Детский крестовый поход со 100.000 человек

Предыстория конфликта[править | править код]

В этой ситуации Алексей достаточно часто пользовался помощью наёмников из Западной Европы, которых византийцы называли франками или кельтами. Полководцы империи высоко ценили боевые качества европейской кавалерии и использовали наёмников в качестве ударных частей. Их корпус нуждался в постоянных пополнениях. В 1093 или 1094 году Алексей, по-видимому, направил папе римскому просьбу о помощи в найме очередного корпуса. Возможно, что эта просьба и послужила основанием для призыва к Крестовому походу.

Во второй половине XI века (между 1078 и 1081 годами) в Малой Азии появляются турки, создающие ряд небольших царств турок-сельджуков (Дамасское, Алепское и другие).

Вследствие этого у христиан начала зарождаться идея о том, что им нужно защитить от гонений своих собратьев и вернуть утраченные земли и святыни.

На протяжении второй половины I тысячелетия мусульмане завоевали большую часть Северной Африки, Египет, Палестину, Сирию, Испанию и множество других территорий.

Однако ко времени Крестовых походов мусульманский мир был разобщён внутри, между правителями различных территориальных образований шли постоянные междоусобные войны, и даже сама религия претерпела раскол на несколько течений и сект. Этим не преминули воспользоваться внешние противники, в том числе и христианские государства на Западе.

Так же значительную роль сыграло желание папы римского увеличить свою власть при помощи образования новых государств на захваченных территориях, которые бы зависели от папы. Затем так и случилось. Западные европейцы хотя и награбили много золота, но понесли огромные по тем временам моральные и человеческие жертвы, а мусульмане проиграли вдвое больше, и впоследствии у них начался кризис.

Византияправить | править код

В этой ситуации император Алексей Комнин вел дипломатическую переписку с правителями западноевропейских стран (наиболее известна переписка с Робертом Фландрским), призывая их о помощи и выказывая бедственное положение империи. Также наметился ряд шагов по сближению православной и католической церквей. Эти обстоятельства вызвали на Западе интерес. Однако к началу Крестового похода Византия уже преодолела глубокий политический и военный кризис и пребывала в периоде относительной стабильности примерно с 1092 года. Печенежская орда была разгромлена, сельджуки не вели активных кампаний против византийцев, и даже наоборот, император часто прибегал к помощи наёмных отрядов, состоявших из тюрок и печенегов, для усмирения своих врагов. Но в Европе считали, что положение империи бедственно, рассчитывая на унизительное положение императора. Этот расчёт оказался неверным, что привело в дальнейшем ко многим противоречиям в византийско-западноевропейских отношениях.

Христиане Востокаправить | править код

Католическая церковь неизменно пропагандировала миф о жестоком обращении мусульман с христианами. На самом деле, многие из христиан Востока, вопреки мнению церкви, не обращались в рабов (за некоторыми исключениями), а также могли сохранить свою религию. Так было во владениях турок-сельджуков и городов на Восточном Средиземноморье. Поэтому, доводы католической церкви о тяжёлой судьбе их «братьев» на Востоке частично неверны. Об этом свидетельствуют данные, что когда первые отряды крестоносцев вступили на территорию турок, большинство местного населения составляли именно христиане, мусульмане же предпочитали мирно сосуществовать с христианами.

Карта Первого крестового похода


История

В начале 1212 года тысячи крестьян (в том числе детей и подростков) из Германии и Франции собрались в войско для завоевания Гроба Господня в Иерусалиме (по некоторым данным, французские дети направились не в Иерусалим, а в Париж ко двору Филиппа Августа, где некий проповедник обещал представить королю письмо от Иисуса Христа и сотворить чудеса; Филипп приказал распустить детей по домам).

В мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн, в его рядах насчитывалось около 25 000 детей и подростков, направляющихся в Италию, чтобы оттуда морем достигнуть Палестины. В хрониках XIII века более пятидесяти раз упоминается этот поход, который получил название «Крестового похода детей».

