на три года, в загранпаспорт аппликанта будет вклеена специальная виза. После чего в момент пересечения польской границы лицо автоматически становится гражданином.

При покупке недвижимости

Покупка собственной жилплощади на территории Республики официально никак не ускоряет процесс получения паспорта. Формально в законодательстве нет такого пункта.

Подведем итоги

Прежде всего не следует верить недостоверной информации в СМИ относительно существования двойного индигената Польши и России. Необходимо четко понимать, что отсутствие соответствующего соглашения между РФ и Республикой Польша делает невозможным двойное польско-российское или российско-польское гражданство. Речь может идти только о втором или множественном гражданстве: гражданин РФ или РП, сохраняя предыдущий индигенат, обретает второе гражданство.

Данный статус приводит к двойному грузу обязанностей и к поражению в некоторых правах, поэтому стоит рассматривать вариант с отказом от одного из индигенатов.


С этим читают