Содержание
Краткая биография
Гавриил (Гаврила) Романович Державин
— русский поэт, крупнейшая фигура русского классицизма, литературы эпохи Просвещения. Появился на свет 14 июля (3 июля по ст. ст.) 1743 г. в родовом имении в д. Кармачи Казанской губернии. Был сыном небогатого помещика и потомком рода, основателем которого, как утверждало семейное предание, был татарский мурза. Сами не имевшие образования, родители Державина заботились о том, чтобы их дети были воспитанными и образованными. В 1750 г. Гаврилу отправили в немецкий пансион, а с 1759 по 1762 г. он был учеником Казанской гимназии.
Девятнадцатилетним юношей Державин поступил на военную службу, служил в Преображенском полку солдатом лейб-гвардии; в составе этого воинского формирования принимал участие в государственном перевороте, в результате которого трон достался Екатерине II. В 1772 г. Державин получает офицерскую должность, но его военная карьера складывается таким образом, что ему приходится уйти в отставку и поступить на гражданскую службу.
В 1773 г. журнал «Старина и Новизна» публикует «Ироиду, или Письма Вивлиды к Кавну» — дебютное произведение Гавриила Державина, представлявшее собой перевод с немецкого отрывка из Овидия. Поначалу творя в русле традиций, заложенных Ломоносовым и Сумароковым, он в 1779 г. начинает идти по собственной литературной стезе, создавая произведения в стиле, который затем почитался как образец философской лирики.
Воспевавшая Екатерину II ода «Фелица», написанная в 1782 г., изменила дальнейшую биографию Державина, принеся ему известность — не только литературную, но и общественную. Благодаря этому он в 1784 г. попал на пожалованную императрицей должность наместника Олонецкой губернии, которую занимал всего до 1785 г. из-за конфликта с местными властями. Не сложились у него отношения и с тамбовскими чиновниками, когда в 1786 г. его назначили губернатором Тамбовской губернии, поэтому на посту Г.Р. Державин продержался до 1788 г., пока не был отозван императрицей в столицу. За недолгий срок губернаторства поэт проявил себя непримиримым противником различных злоупотреблений со стороны чиновников, немало сделал на стезе просвещения населения.
В 1789 г. Державин возвратился в столицу. В 1791-1793 гг. находился на должности кабинет-секретаря Екатерины II, после чего императрица за излишнее рвение лишила его поста. Привыкший говорить правду в лицо, слишком независимый и деятельный, Державин нажил себе немало недоброжелателей за время госслужбы. С 1793 г. он заседал в Сенате, с 1794 г. занимал должность президента Коммерц-коллегии, в 1802-1803 гг. — министра юстиции, после чего в 60-летнем возрасте ушел в отставку.
Уволившись с госслужбы Гавриил Романович живет не только в Санкт-Петербурге, но и в Новгородской губернии, где у него было имение Званка. Даже будучи чиновником, он не прекращал литературной деятельности, написал множество од, а после ухода в отставку получил возможность полностью на ней сосредоточиться. Ближе к концу творческого пути Гавриил Романович попробовал себя жанре драматургии, написав ряд трагедий. В 1808 г. был издан сборник его сочинений в четырех томах.
Петербургский дом Державина был местом встреч литераторов, в 1811 г. круг завсегдатаев стал официально зарегистрированным литературным обществом «Беседа любителей русского слова», главой которого был он сам и А.С. Шишков. Взгляды его на язык и литературу были достаточно консервативными, но это не мешало Державину с интересом и благосклонно относиться к новаторским явлениям в поэзии. Широко известен факт из биографии Пушкина, когда его заметил и «в гроб сходя, благословил» «старик Державин». Его творчество в русле классицизма стало той почвой, на которой взросла поэзия Пушкина, Батюшкова, поэтов-декабристов.