Во Франции в мае того же года у пастушка Стефана из произошло видение: ему явился Иисус в образе белого монаха, велев встать во главе нового Крестового похода, в котором приняли бы участие лишь дети, дабы без оружия с именем Божьим на устах освободить Иерусалим. Возможно, идея крестового похода детей была связана со «святостью» и «непорочностью» юных душ, а также суждением, что им не может быть причинён физический вред оружием. Пастух начал так страстно проповедовать, что дети убегали из дома вслед за ним. Местом сбора «святого войска» был объявлен Вандом, в котором к середине лета по оценкам собрались более 30 000 подростков. Стефан почитался чудотворцем. В июле они с пением псалмов и хоругвями отправились в Марсель, чтобы отплыть на Святую землю, но о кораблях никто заранее не думал. К воинству часто присоединялись преступники; играя роль участников, они живились за счёт подаяний благочестивых католиков.

Крестовый поход был поддержан орденом францисканцев.

25 июля 1212 года немецкие крестоносцы прибыли в Шпайер. Местный хронист сделал такую запись: «И случилось великое паломничество, шли мужи и девы, юноши и старцы, и всё это были простолюдины».

20 августа войско достигло Пьяченцы. Местный хронист отметил, что они спрашивали дорогу к морю: ещё в Германии они двинулись в поход, уверяемые, что «море расступится перед ними», так как Господь поможет им в достижении их священной цели. В те же дни в Кремоне видели толпу детей, пришедших сюда из Кёльна.

Немецкие дети терпели ужасные лишения, пересекая Альпы на пути из Германии в Италию, а те, кто пережил путь, столкнулись в Италии с враждебным отношением местных жителей, которые ещё помнили разграбление Италии крестоносцами при Фридрихе Барбароссе. Дорога к морю через равнину для французских детей была существенно легче. Добравшись до Марселя, участники похода ежедневно молились о том, чтобы перед ними расступилось море. Наконец, два местных купца — Гуго Ферреус и Гийом Поркус — «смилостивились» над ними и предоставили в их распоряжение 7 кораблей, каждый из которых вмещал около 700 рыцарей, чтобы плыть в Святую Землю. Затем их след был утерян, и только 18 лет спустя, в 1230 году в Европе объявился монах, сопровождавший детей (и немецких, и французских детей, по всей вероятности, сопровождали церковники, хотя это никак и не доказано), и рассказал, что корабли с юными крестоносцами прибыли к берегам Алжира, где их уже поджидали. Оказалось, купцы предоставили им корабли не из милости, а сговорившись с мусульманскими работорговцами.

Большинство современных исследователей считает, что основную массу участников движения составляли не маленькие дети, а как минимум подростки и юноши, так как словом лат. pueri («мальчики») в средневековых источниках называли всех простолюдинов (аналогично русскому ребята — крестьяне).

Немецкий крестовый поход детей

Подобно Этьену во Франции, в Германии также появился проповедующий ребенок. Десятилетний Никлас вместе с отцом проповедовал идею крестового похода в нижнерейнских областях.

Проповеди Никласа имели большой успех. За короткий срок в Кельне собралось около 20 тыс. детей. Армия юных рыцарей креста двинулась на юг. При переходе через Альпы две трети детей погибло от голода.

Возле Рима часть крестоносцев повернула обратно, остальные направились к порту Бриндизи. Только вмешательство местного епископа оградило детей от рук работорговцев.

На обратном пути немецкие юные крестоносцы практически все погибли от голода и болезней.

Папа Иннокентий III никак не осудил этот безумную затею. Он предоставил выжившим детям “отсрочку” до совершеннолетия, после чего они должны были выполнить свой святой обет.

Последствия крестовых походов.

Крестовые походы принесли неисчислимые бедствия народам Ближнего Востока и сопровождались уничтожением материальных и культурных ценностей. Они (особенно Четвертый крестовый поход) подорвали силы Византийской империи, тем самым приблизив ее окончательное падение в 1453. Крестовые походы закончились неудачей, и поэтому не решили ни одной из долгосрочных проблем, стоявших перед средневековой Европой. Тем не менее они оказали значительное влияние на ее дальнейшее развитие. Они позволили на определенный период ослабить демографическую, социальную и политическую напряженность в Западной Европе. Это способствовало укреплению королевской власти и созданию национальных централизованных государств во Франции и Англии.

Крестовые походы привели к временному усилению католической церкви: она существенно укрепила свое финансовое положение, расширила сферу своего влияния, создала новые военно-религиозные институты – ордена, сыгравшие важную роль в последующей европейской истории (иоанниты в защите Средиземноморья от турок, тевтонцы в немецкой агрессии в Прибалтике). Папство подтвердило свой статус лидера западно-христианского мира. В то же время они сделали непреодолимой пропасть между католицизмом и православием, углубили конфронтацию между христианством и исламом, обострили непримиримость европейцев к любой форме религиозного инакомыслия.

Раньше считалось, что крестовые походы значительно обогатили европейскую продовольственную флору, дали толчок развитию производственных технологий и обусловили расширение культурного потенциала за счет заимствований с Востока. Новейшие исследования, однако, не подтверждают подобные утверждения. В то же время крестовые походы не прошли бесследно для западной экономики и культуры. Ограбление заморских стран стало катализатором имущественного расслоения и прогресса товарно-денежных отношений. Возросло экономическое могущество итальянских торговых республик, получивших огромную прибыль за счет фрахта и значительно укрепивших свои коммерческие позиции в Восточном Средиземноморье и на Черном море, серьезно потеснив арабов и византийцев. Крестовые походы способствовали социальной мобильности европейцев, преодолению их страха перед неизведанным; в психологическом плане они подготовили Великие географические открытия. И, наконец, крестоносное движение и крестоносный дух нашли отражение в средневековой литературе (рыцарский роман, поэзия трубадуров, историописание). Среди наиболее значительных произведений – историографические и биографические труды Вильгельма Тирского, Жоффруа де Виллардуэна, Робера де Клари и Жана де Жуанвиля, поэмы Песнь об Антиохии и История священной войны.

По словах Ж.Ле Гоффа, крестовые походы оказались «вершиной экспансионизма средневекового христианского мира», «первым опытом европейского колониализма».

Иван Кривушин

Под знамена пастушка

По пути мальчик проповедовал в деревушках и городах. Постепенно он научился не теряться перед толпой, его речь лилась гладко и находила дорогу к сердцам слушателей.

Но если взрослые лишь умилялись юному «святому», совсем иной была реакция детей. Они, уверовавшие, что Стефан — посланник Христа, бежали из дома, сбивались в отряды и ждали знака своего кумира для выступления в поход. Пока же бродили от деревни к деревне и питались подаянием.

Стефан же, дойдя до Сен-Дени, имел там огромный успех. Многие паломники, пришедшие в аббатство, вели с собой детей. Вернувшись домой, те рассказывали о «святом» мальчике-пастушке сверстникам.

Число детей и подростков, готовых отправиться в Святую землю, множилось день ото дня. Более того, невежественное население всячески поддерживало идею детского крестового похода. А те здравомыслящие люди, кто говорил, что эта затея — безумие, подвергались гонениям.

Уже в конце мая Стефан объявил местом сбора Вандом. И под его знаменами собрались от 30 до 50 тысяч детей и подростков (самым младшим было по шесть лет, среди них находились и девочки). Конечно, к ним прибились и взрослые — бродячие монахи, преступники, распутные женщины.

Крестоносцы всегда были окружены подобными личностями. Нередко взрослые пилигримы брали в поход и детей, однако раньше основу войска, готовившегося к походу на Иерусалим, составляли закаленные в боях рыцари. Теперь же ядром войска стали малолетки, единственным оружием которых было слово Божье.