Умер Державин 20 (8 июля по ст. ст.) 1816 г. в своем имении. Его похоронили недалеко от Великого Новгорода, в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря. Место захоронения в годы Великой Отечественной войны превратилось в руины из-за артобстрелов. Лишь в 1959 г. останки Державина и его супруги перезахоронили в Новгородском детинце, однако в 1993 г. вернули на прежнее место, когда собор был отреставрирован.
Творческий путь
Первое напечатанное произведение Державина — ода на бракосочетание князя Павла Петровича. Она вышла в свет в 1773 году. Сначала Гавриил Романович пытался подражать стилю Ломоносова, но у него не получалось воссоздать «воздушную» манеру письма.
Через некоторое время поэт прислушался к советам опытных друзей. В итоге за образец он взял оды Горация. Творец считал, что главной задачей литератора является прославление благих дел и порицание дурных поступков.
Изначально все стихотворения издавались без подписи. В газете «Санкт-Петербургский вестник» были напечатаны «Властителям и судиям» и «Ключ». Но известным среди обычных людей Державин не стал. О нём узнали лишь литераторы.
Общество узнало его имя после издания оды «Фелица». Это стихотворение воспевало императрицу. За него Екатерина наградила Державина 500 червонцами и шкатулкой, украшенной бриллиантами.
Затем издание «Собеседник» напечатало такие стихотворения:
- «Бог»;
- «Видение Мурзы»;
- «Водопад».
Ода «Бог» считается лучшим произведение автора. Благодаря этому стихотворению его стали относить к классикам и кумирам. Всего Державин написал несколько сотен стихов, которые объединены в десятки сборников.
Гавриил Романович был неравнодушен к эротической поэзии. Это является достоверным фактом. При этом он хотел, чтобы его произведения читались в обществе дам.
Примечания
- Державины // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- А после смерти последнего служил в штабе генерала П. Д. Мансурова.
- Державинский сборник-2018 / ред. М. Л. Гольденберг. — Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2018. — 226 с. ISBN 978-5-9274-0821-4
- Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
- Малинин Георгий Александрович. Памятные места Саратовской области. Саратов: Саратовское книжное издательство, 1958. — 167 с.
- Чехов А. П. Памятник Плениры // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. СПб. Типография А. С. Суворина. 1892. Т. 48. С. 754—765.
- Сост. В. И. Саитов, по поруч. Вел. Кн. Николая Михайловича,. том I (А-Г) // Петербургский некрополь. — СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 5 лин. В. О., д.28, —. — С. 39.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 3 мая 2014.
- Данько Е. Я. Г. Р. Державин и изобразительное искусство// XVIII век, Сб. 2. — Л. 1939, с. 166—247.
- Родионов А. Н. Гравюры из собрания Г. Р. Державина. Иллюстрированный каталог. СПБ, Всероссийский музей А. С. Пушкина, 2012.
- . Дата обращения 7 октября 2008.
- . Дата обращения 7 октября 2008.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 7 октября 2008.
Отношение к изобразительному искусству
Картинность является одной из главных особенностей поэзии Державина, которую называли «говорящей живописью». Как писала Е. Я. Данько, «Державин обладал необыкновенным даром проникаться замыслом живописца и в плане этого замысла создавать свои поэтические образы, более совершённые, чем их первоисточники». В 1788 году в Тамбове у Державина имелось собрание из 40 гравюр, в числе которых 13 листов были исполнены по оригиналам Анжелики Кауфман и 11 листов по оригиналам Бенджамина Веста. Державин попал под обаяние изящного, часто сентиментального неоклассицизма Кауфман, выразив своё отношение к художнице в стихотворении «К Анжелике Кауфман» (1795):
- Живописица преславна,
- Кауфман! Подруга муз!