Начало крестовых походов

Папа Римский пообещал всем участникам крестового похода освобождение от всех грехов, прошлых и будущих, «гарантированное место в Раю». Поэтому не удивительно, что вскоре широкие массы людей, причем как благородных рыцарей, так и просто бедных крестьян вступили в ряды крестоносцев. Ведь влияние религии в сознании людей в то время было очень сильным и все эти люди действительно верили, что после смерти непременно попадут в Рай.

Но индульгенция на освобождение от всех грехов имела и обратную сторону, так по пути в Святую Землю «воинство Христово» не гнушалось грабежами и разбоем, попутно грабя местные деревни (чего стеснятся, ведь итак все грехи простятся, значит можно и хорошенько погрешить). Особенно досталось евреям, которые как «нехристи» стали первыми жертвами воинственных крестоносцев. Так, еще не начав, по сути, воевать с мусульманами крестоносцы осуществили целый ряд еврейских погромов во многих европейских городах лежащих на пути их маршрутов.

По пути в Константинополь крестоносцы вступали в конфликт с местными жителями, кое-где, эти конфликты оборачивались маленькими локальными войнами. Например, в Чехии и Венгрии местные жители оказали крестоносцам решительный отпор, так что, наконец, дойдя до Константинополя «воинство Христово» оказалось уже весьма поредевшим в стычках с такими же христианами, просто не желавшими быть ограбленными этими «воинственными пилигримами».

Стоит отметить, что первая стихийная волна крестоносцев, откликнувшаяся на призыв Папы, была представлена в основном бедными крестьянами, ставшими крестоносцами от безысходности и такими же бедными рыцарями. Когда вся эта ватага прибыла к Константинополю, византийский император был не особо в восторге. После того, как предводители крестоносцев присягнули на верность императору, первых крестоносцев переправили через Босфор, и вскоре большинство из них погибло в стычках с турками-сельджуками. Так бесславно закончился «нулевой крестовый поход», первое стихийное выступление людей, назвавшихся крестоносцами.

Первый крестовый поход


За стихийной толпой первых крестоносцев в поход вышло организованное рыцарство под предводительством самых доблестных и известных рыцарей того времени: Готфрида Бульонского, герцога Лотарингского, и его братьев. Среди участников первого крестового похода был и граф Гуго Вермандуа (младший брат французского короля) и герцог Роберт Норманнский (младший брат английского короля) и множество других очень знатных рыцарей, чьи имена позже не раз будут упоминаться в многочисленных рыцарских романах. Все эти люди стали во главе первого крестового похода.

В отличие от бедных крестьян, ставших крестоносцами ради «теплого места в Раю», это воинство было прекрасно вооружено, организовано, любило и умело воевать. Так что, дойдя до Константинополя и переправившись через Босфор, в первой же битве крестоносцы наголову разгромили турков-сельджуков, а затем осадили Антиохию. Ее осада продлилась целый год и была полна трудностей и лишений, тем не менее, крестоносцы взяли этот город, а затем разгромили втрое превышавшую их числом армию мусульман, пришедшую на помощь осажденной Антиохии. После этой победы путь на заветный Иерусалим был открыт.

И вот, 15 Июня 1099 года свершилось то, чего так хотели крестоносцы – Иерусалим, который находился в руках египетского султана, был осажден и захвачен «воинством Христовым».

Взятие Иерусалима крестоносцами, средневековая миниатюра.

Захватив Иерусалим, крестоносцы устроили в городе страшную резню, убивая не только мусульман, но и тамошних евреев и даже местных христиан, в общем всех без разбору (ведь и так все грехи прощены). Увы, к таким печальным последствиям может привести слепой религиозный фанатизм.

Первый крестовый поход достиг своей главной цели – отвоевал для христиан Святую Землю и, забегая немного наперед, именно он был самым успешным среди всех крестовых походов. Такому блистательному успеху крестоносцев в какой-то мере поспособствовала и разобщенность мусульман, разделенных на два больших лагеря: суннитов из Мосула и шиитов из Египта. Сунниты и шииты друг друга, мягко говоря, не любили, поэтому о совместных действиях против крестоносцев не договорились и позволили тем в результате таки захватить Иерусалим. Таковы вкратце события первого крестового похода.

На завоеванных территориях крестоносцами было создано Иерусалимское королевство, а Готфрид Бульонский был провозглашен первым Иерусалимским королем. А еще крестоносцы умудрились поссориться со своими византийскими союзниками, которым были обещаны часть отвоеванных у мусульман земель. Но крестоносцы нарушили обещание и оставили эти земли себе. Ссора с византийцами им впоследствии аукнулась.

Причины крестовых походов

Европа в Х-ХI веке пребывала в глубоком кризисе, «века были так себе, средние». Действительно в разгар средневековья жизнь была далеко не сахар, причем не только у простолюдинов, но и у выходцев из знатных семей. Ведь в каждой семье, что бедной, что богатой и знатной всегда рождалось по много детей (о планировании семьи и контрацепции тогда не знали и в помине). А согласно тогдашним законам во избегание семейных разборок между братьями все имущество своих родителей унаследовал старший сын. У младших сыновей оставалось лишь два пути, или пойти в монастырь и далее продвигаться по религиозно-церковной линии, или взять отцовского коня, доспехи и оружие, и стать странствующим рыцарем.

Подобные бродячие рыцари нередко объединялись в настоящие банды, грабя незадачливых торговцев, обкладывая поборами деревни, или же шли на службу к тому или иному феодалу. Благо средневековые феодалы частенько воевали друг с другом и помощь бедных, но благородных рыцарей была как нельзя кстати.

Но к концу ХI века в Европе разразился еще и экономический кризис: несколько подряд идущих неурожайных годов, как результат феодалам стало нечем платить благородным рыцарям за их службу. Да и странствующих рыцарей-бандитов становилось все больше и больше. Умным людям стало ясно, что их воинственную энергию надо куда-то направить, и желательно, чтобы это «куда-то» было подальше от их собственного дома. И куда, вскоре нашлось…

…Святой город Иерусалим является священным и для евреев, и для мусульман, и конечно же для христиан. Завоеванный арабами в 687 году, он, тем не менее, оставался открытым для христианских паломников (к слову первые мусульмане уважали христиан и евреев, считая их также людьми Книги, которые верят в одного с ними единого Бога). Все изменилось, когда к власти пришли турки-сельджуки, не отличающиеся веротерпимостью. В 1071 году они прервали паломнические пути, и закрыли «неверным» христианским пилигримам доступ в святой город Иерусалим. Только сама эта новость вызвала большое возмущение и негодование в Европе.

А еще чуть позже, в 1095 году византийский император отправил письмо Папе Римскому с просьбой помочь с турками-сельджуками, которые теснят границы Византии и вообще «христианских людей обижают».

И вот в том же 1095 году Папа Урбан II произносит свою знаменитую пламенную речь о том как «проклятые сарацины» топчут Святую Землю и притесняют христиан, и что пора бы всему благородному христианскому рыцарству собраться и освободить Святую Землю от «ненавистных бусурман» и заодно помочь византийцам, пусть они и православные (то бишь еретики) но все одно христиане.

Что и говорить, речь Папы сорвала бурные овации, а все присутствующие на ней рыцари тут же поклялись отвоевать Святую Землю и в знак этой клятвы нашили на свои одежды красные кресты. Так зародилось движение крестоносцев.

Давайте подведем итог того, что стало причиной, точнее причинами появления такого необычного исторического явления как «крестовые походы». Как видите тут причин несколько:

  • Подлинное желание освободить святой город Иерусалим, сделать его доступным для христиан и заодно распространить влияние католической церкви на восток.
  • Бедственное положение в самой Европе, необходимость направить энергию воинственных, но бедных рыцарей на какое-то благородное дело. «Освобождение Святой Земли от сарацин», что может быть благороднее?