- Если в кисть твою влиянна
- Свыше живость, чувтво, вкус <…>
Присутствие репродуцированных картин Бенджамина Веста объясняется интересом Державина к истории. Вест, получивший от Георга III официальный титул «исторический живописец его величества», был одним из первых живописцев, специализировавшихся на историческом жанре. Из 40 гравюр, собранных Державиным, 12 изображали обстоятельства, связанные с гибелью прославленных героев и героинь прошлого. Ещё 13 показывали остродраматические моменты из древней истории и мифологии. Были у Державина и две работы русского художника Гаврилы Скородумова — «Клеопатра» и «Артемисия».
Кабинет-секретарь императрицы
Следующей ступенью на карьерной лестнице Гавриила Державина стала служба в качестве личного кабинет-секретаря Екатерины II. Оставляя без внимания наветы, сыпавшиеся на поэта со всех сторон, государыня приблизила его к себе в знак благодарности за написанную когда-то в её честь оду.
Армейские фото на Shutterstock: Army and military photos.Но и на этой должности Гавриил Романович долго не удержался, поскольку имел обыкновение докладывать обо всех делах, представляя их в истинном, и подчас неприглядном, свете, чем весьма расстраивал свою благодетельницу. Докучал он ей и постоянными ходатайствами о терпящих нужду и страдающих от неправосудия. Кончилось тем, что он надоел императрице, и она отправила его с глаз долой – перевела в Сенат.
Творчество Г.Р. Державина
Творчество
До Державина русская поэзия все еще оставалась достаточно условной. Он смело и необыкновенно расширил ее темы — от торжественной оды до самой простой песни. Впервые в российской поэзии появился образ автора, личность самого поэта. В основе искусства лежит высокая истина, считал Державин, разъяснить которую может только поэт. Искусство должно подражать природе, только тогда можно приблизиться к истинному постижению мира, к истинному изучению людей, к исправлению их нравов.
Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.
Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам:
Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачества сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного…
Державин смотрел на поэзию, на свой талант прежде всего как на некое орудие, данное ему свыше для политических битв. Он даже составил особый «ключ» к своим работам — подробный комментарий, указывающий, какие именно события привели к созданию того или иного произведения.
«Властителям и судиям»
Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинные, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! — видят и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса.
Цари! — Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, — Но вы, как я, подобно страстны И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых И будь един царем земли!
В 1797 году Державин приобрел имение Званка, где ежегодно проводил по несколько месяцев. В следующем году вышел в свет первый том его сочинений, в который вошли такие обессмертившие его имя стихи, как «На рождение порфирородного отрока», «На смерть кн. Мещерского», «Ключ», оды «Бог», «На взятие Измаила», «Вельможа», «Водопад», «Снегирь».
Выйдя в отставку, Державин практически полностью посвятил себя драматургии — сочинил несколько либретто опер, трагедии «Ирод и Мариамна», «Евпраксия», «Темный». С 1807 года активно участвовал в собраниях литературного кружка, позднее составившего известное общество «Беседа любителей русского слова». Работал над «Рассуждением о лирической поэзии или об оде», в которой обобщил свой собственный литературный опыт.
Гавриил Романович и его супруга Дарья Алексеевна похоронены в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 г. состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.
Памятник Державину в Казани
«Памятник»
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! — весь я не умру; но часть меня большая. От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить. О Муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой, неторопливой, Чело твое зарей бессмертия венчай.
Биография
Михаил Державин родился 15 июня 1936 года в Москве.
Отец — народный артист РСФСР, один из ведущих актёров Театра имени Е. Б. Вахтангова Михаил Степанович Державин (1903 — 1951). Мать — Ираида Ивановна Державина (1916 — 2000).
Михаил Державин рос в доме на улице Вахтангова, в котором жили актёры, художники и музыканты, в соседнем подъезде находилось Театральное училище имени Щукина. Все жившие в этом доме дети не представляли себе иного мира, кроме театра. Все детские игры сосредотачивались вокруг импровизированных театральных подмостков: дети ставили сказки, придумывали декорации, распределяли роли и сами были и актёрами, и зрителями.