Кампания

Иерусалим

Первым крест принял Андраш II. До своего возвращения в Венгрию он оставался лидером Пятого крестового похода. Андраш II и его войска собрались 23 августа 1217 года в Сплите. 9 октября венецианский флот — крупнейший в Европе флот в ту эпоху — доставил крестоносцев на Кипр, откуда они отплыли в Акру. Там они присоединились к войскам Иоанна де Бриенна (правителя Иерусалимского королевства), Гуго I Кипрского и князя Боэмунда IV Антиохийского, чтобы выступить против Айюбидов в Сирии. В октябре лидеры крестоносцев провели военный совет в Акре под председательством Андраша II.

Андраш II.

В Иерусалиме после высадки крестоносцев мусульманские власти разрушили стены и фортификационные сооружения, чтобы не дать христианам защитить город, если бы им удалось его занять. Многие жители бежали из города, опасаясь повторения кровопролития Первого крестового похода в 1099 году.

Хорошо подготовленная армия Андраша II 10 ноября разбила войска султана аль-Адиля при Вифсаидах на реке Иордан. Мусульмане отступили в свои крепости и города. Катапульты и требюше не прибыли вовремя, так что пришлось тщетно осаждать крепости Ливана и на горе Фавор. Сам Андраш II проводил время за сбором разного рода реликвий. Военные действия шли вяло, и в начале 1218 года Андраш II серьёзно заболел и решил вернуться в Венгрию. В феврале 1218 года Гуго I и Боэмунд IV также вернулись домой.

Альянс с сельджуками

Вскоре в Святую землю прибыли новые отряды крестоносцев, состоявшие из голландских, фламандских и фризских солдат, под предводительством Оливера Кельнского, Георга Видского и графа Голландии Виллема I. Крестоносцы решили напасть на Египет, который был в то время главным центром мусульманского могущества в Передней Азии. Чтобы создать Айюбидам «второй фронт», они заключили союз с конийским султаном Кей-Кавусом, в соответствии с которым сельджуки обязались напасть на египетские войска в Сирии.

Египет

Карта Пятого крестового похода.

В июне 1218 года крестоносцы начали осаду Дамиетты, и, несмотря на сопротивление гарнизона, смогли занять главную башню города 25 августа. Они не могли захватить весь город, к тому же в войске начались эпидемии, одним из умерших стал Роберт Керзон. Султан аль-Адиль умер, и ему наследовал аль-Камиль, его сын. Между тем Гонорий III в 1219 году послал Пайо Гальвау (Пелагия Гальвани) возглавить крестовый поход. Аль-Камиль пытался вести переговоры с крестоносцами о мире. Он предложил обменять Дамиетту на Иерусалим, но Пайо Гальвау не принял эти предложения. Узнав об этом, Виллем I отплыл домой. В августе или сентябре Франциск Ассизский прибыл в лагерь крестоносцев и встретился с султаном. К ноябрю крестоносцы истощили силы султана, и, наконец, смогли занять Дамиетту.

Сразу после захвата города среди лидеров крестоносцев разгорелись споры о том, кто будет им управлять — светские или духовные лица. Иоанн де Бриенн в 1220 году объявил себя хозяином города. Но Пайо Гальвау не согласился с этим и вынудил Иоанна вернуться в Акру. Удаление из лагеря Иоанна отчасти было возмещено прибытием в Египет Людвига I Баварского с немцами. Римский легат надеялся, что в Египет прибудет с армией Фридрих II, но он так и не появился, занятый внутренними проблемами. Вместо этого после года бездействия в Сирии в Дамиетту вернулся Иоанн де Бриенн, и крестоносцы в июле 1221 года двинулись на юг в сторону Каира. Этот марш не укрылся от глаз войск аль-Камиля, и набеги мусульман на фланги крестоносцев вывели из строя порядка 2 тысяч немецких солдат, которые отказались продолжать наступление и вернулись в Дамиетту.

Аль-Камиль смог вступить в союз с другими Айюбидами в Сирии, которые разбили сельджуков. Между тем движение крестоносцев к Каиру закончилось катастрофой. Их остановил разлив Нила. Сухой канал, который крестоносцы ранее пересекли, заполнился водой и заблокировал путь к отступлению. В итоге египтяне предприняли ночное нападение, которое привело к многочисленным потерям в войске христиан и капитуляции их армии. По условиям сдачи они получили свободное отступление, но обязались очистить Дамиетту и вообще Египет.

Саладин наносит ответный удар

В 1173 году эмиром Египта стал очень талантливый и энергичный правитель – султан Салах ад-Дин, которого крестоносцы прозвали просто Салладин. Салладин оказался действительно гениальным полководцем, мудрым правителем и дипломатом, а его деятельность стала подлинным проклятием для крестоносцев.

Правивший в то время Иерусалимским королевством король Балдуин IV хотя и был также весьма мудрым правителем и полководцем, тем не менее, оказался болен проказой и вскоре умер от этой болезни, а следующим королем стал муж сестры Балдуина – Гвидо де Лузиньян, человек сколь богатый, столь и чванливый. И когда его вассал, французский барон Рено де Шатильон совершил набег на арабский караван, Гвидо поддержал его, чем дал поводу Салладину начать полномасштабную войну против Иерусалимского королевства.

Войско крестоносцев, выступившее против Салладина, потерпело сокрушительное поражение в битве при Хаттине, сам Гвидо вместе с зачинщиком Рено де Шатильоном, оказались в плену у Салладина, последнего вскоре «укоротили на голову».


Пленные крестоносцы в лагере Салладина.

После этого поражения Иерусалим был осажден армией Салладина, тамошний небольшой гарнизон не мог долго сдерживать осаду и вскоре капитулировал. Иерусалимское королевство было уничтожено, а святой город Иерусалим снова оказался в руках мусульман.

К слову, описанные тут события отлично показаны в интереснейшем историческом фильме «Царство Небесное». Пусть там есть и некоторые исторические неточности (фильм все-таки художественный, а не документальный), мы очень рекомендуем всем его посмотреть, и проникнутся духом тех времен (смотреть стоит обязательно полную режиссерскую версию, она примерно на час длиннее обрезанной версии, которую показывали в кинотеатрах).

Весть о падение Иерусалим повергла всю христианскую Европу в глубокое уныние, а наиболее активные европейские короли стали собираться в третий крестовый поход.

Мониторинг СМИ

  • Протестные настроения в Белоруссии начинают затрагивать и духовную сферу. Пресс-секретарь Всемирного русского народного собора в интервью «Интерфакс-Религия» о том, кому могут быть выгодны беспорядки.

  • Яростное упоение своей правотой – слишком сильный наркотик, чтобы люди слезали с него от одних охлажденных рассуждений. Но это не избавляет нас от обязанности быть рассудительными.

  • Когда Россия ничем не сможет ему помочь

  • Белорусские протесты напоминают ситуацию в Ливии. И здесь и там – сильный лидер, находившийся у власти долгие годы, который был неугоден Штатам. Поддавшимся ажиотажу протеста жителям Белоруссии стоит задуматься – что будет с их страной дальше и кому это выгодно?

  • Президент Межпарламентской ассамблеи Православия, глава Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рассказывает, к каким духовным и политическим последствиям может привести обращение Святой Софии в мечеть.

  • Три прибалтийские республики и Варшава обсудили необходимость «сильного европейского ответа», а министр обороны Польши даже порассуждал о перспективах вмешательства НАТО в белорусскую ситуацию. К счастью, он счел это неудачной идеей.