В квартиру Державиных часто наведывались в гости знаменитые «вахтанговцы»: Рубен Симонов, Виктор Кольцов, Анатолий Горюнов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов.
После начала Великой Отечественной войны Театр имени Е. Б. Вахтангова, в котором служил Михаил Степанович Державин, был эвакуирован из Москвы в Омск. В эвакуации Миша посещал все спектакли отца, но особенно ему нравился «Фельдмаршал Кутузов». В пять лет он выучил наизусть монолог М. И. Кутузова, читал его в госпитале перед ранеными.
В 1955 году Михаил Державин поступил на актёрский факультет Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина (художественный руководитель курса — Леонид Моисеевич Шихматов, режиссёр-педагог — Иосиф Моисеевич Толчанов), который окончил в 1959 году.
С 1959 года работал в Московском театре имени Ленинского комсомола (ныне — Московский государственный театр «Ленком»).
В 1967 году перешёл в Московский драматический театр на Малой Бронной.
На протяжении пятидесяти лет, с 23 декабря 1967 года и до самой смерти в январе 2018 года, служил в труппе Московского академического театра сатиры, где сыграл множество незабываемых ролей.
Всенародную славу и любовь зрителей Михаилу Державину принесла роль пана Ведущего в эстрадно-развлекательной юмористической телепередаче Центрального телевидения Гостелерадио СССР «Кабачок 13 стульев», в которой актёр снимался более тринадцати лет (с 30 апреля 1967 года по 4 октября 1980 года), поставив телевизионный рекорд — принял участие в ста сорока выпусках этой популярной программы.
В 2017 году вышла автобиографическая книга Михаила Державина «Я везучий. Вспоминаю, улыбаюсь, немного грущу».
С 1946 года, в течение семидесяти двух лет, был другом и постоянным партнёром по эстрадным номерам (1957—2017) Александра Анатольевича Ширвиндта. В середине 1980-х годов они вместе вели телевизионную программу «Утренняя почта», а с 2013 года — передачу «Хочу знать».
Семья
Первая жена (в браке с 1958 по 1960 год) — Екатерина Аркадьевна Райкина (род. 15 апреля 1938), советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР. Является дочерью Аркадия Исааковича Райкина, народного артиста СССР (1968).
Вторая жена — Нина Семёновна Будённая (род. 6 сентября 1939), дочь Семёна Михайловича Будённого.
Дочь — Мария Михайловна Будённая (род. 1963).
Внуки — Пётр и Павел Золотарёвы.
Третья жена (в браке с 6 сентября 1980) — Роксана Рубеновна Бабаян (род. 30 мая 1946), советская и российская эстрадная певица и актриса, народная артистка Российской Федерации (1999).
Сестра — Анна Михайловна Державина.
Сестра — Татьяна Михайловна Державина (1941 — 2011).
Смерть
Михаил Державин скончался 10 января 2018 года, в возрасте 81 года, после тяжёлой продолжительной болезни. Длительное время актёр страдал от целого комплекса заболеваний, в основном, от ишемической болезни сердца и гипертонии. 2 июня 2017 года Михаил Михайлович перенёс инфаркт миокарда. По сообщению племянника Михаила Державина Михаила Владимирова (сына Татьяны Михайловны Державиной, родной сестры М. М. Державина), у дяди была «болезнь сосудов: сначала в ноги плохо поступала кровь, потом — в голову». Информацию о смерти Державина подтвердила его вдова Роксана Бабаян. По её словам, с начала декабря 2017 года Державин находился на лечении в военном госпитале в городе Одинцово Московской области (на улице Маршала Бирюзова), где и скончался, несмотря на усилия врачей.
Соболезнования родным и близким актёра выразили, в числе других, президент России Владимир Путин, председатель Правительства России Дмитрий Медведев, президент Белоруссии Александр Лукашенко, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр Москвы Сергей Собянин.
Прощание с Михаилом Державиным состоялось 15 января в Московском академическом театре сатиры. После панихиды в храме Спаса Преображения на Песках прошло отпевание. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы, рядом с отцом.
СТИХОТВОРЕНИЯ
Объявление любви | 77 | |
Пламиде | 77 | |
Нине | 78 | |
Разлука | 79 | |
Пикники | 79 | |
Модное остроумие | 80 | |
Кружка | 81 | |
Невесте | 83 | |
Ключ | 83 | |
На смерть князя Мещерского | 85 | |
На рождение в Севере порфирородного отрока | 87 | |
К первому соседу | 90 | |
Властителям и судиям | 92 | |
На Новый год | 93 | |
На выздоровление Мецената | 94 | |
Разные вина | 97 | |
Фелица | 97 | |
Благодарность Фелице | 104 | |
Решемыслу | 106 | |
Видение мурзы | 109 | |
Бог | 114 | |
Желание зимы. Его милости разжалованному отставному сержанту, дворянской думы копиисту, архивариусу без архива, управителю без имения и стихотворцу без вкуса | 117 | |
На смерть графини Румянцовой | 118 | |
Осень во время осады Очакова | 121 |
Первая цифра обозначает страницу текста, вторая (курсивом) — страницу примечания.
466
На счастие | 124 | |
Философы, пьяный и трезвый | 130 | |
Праведный судия | 132 | |
Изображение Фелицы | 133 | |
К Эвтерпе | 146 | |
На коварство французского возмущения и в честь князя Пожарского | 147 | |
На взятие Измаила | 156 | |
Любителю художеств | 166 | |
Анакреон в собрании | 171 | |
Прогулка в Сарском селе | 172 | |
Памятник герою | 174 | |
Ко второму соседу | 176 | |
Скромность | 178 | |
Водопад | 178 | |
На умеренность | 191 | |
К Н. А. Львову | 194 | |
На птичку | 196 | |
На смерть собачки Милушки, которая при получении известия о смерти Людовика XVI упала с колен хозяйки и убилась до смерти | l96 | |
Амур и Псишея | 196 | |
Храповицкому («Товарищ давний, вновь сосед. . .») | 197 | |
Горелки | 198 | |
Меркурию | 199 | |
Мой истукан | 200 | |
На смерть Катерины Яковлевны, 1794 году июля 15 дня приключившуюся | 207 | |
Ласточка | 207 | |
Сафе («Когда брала ты арфу в руки…») | 209 | |
Призывание и явление Плениры | 209 | |
К лире («Звонкоприятная лира!..») | 210 | |
Вельможа | 211 | |
Мечта | 217 | |
Радость о правосудии | 217 | |
На кончину великой княжны Ольги Павловны | 218 | |
К Анжелике Кауфман | 222 | |
Флот | 222 | |
Приглашение к обеду | 223 | |
Богине здравия | 225 | |
Спящий Эрот | 226 | |
Анакреон у печки | 226 | |
На пребывание Суворова в Таврическом дворце | 227 | |
Заздравный орел | 227 | |
Гостю | 228 | |
Другу | 229 | |
Соловей | 230 | |
Павлин | 232 | |
Памятник | 233 | |
Хариты | 233 | |
Надгробие Шелехову | 234 | |
На рождение царицы Гремиславы Л. А. Нарышкину | 235 |
467
На кончину г<рафа> Орлова | 238 | |
На покорение Дербента | 238 | |
Потопление | 239 | |
Афинейскому витязю | 240 | |
Крезов Эрот | 245 | |
Пчелка | 245 | |
Бой | 246 | |
Храповицкому («Храповицкой! дружбы знаки…») | 247 | |
Капнисту | 248 | |
К Музе | 250 | |
Возвращение Весны | 251 | |
Урна | 252 | |
К лире («Петь Румянцова собрался…») | 255 | |