  • Все материалы

Примечания

  1. Видимо, гребцы, моряки и воины были также убиты, что означает тысячи убитых
  2. A Manual of Church History, Albert Henry Newman, p. 461
  3. ↑ Prestwich, p. 75
  4. Prestwich, p. 71
  5. ↑ Tyerman, p. 813
  6. «The Encyclopaedia Britannica, Or Dictionary of Arts, Sciences, and General Literature», Volume 6, page 557
  7. Preiss, p. 70
  8. Prestwich, p. 77
  9. ↑ Howard, p.
  10. «Eleanor of Castile: The Shadow Queen», Sara Cockerill, Amberley, Dec 19, 2015.
  11. Histoire des Croisades III, René Grousset, p. 653.
  12. Preiss, p. 98
  13. Histoire des Croisades III, René Grousset, p. 653.
  14. Runciman, p. 336—337
  15. «The Later Crusades, 1189—1311», Kenneth M. Setton, Robert Lee Wolff.
  16. Preiss, p. 101

Таблица “Пятый крестовый поход”

Дата

Событие

Результат

Май 1218 г.

Высадка крестоносцев в Северной Африке.

Начало осады Дамьетты.

24 августа 1218 г.

Штурм Дамьетты.

Взятие крестоносцами укрепленного острова (Башня Цепи).

31 августа 1218 г.

Смерть султана аль-Адиля от болезни.


Моральный удар по мусульманству.

Август 1218 г.

Прибытие к Дамьетте папского легата кардинала Пелагия.

Командование походом начинает постепенно переходить от Жана де Бриенна к Пелагию.

Сентябрь 1219 г.

Султан аль-Камиль предлагает выгодные условия перемирия (возвращение Иерусалима, ежегодная дань).

Отказ Пелагия от подписания мира.

5 ноября 1219 г.

Штурм города.

Взятие Дамьетты крестоносцами.

6 июля 1221 г.

Наступление крестоносцев на Мансур.

Мусульмане заманивают христиан в хорошо подготовленную ловушку.

26 августа 1221 г.

Разлив Нила и открытие мусульманами шлюзов вызывают панику среди христиан.

Бегство крестоносцев.

28 августа 1221 г.

Перемирие.

Возврат Дамьетты. Полное восстановление власти Айюбидов в Нильском регионе.

Рис. 2. Карта.

В ноябре 1220 г. Фридрих II был провозглашен императором, но так и не прибыл в Египет, ограничившись отправкой подкрепления.

Подготовка

Папа Иннокентий III уже с 1208 года планировал крестовый поход, чтобы уничтожить империю Айюбидов и отбить Иерусалим. В апреле 1213 года он издал буллу Quia maior, призвав всех христиан присоединиться к новому крестовому походу. В 1215 году призыв был повторён в булле Ad Liberandam.

Франция

Во Франции идеи крестового похода проповедовал кардинал Роберт Керзон. Однако, в отличие от других крестовых походов, на его призывы откликнулись немногие: французские рыцари уже были вовлечены в Альбигойский крестовый поход против катаров.

В 1215 году Иннокентий III созвал Четвёртый Латеранский собор, на котором вместе с патриархом Иерусалима Раулем де Меренкуром обсудил восстановление позиций христиан в Святой Земле. Иннокентий III хотел, чтобы во главе похода стояло папство, как в Первом крестовом походе, во избежание ошибок Четвёртого крестового похода, контроль над которым заполучили в итоге венецианцы. Папа запланировал, чтобы силы крестоносцев встретились в Бриндизи в 1216 году, и запретил торговлю с мусульманами, чтобы гарантировать, что у крестоносцев будут корабли и оружие. Каждый крестоносец получал отпущение грехов, а также и те, кто только оплачивали расходы участников похода, но сами не принимали в нём участия.

Венгрия и Германия

Крестовый поход в Германии проповедовал Оливер Кельнский. Император Фридрих II в 1215 году попытался присоединиться к походу. Однако папа умер в 1216 году, и ему наследовал Гонорий III, который запретил императору участвовать в кампании и провозгласил предводителями крестового похода Андраша II Венгерского и герцога Леопольда VI Австрийского. Андраш II собрал самую большую армию в истории крестовых походов — 20 тысяч рыцарей и 12 тысяч ополченцев.


С этим читают