На возвращение графа Зубова из Персии | 255 | |
Сафо («Блажен, подобится богам…») | 259 | |
Купидон | 259 | |
Дар | 260 | |
Развалины | 261 | |
Желание | 264 | |
Люси | 264 | |
Рождение красоты | 265 | |
К женщинам | 266 | |
Соловей во сне | 267 | |
Горючий ключ | 267 | |
Венерин суд | 268 | |
О удовольствии | 268 | |
Похвала сельской жизни | 270 | |
К самому себе | 273 | |
Геркулес | 273 | |
Богатство | 274 | |
Параше | 275 | |
Арфа | 275 | |
Цепи | 276 | |
Венец бессмертия | 277 | |
Стрелок | 278 | |
Пеночка | 278 | |
Жуковскому и Родзянке, приславшим с большими похвалами автору перевод его оды «Бог», на французском языке | 279 | |
На победы в Италии | 279 | |
Русские девушки | 280 | |
Виша | 282 | |
Мельник | 282 | |
Снигирь | 283 | |
На смерть Суворова | 284 | |
Гитара | 284 | |
Тишина | 285 | |
Тончию | 285 | |
Приношение красавицам | 287 | |
Крестьянин и дуб | 287 | |
Охотник | 288 | |
Шуточное желание | 288 |
468
Старик | 289 | |
Деревенская жизнь | 289 | |
К Скопихину | 290 | |
Свобода | 292 | |
Фонарь | 292 | |
Зима | 297 | |
Весна | 298 | |
Лето | 299 | |
Осень | 300 | |
На пастуший балет | 301 | |
Оленину | 302 | |
Лебедь | 303 | |
Фалконетов Купидон | 305 | |
Цыганская пляска | 306 | |
Ответ Тромпетина к Булавкину | 308 | |
Мщение | 308 | |
На Багратиона | 309 | |
Облако | 309 | |
Гром | 311 | |
Радуга | 314 | |
Цепочка | 315 | |
Персей и Андромеда | 316 | |
Атаману и войску Донскому | 320 | |
Луч | 324 | |
Крестьянский праздник | 325 | |
Евгению. Жизнь Званская | 326 | |
Похвала Комару | 334 | |
На прогулку в Грузинском саду | 342 | |
Признание | 342 | |
Задумчивость | 343 | |
Водомет | 343 | |
Привратнику | 344 | |
Аспазии | 346 | |
Синичка | 347 | |
Незабудочка | 348 | |
Оковы | 348 | |
Аристиппова баня | 349 | |
Царь-девица | 352 | |
Князь Кутузов-Смоленской | 358 | |
Полигимнии | 359 | |
«Река времен в своем стремленьи…» | 360 | |
Примечания | 361 | |
Словарь мифологических имен, устарелых и редко употребляемых слов | 453 | |
К иллюстрациям | 456 | |
Алфавитный указатель стихотворений | 457 |
Содержание // Г.Р. Державин. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957. С. 466—469. (Библиотека поэта; Большая серия). Электронная публикация РВБ, 20032020. Версия 2.1 от 20 января 2017 г.
Творчество
Андрей Державин начинал свой творческий путь, как и многие музыканты, с ресторанов и городских танцплощадок.
В 1985 году Андрей вместе со своим однокурсником Сергеем Костровым создали музыкальный коллектив и дали ему название «Сталкер».
В состав группы тогда вошли:
- Андрей Державин – композитор, клавишник;
- Виталик Лихтенштейн – бэк-вокалист, клавишник;
- Сергей Костров – звукооператор и автор песенных текстов;
- Александр Чувашёв – бэк-вокалист, ударник.
Сначала ребятам предстояло закупить музыкальное оборудование. Что-то приобреталось на знаменитом московском толчке на улице Неглинной, а, например, первый синтезатор они купили у заезжей в Ухту группы.
В то время машина «Жигули» стоила 5 тысяч рублей, а синтезатор им предложили за 4200 рублей. Стремительно за один вечер ребята заняли денег, у кого только можно было, и насобирали всего 3850 рублей. Когда пришли в гостиницу, где остановились музыканты, начали торговаться. Пришлось Андрею к собранной сумме денег добавить свою новую куртку «Аляску», которую недавно с таким трудом достала где-то мама. Музыканты повелись на куртку, потому что не ожидали в Ухте таких морозов – 30 градусов. А вот самому Андрею пришлось потом идти домой через весь город без верхней одежды, но зато у группы теперь был синтезатор.
Долгое время в коллективе не могли подобрать вокалиста, в итоге им стал Андрей Державин. Первая песня, которую они записали, называлась «Звёзды». Ребята исполняли композиции в стиле евродиско. Днями и ночами на обыкновенном магнитофоне они переписывали кассеты со своими песнями и раздавали их всем подряд, в особенности певцам, которые приезжали в Ухту на гастроли. Им очень хотелось заявить о себе и быть услышанными.
После выхода композиций «Без тебя» и «Я хочу не помнить зла» группа стала набирать популярность во многих регионах, и в 1986 году её зачислили в штат Сыктывкарской филармонии.
Началась череда гастролей, и в 1989 году группа перебралась в Москву. Здесь свои кассеты они стали разносить на радиостанции и телевидение в надежде, что кто-нибудь когда-нибудь послушает их музыку и оценит. Андрей абсолютно этого не стесняется и не видит ничего унизительного. По его словам: «Если человек решил в жизни чего-то добиться, то должен отбросить все амбиции и гордость и пробиваться».
Их творчество оценили в студии «Синтез» (под руководством Александра Кутикова), и «Сталкер» записал на ней два альбома:
- «Новости из первых рук»;
- «Жизнь в придуманном мире».
В 1991 году группа «Сталкер» прекратила своё существование. И с этого времени Андрей в течение 10 лет занимался сольной деятельностью.
Сергей Костров вначале работал над новым проектом «Лолита», но потом продолжил сотрудничество с Державиным. Песни, которые исполнял Андрей, мгновенно становились популярными на всю распадающуюся советскую страну:
- «Не плачь, Алиса»;
- «Чужая свадьба»;
- «Катя-Катерина»;
- «Брат»;
- «Журавли»;
- «Наташа».
Интересная история появления песни «Наташа». Державин и Костров отдыхали с семьями в Крыму. Когда вечером Сергей вышел на балкон и увидел потрясающей красоты закат, то обратился к своей супруге Наталье: «Давайте выпьем, Наташа, сухого вина». Утром эта фраза переродилась в первую строчку припева, а к вечеру уже была готова новая песня. В клипе к этой композиции снимались многие знаменитые Наташи тех времён: актрисы Наталья Гвоздикова, Наталья Селезнёва и Наталья Крачковская.
Много времени Андрей уделяет написанию музыки к кино и мультфильмам. Его композиции можно услышать:
- в сериале «Танцор»;
- в мультике «Ну, погоди!» (19-я и 20-я серии);
- в фильме «Лузер»;
- в сериале «Цыганки»;
- в фильме «Женить миллионера»;
- в мультипликационных сериалах «Приключения котёнка и его друзей» и «Удивительные приключения Хомы».
В 2000 году Державину позвонил Андрей Макаревич и пригласил в группу «Машина времени» на место уволенного Петра Подгородецкого. С тех пор и по настоящее время Державин является в коллективе клавишником.
Андрей Державин близко дружил с прекрасным композитором-мелодистом, замечательным певцом и человеком Игорем Тальковым. Очень тяжело переживал его гибель, и на протяжении всех лет после смерти Игоря оказывал помощь его вдове и сыну.
Школьные годы
Из эвакуации Державины вернулись в Москву, в свой родной дом, на свою любимую улицу. Здесь по-прежнему проживало много актёров, музыкантов и художников. А в пятнадцати метрах от подъезда располагалось театральное училище имени Щукина. Поэтому у Миши и его дворовых друзей было тогда одно занятие – театр. Им вообще казалось, что других профессий, кроме артистов, в мире не существует. Мальчишки и девчонки строили импровизированные театральные подмостки, сами придумывали и делали декорации, распределяли роли, ставили сказки и сами же их смотрели, то есть были и артистами, и зрителями.
В квартире Державиных по-прежнему собирались знаменитые вахтанговцы: режиссёр театра и кино Рубен Николаевич Симонов, Народный артист СССР Андрей Абрикосов, руководитель театра имени Маяковского Николай Охлопков, актёры кино и театра Анатолий Горюнов и Виктор Кольцов. С таким окружением вряд ли Михаил мог мечтать о другой профессии, кроме актёра.
Хотя его папе очень хотелось, чтобы сын стал художником. Именно поэтому, наряду с общеобразовательной школой, Миша ещё посещал занятия рисованием. Юный Державин часто брал в руки кисти, и отцу нравились его работы, но всё равно в будущем Михаил отдал предпочтение театру. Но не отрицает, что художественная школа внесла свою положительную лепту, сейчас иногда он рисует небольшие пейзажи, просто так, для души.
Мимо дома Державиных очень часто проезжал сам Сталин. Иногда ребята шли со школы, а вдоль дороги стояли охранники, и было понятно, что сейчас тут повезут Иосифа Виссарионовича. Мальчишкам даже удавалось разглядеть его в окошке заграничного автомобиля. Они были в диком восторге, ведь в школе детей тогда воспитывали так, что страна у них самая счастливая, а лучшее в мире детство подарил товарищ Сталин. Поэтому увидеть его было для детворы огромной радостью.
Лето артисты театра имени Вахтангова проводили в доме отдыха. Но семья Державиных снимала небольшой дачный домик у мельника, потому что папа обожал ловить рыбу. К сожалению, во время одного из таких отпусков отец Михаила умер, ему было всего 48 лет. Случился инфаркт, сын побежал в дом отдыха за врачом, но папу спасти уже не удалось.
Как говорит в шутку сам Михаил, окончив среднюю школу, он просто вышел из одного подъезда их дома и зашёл в другой, где подал документы для поступления в Щукинское училище.
Андрей Державин — композитор
Этот талантливый человек даже во время сотрудничества с «Машиной времени» не прекращал творить. Только в этот период его основной деятельностью становится сочинение мелодий и аранжировка. Его композиции стали частью многих фильмов.
Впервые его музыка прозвучала в картине «Танцор» (2003 года). Потом были выпущены 19 и 20 серии мультфильма «Ну, погоди!», для которых он написал мелодии.
2007 год ознаменовался выходом картины А. Абдулова «Лузер», авторство музыки в котором принадлежит тоже Андрею Державину. Еще через 2 года появилась композиция для фильма «Цыганки» А. Пиманова.
В 2010-м он помог с озвучиванием сразу двух проектов: фильма «Женить миллионера» и мультика «Приключения Котенка и его друзей». А еще 7 лет, до 2012 года, в мультсериале «Удивительные приключения Хомы» он был главным композитором.
Кроме всего этого, Державин дважды появлялся в роли камео в фильмах. Это были «Воротилы. Быть вместе» (2008) и «Мужчина в моей голове» (2009).
С этим читают
- Андрей юрьевич боголюбский
- Шолохов михаил александрович
- Кутузов михаил илларионович краткая биография, интересные факты, чем знаменит генерал, роль кутузова в войне 1812 года, исторический портрет
- Биография и личная жизнь андрея никулина, последние новости и интересные факты
- Великий князь михаил александрович: пермская голгофа
- Михаил васильевич ломоносов
- Пуговкин, михаил иванович
- Ярослав всеволодович — биография, информация, личная жизнь
- «забавлялся тем, что сводил с ума женщин». мрачная судьба михаила лермонтова
- Как предавали россию. козырев (4 фото)